Назначение экологического права сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с понятием, разработанным в теории права, принципы – это исходные начала исторически определенных правовых систем, выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Право всегда строится и функционирует благодаря определенным принципам, которые выражают его сущность.

Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах, свойственных данной отрасли (отраслевых).

К общим принципам относятся принцип демократизма, принцип гласности, благодаря которым населению предоставляется возможность участвовать в решении вопросов, касающихся экологии, узнавать о состоянии окружающей среды из СМИ. Также к общим принципам следует отнести принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия и равенства перед законом, законности и некоторые другие.

1. Принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;

2. Принцип обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;

Эти два принципа связаны между собой и занимают центральное место в системе экологических прав. Данные принципы также регламентированы в ст. 42 Конституции РФ. Закрепление данных принципов не означает абсолютного запрета на осуществление негативного воздействия на окружающую среду, так как полностью исключить такое воздействие невозможно. В законодательстве регламентированы границы допустимого воздействия на окружающую среду с учетом характера и степени вредного воздействия на жизнь и здоровье человека и состояние окружающей среды.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Отсюда можно сделать вывод, что принцип соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду является основным и прироритетным принципом экологического права. Государство обеспечивает реализацию данного принципа путем жесткого регулирования и контроля природопользования, разработки научно обоснованных и предельно допустимых показателей изменения состояния окружающей среды, слежения за соблюдением субъектами экологического права законодательства об охране окружающей среды.

3. Принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и сoциальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

Данный принцип имеет место в концепции устойчивого развития, рассматриваемой как в международных, так и в российских нормативно-правовых актах. Государство обеспечивает реализацию данного принципа путем поиска баланса между правом человека на благоприятную окружающую среду и правом на природопользование , поскольку любое природопользование, так или иначе, затрагивает состояние окружающей среды.

Критериями определения, исходя из данного принципа, могут служить научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых, а так же, главным образом, положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

4. Принцип охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

Важность данного принципа заключается в том, что природным ресурсам свойственна их ограниченность в пространстве и не возможности их восстановления при ненадлежащем и нерациональном использовании.

Охрана природных ресурсов – деятельность органов власти и общества, которая направлена на восстановление и сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, а также на предотвращение отрицательного воздействия любого вида деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Под воспроизводством природных ресурсов понимается совокупность мероприятий, которые направлены на восполнение и увеличение возобновляемых природных ресурсов, и усиление полезных свойств природных ресурсов.

Рациональное использование природных ресурсов – это экономически эффективное, комплексное использование природных ресурсов в соответствии с нормами законодательства.

5. Принцип ответственность органов гос. власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность. За нарушение данной обязанности виновные лица должны быть привлечены к юридической ответственности.

6. Принцип платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

Законодательство РФ устанавливает определенные формы платности для каждого вида природных ресурсов с целью обеспечения эффективного использования природных ресурсов.

7. Принцип независимости государственного экологического надзора

Данные принцип реализуется посредством осуществления контроля в области охраны окружающей среды с целью обеспечения надлежащего исполнения требований природопользования, установленных в законодательстве РФ, проверки исполнения мероприятий органами власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также физическими и юридическими лицами.

Независимость государственного экологического надзора заключается в том, что никто не вправе вмешиваться в работу инспекторов, а любое давление на них должно признаваться незаконным.

8. Принцип презумпции экологической опасности планируемой хоз. и иной деятельности;

9. Принцип обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

10. Принцип обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хоз-нную и иную деятельность, которая может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и т.д.;

Данные принципы необходимо рассматривать вместе, так как они связаны между собой.

Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности подразумевает под собой то, что любая планируемая деятельность является потенциально опасной. Обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов.

11. Принцип сохранения биологического многообразия;

12. Принцип соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;

Информирование граждан о состоянии окружающей среды должно осуществляться путем публикации в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти, в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также посредством проведения общественных обсуждений (слушаний, опросов, референдумов и т.д.).

13. Принцип участия граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;

Данный принцип является проявлением демократии. Осуществление принципа заключается в предоставлении возможности каждому участвовать в решении вопросов государственного управления.

В качестве примера формы участия граждан в принятии важных решений можно привести проводившийся под эгидой Гринпис сбор подписей, необходимых для проведения референдума по вопросу о недопустимости ввоза в страну ядерных отходов и воссоздании Государственного комитета РФ по охране окружающей среды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С вступлением человечества в XXI век – век прогресса и инновационных технологий – и превращением науки в непосредственную производительную силу общества на международной арене все чаще стал подниматься вопрос о современной экологии. Многочисленные факторы современной рыночной системы требуют большого количества природных ресурсов и их постоянной переработки, что, в свою очередь, влечет за собой определенные последствия. Несомненно, производство являет собой важнейшую экономическую категорию, оно создает все условия для удовлетворения постоянно растущих потребностей человека. Но какой ценой? Производственные отходы всех отраслей промышленности приводят к загрязнению природы: тепловому, которое приводит к изменению климата; радиационному, которое заражает окружающую среду радиоактивными элементами; биологическому, которое распространяет болезнетворные бактерии; химическому, световому и т.д. Все вышеперечисленное катастрофически влияет на жизнь человека. А ведь право граждан на чистый воздух, чистую воду и употребление чистых продуктов питания носят фундаментальный характер. Именно о проблеме соблюдения экологических прав человека я и хочу поговорить.

Во-первых, стремиться защищать природу от любых негативных воздействий.

Во-вторых, стараться не загрязнять атмо- и гидро- сферы Земли.

В-третьих, не истреблять флору и фауну.

В-четвертых, воспитывать новые поколения таким образом, чтобы бережное отношение к природе было заложено в ребенке с самого детства.

В-пятых, препятствовать кому-либо в нанесении умышленного экологического урона окружающей среде и воздушному бассейну.

И, наконец, охранять природу не от человечества, а ДЛЯ него.

Итак, подводя итоги, хочу отметить самое важное право человека – право на жизнь 2 . А на жизнь в каких условиях – решать нам, ведь достичь гармонии с природой человек сможет, следуя не только правовым законам, но и законам здравого смысла. А здравый смысл заключается в том, что защита природы, в первую очередь, не обязанность, а внутренняя необходимость каждого из нас.

Одна из приобретающих все большее значение проблем современности - это проблема качества окружающей природной среды и организации рационального природопользования. Это обусловлено увеличением промышленного потенциала и транспорта, усилением потребления и видимым истощением минеральных ресурсов, ростом антропогенного воздействия человека на природу и связанным с этим загрязнением деградацией естественной среды обитания человека.

С помощью права и иными способами человечество пытается предотвратить экологический кризис и глобальную катастрофу; взаимоотношения правовых норм и государственных усилий в этой важнейшей сфере общественных отношений настолько актуальны и специфичны, что заслуживают отдельного рассмотрения. Можно констатировать, что нет такого института и предмета, рассматриваемого общей теорией права, который не был бы тесно связан с экологией и не проецировался бы на нее, как и она в свою очередь воздействует на экологизацию отраслей и большинства институтов права.

Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, порчи, уничтожения являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, особо охраняемые природные территории и объекты.

Связанные с вышеуказанными природными объектами общественные отношения подлежат правовому регулированию.

Последние десятилетия наряду с понятиями окружающей, природной, естественной среды завоевывает понятие "экология": в Конституции России - экологическое благополучие (ст. 41), экологическое правонарушение (ст. 42), экологическое развитие Российской Федерации (ст. 71), экология (ст. 114); в образовании - экологическое право как учебная дисциплина в юридических вузах и как специальность научных исследований для присуждения ученых степеней.

Формирование и эффективность права давно привлекают исследователей ввиду специфичности этого уникального феномена, различных подходов к его пониманию. Актуален вопрос о действенности юридических регуляторов применительно к экологическому праву, оно молодо и нередко оказывается неэффективным. Для того чтобы уяснить соотношение экологии и права, целесообразно определиться с задачами, системой, возможностями, пробелами, противоречиями, путями систематизации и совершенствования экологического права и законодательства в XXI в.

Основной задачей экологического права является регулирование экологических общественных отношений, т.е. управление ими при помощи принятия письменного акта, имеющего категорический, обязательный, всеобщий характер, создание правоотношений, возложения обязанностей на одних и предоставления прав другим. Исполнение правовых требований обеспечивается правосознанием, правовой культурой граждан, механизмом реализации правовых норм, в том числе контрольно-надзорной деятельностью государственных органов, стимулированием надлежащего поведения (что достаточно редко) либо наложением санкций на правонарушителей (к чему общество более привыкло) .

Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С.Н. Братуся и И.С. Самощенко. М., 1962; Колбасов О.С. Экология: политика - право. М., 1976; Шестерюк А.С. Вопросы кодификации законодательства об охране окружающей среды.

Повторение этой правовой аксиомы нужно для того, чтобы обосновать нежелательность в экологическом праве присущих ему в настоящее время большого количества деклараций, пропагандистских заявлений, одобрений или поддержек научных концепций, констатаций фактов и классификаций - если за ними не следуют правовых, экономических либо иных конкретных, имеющих общественное звучание последствий и не реализуются вышеназванные регулятивные, управленческие цели, стоящие перед правотворчеством.

Для экологического права эти теоретические постулаты являются особенно актуальными, поскольку оно в силу новизны природоохранных проблем, различных объективных, а чаще - субъективных причин оказалось особенно расплывчатым, "неправовым" из-за размытости, нечеткости и слабости предписаний, забегания по ряду экономических позиций и случаев вперед, оценки и принятия желаемого, приближаемого - в качестве сущего, действительного, непонимания соотношения права и морали, экономики и экологии (имеющих один фонетический корень), непроработанности правообеспечительного, правоохранительного механизма.

В законодательстве Российской Федерации с точки зрения экологии видны три части. Собственно природоохранная часть, подотрасль регулирует отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду. Ее источниками являются Федеральные законы об охране окружающей среды (2002 г.), об экологической экспертизе, об особо охраняемых природных территориях, о радиационной безопасности населения (1995 г.), об отходах производства и потребления (1998 г.), иные природоохранные законы.

Природоресурсная часть законодательства регулирует отношения, возникающие в области охраны и рационального использования, сохранения и восстановления природных ресурсов и опирается на такие источники, как Земельный (2001 г.), Водный (1995 г.), Лесной (1997 г.) кодексы РФ, Федеральные законы об охране атмосферного воздуха (1999 г.), о недрах (2000 г.), о животном мире (1995 г.) и другие природоресурсные законы.

К этим двум частям примыкают также экологизированные нормы других отраслей права - главы об экологических преступлениях Уголовного кодекса РФ, о правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и природопользования Кодекса РФ об административных правонарушениях и т.п. Экологизация других отраслей права расширяет поле влияния, повышает возможности экологического права как эффективного регулятора общественных, прежде всего экономических, отношений.

Инвентаризация звеньев и анализ системы экологического права и законодательства позволяют формировать мнение о состоянии нормативно-правовой базы охраны окружающей среды и природопользования, создавать полное и комплексное представление о масштабности, ходе и степени выполнения природоохранных задач, видеть в ней недостающие звенья, избавляться от проектов нормативных правовых актов, не концентрирующих возможности, а размывающих и подрывающих роль экологического права.

Принятые в 1999 г. Федеральные законы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране озера Байкал продолжают природоохранное и почти завершают формирование природоресурсного права и законодательства, позволяя говорить об относительной комплексности, развитости и целостности экологического права и законодательства Российской Федерации.

Экологическое право и законодательство, как и другие отрасли российского права и законодательства, должны развиваться с учетом дальнейшего познания их закономерностей и социальной практики, устранять пробелы и противоречия в правовом регулировании взаимодействия общества и природы, решать новые, крупные, быстро возникающие в обществе экологические проблемы.

Остались, например, без федеральной правовой защиты в настоящее время зеленые насаждения в городских поселениях, выведенные из Лесного кодекса РФ. В крупнейших российских мегаполисах Санкт-Петербурге и Москве приняты законы о защите зеленых насаждений, в которых с учетом городских условий отражены общие правила поведения физических и юридических лиц, характерные и признанные законодательными органами этих субъектов Федерации необходимыми для граждан этих городов.

Неурегулированной сферой экологии остаются ряд нерешенных вопросов, включая экологическое бедствие и чрезвычайную экологическую ситуацию, предусмотренных в федеральных законах, но недостаточно конкретизированных в действующем законодательстве об охране окружающей среды, иных отраслях российского законодательства, в подзаконных актах.

Шестилетний период действия предыдущего аналогичного акта и применение в настоящее время указанного акта не оправдывают надежд на то, что обязательная предварительная оценка экологической составляющей любого проекта, могущего оказать негативное воздействие на окружающую среду, переломит экологическую ситуацию и окажет свое решающее влияние на состояние общественных отношений в области охраны окружающей среды и на формирование экологического правопорядка.

Эффективность правотворчества и правового регулирования экологических отношений не увеличивается от повторения предыдущих природоохранных предписаний, простого воспроизведения их в новых нормативных правовых актах, что встречается в экологии достаточно часто в практике Федерального Собрания и законодательных органов субъектов Федерации.

Принимаемые федеральные законы в области охраны окружающей среды и природопользования должны создаваться на базе апробированных и современных правил законодательной техники, технических нормативов и правил, продумываться с позиций законов природы и законов человеческого бытия, готовиться и обсуждаться фундаментально и рассчитываться на годы, а порой и десятилетия. Тогда они окажут свое стабильное и эффективное воздействие на общественные отношения в качестве их регулятора, не ограничиваясь функцией символов времени и политических симпатий и антипатий.

В систему законодательства в РФ постепенно входит законодательство субъектов РФ, которое заметно развивается в области природопользования и охраны окружающей среды. Им устраняются пробелы федерального законодательства, регулируются нерешенные вопросы, детализируется применительно к местным экономическим условиям порядок применения экологических предписаний. Для обеспечения правомерного поведения возрастает значение обычая, сформировавшегося при землепользовании, лесопользовании, водопользовании, на охоте и в рыболовстве.

Серьезными задачами систематизации экологического законодательства являются, с одной стороны, сближение его с европейскими стандартами, а с другой - включение в него реальных, прежде всего экономических, гарантий реализации предусмотренных Конституцией экологических прав граждан, усиление судебного и прокурорского надзора, наделение экологическими полномочиями общественных объединений, муниципальных образований, органов местного самоуправления, ассоциаций предпринимателей, граждан, иных участников формирования открытого гражданского общества и членов его политической организации.

Констатируемое социологами снижение в течение последнего десятилетия общественной природоохранной активности, пессимизм и скептицизм граждан в области охраны окружающей среды из-за неэффективности усилий (своих и государства) являются отчасти временными, а отчасти кажущимися и нуждаются в преодолении, в том числе и с помощью права.

Данная работа представляет собой научную статью, выполненную студенткой 2 курса специальности "Правоведение" в рамках студенческой научно-практической конференции на тему "Особенности экологического права в Российской Федерации"

ВложениеРазмер
ekologicheskoe_pravo.docx 20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности экологического права в Российской Федерации

Экологическое право – это особое комплексное образование , представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
В сегодняшней юридической науке существует два основных (с некоторыми вариациями) подхода к тому, какие общественные отношения в области взаимодействия общества и природы следует включать в предмет экологического права. Первый из них заключается в том, чтобы рассматривать в качестве предмета эколого-правового регулирования только общественные отношения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Второй - в том, чтобы помимо упомянутого включать в предмет экологического права общественные отношения в области использования природных ресурсов.

Принципы экологического права

Экологическое право и формируемое на его основе экологическое законодательство основывается на ряде принципов:

- Право на благоприятную окружающую среду (в России — одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ);

- Предотвращение вреда окружающей среде;

- Охрана жизни и здоровья человека;

- Демократизация экологического права;

- Обеспечение рационального использования природных ресурсов;

- Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие;

- Сохранение и защита экологического равновесия;

- Свободный доступ к экологической информации (в России — одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ);

- Принцип платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде);

- Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду;

- Плата за негативное воздействие на окружающую среду;

- Эко системный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию;

- Ответственность за нарушение требований экологического законодательства.

Система экологического права России

В системе экологического права России принято выделять: общую, особенную и специальную части. Общая часть - это положения, обслуживающие институты особенной части. Особенная часть - институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны). Специальная часть — экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

Общая часть содержит, в том числе, такие институты как:

  • право собственности на природные объекты;
  • право природопользования;
  • государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;
  • эколого-правовая ответственность.

Особенная часть включает:

  • Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром;
  • Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ;
  • Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим использования и охраны объектов с/х, эколого-правовой режим населённых пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовому анализу отечественного и зарубежного экологического права.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права:

Комплексный характер отрасли экологического права определен тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное.

Экологическое право как наука

Под экологическим правом понимается не только отрасль права, но также наука и учебная дисциплина. Экологическое законодательство, практика его применения, проблемы, достижения, недостатки и пути развития являются предметом научного исследования ученых-юристов и изучения в высших учебных заведениях.

Наука экологического права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области экологического права, и является составной частью системы юридических наук.

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов науки экологического права выделяются:

- окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа);

- отдельные природные объекты или ресурсы;

- человек как органический элемент природы.

Окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа) является интегрированным объектом, а другие - дифференцированными объектами.

Предметом науки экологического права являются:

- отрасль экологического права. Наукой изучаются нормы и институты экологического права, анализируется роль данных правовых норм и институтов в регулировании соответствующих общественных отношений. Наукой исследуются источники отрасли, ее система, особенности эколого-правовых отношений, виды норм и способы их реализации, специфический характер предмета отрасли, место отрасли экологического права в правовой системе РФ;

- эколого-правовые отношения. Исследование права невозможно без изучения, обобщения практики его применения. Их изучение позволяет выявить проблемы реализации изучаемых правовых норм, выработать предложения по повышению эффективности их применения.

Сделанные на основе обобщения практического опыта выводы и теоретические концепции составляют содержание науки экологического права. На основе изучения практики норм экологического права разрабатываются предложения по совершенствованию норм и применения действующего законодательства.

Читайте также: