Не надо мне мол ваших костей дайте только свободу сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 288
  • КНИГИ 670 127
  • СЕРИИ 25 810
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 187

В оформлении обложки использован снимок Матрены Васильевны Захаровой у своей избы, сделанный А.И. Солженицыным осенью 1956 г.

© А.И. Солженицын, наследники, 2014

Один день Ивана Денисовича

В пять часов утра, как всегда, пробило подъём – молотком об рельс у штабного барака. Перерывистый звон слабо прошёл сквозь стёкла, намёрзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота была долго рукой махать.

Звон утих, а за окном всё так же, как и среди ночи, когда Шухов вставал к параше, была тьма и тьма, да попадало в окно три жёлтых фонаря: два – на зоне, один – внутри лагеря.

И барака что-то не шли отпирать, и не слыхать было, чтобы дневальные брали бочку парашную на палки – выносить.

Шухов никогда не просыпал подъёма, всегда вставал по нему – до развода было часа полтора времени своего, не казённого, и кто знает лагерную жизнь, всегда может подработать: шить кому-нибудь из старой подкладки чехол на рукавички; богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку, чтоб ему босиком не топтаться вкруг кучи, не выбирать; или пробежать по каптёркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь; или идти в столовую собирать миски со столов и сносить их горками в посудомойку – тоже накормят, но там охотников много, отбою нет, а главное – если в миске что осталось, не удержишься, начнёшь миски лизать. А Шухову крепко запомнились слова его первого бригадира Кузёмина – старый был лагерный волк, сидел к девятьсот сорок третьему году уже двенадцать лет, и своему пополнению, привезённому с фронта, как-то на голой просеке у костра сказал:

– Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.

Насчёт кума – это, конечно, он загнул. Те-то себя сберегают. Только береженье их – на чужой крови.

Всегда Шухов по подъёму вставал, а сегодня не встал. Ещё с вечера ему было не по себе, не то знобило, не то ломало. И ночью не угрелся. Сквозь сон чудилось – то вроде совсем заболел, то отходил маленько. Всё не хотелось, чтобы утро.

Но утро пришло своим чередом.

Да и где тут угреешься – на окне наледи намётано, и на стенах вдоль стыка с потолком по всему бараку – здоровый барак! – паутинка белая. Иней.

Шухов не вставал. Он лежал на верху вагонки, с головой накрывшись одеялом и бушлатом, а в телогрейку, в один подвёрнутый рукав, сунув обе ступни вместе. Он не видел, но по звукам всё понимал, что делалось в бараке и в их бригадном углу. Вот, тяжело ступая по коридору, дневальные понесли одну из восьмиведерных параш. Считается инвалид, лёгкая работа, а ну-ка поди вынеси, не пролья! Вот в 75-й бригаде хлопнули об пол связку валенок из сушилки. А вот – и в нашей (и наша была сегодня очередь валенки сушить). Бригадир и помбригадир обуваются молча, а вагонка их скрипит. Помбригадир сейчас в хлеборезку пойдёт, а бригадир – в штабной барак, к нарядчикам.

Там, верное дело, месяц погреться негде будет – ни конурки. И костра не разведёшь – чем топить? Вкалывай на совесть – одно спасение.

Бригадир озабочен, уладить идёт. Какую-нибудь другую бригаду, нерасторопную, заместо себя туда толкануть. Конечно, с пустыми руками не договоришься. Полкило сала старшему нарядчику понести. А то и килограмм.

Испыток не убыток, не попробовать ли в санчасти косануть, от работы на денёк освободиться? Ну прямо всё тело разнимает.

И ещё – кто из надзирателей сегодня дежурит?

Дежурит – вспомнил – Полтора Ивана, худой да долгий сержант черноокий. Первый раз глянешь – прямо страшно, а узнали его – из всех дежурняков покладистей: ни в карцер не сажает, ни к начальнику режима не таскает. Так что полежать можно, аж пока в столовую девятый барак.

Вагонка затряслась и закачалась. Вставали сразу двое: наверху – сосед Шухова баптист Алёшка, а внизу – Буйновский, капитан второго ранга бывший, кавторанг.

Старики дневальные, вынеся обе параши, забранились, кому идти за кипятком. Бранились привязчиво, как бабы. Электросварщик из 20-й бригады рявкнул:

– Эй, фитили́! – и запустил в них валенком. – Помирю!

Валенок глухо стукнулся об столб. Замолчали.

В соседней бригаде чуть буркотел помбригадир:

– Василь Фёдорыч! В продстоле передёрнули, гады: было девятисоток четыре, а стало три только. Кому ж недодать?

Он тихо это сказал, но уж конечно вся та бригада слышала и затаилась: от кого-то вечером кусочек отрежут.

А Шухов лежал и лежал на спрессовавшихся опилках своего матрасика. Хотя бы уж одна сторона брала – или забило бы в ознобе, или ломота прошла. А ни то ни сё.

Пока баптист шептал молитвы, с ветерка вернулся Буйновский и объявил никому, но как бы злорадно:

– Ну, держись, краснофлотцы! Тридцать градусов верных!

И Шухов решился – идти в санчасть.

И тут же чья-то имеющая власть рука сдёрнула с него телогрейку и одеяло. Шухов скинул бушлат с лица, приподнялся. Под ним, равняясь головой с верхней нарой вагонки, стоял худой Татарин.

Значит, дежурил не в очередь он и прокрался тихо.

– Ще-восемьсот пятьдесят четыре! – прочёл Татарин с белой латки на спине чёрного бушлата. – Трое суток кондея с выводом!

И едва только раздался его особый сдавленный голос, как во всём полутёмном бараке, где лампочка горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок спало двести человек, сразу заворочались и стали поспешно одеваться все, кто ещё не встал.

– За что, гражданин начальник? – придавая своему голосу больше жалости, чем испытывал, спросил Шухов.

С выводом на работу – это ещё полкарцера, и горячее дадут, и задумываться некогда. Полный карцер – это когда без вывода.

– По подъёму не встал? Пошли в комендатуру, – пояснил Татарин лениво, потому что и ему, и Шухову, и всем было понятно, за что кондей.

На безволосом мятом лице Татарина ничего не выражалось. Он обернулся, ища второго кого бы, но все уже, кто в полутьме, кто под лампочкой, на первом этаже вагонок и на втором, проталкивали ноги в чёрные ватные брюки с номерами на левом колене или, уже одетые, запахивались и спешили к выходу – переждать Татарина на дворе.

Если б Шухову дали карцер за что другое, где б он заслужил, – не так бы было обидно. То и обидно было, что всегда он вставал из первых. Но отпроситься у Татарина было нельзя, он знал. И, продолжая отпрашиваться просто для порядка, Шухов, как был в ватных брюках, не снятых на ночь (повыше левого колена их тоже был пришит затасканный, погрязневший лоскут, и на нём выведен чёрной, уже поблекшей краской номер Щ-854), надел телогрейку (на ней таких номера было два – на груди один и один на спине), выбрал свои валенки из кучи на полу, шапку надел (с таким же лоскутом и номером спереди) и вышел вслед за Татарином.

Вся 104-я бригада видела, как уводили Шухова, но никто слова не сказал: ни к чему, да и что скажешь? Бригадир бы мог маленько вступиться, да уж его не было. И Шухов тоже никому ни слова не сказал, Татарина не стал дразнить. Приберегут завтрак, догадаются.

В Примерной программе по русскому языку для основной школы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, указывается, что достижение метапредметных и предметных целей обучения возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой и коммуникативной компетенций, причем первые три являются базой для формирования последней. Коммуникативные универсальные учебные действия предполагают владение всеми видами речевой деятельности, адекватное восприятие устной и письменной речи; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создание текстов различного типа, стиля, жанра; соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета; осознание важности коммуникативных умений в жизни человека.

В современном мире коммуникативная компетентность – важный фактор успешности личности, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации в современном мире. Поэтому, на мой взгляд, одна из главных целей обучения – формирование коммуникативной компетенции учащихся.

В своей работе опираюсь на следующие основные характеристики коммуникативной методики:

1) подготовьтесь к обсуждению, цель которого – ответить на вопрос, поставленный в задании;

2) обдумайте свой ответ на этот вопрос, аргументируйте свою точку зрения;

3) найдите доказательства, защищающие противоположное мнение, опровергните его, показывая ошибочность взглядов собеседника.

3. Речевые ситуации. Они моделируются в ситуативных упражнениях, что является условием вовлечения школьников в процесс общения. Речевые ситуации, в которых оказываются школьники, побуждают их к высказыванию, вызы­вают потребность в общении. Риторическая задача часто включает в себя элементы ролевой игры, что подразумевает вхождение в разные социальные роли. Ситуации могут быть следующими:

3) проблемные ситуации. При создании этой ситуации учащийся не играет роль, он выражает свое мнение, соглашается или опровергает мнение собеседника, приводит доказательства своей точки зрения;

Конечно, особое место в формировании коммуникативной компетенции занимают уроки по развитию речи. Но коммуникативные учебные действия нужно развивать не только на специальных уроках, но и на всех уроках русского языка:

2) при объяснении нового материала учащиеся самостоятельно форму­лируют вопросы по содержанию теоретических сведений, что также позволяет сфор­мировать определённые коммуникативные умения: отрабатываются навыки постановки, конструирования вопросов;

3) работа в парах, в группах, в процессе которой каждый из участников общения попеременно выполняет роль говорящего и слушающего, что формирует умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

4) применение опорного конспекта при работе над любым материалом по русскому языку и литературе учит созданию речевого высказывания в сжатом виде, что вырабатывает навык сжатия текста;

Эффективность уроков русского языка в формировании коммуникативной компетенции зависит от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи и наоборот, поэтому, на мой взгляд, особое место при формировании у учащихся коммуникативной компетенции принадлежит работе с текстом.

Текст на уроках русского языка можно рассматривать и как предмет обучения, и как средство обучения. На основе текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, на их базе формируются навыки написания и интерпретации текста. Опора на текст позволяет слить воедино процессы фор­мирования языковой, лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенции.

Текст становится ключевой единицей русского языка и должен использоваться не только на уроках развития речи, но и при изучении других разделов лингвистики. Только разносторонняя, многоуровневая, систематическая работа с текстом может помочь в формировании коммуникативных универсальных учебных действий.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, работа с текстами-миниатюрами, составление планов по тексту, самодиктант, диктанты с изменением текста (свободные, творческие, выборочные, восстановленные, диктанты с продолжением), работа с деформированным текстом, интеллектуально-лингвистические упражнения, сочинения-миниатюры, сочинения творческого характера, приёмы игровых технологий (дидактические игры), приёмы инновационных педагогических технологий (синквейн, диаманта, кластер), приёмы компьютерных и интернет-технологий. В данной статье остановлюсь лишь на некоторых из них, которые я использую в своей работе.

Существуют различные виды работы над деформированным текстом:

1. Задание: на месте пропусков вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Жил-был на свете ……слон. Жил он в своей…….избушке на окраине леса. Вот как он выглядел: уши у него были…., а глаза - ….. , а хобот - …, а ноги - ….. Слон дружил с …..зайцем. У зайца была ….. шёрстка и ….. глаза, а хвостик у него был ……. Зайчик жил в …..избушке на другой стороне леса. ……слон никогда не обижал своего ….. друга. Они ходили к друг другу в гости и пили ….. чай.

2. Одним из видов работы с деформированным текстом является работа над восстановлением слов в тексте.

Задание: восстановить слова в тексте.

Как врасик соейнни лес! Вудзох жвес и наполнен оратамами вопашей лвситы. Тёлжые, габровые и ожанревые тислья хоти жрукат в вудзохе и тадаюп на зюмле. Сроко кевор из вопаших тисльев екутаут пялону и кропинти в лусе.

Данный текст я использую на уроке в 5 классе при повторении изученного в начальной школе.

3. Следующий вид работы с деформированным текстом формирует и совершенствует следующие коммуникативные умения: анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства. По заданию исходный текст разделяется на предложения или абзацы. Ученики должны восстановить текст, собрав его из разрозненных частей в правильной последовательности. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя слова или предложения, связывающие части текста. Для работы можно использовать небольшие тексты.

Задание: расположи части в нужной последовательности так, чтобы в результате получился рассказ А.И.Солженицына (предлагаемый текст разделен на абзацы и части расположены в правильной последовательности).

Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил, с детства.
Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный. Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу.
Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу!
Не надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу.

Продолжением и логическим завершением работы с текстом на уроке является сочинение. Одним из самых, на мой взгляд, эффективных форм работы на уроке становится сочинение-миниатюра. Это самостоятельно созданный учащимися текст малой формы (приблизительно полстраницы) за короткий промежуток времени (7–15 минут), в котором обычно выражены впечатления учащихся, быстрый отклик на что-либо. Для работы над таким сочинением использую высказывания на лингвистическую тему, письменное объяснение смысла пословицы, сочинения по данному началу или литературному отрывку. Работать над сочинением-миниатюрой можно с 5-го класса. На первом этапе работы дети знакомятся с миниатюрами М.М.Пришвина, В.А.Солоухина, И.С.Тургенева, А.И.Солженицына как образцовыми миниатюрами. На мой взгляд, сочинение-миниатюра – это такой вид деятельности, который таит в себе неограниченные возможности для развития речи.

В системе письменных работ сочинения творческого характера занимают особое место. Сюда можно отнести сочинения по личным впечатлениям учащихся, сочинения ассоциативного характера.

1. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений. Личные впечатления могут быть разными:

Очень важно, чтобы при написании творческих сочинений уделялось внимание внутреннему миру каждого ребенка. В классе должна быть такая обстановка, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка воспринимается только положительно.

Вот один из примеров сочинения ученика:

Утро – особое время суток, грань между днём и ночью. Когда встаёт солнце, все цветы поворачивают к солнышку свои лепесточки и головки, открываются после ночной прохлады. Иногда утром над землёй стоит туман, который вскоре рассеивается, оставляя после себя на лепестках растений капельки росы, которые переливаются на солнце всеми цветами радуги. И тогда тебя будит лучик солнца, пробившийся через занавески, ты просыпаешься с чувством необъятного счастья, открываешь окно, и свет врывается в комнату, желая тебе доброго утра. И так происходит с каждым человеком на земле. Все улыбаются и желают друг другу хорошего дня.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка способствует разностороннему развитию личности ученика, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления.

Список литературы по теме статьи

1. Беднарская Л.Д.Современные технологии развития речи. Спецкурс: учеб. пособие/Л.Д.Беднарская. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. – 192 с.

2. Бройде. М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.

3. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/ авт.-сост. К.Е.Виноградова (и др.), - Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 238 с.: ил.

4. Ладыженская Н. В. Обучение успешному общению: Речевые жанры : кн. для учителя / Н.В.Ладыженская; под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Ювента; Баласс, 2005. –176 с.

5. Развитие речи. 5-9 класс: инновационная технология обучения/ авт.-сост. О.А.Дюжева.- Волгоград: Учитель, 2013. -167 с.

6. Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи с применением информационных технологий. 5-7 классы. Методологическое пособие с электронным приложением/ Авт.-сост. Н.Ф.Ромашина. – 2-е изд.стеоретип. – М.: Планета, 2013. – 160 с. – (Современная школа).

8. Русский язык. 9-11 классы: формирование коммуникативной компетенции старшеклассников: (разработки уроков, ситуативные упражнения) / авт.сост. И.Б.Чевтаева, В.П.Шампур, В.Н Платошкина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2016. – 207 с.

9. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы: нестандартные задания, рекомендации, уроки/ авт.-сост. Н.М.Сулицкая (и др.). – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. – 190 с.


Предлагаемое Собрание сочинений А. И. Солженицына в 30-ти томах – второе Собрание, которое готовится к печати при участии автора.

Тома будут расположены в следующем порядке:

1 Рассказы и Крохотки

2 В круге первом

3 Раковый корпус

4 Архипелаг ГУЛАГ, части I–II

5 Архипелаг ГУЛАГ, части III–IV

6 Архипелаг ГУЛАГ, части V–VII

7 Красное Колесо. Узел I. Август Четырнадцатого, кн. 1

8 Красное Колесо. Узел I. Август Четырнадцатого, кн. 2

9 Красное Колесо. Узел II. Октябрь Шестнадцатого, кн. 1

10 Красное Колесо. Узел II. Октябрь Шестнадцатого, кн. 2

11 Красное Колесо. Узел III. Март Семнадцатого, кн. 1

12 Красное Колесо. Узел III. Март Семнадцатого, кн. 2

13 Красное Колесо. Узел III. Март Семнадцатого, кн. 3

14 Красное Колесо. Узел III. Март Семнадцатого, кн. 4

15 Красное Колесо. Узел IV. Апрель Семнадцатого, кн. 1

16 Красное Колесо. Узел IV. Апрель Семнадцатого, кн. 2

18 Раннее (в тюрьмах, лагерях, ссылке)

19 Пьесы и киносценарии

20 Литературная коллекция, том 1

21 Литературная коллекция, том 2

22 Публицистика, том 1

23 Публицистика, том 2

24 Публицистика, том 3

25 Публицистика, том 4

26 Двести лет вместе, часть I

27 Двести лет вместе, часть II

28 Бодался телёнок с дубом

29 Угодило зёрнышко промеж двух жерновов

30 Иное время – иное бремя

Публикация писем, вариантов, набросков, а также реальный комментарий ко всему корпусу работ А. И. Солженицына – дело будущего, не берёмся предсказать, сколь отдалённого.

Начинаемое сейчас Собрание впервые включит всё написанное мной – во взрослой жизни, после юности. А продолжится печатание уже после моей смерти.

Однако вермонтское Собрание было вынужденно неполным, да с тех пор и нового немало написано, – и теперь, в России, возраст мой диктует не откладывать возможно полного издания.

Рассказы и крохотки

Один день Ивана Денисовича

В пять часов утра, как всегда, пробило подъём – молотком об рельс у штабного барака. Перерывистый звон слабо прошёл сквозь стёкла, намёрзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота была долго рукой махать.

Звон утих, а за окном всё так же, как и среди ночи, когда Шухов вставал к параше, была тьма и тьма, да попадало в окно три жёлтых фонаря: два – на зоне, один – внутри лагеря.

И барака что-то не шли отпирать, и не слыхать было, чтобы дневальные брали бочку парашную на палки – выносить.

Шухов никогда не просыпал подъёма, всегда вставал по нему – до развода было часа полтора времени своего, не казённого, и кто знает лагерную жизнь, всегда может подработать: шить кому-нибудь из старой подкладки чехол на рукавички; богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку, чтоб ему босиком



"Александр Солженицын. Дыхание Свободы".(Вермонт. Фото Гарри Бенсона)

В 1971 году, пятом номере Литературки, было опубликовано Открыток Письмо
известного американского певца Дина Рида к Александру Солженицыну.


Цитирую кусочек из этого "письма":
"Нет, г-н Солженицын, ваше определение свободы слова
как первого условия здоровья неверно
.Первое условие заключается в том, чтобы сделать страну
достаточно здоровой морально, умственно, духовно и физически,
с тем чтобы ее граждане умели читать, писать, трудиться и жить вместе в мире"

Тут надобно заметить, что Открытое Письмо это была такая форма
Политического ДОНОСА в те, уже почти былинные, времена.

Дин же Рид, по словам Радзишевского, совсем не владел русским языком,
и просто, подписал письмо.Но текст, понятно, ему перевели.
Рид был леваком, так что, ничего, противоречащего своим убеждениям, там не обнаружил.
(С моральной точки зрения, конечно, так себе поступок, кто бы спорил)

И ЕЩЕ :
Дин Рид , ведь, протестовал не столько против Солженицына,
в чем его обвиняют Борцы с Режимом Кремля,
сколько против определенных ЛИБЕРАЛЬНЫХ идей,
на которых Александр Исаевич зациклился в то время.
Ну таких, например, что Свобода - есть наивысшая ценность Бытия,
а Свобода Слова – вообще главная и непререкаемая
ценность для обеспечения здоровья нации.

Вот, рассказ Солженицына "Шарик".
Цитирую полностью :


"Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи,
– кутёнком его посадил, с детства.
Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие,
а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору.
Снег во дворе пушистый, обильный,
Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние,
из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу.

Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал
– и прочь опять, брюхом по снегу!
Не надо мне, мол, ваших костей, – дайте только свободу. "

P.S. Вот, у кого есть собака, тот в курсе,
что умная собака никогда не станет есть горячую пищу.
Вредно для зубов, а собака зубы бережет.
А трубчатые куриные кости для собаки, вообще, почти приговор.
т.к. осколки этих костей имеют очень острые края
и легко могут повредить желудок.
Солженицынский Шарик - просто умная собака и никакая жажда Свободы тут ни причем.

Впрочем,не только Солженицын, но и все жители СССР, насколько мне помнится,
эти-самые свободы тоже представляли себе весьма абстрактно.
От РЕАЛЬНЫХ же Демократических Свобод
все российские человеки до сих пор в некотором когнетивном тупике.

И что особенно интересно?
А интересно тут то, что КГБ-то, в итоге, ОКАЗАЛСЯ ПРАВ.
Очень, надо признаться, обидный научный вывод, на самом деле.

Читайте также: