Нужна ли традиционная система образования в современных условиях сочинение

Обновлено: 24.04.2024

В жизни каждого человека наступает момент, когда человек дает переоценку жизненным ценностям. Это определяет его дальнейший путь. Вопрос переоценки, несомненно, является ключевым. К примеру, возьмем систему образования. Несмотря на то, что многие современные люди находят себя в областях, не связанных с системой образования, тем не менее, она, эта система, является существенной частью их жизни. Дети посещают дошкольные учреждения, в которых их обучают элементарным основам математики, развивают речь, формируют коммуникативные и трудовые навыки, дают физическое воспитание, прививают интерес к музыкальному и художественному искусству, к детской литературе, в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Достигнув школьного возраста, школьники продолжают обучение в общеобразовательных школах, и, параллельно, наиболее одаренные в той или иной области, обучаются в школах искусств, спортивных и других школах, по окончании которых поступают и продолжают учебу в высших учебных заведениях.

Сегодня, как и сотни лет назад, значительная часть муниципальных образований по стране находится в сельской местности. Поэтому главной проблемой в модернизации системы образования Российской Федерации является наличие качественного и эффективного обучения в сельских образовательных учреждениях. Для решения этой проблемы необходимы педагоги, владеющие специальными знаниями, имеющие творческий потенциал и умеющие грамотно и творчески обучать детей, используя свои знания и опыт лучших педагогов страны.

Более того, в современных условиях педагогам, занятым в сфере образования и претендующим на ведущие позиции на рынке образовательных услуг, необходимо использовать не только накопленный опыт, но и внедрять достижения современной педагогики в рабочий процесс. Использование открытий в области спутниковых систем и в области новых педагогических технологий, позволит российской системе образования выйти на мировой уровень. Но не только от внедрения ноу-хау зависит успех, а также его неотъемлемой частью является атмосфера внутри коллектива. А также слаженная работа и понимание важности процессов всеми тремя сторонами – обучающимися, педагогами и родителями - являются основными моментами успеха в любом деле.

В заключение отмечу, что во время многолетней работы в образовательных учреждениях мною были освоены не только методы преподавания, но также были получены дополнительные знания и навыки использования современных коммуникационных технологий, которые необходимы каждому современному учителю. Была понята сама система образования. На мой взгляд, не просто знания, а именно понимание процесса современного эффективного обучения отличает обычного учителя от профессионала, который способен видеть не только проблему в перспективе, но и пути ее решения. Только совместными усилиями, в триединстве, Педагог – Ученик – Родитель или иные законные представители ребенка-обучающегося, возможно модернизировать систему образования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основы традиционного обучения

Людей воспитывает и образовывает культурная среда – в самом широком её понимании. Сюда относится и язык .и поведение, и идеи .и идеалы ,и традиции и технологии. Всё это является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую и косвенно.. Соответствие культурной среде – вот ,что отличает человека. Если это получается , то основная функция системы образования – окультуривание, то есть передача культуры общества формирующемуся человеку( подрастающему поколению).В педагогике принято выделять 3 основных типа обучения : традиционное ,проблемное и программированное. Каждый из этих типов имеет как положительные так и отрицательные стороны. Как показывает практика ,наилучшие результаты можно лишь достичь при оптимальном сочетании всех типов обучения

Характерной чертой традиционного обучения является его обращённость в прошлое, к тем кладовым социального опыта , где хранятся знания ,организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала. При этом предполагается ,что в результате обучения как сугубо индивидуального процесса присвоения информации последняя приобретает статус знания. Отличительные признаки традиционной классно-урочной деятельности следующие : учащиеся приблизительно одного и того же возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет свой состав на весь период обучения, класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Работой учащихся руководит учитель. Учебный год, учебный день , расписание уроков , каникулы, перемены – атрибуты классно-урочной системы.

Достоинства и недостатки традиционного обучения.

Подводя итог выше изложенному, можно сказать ,что в условиях содержания и структуры современного образования развитие традиционного обучения , следовательно ,способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления, усовершенствования . Наилучших результатов можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения .

Несомненно ,традиционное образование прочно вошло в нашу учебную систему и даёт свои результаты, которые зависят от индивидуальных психологических особенностей ребёнка.

Основные плюсы и минусы традиционного обучения

Модель традиционного обучения

Традиционное обучение предполагает передачу знаний, умений и навыков от старшего поколения к новому путём разъяснений, объяснений, иллюстраций и прочих традиционных методов. Эта модель существует достаточно долгое время, в последние годы у большинства образовательных учреждений есть попытки заменить её на более современные модели: индивидуально-личностную, позиционно-дидактическую, проективную и другие. С одной стороны, традиционное обучение долгие годы демонстрировало свою эффективность, но с другой, с внедрением современных технологий и изменением сознания обучающихся, постепенно сдаёт свои позиции.

Преимущества традиционного обучения

  • Фронтальное обучение. Учитель имеет возможность рассказать учебный материал сразу достаточно большому количеству человек – до полусотни человек. Таким образом экономится педагогический ресурс – небольшое количество учителей может обучать сразу много детей. При этом обычно учитель старается уделить внимание каждому ученику, выявить его уровень знаний и оценить.
  • Минимум подготовки учителя к уроку. Учитель имеет возможность написать программу обучения на год, и в следующем году, после внесения минимальных коррективов, обучать по ней же следующий класс. Это экономит время и силы педагога, и даёт возможность проявить больше участия при общении с детьми.
  • Минимум материалов. Для проведения традиционного урока, зачастую, не нужно ничего, кроме грамотного педагога. Он может передавать свои знания без современных интерактивных устройств, досок, компьютера и других гаджетов. Максимум – он может объяснять материал с помощью иллюстраций или демонстраций.
  • Чёткая организация урока. Он имеет свою структуру: вводная часть, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, заключительная часть. Каждый урок похож на другой, дети знают, к чему им готовиться, а педагогу не приходится каждый раз заново продумывать структуру занятия.
  • Систематическое обучение. В традиционном обучении изучение материала идет линейно и последовательно. Не изучив предыдущий материал, сложно понять следующий, поэтому обучающиеся заинтересованы в посещении уроков и в выполнении необходимых заданий.

Во время обучения

Недостатки традиционного обучения

Уставшие дети

Вывод

Итак, традиционное обучение – это система, которая на протяжении долгих лет служила образованию школьников и студентов. Сегодня система образования стремится к изменению её в сторону индивидуального подхода и проективного обучения, так как они способствуют не просто формированию знаний, умений и навыков, а развивают творческую личность, способную самостоятельно глубоко мыслить, принимать решения и выстраивать план своей дальнейшей деятельности.


От первоклассников сегодня требуется очень многое: читать, писать, считать, делать бесконечные домашние задания и, кажется, никогда не уставать. А что взамен даёт школа? Папа двоих детей Алексей Калачёв рассуждает о современном образовании и сравнивает между собой обычные и альтернативные школы.

Что ищут родители в альтернативных школах или формах обучения? Целей по большому счёту всего три:

  1. Найти более комфортный и безопасный для психики и здоровья ребёнка режим обучения (я бы даже сказал, жизни на много лет).
  2. Сохранить интерес к обучению и развить творческие способности ребёнка.
  3. Повысить качество и полезность обучения за счёт использования там более новых методов и возможности выбора предметов, а значит, и приоритетов.

А вот причин, почему порой стоит уйти из традиционной школы — временно или совсем — существенно больше. И часто они весьма серьёзные. Например, переход на альтернативную форму обучения ребёнка может быть необходим.

  • из-за состояния здоровья, в том числе из-за перегрузок или психологического дискомфорта;
  • из-за насилия, систематического унижения или травли со стороны одноклассников;
  • из-за угрозы быть втянутым в криминальные группировки или наркоманию;
  • из-за проблем с поведением;
  • из-за существенного отставания в учёбе;
  • из-за полной потери интереса к учёбе.

В случае с травлей или угрозой быть втянутым в криминальные проблемы, бегство очень даже оправдано. Причём бегство — куда подальше. Ситуация сама не разрулится и не рассосётся, тут родители должны понять, что в школе их ребёнок может оказаться один на один с такими проблемами, которые и взрослым не по силам. Даже профи спецподразделений советуют не принимать бой на чужой территории. А почему мы должны быть глупее из-за ложных принципов?

Бывает, что ребёнку в целом нормально, а вот родителям категорически не нравится, что весь день их ребёнок занят учёбой (если считать с домашними заданиями), да ещё и зубрит то, что ему в жизни не пригодится. Мол, какой смысл так бездарно тратить время и силы? Бывает, что они совсем неправы, а бывает, что это вполне обоснованное решение.

В целом, если смотреть на причины, то возникает ощущение, что не менее трети школьников должны стремительно покинуть традиционную школу. Чего, конечно, не происходит и не стоит ожидать в ближайшем будущем.

Причины просты: только государственная школа даёт официальный документ об образовании. Минус альтернативного обучения ещё и высокая стоимость, а иногда и сложность организации такой учёбы. Тем не менее, такая возможность есть.

А какой вообще есть выбор, если вы решили, что лучше забрать своего ребёнка из школы по месту жительства? Давайте посчитаем все возможные варианты.

  • Найти другую, нормальную школу. По сути, это поиск методом тыка, но на новом месте ребёнок может себя чувствовать существенно лучше.
  • Эмигрировать в страны. Туда, где в школах детям дают много свободы, домашние задания сведены к минимуму, а предметы и темп обучения ребёнок выбирает сам. Конечно, это радикальный метод: смена языка, правил игры, всего окружения… Причём для всей семьи. Да и будет ли у родителей время уследить за ребёнком, когда самим придётся осваиваться в незнакомой среде и как-то зарабатывать на жизнь? Примерами, как известно, ничего доказать нельзя, но некоторые эмигранты в восторге от своего решения.
  • Уйти на экстернат или семейное обучение и свести контакты со школой к минимуму. Напомню, что по российскому законодательству любая государственная школа обязана предоставить возможность сдачи школьной программы экстерном.

Но здесь как минимум две мощные проблемы. Как организовать процесс обучения дома, чтобы сдавать все тесты по той же школьной программе? Рассчитывать на самостоятельность ребёнка до такой степени — во многом утопия. Вторая проблема — отрыв от общения со сверстниками. Решить их непросто, но возможно, — при наличии денег (на ментора и репетиторов), желания, упорства и высокого уровня самоорганизации как детей, так и родителей.

  • Пойти в экспериментальную (альтернативную, авторскую) школу. Заманчиво — там всё по-другому. Но эксперимент он и есть эксперимент. Может, будет супер, а может, потом будут проблемы во время контактов с реальным миром (например, при обучении в университете, на работе, в личных отношениях). Риск есть, а впрочем, где его нет?

К альтернативным школам у многих родителей настороженное отношение. И оно нередко обоснованное. Государственного аттестата нет, чему учат — непонятно, ну проиграет ребёнок с удовольствием много лет, а что дальше. Так ещё и идеи некоторых школ отдают если не сектой, то странностями. И кто их контролирует? Да и вообще, с нашими детьми нужно построже.

Но есть страны, где ситуация намного лучше, так как есть уже зарекомендовавшие себя компании. И эти экспериментальные школы часто бывают самыми современными. Согласитесь, по-другому звучит: современная — вместо альтернативная. И выходит — за ними будущее? Как же, хотя бы в общих чертах, понять, что школа — современная?

Критерии среднего образования

Традиционная (государственная) школа — ТШ

Современная (альтернативная) школа — СШ

  • ТШ: Формально равные, но есть определённая сегрегация (обычные, специальные, элитные).
  • СШ: Относительно высокая стоимость обучения (далеко не всем по карману).

Помещения для занятий

  • ТШ: Классы — однотипные комнаты.
  • СШ: Помещения могут быть разного размера, дизайна и функциональности.

Формат и размер классов

  • ТШ: Одновозрастные дети. Размер классов — 25-40 человек (в среднем — 30).
  • СШ: Состав учеников может меняться на разных уроках, скорее, это проектные группы. Иногда в них вместе работают разновозрастные дети.

Состав класса

  • ТШ: Все, кто живёт в этом районе. В лучших школах — дети бизнес- и чиновничьей элиты или самые успешные в учёбе.
  • СШ: Условно из богатых семей, одарённые и творческие, и, наоборот, отстающие от темпа традиционной школы, а также дети родителей, которые верят в альтернативное обучение.
  • ТШ: Фиксированное: 4-6 уроков по 45 минут.
  • СШ: Гибкое, много мероприятий за пределами класса. Продолжительность урока может меняться.

Оборудование

  • ТШ: Парты, стулья, доска. В специализированных классах и элитных школах есть дополнительное оборудование (часто высокого уровня).
  • СШ: Круглый стол, интерактивная доска, иногда пуфики вместо стульев. В целом, менее строгая и более творческая атмосфера.

Функции руководства

  • ТШ: Руководство организует учебный процесс. Выступает гарантом результатов и дисциплины.
  • СШ: Руководство организует учебный процесс, выступая в своего рода лидерами и модераторами.

Роль учителя

  • ТШ: Организатор учебного процесса в классе. Отвечает за прохождение и освоение программы, дисциплину и успеваемость.
  • СШ: В авторских школах энергией талантливых учителей-создателей просто пропитано всё: они не столько учат, сколько вдохновляют и заряжают.

Отношение к ученику

  • ТШ: Ученик подчиняется своему учителю, который играет роль его начальника. Оценки и отношение учителя часто делит школьников на хороших (успевающих и дисциплинированных) и плохих (двоечников и свободолюбивых).
  • СШ: Уважительное — на равных. Помогающие отношения. Всем дают слово. Все участвуют в общем деле. Детей не сравнивают между собой.
  • ТШ: Обеспечить единое обучение с определёнными результатами качества (фиксируется тестами).
  • СШ: Обеспечить комфортное для детей обучение, направленное на раскрытие их способностей.

Ответственность

  • ТШ: За результаты обучения отвечает школа.
  • СШ: Результат обучения в зоне ответственности самого ученика. Дело школы — дать возможность ему раскрыть свои способности.

Принципы обучения

  • ТШ: Принципы определены государством, то есть чиновниками от образования и незначительно руководством школ.
  • СШ: Учителя и ученики совместно их разрабатывают и поддерживают. Традиционные педагогические правила не отвергаются. Новые идеи приветствуются.

Программа (учебный план)

  • ТШ: Фиксированная, единая — закреплена законом и госстандартом.
  • СШ: Гибкая, предполагает изменения и различия. Учитывает индивидуальные особенности учеников.

Выбор предметов

  • ТШ: Значительно ограничен: только факультативные предметы можно выбирать.
  • СШ: Есть выбор любых предметов (однако, нередко, при определённом минимуме основных).

Методики обучения

  • ТШ: Проверенные временем и частично устаревшие.
  • СШ: Новые методики. Например, Вальдорфская школа практически не использует учебники, а чтению начинают учить со второго класса. В ряде школ основой обучения является работа в проектах, когда дети в деятельности познают мир и сами делают открытия.

Домашние задания

  • ТШ: В большом объёме (порой несоразмерно возможностям).
  • СШ: Гибкий подход, во многих школах — существенно меньше.

Мотивация учеников

Темп обучения

  • ТШ: Для всех — одинаковый.
  • СШ: Дети сами выбирают свой темп обучения.

Отношение к здоровью детей

Отношение к поведению учеников

  • ТШ: Есть прописанные правила, которые подкрепляются жёсткой, в идеале, дисциплиной. За нарушение предусмотрено наказание, вплоть до исключения из школы (но в реальности эта система даёт сбои).
  • СШ: Правила создаются совместно, и так же поддерживаются. Корректировка поведения осуществляется, прежде всего, превентивными мерами, а не наказанием.

Способ оценивания знаний и умений

  • ТШ: Тесты и ЕГЭ, а также активная работа на уроках. Упор на запоминание фактов и законов, а также умения выполнять стандартные действия.
  • СШ: Оценок часто нет совсем или они не публичны. Упор на творческий, индивидуальный подход, возможность предложить своё видение.
  • ТШ: Аттестат государственного образца.
  • СШ: В России альтернативные школы не всегда могут выдать документы гособразца.

Перспективы учеников после окончанию школы

  • ТШ: Если высокие баллы ЕГЭ, то обучение в университете.
  • СШ: Для поступления в университет нужно сдавать ЕГЭ.

Казалось бы, принципы альтернативного обучения выглядят привлекательно и могут быть полезны в любой школе. Каждый человек охотнее занимается делом, если оно ему интересно, когда на него не давят, относятся уважительно, дают право выбора. Но для родителей часто принципиальнее другой вопрос: чему там научат? И поможет ли это стать их ребёнку успешным?

27 вопросов, которые должны задать в школе родители будущих первоклассников

Сегодня альтернативное обучение пытается, это моё личное мнение, усидеть на двух стульях: подготовить к ЕГЭ (то есть пройти ту же программу), но другими, более современными методами, и научить тому, чему не учат в госшколе. У кого-то получается, у кого-то не очень.

Понятно, что пока закон об образовании на стороне государственных школ, альтернативные школы так и останутся у нас экзотикой. И стоит, прежде всего, осторожно, но целенаправленно двигать традиционные школы в сторону современного образования.

Тем не менее у альтернативного, а точнее современного обучения, — большие перспективы, по мере того, как ценность образования с диплома всё больше будет переноситься на реальные умения и навыки. В том числе те, которым совсем не учат в наших школах. Но это отдельная, большая тема.

Читайте также: