Образ простого солдата защитника родины в стихотворении бородино 5 класс сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Сочинение на тему: “Образ русского солдата в стихотворении “Бородино” Лермонтова”

Образ солдата, воина всегда очень интересно рассматривать, ведь эта категория лиц – особая, имеющая свои, неповторимые черты, которые практически не проявляются у обычных людей в мирное время. Образ солдата можно проследить по многим произведениям. В частности, одним из таких является произведение авторства Михаила Лермонтова под названием “Бородино”.

В данном стихотворении описываются события Бородинской битвы, состоявшейся в 1812 году, и в которой принимали участие русские солдаты. Естественно, что в этом произведении большая

часть посвящена именно русскому солдату и тому, как он сражался за родину против врагов. Анализировать образ русского солдата достаточно интересно, впрочем, стоит отметить, что он наделен преимущественно положительными чертами и характеристиками.

Практически не называя имен и не давая информации о военных званиях солдат, автор дает общую характеристику русскому солдату. Что же характерно для него в первую очередь? Думается, что основной характеристикой русского солдата является патриотизм. Подавляющее большинство из солдат, описанных в этом стихотворном произведении, чрезвычайно сильно любили свою

родину и были готовы отчаянно за нее бороться, чего бы это им ни стоило. Да, война – это время, когда люди погибают, и автор дает понять это достаточно отчетливо.

Тем не менее, данный факт никоим образом не сказывается на русском солдате, ведь он смел, отважен, бесстрашен и готов умереть за интересы своей страны, если это будет надобно.

Русский солдат не воспринимает себя в отрыве от всего общества, а потому ни при каких обстоятельствах не может поставить себя и собственные интересы выше интересов своей страны. Именно поэтому, говоря о себе лично, русский солдат всегда говорит не “я”, а “мы”. И это дает ему очень отчетливую характеристику.

Кроме того, стоит также отметить, что автор показывает разницу между поколением людей, сражавшихся у Бородино, и поколением, которое пришло за ним. Пришедшее поколение существенно отличалось. Оно не выстрадало, не пережило все то же, что было пережито солдатами времен битвы у Бородино.

Поэтому оно отличалось, и на этом резком контрасте автор тоже показывает образ русского солдата.

Важность великих битв в истории России велика, и множество соответствующих произведений, дающих образ русских солдат, было написано. Образ русского солдата в данном произведении Лермонтова интересен и вызывает гордость во всех русских людях.

Темы, проблемы и настроение

Сочинение по Лермонтову Темы: 1.Защитники родины в изображении Лермонтова.

Рассказ о событиях народной борьбы 1812 года автор поручает обычному солдату, рядовому участнику. Так он подчеркивает величие всего воюющего народа, а не только командования. Главная мысль в том, что побеждает не царь и его окружение, а простые и преданные отечеству люди, чьих потерь, бед и рисков никто не считает. Автор учит нас помнить их безмолвное самоотречение, их безропотный и великий подвиг, ставший залогом нашей свободы.

Бородинское сражение, описанное автором, является демонстрацией ценностей и идеалов народа. Это мужество, самоотверженность и любовь к Отечеству. Смысл стихотворения – возвеличить эти понятия, показать своему поколению нравственный путь, который всегда приведет к победе.

Средства художественной выразительности

Наиболее яркие краски придают произведению эпитеты и метафоры, которыми автор старается передать настроение и атмосферу стихотворения.

Для погружения читателя в атмосферу простого диалога поэт использует просторечные выражения и разговорные обороты устной речи.

Автор: Виктория Арфано
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

Лермонтов в своём стихотворении показывает подлинное отношение к героизму русской армии. Они сражались за жизнь простого народа, за мир и спокойствие родной земли. Лермонтов во всей красе показал подвиг простой российской армии. Главной идеей стихотворения является то, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат.

Вариант 2

Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.

К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле. Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику.

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

Вариант 4

Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.

Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.

Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.

Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.

Структура стихотворения проста: первая строфа — вступление, в котором молодой солдат задаёт вопрос ветерану — участнику сражения. Вторая строфа выражает главную мысль произведения.

Уж постоим мы головою

И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.

В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сра­жаться насмерть, до последнего.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Поэт из чисто внешних деталей создал картину психо­логического перенапряжения солдата перед смертным, не­отвратимым боем.

Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозмож­но.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

5 класс, литература

Дата проведения: 01.12.2017.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цель : расширить знания обучающихся о творчестве М. Ю. Лермонтова, истории нашей Родины; формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); совершенствовать навык выразительного чтения поэтического текста; воспитывать любовь к Родине, интерес к истории страны и любовь к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: выполнять учебно- познавательные действия в умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Коммуникативные УУД: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь, портрет М.Ю.Лермонтова.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих .

Чтобы познакомиться с новой темой, нам, ребята, необходимо вспомнить то, что мы изучали на предыдущем уроке.

Ребята, на уроках литературы мы часто говорим о том, что история нашей страны отражается на страницах литературы.

– О каком историческом событии мы говорили на предыдущих уроках? ( Об Отечественной войне 1812 года. )

А теперь мы выслушаем ваши отрывки стихотворения (ребята, выучившие отрывок, читают его наизусть, одноклассники вместе с учителем оценивают, насколько точно и выразительно он был прочитан ).

Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Объяснение учителя:

Выполнение тестового задания (на листочках)

1) 10-летней годовщине сражения;

2) 20-летней годовщине сражения;

3) 25-летней годовщине сражения;

4) 30-летней годовщине сражения.

2 вопрос. Бородино – это:

1) село под Москвой;
2) деревня под Смоленском;
3) город под Петербургом;
4) поле в окрестностях Киева.

3 вопрос. Бородинское сражение произошло во время:

1) Отечественной войны с Наполеоном в 1812 году;
2) войны с Турцией в 1828 году;
3) русско-турецкой войны в 1877 году;
4) Великой Отечественной войны с фашистами в 1942 году.

4 вопрос. Главнокомандующим русскими войсками во время Бородинского сражения был:

1) Александр Суворов
2) Михаил Кутузов
3) Георгий Жуков
4) Константин Рокоссовский

5 вопрос. Чем закончилось Бородинское сражение?
1) Французская армия под предводительством Наполеона сдалась в плен русским.
2) Французы отступили.
3) Русская армия потерпела поражение, поэтому спасалась бегством.

6 вопрос. От чьего лица ведется повествование о Бородинском сражении?

1) от лица юноши, который разговаривал с очевидцем сражения;
2)от лица автора произведения;
3) от лица командующего русской армией;

4) от лица старого солдата – участника Бородинского сражения.

7 вопрос: Что такое кивер?

1) артиллерийский снаряд;
2) род войск;
3) высокий головной убор у военных;
4) стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.

(Ответы: 1-й вопрос – 3;

Работа с текстом стихотворения

Ребята, кого мы можем считать героем произведения? ( Русского солдата ).

А каким мы его видим? Давайте составим его характеристику.

Мужество - присутствие духа в опасности.

Храбрость - отсутствие страха.

Отвага - смелость, бесстрашие, храбрость.

Удаль - безудержная, лихая смелость.

Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации.

Патриотизм - преданность и любовь к Родине, народу.

Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Ребята, как вы считаете, это портрет только одного солдата, или все воины той эпохи были такими? ( ребята высказывают предположения )

Посмотрим в тексте, какое местоимение встречается чаще : я или мы ?

( местоимение мы и близкие по смыслу местоимения наш ). О чем это говорит? (о том, что солдаты осознают себя одним целым, у них одна Родина и одна большая цель – защитить ее ).

Как называют людей, которые любят свою Родину? ( Патриоты ).

А что для вас значит любить свою Родину? ( учащиеся высказываются, учитель обобщает их реплики и говорит, что любовь к Родине начинается с любви и бережного отношения к родному языку, со знания родной истории и культуры, с понимания особой роли России в мировой истории. Для старшего поколения патриотизм – это желание служить своей стране, честно трудиться, ответственно выполнять свой долг. Воинский долг – отважно защищать свою страну, выполняя приказы командира, не жалея себя ).

Давайте вернемся к нашему патриотическому стихотворению. Найдем в стихотворении строки о полковнике.

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам .
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И тихонько за парты сели.

Работа над языком произведения:

Приведите примеры поэтического языка (метафоры, эпитеты, сравнения и т. п.), при помощи которых изображаются высокие чувства простых русских людей.

Сравните седьмую и восьмую строфы стихотворения. ( Седьмая строфа описывает ночь накануне сражения – в ней большую роль играют прилагательные, замедляющие темп рассказа. Восьмая строфа рисует утро боя 26 августа 1812 г. – здесь больше глаголов, которые передают движение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря. )

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

Итак, в своем произведении Лермонтов отразил любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов взглянул на события глазами простого солдата-участника событий.

Выставление оценок.




Пример сочинения 1

Поэзия насыщена энергией и чувствами людей, которые пережили войну, как они молоды и хотят быть героями, совершать подвиги. В те времена многие парни хотели сделать что-то в своей жизни, чтобы это было значимо.

Автор в своем сочинении подчеркивает довольно страшные события, произошедшие в 1812 году.
Что может быть хуже войны? Ничего, война – это человеческая смерть, потеря родных и близких. Началась война между Францией и Россией. На Россию напал враг, и люди были вынуждены защищать свою родину, несмотря ни на возраст, ни положение, а Бородинское сражение – лишь малая часть страшных событий.

Именно эта битва осталась в великой истории, где на первый взгляд, французы одержали победу, но это только на первый взгляд. Несмотря ни на что, русские победили своего врага, хотя и казались слабее противника. Так много людей погибло с обеих сторон, но все они умерли, защищая свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это никак не повлияло на описание событий сражения, как будто Лермонтов сам участвовал в сражении. Автор проделал большую работу, описывая действия того трудного боя, эмоции, которые испытывали люди в то время.

Вы, конечно, поймете, что война страшна, но еще страшнее бояться и не защищать свою Родину, никто не предавал.
Лермонтов подошел к этому произведению иначе, чем к другим своим стихотворениям. Эта работа имеет другую структуру.

Лермонтов решил, что было бы интереснее, если бы рассказ о событиях был от обычного солдата, который рассказывает все внуку. Он повествует об этих страшных событиях и акцентирует внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодые люди были совершенно другими, более смелыми и готовыми отдать жизнь за свою семью и друзей, свою землю.

Прочитав это стихотворение, можно сделать вывод, что храбрость и смелость молодых людей всегда ценилась, ценится и будет цениться. Надо быть верным честным перед своим народом, а главное быть таковым перед самим собой. Огромное счастье, что мы сейчас живем под мирным небом, и надеемся, что никогда не прочувствуем все невзгоды прошедших войн.

Пример сочинения 2

Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!

В данном стихотворении описываются события Бородинской битвы, состоявшейся в 1812 году, и в которой принимали участие русские солдаты. Естественно, что в этом произведении большая часть посвящена именно русскому солдату и тому, как он сражался за родину против врагов. Анализировать образ русского солдата достаточно интересно, впрочем, стоит отметить, что он наделен преимущественно положительными чертами и характеристиками.

Практически не называя имен и не давая информации о военных званиях солдат, автор дает общую характеристику русскому солдату. Что же характерно для него в первую очередь? Думается, что основной характеристикой русского солдата является патриотизм. Подавляющее большинство из солдат, описанных в этом стихотворном произведении, чрезвычайно сильно любили свою родину и были готовы отчаянно за нее бороться, чего бы это им ни стоило. Да, война – это время, когда люди погибают, и автор дает понять это достаточно отчетливо. Тем не менее, данный факт никоим образом не сказывается на русском солдате, ведь он смел, отважен, бесстрашен и готов умереть за интересы своей страны, если это будет надобно.

Важность великих битв в истории России велика, и множество соответствующих произведений, дающих образ русских солдат, было написано. Образ русского солдата в данном произведении Лермонтова интересен и вызывает гордость во всех русских людях.

Читайте также: