Напишите сочинение в публицистическом стиле раскрывая смысл выделенного предложения аргументируйте

Обновлено: 04.07.2024

(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям — вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берет из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведет не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.

(10)Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.

(13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание.

(16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное — становится банальным.

Вопрос, волнующий автора, безусловно, актуален. В течение нескольких веков проблема развития и сохранения языка находится в центре внимания писателей, критиков, общественных деятелей - всех, кому небезразлична судьба родного языка, русской культуры, письменности.

Мое мнение. Аргумент1

Трудно не согласиться с мнением автора. Использование иноязычных элементов должно быть разумным, обоснованным, должно служить обогащению языка. Основу любого языка составляют исконные компоненты, но развитие и обогащение языка и культуры в целом происходит за счёт разных факторов, в том числе и за счёт заимствований.

Мое мнение. Аргумент2.

Однако не всегда замена заимствований исконными словами выигрышна для языка. Например, в пушкинскую эпоху иностранные слова были запрещены. Адмирал А.С.Шишков, занимавший какое-то время пост министра просвещения, предлагал заменить слово фонтан придуманным им неуклюжим синонимом – водомет. Упражняясь в словотворчестве, он изобретал замены заимствованных слов: предлагал говорить вместо аллея - просад, бильярд – шарокат, кий заменял шаротыком, а библиотеку называл книжницей. Для замены не понравившегося ему слова калоши он придумал другое – мокроступы. Такая забота о чистоте языка не может ничего вызвать, кроме смеха и раздражения современников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Прочитайте текст и напишите по нему сочинение.

(По В.Тимофееву)

- Сформулируйте и запишите авторскую позицию и проблему данного текста.

- Подумайте, какие примеры из текста помогают нам понять главную мысль.

- Напишите сочинение в формате ЕГЭ по данному тексту.

Работая над сочинением, можно использовать данный ниже материал.

Структура сочинения и клише

(ФИО) ставит / выдвигает проблему (чего?) ________________

Что (как, почему, зачем, какой, ли) __________? Над этим вопросом размышляет (ФИО).

2. Комментарий 1

Переход и связка

От первой части ко второй необходим логический переход. Если вы здесь же решили обозначить и смысловую связь между первым и вторым комментарием, то можно использовать такие клише:

· Раскрывая проблему, автор противопоставляет…

· Раскрывая проблему, автор сравнивает (сопоставляет)…

· Раскрывая проблему, автор рассказывает о двух (героях, случаях, событиях)…

· Раскрывая проблему, автор размышляет о том… и о том…

Если смысловая связь у вас будет между комментариями, то в этом месте сочинения делайте просто переход от первого абзаца ко второму при помощи такого клише:

· Раскрывая проблему, автор рассказывает (повествует, рассуждает, размышляет, описывает)…

Далее следует сам комментарий. Клише

Чтобы сделать из пересказа комментарий, используйте такие клише:

ФИО (автор, писатель, публицист, он)

НЕ забудьте сделать мини-вывод из первого примера. Клише для мини-вывода:

· Мы видим (понимаем), что (как, насколько, почему, для чего)…

3. Комментарий 2

Между второй и третьей частью нужно сделать переход и обозначить смысловую связь (если вы этого не сделали перед первым комментарием). Можно воспользоваться такими фразами:

· Формулируем вопрос и дальше пишем: "На этот вопрос дает ответ автор. Он считает, что…"

· Эти события (это наблюдение, этот факт, эта ситуация) заставляют автора задуматься о… (наталкивает автора на размышления о…);

· Совсем по-другому поступает (ведет себя)…

Далее снова следует сам комментарий и мини-вывод. Клише для них такие же, как для первого (повторяться не буду).

4. Смысловая связь

Комментируем смысловую связь между примерами. Можно это сделать таким образом:

· Оба приведенные мною примера свидетельствуют о том, что…

· Оба примера позволяют автору раскрыть тему… и привлечь внимание читателя к важной проблеме…

· Это противопоставление (сравнение) помогает нам понять.

5. Авторская позиция

Автор (писатель, публицист или ФИО) считает, что…

Авторская позиция такова: …

6. Собственная позиция

Нельзя не согласиться с этой позицией, так как ____.

Я разделяю точку зрения автора, поскольку _____.

Далее необходимо обосновать свое мнение. Это можно сделать двумя способами: привести конкретный пример или продолжить развивать мысль автора своими размышлениями.

Клише для конкретного примера:

Приведу пример из жизни (книги, кино). Краткое описание ситуации. Анализ ситуации. Мини-вывод.

Возможные направления для собственного размышления:

Вопрос – ответ на него.

Завершая свое рассуждение, отмечу: _____.

Возможные направления для вывода: надо; следует; нельзя; было бы хорошо, если бы … ; нам надо задуматься о … ; каждый из нас может … .

В чем причина того, что в богатой природными ресурсами и обладающей интеллектуальным потенциалом стране большая часть населения прозябает в бедности? Именно этот вопрос волнует публициста В.Тимофеева.

Размышляя над проблемой, автор говорит о равнодушии, невнимании, пренебрежении к человеку, существующему в нашей стране. Такое положение вещей он называет “страшной социальной болезнью”, и ее симптомы - “неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери”, равнодушие - повсюду. Тимофеев сетует на то, что о человеке не думают ни когда строят дома, ни когда запускают очередную ракету. Человек нужен “ в качестве некой полезной функции”. К сожалению, мысли автора реалистичны. Действительно, с нуждами и интересами рядового человека у нас не принято считаться.

Развивая свою мысль, писатель показывает следствие такого отношения: “. и человек перестает заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живет рядом с ним…”. Мы понимаем, что в подобной ситуации срабатывает принцип “бумеранга”: как ты ко мне, так и я к тебе. Не ощущая своей нужности, значимости, человек превращается в равнодушного, пассивного созерцателя.

Таким образом, в первом примере-иллюстрации из текста показана причина, вызвавшая недоверие и равнодушное отношение человека к стране, в которой он живет. Понимая, что те, кто должен заботиться о нуждах и проблемах своих граждан, этого не делают, что в любой момент тебя могут обвинить в том, в чем ты не виновен, что принцип “кто сильнее, тот и прав” во многом определяет образ жизни, человек теряет веру во все хорошее. Он начинает думать, что подлость, обман, равнодушие, презрение к слабому - это норма.

Позиция автора обозначена четко: причина бедности населения в неуважении к человеку. “Надо сделать человека высшей ценностью”, - считает В.Тимофеев.Трудно с этим не согласиться. Действительно, когда самый незаметный человек увидит, что все, что делается вокруг, делается с мыслью о нем, когда отношение к нему станет человеческим, тогда и он повернется лицом к родному государству и будет трудиться на благо тех, кто находится рядом. И как мне кажется, начинать надо с себя. Мы всё думаем: “А что я один могу?” Можем! Вспомните героя романа Б.Васильева “Не стреляйте белых лебедей!” Егора Полушкина. Он всегда относился к делу с душой, чтобы не стыдно было перед людьми, чтобы окружающие радовались, глядя на его работу. “Для людей ведь”, - говорил Егор и получал необычайное наслаждение, если удавалось сделать приятное человеку.

Завершая свое рассуждение, отмечу, что жизнь наша изменится к лучшему только тогда, когда лозунг “Все во имя человека, все для блага человека” перестанет восприниматься нами как лозунг, а станет нормой жизни.


Задания Д C2 № 5850

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Для меня музыка — это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон.

(6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса, зовут Кит.

– (9)Представляешь? — рассказывал дядя Женя. — (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.

(11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13)Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14)Конечно, без слов — зачем нам с Китом слова?

– (15)Андрюха, решено! — вскричал дядя Женя. — (16)Учись джазу! (17)3десь, в Доме культуры, есть такая студия.

(18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19)Только с Китом. (20)Для Кита пение — всё, поэтому я взял его с собой на прослушивание.

(21)Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!

(23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культуры нельзя.

(24)В комнату для прослушивания я вошёл без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни.

– (25)Ты не подходишь, — сказали мне. — (26)Слуха нет. (27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел.

– (32)У меня нет слуха, — говорю. — (33)Я не подхожу.

– (34)Слух — ничто, — сказал дядя Женя с презрением. — (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз не музыка; джаз — это состояние души.

(39)Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит. (41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит — гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43)А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке.

(44)И песня пошла.


Задание 9 № 3274

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Таким образом, прав был К. Г. Паустовский, подчеркивая важную роль знаков препинания в тексте.

15.2 Человек учится видеть красоту мира не только находясь среди природы, но и наслаждаясь произведениями искусства. Это обогащает его внутренний мир, делает добрее, гуманнее. Герой текста М. Москви-ной любит джаз. Он не умеет петь так, как этого требуют правила пения, но он раскрывает свою душу в пении, ему хорошо, когда он поёт. Об этом финальные строки текста.

Искусство пробуждает в человеке огромные силы. Настоящее произведение искусства может пробудить в человеке чувства, до этого дремавшие в его сердце. Необыкновенная жажда жизни, любовь, желание и умение сострадать и чувствовать красоту — вот то, что может вспыхнуть в каждом, кто прикоснется к прекрасному, как это произошло с героем текста Москвиной.

15.3 На что способно настоящее искусство? Как может оно повлиять на формирование человеческой личности, на характер человека?

Настоящее произведение искусства может пробудить в человеке чувства, до этого дремавшие в его сердце. Необыкновенная жажда жизни, любовь, желание и умение сострадать и чувствовать красоту — вот то, что может вспыхнуть в каждом, кто прикоснется к прекрасному.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: текст статьи Л.А.Жуховицкого, раздаточный материал, ноутбук.

Орг.момет. Проверка д/з.

Основная часть.

1) Слово учителя.

Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Выполнение части С при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы в части С.

2) Углубление знаний об особенностях публицистического стиля.

- Назовите известные вам стили речи.

Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю.

- Каковы отличительные особенности публицистического стиля?

- Укажите языковые особенности публицистического стиля.

(публицистический стиль сочетает в себе книжную и разговорную лексику; преобладающий тип речи – рассуждение с элементами повествования; текст насыщен рядами однородных членов, парцеллированными предложениями; стилистика текста отличается сдержанным пафосом, уместным использованием пословиц, метафор, лаконизмом суждений, строгостью в подборе выразительных средств; автор статьи категоричен в своих умозаключениях, что находит выражение и в подборе лексики, и в синтаксисе – предложения чаще всего утвердительные, парцелляция усиливает значимость аргументации; бескомпромиссность суждений подчеркивает твердую авторскую позицию).

Композиционные части

2. Формулировка проблемы

3. Комментарий к проблеме

4. Формулировка позиции автора по данной проблеме

5. Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)

6. Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)

7. Заключение (итоговый вывод)

3) Словарная работа.

Рассуждая на нравственные темы, вспоминая далекое прошлое или наше детство, мы часто употребляем слова реликвия, раритет, ностальгия.

- В рабочих материалах запишите лексическое значение этих слов.

значение:Вещь, хранимая как память о прошлом, и являющаяся предметом поклонения, почитательного отношения.

Раритет – это то, что не теряет своей ценности

4) Практическая работа.

Давайте познакомимся с алгоритмом, который вам поможет освоить этапы работы над сочинением.

Формулировка одной из проблем исходного текста

Комментарии по выбранной проблеме

Формулировка позиции автора

Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один – из литературных источников)

– Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании. Обратимся к тексту.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

- Что такое проблема текста? (Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления).

- Что такое комментарий к проблеме? (Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы, анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы в тексте).

- Что такое позиция автора? (Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет).

- Каким образом рекомендуется доказывать свою точку зрения? (Привести не менее двух аргументов).

- Что такое аргумент? (Аргумент – суждение-, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли).

- О чём важно помнить, работая над заключением? (Следует помнить о том, что это общий вывод, который обязательно связан с основной проблемой).

Анализ текста.

хочется отправляться в далекие края — желательно видеть красоту каждый

день в собственном доме.

(3) Ради домашней красоты мы идем на денежные жертвы: покупаем

французские обои или турецкий ковер, вешаем чешскую люстру, привозим

из турпоездки разные сувениры. (4) Но вот что огорчительно: испытывая

пламенную любовь к иностранной красоте, мы слишком часто выкидываем

из дома то старье, которое через три-четыре десятка лет станет уже не рухлядью,

а вещью в стиле ретро.

(5) Друг рассказывал: как-то раз знакомые зашли в гости и увидели у него

дома керосиновую лампу и медный самовар, еще дореволюционный.

(6) Кто-то восхищенно причмокнул:

(7) — Ишь ты! (8) Где достал?

(9) А друг постеснялся в ответ сказать правду … (10) Потому что не достал

– нашел вещи на свалке несколько лет назад.

(11) Мы, люди, стареем довольно быстро – не так уж долог человеческий

век. (12) Но нас окружает множество вещей, которые старятся и уходят из

жизни еще быстрее нас. (13) Ну-ка постарайтесь вспомнить вещи вашего

детства, что ушли в историю, и если вернутся оттуда, то лишь в качестве

мудрых и полезных украшений наших квартир.

(14) Я, например, учился писать ручкой с перышком, а чернила носил в

замечательной посудине – чернильнице-невыливайке. (15) Помнится, редкие

счеты. (16) Говорили, что на этом агрегате наши чиновники подсчитывали

даже государственный бюджет.

(17) Когда мы жили в коммуналке, под потолком у нас висел

оранжевый абажур, может, даже шелковый, который вручную смастерила

мама. (18) Абажур был огромным, но невесомым — материал был туго

натянут на обычную проволоку. (19) Он казался нам маленьким домашним

солнышком. (20) И как же уютно становилось в комнате, когда зажигали свет!

(21) А у кого сейчас найдется чудом уцелевшая старинная прялка?

(22) Сколько их нашло свой конец в беленых печках и скромных буржуйках

в морозные российские зимы!

(23) Я назвал предметы не слишком далекой старины мудрыми и

полезными. (24) Вот почему. (25) Нас когда-то в школе учили, что

прошлое страны – это войны, сухопутные и морские сражения, царские

указы, боярские интриги, крестьянские восстания и победные революции.

(26) Отчасти все это верно. (27) Но ведь помимо торжественной

государственной истории была еще иная, не менее значимая история наших

семей — частная жизнь прабабушек и прадедушек. (28) Их ежедневная борьба

за существование. (29) Их бытовая смекалка, реализованная во множестве

привычных для людей того времени вещей.

(30) К сожалению, до нас пока еще не дошла одна важная мысль. (31) И в

наших современных, вполне комфортабельных городских жилищах стоит

хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и

более далеких предках. (32) О тех людях, которые вопреки всем властям, и

отечественным, и чужеземным, сберегли и передали нам тоненькую свечечку

(По Л. А. Жуховицкому*)

Результаты анализа вы можете использовать при написании комментария к сочинению.

Нахождение проблемы текста.

– Какие, по-вашему, проблемы рассматривает автор текста?

Проблема красивой обстановки в доме.

Проблема отношения к старым домашним вещам.

Вопрос о значимости старых вещей для человека и для общества.

Обращаем внимание учащихся на то, что, выбрав только одну проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.

Без правильного определения проблемы сочинение не будут оценивать эксперты.

- Как сформулировать проблему?

Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи тратил усилия автор? Что он хотел сказать?

- Как оформить данный этап в сочинении?

- В тексте рассматривается проблема…

- Проблема, обсуждаемая в тексте,….

Комментарий к проблеме.

- Как прокомментировать проблему?

Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься.

Автор в тексте может поднимать несколько проблем, но вы должны говорить только об одной.

- Как прокомментируем нашу проблему?

( 1 группа - предложения №12-16, 2 группа - №17-20, 3 группа – 25-29.)

- Что упущено, что лишнего в комментарии?

- Как оформить комментарий к проблеме?

- автор убедительно рассказывает.

- По-моему, злободневность данной проблемы в том…

Нахождение авторской позиции.

Четко сформулируйте (и лучше своими словами) позицию автора и оформите ее отдельным абзацем.

Лучше цитировать не целиком предложения, а частично.

- Где в нашем тексте видна позиция автора?

- Как оформить авторскую позицию?

- Автор приходит к выводу (мысли)…

Аргументация.

Выражение своей позиции можно начать так:

- Продолжая разговор о проблеме, хочу отметить…

- Могу лишь отчасти согласиться…

Начало аргументации может начинаться словами

- одним из ярких примеров…

Рекомендации.

Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме

Следите за абзацным членением текста

Избегайте громоздких предложений

Не уверен – не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь

Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз)

Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перифразы.

Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов – и ваше сочинение станет более выразительным

Пример сочинения.

А сколько истории хранится в портретах, на которых изображены наши деды и прадеды! Будто живые, они смотрят на нас и рассказывают нам о прошлом. А то скрипучее кресло-качалка, на котором любил сидеть дедушка, рассматривая газету или рассказывая нам интересные истории. И стоит только взглянуть на то кресло, как тут же дедушкины рассказы всплывают в памяти яркой картиной.

Картины, кресло – все эти раритеты позволяют нашей истории существовать.

Почти в каждом доме можно найти старинные вещи. И их так часто выбрасывают, потому что они бесполезны в быту. Но все мы забываем о главном: их важное предназначение – хранить в себе историю семьи.

11. Итоги работы.

- Каковы были ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?

Читайте также: