О чей деятельности в сочинение ключевского
Обновлено: 05.07.2024
Болезнь сильно повлияла на личность Ивана IV. После выздоровления он стал подозрительным и жестоким.
2. Каковы причины разрыва царя со своими сподвижниками? Согласны ли вы с утверждением самого Ивана IV о том, что его бывшие сподвижники А. Ф. Адашев и Сильвестр были причастны к смерти его жены Анастасии Романовны? Почему царь легко поверил подобным слухам?
Иван IV после болезни стал подозрительным и жестоким. Реформы, разработанные членами Избранной рады, были рассчитаны на длительный период, однако царь хотел немедленных результатов. Неудачные советы Адашева в ходе Ливонской войны добавляли масла в огонь. К тому же Иван IV, стремившийся к самовластию, давно тяготился опекой со стороны Сильвестра и Адашева и охотно поверил слухам об их виновности.
3. В чем были принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя?
Реформы Избранной рады были направлены на коллегиальное управление государством, тогда как Иван IV стремился к самовластию.
4. Как сложились судьбы членов Избранной рады?
Адашев был арестован и умер под стражей. Сильвестра сослали в один из северных монастырей, где он вскоре погиб. В столице начались массовые расправы над боярами и членами Избранной рады. Митрополит Макарий скончался в 1563 г. Андрей Курбский бежал в Литву.
6. Каковы основные итоги опричнины?
Опричное войско пропустило к Москве крымского хана Девлет-Гирея, который сжег столицу. Иван Грозный добился резкого усиления своей власти. Ущерб, нанесенный Российскому государству опричниной, был огромен и привел к хозяйственному упадку страны.
Стр. 87
Работаем с картой
1. С помощью атласа покажите на карте территории, вошедшие в состав опричнины. Назовите наиболее крупные города, которые находились в этих территориях.
Территории, вошедшие в состав опричнины, отмечены зеленой штриховкой. Центр опричнины обозначен синей звездой.
2. В состав опричнины вошли часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и др. Ее центром стала Александровская слобода.
3 (2). Сравните расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины.
Экономический потенциал опричнины был крайне высок. Это были богатые территории, которые имели выход к морям, то есть через них велась торговля. На востоке владения Строгановых, которые были крайне богатыми и занимались торговлей с Сибирью. Земщина же была на небогатых территориях. Расположение земщины – юг и запад.
4.
Стр. 87
1. Как оценивает автор отрывка деятельность Ивана IV?
В. О. Ключевский отрицательно оценивает царствование Ивана IV.
2. Объективен ли в своих оценках автор? Объясните свои выводы.
Автор объективен в своих оценках, так как царь задумывал больше, чем сделал. Его деятельность принесла больше потрясений, чем пользы.
Стр. 87
Думаем, сравниваем, размышляем
1 (н).
МАКАРИЙ (в миру Михаил) - митрополит Московский и всея Руси, общественный и политический деятель, святой.
Монашеский постриг принял в конце XV века в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. По некоторым данным, участвовал в росписи построенных в это время монастырских колокольни и трапезной. В 1523 году митрополит Московским Даниилом возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Можайского Лужецкого монастыря (позднее, будучи митрополитом, Макарий инициировал строительство каменного собора монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы).
4 марта 1526 года рукоположен в епископы и назначен на Новгородскую архиепископскую кафедру. Поставление Макария на вторую по значимости кафедру свидетельствовало о его близости к великому князю Василию III Ивановичу, а также митрополите Даниилу и иосифлянским кругам русских иерархов. Деятельность Макария в Новгороде способствовала укреплению московского влияния в регионе, как политического (благодаря Макарию мятеж старицкого князя Андрея Ивановича в 1537 году практически не распространился на новгородские земли), так и культурного. Макарий реализовал решения церковного собора 1503 года, введя в новгородских монастырях общежительный устав (1528 год). При нём была произведена реставрация многих новгородских церквей и икон, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, в соборе поновлены фрески, украшен иконостас. В Пскове по указанию Макария построен архиепископский дворец (1535 год). Макарий направлял миссионеров для просвещения лапландцев (современные саамы).
Время предстоятельства Макария характеризуется активизацией соборной жизни Русской церкви. Особое значение имел проведённый Макарием Стоглавый собор (1551 год). На церковных соборах осени 1553 - зимы 1554 годов при активном участии Макария были осуждены как еретические идеи М.С. Башкина и Феодосия Косого, а также отлучён от Церкви бывший игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. В конце 1560 года Макарий участвовал в соборе, созванном по инициативе Ивана Грозного, на котором бывшие ближайшие советники царя священник Сильвестр и А. Ф. Адашев заочно (Макарий настаивал на их личном присутствии) были осуждены по обвинению в отравлении царицы Анастасии Романовны и других преступлениях. Собор 1555 года учредил новую Казанскую архиепископию. Макарий рукоположил более 30 архиереев. С рубежа 1550-1560-х годов он постепенно стал отходить от дел; по разным причинам, главным образом по состоянию здоровья, не раз пытался уйти на покой (1547, 1562, 1563 годы), но уступал давлению со стороны царя.
Сочинения Макария полностью не выявлены. Известен ряд его ораторских произведений: проповеди в Успенском соборе во время венчания на царство Ивана IV Васильевича, при вступлении царя в брак с Анастасией Романовной, приветственная речь при встрече царя после взятия Казани и другие. Сохранились переписка Макария с бывшим митрополитом Московским Иоасафом (Скрипицыным), с Максимом Греком, послание князю А.Б. Горбатому в Казань, ряд грамот нравоучительного и административного характера, а также духовная грамота, написанная незадолго до смерти. Макарий погребён в Успенском соборе Московского Кремля.
Канонизирован РПЦ в 1988 году, день памяти 30 декабря (12 января), в Соборе Московских святых и в Соборе Московских святителей.
В 2001 году в РПЦ учреждён орден Святого Макария, которым награждаются лица за заслуги в области церковной науки и просвещения 7 .
Основное противоречие состояло в радикальном отличии взглядов царя и Рады на вопрос централизации власти в государстве. Члены рады стремились реформировать страну, но у каждого было свое видение на ряд проблемных вопросов.
1 (с). В переписке Ивана IV с князем А. М. Курбским обсуждался вопрос: каким быть государству? Князь полагал, что все беды государства оттого, что царь правит самовластно, не советуясь с умными и опытными людьми. Иван Грозный, напротив, считал основой государства сильную и неограниченную власть царя, который должен быть волен распоряжаться и жизнью, и смертью всех своих подданных. С чьей точкой зрения вы бы согласились? Почему?
Я согласен с точкой зрения князя А. М. Курбского, так как самовластное деспотичное правление разрушало государство. Коллегиальное решение многих вопросов с опорой на мнение умных и опытных людей позволило бы найти действенные решения проблем.
2. Рассмотрите историческую ситуацию, связанную с началом политики опричнины. Как вы считаете, почему Иван IV уехал в Александровскую слободу и прислал оттуда две грамоты, первую - духовенству и Боярской думе, а вторую – посадским людям Москвы? В чем была цель этих действий царя?
Первая грамота – духовенству и Боярской думе – имела целью указать на их преступления, чтобы добиться одобрения на борьбу с неугодными для себя. Вторая грамота – посадским людям Москвы – имела целью получить поддержку со стороны горожан в борьбе с неугодными Ивану Грозному боярами и представителями духовенства. Таким образом, он хотел получить всестороннюю поддержку своих действий.
3. Проведите историческое исследование и выясните (с помощью дополнительной литературы и Интернета), почему на одном из гербов Ивана IV вместо Георгия Победоносца вдруг появился единорог. Что означал единорог на гербе?
Рог единорога, как и рог вообще, неоднократно упоминается в Библии. Существенно, что рога, согласно библейскому тексту, использовались в качестве некоей регалии в церемонии помазания на царство. В рога наливали миро, которым освящали царский статус царей Давида и Соломона. Таким образом, рог единорога служил символом помазания на царство, обретения царского статуса. И действительно, в начале 1560-х годов даже само наименование рога единорога на некоторое время вошло в царский титул 8 .
4 (н).
4 (с). С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о А. М. Курбском или А. Ф. Адашеве (по вашему выбору). Напишите (в тетради) биографический портрет о выбранном вами историческом деятеле. Узнайте, что объединяло этих людей, а в чем они были абсолютными противоположностями.
Адашев, как и Курбский, поддерживал Ивана Грозного в его политике. Оба были реформаторы. Однако Курбский бежал в Литву, тогда как Адашев долго поддерживал Ивана IV, даже будучи в опале.
5. Сформулируйте свое отношение к Ивану IV. Ответ аргументируйте, используя исторические факты.
Иван IV – противоречивая личность. С одной стороны, ему удалось провести военную реформу, реформу местного управления и налогообложения, что заметно укрепило Российское государство. Ему удалось присоединить огромные территории на востоке – Казанское, Астраханское, Сибирское ханства.
С другой стороны, неудачная Ливонская война привела к большим потерям. Политика опричнины оказала негативное влияние на развитие государства. Опричнина разорила экономику и хозяйство страны, пришли в запустение самые богатые и процветающие области Российского государства.
6. Ниже приведены мнения историков о причинах и характере опричнины. С каким из них вы согласны? Свой ответ аргументируйте.
Я согласен с мнениями Н. И. Костомарова, АВ. Б. Кобрина, Р. Г. Скрынникова. Рассматривая точку зрения Костомарова, можно заметить, что на личность и характер Ивана Грозного сказалась борьба бояр за власть, что, несомненно, сказалось на политике царя. Кобрин верно замечает, что политика Ивана Грозного была направлена на ускоренную централизацию власти, которая создавалась при помощи террора и уничтожения сильной власти бояр. Скрынников подмечает, что опричнина была воплощением самодержавия, так как царь опирался лишь на себя, борясь именно со своей опорой – боярством. Таким образом, он старался укрепить свое могущество и побороть противовес со стороны единого боярства.
Первый слайд презентации: О чьей деятельности идёт речь в сочинении В. О. Ключевского?
С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призывал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада. Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований.
Слайд 2: Реформы М.М. Сперанского
Слайд 3
Слайд 4
Ответьте на вопросы: Из каких слоев общества происходил Сперанский? О каких преобразованиях Сперанского вы услышали в видео? Почему проект Сперанского не был реализован, а самого государственного деятеля отправили в отставку?
Слайд 5: М.М. Сперанский, Александр Варнек,1824
Слайд 6: Преобразования Сперанского в политике
Разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.
Слайд 7: Преобразования Сперанского в социальной структуре
Слайд 8: Преобразования Сперанского в выборной системе
Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.
Слайд 9: Создание Государственного совета
1810 - был учрежден Государственный совет. Высший совещательный орган. рассмотрение законопроектов рассмотрение отчетов министерств Корзухин А.И. Заседание Государственного Совета. первая половина XIX в
Слайд 10
Замыслы М.М. Сперанского: Идея создания Государственной думы Разделение властей (исполнительная, законодательная, судебная) Установление 3 сословий: дворянство среднее состояние народ рабочий Государственный совет
Слайд 11: Исправьте ошибки в тексте
Александр предлагал преобразовать самодержавие в абсолютную монархию, ввести принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Общество делилось на 3 сословия: дворянство, купечество и мещанство. Все они обладали гражданскими правами. Избирательное и политическое право было только у третьего сословия. Предлагалось сделать выборы в Государственную думу четырехступенчатыми: вначале облостные думы, затем выборы в окружные думы, потом административные думы и в итоге выборы в Государственный совет.
Слайд 12
Сперанский предлагал преобразовать самодержавие в конституционную монархию, ввести принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Общество делилось на 3 сословия: дворянство, “среднее состояние” и “народ рабочий”. Все они обладали гражданскими правами. Избирательное и политическое право было только у первых двух сословий. Предлагалось сделать выборы в Государственную думу четырехступенчатыми: вначале волостные думы, затем выборы в окружные думы, потом губернские думы и в итоге выборы в Государственную думу.
Задания Д22 C2 № 2056
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 — СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из сочинения историка В. О. Ключевского.
С половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. . В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. . Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. . Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII в.; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси.
Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? В чём он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории?
Задание 12 № 2054
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из сочинения историка В. О. Ключевского.
С половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. . В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. . Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. . Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII в.; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси.
Как назывался период в истории России, о котором идёт речь в документе? Укажите его хронологические рамки.
Может быть указано, что:
- политическая раздробленность (или: феодальная раздробленность, государственная раздробленность, Русь удельная)
- хронологические рамки: середина XII в. (или 30-е гг. XII в.) - конец XV в.
Задание 13 № 2055
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 — СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из сочинения историка В. О. Ключевского.
С половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. . В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. . Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. . Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII в.; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси.
О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений. Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).
1. Могут быть названы такие явления, как:
- отлив населения из Киевской Руси
- запустение городов Киевской Руси
- колонизация северо-западных и северо-восточных русских земель
2. Могут быть названы причины этих явлений:
- потеря Киевом своей исторической роли в результате:
Давайте на минуту представим Московский университет в 1880-е годы. Перед нами переполненная студентами аудитория, причём компания собралась очень разнообразная: физики, химики, математики на лекции по… истории России. Студенты-историки, естественно, тоже здесь. Эта лекция непростая, недаром в аудитории стоит полная тишина. Её читает великий русский историк Василий Осипович Ключевский.
Жизнь, семья и творчество
Будущий великий историк родился в семье сельского священника. В юном возрасте мальчик пережил большое потрясение – смерть отца – из-за чего долгие годы страдал от сильного заикания. Да и само детство выдалось тяжелым: мать осталась одна с тремя маленькими детьми без средств к существованию. Но мир, как известно, не без добрых людей, поэтому выжить семье помог друг отца Ключевского и Пензенская епархия.
Вначале Ключевский получал духовное образование: закончил духовное училище, поступил в семинарию. Из-за заикания молодой Василий Осипович постоянно находился под угрозой отчисления: дефекты речи очень мешали работе священника или пономаря. Помогли лишь упорный труд и дополнительные занятия.
В 1861 году Ключевский принимает решение, которое радикально меняет всю его жизнь: он уходит с последнего курса семинарии и поступает в Московский университет на историко-филологический факультет. Это решение не было спонтанным. С середины 1850-х годов Василий Осипович увлекался обсуждением исторических статей в кругу своих семинарских друзей и преподавателей, делал первые самостоятельные шаги в изучении прошлого России. Уже будучи студентом исторического факультета, в свободное время он подрабатывал репетитором, чтобы содержать себя и помогать матери и сестрам, которые остались в Пензе.
В.О. Ключевский и студентки Высших женских курсов
Как преподаватель Ключевский смог добиться карьерных высот: защитил магистерскую и докторскую диссертации, получил звание профессора.
Сам Ключевский пережил свою жену на два года, он умер в 1911 году после неудачной операции. Проститься с профессором пришли его студенты, преподаватели учебных заведений, друзья и соратники, и университетская церковь, где отпевали Ключевского, не смогла вместить всех желающих. По некоторым сведениям, траурная процессия насчитывала до пяти тысяч человек.
Л.О. Пастернак. Портрет историка Ключевского, 1909 г.
Василий Осипович Ключевский оказал на всю русскую историческую науку второй половины XIX века едва ли не наибольшее влияние из всех своих коллег, а многие из его учеников сами затем стали именитыми историками.
В основу своей классификации Ключевский положил географический, экономический и социальный принципы. В первом периоде, именовавший Днепровской Русью (VIII – XIII века), жизнь сконцентрировалась в нескольких крупных городах, и торговля была основным видом экономической деятельности. В Верхневолжской Руси (XIII – XV века) жизнь отличалась тем, что власть перешла уже к одному князю, а экономика основывалась на земледелии. Далее, по Ключевскому, наступало время Великой Руси (XV – XVII века), когда государством управляли царь и боярская дума. Последним этапом периодизации была история императорской России: правящим сословием в ней стали дворяне, а экономика развивалась за счет земледелия, работы заводов и фабрик.
Василий Осипович хорошо видел недостатки изучения истории России. Многих своих коллег он критиковал за то, что русская историческая наука не соответствует европейской.
Развивая свою мысль, Ключевский пришёл к выводу, что разделение истории на Отечественную и Зарубежную, а соответственно и раздельное их изучение, является фундаментальной ошибкой. Так же Ключевский понял, что наша отечественная история ещё лежит на полках, или, другими словами, не написана в полной мере.
Для своей эпохи Ключевский обладал наиболее продвинутыми теоретико-методологическими взглядами и очень часто обращался к теориям и концепциям западных историков, досконально разбираясь в них и справедливо критикуя. Он внёс значительный вклад в разработку методологии и историографии (истории исторической науки) русской истории.
КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ (1841-1911), русский историк. Родился 16 (28) января 1841 в селе Воскресенском (под Пензой) в семье бедного приходского священника. Первым его учителем был отец, трагически погибший в августе 1850.
Семья вынуждена была перебраться в Пензу. Из сострадания к неимущей вдове один из друзей мужа отдал ей для проживания маленький домик. “Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери”, – писал впоследствии Ключевский сестре, вспоминая голодные годы детства и отрочества. В Пензе Ключевский
Уже на школьной скамье Ключевский хорошо знал труды многих ученых-историков. Чтобы иметь возможность посвятить себя науке (начальство прочило ему карьеру священнослужителя и поступление в духовную академию), он на последнем курсе намеренно бросил семинарию и в течение года самостоятельно готовился к вступительным экзаменам в университет.
С поступлением в Московский университет в 1861 начинается новый период в жизни Ключевского. Его учителями становятся Ф. И. Буслаев, Н. С. Тихонравов, П. М. Леонтьев и в особенности
С. М. Соловьев: “Соловьев давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведенный сквозь цепь обобщенных фактов, взгляд на ход русской истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет”.
Время обучения для Ключевского совпало с крупнейшим событием в жизни страны – буржуазными реформами начала 1860-х годов. Он был противником крайних мер правительства, но не одобрял и политических выступлений студенчества. Предметом выпускного сочинения в университете Сказания иностранцев о Московском государстве (1866) Ключевский избрал изучение около 40 сказаний и записок иностранцев о Руси 15-17 вв.
За сочинение выпускник был награжден золотой медалью и оставлен при кафедре “для приготовления к профессорскому званию”.
Другому виду средневековых русских источников посвящена магистерская (кандидатская) диссертация Ключевского Древнерусские жития святых как исторический источник (1871). Тема была указана Соловьевым, который, вероятно, рассчитывал использовать светские и духовные знания начинающего ученого для изучения вопроса об участии монастырей в колонизации русских земель. Ключевский проделал титанический труд по изучению не менее пяти тысяч житийных списков. В ходе подготовки диссертации он написал шесть самостоятельных исследований, в том числе такую крупную работу, как Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае (1866-1867).
Но затраченные усилия и полученный результат не оправдали ожидаемого – литературное однообразие житий, когда авторы описывали жизнь героев по трафарету, не позволяло установить подробности “обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта”.
После защиты магистерской диссертации Ключевский получил право преподавать в высших учебных заведениях. Читал курс всеобщей истории в Александровском военном училище, курс русской истории в Московской духовной академии, на Высших женских курсах, в Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1879 преподавал в Московском университете, где заменил на кафедре русской истории скончавшегося Соловьева.
Преподавательская деятельность принесла Ключевскому заслуженную славу. Одаренный способностями образного проникновения в прошлое, мастер художественного слова, известный острослов и автор многочисленных эпиграмм и афоризмов, в своих выступлениях ученый умело выстраивал целые галереи портретов исторических деятелей, надолго запоминавшихся слушателям.
Докторская диссертация Боярская дума Древней Руси (впервые опубликована на страницах журнала “Русская мысль” в 1880-1881) составила известный этап в творчестве Ключевского. Тематика последующих научных трудов Ключевского ясно указывала это новое направление – Русский рубль ХVI-ХVIII вв. в его отношении к нынешнему (1884), Происхождение крепостного права в России (1885), Подушная подать и отмена холопства в России (1886), Евгений Онегин и его предки (1887), Состав представительства на земских соборах древней Руси (1890) и др.
Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание, – Курс русской истории в 5-ти частях. Ученый трудился над ним более трех десятилетий, но решился опубликовать его лишь в начале 1900-х годов. Основным фактором русской истории, вокруг которого разворачиваются события, Ключевский назвал колонизацию: “История России есть история страны, которая колонизируется.
Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней”. Исходя из этого, Ключевский разделил русскую историю на четыре периода.
Первый период длится приблизительно с 8 до 13 в., когда русское население сосредоточивалось на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь была тогда политически разбита на обособленные города, в экономике господствовала внешняя торговля. В рамках второго периода (13 – середина 15 в.) главная масса населения передвинулась в междуречье верхней Волги и Оки. Страна по-прежнему была раздроблена, но уже не на города с прилагающими к ним областями, а на княжеские уделы.
Основа экономики – вольный крестьянский земледельческий труд. Третий период продолжается с половины 15 в. до второго десятилетия 17 в., когда русское население колонизировало юго-восточные донские и средневолжские черноземы; в политике произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства. Последний, четвертый период до середины 19 в. (более позднее время Курс не охватывал) – это время, когда “русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала”. Образуется Российская империя во главе с самодержавием, опирающимся на военно-служилый класс – дворянство.
В экономике к крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность. Научная концепция Ключевского, при всем ее схематизме, отражала влияния общественной и научной мысли второй половины 19 в. Выделение природного фактора, значения географических условий для исторического развития народа отвечало требованиям позитивистской философии. Признание важности вопросов экономической и социальной истории до некоторой степени было родственно марксистским подходам к изучению прошлого.
Но все же наиболее близки Ключевскому историки так называемой “государственной школы” – К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и Б. Н. Чичерин. “В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли”, – писал Ключевский. Биография самого Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов. Его политические выступления немногочисленны и характеризуют его как умеренного консерватора, избегавшего крайностей черносотенной реакции, сторонника просвещенного самодержавия и имперского величия России (неслучаен выбор Ключевского в качестве учителя всеобщей истории для великого князя Георгия Александровича, брата Николая II).
Политической линии ученого отвечали и произнесенное в 1894 и вызвавшее возмущение революционного студенчества “Похвальное слово” Александру III, и настороженное отношение к Первой русской революции, и неудачная баллатировка весной 1906 в ряды выборщиков в I Государственную думу по кадетскому списку. Умер Ключевский в Москве 12 мая 1911. Похоронен на кладбище Донского монастыря.
Читайте также: