Наставление отцов в русской литературе сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Провести опрос школьников, нацеленный на выявление восприятия ими наставлений из литературных произведений и наставлений собственных родителей.

Цель работы:

• Выявить роль родительского наставления в судьбах литературных героев, а также восприятие современными школьниками родительских наказов из литературных произведений и наставлений собственных родителей.

Актуальность темы В наше время молодые люди, вступающие в самостоятельную жизнь, зачастую уверены в том, что они сами способны разобраться, что хорошо, что плохо, что можно, что нельзя, как им поступить в той или иной ситуации. К сожалению, без определенных ориентиров такая уверенность может привести к драматическим последствиям.

В наше время поменялись жизненные ориентиры. Порой подростки не воспринимают поучительный смысл художественных произведений, а ведь родительские наставления в литературных произведениях часто содержат важные нравственные принципы, которым могла бы следовать и современная молодёжь.

2.Родительские наставления в литературных памятниках древности и античности.

3.Родительские наставления в древнерусской литературе и фольклоре.

4.Родительские наставления в литературе эпохи Просвещения.

5.Родительские наставления в реалистической литературе XIX в.

6.Восприятие школьниками родительских наставлений в литературе и в жизни. Опрос учащихся.

Родительские наставления в литературных памятниках древности и античности.

Д.Н.Ушакова даётся следующее определение:

НАСТАВЛЕНИЕ, наставления, ср.

1. только ед. Действие по гл. наставить-наставлять.

2. Назидательное, нравоучительное указание. Делать наставление.

Родительские наставления в литературных памятниках древности и античности.

Кун-цзы определил типы отношений, которые, как он считал, составляют основу общества. Для здорового общества необходим правильный порядок этих отношений; каждому приличествуют свои нормы общения и поведения. Когда людизнают, как вести себя в определенной ситуации, они чувствуют себя раскованно и свободно, где бы они ни находились.

Родительские наставления в литературных памятниках древности и античности.

Родительские наставления в литературных памятниках древности и античности.

Сын афинянина Стрепсиада - молодой щёголь, он тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Но отца дошло, что завелись в Афинах новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду — неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов?

Стрепсиад Послушайся, мой мальчик!

Фидиппид В чем послушаться?

Стрепсиад Переменись, привычки позабудь свои И поучись, сходи, куда скажу тебе!

В русском фольклоре множество пословиц об отношениях детей и родителей. Пословицы утверждают необходимость уважительного отношения детей к родителям, беспрекословного послушания.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Родительское слово мимо не молвится.

Послушному сыну отцов приказ не ломит спину.

Кто доводит родителей до слёз, и сам счастья не увидит.

Родительские наставления в древнерусской литературе и фольклоре.

Родители должны заботиться о детях, а, те в свою очередь, слушаться родителей, а когда мать и отец состарятся, а дети сами станут родителями, – проявлять заботу о стариках. Таков закон жизни - дети и родители должны заботиться друг о друге.

Жалей отца с матерью, других не найдёшь.

Родную мать никем не заменишь.

Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрёшься.

Дурной рыбак - дурные сети, дурная мать

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Родительские наставления в древнерусской литературе и фольклоре.

— литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом, в котором он выразил представление об идеальной норме взаимоотношений в феодальной иерархии и в частной семейной жизни.

Родительские наставления в древнерусской литературе и фольклоре.

Родительские наставления в древнерусской литературе и фольклоре.

Наказания в Домострое существуют лишь как крайняя мера, а родительская любовь проявляется, прежде всего, в заботе о нравственном воспитании, приучении к труду, материальном обеспечении.

Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежал церковному отлучению.

Родительские наставления в литературе эпохи Просвещения.

была написана в конце 18 века. Главные тема - воспитание детей, осознание своего долга перед родиной, состояние государственной власти - это наиболее актуальные проблемы на сегодня.

Действие развивается вокруг Софьи, сироты, которая внезапно оказывается наследницей немалого капитала.

Родительские наставления в литературе эпохи Просвещения.

Усваивая урок, Софья делает вывод, что надо ясно и твердо показать злому человеку низость его души.

Высказывания Стародума Многие высказывания Стародума стали афоризмами и не потеряли своей актуальности и по сей день;

Невежественная мать всё-таки вынуждена нанимать сыну учителей, чтобы те обучали его наукам, но делала она это не из любви к просветительству, а только из-за указа Петра о том, что все дворянские дети должны знать слово божье, грамматику и арифметику. Но Митрофан не хотел выучить даже самое простое. Лучше всего госпожа Простакова относилась к Вральману, который не утруждал Митрофанушку учёбой.

По мнению того же мудрого Стародума, честность и благонравие в семье - прекрасные примеры для детей. Видя пример родителей, дети будут следовать ему: сын поддержит мать, а не отвернется от нее, как делает это в конце пьесы Митрофан.

Родительские наставления в литературе эпохи Просвещения.

Робинзон Крузо – герой романа Д.Дефо в своё время не прислушался к наставлениям отца, и на его долю выпали тяжелейшие испытания.

«С самого раннего детства я больше всего на свете любил море. Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее плавание. По целым часам я простаивал на морском берегу и не отрывая глаз рассматривал корабли, проходившие мимо. Моим родителям это очень не нравилось. Отец, старый, больной человек, хотел, чтобы я сделался важным чиновником, служил в королевском суде и получал большое жалованье. Но я мечтал о морских путешествиях. Мне казалось величайшим счастьем скитаться по морям и океанам. Отец догадывался, что у меня на уме. Однажды он позвал меня к себе и сердито сказал: «И вот, не спросившись ни у отца, ни у

- Я знаю: ты хочешь бежать из родного дома. матери, - в недобрый час! - 1 сентября 1651 Это безумно. Ты должен остаться. Если ты года я на девятнадцатом году жизни сел на останешься, я буду тебе добрым отцом, но горе корабль, отправлявшийся в Лондон.

тебе, если ты убежишь! - Тут голос у него Это был дурной поступок: я бессовестно задрожал, и он тихо прибавил:

«Но увы! - прошло несколько дней, и от моих добрых намерений ничего не осталось. Меня опять потянуло к морским берегам. Мне стали сниться мачты, волны, паруса, чайки, неизвестные страны, огни маяков.

Родительские наставления в реалистической литературе XIX в.

Анализ текстов художественной литературы XIX века показывает, что родительский наказ многие писатели ставят в центр произведения. Авторы настойчиво обращаются к изображению семейных отношений, ведь постичь глубину и многообразие личности, понять мотивы поведения, можно только, узнав суть его отношений в семье. Отношения в семье между родителями и детьми в значительной мере определяют главные ценности в жизни человека. В семье закладывается фундамент личности ребёнка, в семье он получает первые уроки нравственности, включается в сложную систему взаимодействий с окружающими людьми.

Родительские наставления в реалистической литературе XIX в.

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведётся жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Родительские наставления в реалистической литературе XIX в.

Главной своей заслугой он считает то, что для своей дочери он является образцом добродетели:

Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца.

Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;

Однако бодр и свеж, и дожил до седин, Свободен, вдов, себе я господин.

Монашеским известен поведеньем.

Фамусов по-своему заботится о дочери, о её будущем. Но в его понимание счастье – это положение в обществе, деньги. Он стремится удачно выдать Софью замуж.

Родительские наставления в реалистической литературе XIX в.

Отец Гринёва, властный до самодурства, но чуждый искательства перед высшими чинами, хотел видеть в своём сыне настоящего дворянина, как он это понимал.

Совершая первые самостоятельные шаги, Гринёв не следует родительским наставлениям: рискует своим имуществом, здоровьем. Но впоследствии Пётр Гринёв стремится выполнить заветы отца. Во время обороны крепости он ведёт себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. На предложение Пугачева поступить к нему на службу Гринёв после минутного колебания отвечает решительным отказом.

Родительские наставления в реалистической литературе XIX в.

Родительский наказ становится смысловым центром и для понимания системы отношений в семье Мироновых. Прежде всего, они воспитывают своим укладом жизни и личным примером. Под пулями, перед лицом смертельной опасности Василиса Егоровна и Иван Кузьмич предают не только себя воле Божией, но и своего ребенка, что всегда гораздо труднее исполнить. «Ну, Маша, будь счастлива.

Восприятие школьниками родительских наставлений в литературе и в жизни. Опрос учащихся.

9% 44% 47% Заключение.

Анализ произведений мировой и русской литературы показал, что родительские наставления играли решающую роль в формировании характера персонажей, определяли его судьбу. Авторы поднимают проблему воспитания, дают примеры того, как наставления родителей формируют личность человека.

В современном мире дети отделяются от родителей по достижению совершеннолетия. Это приводит к постепенному разрыву тесных семейных связей между ними. Семья как важнейший элемент социальной структуры общества в наше время испытывает духовный кризис. Молодые люди иногда перестают заботиться о своих родителях и не проявляют почтительности и любви к ним.

Но проведенный среди современных школьников опрос показал, что родительские наставления не теряют своей актуальности и в XXI веке для большой части подростков. Молодые люди нашего времени следуют своим путем, но в то же время стараясь прислушиваться к родителям.

Список использованной литературы

1. Библия. //Издатель: Российское Библейское Общество, 2007.

3. Грибоедов. Горе от ума. – М.: Астрель, 2008.

4. Гоголь Н.В. Мертвые души. - М: Художественная литература, 1972.

6. Даниэль Дефо. Робинзон Крузо. – М.: Азбука-классика, 2010.

7. Домострой. - СПб.: Наука, 1994.

10. Непомнящий, В. Пушкин. Русская картина мира. - М.: 1999.

12. Пушкин А.С. Капитанская дочка. – М.: Астрель, 2007.

13. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М.: Высшая школа, 1982.

15. Словарь литературных персонажей: Русская литература. XVIII – середина XIX вв. - М.:

Московский лицей, 1997

16. Соболевский С. И. Аристофан и его время: (К 2400-летию со дня рождения Аристофана). М.: Издательство АН, 1957.

17. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. – М.: АСТ, 2006.

18. Фонвизин Д.И. Недоросль. – М.: Астрель, 2007.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Для декабрьских сочинений рассмотрим влияние матери и отца на развитие ребёнка как личности, когда приобретённый родителями жизненный опыт помогает взрослеть их детям и осуществляется ли это через наставления.

Аргументы к сочинениям будем брать из русской литературы, изучаемой в школьном курсе.

Роль родительского наставления в жизни человека

Почтение к старшим

Мудрец считал всё это основой человеколюбия. По его мнению, здоровье общества зависит от правильного порядка отношений в семье.

Отец учит сына

В связи с тем, что в наше время происходит замена жизненных ориентиров, молодые люди нуждаются в наставлениях, которые, прежде всего, прививают нравственные принципы. Часто молодёжь отказывается от советов старшего поколения, что приводит к отрицательным последствиям.

Если бы подростки воспринимали поучения из художественных произведений, слушали наставления родителей, то можно было бы избежать множества жизненных ошибок.

Особенно помогают советы в подростковом возрасте. Именно в это время, находясь в тяжёлом психологическом состоянии, подросток нуждается в чьём-то напутствии. Ему необходима стабильность и основа, на которые можно было бы опереться.

А важно ли получить наставления от семьи в более старшем возрасте? Конечно же, при решении важных вопросов жизненный опыт и пример родителей играет большую роль.

Роль отца в жизни ребенка

Отец с детьми

Отец в семье всегда был опорой для своих детей и примером для подражания.

Обломов

Автор называл главным делом Обломова хождение из угла в угол, что передалось ему по наследству. Расплатой за отцовское воспитание, а в этом случае его отсутствие, стало взросление героя как никчёмной, не состоявшейся личности.

Благодаря ему были сформированы взгляды и характер настоящего офицера с высокими морально-волевыми качествами. Для Петра Гринёва важным было напутствие родителя, которое отец дал сыну на прощание.

Петр Гринев

В трудные минуты герой остаётся честным и порядочным человеком. Пётр Гринёв сохраняет верность присяге, заступается за честь героини, показывает себя достойным приемником родителя.

События, описанные в романе, подтверждают, что принципы чести, сформированные под влиянием отца, помогли герою стать счастливым.

Роль матери в жизни ребёнка

Не менее важным в жизни ребёнка является влияние мамы, первого учителя, воспитателя, друга и помощника. От её роли зависит, каким сформируется характер и какой будет судьба её детей.

Мать с детьми

Мамы не поучают, они своим отношением, своей любовью обеспечивают комфорт и спокойствие, показывают пример взаимоотношений как в семье, так и в окружающей среде. Помогают они и в определении жизненных ценностей при помощи личного примера.

Для каждой мамы настоящее сокровище – это её дети. И самоё большое наказание для неё, когда она понимает, что ребёнок не оправдал её надежд. Часто по этой причине матери чрезмерно опекают детей.

Примеры родительского наставления в литературе

Примеры, описанные в литературных произведениях, говорят о том, что родительское наставление формирует не только личность и характер ребёнка, но и оказывает влияние на его дальнейшую судьбу.

Недоросль

Второму главному герою – Митрофанушке наставления даёт его невежественная мать, отрицающая пользу от учения. Она считает, что образование должно быть только для вида, а главное в жизни – это наличие денег и высокого положения в обществе.

Митрофанушка вырастает бездельником и самолюбивым человеком, невоспитанным и ленивым, циником и грубияном. Он даже к матери относится без должного уважения и отмахивается от неё, как от назойливой мухи. Митрофанушка не имеет понятия ни о каком чувстве долга даже перед своими родителями.

Чичиков

Андрей Болконский с отцом

Старший Болконский предстаёт перед читателями человеком чести, справедливым и благородным человеком. Таким же мы видим и младшего Болконского. Настоящий офицер, а не прислуживающий другим; патриот и порядочный, справедливый человек. Основа поведения Андрея внушена отцом, его личность была сформирована в семье с детства.

Анализируя произведения русской литературы, можно увидеть, как повлияли родительские наставления на формирование характера героев и на их дальнейшие судьбы. В наше время, к сожалению, ослабевают семейные связи, а значит, реже младшие прислушиваются к наставлениям старших.

При написании итогового сочинения в декабре и при подготовке к ЕГЭ пришлось обратить внимание на эту важную тему. И как вывод, появилась мысль о том, каким родителем нужно быть для своих детей.

Главное в их воспитании не поучения, а жизненный пример. На неразрывную связь поколений влияет принятие и усвоение опыта старших, который должен быть полезным и должен играть положительную роль в судьбе младших.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: определить роль родительских наставлений в произведениях русской литературы 19в.

2. Определить цель родительских наставлений

3.Классифицировать наставления, составить таблицу

4.Подтвердить или опровергнуть гипотезы, сделать вывод.

В связи с этим у меня появились некоторые гипотезы, которые требуют либо подтверждения, либо опровержения.

Основные жизненные принципы актуальны в любые исторические времена

hello_html_6e72cc7e.jpg

Наставление – поучающее указание, нравоучение; руководство, инструкция.(С.И.Ожегов)

Автор

название

Кто даёт наставление

Кому даётся наставление

При каких обстоятельствах дается наставление, датирование

премьер-майор в отставке Гринев

Андрей Петрович

Отправляется служить в армию(1773-1775 года)

Грибоедов А.С.

Московский дворянин, Павел Афанасьевич Фамусов

Сыну покойного друга Александру Андреевичу Чацкому

Приезд Чацкого в дом Фамусовых (20-е годы 19 века)

Помещик Иван Чичиков

Отправляется на учебу в школу (30-е годы 19 века)

Николай Андреевич Болконский

Отправляется служить в армию(1805 год)

Управляющий Иван Богданович Штольц

Отправляется на учебу в Петербургский университет(40-е годы 19в)

Андрей Петрович Гринев – премьер-майор в отставке, старый воин, отмеченный многими наградами и вниманием государя. Он отличается строгим отношением к вопросам морали и внушает сыну, которого отправляет на военную службу, высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении. Офицерскую службу старший Гринев считает не средством для устройства карьеры, а святым долгом перед державой. Он говорит своему сыну:

hello_html_462d6211.jpg
hello_html_m39e62009.jpg

Какими же стали те герои, которых наставляли на путь их отцы?

Пётр Андреевич Гринёв . Честный, порядочный, верный и добрый человек.

Андрей Иванович Штольц . Деятелен, трудолюбив, практичен, аккуратен

Хотелось бы отметить актуальность этих наставлений, проблем, озвученных в этих поучениях, для сегодняшнего дня.

Многообразие отцовских стилей и практик, при более или менее одинаковом нормативном каноне отцовства, отражено и в русской классической литературе.

Отчасти это многообразие обусловлено собственным жизненным опытом писателей. Общеизвестно, что взаимоотношения многих русских писателей (например, Некрасова, Достоевского, Чехова) с их отцами были откровенно враждебными или холодными. Иногда это было связано с жестоким отцовским деспотизмом. Кроме того, вследствие занятости мужчин внесемейными делами, главенствующая роль в семье, причем не только в эмоциональных, но и в деловых вопросах, часто принадлежала матери. Личный опыт не мог не сказываться на художественных образах отцовства. Однако писатели не только выражали собственные чувства, но и описывали окружавший их мир. Какой же стиль отцовства преобладал?

Если присмотреться поближе, в русской литературе вырисовывается несколько разных отцовских типов.

Он рос. Отец его бранил и сек —
Затем, что сам был с детства часто сечен,
А слава богу вышел человек:
Не стыд семьи, не туп, не изувечен.
Понятья были низки в старый век.

Большинство сыновей с этим смирялись, но гордый Саша устроен иначе:

Умел он помнить, кто его обидел,
И потому отца возненавидел

(Т. 2. С. 409).[7]

Иногда отцовская слабость — следствие социальной неуспешности или безответственности, например того, что он игрок или мот. Так, об Онегине мы знаем, что,

Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.

Типичным вечным мальчиком, бонвиваном, который любит своих детей, но постоянно изменяет жене, а быть ответственным главой семейства не может и не хочет, предстает толстовский Стива Облонский.

Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой

Какая сладость в мысли: я отец!
И в той же мысли сколько муки тайной —
Оставить в мире след и, наконец,
Исчезнуть!

Поэт, который не пережил ни сыновних радостей, ни счастья отцовства, ведет мысленный диалог с воображаемым отцом:

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть.

Прости! Увидимся ль мы снова?
И смерть захочет ли свести
Две жертвы жребия земного,
Как знать! итак прости, прости.

Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал.
Но понимаем был одним.

Уязвимым местом дореформенной семьи были неизбежные при крепостном праве незаконнорожденные дети. Дворянский кодекс чести не придавал им большого значения.

Отец лермонтовского Сашки Иван Ильич,

…хоть правом дворянина
Он пользовался часто, но детей,
Вне брака прижитых, злодей,
Раскидывал по свету, где случится,
Страшась с своей деревней породниться.

«Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать. с кем не бывало! Да, с кем не бывало. – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты. Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.

Отцовская мягкость, выглядящая как слабость, оказалась более действенным средством воспитания, чем вполне естественные в данной ситуации вспышка гнева или нудные нравоучения.

Из этого беглого очерка видно, что русская классическая литература отнюдь не является апофеозом гегемонной маскулиности. Сняв фигуру отца с величественного пьедестала, она приоткрывает его человеческие слабости и педагогическую неумелость, которые в интимной среде проявляются ярче, чем в официальных отношениях. Даже говоря о заведомо отрицательных типах, русская литература вызывает к ним не ненависть, а жалость. Может быть, именно в этом и заключается ее сила?

В какой-то степени это касается и материнства. В ценностной символике России материнство занимает особое место — представление о России как о матери, особая роль Божьей матери для православного сознания и т. д. Но воплотились ли эти идеи в классической русской литературе? Галина Брандт в этом сомневается (см.: Брандт, 2006).

Читайте также: