Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания известного писателя владимира набокова

Обновлено: 02.07.2024

Текст для сочинения:

—(1)Дети, сегодня я прошу вас вспомнить о таком понятии, как милосердие!

(9)Клавдия, наша классная руководительница, переминалась с ноги на ногу, ломала пальцы и закатывала глаза.

— (10)Сегодня, ребята, я хочу представить вам нового ученика вашего класса… — произнесла она наконец.

(11)Дверь словно бы сама собой распахнулась, и из коридора въехала в класс инвалидная коляска с большими блестящими колёсами. (12)Человек десять изумлённо присвистнули.

— (13)3накомьтесь, ребята, Юра Мальков. (14)Будет учиться с вами. (15)Надеюсь, вы поможете ему… (16)Поможете адаптироваться к школе…

(17)Впечатление, надо сказать, он произвёл сильное. (18)Никто из наших не ржал, не показывал пальцем, не отпускал идиотских шуточек. (19)Всё это было впереди. (20)Пока все молча смотрели на Юру Малькова. (21)А Юра Мальков смотрел на нас. (22)И улыбался.

(23)Потом Пашка Зорин встал из-за последней парты, отодвинул стул рядом с собой и деловито спросил:

— Ты как, видишь хорошо? (24)Или тебе лучше вперёд?

— (25)Я хорошо вижу, спасибо, — Юра улыбнулся ещё шире и, ловко управляя коляской, покатился по проходу к Пашкиной парте.

— (26)Ну вот и хорошо, — сказала Клавдия. — (27)Потом познакомитесь поближе, а сейчас начинаем урок.

(Зб)Ещё выяснилось, что Юра может передвигаться и без коляски, то есть ходить. (ЗТ)Когда надо было переходить с этажа на этаж, Юра с коляски слезал и сам шёл по лестнице, цепляясь за перила. (38)Смотреть на ходящего Юру было тяжело, потому что он весь при этом как-то дёргался и пожимался. (39)Я смотрел, а девчонки многие отворачивались.

(40)Смеялся и улыбался Юра часто и хорошо. (41)Да и вообще, если бы не его болезнь, был бы пацаном вполне привлекательным. (42)Про болезнь его, естественно, тут же, чуть ли не после первого урока, спросили. (43)Юра охотно объяснил, что его болезнь называется ДЦП, болеет он с самого рождения.

(44)Понятно, что почти сразу же Юру стали дразнить. (45)Передразнивали его походку, уродливые жесты, когда он пытался достать что-то, писали, как Юра, высовывая язык и нелепо вывернув локоть и кисть. (46)Дразнили, естественно, не все и в основном не из нашего класса, но ведь придурки-то везде найдутся…

(47)На поддразнивания Юра реагировал удивительно: он смеялся. (48)Да ещё и передразнивал дразнильщиков. (49)Вот как это происходило. (50)Идёт, предположим, Юра на костылях по коридору. (51)Сзади тут же пристраивается хвост из двух-трёх мальчишек, которые идут так, чтобы Юра их не заметил, и копируют его ужасную походку, иногда опираясь при этом на швабру. (52)Остальные хохочут. (53)Юра потихоньку поглядывает назад, потом резко оборачивается. (54)Все, естественно, застывают на месте. (55)Юра говорит, указывая пальцем:

— Не выходит, не выходит! (56)И вовсе не похоже: ты ногу не так волочишь, ты — вообще спотыкаешься, а я этого никогда не делаю. (57)Вот у тебя немного лучше, чем у них, но всё равно не так. (58) Вставайте вот сюда, рядом. (59)Смотрите на меня. (60)Раз, два, три – пошли! (61)Ногой, ногой больше загребай! (62)Смотри, как я делаю!

(63)Сами понимаете, в другой раз Юру уже не передразнивали. (64)Всем же хочется умными казаться.

(65) Никто, кроме него, в нашем классе не умел шутить над собой. (66)Над другими – сколько угодно. (67)А над собой – нет. (68)Юрка умел и делал это с удовольствием. (69)Кроме того, он спокойно относился ко всем своим неудачам. (70)Юрка просто пожимал плечами и начинал всё сначала.

*Мурашова Екатерина Вадимовна (род. в 1962 году) – психолог, писатель, автор драматических книг для подростков.

Пример сочинения 9.1:

В предложениях 1, 10, 13-16 учительница представляет нового ученика классу, мы чувствуем, что она в замешательстве, ей сложно говорить о людях с ограниченными возможностями, она не знает, как отреагирует на это класс, предложения используются простые, а многоточия в предложениях 15-16 свидетельствуют о неподготовленности синтаксиса разговорного стиля.

В предложениях 55-62 Юра Мальков подшучивает над собой, он говорит восклицательно, экспрессивно, чтобы выглядеть увереннее. Его фразы лаконичны, потому что при общении мы стремимся к экономии речевых средств.


Задания Д C2 № 7306

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Набокова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Зоя Алексеевна, первая учительница Кирилла, жила в старом двухэтажном доме, на первом этаже. (2)Раньше, давным-давно, Кирилл не раз бывал здесь. (3)И сейчас, очутившись вновь в этой квартире, тринадцатилетний подросток на миг почувствовал себя третьеклассником, прибежавшим сюда разучивать к первомайскому празднику песню.

(4)По мягким домашним половикам Кирилл вслед за своей пожилой учительницей вошёл в слабо освещённую комнату. (5)В знакомую комнату с письменным столом и книгами, с пианино под вязаной накидкой, с узким тканевым диваном.

(17)Кирилл негромко возразил:

(18)— Характер, как ни крути, всё равно остаётся.

(19)— И характер меняется, и взгляды. (20)Да посмотри на себя.

(21)Разве ты был таким? (22)Ты был молчаливый, застенчивый и, не обижайся уж, боязливый даже. (23)Чуть чего — в слёзы. (24)А теперь.

(25)— Но я же не стал подлецом! (26)Ой, простите.

(27)— Ничего. (28)Конечно, ты не стал. (29)Но бывают и горькие примеры. (30)Вот посмотри.

(31)Из ящика письменного стола она достала пачку фотографий, нашла нужный снимок и протянула его Кириллу.

(32)Был сфотографирован класс. (33)Наверно, третий. (34)Видимо, снимок был старый: мальчишки в пиджаках без погончиков, стрижки совсем короткие — чубчики да ёжики. (35)И Зоя Алексеевна, сидящая среди ребят, выглядела гораздо моложе.

(36)— Это двенадцать лет назад. (37)Взгляни на этого мальчика.

(38)Рядом с Зоей Алексеевной сидел мальчишка с широким улыбчивым ртом и большущими тёмными глазами.

(39)— Все его любили, — сказала Зоя Алексеевна. (40)— Проказник был, но добрая душа. (41)За мной по пятам ходил, хотя я и страшно сердилась иногда на него, если он вытворял какую-нибудь проделку. (42)Получили они квартиру в другом районе, а он с классом расставаться ни в какую не захотел. (43)Так до конца учебного года бабушка и возила его через весь город, пока он не перешёл в четвёртый. (44)А в восьмом он украл из библиотеки магнитофон. (45)Потом, через два года, целой группой они напали на пенсионера, ограбили и избили…

(46)Зоя Алексеевна осторожно взяла у Кирилла снимок и тихо сказала:

(47)— И это, Кирюша, не единственный случай, поэтому, увы, нельзя быть уверенным в человеке до конца. (48)А теперь взгляни сюда. (49)Узнаёшь?

(53)— Видишь, Кирилл, здесь, в третьем классе, вы все хорошие.

(54)Но ведь, хочешь не хочешь, кто-то виноват. (55)Кроме ребят из вашего класса, сегодня никого у раздевалки не было, когда злополучный кошелёк пропал. — с грустью в голосе продолжила Зоя Алексеевна. (56)— Ты меня упрекнул в предательстве, когда я поверила слухам о тебе. (57)Но тот, кто украл, тоже предал. (58)Меня. (59)Тебя. (60)Всех ребят. (61)Я рада, что это оказался не ты, Кирюша. (62)Но, стало быть, кто-то другой из твоих одноклассников, таких одинаково хороших и милых в детстве, какими я вас помню, оказался сегодня вором и предателем…

* Владислав Петрович Крапивин (род. в 1938 году) — советский и российский детский писатель, автор книг о детях и для детей, в том числе фантастических. Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.

О жизни

Трёхсложная формула человеческой жизни: невозвратность прошлого, ненасытность настоящего и непредсказуемость будущего.
Жизнь — большой сюрприз. Возможно, смерть окажется ещё большим сюрпризом.
К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники.
Жизнь — только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями.
Истина – одно из немногих русских слов, которое ни с чем не рифмуется.

О себе

Я в достаточной мере горд тем, что знаю кое-что, чтобы скромно признаться, что не знаю всего.
В мире нет ни одного человека, говорящего на моем языке; или короче: ни одного человека, говорящего; или еще короче: ни одного человека.
Я часто думаю, что необходим специальный знак пунктуации для улыбки — некая вогнутая линия или лежащая на боку круглая скобка.
Никак не удается мне вернуться в свою оболочку и по-старому расположиться в самом себе, — такой там беспорядок: мебель переставлена, лампочка перегорела, прошлое моё разорвано на клочки.

О человеке

Следует отличать сентиментальность от чувствительности. Сентиментальный человек может быть в частной жизни чрезвычайно жестоким. Тонко чувствующий человек никогда не бывает жестоким.
Замечательная человеческая особенность: можно не знать, что поступаешь хорошо, но нельзя не знать, что поступаешь плохо.
В каждом человеке в той или иной степени противодействуют две силы: потребность в уединении и жажда общения с людьми.
Есть люди, которые живут именно глазами, зрением, — все остальные чувства только послушная свита этого короля чувств.
Лучшая реакция на вражескую критику — улыбнуться и забыть.
Он был из тех впечатлительных людей, которые краснеют до слез от чужой неловкости.
© Владимир Набоков с женой Верой играет в шахматы.

О любви

Убить её, как некоторые ожидали, я, конечно, не мог. Я, видите ли, любил её. Это была любовь с первого взгляда, с последнего взгляда, с извечного взгляда.
Густое счастье первой любви неповторимо.
Перемена обстановки — традиционное заблуждение, на которое возлагают надежды обреченная любовь и неизлечимая чахотка.
Память воскрешает все, кроме запахов, и зато ничто так полно не воскрешает прошлого, как запах, когда-то связанный с ним.
Книги, которые вы любите, нужно читать, вздрагивая и задыхаясь от восторга.
Многоточие — это следы на цыпочках ушедших слов.
© Набоков с сачком охотится за бабочками. На этом снимке ему 66 лет.
В хрустальный шар заключены мы были,
и мимо звезд летели мы с тобой,
стремительно, безмолвно мы скользили
из блеска в блеск блаженно-голубой.
И не было ни прошлого, ни цели,
нас вечности восторг соединил,
по небесам, обнявшись, мы летели,
ослеплены улыбками светил.
Но чей-то вздох разбил наш шар хрустальный,
остановил наш огненный порыв,
и поцелуй прервал наш безначальный,
и в пленный мир нас бросил, разлучив.
И на земле мы многое забыли:
лишь изредка воспомнится во сне
и трепет наш, и трепет звездной пыли,
и чудный гул, дрожавший в вышине.
Хоть мы грустим и радуемся розно,
твое лицо, средь всех прекрасных лиц,
могу узнать по этой пыли звёздной,
оставшейся на кончиках ресниц…
Владимир Набоков

Готовимся вместе с издательством "Экзамен"

Задание 1.

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Во-первых, сначала давайте повторим функции многоточия:

Многоточие наряду с отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи.

Экспрессивные функции многоточия проявляются в речи, эмоционально или интеллектуально напряженной. Поэтому многоточие наиболее характерно для текстов художественных (чаще всего в диалогах, монологах) и публицистических.

С помощью многоточия автор как бы сигнализирует читателю об ощущениях, впечатлениях, просит обратить внимание на следующее слово или на предыдущее, на написанное (на неожиданную или особо важную информацию), передает взволнованность героя т.д.

Посмотрите варианты написания сочинения.

Многоточие часто является именно тем знаком препинания, который используется, когда словами уже невозможно выразить чувства, это эмоционально наполненный знак, значение которого раскрывается в контексте.

В самом деле, этот пунктуационный знак в тексте часто является показателем экспрессивности или драматичности описываемой ситуации.

Так, читая рассказ Л. Куклина, мы становимся свидетелями сильных эмоциональных переживаний героев. Эмоциональные паузы часто указываются многоточием, которое отражает различные состояния говорящих. Именно поэтому в рассказе многоточие встречается читателю не один раз. Оно передает искренность чувств сына (предложение 38), который надеется на понимание отца, осознание правильности своего поступка (предложение 44), успокоение и примирение (предложение 50).

Действительно, это незаменимый знак для передачи самых разных эмоций. Я целиком разделяю мнение Н.С. Валгиной .

Напишите свой текст.

Что требуется от ученика?

• найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;

Алгоритм работы с текстом:

1. Внимательно читаем высказывание.

2. Выделяем в нём слова, связанные с лингвистикой.

3. Определяем, какие языковые средства следует искать в тексте.

4. Находим в тексте пример 1 и пример 2 и определяем их роль.

2. Внимательно читаем высказывание

• Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.

• Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.

• Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.

Читайте также: