Насколько свободен молодой человек при выборе своего жизненного пути егэ сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Л.Ф. Воронкова затрагивает проблему выбора жизненного пути.

В тексте доказывается мысль о том, что молодое поколение должно свой путь выбирать самостоятельно. Взрослые не имеют права решать за детей, они могут только помочь им советом.

С данным утверждением можно согласиться. Каждый должен лично выбирать жизненный путь. Об этом говорили в произведениях многие писатели.

Подводя итог к вышесказанному, стоит отметить, что каждый человек, даже юный и неопытный, должен самостоятельно выбирать свой путь, по которому он пойдет. Человек может послушать советы окружающих людей, но выбор все равно остается за ним.


Отец желал своей дочери только счастья, хотел, чтобы его ребенок был уважаемым и образованным человеком, а его судьба не была связана с грязью и холодом.


Данные примеры дополняют друг друга и помогают определить точку зрения автора.

Позиция автора, такова: молодому человеку дано право самому выбирать свой жизненный путь, взрослые лишь дают советы.

Я не согласен с мнением автора, ибо считаю, что родители ограничивают своё дитя в выборе дальнейшего пути.

К счастью, мои родители не ограничивают меня в выборе будущего жизненного пути. Наоборот, они вкладывают все свои силы и возможности для того, чтобы я смог добиться успехов во взрослой жизни. Мама и папа поверили в меня и в мои мечты и я сделаю всё возможное, чтобы их оправдать.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

(1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас. — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

(9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу. (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

— (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

(14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

— (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу. (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

(27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

— (28)Тихо, друг, тихо!

(29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

(32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

(33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

— (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят.

(40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

(42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

(45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

(47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

— Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал. (51)Ладом!

(52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

(53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

(1) Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца, где Савелий Петрович, озабоченный и нахмуренный, читал какое-то заявление.

— (2) Что надо? — резко спросил он, не поднимая глаз.

(3) Женя, удивлённая его тоном, не сразу ответила.

— (4) Это я, папа! — с достоинством сказала Женя. — (5) Я должна поговорить с тобой.

(6) Вчера, на празднике, ты говорил, что молодёжь не должна уезжать из совхоза, что мы главная сила, без которой трудно будет строить новое, развивать то, что уже сделано.

(7) Я тоже, как все наши ребята, решила остаться, а в вуз поступать можно и на заочный.

(8) Вот пришла посоветоваться: если я останусь в совхозе, то как, по-твоему, за какую работу мне взяться? (9) Может, вместе с Руфой на утиную ферму?

(10) Савелий Петрович выпил воды.

— (11) Хорошо, поговорим спокойно. (12) Ты запомнила мою речь — и напрасно: я не для тебя произносил мою речь, не для тебя! (13) А для них, пойми ты это, ты же взрослая и должна понимать. (14) Мне — директору, хозяину — нужно, чтобы молодёжь осталась в совхозе, ведь это — сила нашего хозяйства, его молодая кровь, молодая мысль, это — его будущее. (15) Я обязан думать о будущем моего хозяйства, если даже меня самого здесь не будет.

— (16) Так почему же я.

— (17) Потому. (18) Садись и слушай. (19) И не вскакивай, когда с тобой разговаривают.

(20) Женя послушно села, не сводя с отца широко открытых, почти испуганных глаз.

— (21) Слушай, Женя, — мягко и задушевно сказал Савелий Петровичей голос его стал бархатным, — поверь мне, я знаю, что такое труд в сельском хозяйстве, почём фунт лиха. (22) Я знаю, что такое -холод, промокшие ноги, непогода — когда надо убирать хлеб, засуха — когда нужен дождь. (23) Знаю, что такое нехватка рабочей силы, когда на огороды наступают полчища сорняков или вредителей, когда хлеб и лён остаются неубранными в поле. (24) Сельское хозяйство подвержено всяким капризам и неожиданностям природы, стихиям, с которыми мы пока ещё не умеем справляться.

(25) Вот засеял ты поле, выходил колос тяжёлый, чуть не до земли клонится.

(26) Думаешь — урожай будь здоров! (27) И вдруг туча, град — и за десять минут всё, что взлелеял, пропало: одна изломанная, вбитая в грязь солома.

— (28) Так если все решили остаться.

— (29) По-до-жди! — Савелий Петрович хлопнул по столу рукой. — (30) Возьмём другие отрасли. (31) Ферма, утки, романтика! (32) На словах. (33) На бумаге. (34) А на деле — вечно в грязи, вечно с мокрыми, красными руками, вечно в сапогах с налипшей глиной. (35) И так всю жизнь! (36) Вот и вся романтика! (37) 3ачем тебе эти утки? (38) Ты поступишь в институт, получишь настоящее образование, будешь учительницей, а потом директором школы. (39) Подумай ещё!

(40) Женя сидела бледная, с неподвижным, словно застывшим взглядом, а Савелий Петрович схватил портфель и стремительно вышел из кабинета. (41) Женя не успела шагнуть на крыльцо, как его машина фыркнула газом и рывком сорвалась с места.

(42) Женя вышла на улицу, ошеломлённая тем, что услышала. (43) 3елёный мир совхозной улицы, цветущих палисадников, мохнатой ромашки у кромки жёлтой от зачерствевшей глины дороги принял её в свою тишину. (44) Но Женя шла и не видела ничего: ни алых костров мальвы, ни цветущих лип над крышами, ни подёрнутых синевой дальних лесистых косогоров. (45) Чувство неслыханного разочарования оглушило её, как удар. (46) И это разговаривал с ней отец, которого она так безгранично уважала. (47) Он разговаривал с ней сейчас, как самый последний мещанин! (48) Пускай всё делают они: Руфа, Ваня, Юрка, Вера Грамова — все, кто угодно, но не она, потому что она директорская дочка Женя Каштанова!

(49) Женя не заметила, как взбежала на бугор, как спустилась к озеру. (50) И здесь, у тихой, стеклянно-голубой воды, легла в высокую траву. (51) За все её восемнадцать лет была ли когда-нибудь минута, чтобы она в чём-нибудь не поверила отцу?

(52) И здесь, у тихой воды, она вдруг поняла, что отец сказал ей правду, что он, как отец, действительно хочет для неё лучшей доли, чем совхозная жизнь утятницы! (53) Но он дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё! (54) И это осознание принесло ей облегчение, а решение остаться всё крепло в её сознании.

(По Л. Ф. Воронковой*)

* Любовь Фёдоровна Воронкова (1906–1976) — советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

В предложенном для анализа тексте Л.Ф.Воронковой поставлена проблема выбора жизненного пути.
Рассуждая о проблеме, автор рассказывает о восемнадцатилетней девушке Жене, душа которой тяготеет к работе в совхозе утятницей, а не учительницей в школе, о чем свидетельствует предложение под номером 54. Жизнь в сельской местности представляется девушке романтикой. К тому же Жене кажется омерзительным поступком пойти работать учительницей только потому, что она- директорская дочка, в то время как все ее друзья детства будут "простыми" рабочими. Из этого примера читатель может заметить, что девушка хочет трудится в совхозе, а не строить карьеру педагога.
Также автор акцентирует внимание на совете Савелия Петровича - отца Жени: "Ты поступишь в институт, получишь настоящее образование, будешь учительницей, а потом директором школы. Подумай еще!" Отец "хочет для нее лучшей доли", но не настаивает на своей воле. Он дает дочери право выбора, понимая, что каждый человек должен самостоятельно найти свое место в мире.
Оба примера, дополняя друг друга, дают читателю понять, насколько важен выбор жизненного пути.
Позиция автора такова: каждый человек сам должен осознать свое место в мире.
Я согласен с мнением писателя. Мне кажется, что родителям нужно отнестись с пониманием к выбору их ребенка. Например, в произведении Л.Н.Толстого "Война и мир" Петя Ростов горел желанием пополнить ряды русской армии. Поначалу родители были против, но потом они поняли, что это - осознанное решение и дали согласие.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек сам определяет свою судьбу.

Это сочинение похоже на предыдущие ваши работы - очевидно, вы выработали стиль и придерживаетесь одинаковых шаблонов. В этом нет ничего плохого, но хотелось бы, чтобы к анализу текста вы все же подходили более творчески. Например, в этом тексте налицо противопоставление - Савелий Петрович и Женя по-разному оценивают перспективы профессионального выбора. Вы же не видите этого противопоставления и указываете, в соответствии с шаблоном, что "примеры дополняют друг друга". Такой подход может сыграть с вами злую шутку на экзамене - не вдумываясь в логику текста, вы можете неверно определить смысловую связь между примерами. Будьте очень внимательны.

Вы снова теряете баллы из-за нелепых ошибок на -ться и -тся:

Из этого примера читатель может заметить, что девушка хочет трудится в совхозе, а не строить карьеру педагога.

Эти ошибки диссонируют с общим впечатлением о вашей работе, портят его.

Пунктуационная ошибка тут:

Поначалу родители были против, но потом они поняли, что это - осознанное решение ЗПТ и дали согласие.

Пропустили запятую после придаточной части.

В сочинении наблюдается дублирование мыслей:

Также автор акцентирует внимание на совете Савелия Петровича - отца Жени: "Ты поступишь в институт, получишь настоящее образование, будешь учительницей, а потом директором школы. Подумай еще!" Отец "хочет для нее лучшей доли", но не настаивает на своей воле. Он дает дочери право выбора, понимая, что каждый человек должен самостоятельно найти свое место в мире.
Оба примера, дополняя друг друга, дают читателю понять, насколько важен выбор жизненного пути.
Позиция автора такова: каждый человек сам должен осознать свое место в мире.
Я согласен с мнением писателя. Мне кажется, что родителям нужно отнестись с пониманием к выбору их ребенка. Например, в произведении Л.Н.Толстого "Война и мир" Петя Ростов горел желанием пополнить ряды русской армии. Поначалу родители были против, но потом они поняли, что это - осознанное решение и дали согласие.

Это логическая ошибка.

Из этого примера читатель может заметить , что девушка хочет трудится в совхозе, а не строить карьеру педагога.

Неудачная конструкция. Лучше: Благодаря этому примеру читателю становится понятно, что.

Олег, все хорошо, постарайтесь сохранить баллы, тщательно проверив свой текст. Удачи!

Комментарий в сочинении по тексту Л.Ф.Воронковой по проблеме выбора жизненного пути.

Писательница описывает случай из жизни дочери председателя совхоза, который убеждает молодых оставаться работать в совхозе, а своей дочери предлагает поехать учиться в педагогический институт.

Какой выбор сделает девушка: пойдёт работать на утиную ферму или послушает совета отца? Имеют ли право взрослые решать за своих детей?

На эти вопросы мы найдём ответы в данном тексте.

Любовь Федоровна Воронкова

Исходный текст для сочинения №12

Работа над комментарием в сочинении №12

Читаем внимательно исходный текст и определяем проблему.

В данном тексте Л.Ф.Воронковой можно выделить 4 проблемы:

  1. Проблема выбора жизненного пути.
  2. Проблема понимания родителями счастья ребёнка.
  3. Проблема непонимания между представителями разных поколений.
  4. Проблема двуличия людей

Напишем комментарий по первой проблеме — проблеме выбора жизненного пути.

Находим в тексте примеры, иллюстрирующие её.

Примеры-иллюстрации для сочинения по тексту Л.Ф. Воронковой (№12)

Смысловая связь между примерами

Сравнивая эти примеры писатель показывает, насколько свободен молодой человек при выборе своего жизненного пути.

Молодому человеку дано право самому выбирать свой жизненный путь, взрослые лишь дают советы.

Образец комментария в сочинении по тексту Л.Ф.Воронковой

Сейчас мы заканчиваем школу и перед нами встаёт вопрос: пойти учиться или пойти работать.

Насколько мы свободны в этом выборе?

Нужно ли прислушиваться к советам старших в данном вопросе или всё решать самостоятельно?

Именно этой проблеме посвящён рассказ Л.Ф.Воронковой.

Отец главной героини, председатель совхоза, выступая на празднике, убеждал, что молодые люди должны остаться на родине и работать в совхозе, так как молодёжь — это будущее страны и совхоза в частности.

Женя вместе со своими одноклассниками решает остаться в селе и пришла к отцу за советом, где ей работать (предложения 7 — 9).

Автор сообщает нам, что Савелий Петрович, отец героини рассказа, вовсе не такого будущего желает своей дочери, о чём прямо говорит ей.

И приводит доказательные факты трудной судьбы работников сельского хозяйства.

Отец считает, что молодёжь, в том числе и его дочь, гонится за романтикой.

Отец настоятельно советует Жене поступить в институт и стать учителем, предлагает подумать ещё (предложения 38 — 39).

Л.Ф.Воронкова показывает, до какой степени ошеломлена и разочарована героиня разговором с отцом.

Женя беспредельно его уважала, а теперь она увидела, что он говорит людям не то, что думает, что он, заботясь о будущем дочери, не захотел услышать её мнение.

Таким образом, сравнивая данные примеры мы можем сделать вывод: каждый молодой человек, юноша или девушка, имеет право сам выбирать, кем ему работать или на кого учиться.

Читайте также: