Народ выражает себя в языке своем сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.
Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека - это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека - прислушаться к тому, что и как он говорит.
Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам - значит ошибаться. А вот язык человека - гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью - устной или письменной - надо следить постоянно.

Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит и думает. Я думаю, это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. Даже думает человек на родном языке.

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека - это его мировоззрение и поведение. И, заметте, как говорит человек, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека - прислушаться к тому, что и как он говорит.

На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В. В. Путина был объявлен Годом русского языка.
И, согласитесь, народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.

Обратимся к мудрости великих творцов и мыслителей русского языка. Они же нам доказали своим искусством, что это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Вспомним с истории, первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости!

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Не так ли ?

И на завершение хочу подвести итог изложенным мною мыслям, цитатой С. Довлатова :
" Язык не может быть плохим или хорошим.. . Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. "

Слова, как люди, рождаются, живут и служат нам, старятся, уходят на покой и даже умирают… Да, умирают, потому что мы сами не употребляем их, отворачиваемся от них, забываем…

Устаревшими называются слова, вышедшие из активного употребления.

-Устаревшая лексика весьма неоднородна по составу. На какие известные вам группы она распадается?

На архаизмы и историзмы.

-Что же мы называем историзмами?

Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений, называются историзмами.

( В отрывке, который отксерокопирован для каждого ученика, дети должны подчеркнуть историзмы, объяснить их значение.)

Справка для учителя:

- Поединок – бой по вызову, единоборство, один на один.

- Гусляр – народный певец, играющий на гуслях.

- Царь – единовластный государь, монарх; титул монарха.

- Червлёный – тёмно-красный.

- Копья – обоюдоострое железо на древке, оружие.

- Рогатина – ручное оружие, род копья, долгого бердыша, широкий двулезный нож на древке.

- Опричники – те, кто состояли в рядах опричнины, слуги царя, находившиеся под его непосредственным управлением и служащие царю в его борьбе с боярско-княжеской оппозицией.

- Поручник – ходатай, поверенный, заступник.

- Стряпчий – должностное лицо, нёсшее хозяйственные обязанности при дворе.

- Боярин – в Древней Руси крупный землевладелец, принадлежащий к высшему слою господствующего класса.

- Окольничий – один из высших боярских чинов; сан, приближённого к царю, по службе, лицо, второе сверху по чину.

- Поле – место, где происходит сражение.

- Дьяк – чиновник в Древней Руси.

- Бой – битва, сраженье, побоище.

- Судебник – свод законов.

- Палаты – великолепное жилое здание государя, вельможи.

- Конечно, это не боксёрский ринг со свистками рефери, очками, нокаутами и нокдаунами… Употребление терминов, хорошо известных нашим любителям спортивных состязаний, здесь кажутся не только неуместными, но и даже конщунственными! В подобных описаниях автору нужны историзмы.

Такие слова называются архаизмами.

- В чем принципиальное отличие архаизмов от историзмов?

Если историзмы – это названия устаревших предметов, то архаизмы – это устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни.

-Можете ли вы назвать случаи, когда архаизмы возвращаются в язык, вновь вливаются в состав активной лексики?

Конечно, так, например, было со словами солдат, офицер, прапорщик, министр, советник, получившими в современном русском языке новую жизнь. В первые годы революции они успели архаизоваться, но потом вернулись, обретя новое значение. В последние годы вернулись в современный русский язык такие слова: Государственная Дума, лицей, гимназия, биржа труда и другие.

- Внимание к истории языка – это внимание и интерес к народу, к его истории, к его прошлому. Орудия труда, древние предметы быта дают нам возможность изучить историю народа. Однако есть и другие источники, по которым можно изучить историю народа и быт народа: это его язык. Исторические словари – это память языка: через века доносятся до нас слова, обозначающие дела и помыслы далёких предков. История многих слов настолько интересна, что С. Я. Маршак, однажды посмотрев словарь, написал:

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

А В. Рождественский посвятил устаревшим словам трогательное стихотворение. ( Читает ученик).

Ветшают прадедов слова,

Они уже полузабыты,

Но, как извечная трава,

Всё ж пробиваются сквозь плиты.

Всё, что Толковым словарём

В безвестный загнано закуток?

Слова угасшей старины

Вдали мерцают еле-еле,

А прежде жизнью рождены,

Они ласкали, жгли и пели.

Они рождались неспроста,

Не прихотью, а волей сердца

Из чернозёмного пласта

Для друга и единоверца.

И даже в наши времена

Для тех, кто с русской речью дружен,

Не так легко добыть со дна

Родные россыпи жемчужин.

Для украинцев же решающим при наименовании этого цветка оказалось совсем иное – его связь с лесом, и в украинском языке первый весенний цветок известен как прол i сок . Не правда ли поэтично?

Слова, созданные далёкими предками, раскрывают нам удивительные стороны психологии народа, его умение подмечать наиболее характерное в предметах, в явлениях действительности.

Учащиеся работают с толковыми словарями, выписывая значения этого слова.

Печать

1. Прибор с вырезанными знаками для оттискивания их на бумаге (сургуче, воске и т.д.).

2. След, отпечаток чего-то. Печать раздумья, горя.

3. Процесс изготовления текста, рисунков и т.п. типографским способом.

4. Отрасль производства, занятая изготовлением типографским способом произведений; издательское и типографское дело. Работники печати.

5. Внешний вид напечатанного, определяемый особенностями букв, шрифта, характером изображения и способом печатания.

6. Совокупность печатаемых, обычно периодических изданий; пресса.

- А вот что обозначало слово печать в прошлом, в каком отношении оно находится с такими словами , как печь, печка.

Оказывается, что связь глагола печь со словом печать была. Печать накладывалась, выжигалась на теле животного или человека-раба и должна была означать принадлежность животного или раба хозяину.

Учащимся предлагается исследование следующего текста:

- Из какого произведения взят текст? Как вы это установили?

- Какие слова и выражения помогают определить время, описанное в романе? Что значат эти слова? Можно ли их заменить синонимами?

Справка для учителя:

- Приказ- учреждение, ведомство.

- Подьячий – в Московской Руси писец и делопроизводитель в приказной канцелярии, помощник дьяка.

- Дьяк (истор. ) – чиновник в Древней Руси, исполнявший обязанности секретаря отдельного учреждения (приказа).

- Повытчик (истор. ) – в старину столоначальник, должностное лицо, ведавшее делопроизводством в суде.

- Повытье – отделенье, доля, пай письменных или приказных дел в судах, коим ведал повытчик.

Далее учащиеся выполняют творческое задание: изложение-перевод.

- Представьте себе, что наш современник попал в приказ времён Петра I . Как бы он описал увиденное средствами современного русского языка? Напишите изложение-перевод.

Тихомирова Екатерина, ученица 11 В класса: «Мне близка мысль

1. Гвоздарёв Ю. А. Язык есть исповедь народа…: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.

2. Львова С. И. Там, где кончается слово…: (О слитных, дефисных и раздельных написаниях): Кн. для учащихся 8 – 11 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1991.

3. Матвеева Н. П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров: Кн. для учащихся 8 – 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1993.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1984.

5. Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

6. Розенталь и др. Русский язык для школьников 5 – 9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995.

7. Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.

8. Срезневский И. И. Мысли об истории русского языка. – М., Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1959.

Значение языка для нации.

В сознании людей часто нация ассоциируется с ее языком. Язык – это очень важное явление для народа, в котором отражаются его национальные особенности.

Можно сказать, что язык – душа народа, поэтому никогда не следует забывать его. Разве может народ существовать без этой души? Конечно, нет! Утратив родной язык, нация начнет потихоньку исчезать, смешиваться с другими народностями, и в конечном итоге ничего от нее не останется.

Казалось бы, что такого важного в языке? Это всего лишь слова и фразы, с помощью которых люди могут общаться. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле язык представляет собой фундамент, на котором формируются национальная самобытность.

Язык является связующим звеном народа, в нем сохраняются самые важные символы, в нем все что понятно и дорого сердцу человека. Когда народ небрежно относится к своему языку, предает его забвению, то целостность нации страдает, исчезает большая часть того, что связывало этих людей.

Для каждого человека язык является символом Родины. В своем сознании мы видим его связь с семьей, предками, теплотой родного очага. В нем передается мудрость народа, его культура и характер нации. Это кладезь народного юмора. Это хранилище традиций и обрядов каждого народа. В языке выражается мироощущение нации. Основная часть народной культуры (песни, стихи, проза) зарождается именно в языке.

Мое отношение к языку

Мне очень нравится изучать родной язык. В процессе изучения русского языка я все больше открываю для себя загадочность души русского человека. Наш язык поистине поражает своей красотой, богатством, яркостью и образностью. Также я изучаю английский язык. В нем тоже есть особенная красота и мелодичность. В настоящее время знание разных языков дает дополнительное преимущество в жизни. Но все равно самое главное, навсегда сохранить в своем сердце родной язык, на котором говорили твои предки.

Я уверена, что прививать любовь к родному языку детям можно посредством чтения. Так язык изучается легче всего. С ранних лет детям надо читать народные сказки и былины, а затем уже предлагать самим читать различные произведения русских писателей и поэтов. Такое развитие принесет пользу любому ребенку. Я сама очень люблю читать произведения, написанные А. С. Пушкиным и С. А. Есениным.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Народ выражает себя в языке своем. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цель: Исследовать функции и язык народных примет, раскрыть его глубину и поэтичность. Задача: Показать, какие перспективы открывает разноаспектное изучение народных примет- интереснейшей микроформы, посягающей на знание будущего и приучающей нас внимательнее относиться к настоящему.

Основополагающие вопросы Что же такое народная примета? В чём секрет, тайна, загадка её живучести? Каковы функции и особенности её языка?

Приметы в художественной литературе Народная примета — это проверенное многократными наблюдениями или традиционно принятое и передаваемое из поколения в поколение предсказание событий, выраженное в краткой, отточенной форме. Художественная литература, художественные тексты бережно хранят народные приметы, благодарно используют этот интересный микрожанр.

Приметы в художественной литературе Вдруг мелкие камни с шумом покатились нам под ноги. Что это? Грушницкий спотыкнулся. — Берегитесь! — закричал я ему: — Не падайте заранее; это дурная примета. Вспомните Юлия Цезаря! (Лермонтов);

Приметы в художественной литературе Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки. была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой — предвещанием несчастной жизни. Татьяна не могла похвалиться своей участью. (Тургенев);

Функции примет Первой и главной функцией, отличающей примету от поговорки, загадки, является прогнозирующая функция. Сух январь — крестьянин богат. Увидеть паука — к письму. Просыпать соль — к ссоре.

Функции примет Второй функцией народной приметы следует считать ее регуляторную функцию. Приметы помогали ритмически организовывать трудовые процессы. Они говорили крестьянину, когда сеять, скажем, овес или ячмень (Евсей — овсы отсей; Ячмень сеют, пока цветет калина);

Функции примет Третьей функцией народных примет является воспитывающая функция. Особенно наглядно эта функция проявляется в бытовых приметах: Если куда-то идешь, будь бодрым, собранным (возвратиться за забытой вещью — пути не будет). Если разбилась тарелка — не тужи (посуда бьется к счастью). Но далеко не каждая примета имела мажорный конец: Разбить зеркало — к несчастью. Забыть венок при похоронах — будет еще покойник. Встретить человека с пустым ведром — к неудаче.

Язык примет Особенности языка приметы. К лингвистическим признакам, во-первых, можно отнести рифму. Ср.: Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку; Пришел бы на Егория мороз, а то будет просо и овес; Где ольха — там сена вороха. Во-вторых, ещё одним признаком примет является и фоносимволизм. Ср.: Кто в мае женится — тот будет век маяться; На Евтихия день тихий — к урожаю ранних яровых; На Тихона солнце идет тише.

Язык примет Напрашивается еще одно сравнение: примет и пословиц. Некоторые пословицы звучат как приметы: Вспыльчивый нрав не бывает лукав; Обратная дорога всегда короче; К чему душа лежит, к тому и руки приложатся; Не хвали сусло, а хвали пиво; не хвали озимей, а хвали жниво.

Завтрашний день будет ясным, если: Утро безоблачное, с восходом солнца появляются небольшие кучевые облачка, которые после обеда тают.

Читайте также: