Образ музы в поэзии тютчева и фета сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Урок проходит в форме литературно-музыкальной композиции, стихотворения А.А. Фета читают наизусть заранее подготовленные ученики. Тексты стихотворений представлены в Приложении 6.

Рассказ учителя: Это стихотворение написано Афанасием Афанасьевичем Фетом и навеяно впечатлением от пения Татьяны Андреевны Кузьминской, сестры С.А. Толстой – жены Л.Н. Толстого. Что же нам известно о жизни А.А. Фета?

1. Жизнь Афанасия Афанасьевича Фета (1820–1892 гг.) небогата внешними событиями, но была осложнена двумя обстоятельствами, наложившими отпечаток на его судьбу и творчество.

Первое обстоятельство связано с происхождением Фета.

Лечившийся в Германии помещик Афанасий Шеншин увез от мужа Шарлотту Фет, родившую мальчика через месяц после приезда в Россию. Этому мальчику было дано имя Афанасий. Но духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до брака Шарлотты Фет с Афанасием Шеншиным. В отличие от младших братьев и сестер, заочно именовавшимися Шеншиными, он должен был называться Фетом, что было для него несчастьем. Он долгое время мечтал о праве именоваться Шеншиным, т.е. помещиком, и принадлежать к дворянской России. Слайд 2

2. Фет решает стать военным и в 1845 году поступает в кавалерийский полк: офицерский чин давал в то время дворянство. Поэту не повезло и здесь. За 12 лет он дослужился до поручика. Но вдруг вышел указ о том. Что дворянство мог дать только чин полковника. Фет порывает с военной службой, покупает землю с Мценском уезде. Летние месяцы поэт проводит в усадьбе, в остальное время живет в Москве, купив там особняк, много пишет, переводит, добивается почета. Получает звание камергера, получив право принадлежать к роду Шеншиных.

3. И второе обстоятельство, наложившее отпечаток на его душу и личность.

Как художник, Фет всю жизнь не мог уйти от этой трагедии. До глубокой старости он писал стихи, обращенные к ней, к своей загубленной любви. Слайд 3

4. Слово учителя

Муза – это богиня поэзии.

Муза Фета – добрая, с ласковой речью, небесная, неземная женщина.

– В чем же назначение поэзии?

Она помогает забыть житейские волнения, обрести счастье, славу, любовь.

6. К чему же зовет Муза А.Фета?

– Рассмотрим это на примере следующих стихотворений и сформулируем тезисы для ответа. Слайд 6

Не забывать друзей, не оставлять человека в одиночестве.

Муза зовет к снисходительности, не отталкивать человека, не проявлять негодования, даже если чувство любви неразделенное и кажется безумием.

Не помнить зла, в этом, по мнению поэта, залог счастья.

Не надо отчаиваться, и в разлуке чувство остается, и разлука прекрасна, если любишь.

7. Слово учителя

Сердце трепещет отрадно и больно,
Подняты очи, и руки воздеты,
Здесь на коленях я словно невольно,
Как и бывало, пред вами, поэты.

Основные темы поэзии Фета – природа и любовь – как бы слиты воедино. Именно в природе и в любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия.

– В чем разница в восприятии мира?

Ф.И. Тютчев рисует приметы русской осени, создавая картину неяркой, неброской красоты родной природы. У Фета же картина хладной осени передает состояние лирического героя.

Таким образом, особенность лирики А.А. Фета – слияние внешнего и внутреннего мира.

– Подтвердите эту особенность лирики Фета, прослушав следующие стихотворения.

Мир чувств представлен через мир природы (через восприятие любящего).

В 1843 году появилось стихотворение Фета, которое по праву можно назвать его поэтическим манифестом.

– Что образует фетовскую вселенную?

– На каком художественном приеме построено это стихотворение?

Три поэтических предмета – природа, любовь и песня – тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет. И поэт полон жажды любви и творчества .

9. Слово учителя

6. Подведение итогов урока

– В чём же особенность лирики А.А. Фета?

10. Домашнее задание

Собственно, поэтому часто Тютчев чувствует себя недостойным её… истуканом! У которого не хватает пыла, чувств перед идеалом. Поэт постоянно обращается в стихах к любимой, как если б это было письмо или его речь к ней – признание.

Вариант 2

Лирика каждого поэта в русской литературе своеобразна. Это объясняется индивидуальным отношением писателей к тому или иному явлению в жизни.

Тема любви в творчестве Ф. И. Тютчева — это часть его жизни и личной, и творческой. Неудачные любовные связи на его жизненном пути не сломили поэта. Наоборот, этот человек находил в каждом движении, мимике противоположного пола продолжение для вдохновения своему творчеству.

Тревожные и светлые мысли, душевные порывы, отраженные в его стихотворениях, до глубины души трогают сердце читателя. Для любовной лирики характерна настоящая искренность. Именно поэтому из его произведений можно узнать часть биографии. Но цель существования этого человека всегда была неизменной — он ни дня не мог прожить без страстных признаний, которые имели место на любом этапе жизни, несмотря на предыдущие потери и трагическую развязку.

Любовь, предательство, ложь и боль — каждое из этих чувств автор испытал на себе, поэтому так необыкновенно точно и искренне звучат его строки, созданы образы.

Любовь в творческой деятельности поэта — высшая сила, способная творить волшебство. Автор осознает, что это чувство приходит внезапно и ощущает себя бессильным в борьбе с ним. Поэтому в его судьбе роковые моменты неизбежны, а сам автор уподобляет себя птице с изувеченными крыльями.

Что значит любовь для каждого из них

Он помнит и ни на минуту не забывает свою юношескую любовь, но не отворачивается от ее трагизма в Alter ego и считает, что для истинной любви есть особенный суд — его с любимой нельзя разлучить.

Мир – это создание Творца. Оба поэта пытаются познать Создателя через природу. Но если Ф. Тютчев смотрит на мир трагическим и философским взглядом, то А. Фет, как соловей, поет песнь его непреходящей красоте.

Сочинение Любовная лирика Тютчева (тема любви в творчестве Тютчева)

В то время русские писатели относились к лирике о любви с большим интересом и особым чувством, которое в них заражала особое вдохновение для их творчества. И появлялось целеустремленное желание творить все новые и новые шедевры для русской литературы. И можно сказать по этой причине, что чувство любви вызывает массу эмоций и душевных переживаний, являлось особой темой для поэзии.

Безусловно, каждое произведения Тютчева о любви, стало неотъемлемой часть его самого известного творчества, которое известно и по сей день. Ведь он в своем творчестве пишет о том, что твориться у него на сердце, выражает происходящие события с его любимыми женщинами. Каждая его строчка написана из прожитой личной жизни самого автора, словно с дневника. Передавая все тягости и душевные переживания из-за любовных чувств происходивших с ним в тот момент его прожитой жизни. Он даже после разрыва отношений вспоминает своих женщин.

Он всегда писал искренне, не скрывая своих чувств. Но многочисленные связи с разными особами довели его жену до смерти, с прискорбием он это принимает, но поделать уже не чего не может. Ведь что-то менять уже поздно. Спустя некоторое время, утихает боль о трате супруги и он жениться второй раз на любовнице, которой посвящает немало любовных произведений.

Тютчев в свое время разбил сердца многим женщинам, принеся им массу боли и разочарований.

Подводя итог любовной лирике Ф.И.Тютчева, можно с уверенностью сказать, что он творил шедевры для русской литературы, пусть даже не всегда со счастливым и успешным концом. Но поэт всегда писал о тонких своих душевных переживаниях, происходящих из-за любимых женщин встречавшихся у него на пути. И у него их было довольно не мало, Тютчев был любвеобильным. И ему постоянно хотелось познавать постоянно новые впечатления. Он немало своим возлюбленным посвящает стихотворений, в которых выражает свои глубокие чувства

Музыкальный дар А. Фета

Тут и картина ночного неба с тающими облаками, и обещание любви и счастья на земле, которое оказывается достижимо только в небесах. В целом при всей неоспоримой музыкальности Фет пришел к радостному, почти языческому восприятию бытия.

Сочинение 4

Для большинства русских поэтов любовь является бессмертным чувством, которое в любом из своих проявлений становится источником вдохновения, зарождения новой мысли. Именно поэтому теме любви уделяется особое внимание.

Личная жизнь Федора Ивановича Тютчева с юношеских лет до зрелого возраста сопровождалась бурными страстными днями и ночами, романтическими связями с женщинами, минутами страданий и наслаждений, клятвами в верности и предательством. В связи с этим, в творчестве Ф.И. Тютчева нашли отражение его увлечения, которые иногда вносили в будни неповторимые мгновения счастья, но иногда были губительными для обоих влюбленных. Каждое творение его любовной лирики — это неотъемлемая составляющая самого автора. Это события, переживания, настроения, которые он извлекал из сердца, переносил их лично и запечатлевал на страницах сочинений.

В стихотворениях нашла отражение глубокая привязанность к любимым женщинам, достоверные факты о которых отражены в биографии. В произведениях нет упоминаний об именах, статусах возлюбленных. Полная картина создается после прочтения произведений. Проникая вглубь строк, разделяешь ощущения поэта, понимаешь его душевные терзания. Зная подробности его историй из биографических очерков, можно легко узнать в них каждого адресата.

Сравнение приемов в стихотворениях Ф.Тютчева и А. Фета

В то время, как весна Фета неразрывно связана со многими факторами, Тютчеву достаточно говорить о ее приходе, выходя из наличия только весенних ручейков.

Любовь
влирикеФ.И.ТютчеваиА.А.Фета.
Цели:

  • познакомить с некоторыми эпизодами личной жизни замечательных русских поэтов и их отражением в поэтических произведениях;
  • открыть для себя этих поэтов как авторов стихов о любви, помочь учащимся увидеть образы возлюбленных поэтов;
  • эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

Эпиграф:

На всей земле не встретите поэта, Дерзнувшего приняться за перо, Не обмакнув его сперва в прекрасных Слезах любви…

В.
Шекспир
ХОД УРОКА

2-й
ученик:
Все начинается с любви: И озаренье, и работа, Глаза цветов, Глаза ребенка – Все начинается с любви.

1-й
ученик:
Все начинается с любви. С любви! Я это точно знаю. Все, даже ненависть – родная и вечная сестра любви.

2-й
ученик:
Все начинается с любви: мечта и страх, вино и порох. Трагедия, тоска и подвиг – все начинается с любви

Учитель:

На всей земле не встретите поэта, Дерзнувшего приняться за перо, Не обмакнув его сперва в прекрасных Слезах любви…

– Урок состоит из двух частей. В первой части мы расскажем о любви поэтов XIX века Ф. И. Тютчева и А.А. Фета. Во второй – прочтем свои любимые строки о любви.

Федор
ИвановичТютчев.
Одной из центральных в его зрелом творчестве стала тема любви, она отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований. В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд,которой посвятил позднее стихотворение, ставшее популярным романсом.

Ученик:

Еще стремлюсь к тебе душой – И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой… Твой милый образ, незабвенный, Он передо мной везде, всегда, Непостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда…

Учитель:

Тютчеву 47 лет, Денисьевой – 24,она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они любили друг друга, 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми до смерти Денисьевой. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой.

Ученик:

Это была и счастливая, и тяжелая любовь. Любовь, приобретшая в глазах петербургского света интерес скандала; любовь,закрывшая молодой женщине из хорошей семьи двери тех домов, где прежде она бывала желанной гостьей; любовь, заставившая отца Денисьевой отказаться от дочери; любовь, мучившая Тютчева сознанием своей виновности.

Тютчев даёт романтическую оценку любви. Любовь – стихийная страсть,дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, они не могут жить друг без друга. Это столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более слабая Денисьева. Тютчев и Денисьева понимали, что вина, прежде всего, лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи:

То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя, Увлечена, в душе уязвлена, Я стражду, не живу, им, им, одним живу я – Но эта жизнь. О, как горька она!

Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е. А.Денисьевой. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь,весело журча по листьям. Придя в себя, Елена Александровна долго прислушивалась к шуму дождя,осознавая, что умирает, но все еще тянулась к жизни.

Учитель:

Поэзия Тютчева принадлежит к числу созданий русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный создатель природы;нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца.

Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту.

С опорой на женскую красоту Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской,сестре С.Толстой, Е. Хомутовой, Н.Сологуб и многим другим женщинам. Татьяна Андреевна Кузминская,сестра Софьи Андреевны Толстой, впервые увидела поэта у себя дома, когда ей было 15–16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета,связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение. Стихотворение это – одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших образцов русской любовной лирики.

Ученик:

Фетовская тема любви чаще всего имеет оттенок трагический, стихотворения адресованы, как правило, одной и той же женщине,образ которой окутан дымкой таинственности.

Это стихотворение у Фета самое необычное. Оно одно сложное предложение. В нем нет ни одного глагола. Стихотворение было высмеяно в десятках пародий. Говорили, что его можно читать от первой до последней строчки и наоборот – смысл от этого не изменится. Это,конечно, не так. Композиторы Балакирев и Римский– Корсаков положили его на музыку.

Ученик:

Но расчетливый ум берет верх над сердцем поэта, узнавшем прелесть чистой любви и надеявшемся на семейное счастье. Спустя несколько месяцев последовал разрыв. Фет убедил девушку в невозможности их брака по материальным соображениям.

Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла трагедия, о которой с ужасом говорили везде. Мария сгорела в собственном доме. Эта мысль не давала Фету покоя.

После трагической кончины Марии Лазич к поэту в полной мере приходит осознание любви, любви неповторимой и единственной. Только сейчас поэт почувствовал,что счастье, которое было так возможно, погибло. И виновником был он сам. Теперь Фет всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Учитель:

Большая часть лирики Тютчева и Фета носит ярко выраженный музыкальный характер. Она ориентирована на романс, создана в традиции романса и в русле этой традиции воспринимается. Фет и Тютчев – великие мудрецы и гуманисты, которые трагедию, страдание, боль превращают в красоту и радость:

Чужое вмиг почувствовать своим. Шепнуть о том, пред чем язык немеет. Усилить бой бестрепетных сердец…

Учащиеся
читаютсвоилюбимыестихиолюбви.
Учитель:

Мы надеемся, что, побывав в нашей гостиной, вы получили удовольствие, и прочитанные сегодня стихи вам понравились.Закончить вечер хотим словами из стихотворения поэта Болата Куняева:

Стихи ни к чему недотепам и нудным. Сердец им не вылечит рифма сквозная. Поэзию любят красивые люди. Я это по личному опыту знаю.

Пейзажная лирика Ф. Тютчева

Нотка ностальгии по лету, таинственность осенних вечеров, благодатная прохлада, которая выступает первым предвестником зимних холодов – такой мы видим несравненную пейзажную лирику Тютчева.

Собственно, поэтому часто Тютчев чувствует себя недостойным её… истуканом! У которого не хватает пыла, чувств перед идеалом. Поэт постоянно обращается в стихах к любимой, как если б это было письмо или его речь к ней – признание.

Вариант 2

Лирика каждого поэта в русской литературе своеобразна. Это объясняется индивидуальным отношением писателей к тому или иному явлению в жизни.

Тема любви в творчестве Ф. И. Тютчева — это часть его жизни и личной, и творческой. Неудачные любовные связи на его жизненном пути не сломили поэта. Наоборот, этот человек находил в каждом движении, мимике противоположного пола продолжение для вдохновения своему творчеству.

Тревожные и светлые мысли, душевные порывы, отраженные в его стихотворениях, до глубины души трогают сердце читателя. Для любовной лирики характерна настоящая искренность. Именно поэтому из его произведений можно узнать часть биографии. Но цель существования этого человека всегда была неизменной — он ни дня не мог прожить без страстных признаний, которые имели место на любом этапе жизни, несмотря на предыдущие потери и трагическую развязку.

Любовь, предательство, ложь и боль — каждое из этих чувств автор испытал на себе, поэтому так необыкновенно точно и искренне звучат его строки, созданы образы.

Любовь в творческой деятельности поэта — высшая сила, способная творить волшебство. Автор осознает, что это чувство приходит внезапно и ощущает себя бессильным в борьбе с ним. Поэтому в его судьбе роковые моменты неизбежны, а сам автор уподобляет себя птице с изувеченными крыльями.

Тема любви в творчестве Фета и Ф. И. Тютчева

Сочинение Любовная лирика Тютчева (тема любви в творчестве Тютчева)

В то время русские писатели относились к лирике о любви с большим интересом и особым чувством, которое в них заражала особое вдохновение для их творчества. И появлялось целеустремленное желание творить все новые и новые шедевры для русской литературы. И можно сказать по этой причине, что чувство любви вызывает массу эмоций и душевных переживаний, являлось особой темой для поэзии.

Безусловно, каждое произведения Тютчева о любви, стало неотъемлемой часть его самого известного творчества, которое известно и по сей день. Ведь он в своем творчестве пишет о том, что твориться у него на сердце, выражает происходящие события с его любимыми женщинами. Каждая его строчка написана из прожитой личной жизни самого автора, словно с дневника. Передавая все тягости и душевные переживания из-за любовных чувств происходивших с ним в тот момент его прожитой жизни. Он даже после разрыва отношений вспоминает своих женщин.

Он всегда писал искренне, не скрывая своих чувств. Но многочисленные связи с разными особами довели его жену до смерти, с прискорбием он это принимает, но поделать уже не чего не может. Ведь что-то менять уже поздно. Спустя некоторое время, утихает боль о трате супруги и он жениться второй раз на любовнице, которой посвящает немало любовных произведений.

Тютчев в свое время разбил сердца многим женщинам, принеся им массу боли и разочарований.

Подводя итог любовной лирике Ф.И.Тютчева, можно с уверенностью сказать, что он творил шедевры для русской литературы, пусть даже не всегда со счастливым и успешным концом. Но поэт всегда писал о тонких своих душевных переживаниях, происходящих из-за любимых женщин встречавшихся у него на пути. И у него их было довольно не мало, Тютчев был любвеобильным. И ему постоянно хотелось познавать постоянно новые впечатления. Он немало своим возлюбленным посвящает стихотворений, в которых выражает свои глубокие чувства

Сочинение 4

Для большинства русских поэтов любовь является бессмертным чувством, которое в любом из своих проявлений становится источником вдохновения, зарождения новой мысли. Именно поэтому теме любви уделяется особое внимание.

Личная жизнь Федора Ивановича Тютчева с юношеских лет до зрелого возраста сопровождалась бурными страстными днями и ночами, романтическими связями с женщинами, минутами страданий и наслаждений, клятвами в верности и предательством. В связи с этим, в творчестве Ф.И. Тютчева нашли отражение его увлечения, которые иногда вносили в будни неповторимые мгновения счастья, но иногда были губительными для обоих влюбленных. Каждое творение его любовной лирики — это неотъемлемая составляющая самого автора. Это события, переживания, настроения, которые он извлекал из сердца, переносил их лично и запечатлевал на страницах сочинений.

В стихотворениях нашла отражение глубокая привязанность к любимым женщинам, достоверные факты о которых отражены в биографии. В произведениях нет упоминаний об именах, статусах возлюбленных. Полная картина создается после прочтения произведений. Проникая вглубь строк, разделяешь ощущения поэта, понимаешь его душевные терзания. Зная подробности его историй из биографических очерков, можно легко узнать в них каждого адресата.

Cвоеобразие Лирики Тютчева и Фета. Лирические Герои

Cвоеобразие Лирики Тютчева и Фета. Лирические Герои. Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты “чистого искусства”, выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам. Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож. Лирический герой — это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений.

Тютчев применяет прием олицетворения природы, который необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь органического мира с жизнью человека. Часто его стихи о природе содержат раздумья о судьбе человека. Пейзажная лирика Тютчева приобретает философское содержание. Для Тютчева природа — загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. В стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной?” (начало 30-х годов) лирический герой обращается к миру природы, беседует с ним, вступает в диалог, который внешне имеет форму монолога: Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке — И роешь и взрываешь в нем Порой неистовые звуки. У Тютчева нет “мертвой природы” — она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, вечного. Органический мир Тютчева всегда многолик и разнообразен. Он представлен в постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи: Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул — Жизнь, движенья разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… (“Тени сизые смесились”, 1835)

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубокое различие, которое было обусловлено прежде всего различием поэтических темпераментов этих авторов.

Тютчев — поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее е систему философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания была продиктована страсть Тютчева к олицетворению. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета. Для Фета природа является естественной средой. В стихотворении “Сияла ночь, луной был полон сад…” (1877) единство человеческих и природных сил чувствуется наиболее ясно: Сияла ночь. Луной был полон сад, лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Тема природы у этих двух поэтов связана с темой любви, благодаря которой также раскрывается характер лирического героя. Одной из главных особенностей тютчевской и фетовской лирики было то, что в основе ее лежал мир духовных переживаний любящего человека. Любовь в понимании этих поэтов — глубокое стихийное чувство, наполняющее все существо человека. Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями (“Шепот, робкое дыханье…”). В стихотворении “Сияла ночь. Луной был полон сад…” пейзаж плавно переходит в описание образа возлюбленной: “Ты пела до зари, в слезах изнемогая, что ты одна — любовь, что нет любви иной”. Так, любовь наполняет жизнь лирического героя смыслом: “ты одна — вся жизнь”, “ты одна — любовь”. Все треволнения, по сравнению с этим чувством, уж не столь значимы: …нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в прошедшем времени (“Я очи знал, — о, эти очи!”, “Я встретил вас- и все былое…”). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично. В стихотворении “К. Б.” трагизм любви выражается в следующем. Время влюбленности сравнивается с осенью: Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас… В данном контексте это время года является символом гибельности и обреченности высокого чувства. То же ощущение наполняет стихотворение “О, как убийственно мы любим!” (1851), вошедшее в “Денисьевский цикл”. Лирический герой размышляет о том, к чему же может привести “поединок роковой двух сердец”: О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Трагизм наполняет и стихотворение “Последняя любовь”'(1854). Лирический герой и здесь осознает, что любовь, возможно, будет гибельной: “Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!”. И тем не менее ощущение обреченности не мешает лирическому герою любить: “Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность…” В последних строках Тютчев лаконично характеризует само чувство: “Ты и блаженство, и безнадежность”. Однако любовная лирика Фета тоже наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична.

Чувство любви очень противоречиво; это не только радость, но и муки, страдания. Стихотворение “На заре ты ее не буди” все наполнено двояким смыслом. На первый взгляд, показана безмятежная картина утреннего сна лирической героини, но уже второе четверостишие сообщает напряжение и разрушает эту безмятежность: “И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон”. Появление эпитетов, таких, как “утомительный сон”, указывает не на безмятежность, а на болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объясняется причина этого состояния, стихотворение доводится до кульминации: “Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней”. Напряжение нарастает, а последние строки совершенно меняют всю картину: “Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит”. Финал стихотворения представляет контраст с серединой и возвращает читателя к гармонии первых строк. Таким образом, восприятие лирическим героем любви сходно для обоих поэтов: несмотря на трагизм этого чувства, оно вносит в жизнь смысл. Лирическому герою Тютчева присуще трагическое одиночество. В стихотворении философского характера “Два голоса” (1850) лирический герой принимает жизнь как борьбу, противостояние. И “хоть бой и неравен, борьба безнадежна”, важен сам поединок. Это стремление к жизни пронизывает все стихотворение: “Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, как бой ни жесток, ни упорна борьба!”. Тем же настроением проникнуто стихотворение “Цицерон” (1830). В стихотворении “Silentium!” (1830), затрагивающем тему поэта и поэзии, лирический герой понимает, что не всегда будет принят обществом: “Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?”. Важным здесь оказывается мир душевных переживаний героя: “Лишь жить в себе самом умей — есть целый мир в душе твоей”. У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично. В стихотворении “Одним толчком согнать ладью живую” (1887) лирический герой ощущает себя частью Вселенной: “Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, чужое вмиг почувствовать своим”. В стихотворении “Кот поет, глаза прищуря” (1842) Фет не изображает предметы и душевные переживания в их причинно-следственной связи. Для поэта задача построения лирического сюжета, понимаемого как последовательность душевных состояний лирического “я”, сменяется задачей воссоздания атмосферы. Единство мировосприятия мыслится не как полнота знаний о мире, а как совокупность переживаний лирического героя: Кот поет, глаза прищуря, Мальчик дремлет на ковре, На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе. Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план. Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире…

Черное солнце русской поэзии Федор Тютчев. Апофеоз любви, пережившей смерть, в творчестве Афанасия Фета. Ко дню рождения поэтов мы приготовили материал о любви, трагедиях и музах, вдохновивших на лучшую лирику XIX столетия.

Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет – два нежных певца природы и чувств, лирики XIX столетия, родившиеся в один день – 5 декабря. Оба не избежали трагических перипетий в жизни, оба были вдохновлены печалью и любовью.

Мария Лазич и Мария Боткина

Что могла дать бесприданница поэту, кроме креста и вдохновения? Ему тогда пришлось бы выйти в отставку, чтобы содержать семью, офицерского жалования было бы явно недостаточно.

Афанасий тянул, сколько мог, пока родители Марии не попросили предпринять его хоть что-нибудь, выбрать одно из двух возможных решений. И Фет решился: отправил письмо, в котором сообщил, что их счастье невозможно.


Возможно, поэт корил себя за этот поступок всю оставшуюся жизнь, возможно – это была случайность, которых так много в жизни творческих людей. Мария, читая вечером в постели, уронила спичку. Платье вспыхнуло, девушка выбежала на балкон, что ее и погубило – ветер мгновенно превратил газовое платье в факел. Три дня она умирала от ужасных ожогов.

Фету еще суждено было найти свое если не вдохновение, то семейное счастье.
Афанасий Афанасьевич познакомился с Марией Петровной Боткиной. Обладательница приличного приданого, не голубых кровей, спокойная и рассудительная, Мария казалась не просто приятной партией, но и гармоничной спутницей.

«Поручик вдохнул поглубже и начал было заранее заготовленную фразу:

В тот вечер Мария не услышала заветных слов, но это случилось уже скоро – в 1857 году. Перед свадьбой жених и невеста обменялись тяжелыми признаниями: он раскрыл ей тайну своего рождения (скрыв, правда, историю своей несчастной любви), она – тайну своей любви, отданной другому: у нее был сын. Безусловно, их в какой-то степени сближала любовь, пережитая обоими до встречи, а у Фета даже роковая.

Молодые обвенчались в Париже, а шафером на их свадьбе был. Тургенев. После церемонии и путешествия молодые вернулись в Россию, и поэт ни разу не пожалел о своем выборе: Боткина стала отличной хозяйкой и верным другом.

Свершилось! Дом укрыл меня от непогод,
Луна и солнце в окна блещет,
И, зеленью шумя, деревьев хоровод
Ликует жизнью и трепещет.
1858

Афанасий Фет и Федор Тютчев: знали ли они друг друга?

Знали.
Имя Тютчева впервые появляется в письме Фета – Тургеневу от декабря 1858 года: "Что же касается до Вашего спора о Тютчеве с М. Н. (имеется в виду Толстая) – о Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии".

тютчев 6.jpg

Набор лирических цитат из произведений Ф. Тютчева для украшения класса и литературных викторин.

Элеонора Петерсон-Тютчева и Елена Денисьева

Вдова русского дипломата Элеонора Петерсон, овдовевшая спустя 7 лет брака и с четырьмя сыновьями на руках, в феврале 1826 года познакомилась с молодым Тютчевым. Тайный брак, официально подтвержденный лишь в 29-м году, связал стремительную и беззаветную любовь.

Вот арфа ее в обычайном углу,
Гвоздики и розы стоят у окна,
Полуденный луч задремал на полу:
Условное время! Но где же она?
О! кто мне поможет шалунью сыскать,
Где, где приютилась Сильфида моя.
Волшебную близость, как бы благодать,
Разлитую в воздухе, чувствую я.
1828

Супруга поэта не пострадала физически, но ее душевное здоровье вновь было поколеблено (первый случай нервного срыва связан с отношениями между Тютчевым и Эрнестиной Дернберг). Беспокоясь за супруга, Элеонора не стала оставаться на лечении в Германии, а направилась в Турин. Плохое материальное положение вместе с душевной болезнью окончательно сломили ее, и 27 августа 1838 года она скончалась.

Назвать Тютчева верным семьянином не представляется возможным. Поиски бесконечного вдохновения привели его от второй супруги – той самой Эрнестины, к Елене Александровне Денисьевой, которая была моложе поэта на 23 года.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!
1851

За 15 лет счастливого, пусть и незаконного союза, Денисьева родила Тютчеву троих детей. Все они были записаны в документах под фамилией отца.

В августе 1864 года Денисьева скончалась от туберкулеза после родов Николая – сына Тютчева. Федор Иванович похоронил возлюбленную на Волковском кладбище, пребывая в состоянии полного отчаяния. Он искал повода говорить о Ней, искал собеседников, с которыми можно было бы вспомнить о Елене Александровне.

Читайте также: