Образ марфы посадницы сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Оно и нашло свое отображение в повести Н.М.Карамзина. По мнению ряда исследователей, в повести Марфа одерживает моральную победу, хотя и терпит политическое поражение.

Не менее красноречиво опровергала Марфа и высказанное Холмским обвинение правителям. Центральным действующим лицом повести является Марфа Борецкая. С образом Марфы контрастирует образ Иоанна.

Сопоставьте выступления на вече двух ора­торов — князя Холмского и Марфы Борецкой. Марфа утверждает, что «…мы благоденствуем и свободны! Марфа не хуже Холмского знает исто­рию, но по-иному подбирает и интерпре­тирует происходившие в прошлом собы­тия.

Сопоставьте используемые в речах Холмско­го и Борецкой средства эмоциональной вырази­тельности. Речь Марфы как произведение оратор­ского искусства выстроена лучше выступ­ления Холмского, она выше по силе убеж­дения и воздействия на слушателей. Какую оценку дает Марфа Рюрику и Иоан­ну III? Как это характеризует личностные качества Марфы и ее политические взгляды? Какие художественные приемы использует автор для изображения Марфы? Найдите эпитеты, которыми она наделяется в повести.

Совсем другое дело – Марфа Борецкая. Речь Марфы проста и доступна, она использует в ней понятные сравнения, поэтому ее аргументы более убедительны для новгородских граждан.

Марфа Борецкая была знатной женщиной Новгорода. Для Марфы умереть во имя своей родины лучше, чем жить с ущемлением прав и страдать от несправедливого правления Иоанна. И Марфа не может согласиться с такой судьбой города. Марфа Борецкая не заслуживает наказания, потому что слишком много сделала для Новгорода.

Аннотация научной статьипо литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Кудреватых Анастасия Николаевна

Холмский обращается с речью к новгородцам и стремится доказать превосходство самодержавно-монархического правления над республиканским. Подобная аргументация в защиту самодержавия не раз встречалась в произведениях Карамзина.

Нависшая над Новгородом угроза установления власти Иоанна III заставила знатную жительницу города Марфу Борецкую открыто выступить против господства московского князя. Она всем сердцем убеждена, что Новгород должен сохранить свою свободу и независимость любой ценой.
Главный упрек Москвы Новгородскому княжеству состоит в том, что новгородцы, пользуясь своим удалением от земель, атакуемых внешним врагом, живут мирной жизнью. Они отделились от России и стали полностью независимыми.
Рассмотрим, какие доводы приводит Марфа Борецкая в

пользу независимости и свободы новгородцев.
По ее словам, в прежние времена отцы нынешних новгородцев, вместе с другими русскими княжествами, “разили неприятелей вместе, и вместе с ними славились победами”. Теперь же земля русская страдает не только от внешних врагов, ее разоряют и внутренние войны. Борецкая замечает: “А новгородцы дерзнули не участвовать в междоусобиях князей…”
Таким образом, Марфе ясно, что под благовидным предлогом отражения внешних врагов московcкий князь стремится и Новгородское княжество втянуть в междоусобные войны.
Новгород – богатый и процветающий город.

И поэтому неудивительно, что Иоанн III “желает повелевать великим градом, он собственными глазами видел славу и богатство его”. Присоединение Новгорода к русским княжествам позволит значительно пополнить сильно опустевшую государственную казну.

А потом и самих новгородцев постигнет участь бедствующей России, нищета граждан. И Марфа не может согласиться с такой судьбой города.
Как любому самодержавцу, русскому князю нужны новые земли для расширения границ своего государства, для укрепления своего могущества. Им движет желание быть царем одного из самых больших государств, при этом он совсем не заботится о жизни своих подданных. Поэтому Марфа и произносит: “Сначала сделайте своих подданных счастливыми и соедините свои княжества, прекратите междоусобицы, тогда и мы приидем в царственный град Москву и скажем “Владей нами!”
Марфа отстаивает интересы своих сограждан, она твердо уверена, что с утратой свободы исчезнет и сам источник городского благополучия, будет установлена жестокая власть русского царя.
Иоанна III интересует только богатство Новгорода, а Марфа отстаивает интересы и счастье народа.
Эта женщина – страстная и пылкая защитница родного города, и ее никак нельзя обвинять в отсутствии патриотизма. Марфа Борецкая не заслуживает наказания, потому что слишком много сделала для Новгорода.

Прочтите предисловие к повести. Каков его смысл? Почему Карамзин избирает в качестве рассказчика старинного новгородского гражданина?
В чем совпадают и чем отличаются его взгляды на описанные события от взглядов Карамзина-писателя?
Автор характеризует повесть от имени издателя, выступающего вдумчивым и объективным читателем. Характеризуя изданную им повесть, издатель указывает, что ее “старинный автор” – знатный новгородский гражданин, который, с одной стороны, размышляет с позиции новгородца и в то же время способен объективно
оценить события, происходившие в те времена, когда Новгород отчаянно отстаивал свободу, а московский князь Иоанн пытался объединить русские княжества под своей властью. Новгородец, восхищаясь страстной и пылкой натурой Марфы, но не считая ее “великой и добродетельной”, в душе своей не винит Иоанна, что делает честь его справедливости. Рассказчик стремится правдиво изобразить героев, не преувеличивая и не преуменьшая их достоинств.
Такой рассказчик – участник событий, новгородец, объективно оценивающий события, – успешно воплощал задачи писателя, создавшего яркую картину драматических
для великого города дней и героизировавшего яркий художественный образ пламенной защитницы новгородской вольницы.
Подобная форма повествования была удобна для Карамзина-историка, выступавшего в своих исторических трудах с позиций монархиста и крайне отрицательно характеризовавшего в них Марфу Борецкую, которую он обвинил даже в тайном сговоре с литовцами.
Сопоставьте выступления на вече двух ораторов – князя Холмского и Марфы Борецкой. Как они понимают вольность и свободу? Чьи аргументы более убедительны для новгородских граждан и читателей повести?
Боярин Холмский выступает от имени московского князя. В своей речи он стремится доказать преимущества самодержавного строя. Холмский наполняет свою речь упреками в адрес новгородского боярства и обвиняет его и горожан в забвении общенациональных интересов и в предательстве, говоря, что, пока русские гибнут в борьбе с иноземцами, жители Новгорода с радостью приветствуют торговцев чужеземных. Боярин обвиняет новгородцев в корыстолюбии.
Говоря о вольности, он отмечает, что новгородский народ несвободен, он находится под властью бояр, торгующих благом народа.
Марфа в своей речи выступает не как чиновник, не как посланец московского князя, а как человек, чьи предки были друзьями Вадима Новгородского и в разные времена отдали свою жизнь за независимость Новгорода. Умело используя приемы ведения полемики, посадница предлагает возможные условия, при которых Новгород мог просить защиты и покровительства Иоанна, и тут же показывает, что город находится в расцвете своего могущества и силы и не нуждается в подчинении князю московскому. Она говорит о том, что понятно желание Иоанна повелевать градом: он собственными глазами видел богатство и славу его. Но московский князь ничего не может дать Новгороду. Марфа утверждает, что “…мы благоденствуем и свободны!
Благоденствуем оттого, что свободны!”.
К каким историческим событиям обращаются в своих речах ораторы, как их оценивают? В чем цель их обращения к отечественной истории?
Речь Холмского наполнена патриотическим пафосом и преклонением перед героическими деяниями властителей русского государства: “Олег, следуя за течением Днепра, возлюбил красные берега его и в благословенной стране Киевской основал столицу своего обширного государства; но Великий Новгород был всегда десницею князей великих, когда они славили делами имя русское. Олег под щитом новгородцев прибил щит свой к вратам Цареградским. Святослав с дружиною новгородскою рассеял, как прах, воинство Цимисхия, и внук Ольгин вашими предками был прозван Владетелем мира”.
Холмский постоянно подчеркивает историческое содружество киевских и новгородских князей, которое приводило к славным победам.
Марфа не хуже Холмского знает историю, но по-иному подбирает и интерпретирует происходившие в прошлом события. Она с волнением рассказывает о борьбе Вадима с Рюриком за независимость Новгорода. “Исполнилось желание великого мужа: народ собирается на священной могиле его, свободно и независимо решить судьбу свою”. Марфа с уважением говорит о противниках новгородской республики – Рюрике, Иване III.
С теплотой вспоминает Марфа о дружбе Новгорода с великими князьями прошлого – Олегом, Владимиром, Ярославом, которые утвердили “законы и вольность великого града”.
Сопоставьте используемые в речах Холмского и Борецкой средства эмоциональной выразительности. Чью, речь вы можете оценить выше как произведение ораторского искусства по силе убеждения?
Речь московского боярина логически стройна. Он выдвигает основной тезис – самодержавный строй имеет несомненные преимущества перед республиканским правлением, и далее он доказывает этот тезис. Его выступление не лишено эмоций и риторических вопросов, лексически богато, исполнено патриотического пафоса.
Марфа умело использует различные приемы для привлечения внимания к своей личности, к предстоящей речи. Эти приемы призваны воздействовать на эмоции слушателей, пробуждение личностного отношения к судьбе города: “Она восходит на железные ступени тихо и величаво; взирает на бесчисленное собрание граждан и безмолвствует… Важность и скорбь видны на бледном лице ее… Но скоро осененный горестию взор блеснул огнем вдохновения, бледное лицо покрылось румянцем, и Марфа вещала…” В речи Марфы присутствуют многие личностные мотивы, придающие особую эмоциональность и задушевность. Таково начало ее слова, объясняющее, почему именно она, женщина, “дерзает говорить на вече”, почему имеет право “быть защитницею вольности”.
Это сразу привлекает симпатии людей к Борецкой. Марфа выдвигает антитезис, доказывая который она опровергает аргументы противника.
Речь Марфы как произведение ораторского искусства выстроена лучше выступления Холмского, она выше по силе убеждения и воздействия на слушателей.
Какую оценку дает Марфа Рюрику и Иоанну III? Как это характеризует личностные качества Марфы и ее политические взгляды?
Марфа, говоря об Иоанне III, отдает справедливое уважение “знаменитому витязю”, несмотря на его желание владеть Новгородом. Она говорит о его заслугах, его величии: “Да славится князь московский истреблением врагов христианства, а не друзей и не братий земли Русской, которыми она еще славится в мире!”
С какими чувствами завершает свою речь на вече Марфа? Как они ее характеризуют?
Защитница Новгорода с горечью говорит о том, что с утратой вольности исчезнут и богатства новгородские, померкнет слава великого града, исчезнет его великолепие, опустеют улицы, все придет в запустение. И странник не найдет ничего среди печальных развалин и скажет только: “Здесь был Новгород. ” Эти слова свидетельствуют о ее боли за родной город, страстном желании уберечь его от падения.
Какие художественные приемы использует автор для изображения Марфы? Найдите эпитеты, которыми она наделяется в повести.
Речь, жесты, манера поведения Марфы во время вече помогают читателю ярче представить образ защитницы Новгорода. Автор наделяет ее эпитетами мудрая, великодушная, смелая.
Почему Карамзин, намеренно отступая от исторических фактов, приводит Марфу на эшафот? Для чего нужна в повести эта сцена?
Будучи убежденным сторонником монархической формы правления и единства централизованного государства, Карамзин как писатель был захвачен интересом к героическим напряженным ситуациям русской истории, необычным ярким образам, одержимым страстной идеей, в частности к личности женщины – политического деятеля, и поэтому героизировал Марфу, ее убежденность и бескомпромиссность. Драматический финал произведения соответствует логике характера героини, подчеркивает непокоренность ее натуры, готовность отдать жизнь за свои убеждения, героику и трагизм ее судьбы.
Как изображен в повести новгородский народ? Почему в итоге он принимает власть Иоанна? Как в этом сказалась позиция писателя?
Народ на площади своим криком заглушает колокол и требует открытия веча. Юные новгородцы в штыки воспринимают появление Холмского и призывают его смириться перед новгородской вольницей, остальные безмолвствуют. Безмолвие продолжается и после речи боярина: чиновники и граждане находятся в недоумении.
Появление Марфы предваряется восклицаниями толпы, она сразу вызывает к себе симпатию. Окончание ее речи сопровождается возгласами народа, готового умереть за отечество и не допустить Иоанна в Новгород. Но падение башни с вечевым колоколом приводит граждан в ужас, и, пораженные этим зрелищем, они застывают в безмолвии.
Успокаивается народ только тогда, когда слышит звон колокола, повешенного на другой башне.
Казнь Марфы воспринимается людьми с ужасом и горестью, а явление московского князя и чтение Холмским хартии встречается молчанием. И только когда было поднято “белое знамя Иоанново”, граждане воскликнули: “Слава государю российскому!”, приняв его власть. Народ согласился с неизбежностью.
Защищая идею монархического правления, Карамзин, вероятно, считал такое завершение событий вполне закономерным.

Марфа Посадница Автор: Есенин С.А.
1
Не сестра месяца из темного болота
В жемчуге кокошник в небо запрокинула,-
Ой, как выходила Марфа за ворота,
Письменище черное из дулейки вынула.
Раскололся зыками колокол на вече,
Замахали кружевом полотнища зорние;
Услыхали ангелы голос человечий,
Отворили наскоро окна-ставни горние.
Возгово?рит Марфа голосом серебряно:
“Ой ли, внуки Васькины, правнуки Микулы!
Грамотой московскою извольно повелено
Выгомонить вольницы бражные загулы!”
Заходила буйница выхвали старинной,
Бороды, как молнии, выпячили грозно:
“Что нам Московия – как поставник блинный!
Там бояр-те жены хлыстают загозно!”
Марфа на крылечко праву ножку кинула,
Левой помахала каблучком сафьяновым.
“Быть так,- кротко молвила, черны брови сдвинула,-
Не ручьи – брызгатели выцветням росяновым…”
2
Не чернец беседует с Господом в затворе –
Царь московский антихриста вызывает:
“Ой, Виельзевуле, горе мое, горе,
Новгород мне вольный ног не лобызает!”
Вылез из запечья сатана гадюкой,
В пучеглазых бельмах исчаведье ада.
“Побожися душу выдать мне порукой,
Иначе не будет с Новгородом слада!”
Вынул он бумаги – облака клок,
Дал ему перо – от молнии стрелу.
Чиркнул царь кинжалищем локоток,
Расчеркнулся и зажал руку в полу.
Зарычит антихрист зёмным гудом:
“А и сроку тебе, царь, даю четыреста лет!
Как пойдет на Москву заморский Иуда,
Тут тебе с Новгородом и сладу нет!”
“А откуль гроза, когда ветер шумит?” –
Задает ему царь хитро?й спрос.
Говорит сатана зыком черных згит:
“Этот ответ с собой ветер унес…”
3
На соборах Кремля колокола заплакали,
Собирались стрельцы из дальных слобод;
Кони ржали, сабли звякали,
Глас приказный чинно слухал народ.
Закраснели хоругви, образа засверкали,
Царь пожаловал бочку с вином.
Бабы подолами слезы утирали,-
Кто-то воротится невредим в дом?
Пошли стрельцы, запылили по? полю:
“Берегись ты теперь, гордый Новоград!”
Пики тенькали, кони топали,-
Никто не пожалел и не обернулся назад.
Возгово?рит царь жене своей:
“А и будет пир на красной браге!
Послал я сватать неучтивых семей,
Всем подушки голов расстелю в овраге”.
“Государь ты мой,- шомонит жена,-
Моему ль уму судить суд тебе.
Тебе власть дана, тебе воля дана,
Ты челом лишь бьешь одноей судьбе…”
4
В зарукавнике Марфа Богу молилась,
Рукавом горючи слезы утирала;
За окошко она наклонилась,
Голубей к себе на колени сзывала.
“Уж вы, голуби, слуги Боговы,
Солетайте-ко в райский терем,
Вертайтесь в земное логово,
Стучитесь к новоградским дверям!”

Жанровая направленность произведения представляет собой историческую повесть, основной темой которой является рассмотрение вопросов свободолюбия, справедливости, чести в отношении своего народа.

Сюжетная линия произведения разворачивается в период угнетения русским царем вольного города, проявляющего непокорство и свободолюбие.

Главным персонажем повести является сильная и властная русская женщина в лице Марфы Борецкой, отличающаяся мудростью, величественностью, великодушием, смелостью, стремлением к свободе. Внешность героини представляется автором как статная красавица, имеющая бледное лицо, покрытое румянцем.

Композиционная структура повести представляется повествованием, осуществляемым знатным новгородским гражданином, являющимся участником происходящего бесправия, основанного на желании русского царя Ивана Третьего завладеть богатым городом в период его расцвета и могущества.

Отличительной особенностью повести является изображение писателем простой женщины, обладающей чрезвычайным редким характером, сумевшей руководить горожанами, отстаивая их интересы, уверенная, что потеряв свободу народ лишиться собственного благополучия, попав под гнет жестокой власти царского правителя.

На всем протяжении сюжетного действия ощущается авторская симпатия к главной героине и жителям города, подчеркнутая в изображении великолепного и в то же время противоречивого образа Марфы Посадницы.

Своеобразие повести заключается в представлении яркого и героического образа женщины, являющейся защитницей свободы, которое проявляется впервые в русской литературе.

Средствами художественной выразительности в произведении являются речевые характеристики главной героини, выражающиеся в ее ораторских приемах, контраргументах, антитезисах, в которых негласно слышатся личностные мотивы, подчеркивающие душевный эмоциональный порыв повествовательного действия. При этом повесть насыщена историческими примерами в виде упоминания из легенд и предзнаменований о великих древних князьях в лице Олега, Ярослава, Владимира, которые принимают решение о статусе города как вольного поселения, являющегося независимой Новгородской республикой.

Смысловая нагрузка повести заключается в изображении автором различных государственных принципов в виде республики и монархии.

Лидер

Марфу поддерживали богатые землевладельцы, к ним относились Овиновы, Казимировы, Есиповы, Афанасьевы, Коробовы и некоторые другие. Они жили на Софийской стороне. К сторонникам Москвы относились более бедные вотчинники. Марфа владела значительным богатством и поэтому её желания расценивались как приказы. Женщина жестоко распоряжалась со своими врагами, в том числе и с боярами. В конце 15 столетия Борецкая со своими сторонниками, не скрываясь, не хотели стать подданными Московского князя.

В 1471 году она желала поставить архимандритом Пимена. Её поддержали боярыни Ефимия и Анастасия ( тоже вдовы). Однако архиепископом выбрали Феофила. Потом Борецкая послала послов к Московскому князю. Вернувшись обратно, они объявили, что Иван III считает Новгород своей вотчиной. Борецкая с богатыми подругами возглавили партию, боровшуюся против власти Москвы.

Речь Марфы

Дальше еще интереснее закручивает свой сюжет краткое содержание. Марфа-посадница под восклицающие звуки тихо и величаво вошла на железные ступени лобного места. На ее лице читались скорбь и величие. Она спокойно начала свою вдохновенную речь и сказала, что по праву может быть защитницей вольности, так как именно ее отец и супруг положили голову, сражаясь за этот славный город.

Борьбы Борецкой с Москвой

Марфа Борецкая вдохновляла народ на борьбу с московским князем. Она действовала решительно. В своём доме она организовывала шумные политические собрания, убедительно выступала перед собравшимися жителями. Своими горячими призывами она приобрела много сторонников. Жители верили Марфе и готовы были бороться против Москвы вместе с ней, но они не представлял насколько это опасно для них.

Новгородская знать мечтала создать в своём городе православное наместничество во главе с литовским паном. Перед ним было поставлено одно условие – он обязывался стать мужем Марфы. Жители Великого Новгорода согласились жить под покровительством Казимир, надеясь на его милостыни. Марфа интриговала и за гроши подкупала бедноту, чтобы они на вече кричали против Ивана III и призывали послать послов к Казимиру. Хотя смерды действовали вяло, но их набралось достаточно много и послов в Литву послали. Приверженцы же московского князя соглашались и явно не протестовали.

Новгородцы предвидели, что такое противостояние принесет им много горя, но не могли поступиться своею гордынею. И вот вечевой городской колокол созывает всех горожан немедленно собраться на Великой площади.

Народ со всех концов устремился туда, встревоженный гул его заглушал колокольный звон. Люди собрались и стали требовать начать вече.

Напротив белокаменного дома Ярославова собрались посадники с медалями на груди, бояре со знаменами, старосты с серебряными секирами и много другого народа.

Вдруг на лобном, или, иначе, на Вадимовом, месте, где возвышался мраморный образ витязя Вадима, появился посланец – доверенный царя Иоанна князь.

Конец

Боярская владела в 1480 году на реке Сорока 16 земельными участками. Половину из них она подарила монастырю. Деревни на реках Суме, Волги и озере Колдо, рыбные ловли на реке Водла, а так же сёла, уже после кончины Борецкой, тоже передали монастырю.

Через 13 лет после битвы на Шелони, в 1484 году по приказу московского князя схватили Борецкую и её внука от сына Дмитрия. Всё богатство собрал себе московский князь. У небольшого селения Млеве Марфу убили и похоронили.

Есть еще версия, что сначала Марфу с внуком Василием привезли в Москву. Затем она была сослана в Нижний Новгород в Зачатьевский монастырь, где и была пострижена в монахини под именем Мария. Прожила до 1503 года.

Ожидание

На колеснице в город привозят тело Мирослава, раненые воины рассказывают о страшных сражениях. Русские были против русских, воины обеих сторон хотели доказать, что они славяне. Взаимная их злоба и есть самое ужасное! Двое сыновей Марфы тоже погибли.

Но битва продолжалась, Иоанн в прямом столкновении не смог одолеть витязей новгородских, тогда он пошел на длительную осаду. Город начинал голодать, защитники вольности стали гибнуть.

Старец Феодосий, покинув свой затвор, пришел в город и опять стал посадником, однако после победы сам же вручил ключи от города царю Иоанну и попросил у него пощады для народа, взамен пообещав, что эти люди будут служить ему верой и правдой.

Итоги

Судьба новгородской посадницы интересовала писателей и историков. Несомненно, она была сильная женщина, но жестокая и суровая. Она боролась за свободу своего города, но подкупала чернь и призывала на Русь иноземцев. Она была властной и даже жестокой правительницей и имела право наказать любого жителя.

Если верить легенде, то, узнав, что её сыновья погибли в Заонежье, она приказала сжечь несколько деревень вместе со всеми жителями. Василий Своеземцев, спасаясь от расправы Марфы, вместе с семьёй тайно скрылся из Новгорода. Жестоко поступила Борецкая с боярином Мирославским, бросив его в подземелье.

Война

Марфа надеялась, что Псков не останется в стороне, станет им союзником и даст свое войско, однако те отказались поддержать мятеж новгородцев. Вскоре пришло известие, что Иоанн с лучшим войском выдвинулся к великому граду. Полки Мирослава выдвинулись им навстречу.

Эпитафия

Марфа Борецкая еще долго после смерти интересовала русские прогрессивные умы, поэтов, историков и писателей. У нее была невероятная и совсем неприсущая русской женщине того времени сильная и незаурядная личность. Н. М. Карамзин в своих произведениях идеализировал мятежную боярыню, называя ее республиканкой, а Новгород называл Новгородской республикой. А Марфа Семеновна Борецкая была ее последней защитницей от самодержавной власти царей. Карамзин написал о ней историческую повесть, в концовке которой выразил надежду, что ее имя не будет предано забвению, и что она войдет в галерею самых известных российских женщин в стране. Его пожелания в какой-то мере сбылись. Однако сегодня к ней отношение двоякое. С одной стороны, она боролась за независимость своего города и не желала отдавать его во власть Московского князя, а с другой стороны, она помощи искала в иноземном короле.

Коростынский мир

Вскоре был заключен Коростынский мир (11 августа 1471 года). По его условиям, Новгород попадал в еще большую зависимость от Москвы. Так, его правительство должно было подчиняться великому князю в вопросах внешней политики. Это было важным нововведением, так как отнимало у новгородцев возможность иметь какие-либо дипломатические контакты с Польшей и Литвой. Также великому князю Московскому теперь подчинялся городской суд. Кроме того, церковь Новгорода становилась неотъемлемой частью единой митрополии. Главный орган местного самоуправления – Вече – больше не мог выносить решения самостоятельно. Все его грамоты заверялись великим князем, а на бумагах ставились московские печати.

Тем не менее в Новгороде сохранялись декоративные признаки старого порядка, когда здесь еще господствовала республика. Великий князь не тронул Марфу, она осталась на родине. Огромные уступки Москвы не поменяли ее планов. Она все еще мечтала о том, чтобы избавиться от зависимости от Ивана III. Но на некоторое время между сторонами воцарился хрупкий мир.

Ответный ход Ивана III

Когда до Московского Великого князя дошла весть о том, что из Новгорода в Литву послано посольство, он собрал войско и двинулся в сторону мятежного города. На реке Шелони произошла битва, которая закончилась поражением антимосковской группировки. Сын Марфы Дмитрий Борецкий был казнен. Новым посадником был назначен Фома Андреевич. Чтобы помириться с Иваном Третьим, он поднес ему тысячу серебряных рублей, который князь Московский взял, как “пеню за проступок”. Зимой он вновь приехал в Новгород и посетил дома многих знатных бояр, но Марфа Посадница Борецкая не была удостоена этой великой чести. Он решил держать ее на расстоянии, опасаясь ее новых козней.

Подробно и последовательно раскрывает Карамзин душевный мир Лизы, проникновенно описывая развитие в ней любовного чувства. Мы живо представляем героиню, желающую увидеть Эраста после первой встречи и грустящую из-за неосуществленного желания. Видим радостный испуг и волнение ее при неожиданном появлении возлюбленного. Автор передает ее мысли о том, как она могла жить раньше без Эраста, ее тревогу, что аристократ Эраст не может быть ее мужем; описывает ее колебания между страхом потерять любимого человека и надеждой на его возвращение; наконец, ее безутешное отчаяние, приводящее к самоубийству.

Состояние

Марфа Борецкая: величавая республиканка

В этом великий историк, как и во многом другом, оказался прав.

Самостоятельная хозяйка

Знаменитая Новгород ка происходила из знатного рода бояр Лошинских. Ее первым мужем был боярин Филипп, в этом браке родилось двое сыновей, Антон и Феликс. К несчастью, они утонули на Карельском берегу Белого моря.

В памяти новгородцев образ Марфы навсегда остался как образ властной и жестокой правительницы, карающей самодержицы.

Как гласит легенда, узнав о гибели сыновей от первого брака в Заонежье, она приказала сжечь там ряд деревень. Если верить летописям, Борецкая была стяжательницей с мертвой хваткой.

Внимательно просматривая описи ее владений, можно встретить пушнину в тысячах шкурок и хлеб в сотнях коробей, множество мясных туш, масло, кур, лебедей, полотно в сотнях локтей. И, конечно, деньги. Денежный оброк в вотчинах Борецкой составлял не менее 51% владельческого дохода. В Новгороде, на Неревском конце города, на улице Великой ей принадлежали каменные палаты в два этажа. Ее дом резко выделялся даже среди других боярских особняков. Благодаря таким огромным богатствам Марфа и обрела политический вес. В подобных конфликтах она всегда проявляла себя как злейший враг Великого княжества Московского.

Так что терять ей было что, и когда Москва заявила свои права на Новгород, она вступила в борьбу с великим московским князем Иваном III.

Во второй половине 60-х годов XV века Марфа возглавила боярскую группировку, которая открыто выступила против Москвы и ее объединительной политики. В 1471 году Борецкая вместе с рядом влиятельных новгородцев, куда вошли боярыня Анастасия (вдова боярина Ивана Григорьева) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова), решили выдвинуть своего кандидата на постархиепископа -некоего Пимена.

Плаха вместо трона

Виктор Елисеев

Тройственный женский союз

Три женщины играли главную роль в обороне Новгорода. Первая — Марфа Борецкая, вторая – Анастасия — вдова боярина Ивана Григорьевича, и третья — Евфимия, также вдова посадника Есипа Андреевича Горшкова. Все трое были богаты, обладали властью, обширными земельными угодьями и людьми. Все говорило о том, что женский элемент в Новгороде занимает видное место, особенно во время восстаний и бунтов. Вот почему Иван Третий, победив этот город, взял обет верности, не только от мужчин, но и от их жен, вдов, и даже пожилых женщин. Однако главную опасность для власти Ивана все же представляла Марфа Посадница.

Читайте также: