Нежданно негаданно распутин сочинение

Обновлено: 02.07.2024

1. Картины современной жизни: анализ эпизодов на пристани, особенности образа города. Конфликт рассказа.

2. Главные герои. Средства создания образов Сени и девочки. Функции второстепенных персонажей.

3. Смысл финала рассказа.

В. Распутин. Нежданно-негаданно // Наш современник. 1997. № 5.

О. Славникова. Деревенская проза ледникового периода // Новый мир. 1999. № 2.

Л. Колобаева. В. Распутин-рассказчик// Русская словесность. 2002. № 2.

В. Серафимова. Слово в художественном мире Валентина Распутина // Русская речь. 2002. № 6.

С. Лебедева. Мировоззренческие истоки творчества В. Распутина // Русская словесность, 2001. № 4.

Практическое занятие № 7

1. Особенности развития и значение темы семьи в современной литературе (произведения В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина, Ф. Абрамова, Л. Петрушевской и др.).

С. Аверинцев. Горизонт семьи. О некоторых константах традиционного русского сознания // Новый мир. 2000. № 2.

Т. Ерохина. Поезд судьбы и надежды в творчестве В. Токаревой // Литература в школе. 2000. № 7.

М. Пророков. Между небом и обстоятельствами // Октябрь. 1989. № 4.

Р. Вейли (Лютая). Мир, где состарились сказки: социокультурный генезис прозы В. Токаревой // Литературное обозрение. 1993. № 1-2.

Т. Блажнова. На красную тряпку любви // Книжное обозрение. 1994. № 2.

Н. Скривля. Не просто, а очень просто // Искусство кино. 1995. № 4.

О. Славникова. Я самый обаятельный и привлекательный. Беспристрастные заметки о мужской прозе // Новый мир. 1998. № 4.

С. Костырко. О роковых тайнах женской души // Новый мир. 1999. № 1.

Практическое занятие № 8

1. Концепция мира: проблемы настоящей и виртуальной реальности бытия, иллюзорности истины. Позиция автора.

2. Человек и время. Тема подвига, символы эпохи. Образ Омона: психологическое пространство личности.

3. Своеобразие художественных приемов: остросюжетность, сатирическая фантазия, условно-метафорические средства (гротеск, ироническая игра), жанровая неопределенность.

Практическое занятие № 9

1. Система образов рассказа.

2. Приемы создания характера главного героя рассказа.

3. Тема поисков смысла существования в окружающей реальности. Интерпретация финала рассказа.

В. Пелевин. Жизнь насекомых. Омон Ра. М., 1997.

Г. Нефагина. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х гг. ХХ века. Минск, 1998. С. 193-197.

К. Кокшенева. Проблема зла в современной литературе // Литература в школе. 2000. № 3.

С. Костырко. Чистое поле литературы // Новый мир. 1992. № 12. С. 256-257.

К. Степанян. Реализм как заключительная стадия постмодернизма // Знамя. 1992. № 9.

А. Генис. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы // Знамя. 1995. № 12; Поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда. 1997. № 12.

О. Павлов. Метафизика русской прозы // Октябрь. 1998. № 1.

Точка, поставленная вовремя. Вл. Новиков представляет постмодернистскую новеллистику // Знамя.1993. № 2. С. 205-208.

Практическое занятие № 10

1. Человек в мире природы.

2. Образы деда и внука: средства их создания. Функции символических образов Савушки и Хозяина.

3. Нравственные и философский аспекты конфликта рассказа.

Литература

Б. Екимов. Охота на Хозяина // Новый мир. 2002. № 10.

Практическое занятие № 11

2. Анализ темы войны в одном из рассказов цикла (по выбору).

А. Агеев. Мерзкая плоть: Олег Ермаков и перспективы афганской литературы // Знамя. 1993. № 4. С. 194-204.

И. Роднянская. Марс из бездны // новый мир. 1993. № 4. С. 239-244.

Практическое занятие № 12

Образ главного героя в рассказе Татьяны Толстой «Река Оккервиль.

2. Средства создания образов Симеонова, Веры Васильевны и Тамары.

3. Художественные особенности прозы Т. Толстой: языковая выразительность (метафоры, метонимии, сравнения, звукопись и др.), пространственно-временная организация повествования, образы вещного мира, роль деталей, цитатность, языковая игра, темы и мотивы различных культурных пластов.

Т. Толстая. Любишь – не любишь. М., 1997.

М. Липовецкий. Русский постмодернизм. Гл. 3. Контекст: мифология творчества (Татьяна Толстая). Екатеринбург. 1997. С. 210-229.

М. Золотоносов. Мечты и фантомы // Литературное обозрение. 1987. № 4. С. 59-61.

И. Грекова. Расточительность таланта // Новый мир. 1988. № 1.

П. Вайль, А. Генис. Городок в табакерке. Проза Т. Толстой // Звезда. 1990. № 8.

И. Дедков. Метаморфозы маленького человека, или Трагедия и фарс обыденности / /Последний этаж: Сб. современной прозы. М., 1989. С. 417-429.

А. Михайлов. О рассказах Т. Толстой // Т. Толстая. На золотом крыльце сидели. М., 1987. С. 187-190.

Генис А. О Т. Толстой // Звезда. 1997. № 9.

Е. Щеглова. Человек страдающий (Категория человечности в современной прозе) // Вопросы литературы, ноябрь-декабрь 2001.

Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. Современная русская литература. Новый учебник по литературе в 3-х книгах. Книга 3. М., 2001. С.42-45.

И. Соколова. Актуальные проблемы современной русской литературы // 85 лет высшему историческому и филологическому образованию на Дальнем Востоке России: - Книга вторая – Литература, язык, культура. Материалы научной конференции. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004. С. 330-349.

Практическое занятие № 13

1. Особенности современной условно-метафорической прозы.

2. Характеристика сообществ людей и крыс: тема власти, иерархия ценностей, модель поведения.

3. Своеобразие конфликта рассказа и метаморфозы главного героя. Проблема выбора. Тема счастья.

А. Курчаткин. Два рассказа // Знамя. 2000. № 7.

Г. Нефагина. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. Минск, 1998.С. 75-96.

Г. Нефагина. Русская проза конца ХХ века: Учебное пособие. М., 2003. С. 131-137.

Практическое занятие № 14

3. Смысл финала рассказа.

Михаил Бутов. Цена // Знамя. 2005. № 7.

1. Настоящее и прошлое в рассказе через отношение героев к жизни. Особенности художественного времени (прием фантастического совмещения времен).

2. Система образов: главные, второстепенные и внесюжетные герои.

3. Приемы создания характера Макса (речь, портрет, особенности повествования, пейзаж, прием игры).

Виктория Никифорова. Подвиг // Знамя. 2005. № 6.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

В процессе изучения данной дисциплины студенты должны прочитать указанные в списке художественные произведения, ознакомиться с учебной и научной литературой.

В течение семестра студенты анализируют материалы критических разделов периодических изданий, собирают библиографию по предложенным преподавателем темам.

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в виде проведения контрольных работ, тестирования , индивидуального собеседования с преподавателем по прочитанным художественным произведениям.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Проблемы изучения русской литературы ХХ в. Периодизация литературного процесса.

2. Особенности развития русской литературы второй половины ХХ в.

7. Поэзия Н. Рубцова: мотивы и образы.

8. Проблема творческой индивидуальности поэта (И. Бродский, Ю Кузнецов, А. Прасолов, Н. Тряпкин, А. Вознесенский и др. - по выбору).

9. Особенности драматургии 1960-90-х гг. Творчество А. Вампилова.

10. Анализ конфликта одной из пьес А. Вампилова (по выбору).

11. Проблема героического и трагического в современной военной прозе (произведения по выбору).

14. Автор и герой в прозе К. Воробьева.

20. Тема судьбы русского крестьянства в исторических катаклизмах ХХ в. (по произведениям Ф. Абрамова, В. Астафьева, Б. Можаева, В. Тендрякова).

21. Онтологическая проблематика деревенской прозы 1960-80-х гг. (В. Распутин, В. Астафьев, В. Белов и др.).

23. Творчество В. Распутина (общая характеристика).

25. Художественное осмысление драматических коллизий современности в произведениях В. Распутина рубежа ХХ –ХХI вв.

26. Творчество В. Шукшина (общая характеристика).

27. Жанр рассказа в творчестве В. Шукшина. Типология героев.

29. Нравственные искания героев Ю. Трифонова (произведения – по выбору).

30. Особенности литературной ситуации конца ХХ – начала ХХI вв.

31. Русская литература 1990-х гг. Общая характеристика реалистического и постмодернистского направлений.

32. Концепция человека в литературе рубежа ХХ-ХХ1 вв. (произведения по выбору).

34. Основные черты постмодернистской литературы.

42. Анализ идейно-художественных особенностей одного из произведений новейшей русской литературы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебная

История советской литературы. Т. 3, 4. М., 1968. 1971.

История советской литературы. Т. 2. 40-80-е гг. Под ред. А. Метченко и С. Петрова. Изд. 2. М., 1983.

История советской литературы. Под ред. П. Выходцева. М., 1986.

Современная советская литература (под ред. А. Бочарова и Г. Белой). Ч. 1-2. М., 1987.

Ершов Л.Ф. История советской литературы. М., 1988.

История советской литературы: Новый взгляд. Ч. 1-2. М., 1990.

Акимов В.. От Блока до Солженицына. Судьбы русской литературы двадцатого века. СПб., 1994.

Очерки русской литературы ХХ в. Монографические главы. Уч. пособие. М., 1995.

Бондаренко В.. Реальная литература. 20 лучших писателей России. М., 1996.

История русской литературы ХХ в. (20-90-е гг.). Основные имена. М., 1998.

Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе 90-х гг. М., 1998.

Нефагина Г. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. Минск, 1998.

Русские писатели. ХХ век. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. М., 1998.

Баевский В. История русской литературы ХХ века. М., 1999.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистическая литература: Уч. пособие. М., 1999.

Турбина Л.А. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. М., 1999.С. 252 – 306.

Постмодернизм. Основные понятия и термины. М., 2000.

Русская литература ХХ в. Под ред. Мущенко Е.П., Никоновой Т.А. Воронеж, 2000.

Белокурова С.П., Друговейко С.В.. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы: Учебно-методическое пособие. СПб., 2001.

Голубков М. Русская литература ХХ века. После раскола: Уч. пособие для вузов. М., 2001.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А. Николюкина. М., 2001.

Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. Новый учебник по литературе в 3-х книгах. М. 2001.

Сухих А.И. Книги ХХ века: русский канон. СПб., 2001.

Генис А. Расследования – два. М., 2002.

Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы ХХ века. Учебное пособие. М., 2002.

Русская литература ХХ века. В двух томах. Под редакцией Л.П. Кременцова. Т. 2. 1940-1990-е годы. М., 2002.

Теоретико-литературные итоги ХХ века. Литературные произведения и художественный процесс. Ч. 1,2. М.: Наука. 2003.

Учитель представляет действующие лица: девочка 5-6 лет с ангельским личиком, "точно слетевшая из сказки", Сеня Поздняков - старый человек из деревни Заморы, Людмила - его дочь.

2. Стихотворение Ю.Друниной читается подготовлены учеником, последнюю строфу читает учитель:

Почему для одних жизнь прекрасна
И полна утешительных слов?
Для других тяжела и ужасна
И полна только горя и слез?
Почему же одним удается
Все удары судьбы обойти?
А другим ничего не дается
Без упорной и трудной борьбы?
Почему же судьба так жестока,
Что блаженство дает одному,
А другому страданье и горе,
Отчего ж это так? Почему?

3. Объявление темы и задачи урока.

- Несправедливо, правда? Ведь Сенека говорил: " Природа людей рожает братьями и душа у всех одинакова" . Хотелось бы сегодня на уроке найти причину такой несправедливости, жесткости. А может, и не судьба вовсе виновата, а мы сами?

- Скажите, можно ли назвать отношения между людьми в обществе нормальными?

Нет, так как нарушен закон гуманности.

- Поставим перед собой задачу - выяснить, что мешает людям наладить гуманные отношения между собой. Тема нашего урока: "Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась: " Поговорим сегодня о гуманности в обществе, в нашем государстве. Цель наша будет считаться выполненной, если анализ рассказа В. Распутина " Неожиданно- негаданно" поможет нам.

II. Фаза урока: "Погружение в тему. Осмысление" .

1. Работа над термином " гуманизм"

- Что такое гуманизм?

Гуманизм: - 1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного застоя феодализма и капитализма.

  • Умение владеть собой
  • Доверие
  • Чуткость
  • Способность к сопереживанию
  • Снисходительность
  • Расположенность к другим
  • Доброжелательность
  • Милосердие
  • Способность к эмпатии (сочуствие)
  • Ответственность
  • Готовность понять другого человека
  • Отзывчивость
  • Культура поведения

2. Аналитическая беседа по тексту.

- Кого из персонажей можно назвать в рассказе гуманным? Почему?

  • для него характерно гуманное отношение к окружающим;
  • его беспокоит то, что творится в городе, в обществе, в государстве;
  • Сеня всегда и во всем проявляет чуткость (выбрасывает телевизор ради спасения комнатных растений);
  • с добром относится к чужому, совершенно незнакомому ребенку, стараясь "растопить" в нем "застывшее сердечко".

Гуманным человеком можно назвать и жену Сени Позднякова - Галю, которая страдает вместе с Катей, переживает за нее, не зная, чем помочь девочке. Расставшись с Катей, "сдавленно, страшно, чужеголосо выкрикивает:

- А кого из героев рассказа нельзя считать гуманным?

Антигуманными людьми можно назвать: 1) многих жителей города, которые с равнодушием проходят мимо друг друга, не задумываются о несчастье других, о детях, которые остались без родителей; 2) мужика "в толстой кожаной куртке и с короткой стрижкой на голой голове:из горлохватов, из тех, кто любит идти напролом"; 3) Олега:Ахмета:".Там много было. Приезжали и уезжали", которые приносили горе другим, которые "стреляли в тетю Люсю:".

3. Разбор художественных приемов, используемых автором, которые помогают читателю увидеть гуманные и антигуманные отношения в обществе:

1) антигуманное отношение людей друг к другу в обществе автор показывает через описание местности, пейзажа. Докажите это примерами из текста.

2) Определение смысла названия рассказа.

Страшно, что в этом безумном мире можно предложить купить живого человека, беззащитного ребенка и делать вид, что ничего не произошло.

Потерялась (или вовсе брошена?)
девочка притихшая, хорошая.
Личико чумазое, серьезное.
Белый день. Вокзал. Дитя бесхозное.
На груди у потеряшки - девочки
тряпочная кукла - самоделочка.
Рядовой милиции застенчиво
за руку, как мама, держит птенчика.
Он и сам еще не шибко взрослый-то,
страж румяный, свыше ей ниспосланный.
Водит по вокзалу, озирается:
может кто опомнится - признается?
:Но никто не вспомнил, к сожалению.
На вокзале люди - ошалелые.
Да и ни при чем тут люди - граждане:
есть свои ребеночки у каждого.
Глядя на беспомощную рожицу,
кто вздохнет, кто вздрогнет, кто поежится:
:Можно после виденного - здравствовать.
Пить в купе коньяк. Листать Некрасова.
Чтобы смочь до совести дотронуться -
перечислить сотню для детдомовцев.
Душ принять, Ругать себя по батюшке.
Можно все: Но чистым - не бывать уже.
: Колеблет тело зыбь рессорная.
Снится мне малышка беспризорная.
В душу мне глядит глазами сонными
на руках у мальчика с погонами:

- Разве человек может быть предметом купли-продажи? Почему тетя Люся "взялась детишками торговать? Коммерцию, что - ли, такую открыла?"

- Оправдываете ли вы этот поступок тети Люси?

- Итак, девочка оказывается в деревне у стариков. Какой мы ее видим в первые дни?

- Какие изменения в Кате постепенно происходят? И может ли гуманное отношение к человеку принести счастье?

III. Заключение урока.

1. Да, мир жесток! И невольно вспоминаются строки из стихотворения П.И.Реутского, которые обращены именно к таким людям.

О, христиане, христиане,
Святые слуги и отцы,
В каком классическом романе
Вы благороднее овцы?
И не народ, а просто паства,
Извечно в дырочки сопя,
Не заслужив земного царства,
В небесном мыслите себя.
Собранье нравственных уродов,
Христос, взгляни на свой народ.
Здесь жены избегают родов,
Древнейший прекращая род.
Теперь достоинство мужчины -
Разбой, обман и воровство.
Они уходят без причины,
Они плюют на божество.
И твой народ, поддавшись зелью,
Уже приемлет только кнут.
Христос, не приходи на землю.
Они опять Тебя распнут!

2. Вывод по уроку.

- Нельзя общество считать гуманным, если в людях мало человечности, любви, простоты. Что бы вы хотели посоветовать людям, чтобы они проявляли гуманность по отношению друг к другу? Каким должен быть гуманный человек?

Жили в ладу с совестью, уважительно относились друг к другу, любили.

Гуманный человек не тот, кто, видя человеческую боль, проходит, а тот, кто приходит на помощь в трудную минуту.

Гуманность - это. Прежде всего, человечность, отзывчивость.

3. Составление кластера "Гуманное отношение в обществе".

Помогайте!
Любите!
Жалейте!
Вдохновляйте друг друга в пути!
Не жалейте добра, не жалейте!
Распахните сердца для людей!

4. Рефлексия. Рассуждение учащихся о своем внутреннем мире, о доброте. Представление своих мыслей в рисунках, символах.

Третья замараевская — молоденькая девчушка по имени Лена, сдававшая вступительные экзамены в один из новых университетов.

Сеня, как человек бывалый, рассмотрел неподалеку за разбитой дорогой торгующую пивом коммерцию и приволок от нее три картонные коробки. Их сплющили, разодрали и устроили под седево — чтоб не на землю. Вышло вполне культурно. Расселись и принялись за разговором поджидать, когда стянется назначенный час.

Вот наступили времена: раньше, как лето, каждая деревенская изба полна городских гостей. Ехали и воздухом подышать, и стариков повидать, а у кого руки не отсохли — и помочь старикам в их непрестанном битье-колотье по хозяйству. Теперь в деревню не едут: для одних дорого, для других неинтересно. Одни спасаются участком подле дачки, который не отпускает к отцу-матери, другим позарез стал нужен и берег турецкий, и Африка вместе с Америкой. Теперь и писем в деревню не пишут, а заказывают при случае: пусть мама приедет, пусть папа приедет — соскучились.

По скверику неприкаянно бродили люди, томившиеся ожиданием, натыкались на Сенин табор и отходили, морщась от убитого и захламленного угла, обманывающего сверху зеленью. У пивной за обнаженной земляной дорогой становилось веселей, оттуда доносились частый звон и бряк, возбужденные голоса. Дебаркадер, хорошо видимый по сквозящему скверику, был совершенно безлюден, на деревянном помосте причала, с которого была перекинута на дебаркадер под ступенчатым спуском стремянка с поручнями, высилась гора из огромных полосатых баулов, известных всей России.

Девчонка отошла от табора и стояла неподалеку. Отошел и инженер, рассматривая за решетчатой оградой машины.

Правдея Федоровна достала из сумки яблоки, тугие, краснобокие, с глянцевым отливом, и принялась угощать. А чего не угощать на прошлогодние зубы, которые хорошо кусали только в воспоминаниях? Сеня и бабка Наталья отказались, яблоки даже с виду были неукусные. Отказалась и фельдшерица и принялась рыться в старой черной сумке с испорченным ездовым замком, застрявшим посреди хода. Склонясь над сумкой, фельдшерица вытянула ногу. Сеня смотрел на крепкую неодрябшую ногу с безобидным интересом: есть на ней чулок или нет? Чулки пошли под цвет кожи, не отличишь, а отличить зачем-то хотелось.

Замараевская фельдшерица, елозя на Сениной картонке, вытянула из-под замка прозрачный пакет, а в пакете небольшой глиняный горшочек с землей и торчащим зеленым отростком. Бабы заинтересовались: что такое? Можно было и не спрашивать: комнатный цветок. Но из каких-то особых, сказала фельдшерица, живучих настолько, что хоть забудь о нем на полгода. Она выговорила и название, уж больно чужое, так что никто не решился переспросить. И рассказала то, чего Сеня не знал. Оказывается, на комнатные цветы в их краю нашел мор. Да, и на цветы тоже мор. Хиреют и мрут. Хоть заухаживайся, хоть глаз не спускай — никакого спасенья. Уж на что геранька терпеливый цветок, та самая геранька, без которой и солнышко не заглянет в окошко, а и на нее порча нашла. Не дает уж красного цветенья, корешок слабый, слизистый.

1.Обучающая: формировать умение анализировать рассказ.

2. Развивающая: развивать речь, умение мыслить.

3.Воспитывающая: воспитывать гуманное отношение человека к человеку.

Эпиграф к уроку:

Ход урока:

I. Слово учителя

(Ученики читали рассказ к уроку)

Обучающиеся прочитали рассказ и осмыслили его самостоятельно.

Обратимся к заглавию рассказа. Какие ассоциации возникают, когда вы произносите эти слова?

Гипотеза ответа:

Произошло что-то непривычное, неожиданное, непредполагаемое, из ряда вон выходящее.

Так что же произошло, что изменилось? Кто главный герой рассказа?

Гипотеза ответа:

Изменились нравственные и социальные ценности людей, потерявших опору (в виде кодексов нравственности строителей коммунизма, трудовых коллективов), оставшихся в одиночестве перед натиском жестокости. Поэтому поражен деревенский герой Семен Поздняков всем тем, что он увидел в городе.

Чем поражен Семен? Что его удивило? Зачитайте цитаты.

Гипотеза ответа: «

III. Работа в группах. (

Вопросы даны были заранее.)

1-я группа выявляет тематику и проблематику рассказа, анализирует время, место действия, широту изображаемого материала; характеризует самих героев и ситуации, в которые они поставлены автором, сопоставляет разные характеры и типы поведения.

Шокируют ли вас события, происходящие на страницах рассказа?

Нет, здесь показана реальная жизнь.Хотя, конечно, все это ужасно, печально, обидно, но это происходит в нашей стране.

Гипотеза ответа:

В нем есть что-то такое, на что можно положиться, ему можно довериться.

Как меняется настроение, состояние героев? О чем это говорит?

Гипотеза ответа:

Герой недоумевает, как это можно продавать ребенка; сетует, когда жена Галя ругает его за то, что он украл ребенка, теряется при виде мужиков, отчаивается.

Что происходит с девочкой?

Гипотеза ответа:

Ее состояние тоже меняется.

2-я группа работала над особенностями художественной манеры писателя.Продолжается работа над текстом.

Зачитайте портрет девочки. (Учащиеся зачитывают)

А что вы скажете о пейзаже в рассказе Распутина?

В этом заключается одна из особенностей его художественной манеры: метафорическое осмысление природы. Именно пейзаж создает у читателя соответствующее настроение.

Психологически тонко, точно, с пониманием передает автор противоречивость чувств, переживаний своих героев.

3-я группа работала над композиционными особенностями рассказа.

Как писатель поддерживает наш интерес, интригу?

Рассказчик, повествуя о Сене, его односельчанах, уезжающих из города в деревню, возвращает нас на несколько дней назад в город и рассказывает о неожиданной встрече Сени с девочкой, к судьбе которой он оказывается причастным: он увозит девочку к себе в деревню, где она постепенно приходит в себя.

Интересны как диалоги, так и монологи героя, сказки и внутренние думки. Все это помогает самораскрыться персонажу. Раскрытию персонажей помогает и контрастное поведение Сени, речь рассказчика, героев.

О чем рассказ Распутина? Какова его главная мысль? Какие проблемы подняты в рассказе? Какие чувства вызвали у вас герои рассказа?

V. Домашнее задание.

Ответить письменно на один из вопросов:

. О чем заставил задуматься рассказ Распутина?

Нежданно-негаданно — Валентин Распутин

Третья замараевская — молоденькая девчушка по имени Лена, сдававшая вступительные экзамены в один из новых университетов.

Сеня, как человек бывалый, рассмотрел неподалеку за разбитой дорогой торгующую пивом коммерцию и приволок от нее три картонные коробки. Их сплющили, разодрали и устроили под седево — чтоб не на землю. Вышло вполне культурно. Расселись и принялись за разговором поджидать, когда стянется назначенный час.

Вот наступили времена: раньше, как лето, каждая деревенская изба полна городских гостей. Ехали и воздухом подышать, и стариков повидать, а у кого руки не отсохли — и помочь старикам в их непрестанном битье-колотье по хозяйству. Теперь в деревню не едут: для одних дорого, для других неинтересно. Одни спасаются участком подле дачки, который не отпускает к отцу-матери, другим позарез стал нужен и берег турецкий, и Африка вместе с Америкой. Теперь и писем в деревню не пишут, а заказывают при случае: пусть мама приедет, пусть папа приедет — соскучились.

По скверику неприкаянно бродили люди, томившиеся ожиданием, натыкались на Сенин табор и отходили, морщась от убитого и захламленного угла, обманывающего сверху зеленью. У пивной за обнаженной земляной дорогой становилось веселей, оттуда доносились частый звон и бряк, возбужденные голоса. Дебаркадер, хорошо видимый по сквозящему скверику, был совершенно безлюден, на деревянном помосте причала, с которого была перекинута на дебаркадер под ступенчатым спуском стремянка с поручнями, высилась гора из огромных полосатых баулов, известных всей России.

Девчонка отошла от табора и стояла неподалеку. Отошел и инженер, рассматривая за решетчатой оградой машины.

Правдея Федоровна достала из сумки яблоки, тугие, краснобокие, с глянцевым отливом, и принялась угощать. А чего не угощать на прошлогодние зубы, которые хорошо кусали только в воспоминаниях? Сеня и бабка Наталья отказались, яблоки даже с виду были неукусные. Отказалась и фельдшерица и принялась рыться в старой черной сумке с испорченным ездовым замком, застрявшим посреди хода. Склонясь над сумкой, фельдшерица вытянула ногу. Сеня смотрел на крепкую неодрябшую ногу с безобидным интересом: есть на ней чулок или нет? Чулки пошли под цвет кожи, не отличишь, а отличить зачем-то хотелось.

Замараевская фельдшерица, елозя на Сениной картонке, вытянула из-под замка прозрачный пакет, а в пакете небольшой глиняный горшочек с землей и торчащим зеленым отростком. Бабы заинтересовались: что такое? Можно было и не спрашивать: комнатный цветок. Но из каких-то особых, сказала фельдшерица, живучих настолько, что хоть забудь о нем на полгода. Она выговорила и название, уж больно чужое, так что никто не решился переспросить. И рассказала то, чего Сеня не знал. Оказывается, на комнатные цветы в их краю нашел мор. Да, и на цветы тоже мор. Хиреют и мрут. Хоть заухаживайся, хоть глаз не спускай — никакого спасенья. Уж на что геранька терпеливый цветок, та самая геранька, без которой и солнышко не заглянет в окошко, а и на нее порча нашла. Не дает уж красного цветенья, корешок слабый, слизистый.

Читайте также: