Образ матери в поэзии некрасова сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Работа представляет собой реферат исследовательского плана, где изучаются идейно-художественные связи творчества двух поэтов: Н.А.Некрасова и А.С.Гаврилова, поэта-земляка, чья поэзия стала неотъемлемой частью региональной литературы.

ВложениеРазмер
obraz_materi_v_proizvedeniyah_n.doc 106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия им. А. Л. Кекина

г.Ростова Ярославской области,

10 класс, 16 лет

Образ матери в произведениях

Н.А.Некрасова и А.С.Гаврилова

Львова Марина Альфредовна,

учитель русского языка и литературы,

Если стихотворения Некрасова печатались еще со времен их написания, то многие произведения ростовского поэта увидели свет совсем недавно благодаря трудам его друга, писателя Б.Сударушкина, который является автором первого послежизненного издания стихотворений А.Гаврилова, издания, объединившего в себе все прижизненные стихи поэта и стихи, взятые из гавриловского, чудом сохранившегося архива. Лишь в последнее десятилетие в местных и областных изданиях стали печататься статьи о Гаврилове, из недр частных семейных архивов появляться для широкой читательской публики материалы, проливающие свет на те или иные события жизни художника. Но на страницах научных сборников и периодических изданий исследовательские работы о Гаврилове публиковаться еще не начали. И актуальность нашей работы определяется, во-первых, возросшим интересом к культурному прошлому Ростова и судьбе ростовцев (в связи с приближающимся юбилеем города и А.Гаврилова), во-вторых, необходимостью изучения разных сторон творчества нашего талантливого земляка.

Ну что ты смотришь, вновь вздыхая?

Я выбрал путь – не повернешь.

Не навсегда, поверь, родная,

Перечеркнул дороги дождь!

Дождь на земле залижет раны,

И снег на них падет, скользя.…

А на кресте оконной рамы

Твои распятые глаза.

Итак, объект нашего исследования – стихотворения Н.А.Некрасова и А.С.Гаврилова, посвященные матерям. Предмет изучения – особенности создания образа матери в творчестве двух поэтов и его интерпретация ими.

Мы предпринимаем попытку анализа образа матери в творчестве А.Гаврилова как бы сквозь призму некрасовского его восприятия и некрасовского отношения к самому главному для любого человека существу. Образ матери один из наиболее почитаемых в мировой литературе. Его воплощению отдали дань и русские прозаики и поэты. Но к середине XIX века он встречался в русской литературе не слишком часто, и до Н. А. Некрасова практически никто не писал о матери с такой теплотой и любовью. Обычно образ матери упоминался вскользь или возникал где-то на заднем плане, и его присутствие ограничивалось кругом семейных обязанностей. Исключением можно считать лишь казачью колыбельную М. Ю. Лермонтова. В ней мать открывает для сына мир, в котором видит его воином и героем. Говорит поэт в этой песне и об извечном уделе матери томиться тоской, ждать и молиться за сына. Но все же заметим, что тему матери никто из поэтов XIX века не освещал в своем творчестве широко : у А.С.Пушкина не сложились отношения с родителями, его воспитывала няня ; у М.Ю.Лермонтова мама умерла, когда ему было три года, и его воспитывала бабушка.

Главная цель нашей работы – исследовать процесс духовного сопряжения творчества двух поэтов, Н.А.Некрасова и А.С.Гаврилова, в их понимании роли матери в жизни человека и ее судьбы, что поможет, на наш взгляд, по-новому осмыслить многие важные аспекты творческого наследия ростовского поэта и в какой-то степени определить место исследуемого автора в национальной культуре.

Выбор главной цели реферата определил его конкретные задачи :

• выявить и проанализировать наиболее значимые произведения Некрасова и Гаврилова о матери, определить их идейно-художественные истоки;

Характер поставленных задач определяет новизну работы. Наша работа построена на определении тех творческих основ, которые позволили поэту Ростова создать удивительные по глубине и легкие по степени восприятия произведения о матери. Мы пытаемся исследовать религиозно-философские искания поэта, систему духовных ориентиров А.Гаврилова.

Достоверность исследования обеспечена тем, что выводы, к которым мы приходим, получены в результате непосредственной аналитической работы над художественными текстами исследуемого автора.

Научно-практическая значимость работы. Ее материалы позволяют расширить представление о творчестве А.С.Гаврилова, могут учитываться последующими исследователями его творческого наследия, а также способствуют дальнейшему изучению закономерностей историко-литературного процесса XIX-ХХ веков.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы .

Мать в жизни Н.А.Некрасова и А.С.Гаврилова

Мы уже говорили, что более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Н.А. Некрасова. До нас дошло не много свидетельств о взаимоотношениях с матерью самого поэта. Николай Алексеевич происходил из дворянской, некогда богатой семьи. Родился в Винницком уезде, Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова. Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Елена Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, мало образованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Елена Андреевна в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали на долю крепостной. Поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. Он сочувствовал ее страдальческой доле, ее тяжелой жизни с суровым мужем и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью. Любовью к ней озарено всё его поэтическое творчество.

В целом ряде стихотворений, особенно в "Последних песнях", в поэме "Мать" и в "Рыцаре на час", Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Безусловно, Некрасова связывало с матерью чувство глубокой привязанности и любви.

Не робеть перед правдой-царицею

Научила ты музу мою.

С неземным выраженьем в очах,

С тихой грустью на бледных устах

Пред грозой величаво — безгласная.

Но при всей своей внешней слабости мать в изображении Некрасова наделена необычайной стойкостью и внутренней силой. Она не только грудью защищает от произвола своих детей, но и подает им пример человечности, в своей нелегкой доле находя душевное тепло и слова утешения для всех страждущих:

Но лишний раз не сжало чувство страха

Его души — ты то дала рабам, —

Но лишний раз из трепета и праха

Он поднял взор бодрее к небесам.

А когда над ней самой разразилась гроза, она, не дрогнув, приняла удар, с мужеством и смирением, беспокоясь лишь о будущем своих детей:

Ты, не дрогнув, удар приняла,

За врагов, умирая, молилася,

На детей милость Бога звала.

- Боря, Саша у тебя?

- Нет. А что случилось?

Несмотря на крайне скудное освещение в библиографии о Гаврилове этой стороны его творчества, очевидно, что важнейшие для поэта мотивы памяти, родных мест (малой родины), сыновнего долга и сыновней благодарности соединены именно в образе матери, и это соединение является отдельной темой в его творчестве.

В отличие от Некрасова, Гаврилов нигде не описывает обстоятельств своего детства, не дает портрета матери. В отдельных стихотворениях возникает образ матери, которая не поспевает за сыном-шалуном:

Если и сорвется он нечаянно,

Волноваться маме нет причин:

Пацанов стихийная отчаянность

Вырастает в мужество мужчин!

Таким образом, и в жизни Н.А.Некрасова, и в жизни А.С.Гаврилова мать занимала особое место, ей посвящались самые проникновенные строки. Матери стали духовными руководительницами своих детей.

Образ матери в творчестве Н.А.Некрасова и А.С.Гаврилова

Таким образом, и Некрасов, и Гаврилов дают поэтическое воплощение образа матери, одновременно наполняя его сложным философским содержанием и упрощая художественные формы.

Подытоживая все вышеизложенное, можно, прежде всего, выделить тему матери как особое литературное явление, изначально свойственное русской поэзии, прошедшее в своем развитии все этапы истории литературы и занимающее значительное место в древней, классической и современной поэзии. Исследование подтвердило высокую степень устойчивости проявлений темы и образа матери на большом временном отрезке, а также чрезвычайную устойчивость сущностных черт образа матери в разные периоды и у разных авторов, в том числе у Н.А.Некрасова и А.С.Гаврилова. Более того, в русской литературе особенно очевидно наследование некрасовской линии развития темы матери.

Таким образом, мать сыграла большую роль в духовном становлении и в случае с Некрасовым, и в случае с Гавриловым. В результате анализа мы выделяем следующие черты, присущие русскому поэтическому образу матери в творчестве Некрасова и Гаврилова:

1. Народ в произведениях Некрасова.
2. Образ русской женщины.
3. Женщина – мать.
4. Женщина – муза.
Центральным образом в подавляющем большинстве произведений Н. А. Некрасова является русский народ. Он изображен живо, ярко, с большой любовью и состраданием. Не только радостные моменты, но и печальный, тяжелый деревенский быт, нищета городских кварталов и бедность маленьких деревенек отразились в стихотворениях и поэмах, навсегда запечатлевших яркий и неоднозначный облик простого русского человека.
Ведущее место в творчестве

поэта занимают сильные и трогательные женские образы, портреты “величавой славянки”, которые он пишет с особой любовью и состраданием. Такие сильные женщины встречаются в “Тройке”, “В полном разгаре страды деревенской…”, “Кому на Руси жить хорошо”, “Морозе, Красном носе”.
Стихотворения “Тройка” и “В полном разгаре страда деревенская…” неумолимо перекликаются между собой. Первое произведение представляет размышление поэта о безысходности тяжкой крестьянской доли, он только предсказывает дальнейшую судьбу крестьянки:
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься

ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
Однако в следующем стихотворении берется уже реальный, подсмотренный автором случай. Текст описывает тяжкую женскую долюшку во время полевой страды:
Слышится крик у соседней полосоньки,
Баба туда – растрепалися косыньки –
Надо ребенка качать.
Несчастная женщина, на плечах которой все, начиная от полевых работ и закачивая домашним хозяйством, оказывается под двойным гнетом – помещичьим и семейным. Не случайно встречаются следующие строки: “Будет бить тебя муж привередник и свекровь в три погибели гнуть” и “Не мудрено, что ты вянешь во времени”. Некрасов глубоко восхищен женской кротостью и стойкостью.
Поэма “Мороз, Красный нос” раскрывает читателю этот совершенно особенный образ женщины. Перед читателем – судьба простой крестьянской девушки Дарьи, взвалившей на свои хрупкие плечи и мужскую, и женскую работу. Она погибает в лесу, замерзая заживо, и самое страшное и трагичное в этой сцене то, что женщина радуется смерти, легкой и тихой, и такая смерть для нее – лучшая награда за тяжелую и трудную жизнь.
Обобщил мотив тяжелой женской доли поэт в произведении “Кому на Руси жить хорошо?”. В главе “Крестьянка” героиня Матрена Тимофеевна сравнивает женскую судьбу с тремя шелковыми петлями – красной, белой и черной. И добавляет в конце: “Не дело вы затеяли – средь баб счастливую искать!”
Не перестает удивляться поэт огромной силе воли и любви к такой неказистой жизни у женщины. Не только работу свою делает она тщательно, но и повеселиться умеет, умеет очаровать, заворожить мужское сердце и любит искренне и сильно. Она “и голод, и холод выносит”, не терпит лени, строга к пьяницам и оборванцам, но при этом не лишена милосердия и сострадания. Необходимо вспомнить о том, что Дарья старательно выхаживает своего мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю гибель своего первого ребенка.

Способна она к уважению – ценит в нем силу духа и неукротимый, мятежный характер. Несмотря на нанесенную им страшную обиду, она гордится родством с ним и ставит его в пример мужичкам, ищущим счастье на Руси.
Основная же благодетель русской женщины – умение и желание быть настоящей, любящей и чуткой матерью. Забота о детях заставляет Дарью отгородиться от собственного горя и начать содержать семью в одиночку. Героиня стихотворения “В полном разгаре страда деревенская…” выбивается из сил ради своей кровиночки и не замечает глубокой раны, полученной при жатве.

Героине нельзя расслабляться, давать волю чувствам, хандрить или болеть, ведь на ней самая важная ответственность – маленький, беззащитный младенец.
Затронута тема материнства и в стихотворении “Соловьи”. В нем мать учит своих детей понимать и, любить окружающий мир, находить в нем красоту и радоваться его проявлениям. Она мечтает о существовании места, где не было бы ни барщины, ни рекрутчины – о такой земле, где дитя было бы счастливо и всем довольно: “…все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки”.
“Многострадальная мать” Матрена Тимофеева воспитывает своих детей личным примером. Сын Федотка, несмотря на малые года, уже способен к сочувствию и жалеет голодную волчицу. Понимая своего сына и принимая его таким, каков он есть, Матрена встает на защиту ребенка, на себя принимая унизительное наказание.

Тревога за больного мужа и судьбу подрастающих детей толкает ее к еще более унизительному походу к губернаторше. Ей приходится преодолеть гордость, чтобы вступить в разговор со спесивым швейцаром, но она все-таки достигает желаемого. Знаменитые строки автор посвящает именно ей:
В рабстве спасенное
Сердце свободное –
Золото, золото –
Сердце народное!
Но более всего трагична судьба Арины, матери сына, которого забрали в солдаты. Волнение о родной кровиночке и невозможность помочь ему, тяжкое бессилие, которое нельзя преодолеть, ложатся на плечи несчастной женщины. Однако это не сломило уставшую и хрупкую героиню – не потеряла она ни человеческого осмысленного взгляда на вещи, ни сострадания к другим людям, даже оказавшимся более счастливыми в своей судьбе. Так и ждет она его, единственного и любимого сына, надеясь, что он вернется живым, оставшись при этом тем человеком, которого та воспитала не предателем или трусом, а смелым и добродетельным воином.

Но главным для любой матери все-таки остается одно-единственное желание – чтобы он вернулся любящим сыном.
Необходимо отметить также менее заметную. Но от того не менее важную роль, которую Некрасов отводит женщине. Она является и музой для поэта.

Это действительно обычная женщина, стоически сносящая мучения и унижения, и кротостью своей и ласковым отношением к своим мучителям пробуждающая в поэте желание творить, писать прекрасные стихотворения, в которых она будет прославлена (“Вчерашний день, часу в шестом”).
Характеры русских женщин, созданные блестящим пером Некрасова, остаются до сих пор художественным символом настоящей, русской женщины – сильной и благородной, несмотря на трудности судьбы. Единственное, о чем ратует автор – это о помощи женщине, в любой ситуации остающейся хрупкой и женственной, об облегчении ее тяжкой доли и о призыве любить и ценить ее.

Цели урока: обобщить знания учащихся по лирике Н.А.Некрасова. Раскрыть тему матери в поэзии как основополагающую в лирике. Сопоставить женские образы героинь на фоне крепостничества с образом матери. Проследить общность характеров любимых женщин Некрасова.

Тип урока: урок-обобщение.

Школа: НОУ “СОШ “Эрудит” г. Москвы.

2. Постановка целей урока.

3. Формулировка проблемных вопросов.

Как повлияли на творчество поэта духовная связь и привязанность к матери у Некрасова?

Почему все женские образы поэзии Некрасова объединены общей тематикой?

Что нового через данную тему вы увидели в творчестве поэта?

4. Вступительное слово учителя. Слайд №1. Портрет Н.А.Некрасова.

Особенность Некрасова как лирического поэта – его гражданственность, народность и многообразие чувств. Эти чувства были сформированы его матерью Еленой Андреевной. Воспитываясь в доме строгого отца, Некрасов сумел взять от матери мысль о жизни во имя “идеалов добра и красоты”. Мать поэта была удивительно мягкой и доброй женщиной, была полной противоположностью своему мужу, отцу Некрасова. Всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась воспитанием детей, много читала им, играла им на фортепьяно и пела. По воспоминаниям поэта, она была “певицей с удивительным голосом”. Естественна была привязанность сына к матери. Вот почему первые свои строки он читает матери и посвящает ей сокровенные мечты.

Елена Андреевна мечтала, чтобы ее сын получил хорошее образование. Об этом времени позднее Н.Г.Чернышевский писал: “Мать хотела, чтобы он был образованным человеком, и говорила ему, что он должен поступить в университет, потому что образованность приобретается в университете, а не в специальных школах”[2], куда намеревался отдать его отец, мечтавший о военной карьере сына. Конечно, черты настойчивости, сформированные отцом, не пропали даром. Так, ослушавшись отца, без средств к существованию, так и не поступив в Дворянский полк, Некрасов смог выжить в Петербурге.

До конца своих дней Некрасов с особенной добротой вспоминает о матери. О ней он пишет в стихотворениях “Родина”, “Рыцарь на час”, “Затворница”, “Баюшки-баю”, в поэмах “Несчастные” и “Мать”.

Творчество Некрасова не могло быть не замечено выдающимся критиком современности В.Г.Белинским. Если первые наброски поэта были встречены с опаской литературным обществом (его сборник “Мечты и звуки”), даже В.А.Жуковский не советовал печатать этот сборник, но тем не менее критик Белинский, хоть и отнес сборник к посредственному, в дальнейшем писал о том, что в произведениях молодого поэта “есть душа, и чувство”. Но далее отмечал: “Нужна еще творческая фантазия, способность вне себя осуществлять внутренний мир своих ощущений и идей и выводить во вне внутренние видения духа. Но если этой способности в вас нет, то сколько вы ни пишете и как красиво ни издавайте своих стихотворений, вы не дождетесь от читателей ни восторга, ни сочувствия…”[1] Далее этот эпизод из жизни поэта будет отражен в его автобиографическом романе “Жизнь и похождения Тихона Тростникова”. Белинский смог угадать в Некрасове высокоодаренного человека. По словам И.И.Панаева, Белинский полюбил Некрасова “за резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытывал так рано, добиваясь куска насущного хлеба…”[2 ] Слайд №2. Журнал “Современник”

5. Обзор и анализ стихотворений о матери.

Свое стихотворение, в котором присутствует образ матери.“Родина” (1844) Некрасов показывает именно Белинскому. Критик приходит в восторг и воодушевляет поэта на дальнейшую деятельность.Естественно, что стихотворение было запрещено цензурой, потому что обличало крепостничество.

- Найдите строки, отражающие безвыходное положение матери Некрасова в семье.

(“Я знаю отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил…о! знаю, знаю я.
Навекиотдана угрюмому невежде –
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…”)

Поэт вспоминал мать с глубокой благодарность и с искренней сыновьей любовью. В стихотворении “Рыцарь на час” (1862) он страдает от того, что, уехав из дома шестнадцатилетним мальчиком, он так и не увидел матери. Она слишком рано умерла. Недалеко от Ярославля, в селе Абрамцево, стоит церковь Петра и Павла, прихожанами которой являлась семья Некрасова. А рядом, за церковной оградой, находится могила матери поэта – Елены Андреевны Некрасовой. Слайд №3. Могила матери поэта

У той плиты, где ты лежишь, родная,
Припомнил я, волнуясь и мечтая,
Что мы ещё увидеться с тобой,
И опоздал.

Стихотворение было опубликовано в журнале “Современник” в 1862 году. Лучшие люди России были потрясены стихами, многие просто плакали, читая эти проникновенные строки. Образ матери в стихотворении вышел далеко за рамки автобиографического сюжета, стал символом безмерного страдания многих женщин.

- Чтение стихотворения учащимися “Рыцарь на час”.

- Назовите кульминационные строки тоски поэта по матери?

(“Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других”)

- Что придает выразительность данному стихотворению? (повторы: “не сожмется грудь”, “не видна ее бедность нагая”)

- В чем сила эмоциональной насыщенности стихотворения? (в использовании глаголов – инфинитивов: “сосчитаться”, “предаться”, “совладать”, “рыдать”, а также использование побудительных предложений)

Тема матери и родины идут неразрывной связью у Некрасова. В стихотворении “Баюшки-баю”, через плач колыбельной песни слышится судьба страдающих людей:

Усни, страдалец терпеливый,
Свободной, гордой и счастливой
Увидишь родину свою,
Баю – баю – баю – баю!

6. Материнские образы в любимых женщинах Н.А.Некрасова.

Материнская тема прослеживается у Некрасова наряду с другими женскими образами – это, прежде всего образы его спутниц жизни. Так, своей гражданской жене и соратнику по литературному творчеству, Авдотье Панаевой он посвящает много стихотворений. Уже при расставании он осознает, что всю свою жизнь с Панаевой он связывал с образом своей матери, того человека, чье добро нельзя забыть. Он не отрицает, что впервые приобрел дом, семью и верного друга в лице Панаевой. Обращаясь к жене в стихотворении “Все, чем мы в жизни дорожили…”, поэт восклицает: Слайд №4. А.Панаева

Все, чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас, -
Мы на один алтарь сложили –
И этот пламень не угас!

Много добра и преданности получил Некрасов от своей второй жены Фёклы Анисимовны Викторовой, или Зиночки (так ласково называл её Некрасов). Материнской заботой окружила Зина поэта в последние годы жизни. В ней, как в матери, Некрасов нашел близкого по духу человека, их волновали одни и те же вопросы, объединяли общие стремления и надежды. Слайд №5. Зина

Слова любви и заботы о близком человеке звучат в стихотворении “Зине”:

Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет…

7. Русская женщина – мать и защитница в лирике Некрасова.

Наряду с тем, что Некрасов всегда проявлял нежность к своей матери, он в своих стихотворениях сохраняет эту нежность к своим лирическим героиням. Русская женщина у Некрасова прекрасна и талантлива, как его собственная мать. Она не лишена ума, самоотверженности и вдохновения. Вот почему так прекрасны образы женщин Некрасова:

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка!

Так пишет поэт в поэме “Мороз, Красный нос”.

Тяготы и лишения проходит некрасовская женщина:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом обвенчаться,
Вторая – быть матерью сына – раба,
А третья – до гроба рабу покоряться.

- Это ли не строки о матери самого поэта? Это ли не размышления о несправедливости судьбы?

И тут же мы читаем в стихотворении “Тройка”, что нет прекрасней на свете, чем русская женщина во всей её красе:

На тебя заглядеться не диво
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих черных как ночь!

- Давайте вспомним стихотворения, в которых русская женщина выступает как защитница.

Это же, конечно, поэма “Русские женщины”, где темы матери, жены, защитницы слились воедино. Не прошло мимо Некрасова событие декабря. Подвиг жен декабристов поэт сумел воплотить в стихах. Женщины отправлялись за своими мужьями в далекую Сибирь. Сила и характер мужественной женщины встает на первый план некрасовской поэмы. Он верит в будущее, он верит в то, что сила русской женщины в доброте, в стремлении защитить своего ближнего, как когда-то защищала его мать. Слайд №6. Поэма “Русские женщины”

Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего,
Пускай же будет и моя
Не радостней его!

8. Вывод по уроку.

Таким образом, подводя итоги урока можно сказать, что тема матери у Некрасова бесконечно простирается в стихотворениях. Можно внимательно изучать отдельные строки или целые отрывки из поэм, но мысль автора не утеряешь.

Через всю жизнь пронес Некрасов любовь и благодарность к своей матери, и с поразительной нежностью сумел воспеть её в стихах. Образ матери для Некрасова всегда был воплощением начала жизни, олицетворением беспредельного добра и высшей справедливости.

- Какие выводы делаете вы?

Образ матери у Некрасова – это символ добра на земле, воплощение начала жизни, высшая справедливость на свете.

Гост

ГОСТ

Рисунок 1. Н. А. Некрасов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Многообразие женских характеров в творчестве Некрасова на протяжении длительного времени привлекает внимание литературоведов. Произведения поэта по праву занимают особое место в лирике XIX века.

Некрасов оставлял глубокий след в сердцах читателей описывая русскую женщину в своих творениях. Практически в каждом из его произведений присутствует великолепный образ русской женщины, который таит в себе некую загадку. И каждый раз, создавая новую героиню, Некрасов открывал для себя маленькую частичку загадочной женской души.

Его женские характеры неизменно отличаются ярко выраженной индивидуальностью, ни один образ не похож на другой. Пространство его произведений наполнено как сильными, волевыми женщинами, которые готовы перенести все беды на своём жизненном пути, так и слабыми, робкими, нежными.

Размышления о нелёгкой женской судьбе проходит красной нитью через все произведения Некрасова. Он не только изображает их нелёгкую долю, но и олицетворяет их прекраснейшие качества: трудолюбие, стойкость, выносливость. Николай Некрасов не просто писал о женщинах того времени, об их непростой судьбе, но и особым способом подачи оживлял образ русской крестьянки в своих поэмах.

Образ матери в произведениях Некрасова

В процессе создания образа матери ярко проявилось новаторство поэта, благодаря которому перед читателем предстал новый, неведомый ранее, женский тип. Этот образ наполнен теплотой и любовью, поэтому не может оставить равнодушным читателя. Стойкость, упорство, сила – качества, которые стоят за хрупкой и слабой, на первый взгляд, женщиной. Как настоящая мать, она не даст в обиду своё дитя, станет за его спиной, утешит, приласкает, будет опорой в самое неистовое время.

Готовые работы на аналогичную тему

В творчестве поэта вне зависимости от социального положения и материального благополучия русские матери обречены на страдания и муки.

Например, княгиня Волконской оказывается перед лицом нелегкого выбора, в ее душе ведут тяжелую, изнурительную внутреннюю борьбу две половины ее сущности - мать и жена. Когда родился сын, её муж был в заключении в Сибири. Ей нелегко дается решение податься вдаль за мужем, ведь это означает разлуку с сыном. Конечно же, она лелеет мысль, что сын, повзрослев, поймёт её поступок и даже оправдает. В своем убеждении следовать за мужем, Волконская оставляет все, что раннее составляло смысл ее жизни: богатство, высший свет, дворянские права, демонстрируя яркий пример самопожертвования во имя любви, мужа, семьи. Поэт передает скрытый смысл действий матери – даже находясь вдали, она остается величайшим примером для своего сына, вдохновляя его на собственные свершения и подвиги.

Женские образы в любовной лирике Некрасова

Любовная лирика Некрасова стала знаковым событием конца XIX столетия во многом благодаря изображению именно женских характеров. Большая часть исследователей полагает, что музой, источником вдохновения поэта являлась Авдотья Панаева.

Стихи, посвященные Панаевой, отражают глубокую любовь и искренность поэта. Сила его любви настолько велика, что поэт готов ради любимой на всё. Он не просто писал стихи и посвящал их Авдотье, он изливал свои глубокие и бушующие чувства на бумаге. Если до Некрасова, любовная лирика, тема взаимоотношений между женщиной и мужчиной раскрывалась преимущественно в контексте духовного мира лирического героя и не соотносилась со сферой повседневного, обыденного, то у Некрасова все проявления жизни, все сложности и проблемы мужчины и женщины получают своё художественное воплощение.

Любовная лирика, вдохновленная Панаевой – это, своего рода, целая жизнь, её история, роман. Некрасов описывает историю их любви: первая встреча, влюблённость, прогулки, письма, ссоры, расставания, уничтожение писем и попытки забыть. Ссоры, разочарования, скандалы и истерики – все это находило свое отражение в поэтическом пространстве Некрасова. Каждое произведение, посвященное Панаевой, - это рассказ о двоих и для двоих; каждое стихотворение – исповедь любящего сердца, особая любовная лирика – лирика нервического напряжения, диссонансов, внутреннего смятения и борьбы.

Авдотья Панаева обаятельная, нежная, женственная, остроумная и кокетливая женщина. Ей свойственно ошибаться, быть вспыльчивой, неуравновешенной, даже жестокой. В то же время она - близкий человек, опора, которая нужна в жизни каждому человеку. Его лирическая героиня, как и любая живая женщина не лишена недостатков, но без любимой, без любви нет смысла существования.

Шли годы, и его возлюбленная менялась. Изменились и их отношения. Объяснить, как меняется человек, как меняются отношения, как меняется любовь, кажется, не в состоянии никто. Это навсегда останется загадкой. Осталось это загадкой и для Николая Некрасова. Но, всё же, благодаря его музе была открыта особая, новая любовная лирика в мире русской поэзии.

Многие последующие поколения будут восхищаться произведениями Николая Алексеевича Некрасова и, нет сомнений, что именно любовная лирика будет неизменно привлекать внимание читателей и исследователей.

Читайте также: