Небольшое сочинение на тему гуманизм романа преступление и наказание

Обновлено: 05.07.2024

В самом повествовании появляются важные образы: Сонечка Мармеладова читает Родиону Раскольникову Евангелие; когда главный герой оказывается на каторге, Сонечка дает ему Евангелие. Как видим, религиозная тема тесно связана с образом Сони Мармеладовой. Образ Сонечки Мармеладовой – пример искренней веры. Несмотря на все жизненные трудности и разочарования, героиня продолжает верить в Бога; она никогда и не задумывается о том, чтобы разочароваться в Боге, упрекнуть его в том, что ей приходится переступать через себя из-за полной нищеты и невозможности заработать на жизнь. Сонечка Мармеладова отличается добротой, способностью к состраданию и самопожертвованию. Героиня живет в соответствии с евангелиевской заповедью – возлюбить ближнего своего. Делая Сонечку Мармеладову главным положительным персонажем всего романа, Ф.М. Достоевский выражает мысль о том, что люди должны быть добры и милосердны по отношению к окружающим, в какой бы жизненной ситуации они не находились. Несмотря на грех блуда Сони Мармеладовой, данный образ связан с идеей христианского милосердия.

Помимо Сонечки Мармеладовой в романе есть и другие персонажи, способные к состраданию и самопожертвованию. С помощью образов Пульхерии Александровны, Авдотьи Романовны, Разумихина, Лизаветы Ф.М. Достоевский подчеркивает мысль о том, что человек должен любить своего ближнего.

Ф.М. Достоевский в своем романе смог продемонстрировать существующие в то время проблемы: люди отказывались от прошлых принципов, но новые принципы еще не были выработаны. Родион Раскольников – человек, подавшийся новым веяниям, еще не до конца понявший и осознавший несостоятельность той теории, которую он хотел проверить. Родион Раскольников совершает убийство, однако не это является главным его грехом. Первый и наиболее важный грех, совершенный главным героем, заключается в том, что Раскольников стал отрицать главные христианские заповеди.

Ф.М. Достоевский не ставит крест на своем герое. Автор не дает Родиону Раскольникову обвинительный приговор, который уже нельзя обжаловать. Наоборот, Ф.М. Достоевский дает своему герою возможность понять ошибочность своей теории, возможность измениться и возродиться. Родион Раскольников не возрождается в финале произведения, однако автор показывает, что центральный персонаж встает на этот путь возрождения. Ф. М. Достоевский показывает, что каждый человек, даже и убийца, коим является Родион Раскольников, заслуживает прощения, заслуживает возможности воскрешения и возрождения. Но для этого, как показывает автор, нужно обращения к Богу. Неслучайно Родион Раскольников самостоятельно просит у Сонечки Мармеладовой Евангелие и спустя время по собственному желанию начинает читать его. С помощью образа Родиона Раскольникова Ф.М. Достоевский показал человека, который сначала отказался от христианских идеалов, а затем – спустя долгое и тяжелое постижение – стал возвращаться к ним.

Разные люди живут на Земле. Злые и добрые, жестокие и мягкосердечные, непримиримые и всепрощающие. У каждого — своя мораль, свои жизненные принципы, свои законы, но эти законы чаще всего подчинены законам общества, в котором мы живем. И, в свою очередь, существуют законы общечеловеческие, те, которые мы называем “десятью заповедями”. И главная из этих заповедей, на мой взгляд, — не убий! Жизнь человека… Это самое ценное, что дано ему Богом. Почему самоубийство в христианстве испокон веков считалось великим грехом? Потому что жизнь дарована человеку самим Богом, и покончить с собой — все равно что швырнуть Господу в лицо его драгоценный дар. А лишать жизни другого… “Жизнь твоя висит на волоске, и я могу этот волосок перерезать”, — говорит Иешуа Понтий Пилат в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова. И слышит в ответ: “Перерезать этот волосок может лишь тот, кто его подвесил”. Один человек не может покушаться на жизнь другого — они равны перед Богом. Убийца рано или поздно будет наказан. Так случилось с Раскольниковым, героем романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Теория его была основана на неравенстве людей, избранности одних и унижении других. Он считал, что люди обыкновенные («а их большинство ) обязаны жить по общим законам, а люди необыкновенные (идеалом он считал Наполеона) рождены для того, чтобы повелевать, управлять обыкновенными людьми. Такие имеют право на все — они могут навязать свою волю, совершить преступление. Само собой, что себя Раскольников хотел видеть среди последних. Ему хотелось познать славу, власть, богатство, хотелось распоряжаться судьбами. Но он всего лишь бедный студент… И Раскольников решает, что он будет пробираться к своей цели, сметая все препятствия. И совершает убийство, чтобы… попробовать свои силы. Никогда Раскольников не станет вторым Наполеоном, “великим мира сего”. Для этого мало одного желания. Для этого нужна твердость духа, безграничная внутренняя сила, уверенность в себе, безжалостность. Вряд ли Наполеон когда-либо метался в полубезумном состоянии и вопрошал себя: “Смогу ли я? Сумею ли? Вошь я или человек?” Наполеон был сильным, твердым человеком. Раскольников же — слаб. И он осознает это и начинает презирать себя еще больше. И только Соня Мармеладова понимает, как он несчастен. “Нет, нет тебя несчастней никого теперь в целом свете”. Соня — необыкновенный человек. Чуткая, добрая, покорная, думающая всегда только о других и считающая каждого человека Божьим созданьем. Раскольников пытается оправдаться перед ней: “Я ведь только вошь убил, Соня, гадкую, зловредную …” — “Это человек-то вошь?” — поражается Соня. Но она не обвиняет Раскольникова, мне кажется, она вообще не способна никого обвинить, она жалеет его. Она ни разу не упрекнула его в убийстве — а ведь он убил единственную ее подругу Лизавету. Соня лишь жалеет его. Раскольников достоин жалости. Все его отрицательные эмоции по отношению к людям — презрение, ненависть, равнодушие — все это, словно бумеранг, возвращается к нему самому. Он уже не людей презирает и ненавидит, а самого себя. Он уже не окружающих, а себя считает полным ничтожеством. А это, по-моему, самое страшное для человека…
Соня спасает его. Она его любит, безгранично, преданно любит. “Я куда угодно за тобой пойду”, — говорит она и выполняет свое обещание. Если бы она не поехала за ним на каторгу, если бы не была так настойчива — настойчива тихо, скромно, по-своему, он не понял бы, что тоже любит ее. Раскольников сомневался: нужна ли она ему, порой не разговаривал с ней, мучил ее… Но Соня знала, что любит его, и подсознательно чувствовала, что он ее тоже любит. Она готова была всегда находиться рядом с ним: в горе и в радости, в болезни и здравии, в бедности и богатстве. И в конце концов он понял, что не может без нее жить, что они — одно целое… “Их воскресила любовь: сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”. Соня спасла Раскольникова, но он и сам шел навстречу своему спасению, он был наказан и спасен своей непотерянной человечностью, состраданием, любовью. Раскольников давал Соне свои силы, наполнял душу мужественностью. “Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа — но теперешний рассказ наш окончен”.







Разные люди живут на Земле. Злые и добрые, жестокие и мягкосердечные, непримиримые и всепрощающие. У каждого — своя мораль, свои жизненные принципы, свои законы, но эти законы чаще всего подчинены законам общества, в котором мы живем. И, в свою очередь, существуют законы общечеловеческие, те, которые мы называем “десятью заповедями”. И главная из этих заповедей, на мой взгляд, — не убий!

Жизнь человека. Это самое ценное, что дано ему Богом. Почему самоубийство в христианстве испокон веков считалось великим грехом? Потому что жизнь дарована человеку самим Богом, и покончить с собой — все равно что швырнуть Господу в лицо его драгоценный дар. А лишать жизни другого. “Жизнь твоя висит на волоске, и я могу этот волосок перерезать”, — говорит Иешуа Понтий Пилат в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова. И слышит в ответ: “Перерезать этот волосок может лишь тот, кто его подвесил”. Один человек не может покушаться на жизнь другого — они равны перед Богом. Убийца рано или поздно будет наказан. Так случилось с Раскольниковым, героем романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”.

Теория его была основана на неравенстве людей, избранности одних и унижении других. Он считал, что люди обыкновенные ("а их большинство ) обязаны жить по общим законам, а люди необыкновенные (идеалом он считал Наполеона) рождены для того, чтобы повелевать, управлять обыкновенными людьми. Такие имеют право на все — они могут навязать свою волю, совершить преступление. Само собой, что себя Раскольников хотел видеть среди последних. Ему хотелось познать славу, власть, богатство, хотелось распоряжаться судьбами. Но он всего лишь бедный студент. И Раскольников решает, что он будет пробираться к своей цели, сметая все препятствия. И совершает убийство, чтобы. попробовать свои силы.

Никогда Раскольников не станет вторым Наполеоном, “великим мира сего”. Для этого мало одного желания. Для этого нужна твердость духа, безграничная внутренняя сила, уверенность в себе, безжалостность. Вряд ли Наполеон когда-либо метался в полубезумном состоянии и вопрошал себя: “Смогу ли я? Сумею ли? Вошь я или человек?” Наполеон был сильным, твердым человеком. Раскольников же — слаб. И он осознает это и начинает презирать себя еще больше. И только Соня Мармеладова понимает, как он несчастен. “Нет, нет тебя несчастней никого теперь в целом свете”. Соня — необыкновенный человек. Чуткая, добрая, покорная, думающая всегда только о других и считающая каждого человека Божьим созданьем. Раскольников пытается оправдаться перед ней: “Я ведь только вошь убил, Соня, гадкую, зловредную . ” — “Это человек-то вошь?” — поражается Соня. Но она не обвиняет Раскольникова, мне кажется, она вообще не способна никого обвинить, она жалеет его. Она ни разу не упрекнула его в убийстве — а ведь он убил единственную ее подругу Лизавету. Соня лишь жалеет его. Раскольников достоин жалости. Все его отрицательные эмоции по отношению к людям — презрение, ненависть, равнодушие — все это, словно бумеранг, возвращается к нему самому. Он уже не людей презирает и ненавидит, а самого себя. Он уже не окружающих, а себя считает полным ничтожеством. А это, по-моему, самое страшное для человека.

Соня спасает его. Она его любит, безгранично, преданно любит. “Я куда угодно за тобой пойду”, — говорит она и выполняет свое обещание. Если бы она не поехала за ним на каторгу, если бы не была так настойчива — настойчива тихо, скромно, по-своему, он не понял бы, что тоже любит ее. Раскольников сомневался: нужна ли она ему, порой не разговаривал с ней, мучил ее. Но Соня знала, что любит его, и подсознательно чувствовала, что он ее тоже любит. Она готова была всегда находиться рядом с ним: в горе и в радости, в болезни и здравии, в бедности и богатстве. И в конце концов он понял, что не может без нее жить, что они — одно целое. “Их воскресила любовь: сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”. Соня спасла Раскольникова, но он и сам шел навстречу своему спасению, он был наказан и спасен своей непотерянной человечностью, состраданием, любовью. Раскольников давал Соне свои силы, наполнял душу мужественностью. “Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа — но теперешний рассказ наш окончен”.

Гост

ГОСТ

Гуманизм – это утверждение и защита человеческой личности как мерила всех ценностей жизни.

Антигуманная теория Раскольникова

Достоевский слишком хорошо разбирался в людских душах, поэтому он смог выполнить сложную задачу и показать преступную, мятежную душу изнутри, он сумел проникнуть в ее мысли.

Готовые работы на аналогичную тему

Этих обстоятельств оказалось вполне достаточно для того, чтобы в его душе произошел перелом. Свой новый взгляд Раскольников подкрепляет теорией собственного сочинения. Эта теория росла и с каждым днем становилась все крепче и крепче, подчинила его волю, заслонила думы. Смысл теории Раскольникова заключается в том, что все человечество можно разделить на два типа:

Гуманизм Достоевского

В этой теории и заключается начало преступления. Писатель всеми силами своей души на протяжении всей жизни боролся с взглядом о том, что цель оправдывает средства, который разделяли и проповедовали разные, часто внутренне честные люди. С мыслью о том, что крохотное преступление можно загладить тысячами добрых дел. Писатель убедительно показывает, что этот взгляд ошибочен. Он утверждает, что если средство преступно, то цель никак не может быть хорошей, благородной. Уже по той причине, что переход моральных, нравственных границ, насилие над человеком, и уж тем более убийство, испепеляет душу того, что собирается осчастливить людей. Федор Михайлович дает ясно понять, что люди, поставившие себя в исключительное, особое положение, самостоятельно наделившие себя исключительными правами, поставившими себя в особое положение, присвоившие право принимать решения и определять, что есть хорошо для масс, а что плохо – эти люди становятся противоположностями собственным взглядам.

Читайте также: