Над чем нельзя смеяться сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Хочу написать о вопросе, который сейчас обсуждается постоянно: над чем нельзя смеяться?

Встретилось в ленте утверждение, что рисовать мемчики про ку-клукс-клан нельзя, потому что ку-клукс-клановцы же организованно убивали людей, и это совсем не смешно! А кто смеется, тот как бы солидаризируется с ку-клукс-кланом и имплицитно намекает, что негров убивать можно!

Верно ли, что нельзя смеяться ни над какими насильственными смертями?

Выходит, над чужим коллективным несчастьем смеяться не стоит, но над своим можно?

Гибель множества людей, произошедшая в далекой и недружественной стране, не воспринимается как серьезное, трагическое событие: над ней можно и поржать. Однако непосредственно в сталинские времена и сразу после, когда репрессии были реальной опасностью — о них вполне себе шутили и рассказывали анекдоты.

Во-первых, неверно, что любые ужасы и зверства требуют смертельной серьезности. Чем дальше — во времени и пространстве — отстоят от нас трагическая история Х или ужасное явление Y, тем легче над ними шутить. При этом шутник вовсе не солидаризируется с людоедами — напротив: он от людоедства ушел так далеко, что оно воспринимается как игра или забавная нелепость. Нет опасения, что люди снова начнут жрать друг дружку — поэтому и нет нужды людоедство Сурово Осуждать.

Люди, готовые расчленить за хихиканье над черными рабами в США, сами хихикают над русскими, погибшими в ГУЛАГе. И наоборот.

Можно негодовать, а можно считать, что так и надо — это уж на ваше усмотрение: но это явление общечеловеческой психики, которое надо учитывать. Ни один, даже самый гуманный и прогрессивный человек с самым большим и сострадательным сердцем, от него не свободен. Никто из нас не может и никогда не будет относиться к своим и к чужим совершенно одинаково, и на это стоит делать поправку.

Истории не закончены, справедливость не восстановлена — поэтому и смеяться тут не над чем. И поэтому смех над нацизмом куда более распространен и выглядит куда более уместно — Гитлера-то победили!

Но я бы сказала иначе. Беспощадная борьба с анекдотами — особенно если вот тут, чуть поодаль, кто-то по-настоящему ест людей, но это никого не волнует, потому что это чужие люди — говорит скорее о том, что не искоренение людоедства интересует борцов, а игры с нашим разумом.


Большинство россиян убеждены, что не стоит шутить над особенностями здоровья других людей, над церковью, национальными особенностями и традициями разных народов, а также над историей России, СССР и Российской империи.

  • Наиболее уместными для шуток россияне считают такие темы, как отношения с начальством (69%), отношения в семье и экономические и социальные проблемы России (по 63%)
  • 91% россиян считают, что нельзя шутить над особенностями здоровья других людей, 80% — что нельзя шутить над церковью, по 69% — что нельзя шутить над национальными особенностями и традициями разных народов, а также над историей России, СССР и Российской империи

Коротко о главном:

  • Наиболее уместными для шуток россияне считают такие темы, как отношения с начальством (69%), отношения в семье и экономические и социальные проблемы России (по 63%)
  • 91% россиян считают, что нельзя шутить над особенностями здоровья других людей, 80% — что нельзя шутить над церковью, по 69% — что нельзя шутить над национальными особенностями и традициями разных народов, а также над историей России, СССР и Российской империи

6 декабря 2021 г. ВЦИОМ представляет данные опроса россиян, посвященного юмору.

Россияне часто бывают уверены в своем чувстве юмора: 40% считают, что обладают им в большой степени (46-53% среди молодежи), 45% полагают, что обладают им в некоторой степени, 9% — только в малой степени. Лишь 4% опрошенных признались, что практически лишены чувства юмора.

Россияне высказались о том, можно или нельзя шутить на некоторые темы. Наиболее уместными для шуток россияне считают такие темы, как отношения с начальством (69%), отношения в семье и экономические и социальные проблемы России (по 63%).

По мнению россиян, нельзя шутить над особенностями здоровья других людей (91%), над церковью (80%), национальными особенностями и традициями разных народов, а также над историей России, СССР и Российской империи (по 69%).

1600 опрошенных В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.

Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.


Андрей Макаревич, музыкант, художник, теле- и радиоведущий

Шутить не стоит ни над чем только в одном случае: если ты лишен чувства юмора и такта. Также при отсутствии чувства юмора не стоит рассуждать на тему, над чем можно шутить, а над чем нет. И уж совсем не стоит при наличии этого дефекта что-то разрешать и запрещать.


Эдуард Гурвич, литератор

Я уверен, шутить можно на любые темы. Но осмотрительность не помешает. Особенно в России. И особенно шутки в адрес гэбни.

В истории сталинских репрессий остался достаточно известный факт.


Юрий Супоницкий, анестезиолог

Нельзя шутить над чужим горем, бедой, страданием. Не стоит шутить так, чтобы это было оскорбительно для того, над кем шутят. Все остальное — можно, но лучше, когда у шутника есть вкус и здравый смысл. Впрочем, без этих составляющих лучше вообще сидеть дома и помалкивать. И всегда возможны варианты. Если я шучу над своим здоровьем, своей религией, национальностью и прочими атрибутами — это мое личное дело. Не смешно — не смейтесь. Если я шучу над чужим здоровьем, национальностью, религией, а также манерой одеваться или готовить, да чем угодно еще, главное, что не моим — лучше быть осторожным, а еще лучше вспомнить, что молчание — золото.


Анна Квиринг, программист

На мой взгляд, общее правило: не стоит шутить над ценностями. Если, конечно, не собираешься расстаться с этой компанией и хорошенько всех оскорбить перед тем, как хлопнуть дверью.


Елена Лейв, преподаватель, консультант

Я считаю недопустимыми любые шутки, которые могут обидеть человека (хотя в нынешнее время иногда трудно предугадать, на что люди могут обидеться, но это уже связано с общественными процессами).

Любые шутки, где высмеиваются национальность, религия, физические или ментальные недостатки, возраст, особенности внешности, допустимы только тогда, когда шутят внутри своей группы, то есть над собой и себе подобными. В том же случае, когда шутят по поводу иных людей, отличающихся от остальных по вышеописанным признакам, это может быть воспринято как оскорбление.

Увы, люди часто шутят для того, чтобы самим подняться над тем, о ком они шутят. Возвышение за счет унижения другого безнравственно. Очень часто включается пещерный инстинкт: тот, кто не такой, как я/мы, подлежит вышучиванию. Часто люди в форме шутки обесценивают других. Также шутки не должны быть бестактными.

Я считаю, что лучше обойтись вообще без шуток в адрес конкретных людей или групп, особенно в их присутствии или если они могут узнать об этом.

Есть достаточно поводов пошутить безадресно, но смешно. Можно шутить в профессиональной или предметной области (правда, шутки математиков не поймут литераторы, и наоборот). Юмор должен нести людям радость и никого не оскорблять.


Мария Шапиро, финансист

Я думаю, что вопрос уместности шуток лежит не в плоскости тем, а в плоскости умения формулировать мысли. Именно этим отличаются в моем представлении грубые и неуместные шутки от тонких и интеллектуальных. Работая на фондовом рынке, быстро вырабатываешь иммунитет к скабрезным и неполиткорректным шуткам, призванным разрядить дичайшее напряжение от рабочего процесса, и перестаешь придавать большое значение полутонам.

В моем представлении шутить можно обо всем, будь то политика, национальность, коронавирус или толщина лодыжек. Просто нужно хорошо знать своих собеседников и понимать, поддержат они твою шутку или она принесет им душевный дискомфорт. Недаром в бане шутят одни шутки, а на светских раутах — совсем другие. Лучший помощник при выборе и темы и тональности шутки — эмоциональный интеллект, способность чувствовать людей, которые будут смеяться над шуткой или недоумевать.

Юмор призван объединять людей, а не ссорить, дарить радость и не сеять вражду. Поэтому я против лишь одной категории шуток — злых, нацеленных уколоть побольнее.


Елена Шмидт, журналист-фрилансер, графический дизайнер

Мне кажется, шутить и смеяться можно на любую тему, кроме физических недостатков и табуированной физиологии. Первое — недостойно, второе — отвратительно, и то, и другое — неприлично, поэтому и не смешно.

Остальные темы вполне могут быть смешными, если соблюдать опять же приличия, уважение и меру. Следует, без шуток, соблюдать норму закона, то есть понимать разницу между шуткой и оскорблением. Оскорбление подразумевает унижение чести и достоинства в неприличной, агрессивной форме. Как раз поэтому с развитием общества стали непозволительны любые насмешки с примесью национализма и расизма.

Вот, пожалуй, и все границы для юмора. В остальных случаях любая тема, обсуждаемая в публичном поле, может стать поводом посмеяться, ибо смех — один из вариантов ее осмысления, критики и, следовательно, повод для дискуссии. И надо обязательно шутить про политику и политиков, так как это сугубо публичные деятельность и профессия. Кроме того, у таких шуток всегда будет актуальность, что поможет избежать такого знакового явления, как смех без причины.

Подготовила Татьяна Санькова

Милонов, Стоянов, Орлуша о недопустимых темах для шуток

1 апреля жители разных стран традиционно отмечают День смеха, или День дурака. “Ъ” спросил у политиков, юмористов, общественных и культурных деятелей, над чем нельзя шутить.



Юрий Каннер , президент Российского еврейского конгресса:


Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Или другая ситуация. У Никиты Богословского был друг — композитор Сигизмунд Кац. Они вместе ездили на гастроли. Если в городе было два зала, они выступали одновременно — один в одном, другой в другом, потом менялись. И однажды Богословский выходит, представляется Сигизмундом Кацем и играет всю его программу, он ее знал наизусть. Приезжает Кац, представляется и начинает играть ту же программу. За это Богословского исключили на несколько месяцев из Союза композиторов. И это ведь одна из самых мягких его шуток. И где границы подобных шуток — непонятно.

Архимандрит Феофилакт , наместник Ново-Иерусалимского монастыря:


— Над святым. Это не только религия, а шире — жизнеутверждающие ценности человека. Шутка над немощью человека может сделать ему больно и даже сломить его.

Церковь призывает, например, не шутить над властями, а молиться за них. Это тяжелый крест, и во все времена, кто бы там ни был,— это нелегкое служение.

Елена Драпеко , первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре:


Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

— Если шутка не обидная, мягкая, то думаю, что можно шутить обо всем. Главное — чтобы она никого не оскорбляла, не обижала и не унижала.

Андрей Орлов (Орлуша) , поэт:


Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Анекдот или шутка иногда просто спасают людей от безумия. Это единственная форма, которую нельзя уничтожить.

Людмила Улицкая , писатель:


Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

— Шутить можно обо всем, но чем дальше, тем более осторожно! А границы дозволенного в шутках устанавливает лишь сам шутник.

Семен Альтов , писатель-сатирик:


Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

— У каждого человека свои меры порядочности, я всегда доверял интуиции. Есть люди без чувства юмора, но и они почему-то ходят на концерты.

Алексей Столяров , пранкер Лексус:


— Каждый сам определяет эти рамки, даже несмотря на общественные и юридические аспекты. В каких-то странах власти имеют сакральное значение, и розыгрыш политика может оскорбить целый народ. Но есть и страны, в которых существует своя культура политической сатиры.

То же и с религией: шутить над тем, что свято для других,— бессмысленно, как бы сам человек ни относился к религии. Война тоже неоднозначная тема, мы лично стараемся не шутить о военных конфликтах. Национальные шутки приемлемы в случае, если сам народ относится к ним с иронией. Гендерные шутки для нас допустимы, если они не направлены на оскорбление того или иного пола.

Виталий Милонов , депутат Госдумы:


Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

— Нельзя шутить над теми вещами, которые являются сакральными для человека или сделают больно его душе. Например, над священными чувствами или родителями других людей. Все остальное — можно.

Лично мне нельзя много шутить над властями — даже 1 апреля. Скорее всего, не так поймут, кто-то реально напряжется, и придется потом бесконечно оправдываться, что это была шутка.

Михаил Швыдкой , спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству, худрук Московского театра мюзикла:


Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

— Ответ простой — читайте Уголовный и еще Административный кодекс!

Юрий Стоянов , актер, народный артист РФ:


Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

— Прежде чем шутить, нужно сначала с юмором относиться к самому себе. Для меня это основополагающая вещь. При этом надо разделять юмор и сатиру: сатира — она сиюминутна, злободневна, она про то, как хреново живется, а понятие юмора значительно шире. И у нас в традиции шутить про то, что нельзя.

Смеяться, шутить над властью, безусловно, нужно, но лично меня это мало интересует. Есть вещи, которые находятся на уровне очень простых нравственных скреп — это то, что приходит с воспитанием, пониманием, в какой стране ты живешь, в какое время, с какими людьми. Нельзя подбрасывать кошелек нищему, бросать кусок колбасы голодному и нельзя шутить над больными. Задеть шуткой можно, даже обидеть, но желательно не оскорбить.

Александр Ширвиндт , художественный руководитель Московского академического театра сатиры:


Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Читайте также: