Образ москвы в романе евгений онегин сочинение

Обновлено: 11.07.2024

Известный писатель начал работу над своим самым большим произведением в эпоху декабристских восстаний. Это был 1823 год. Более семи лет автор трудился над созданием уникальных персонажей, изучал общество, дворянство, привычки и манеры людей. Это помогало ему воссоздавать максимально реалистичные картины московской, петербургской жизни.

Основные черты Питера:

  • Горделивый;
  • Элегантный;
  • Равнодушный;
  • Современный;
  • Лицемерный.

Качества дворянского сословия русский писатель переносит на город. Первая часть произведения посвящается декабристскому Петербургу. Он живет в постоянном предвкушении изменений. Ближе к концу романа писатель называет город пустым, упоминает мертвящее упоение света. В целом Пушкин отражает разнообразие, многоплановость северной столицы. Для сравнения он упоминает итальянскую Венецию. Такой подход позволяет читателю в деталях представить город.

Москва появляется в романе после переезда Лариной. Здесь она встречает своего супруга. Девушку смущает суета, шум столицы, она видит неискренность, надменность города. Писатель говорит о прелестях столицы:

Пушкин считал Москву исконно русским городом, здесь поэт родился, вырос. Он трепетно описывает особенности города:

Важный эстетический момент – описание церковных куполов, крестов, императорских дворцов, монастырей. Родственники удивляются красоте города, вокруг общаются кумушки, встречаются знакомые – эти моменты подчеркивают впечатление читателя от Москвы. Она славится красивыми женщинами:

Автор искренне любит город. Здесь он получил помилование от царя, встретил свою будущую жену, создал множество знаменитых произведений. Писатель считает столицу купеческой, привыкшей к своему ритму жизни. Здесь старые традиции объединяются с новыми веяниями, русские обычаи уживаются с европейскими традициями. Питер Пушкин называет головой страны, Москву – сердцем.

Главный герой восхищен красотами Питера, его тишиной, огнями, уютными улочками. Здесь происходит завязка сюжетной композиции. Поэт тщательно отображает каждую деталь дворянской жизни, описывая рестораны, наряды богатых дам и джентльменов, питейные заведения. Татьяна, вернувшись из Москвы, отзывалась о Питере:

Описание Москвы нам приводится во время приезда Татьяны с матерью в Москву, на ярмарку невест. Подобные мероприятия проводились в Благородном собрании на Большой Дмитровке. На нем собирались сотни людей, проводились балы и решались судьбы многих молодых людей. Решилась и судьба Татьяны, она выходит замуж. Жених - генерал войны 1812 года – очень выгодная партия. Судьба Александра Сергеевича, кстати, решилась на одном из подобных балов – его женитьба на Гончаровой, одно из поворотных событий в его жизни. Любовь Александра Сергеевича к городу относится к Москве его детства и юности, грибоедовской Москве.

В 7 главе романа читателю представляется описание Москвы. К главе приведены 3 эпиграфа: Грибоедова, Баратынского и Дмитриева. Проезд Лариных по Москве автор растягивает на 4 строфы, более того, проставляет одну пустую строфу, чтобы подчеркнуть утомительность и длительность прогулки. Приведены подробные зарисовки домов, улиц, людей, что очень отличает краткие наброски, описавшие Петербург. Однообразная красота Петербурга противопоставлена яркой и многогранной Москве. Широкая, купеческая и домашняя для Пушкина Москва, не закрытая от аристократизма и просвещения, намного ближе автору, чем Санкт-Петербург. Тверскую улицу Пушкин обрисовал точно и живо, в городе есть мозаика светских привычек, лиц, исторических примет.

Пушкин рисует Москву живой и естественной благодаря своей любви и теплоте, которые он испытывает к городу. Перед нами разворачивается детальный пейзаж Москвы. Держа путь мимо Петровского замка, в котором Наполеон спасался от пожара в 1812 г., Пушкин напоминает о героических событиях, происходивших в Москве, взвывая к патриотическим чувствам читателя. Автор особенно подчеркивает тот факт, что Москва выстояла, не покорилась французской оккупации, а вместо сдачи, поклона ответила пепелищем.

Перед глазами Татьяны Лариной возникают купола церквей, монастырей, кресты, императорские дворцы. Впечатление от города усиливается описанием разговоров кумушек, встреч со знакомыми и удивления родственников. Но город для Татьяны, приехавшей из тиши деревни , кажется высокомерным и надменным. Приводится описание жизни Татьяны в Москве, поутру ее будит колокольный перезвон, но, проснувшись, она видит не привычную сердцу природу, а московские дома, соборы, незнакомый двор.

Сочинение Москва в Евгении Онегине

Мы видим Москву глазами Татьяны Лариной. Вот она въезжает в столицу. Что она видит? Петровский замок. В нём Наполеон прятался от пожара. В глаза бросаются златоглавые луковки церквей. А их в Москве было более двух сот. Да ещё и два десятка монастырей.

Затем он описывает, как Татьяна едет по Тверской улице. Через Тверскую заставу. Теперь на этом месте находится Белорусский вокзал. Что она видит? Какие-то будки, идут по улице бабы, снуют мальчишки между лавок и фонарей. Её глаза расширяются от обилия садов, дворцов, монастырей. Повезло девушке – столицу увидела.

Торопятся по своим делам купцы. Чем-то озабочены мужики. На конях проезжают рослые, чубатые казаки. Есть и аптеки и магазины моды. Прямо, как в Европе. Шикарные дома с балконами и львами на воротах. И куча любопытных галок на церковных крестах, с высоты высматривающих что блестит и плохо лежит.

На Тверской всё смешалось: богатые дворцы соседствуют с бедными лачугами. Прямо как сейчас. Так ничего и не изменилось. А рядом с монастырями модные магазины. Стрекочут галки в высоте и помпезные львы на воротах.

По утрам над Москвой плывёт колокольный звон. Вот Пушкин описывает место, где остановились Ларины. Из окна открывается не очень живописный вид – двор, конюшня, кухня, забор. Представляю, какой здесь летом аромат витает в воздухе. И сколько здесь летает мух.

Татьяна приехала в Москву на ярмарку невест, в Благородное собрание. Оно располагалось в районе Большой Дмитровки. Здесь она познакомилась со своим мужем – бравым генералом. Но Татьяна устала от такой разномастной столицы. Ей больше нравится спокойная и размеренная жизнь в деревне.

У Пушкина к Москве трепетное отношение. Здесь его помиловал царь. Разрешил вернуться из ссылки. Здесь он познакомился со своей женой Натальей Гончаровой. Жил и творил свои произведения.

Москва в сравнении с северной столицей описывается как город купеческий, склонный жить старой домашней жизнью. Тут переплетаются русское и европейское, старое и новое. И всё и все спокойно уживаются под одной крышей. Если Петербург – голова России, то Москва – сердце России.

Здесь живут модные по тем временам, мужчины. Франты и красавцы. Они красуются на балах в поисках богатых невест. Ведь в Москве много красавиц. Светская жизнь бьёт ключом. Одни балы сменяются другими. Мелькают платья дам, шум, гам, бряцанье шпор, эполеты. Все самые модные по тем временам танцы – вальс, мазурка, галоп.

Москва! Как много значит этот звук и это слово для любого русского человека и сейчас тоже.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Москвы в романе Пушкина Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

Офицер Жилин проходил службу на Кавказе. Служил он в старой крепости. Однажды Жилин получает печальную новость, его мать больна. Он получает от подполковника разрешение идти в отпуск.

На данном полотне преобладают тёмные мрачные цвета: коричневый, чёрный, грязно-жёлтый. Кроваво красное небо не предвещает ничего хорошего. Сам вулкан не виден зрителям. Его угрожающие очертания чернеют на заднем плане.

Гусеница с утра до вечера только тем и занималась, что жевала крапивные листья. Происходящее вокруг совершенно её не интересовало. Лесной клоп критиковал Гусеницу за столь ограниченный кругозор. Тли хором поддакивали ему.

В племени уралмов беда, после проигранного сражения со своими врагами сбежал их вождь. Племя потеряло много людей, но главной потерей стал огонь. Возникла угроза смерти всего племени.

Васнецов Виктор Михайлович популярен благодаря своему уникальному стремлению выражать навыки и мысли с использованием древней языческой славянской символики.

Образ Москвы в романе "Евгений Онегин", характеристика, описание в цитатах

Как известно, во времена Пушкина столицей России был город Санкт-Петербург. Однако Москва являлась крупнейшим культурным и торговым городом страны.

Москва в "Евгении Онегине" - это город, в котором сливается все, что важно и дорого для русского человека:

Пушкин с любовью и теплотой описывает красоту Москвы и ее достоинства. Он называет ее "моя Москва".

Как известно, Татьяна Ларина приезжает в Москву из провинции на "ярмарку невест". Мать хочет найти Тане достойного жениха из высшего общества:

Прибыв в Москву, Татьяна видит всю красоту и величие этого города. О Москве, ее красоте и силе автор широко размышляет в лирических отступлениях в 7-ой главе романа.

Пошел! Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

Светская жизнь кипит в Москве. Но для провинциальной Татьяны Лариной этот шум балов кажется утомительным:

Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс [. ]
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь.

Автор называет Москву "надменным городом". Жизнь в Москве протекает по другим правилам, нежели жизнь в провинции:

Татьяна видит в Москве множество прекрасных церквей. В этом эпизоде автор также выражает свой восторг московскими церквями и храмами:

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

В лирическом отступлении о Москве автор описывает знаменитый Петровский замок. В этом замке находился Наполеон, когда в Кремле там начался пожар (во время войны 1812 года):

Petrovskij-dvorec-Neizvestnyj-hudozhnik
Петровский дворец.
Неизвестный художник
Пушкин гордится тем, что Москва не сдалась Наполеону:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Образ Москвы в романе "Евгений Онегин" - это образ великого города, красивого и многоликого. Москва - это город-герой, который не сдался Наполеону и, несмотря на пожары и бедствия, сохранил свою красоту и величие.

Это был цитатный образ Москвы в романе "Евгений Онегин" Пушкина: характеристика в цитатах.

Картина Дмитрия Белюкина к роману "Евгений Онегин"

Несмотря на то, что Москва не стала сценой самых важных событий – завязка и развязка романа связаны с Петербургом, а кульминация происходит вообще в российской глубинке, автор сумел передать свое личное отношение к этому городу. Это и безбрежная любовь, от которой сводит дыхание, высказанная одной-единственной, но очень точной фразой:

Москва… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось!

и гордость, сталью звенящая в строках, описывающих Петровский замок, в котором скрывался Наполеон:

Но не пошла Москва моя

К нему с повинной головою

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар.

и с искренним восхищением:

Ах, братцы! Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!


Знакомство с Москвой происходит в 7 главе – Татьяну Ларину родня отправляет в Московское Благородное Собрание или по-простому, на Ярмарку невест, в качестве дебютантки, чтобы найти ей пристойного мужа. Пушкин, через Татьяну, описывает город, концентрируя внимание читателей на его характерных чертах, которые до сих пор отождествляются и ассоциируются в душе каждого русского человека с Москвой. Поэт не использует для этого каких-то сложных приемов, метафор и сравнений, а просто перечисляет их, словно художник, накладывающий на картину широкие скупые мазки:

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах

Читая эти строки, кажется, ощущаешь тот трепетный восторг, который охватил Татьяну при виде златоглавой Москвы, ее величавых белокаменных церквей с многочисленными крестами, уютных бульваров, с гуляющей разночинной публикой и мощеных улочек, магазинов мод и аккуратных особняков.

Но вчитываясь дальше, понимаешь, что скромная деревенская инженю только очаровалась, но не прониклась любовью к Москве. Шум балов и бесконечные сплетни, посиделки с тетушками и разговоры об удачном браке утомляют Татьяну, и она все больше укореняется в мысли о Москве, как о надменном и холодном городе. И по ходу романа Пушкин старается изменить мнение своей героини, противопоставляя чопорности салонов мозаику пестрых улиц, а аристократичности – простоту и душевность Москвы.


Пушкин позволяет себе с сарказмом описывать петербургское высшее общество, правда, этот прием нельзя называть обличительным и злым, скорее, добродушно-насмешливым. При этом, выказывая огромное уважение к городу Петра и восхищаясь ним, поэт ни одной строкой не выдает своей любви к нему. Некоторые критики даже слышат в начальных строках романа некую обиду на Петербург, связанную с неудачным и болезненным для поэта романом с петербургской барышней:

Но вреден север для меня


Читайте также: