Нравственность итоговое сочинение аргументы

Обновлено: 04.07.2024

Андрию, младшему сыну Тараса Бульбы, нужно было сделать выбор: остаться верным отцу и Родине или встать на путь предательства, перейдя ради любви на сторону врага. Юноша не раздумывая выбрал любовь, предав по-настоящему дорогих ему людей. В этой ситуации нравственного выбора проявились истинные внутренние качества Андрия. Его отец, Тарас Бульба, оказался в ситуации нравственного выбора позже. Он мог оставить сына-предателя в живых или убить его, не считаясь с родственными связями. Для Тараса Бульбы честь важнее всего, поэтому он убивает недостойного сына, не предавая своих принципов.

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Момент захвата Белогорской крепости стал для Петра Гринева во многом решающим. Он должен был сделать выбор: перейти на сторону самозванца Пугачева или погибнуть гордым и достойным человеком. Для Петра Гринева предательство Родины было позорным, он и не думал, обесчестив себя, сохранить жизнь. Герой выбрал казнь и только в силу обстоятельств остался жив. Даже при выборе, от которого зависела жизнь, Петр Гринев остался верным своей стране. Ситуация нравственного выбора показала, что он - человек чести.

Полная его противоположность - Швабрин. Этот недостойный человек сразу же признал в Пугачеве государя, спасая себе жизнь. Такие люди, как Швабрин, вызывают отвращение. В ситуациях нравственного выбора они готовы предать кого угодно, лишь бы сделать лучше себе.

М. Шолохов "Судьба человека"

Андрей Соколов проявил свои лучшие моральные качества в ситуациях нравственного выбора. Например, в плену у немцев, будучи вызванным на допрос к Мюллеру, он отказался пить за победу немецкого оружия, хотя эти минуты могли стать последними в его жизни. Андрей Соколов, изможденный голодом и непосильным трудом, остался верен своим моральным принципам. Он показал Мюллеру характер настоящего русского солдата, чем вызвал уважение. Немец не стал расстреливать Андрея Соколова, признав в нем достойного человека, и отпустил обратно с хлебом и салом.

Аргументы к проблеме нравственного выбора можно найти почти в каждом произведении. Мало этих трех книг? Прочитайте небольшие произведения А.П. Чехова или А.С. Пушкина. Стоит прочитать "Войну и мир" Л.Н. Толстого, если вы не боитесь больших текстов. Ни один банк аргументов не даст вам тот "фундамент", с помощью которого можно легко найти аргументы почти к каждой проблеме.

В этой теме итогового сочинения предложено разобраться в том, что именно лежит в основе становления нравственности у современного человека. И для этого следует обратиться к художественной литературе, ведь многие писатели задумывались над данным вопросом уже не одно столетие назад.

Проблема

Как формируются нравственные ориентиры современного человека?

Отношение автора к проблеме

Прежде всего, нравственные ориентиры современного человека формируются под влиянием семьи. Интеллигентные и рассудительные родители подают правильный пример, воспитывая в ребёнке достойную личность. Они вкладывают основы нравственности, а в дальнейшем жизненные ценности продолжат формироваться самостоятельно. В памяти и сознании человека навсегда остаётся то, что он видел и слышал в детстве.

Аргументы

  1. По мере развития культуры и человечества в обществе появляются новые морально-этические нормы.
  2. Под нравственностью следует понимать духовные качества человека, которые основаны на высоких идеалах.
  3. Безнравственное поведение делает человека распущенным, недостойным членом общества.
  4. Первыми учителями нравственности для детей являются их родители.
  5. Учителя вносят весомый вклад в формирование нравственных ориентиров любого человека.
  6. Нравственные ориентиры формируются в результате определённых взаимоотношений с окружающими людьми.
  7. Основы нравственности вкладываются в каждого человека в детстве.
  8. Дети всегда берут пример со своих родителей.
  9. Главным жизненным ориентиром для человека является семья.
  10. Нравственные ориентиры помогают людям отделить плохое от хорошего.

Нравственные, моральные, духовные, жизненные, надёжные, чёткие, заметные, правильные, выбранные, навязанные, единственные, своеобразные, признанные, точные, основные, знакомые, значимые, верные, главные, важные, единые, лучшие, определённые, первостепенные, последние, новые, другие, исторические, примерные, неопределённые, подходящие, необходимые, удобные, очередные, естественные, внутренние, внешние, исчезнувшие, далёкие, долгожданные, заветные, конкретные, неизвестные, низкие, высокие, неясные, основные, туманные, призрачные, капитальные, мировые, народные.

Благонравные, добродетельные, добронравные, высоконравственные, моральные, честные, благородные, порядочные, этичные, справедливые, поучительные, назидательные.

Цели, знаки, направления, указатели, путеводители.

Примеры из художественной литературы

Главный герой романа Андрей Болконский является сыном князя Николая Болконского. Он предстаёт перед нами молодым, образованным, воспитанным, честным, открытым, достойным человеком. На вечере в салоне Анны Шерер Болконский чувствует себя неуютно, он презрительно относится к светским интригам и лицемерию. Он не принимает фальшивого лоска, напыщенности и наигранности в поведении представителей данного общества. Однако молодой князь очень сдержан, поэтому не ведёт себя высокомерно и не выказывает открыто своего неуважения к окружающим. Он не навязывает другим личные нравственные ориентиры, просто живёт в соответствии со своими жизненными принципами.

Дети берут пример со своих родителей, перенимают у них жизненные ценности. А госпожа Простакова представляла собой не лучший пример для подражания. Она негативно относилась к грамоте, считала чтение скучным, сплошь и рядом практиковала насилие, применяя физические наказания к слугам. Она была грубой, жадной и жестокой женщиной, которая пренебрежительно относилась ко всем окружающим. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Митрофанушка не только не хочет учиться, но и не уважает своих родителей. Он перенял от своей матери все пороки, стал невежественным человеком, презрительно относящимся ко всем людям.

Илья был единственным ребёнком в семье, родители в нём души не чаяли. Мальчик рос в окружении любови и заботы. Чрезмерной заботы, потому что ему ничего не давали делать самостоятельно, любое желание сразу же исполнялось. Илюша был активным и любознательным мальчиком, но любящие родители подавляли в нём любое желание действовать, воспитывая его собственным примером. Со временем главный герой привык к безделью, он просто не знал, что можно жить по-другому. Единственной отрадой в его жизни были нянины сказки, героем которых он себя представлял. Илья настолько предавался мечтаниям, что в последствие ему стало трудно отличать реальность от вымышленного мира.

Одна из главных проблем воспитания Обломова заключается в том, что его родители не привили ему в детстве любовь к труду, терпение и усердие. Они очень хотели, чтобы их сын стал высокопоставленным чиновником, но не прикладывал никаких для этого усилий. Им было невдомёк, что без стараний успеха не достигнуть. Их своеобразная система воспитания, погубила жизнь Ильи Ильича. Он боялся реальности, избегал трудностей и не умел принимать необходимые решения. Он закрылся в своём собственном мирке и потерял смысл в жизни. Да и это жалкое существование уже трудно было назвать жизнью, ведь у Обломова не было ни целей, ни стремлений. Он просто плыл по течению, занимая позицию наблюдателя.

В будущем наличие денег и преумножение собственного капитала стало смыслом всей жизни Павла Ивановича. Следуя отцовскому завету беречь копейку, он переступил через свою совесть и нормы морали. Благодаря своей сообразительности и изобретательности Чичиков мог извлечь выгоду из всего. Он стал циником и лицемером, настоящим артистом и мошенником.

Наставление отца главного героя – доказательство того, какое влияние могут оказать родительские слова на ребёнка, каким он станет, и какой путь в жизни выберет, руководствуясь нравственными ориентирами своих родителей.

Пётр Андреевич хорошо усвоил урок своего отца. В первый раз он поступил по чести, вернув проигранные деньги, несмотря на то, что его верный слуга уговаривал своего хозяина увильнуть от расчёта. Затем главный герой отблагодарил бродягу, указавшего им дорогу, даровав ему заячий тулуп. В дальнейшем это благородство спасло жизнь не только Петру Гринёву, но и недовольному подобным неразумным поведением своего барина Савельичу.

Следующим событием, где главный герой романа проявил свою честь и достоинство, стала дуэль со Швабриным. Он поступил как настоящий мужчина, вызвав на поединок того, кто порочил имя невинной девушки. К тому же, в отличие от обидчика, Петр Андреевич действовал честно, не нарушая никаких правил.

В полной мере нерушимость своих принципов и преданность Родине молодой офицер доказал во время захвата Белогорской крепости. Находясь в шаге от смерти, он отказался присягнуть лжецарю. И этим поступком он вызвал уважение даже у такого злодея как Пугачёв, получив его помилование.

Таким образом, отец Петра Гринёва смог воспитать своего сына как настоящего дворянина, который считал невозможным изменить данной присяге и нарушить её даже ради спасения собственной жизни. Главный герой ни разу не отступил от наказа своего отца. С начала и до конца романа мы видим мужественного, постепенно взрослеющего юношу, который свято соблюдает данное слово.

Базаров сильно отличался от своих родителей, но профессия его отца всё же повлияла на выбор жизненного пути главного героя. Его отец был лекарем, и Евгений тоже стал интересоваться медицинской наукой. Василий Иванович был по происхождению простым человеком, но довольно образованным и разносторонне развитым. Он всегда был готов помочь нуждающимся, оказывая крестьянам медицинскую помощь. Таким был и его сын, который хотел быть полезным для окружающих не словами, а делом. Однако люди не могли понять человека, отрицающего всё, к чему они так привыкли.

Базаров воспитал себя сам как человека нового времени, сделал себя нигилистом. Его отрицание прослеживалось во всём: в образовании, в речи, в манерах, в отношении к природе, искусству, к традициям. Но в итоге главный герой романа сам стал жертвой своего воспитания. Любовь заставила его понять, что все теории, которыми он руководствовался в жизни, были ошибочными. А сам он – обыкновенный человек, над которым имеют власть чувства.

Примеры из жизни

  1. С незапамятных времён источником нравственности служили священные писания. В христианстве моральный кодекс человека определяли десять заповедей Христа:
  • Верь в единственного бога;
  • Не создавай себе кумира;
  • Не произноси имени Господа понапрасну;
  • Помни о выходном дне;
  • Почитай своих родителей;
  • Не убивай;
  • Не прелюбодействуй;
  • Не кради;
  • Не лги;
  • Не завидуй;

Соблюдение данных заповедей позволяет человеку жить правильно, в гармонии и понимании с Всевышним. Первые три заповеди относятся непосредственно к отношению к Богу. Христианин должен почитать только истинного Бога, а других божеств в его жизни существовать не может. Также в них говориться, что у верующих людей не должно быть кумиров и предметов поклонения, а имя Господа нужно вспоминать только в необходимых случаях.

Согласно четвёртой заповеди христиане должны обязательно помнить про выходной день и уважительно к нему относиться. Это не просто день, который нужно посвятить отдыху. В воскресенье люди вспоминают о боге, молятся и думают о смысле своего бытия.

В пятой заповеди говорится о том, что всегда нужно почитать мать и отца. Именно они дали нам жизнь согласно воле Божьей. Поэтому мы обязаны заботиться и уважать их вне зависимости от сложившейся жизненной ситуации.

Шестая заповедь гласит, что нельзя лишать жизни окружающих людей и самого себя. Причём вина ложится на человека даже тогда, когда он не совершал убийства, но не попытался его остановить. Следующая заповедь говорит о том, что нельзя прелюбодействовать. Бог велел на протяжении всей жизни сохранять верность мужу или жене, и даже в мыслях или словах не нарушать этого завета.

Восьмая заповедь запрещает кражу чужого имущества. Любая выгода непозволительна, если она связана с нанесением ущерба другому человеку. В девятой заповеди говорится о том, что нельзя клеветать на ближнего своего. Господь Бог запрещает любую ложь, сплетни и злословие. Лгать непозволительно даже себе самому. А последняя заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли об этом грехе. В ней говорится о том, что нельзя желать чужого. Бог говорит о том, что необходимо радоваться тому, что есть у тебя, а не у твоего ближнего. Только в этом случае можно получить благословение.

  1. Немецкий философ Иммануил Кант разработал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции нравственных принципов следует придерживаться всегда, они не зависят от внешних факторов и должны постоянно взаимодействовать друг с другом. Человек, благодаря наличию воли может совершать поступки, исходя из этих принципов.

Иммануил Кант считал человека наивысшей ценностью. По его мнению, каждая личность обладает чувством достоинства, которое необходимо защищать от чужого посягательства. Однако у других людей тоже есть свои чувства, затрагивать которые нельзя ни в коем случае. Выходит, что человек обладает свободой выбора, но она ограничивается правами другого человека. Любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

Кант сформулировал свой закон таким образом, чтобы он стал основой, на которой должны строиться человеческие отношения. Этот закон называется категорическим императивом.

Основы категорического императива:

  • Каждый человек должен жить по общепринятым правилам;
  • Человек должен относиться к другим людям так, как хочет, чтобы относились к нему;
  • Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения собственной выгоды;

В теории Иммануила Канта говорится о том, что человек совершая действие должен руководствоваться не только своими желаниями, а и общечеловеческими правилами, которые являются для него категорическим императивом. Учёный надеялся, что этот закон будет представлять собой базу отношений между человеком и обществом.

Народная мудрость

Афоризмы

Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.


1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).


2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.


3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.


4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).


5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Нравственный выбор

Сочинения

Одним из направлений ЕГЭ является нравственный выбор. Сочинение на эту тему подразумевает рассуждение о том, что заставляет людей поступать так или иначе, какие моральные законы и ценности ими руководят, почему один человек выбирает быть добрым и благородным, а другой — жестоким и подлым. Аргументы для написания эссе можно найти во множестве произведений Чехова, Пушкина, Куприна, Толстого и других отечественных писателей.

Роман А. С. Пушкина сфокусирован не столько на исторических событиях, сколько на внутренних переживаниях и моральных качествах героев. Каждый из них не раз стоит перед трудным нравственным выбором.

Капитанская дочка Петр Гринев

Главный герой — Петр Гринев — благородный и честный человек. Невзирая на увещевания Савельича, юноша бескорыстно делится тулупом с бродягой, выплачивает свой проигрыш. Извиняется перед слугой, хотя господствующее положение позволяет этого не делать. Во время восстания Пугачева Гринев не соглашается присягнуть в верности самозванцу, хотя и понимает, что за этим решением последует казнь.

Гринев проявляет благородство и во время суда, скрывая правду о своих отношениях с Машей Мироновой, хотя это может спасти его от казни. Ценой своей жизни он защищает возлюбленную. Маша тоже оказывается благородной героиней — не побоявшись угроз Швабрина, который грозит отдать ее в руки разбойников, она отказывается выйти за него замуж.

Пугачев, несмотря на то что Гринев отказывается подчиниться и обещает сражаться против него, вспоминает добрый поступок Петра — подаренный тулуп — и дарит ему жизнь. Прощает маленькую ложь о Машиных родителях, помогает освободить девушку от Швабрина. Отказывается сдаться и предпочитает умереть. Все это говорит о том, что Пугачев — хоть и бунтовщик, но тоже благородный человек. У него есть свои понятия о чести, которые не позволяют ему поступить несправедливо и ответить злом на добро.

Перед тяжелым выбором оказываются и родители Маши Мироновой — несмотря на угрозу смерти, они отказываются перейти на сторону Емельяна Пугачева. Мироновы предпочитают умереть, но остаться верными Отчизне.

Швабрин

Совершенно другие качества проявляет антагонист Швабрин — хотя он тоже является дворянином, но из корысти и ради спасения собственной жизни встает на сторону бунтовщика Пугачева, тем самым предав Родину. Описывая таких разных героев, Пушкин дает понять, что статус, воспитание и чин ничего не решают — истинное лицо человека показывает лишь выбор, который тот делает в критической ситуации.

Лена Бессольцева

Главная героиня — Лена Бессольцева — становится очевидцем предательства, которое совершает Димка Сомов — он рассказывает учительнице о том, что весь класс решил сбежать в кино. Лена жалеет мальчика и верит, что он смелый и добрый, поэтому она не выдает Димку и берет вину на себя. Делая такой тяжелый, но благородный выбор, Лена навлекает на себя гнев одноклассников и становится объектом травли. Но даже издевательства и унижения не могут заставить ее рассказать правду. Это говорит о Лене как о смелой и благородной личности.

Полной противоположностью являются одноклассники Лены:

Димка Сомов

Железная Кнопка

  • Димка Сомов не может выбрать: сознаться одноклассникам в своем поступке или продолжать молчать и сохранить свою репутацию. После долгих мучений и угрызений совести Сомов выбирает трусливое молчание. Видя, что Лену травят, он все равно боится открыть правду, потому что ему дороже собственное благополучие и безопасность. Лена рассказывает свою историю дедушке, и тот, с высоты своего жизненного опыта, уже видит, какая жалкая и ничтожная жизнь ждет Сомова.
  • Попов, который тоже слышал разговор Сомова и учительницы, молчит по приказу Шмаковой — он видит, что унижают честную и добрую девочку, но ради расположения одноклассницы не рассказывает правды — это говорит о его слабом и безвольном характере. Правда, позже он все же совершает благородный поступок, и рассказывает обо всем ребятам.
  • Железная Кнопка — один из самых страшных персонажей книги. Она, не разбираясь в мотивах, рубит с плеча: объявляет Лене бойкот. Девочка делит мир на черное и белое — в сердце Мироновой нет места жалости и милосердию. Пожалуй, эта позиция является самой жестокой, так как Кнопка даже не мучается выбором и с легкостью вершит чужие судьбы, не думая о том, к каким страшным последствиям это может привести.
  • Шмакова демонстрирует не менее страшное качество — равнодушие. Она знает, кто предатель, но из собственных корыстных соображений проявляет полное безразличие к судьбе Лены.

Дедушка Лены тоже совершает нелегкий выбор. Несмотря на то, что этот город причинил боль его внучке, он дарит все свои картины городу, а самую любимую — школе, надеясь, что полотно пробудит в ребятах милосердие и сострадание к ближнему.

Казалось бы, более естественно для Лены и дедушки было затаить злобу, отомстить, возненавидеть. Но благородные и великодушные Бессольцевы понимают, что зло разрушает человека и делает его таким же жестоким, как и одноклассники Лены.

Лиза и Эраст

Выбор, который делает Эраст, оказывается роковым — несчастная девушка решает утопиться в пруду. Узнав об этом, герой не может простить себя и до конца жизни остается несчастным. Куприн показывает, что выбор, который делает человек, может в корне изменить не только его судьбу, но и повлиять на жизнь других людей.

Именно поэтому важно тщательно взвешивать свои решения — всего один маленький шаг отделяет человека от света или тьмы.

Татьяна пишет письмо

Полюбив Евгения, Татьяна решается написать ему письмо. Решение очень смелое — в те времена общество непременно осудило бы девушку, которая первой признается мужчине в любви. Совершить такой поступок означало подставить под удар свою девичью честь, но Татьяна ради любви идет на этот шаг.

Годы спустя Татьяна встречает Онегина снова. Несмотря на то, что она все еще любит его, героиня отвергает его предложение и выбирает остаться с мужем. Наверняка это решение далось Татьяне очень нелегко, но она — благородная женщина, и понимает, что, выбрав Евгения, совершит предательство и нанесет страшный удар по репутации мужа. Татьяна остается верна супругу — ее поступок вызывает искреннее восхищение, ведь далеко не каждая женщина способна ради сохранения чести отказаться от своей любви. Именно поэтому Татьяна является нравственным идеалом Александра Сергеевича.

Встреча Онегина и Татьяны

Нравственный выбор совершает и Евгений Онегин. Он мог бы отказаться от дуэли с молодым Ленским, к которому питал истинные дружеские чувства. Но, побоявшись прослыть трусом и упасть в глазах окружающих, Евгений принимает вызов.

При этом Онегин не осознает, что именно боязнь, что его осудит презирамое им общество, и делает его трусом. Ценой его решения становится жизнь молодого дворянина.

Другие аргументы

Русских писателей всегда волновали душевные качества человека.

Проблема нравственного выбора поднимается во множестве литературных произведений, таких как:

Шолохов Судьба человека

Сочинение на тему нравственности — отличный повод для школьников порассуждать о том, что делает человека человеком, и почему так важно принимать взвешенные и ответственные решения, особенно когда на карте стоят жизни других людей.

Читайте также: