Непродуманный ответ незаконченное сочинение еще не обжитый край

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Смирнова Ольга Александровна

Организация: Средняя школа №1

Населенный пункт: Ярославская область, г. Данилов

Цель урока: Познакомить уч-ся со слитным и раздельным написанием не с причастиями.

Ход урока

1.Орг.момент

У. Доброе утро. Прошу вас занять свои места, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам сегодня хорошей, плодотворной работы. Подпишите ваши рабочие листы, запишите сегодняшнее число.

2.Актуализация имеющихся знаний

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

Человек,(не) желающий мыслить, закрывает вход в будущее.

Уч. Это значит, что человек, не желающий учиться и думать, сам себе закрывает двери ко многим открытиям и своему успешному будущему.

У. Ребята, давайте выполним синтаксический разбор этого предложения, расставим знаки препинания, объясним их постановку.

Уч. Человек,(не) желающий мыслить, закрывает вход в будущее. ( повеств., невоскл., двусост., полн., распр., осл. прич. оборотом.)

У. В слове какой части речи нужно раскрыть скобки?

У. Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно и объяснить свое решение?

У. Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие?

Уч. Правило, как пишется НЕ с причастиями.

У. Итак, давайте сформулируем и запишем тему нашего урока.

Уч. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

(Запись на доску и раб. лист)

У. Какой же будет цель нашего урока?

Уч. Узнать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и научиться применять его на практике.

У. Как будем добиваться цели? Где мы можем найти подсказки к открытию новых знаний?

Уч. В учебнике или самостоятельно попробовать вывести это правило.

НЕ с причастиями

СЛИТНО (все комментарии и обозначение орфограмм происходит в процессе совместной работы с детьми)

(без НЕ не употребляется)

( нет зав.слов и противопоставления)

(противопоставление с союзом А)

У. Итак, теперь, когда мы уже познакомились с правилами написания Не с причастиями, давайте построим алгоритм действий, который поможет вам в дальнейшей работе. У вас на партах, в конвертах, перепутанные шаги алгоритма, работая в паре, соберите их в нужной последовательности.

НЕ с причастиями

Не употребляется без НЕ Употребляется без НЕ

Пишу слитно полное краткое

Недоумевающий взгляд Раздельно Слитно Пишу раздельно

  1. Есть противоп. 1.Нет противоп.и зав.сл. Письмо не отпра

С союзом А Насжатая полоса влено

а подаренная книга

2.Есть зав.слова ( Не купленная мною книга)

У. Сверьте, пожалуйста , ваш алгоритм с эталоном (на слайде). Давайте еще раз проговорим, как с ним нужно работать. Если у вас есть ошибки, исправьте их.

Проговаривание образца работы с алгоритмом.

У. А теперь давайте вернемся к нашему первому предложению и проверим, как работает наш алгоритм.

Уч. Человек,(не) желающий мыслить, закрывает вход в будущее.

Уч. Причастие (не)желающий употребляется без НЕ, полное, есть зав.слово ДУМАТЬ, значит, пишется с частицей Не раздельно.

У. Молодцы. Наш алгоритм действительно помогает нам в опрделении слитного и раздельного написания Не с причастями. Теперь, пользуясь алгоритмом, выполним упражнение на доске (с объяснением выбора орфограммы и обозначением)

Ненавидевший ложь(не употр.), тетрадь не исписана (крат.прич.), не законченное, а начатое собрание(противопост.), не подаренная мною книга (зав.сл.), неостывший камин (нет зав.сл. противопост), задача не решена (крат.прич.), не запечатанное мною письмо (зав.сл.).

У. А теперь немного усложним задачу и поработаем с текстом. Ваша задача списать текст , раскрыть скобки и объяснить графически выбор орфограммы.

(Не)осмысленные понятия легко забываются .Правила хорошо помнишь, если они (не)вызубрены ,а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное ,осознать (не)осознанное. И главное ,расстаться с ни чем (не)оправданной уверенностью ,что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру- ваш союзник в учебе. Этот путь (не)закрыт любому.

Проверка выполненной работы с комментированием

У. А теперь я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу, пользуясь алгоритмом. Это задание будет оцениваться, критерии у вас записаны на рабочем листе.

  1. Еще (не) тронутые увядание георгины высились перед окном.
  2. (Не) умолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.
  3. Легко взбираться на гору, (не)заросшую кустарником.
  4. Река, (не) скованная льдом, пенилась и бушевала.
  5. В воздухе закружилась (не)опавшая, а сорванная листва.
  6. (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

Давайте проверим ваши работы. Объясним орфограмму Не с причастиями и постановку знаков препинания. (Проверьте, пожалуйста ,свои работу по эталону, представленному на слайде). Выставьте себе отметки.

У. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Достигли ли мы той цели, которую ставили в начале урока?

У. Что было трудным? Что осталось непонятным?

Выскажите, пожалуйста, свое впечатление от урока, используя метод незаконченных предложений.

Сегодня на уроке я ….

Мне было трудно…..

Я могу себя похвалить….. Мне нужно….

У. Сдайте, пожалуйста, рабочие листы, я выставлю вам отметки за сам.работу. Д.з. упр

Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок.

1 ряд подчеркивает с краткими и с противопоставлениями

2 ряд подчеркивает с зависимыми словами

3 ряд подчеркивает без противопоставлений и зависимых слов

(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ; решение (не)продумано;

работа (не)закончена; (не)законченное сочинение;

еще (не)прочитанная мною книга; (не)обжитый строителями, а заброшенный край; (не)обозримая равнина; никем (не)нарушаемая тишина.

Проверка вслух с пояснением, как писать, слитно или раздельно.

1 ряд - Работа не закончена, решение не продумано; не обжитый строителями, а заброшенный край;

2 ряд - Гласные, не проверяемые ударением, еще не прочитанная мною книга, никем не нарушаемая тишина;

3 ряд - Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина.

1. воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы.

Тип урока: изучения нового материала

Ход урока

I. Организационный момент

Доброе утро, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я рада нашему очередному сотрудничеству и уверена, что вы сегодня сделаете еще один шаг к постижению глубин безбрежного, могучего и прекрасного русского языка.

Как известно, слова, обозначающие такие признаки, которые создаются действием, в грамматике называются причастиями. На протяжении нескольких уроков мы работали с этой удивительной частью речи и уже немало знаем о ней.

II. Разминка. Модель ФРЕЙЕР.

Перед нами стоит задача повторить, что такое причастие. Перед вами листы бумаги, вам нужно на этих листочках составить модель причастия: написать понятие, определение, характеристику, примеры и противоположные примеры. Для этого мы используем с вами модель ФРЕЙЕРА.

На выполнение этого задания отводится две минуты. Готовы? Проговорите свои ответы за столом. Участник №1 называет определение, участник №4 характеристику причастия, участник №2 примеры причастий, участник №3 противоположные примеры. Если у вас есть какие-либо добавления, вы можете их высказать.

3.Основная часть .Объяснение нового материала. Модель МИКС ПЭА ШЭА. .

(Звучит музыка. Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате.)

(Используем структуру РЕЛЛИ РОБИН)

- Среди данных слов на доске попробуйте найти причастия.

Ненастный, нелепый, негодующий, непоседа, невежа, ненавидящий, недоумевать, невзлюбила, недоумевающий.

-Почему вы выбрали именно эти слова? Отвечает участник , у которого имя длиннее. Спасибо. (Эти слова являются причастиями, потому что обозначают признак предмета по действию и отвечают на вопрос какой? Например, негодующий – от глагола негодовать, ненавидящий –ненавидеть. Это действительные причастия настоящего времени.)

(Ученики делятся со своими партнерами своими ответами)

- Что объединяет эти слова? Отвечает участник, у которого волосы светлее. Спасибо.(Эти слова объединяет то, что все они пишутся с не слитно).

- Почему они пишутся слитно? Отвечает участник, у которого день рождение зимой. Спасибо.( Данные слова пишутся с не слитно, потому что без не не употребляются).

Сейчас, ребята, вы должны распределиться и подойти к одному из углов. Там находятся таблички с примерами на определенное правило. Это правило слитного и раздельного написания Не с существительными, не с прилагательными, не с глаголами, не с причастиями.)

Для этого задания мы используем структуру КОНЕРС.

- А какое правило, ребята , мы с вами ещё не знаем?

Участник под №2 полное правило правописания не с причастиями пока ещё озвучить затрудняется.(Причастия, которые не употребляются без не, пишутся слитно).

- А можем ли мы с точностью сказать, как будут писаться данные причастия с НЕ?

(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ, решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; ещё не прочитанная мною книга; (Не)обжитый строителями, а заброшенный край, (не)обозримая равнина; никем (не)нарушаемая тишина,(не)примятая трава; трава (не)примята, (не)забытая, а созданная снова песня.

Пока нам сделать это затруднительно. А можете ли вы сейчас сформулировать тему нашего урока? (слитное и раздельное написание не с причастиями).

_ Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Учитель. Конечно, мы не сможем сразу определить, как будут писаться данные причастия с не. Для этого необходимо знать правила написания.

Но сначала мы запишем тему урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Учитель. Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Всё это влияет на написание не с причастиями. Рассмотрим возможные варианты. Ответим на вопросы. Сделаем записи в тетради.

Случаи слитного написания нес причастиями.

1.Негодующий взгляд, ненавидящий тон.

- От какого слова образовано причастие? ( от глагола негодовать)

- Возможно ли употребление причастия без не? (невозможно)

Вывод: если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.

- Подберите однокоренные слова других частей речи (негодование, негодовать).

2. Невыраженный признак, нерешённая задача.

- Есть ли при причастиях зависимые слова?

Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.

Вывод: Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то оно пишется с не слитно.

3.Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.

- Какое значение имеют наречия очень, весьма? (значения степени).

Вывод: Если причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно), то пишется с не слитно.

Случаи раздельного написания не с причастиями.

1.Не работающий, а сломанный телевизор. Не прибранные, а разбросанные вещи.

- Постарайтесь найти причину раздельного написания не с причастиями.

Вывод: если причастие имеет противопоставление , то пишется с не раздельно.

2.Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи.

- Есть ли у причастия зависимые слова, то есть образуют ли они причастные обороты?

Вывод: если причастие имеет зависимые слова, то пишется с не раздельно.

2.Реки ещё не скованы льдом. Обед ещё не приготовлен.

– В чём особенности этих причастий? (они краткие)

– Каким членом предложения они являются?(сказуемым)

Вывод: краткие причастия пишутся с не раздельно.

А теперь проговорите за столом все варианты слитного и раздельного написания не с причастиями. Участник №1 , назовите случаи слитного написания не с причастиями.

Случаи раздельного написания нам напомнит участник №4.

Учитель. Теперь, зная условия , при которых не с причастиями пишется слитно или раздельно, мы можем вернуться к упражнению, предложенному в начале нашей работы над темой. ( работа с карточками)

Участник №1 - выписывает краткие причастия.

Участник №2 – выписываем с противопоставлением.

Участник №3 - выписываем причастия с зависимыми словами.

Участник №4 – выписывает всё остальное.

Учитель. Чтобы проверить , как вы справились с заданием, используем структуру

Поменяемся своими листочками с партнером по лицу. Проверьте правильность выполнения его работы.

- Как по-вашему, правильно ли он справился с заданием?

1.Работа не закончена, решение не продумано, трава не примята.

2.Не обжитый строителями, а заброшенный край; не забытая , а созданная вновь песня.

3.Гласные, не проверяемые ударением; ещё не прочитанная мною книга; никем не нарушаемая тишина;

4.Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина, непримятая трава.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 7 классе

Не с причастиями

Учитель: Бенли Елена Алексеевна

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Не с причастиями

Цели: ознакомить с правилами написания не с причастиями, формировать умение различать не - приставку, не - часть корня, не – частицу; повторить написание не с другими частями речи; повторить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами; формировать навыки аналитической деятельности.

Оборудование : учебные тексты, таблицы, интерактивная доска.

Тип урока : комбинированный.

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний.

Причастие – часть речи, с которой мы познакомились только в 7 классе, но уже почти все знаем о ней.

1) Что такое причастие?

2) Как образуются причастия, как мы их узнаем?

3) Что такое причастный оборот ?

4) На доске предложения:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой, красою тихою,

Блистающей смиренно…

Задание: Найдите в предложении причастный оборот, обозначьте графически. Укажите определяемое слово.

5) Найдите причастия среди этих слов:

Ненастный, нелепый, негодующий, непоседа, невежа, ненавидящий, недоумевать, невзлюбила.

6) Что объединяет эти слова? Почему они пишутся с не слитно? ( Слово без не не употребляется). Какие части речи здесь еще встретились?

Вывод: причастия, которые без не не употребляются, пишутся слитно.

III . Мотивация учебной деятельности.

А можем ли мы сразу определить, как будут писаться следующие причастия с не ?

(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ;

решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; еще (не)прочитанная мною книга; (не)обжитый строителями, а заброшенный край; (не)обозримая равнина; никем (не)нарушаемая тишина.

Учитель: Конечно, мы не можем определить, как будут писаться данные причастия с не. Необходимо знать правило. Попробуем составить алгоритм.

IV . Изучение нового материала.

1.Определяем и записываем тему урока.

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

2. Построение алгоритма.

1) Первое, что мы для себя уже выяснили? Каким будет первый шаг? Что мы должны определить в первую очередь?

Употребляется ли слово без не ?

2)Приступаем к работе. Предлагаю вашему вниманию загадку. На доске – текст загадки:

овцы не считаны,

(небо, звезды, месяц).

В какой форме здесь причастия? Как они пишутся с не?

Вывод: Если причастие в краткой форме, то с не оно пишется раздельно.

3) Работа в группах.

Ребята, вы получили карточки, здесь даны примеры предложений, в которых встречаются причастия с не. Прочитайте и сделайте выводы.

Недомогающий Яков вот уже три недели не появлялся на работе. Недопонятый обществом стих, не принес популярности его автору. Мария понимала, что ходить по неосвещенным улицам очень опасно. Рыбаки поспешно надевали на себя непросохшую одежду. Не изведавшие всех уловок тактики врага, молодые солдаты после первого же боя оказались в плену. Вдали виднелись сады, но не обожженные , а заросшие густой травой. Василий понимал, что предстоящий экзамен не выучен .

1.Употребляется ли слово без не ?

2. Полное или краткое?

ДА (раздельно)

3.Есть ли противопоставление с союзом а или зависимое слово?

(раздельно) (слитно)

Записываем алгоритм в тетради.

3. Теперь, имея алгоритм, мы можем вернуться к первому заданию. Выписываем сначала краткие причастия: решение не продумано, работа не закончена; с противопоставлением: не обжитый строителями, а …; с зависимыми словами: гласные не проверяемые ударением, еще не прочитанная мною книга, никем не нарушаемая тишина; все остальные: незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина.

Выписываем слова, объясняем написание.

4. Ознакомление с материалом учебника. (Обращаем внимание на то, что не открывали учебник, материал новый, но мы уже все знаем и поняли без учебника. Читаем правило, делаем выводы, что в учебнике то же самое, но алгоритмом пользоваться проще.

V . Домашнее задание. Алгоритм оформить на листе А-4, дополнить примерами.(по три примера к каждому случаю).

VI . Вывод по теме урока, обращение к алгоритму, ученик объясняет правило.

VII . Обобщение, систематизация, контроль знаний.

Комментированное письмо: непримятая трава; трава не примята; не примятая машинами трава; не забытая, а созданная вновь песня; невыученное стихотворение; лошадь не запряжена; неприкрытая форточка.

Гласные, (не)проверяемые ударением
2) (Не)законченное вовремя сочинение
3) Ещё (не)прочитанная книга
4) Никем (не)обжитый край
5) Никем (не)нарушаемая тишина
6) Нисколько (не)продуманный маршрут
7) (Не)замеченная вовремя ошибка
8) Работник, (не)подготовивший отчёт
9) Дома, (не)освещённые электричеством
10) Ничуть (не)сопротивлявшийся

Упр. 345. Запишите пунктуационно правильно, подчеркните как члены предложения деепричастные обороты.
Образец устного рассуждения.
1. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А. Грибоедов) – Голову сломя – это фразеологический оборот (имеет значение очень быстро), не выделяется запятыми.
2. Не торопясь Катя открыла шкафчик. – Открыла шкафчик как? каким образом? – не торопясь. Не торопясь – наречие, обозначает признак действия, можно заменить синонимом неторопливо. Не выделяется запятыми.

Изображение Ответ

Ответы

Ответ

1) Гласные, непроверяемые ударением .

2) Не законченное вовремя сочинение .

3) Ещё не прочитанная книга .

4) Никем не обжитый край .

5) Никем не нарушаемая тишина .

6) Нисколько не продуманный маршрут .

7) Незамеченная вовремя ошибка .

8) Работник, не подготовивший отчёт.

9) Дома, неосвещённые электричеством .

10) Ничуть не сопротивлявшийся .

Ответ

Незамеченная ошибка; не застеленная одеялом; гласные,не проверяемые ударением; непродуманный ответ; решение непродуманно; работа не закончена; незаконченное сочинение; ещё не прочитанная книга; ещё не обжитый край; необозримая равнина; никем не нарушаемая тишина; неустрашимый боец; непролазная чаща.

Ответ

Ответ

Япришол с прогулки и мне совсем стало скучно. я сел у оконца и, как то стал уходить в свои мечты. я мечтал и мечтал, но вдруг раздался звонок в дверь и там была мама. я открыл ей дверь и за чашечкой чая стал рассказывать о том незабываемом чувстве у окна. мама была так у девлина, что слушала меня целый час. она была удивлена, что похвалила меня за такой интересный рассказ. и этот рассказ отвлёк её от неприятностей на работе.

Ответ

Предложение повествовательное, невосклицательное, 1 грамматическая основа, значит, простое, распространенное. удачи!

Читайте также: