Облачный полк сочинение с элементами анализа
Обновлено: 04.07.2024
Автор: Дуева Ольга Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: село Уральское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по роману Э.Веркина "Облачный полк" (из курса "Родная русская литература" 8 класс)
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Выполнил: учитель русского языка и литературы
Дуева Ольга Витальевна
Цель: воспитание чувства патриотизма средствами художественного слова (на материале
1. Обучение композиционному, образному, языковому анализу художественного текста;
2. Развитие интереса к литературе Великой Отечественной войны;
3. Обучение работе в группах;
4. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Место урока в системе уроков по литературе
Предмет: Родная русская литература
Подраздел: Дети и война
Предварительная подготовка к уроку:
2. Трое ребят готовят презентации по книгам о Великой Отечественной войне: «Сын
1. Рассказать о сюжете книги.
2. Рассказать об экранизации этой книги с демонстрацией отдельных кадров из фильма.
3. Просмотр эпизода фильма.
Время выступления – 5 минут.
1. Слово учителя.
Великая Отечественная война – дна из самых трагических страниц истории нашей
страны. В этот период трудно пришлось не только взрослым, но и детям.
будущего, символом жизни. И вдруг он берёт автомат и начинает уничтожать врагов
Родины, тех, кто убил его родных, тех, кто лишил его дома. Именно поэтому темы
сиротства, бездомья тесно связаны в произведениях о детях на войне.
2. Выступления учащихся.
Рассказы детей о книгах Великой Отечественной войны и их экранизациях.
Сегодня мы познакомимся с ещё одной книгой о Великой Отечественной войне, где
В книге рассказывается о партизанском отряде, в котором много ребятишек-сирот.
Димку, например, опекает Саныч (Леня Голиков). Димке 17 лет. Он герой-пионер.
Однажды Димка с Санычем попадают в дом художника Чистякова. Тот пишет картину,
где в облаках вечно живут воины- защитники всех веков.
Отряд партизан успешно подрывает немецкий поезд, но потом вынужден поплатиться за
это жизнями солдат. Погибают все, кроме Димки.
Теперь Димка стал взрослым и рассказывает о своей юности правнуку Вовке.
- Как сам автор отвечает на вопрос, зачем он написал этот роман?
5. Беседа по первичному прочтению глав
- Что вы поняли из прочитанного?
- Какие моменты, эпизоды оставили впечатление?
- Над чем заставили задуматься?
Особенность книги Э.Веркина в том, что рассказ о войне становится страшнее от того,
что преподнесён через призму обыденного. Перед нами не блестящие герои, а обычные
люди, способные испытывать страх, слабость, желание жить. Это уже потом, спустя
некоторое время, их действия начинают расцениваться как проявление героизма. А тогда,
на поле боя, они просто действовали как подсказывала им совесть.
6. Работа в группах. Анализ глав романа
Эта глава построена на антитезах: созидание и разруха, солнце и тьма, жизнь и смерть,
мечта и реальность. Найдите подтверждение этому, приведя конкретные примеры из
текста. Сделайте вывод, что приносит с собой война?
После выступления учащиеся делают вывод: война приносит с собой смерть, боль,
Партизаны совершили подвиг: взорвали немецкий эшелон с танками. Но эта картина
предстаёт перед нами глазами подростка, который не чувствует себя героем. Найдите
примеры картин, где героика снижена и всё происходящее принимает обыденный,
будничный характер. Сделайте вывод, каково настоящее лицо войны?
После выступления учащиеся делают вывод: Настоящее лицо войны не парадная
героическая картина, а низкие убийства, жестокость, страх, грязь, холод.
Что вы узнали из писем советских ребят о жизни мирного населения на оккупированной
территории? Как вы поняли смысл последних двух предложений текста («Чем дальше
война, тем толще шкура, о неё уже можно спички тушить, и зажигать тоже можно.
Лишь чёрное семечко, поселившееся где-то в лёгких, справа от сердца, там, где душа,
это семечко выпустит ещё один корешок, и станет больше, и крепче врастёт в мясо,
гибнет на войне?
После выступления учащиеся делают вывод: на войне гибнутне только солдаты, но и
мирные жители: женщины, дети, старики.
Какими словами передаёт герой свои ощущения от ранения в живот? От понимания
невозможности спастись всем? Сделайте вывод, что значит для человека потеря близких
После выступления учащиеся делают вывод: видеть собственную смерть и смерть
близких людей – значит испытывать ужасную душевную боль.
Выводы каждой группы фиксируются на доске как итог работы над главами
7. Общий вывод по уроку.
Нельзя допустить повторения войны. Мир – главная человеческая ценность как
возможность жить, любить, учиться, трудиться, создавать новое, иметь дом и семью.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
О чем книга? В ней ведется очень простое, очень Непафосное повествование: что, кто, куда, зачем, что было дальше? О самом будничном. НО! Эти будни - военные. С голодом, холодом, страхом. С любовью, мечтами, надеждами. Со смертями, потерями, ужасами. И ты читаешь - не отрываясь, вдумываясь, представляя. И веришь каждому слову, даже не сомневаясь в правдивости этого бытописания.
Сюжет повести Дмитрий, от лица которого ведется повествование, вспоминает военное детство – страшную зиму 1943 года – жизнь в партизанском отряде. В течение трех последних месяцев из полутора лет Димка бродил по пояс в грязи и снегу, конвоировал перепуганных до истерики полицаев, отчаянно хотел отогреться и наесться, а еще больше — открыть наконец счет убитым фрицам. А опекал его эти полтора года Саныч, дерзкий пацан, трепло и боец от бога, заговоренный цыганкой от пули и фотокадра, представленный к Герою и боящийся всего трех вещей: предательства, торфяного топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины.
Саныч – высокий, загорелый, с залихватско-нахальной улыбкой, и большим сердцем… Митька – немногословный, но удивительно преданный и чуткий. Щурый – еще совсем малыш и уже такой бесстрашный. Ковалец – немного манерный, вредный, но в тоже время смелый боец. Лыков – незадачливый, но очень добрый повар.
Кульминационный момент Встреча с художником, у которого довелось остановиться на ночлег Санычу и Митяю, становится важной для раскрытия смысла героизма и предательства. Чистяков Веркина, ничего не зная об ордене Саныча, видит оборванного подростка причисленным к невидимому бессмертному воинству, которое формируется для защиты земли со времен персидских войн. Он пишет портрет – с копьем в руках, окруженным древними витязями и Юрием Гагариным, – и уводит Голикова из стана пионеров-героев прямо в иконостас защитников родины.
Особенности жанра произведения Изображение реальных событий переплетается с фантастическими эпизодами. Эдуард Веркин бережно вводит в псковские леса 1943 года мистику. Война в книге Веркина врастает в жизнь и сознание следующих поколений через верования и предания: подобно тому, как нельзя одному бродить по брошенным староверским деревьям, нельзя есть яблоки с деревьев, растущих на месте сожженных фашистами сел.
Вечная память героям
Краткое описание документа:
Прадед Митя рассказывает правнуку Вовке и вспоминает войну 1943 года, партизанский отряд на Псковщине и своих друзей, почти моих ровесников,- Митяйку, Саныча, Щурого, Ковальца, Лыкова, Алю с братишкой и других. Они все разные, но живут одной целью – уничтожить врага. Сколько было таких отрядов, ребят, погибших в ту войну? Неизвестно. Но ясно одно, что все они хотели жить и отдали свои жизни, чтобы жили мы.
В книге на меня произвели неизгладимое впечатление эпизоды, когда однажды в лесу в сумке убитого фрица подростки нашли детские письма из концлагеря.
Мне показалось, что всё зло войны сосредоточено в этих бесхитростных детских записках. Я, конечно, понимаю, что на войне без жестокости никак, но такого я не ожидала. Не думала, что убивать можно мучительно и долго, наслаждаясь чужими страданиями.
И когда мальчики под снегопадом возвращались в лагерь, а в нем было непривычно тихо. Онишли и спотыкались обо что-то в глубоком снегу, а затем….вытащили мертвую руку со скрюченными пальцами и увиделимного трупов, сложенных у дерева. Мальчики побежали прочь, чуть не замерзли и не сошли с ума. Нашли несколько человек, выживших из отряда, и осталисьс ними. Один - Саныч,- чтобы погибнуть, второй Митяйка - чтобы выжить и носить войну с собой до конца.
В какой-то момент при чтении становится понятно, что тебе известно имя и фамилия одного из главных героев. Партизан Саныч - это никто иной, как пионер-герой, Лёня Голиков. Я знаю о нем по рассказам моейбабушки, мамы. Раньше в их честьназывали пионерские дружины, школы, улицы.
Читая книгу, невольно становишься соучастником всех событий и понимаешь, что война - это смерть, ужас, ненависть, злоба, месть, кровь, мучения, горе.
На ней погибают задиристые Санычи, воображалистые Ковальцы, заботливые Али - все.
И все-таки - Саныч остался. Остался в сестре Лиде, которая с ним так похожа, что в мирное время ее фотографируют для книги вместо брата.
Жаркий ленивый август, субботнее утро в дачном поселке, река, залив. Димка наблюдает, как Вовка безуспешно стаскивает тяжелую лодку в воду. Только вот Димка давно не мальчишка, у него есть сын, а Вовка ему правнук. У каждого – свой взгляд на жизнь.
Сын без ума от своей новенькой машины, у него радикулит, и он интеллектуал, а вот Вовка без ума от приключений. Он сует свой любопытный нос повсюду, строит шалаши, охотится с самодельным луком, любит старину. И книжки читает. Ему интересно, как дед пережил войну.
Глава 2
Глава 3
Ребята вышли к своим, в отряде человек 50. Главный в штабе – командир Глебов. Большой человек, и большой зануда. Испанскую и Финскую войну прошел. Но первым их встретил бывший плотогон, сплавщик Ковалец, человек крутого нрава, щепетильно заботившийся о своей внешности. Он объявил, что Саныча, героя, убийцу немецкого генерала, ждет фотокорреспондент. Тот отказался позировать. Мол, в детстве его цыганка заговорила от пули, боли, неволи и фотоснимков.
Глава 4
Димка вспоминает, как он оказался в отряде. Он не сразу распознал налет вражеских самолетов. Город был сожжен. До контузии он думал, что война это игра. Все оказалось просто и страшно. Родителей с сестрой больше нет, только тетка из Новороссийска.
Саныч переживает за отправленного на задание Ковальца. А еще как-то слишком уж интересуется 17-летней девушкой-партизанкой Алевтиной и ее именинами. У него и подарок для нее припасен – деревянный красный гусь (ну или лебедь). Она из тех, кто на себе испытал блокаду Ленинграда.
Глебов пытается развивать ребят помладше. Потому что советский человек и под гнетом врага должен расти, учиться. А еще поручает ребятам шефство над Шуриком, чахоточным мальчуганом. Кстати, Димку опекал как раз Саныч. Вообще, в отряде немало ребятишек. Тот же 7-летний Щурый, например.
Глава 5
Саныч с Димкой под видом беспризорников расспрашивают у сухорукого парнишки, где можно переночевать. Тот указывает на избу чудака-художника. Ребята идут к нему мимо виселиц. Художник старый, на стенах в доме картины – звери сказочные, портреты детей да свадьбы. Саныч отчего-то сразу доверием к нему проникся, разболтал про отряд. Заспорили они о предателях: когда эти гады переведутся?
Саныча заинтересовала картина одна, где павшие воины живут в облаках. Хорошо живут, по словам художника. И много их, кто в кольчуге, кто в мундире, все вместе. Целый полк, одним словом. Художник Санычу ночью спать не давал, все про древнюю историю рассказывал, про греков разных. Сумасшедший, наверно. И Саныча нарисовал, как живого. В том самом полку. И будто с копьем (а на самом деле – с ухватом).
Глава 6
Глава 7
Ребятам дают своеобразный отпуск, можно наведаться к родным. У Саныча они еще остались. По дороге чего только не обсудили: и нападение марсиан из книжки Уэллса, и язычников из брошенной ближайшей деревни. Ночевать пришлось в пустой деревеньке. В ней еще жители крокодилу поклонялись. Ну, Санычу дед так рассказывал. А еще тут до сих пор топтун ходит. Вроде и ничего, а немножко страшно.
Глава 8
Глава 9
Щурый огорошил всех новостью: ему сам Сталин на письмо телеграммой ответил. Глебов пообещал мальчишке пистолет. Вот только Алевтина решила, что это Саныч Шурика в герои толкает. Тем временем Димку взяли на серьезное задание – подрыв поезда. Опытный Саныч на ходу различал – чей эшелон: наш или немецкий. Бомбу заложил Ковалец. Ну а Димка тогда пристрелил первого немца.
Глава 10
Глава 11
Димка размышляет о том, как жить после войны. Вернувшись, они видят партизан перебитыми. Но часть смогла уйти. Может, выдал предатель? Нет, невозможно. А убитые бойцы, они, как говорил тот сумасшедший художник, не умирают. Странно, но он даже имя Саныча угадал. Сказал, его тезка с горсткой людей армию персов удерживал. Наконец, ребята вышли к своим, раненым.
Глава 12
Шли на север. Вышли к деревне с полицаями. Пройти мимо ночлега в тепле – убить слабую Альку. Глебов потребовал, чтобы Голиков шел без оружия, просто в разведку. Пошли с Димкой вдвоем. Саныч травил байки про Ковальца, он знал его по школе. Знал, что Алька не вышла за него по одной причине: хотела стать женой Героя Советского Союза. Только вот пистолет он с собой все-таки взял. И ухлопал двух полицаев.
Глава 13
Ночь они провели в тепле и сытости, в обществе слепой старухи. Алька уже никого не узнавала. А к утру нагрянули егеря, фашисты. Уйти раньше было нельзя: Алевтина умерла только к утру. Остатки отряда прорвались к реке. Димку ранило.
Глава 14
Глава 15
Сюжет
1942 год, партизанский отряд, где много ребятишек-сирот. Димку опекает Саныч, Леня Голиков. Ему лет 17, и он пионер-герой. На разведке местности оба ночуют в доме художника Чистякова. Тот пишет картину, где в облаках вечно живут воины-защитники всех веков. В картину попадает и Саныч с копьем (ухватом). После успешного подрыва поезда отряд разбит немцами. Выжил только Димка. Он рассказывает историю своей юности правнуку Вовке.
Отзыв
Сегодня писать о Великой Отечественной войне опасно. Само поле высказывания превратилось в минное поле, нашпигованное взрывоопасными и рискованными смыслами. Риск здесь пока исключительно художественный, но для писателя это и есть главное: правда, и художественная, и историческая, в конечном счете оказывается проблемой эстетического решения, выбора жанра и языка.
Эдуард Веркин прошел поле до конца. Помогли не хладнокровный расчет и умение лавировать, а везение и бесстрашие. Без некоторой доли хитрости тоже, впрочем, не обошлось.
В результате получились неплохое аниме и абсолютно никакой фильм о войне. Сказалось сопротивление материала, который оказался вовсе не отработанным и не мертвым.
Особенность отечественной общественной ситуации в том, что память о войне, индивидуальная и коллективная, находится в постоянном конфликте с мифологией (неважно, какой — официальной, либеральной, масскультовой). И может быть, это существование под постоянным давлением тех или иных мифов, конвенций, табу — одна из основных причин того, почему память до сих пор не капитулировала перед мифологией и остается живой. Не случайно главным событием военной литературы последнего времени признана исключительно литература , и несмотря на то, что ряды непосредственных участников и свидетелей редеют, именно живые свидетельства сегодня в цене, как никогда.
Когда память ищет выход спуда, и миф, и деконструкция мифа вряд ли способны с ней честно конкурировать. Соответственно, и формальные приемы обессмысливаются: в присутствии подлинных свидетелей и свидетельств не будет работать ни риторика, ни постмодернистская игра в концепты.
Так история о герое, образ которого не поддается фотографии, но подвластен кисти иконописца, приобретает отчетливые житийные черты.
Читайте также:
- Литературная цитата и народная мудрость в высказываниях персонажей пьесы м горького на дне сочинение
- Итоговое сочинение оренбургская область 2021
- Мужские образы в романе обломов сочинение
- Сочинение егэ по тексту солженицына скажут нам что ж может литература
- Да святится имя твое гранатовый браслет сочинение