Нравственные проблемы произведения твардовского по праву памяти сочинение

Обновлено: 04.07.2024

В поэме есть и небольшое предисловие, которое написано Марией Твардовской. В нем объяснялось, что такой срок написания произведения связан со смертью матери поэта.

Проблема памяти в семейных отношениях

Идейное содержание

В поэме звучит монолог, наполненный горечью и скорбью. Автор пишет о том, как сложилась судьба его отца. Рассказывает, как прошла юность самого поэта, который сам был постоянно подвержен гонениям. Читатель хорошо чувствует гражданскую позицию автора. Название произведения не случайно. Право памяти – это личная боль поэта Твардовского.

Тема покаяния

Главная тема поэмы – покаяние. Автор говорит о том, что проблема памяти постепенно перерастает в проблему ответственности будущего поколения. Мастер говорит: молодые люди не желают разбираться в том, что было в прошлом. Автор считает, что человек не имеет право забывать страшное прошлое своей страны и своего народа. Ведь если все забыть, то трагические и страшные последствия неизбежны. Связь поколений находит сильное звучание в произведении Александра Трифоновича Твардовского.

Психологи Кац и Рубин доказали, что выполнение однотипных, скучных дел день за днём приводит к ухудшению памяти и снижению умственных способностей. Решение проблемы простое и очевидное: нужно добавить разнообразия в привычную рутину.

Вам предстоит научиться выполнять необычным способом обычные действия: делать всё с закрытыми глазами, управляться левой рукой вместо правой, добираться новыми маршрутами. Эти забавные опыты помогают поддерживать жизнедеятельность клеток мозга.

Сохранение природного наследия

Анализ поэмы

Третья глава – это итог раздумий автора о его жизни, которую он прожил. Твардовский размышляет о том, что он успел сделать и как пережил все те трудности, которые выпали на его долю. Основная мысль этой части – это историческая память, которая всегда должна жить. Это и будет искуплением вины и неким покаянием.

Это интересно: Запрет на курение несовершеннолетних 2021 год

В этой поэме Твардовский поднимает весьма актуальную, но слишком смелую тему, касаемую эпохи Сталина. Произведение состоит из трех частей, которые объединены одной общей проблемой. Кроме того, поэма предваряется своеобразным вступлением, в котором автор говорит о правде, которую нельзя скрывать:

Перед лицом умерших былей

Не вправе ты кривить душой, —

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой.

Мы повторяли, что напасти

Нам никакие нипочем,

Но сами ждали только счастья, —

Тому был возраст обучен.

Но окрыленность молодости была не вечной, пришло новое время, время взрослой жизни, совсем иной, чем им представлялось раньше. Годы детства для лирического героя – что-то прекрасное, чистое и оторванное от настоящей действительности.

Вас не смутить в любой анкете

Зловещей некогда графой:

Кем был до вас еще на свете

Отец ваш, мертвый иль живой.

Еще бы ты с такой закваской

Мечтал ступить в запретный круг…

— Сын за отца не отвечает.

Благодари отца отцов,

Что он простил тебе отца

Родного – с легкостью нежданной.

Нет, все былые недомолвки

Домолвить ныне долг велит.

Зато и впредь как были – будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза –

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ поэмы Твардовского “По праву памяти”

За несколько месяцев до начала работы над поэмой “По праву памяти” А. Т. Твардовский писал: “Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни”. Поэма “По праву памяти” – исповедь, она во многом автобиографична и является итогом многолетних трудных размышлений автора. В первой главе поэмы (“Перед отлетом”) автор вспоминает свою юность с ее радужными надеждами, о друге,

Василий Теркин – народный геройЧтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с.

Главная радость жизни в поэтике ТвардовскогоМолодость его была трудной, но было в ней много светлого, хорошего, что смог унести с собой в жизнь. И начинающим писателям он не желал легкой жизни. хотя по себе знал.

Поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин”Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. Еще в начале 30-х годов он создал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме “Страна Муравия”. Во время Великой Отечественной.

Это интересно: Безучетное потребление воды расчет 2021 год

Памятник русскому солдату(по поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”)Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою – вещь вообще редкая, а в нашей стране-в особенности. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил.

“Памяти матери” – лирический цикл А. Т. ТвардовскогоЛирика Александра Трифоновича Твардовского трогает душу своей задушевностью, пронзительной грустью и болью. Стихи, посвященные матери, написаны уже зрелым человеком и признанным мастером. В юности трудно предугадать потери и невзгоды, только.

Отражение в поэмах Твардовского героизма простого народа“Навечное обязательство живых перед павшими”. Эти слова объясняют причины, побудившие Твардовского вернуться, с одной стороны, к начатому еще во время войны “Дому у дороги”, а с другой – к “одним.

Литературный успех ТвардовскогоСочинение, пожалуй, надо начинать с “Уборщицы” – первого “городского” стихотворения. Появилось оно в газете “Красноармейская правда” 12 апреля 1928 года. История его такова. В конце одного из регулярно проводившихся литературных.

Образ защитника родины в поэме Твардовского “Василий Теркин”А. Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма “Василий Теркин” (1941 – 1945).

Лирика и своеобразие творчества А. Т. ТвардовскогоПервые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений. В первых.

Русский богатырь Василий Теркин (по поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”)” (2)После выхода в свет первых глав поэмы А. Т. Твардовского “Василий Теркин” в 1942 году стало ясно, что она пришлась читателям по душе. И дело здесь не только в том.

Василий Теркин – всенародный любимецСкроенный по фольклорным образ­цам, изображенный одновременно и как простой солдат, и как истинный герой Великой Отечественной войны, Теркин сразу полюбился фронтовикам. Многие из них поверили в существование реального Василия Теркина.

Стихотворения А. Т. Твардовского о войнеВ “Тарасе Бульбе” дано героико-романтическое изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Тарас Бульба предстает перед читателем как личность незаурядная, и в то же время он частица своего народа – запорожских казаков.

“Василий Теркин” – поэма про бойцаК вам, павшие в той битве мировой За наше счастье на земле суровой, К вам, наравне с живыми, голос свой Я обращаю в каждой песне новой. А. Т. Твардовский Талантливый.

Своеобразие поэмы А. Твардовского “Василий Теркин”Поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин” представляет собой произведение, отличающееся жанровой и стилевой оригинальностью, что вызывало и по сей день вызывает неподдельный интерес и восхищение у любого читателя. Несмотря на.

Жанр и композиция поэмы “Василий Теркин”Поэма состоит из 30 глав, каждая из ко­торых достаточно автономна и в то же время все они тесно связаны между собой. Об особенностях такой композиции писал сам автор: “Первое, что.

Трагедия войны в поэме Твардовского “Василий Теркин”Поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин” стала непосредственным откликом автора на трагические события Великой Отечественной войны. Поэма состоит из отдельных глав, объединенных общим героем – Василием Теркиным, простым деревенским парнем.

Будни военные в поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”Прочитав поэму Александра Трифоновича Твардовского Василий Теркин, я хочу поделиться с вами своими впечатлениями. Главным героем этой поэмы является Василий Теркин – простой солдат русской армии, воевавший во времена Великой.

Трагическая правда великой отечественной войны в поэме Твардовского “Василий Теркин”Поэма Александра Твардовского “Василий Теркин” посвящена Великой Отечественной войне и людям на войне. Автор с первых строк нацеливает читателя на реалистическое изображение трагической правды войны в своей “Книге про бойца”.

Сочинение по поэме Твардовского А. Т. “За далью – даль”Поэма “За далью – даль”, за которую А. Т. Твардовскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных произведений зрелого творчества А. Т. Твар­довского. Она состоит из.

Книга про бойца (“Василий Теркин”)Ясно все до точки: Надо, братцы, немца бить, Не давать отсрочки. А. Твардовский “Василий Теркин” остается одной из самых любимых и знаемых в народе книг. И объясняется это в немалой.

Сейчас вы читаете: Анализ поэмы Твардовского “По праву памяти”

Как написать курсовую работу по логопедии

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования — это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Поэма основана на реальных фактах биографии Твардовского, содержит осмысление им своей жизни и судьбы страны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

История создания, чему посвящено

Основные темы поэмы:

  • историческая память;
  • покаяние;
  • ошибки прошлого;
  • личная и общественная вина;
  • сталинизм;
  • репрессии;
  • забвение;
  • трагедия российской истории XX века;
  • сопротивление реставраторской кампании по оправданию Сталина;
  • сыновья и отцы.

Чему посвящено произведение:

  • осмыслению исторического прошлого советской страны;
  • попытке понять феномен любви народа к Сталину;
  • раскаянию поэта за свои заблуждения;
  • осуждению тенденции предать забвению репрессии и другие ошибки сталинской эпохи;
  • потребности проследить связь между поколениями, отцами и сыновьями.

История публикации:

Жанровые и композиционные особенности

  • род литературы — гражданская лирика;
  • структурный тип текста — поэзия;
  • жанр — лирико-публицистическая поэма.

Поэма написана от первого лица, по форме представляет собой исповедальный рассказ, обращенный к читателю.

Композиционные особенности:

Главные мысли произведения:

  • нельзя забывать прошлое;
  • нет прощения преступлениям против своего народа;
  • без покаяния нет будущего.

В поэме 3 измерения-пространства, которые являются предметом размышления для лирического героя:

Краткий анализ поэмы по главам

  • не лгать;
  • не быть трусом;
  • быть верным своему народу и Родине.

Размышляя об этом спустя годы, поэт говорит, что это самые простые и очевидные правила, но при этом и самые сложные для выполнения. Он пронесет их через всю жизнь — они будут для него нравственным камертоном.

  • душные ночи июля;
  • запах сена;
  • петушиные запевы;
  • соломенные стрехи (края крыши сельской избы);
  • пылающие румянцем щеки деревенских девушек.

Друзья были молоды и полны сил. Они хотели идти в воображаемый поход и совершать подвиги. Но последующая жизнь избавила их от многих иллюзий.

Поэт рассматривает это высказывание в нескольких аспектах:

Развивая ключевую мысль, автор перечисляет сталинские преступления:

Отмечает он и личные негативные качества Сталина:

Третья и последняя глава поэмы посвящена борьбе против развернувшейся с середины 1960-х годов кампании по замалчиванию сталинских преступлений и возврату к идеологии двоемыслия, когда слова и поступки не соответствуют друг другу.

Это очень эмоциональная часть поэмы. Если первая глава наполнена лирической грустью, вторая — душевной болью и сожалением, то в третьей преобладающими эмоциями являются:

  • гнев;
  • возмущение;
  • негодование;
  • осуждение;
  • горечь.

Тем самым Твардовский подчеркивает, что сталинский режим не уникален, а его истоки следует искать не в конкретных личностях, а в готовности народа брать ответственность за свою судьбу.

Память каждого человека состоит из двух огромных пластов:

Смысл произведения, чем нас учит

Произведение сохраняет огромную актуальность и в наше время:

  • оно учит настоящей, а не притворной любви к Родине;
  • утверждает право на историческую память;
  • воспевает такие важные нравственные качества, как честность, мужество, чувство долга;
  • говорит от необходимости не на словах, а на деле быть сознательным гражданином своей страны, готовым взять на себя ответственность за все, что с ней происходит;
  • призывает не разрывать связь между сыновьями и отцами, какими бы сильными между ними ни были противоречия;
  • напоминает о настоящих духовных ценностях.

"Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые. " Чем-чем, а "роковыми минутами" XX век не был обделен. Поэт Александр Твардовский знал это не понаслышке. На его долю выпало стать поэтическим зеркалом трех трагических периодов, потрясших и мир, и большую и малую родину. Он пережил и перестрадал и 30-е, и 40-е, и послевоенные годы, но ему посчастливилось дожить до тех дней, когда он смог, наконец, правдиво и откровенно рассказать о пережитом.

Твардовский, как человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, переосмыслить эти события.

Еще в поэме "За далью — даль" были произнесены слова: "Молчанье — тоже ложь". В его последнем, итоговом произведении — поэме "По праву памяти"— эта бесспорная мысль получила дальнейшее развитие: "Нет, все былые недомолвки домолвить ныне долг велит". Потому что — и это первейший и всеопределяющий принцип поэта — "Одна неправда нам в убыток и только правда ко двору!"

В декабре 1963 года, окончив работу над поэмой "Теркин на том свете", в которой была сделана попытка сатирического разоблачения тоталитаризма, Твардовский записал в рабочих набросках:

. Недосказал. Могу ль оставить

В неполноте такую речь,

Где что убавить, что прибавить —

Как долей правды пренебречь?

Годам и дням ведя отсчет.

Недосказал — и горя нету.

Нет, недосказанное жжет.

Первоначально Твардовский собирался добавить "недосказанное" как главу в поэму "За далью — даль", но затем главы сложились в самостоятельное произведение, в котором поэт заново переосмыслил все, о чем писал раньше, — в поэму "По праву памяти".

Эта поэма — социальное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбах отдельной личности, осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились тяжелые противоречия времени. Мотив поиска правды, как истины и справедливости, сквозной в поэме — от обращения к себе во вступительных строках: "Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой" — до завершающих слов о целительном настое "правды сущей", добытой ценой жестокого опыта.

В произведении развиваются и углубляются мотивы, прозвучавшие в книге "За далью — даль" (тема репрессий в главах "Друг детства" и "Так это было"), но теперь они приобретают более личностный характер. Ведь все, о чем пишет поэт, было поистине выстрадано им самим. Речь идет о судьбе его семьи и его собственной судьбе. Потому и построена поэма как взволнованный монолог, обращенный к современникам и, главным образом, к молодым людям — к "вам, из другого поколенья". Это страстная исповедь про то, что "душу жжет": о попирании неписаных человеческих законов, о поругании человеческого достоинства, о неслыханном произволе 30-х годов, стоившем миллионы жизней, в том числе о поломанных судьбах своих братьев, сестер, отца, матери, высланных в 30-е годы на Северный Урал, и о многих других злодеяниях. Сама память в поэме Твардовского — это не просто взволнованное воспоминание о былом, а невозможность забыть, неотпускающая боль души, постоянное тревожное напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце.

Первая глава поэмы "Перед отлетом" — рассказ о юности автора, о друге, с которым они наивно мечтали о счастье и верили в светлое будущее:

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать. Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду.

То и жизнь отдать.

Молодые, уверенные в себе оптимисты, они не предполагали, что от жизни нужно ждать не только счастья. "Сомненья дух" им "был неведом", но тем горше было разочарование, постигшее их при столкновении с действительностью. Уже в этой главе слышно предзнаменование суровой реальности, трагических конфликтов эпохи.

Глава "Сын за отца не отвечает" — отражение той неразрешимой ситуации, в которую попал сам Твардовский в начале 30-х годов. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как "сын кулака".

А как с той кличкой жить парнишке,

Как отбывать безвестный срок, —

Толкует автор этих строк.

Читая поэму, мы ощущаем, как сильно была ранена душа молодого поэта, ощущаем всю глубину той великой исторической трагедии, которая обернулась личной бедой не только для него, но и для многих тысяч людей того поколения. Мы понимаем, каково было его отцу — честному крестьянину-труженику услышать жестокий и несправедливый, как говорит поэт, "слепой и дикий для круглой цифры приговор". Ему, зарабатывавшему хлеб собственными, в сплошных мозолях руками, о которых поэт с такой любовью и горечью говорит:

В узлах из жил и сухожилий,

В мослах покрюченных перстов —

Те, что — со вздохом — как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

Те руки, что своею волей —

Ни разогнуть, не сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей —

По этому приговору отец Твардовского оказался "в тех краях, где виснул иней с барачных стен и потолка. ". Он был раскулачен не только за то, что имел крепкое хозяйство, но и за то, что выделялся из общей массы своим экстравагантным поведением: носил шляпу, к другим крестьянам относился несколько высокомерно, к тому же был женат на дочери дворянина, пусть и обедневшего, разорившегося.

Боль Твардовского понятна, ведь пострадала при этом и вся семья. Нелегко приходилось детям "врагов народа":

И за одной чертой закона Уже равняла всех судьба: Сын кулака иль сын наркома, Сын командарма иль попа. Клеймо с рожденья отмечало Младенца вражеских кровей. И все, казалось, не хватало Стране клейменых сыновей.

Твардовский, как и многие его сверстники, не хотел отрекаться от своего отца и вынужден был скрывать свое происхождение от окружающих. Естественно, что он был искренне возмущен словами Сталина "Сын за отца не отвечает. С тебя тот знак отныне снят". Эти слова были всего лишь красивым жестом, в действительности же отношение к детям "врагов народа" оставалось прежним.

Сталин стремился воспитать поколение, для которого государство стало бы важнее семьи, а идеалы социализма — важнее личного счастья.

Лицемерие слов, невзначай оброненных "судеб вершителем земным" .лишь подчеркивает и усугубляет не только его вину, но и тех его наследников, которые "Забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль" (глава "О памяти").

Эта "живая быль" состоит в том, что слова "отца народов" оборачиваются требованием не только подавить все личное во имя государственного, но и нарушить основные библейские заповеди: почитай отца своего и мать свою, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не убий, не сотвори себе кумира. Глас "отца народов" звучит в поэме как проповедь, но проповедь — Сатаны:

Он говорил: иди за мною,

Оставь отца и, мать свою,

Все мимолетное, земное

Оставь — и будешь ты в раю.

Отринь отца и мать отринь.

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Трагическое положение личности в тоталитарном государстве порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди поверили в идею, были преданы идеалам социализма, а с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, заставляя сомневаться: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества?

Твардовский был в числе тех, кто искренне поверил в идеи социализма, но пострадал при их претворении в жизнь. Поэтому отношение его к "вождю народов" неоднозначно: образ Сталина становится одним из центральных и самых меняющихся в его поэмах. Он эволюционирует от мудрого и надежного кормчего "на многомощном корабле" в цикле "О Сталине" до тирана, не только извратившего социалистическую идею, но посягнувшего на саму природу человека.

За два года до смерти Твардовский переосмыслил всю прожитую жизнь, избавился, наконец, от всех иллюзий. Он отверг все запреты и предал гласности мучительную и горькую память о жестокой эпохе, об ужасах и преступлениях времен сталинщины:

. не те уже годочки, —

Не вправе я себе отсрочки

Еще успеть без проволочки

Немую боль в слова облечь,

Ту боль, что скрыта временами

И встарь теснила нам сердца.

В главе "О памяти" поэт открывает правду и о продолжающих эпоху сталинизма, полных лжи и показухи брежневских временах:

Забыть велят и просят лаской

Не помнить — память под печать.

Чтоб ненароком той оглаской

Непосвященных не смущать.

Твардовский не согласен с такой политикой государства. Он считает, что за нежеланием открывать правду скрывается страх перед собственным народом, а это неправильно, ведь

. кто сказал, что взрослым людям

Иль нашей доблести убудет

И на миру померкнет честь?

Он уверен, что тот, "кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу". А ведь потомки спросят с народа и будут судить его судом поколений, судом истории. Твардовский считает, что его современники обязаны рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза, —

Людьми из тех людей, что людям,

Не пряча глаз, глядят в глаза.

Поэма "По праву памяти", в которой Александр Твардовский попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться с тем, что происходило тогда в стране, была написана в 1963-1969 годах, но увидела свет только в 1987-м. Она оказалась удивительно созвучной духу того времени — требованиям гласности, прямого и откровенного разговора о наболевшем. Конечно, Твардовский открыл правду только в той мере, в какой она была доступна ему — члену ЦК КПСС, и двигала поэта к правде памяти не только "оттепель" и желание реабилитировать несправедливо репрессированных, но и сугубо личное обстоятельство — близость смерти, последнего срока, до которого надо успеть высказать "немую боль". Тем не менее, появление этой поэмы еще раз подтвердило значение памяти, тема которой усиленно разрабатывалась в прозе и поэзии на протяжении последних десятилетий XX века, и подчеркнуло роль Твардовского, находившегося у истоков ее разработки.

За несколько месяцев до начала работы над поэмой “По праву памяти” А. Т. Твардовский писал: “Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни”. Поэма “По праву памяти” – исповедь, она во многом автобиографична и является итогом многолетних трудных размышлений автора. В первой главе поэмы (“Перед отлетом”) автор вспоминает свою юность с ее радужными надеждами, о друге,

Готовы были мы к походу. Что проще может быть: Не лгать. Не трусить.

Верным быть народу. Любить родную землю-мать.

Не предполагали уверенные в себе оптимисты, что не только счастья следовало ждать от жизни.

В этой главе возникает лишь предощущение суровой исторической реальности, трагических конфликтов эпохи. Эти конфликты во всей своей масштабности разворачиваются в главе “Сын за отца не отвечает”. В этой главе выражена не только личная боль поэта – сына “врага народа”. В этой главе поэт парадоксально поворачивает разными гранями знаменитую

Она всегда интерпретировалась как некий спасательный круг, который сердобольный и справедливый вождь бросал несчастным изгоям, запятнанным родством с “врагами народа”. Но поэт гордо отвергает такую подачку, он не собирается получать право на благополучие ценой предательства отца, ему представляется более резонным совершенно противоположный выбор:

А вдруг тот сын (а не сынок!). Права такие получая, И за отца ответить мог?

И в самом деле, он берется отвечать за своего отца, отвечать – в смысле защищать, заступаться. И сын отвечает тем, что отстаивает человеческое достоинство отца.

И делает это художнически – он создает пластически зримый образ великого труженика-крестьянина. Вот, например, описание рук отца:

Те руки, что своею волей Ни разогнуть, ни сжать в кулак: Отдельных не было мозолей Сплошная – подлинно кулак!

Мысль об ответственности за отца органично ведет за собой мысль об ответственности за все, что происходит в стране, об общей вине. Теперь уже поэт не ищет никаких оправданий себе и всем, кто если и не участвовал в злодеяниях сталинского режима, то молчаливо присутствовал при них. Расплатой становятся неизбывные нравственные муки:

И длится суд десятилетий, И не видать еще конца.

Этим тайным судом совести, считает А. Твардовский, судит себя каждый порядочный человек, переживший те времена.

Третья глава “О памяти” является итогом раздумий поэта о прожитой жизни, о сложной эпохе, выпавшей на долю. Главная мысль в ней – мысль об исторической памяти. Отказ от памяти, запрет на память – это отказ от ответственности, от покаяния и искупления вины.

Поэт спорит с теми, кто считает более удобным не помнить о трагедиях прошлого.

Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую быль. И чтобы волны Над ней сомкнулись. Быль – забыть!

Поэт готов в одиночку, против всех, отстаивать право на память, потому что, если не помнить прошлого, оно может повториться:

Кто прячет прошлое ревниво. Тот вряд ли с будущим в ладу.

На долю А. Твардовского выпали трудные времена.

Он пережил и перестрадал тридцатые и сороковые, послевоенные годы, время хрущевской “оттепели”. Огромный и трудный мир открыл он читателю в своих поэтических произведениях. Поэма “По праву памяти” – исповедь поэта, в которой он излил все, что “жило, кипело, ныло в его душе.

Читайте также: