На огэ пишут сочинение или изложение

Обновлено: 04.07.2024

Если бы спросили мое мнение, то я бы лучше оставила изложение, а сочинение убрала. Экзамен за 9 класс пишут все, даже те, кто двух слов связать не может. С изложением еще худо-бедно дети справляются, а что пишут в сочинениях! А на двух уроках в неделю учитель по русскому языку разрывается и готовит детей к трем видам работы: изложению, тестам, сочинению. По-моему, к экзамену в 11 классе ребенка приготовить проще, чем к экзамену в девятом. Тем более всем понятно, что в 11 классе дети стараются учиться, поступить в вуз, а в 9 есть такие, которым все равно: закончат они основную школу или нет.

Вывод: я бы предложила ограничиться одним видом работы по проверке умения связно составлять текст после 9 класса - изложением.

Как сдать ОГЭ по русскому языку

Чтобы эффективно подготовиться к ОГЭ по русскому языку в 9-м классе, нужно знать структуру — части ОГЭ и задания, а также обратить внимание на критерии оценивания. Рассказываем обо всём подробно.


Структура ОГЭ по русскому языку

ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей:

  • первая часть — задание с развёрнутым ответом: сжатое изложение. 45–60 минут;
  • вторая часть — 7 заданий с кратким ответом: тест. 40–60 минут;
  • третья часть — задание с развёрнутым ответом: сочинение на основе предложенного текста. 1,5–2 часа.

Определите свой уровень знаний, чтобы максимально эффективно подготовиться к экзамену

Экзамен длится 235 минут.

Основные задания экзамена

Задание 1. Изложение

Текст из 150–170 слов нужно прослушать, а затем письменно восстановить его сжато, оставив ключевую информацию и исключив второстепенную. Текст должен быть небольшим по объёму, но не бедным по содержанию.

Задания 2–8. Тест

В тест входят семь заданий с кратким ответом. В некоторых нужно выбрать один вариант ответа, в других — несколько (от двух до четырёх), а также предлагается записать либо цифры, либо слова.

Задание 2. Грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, виды односоставных предложений, второстепенные члены предложения, однородные члены, обособленные члены, вводные конструкции, ССП, СПП, типы придаточных, типы подчинения придаточных, БСП.

Задание 3. Постановка запятой, двоеточия, тире, кавычек.

Задание 4. Типы связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Трансформация словосочетания из одного типа в другой.

Задание 5. Гласные и согласные в корне: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся. Гласные после шипящих, И и Ы после приставок. Правописание суффиксов разных частей речи, правописание Н/НН. Окончания существительных и глаголов. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных и служебных частей речи. Падежная форма существительного в сочетании с производным предлогом. Правописание наречий. Мягкий знак.

Задание 6. Анализ текста. Фактическая информация текста.

Задание 7. Средства выразительности: метафора, эпитет, олицетворение, фразеологизм, сравнение, противопоставление, слова разговорного стиля.

Задание 8. Лексическое значение слова, синонимы, антонимы, просторечная и устаревшая лексика, книжный и разговорный стиль.

Задание 9. Сочинение

Задание третьей части выполняется на основе текста из тестового задания 6. Работу нужно написать по одной из тем на выбор: 9.1, 9.2 или 9.3.

Сочинение 9.1. Сочинение на лингвистическую тему.

Сочинение 9.2. Сочинение по фрагменту текста.

Сочинение 9.3. Сочинение по заданному понятию.

Критерии оценивания по ФИПИ

Изложение

Объём сжатого изложения не менее 70 слов, но и не более 100. Здесь вы должны передать все три микротемы, поместить каждую в отдельный абзац и применить в каждом абзаце какой-нибудь способ сжатия. Максимальное количество баллов за сжатое изложение — 7.

Изложение оценивается по следующим критериям:

— Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы — 2 балла.

— Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему — 1 балл.

— Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы — 0 баллов.

— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста — 3 балла.

— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста — 2 балла.

— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста — 1 балл.

— Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста — 0 баллов.

  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2 балла.

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1 балл.

— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.

Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл. Если ответ неверный или отсутствует — 0 баллов. За частично верные ответы баллы не начисляются.

Сочинения 9.1–9.3

Объём — не менее 70 слов.

Ваша задача — правильно объяснить цитату, доказать своё мнение двумя примерами-аргументами из текста, указав роль этого примера, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за сочинение — 9.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:

  • Наличие обоснованного ответа

— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет — 2 балла.

— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса — 1 балл.

— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания или тезис доказан на бытовом уровне — 0 баллов.

— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте — 3 балла.

— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте — 2 балла.

— Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте — 1 балл.

— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста — 0 баллов.

  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2 балла.

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1 балл.

— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.

— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет — 2 балла.

— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста — 1 балл.

— В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 баллов.

Ваша задача — правильно объяснить смысл фрагмента текста, привести два примера из текста, доказывающих ваше объяснение, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за это сочинение — 9.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста:

— Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет — 2 балла.

— Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации — 1 балл.

— Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует — 0 баллов.

— Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента — 3 балла.

— Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента — 2 балла.

— Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста — 1 балл.

— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть — 0 баллов.

  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2 балла.

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1 балл.

— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.

— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет — 2 балла.

— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста — 1 балл.

— В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 баллов.

Ваша задача — правильно объяснить слово, привести два примера из текста или из текста и из жизни, доказывающих ваше объяснение, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за сочинение — 9.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста:

— Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его — 2 балла.

— Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его — 1 балл.

— Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует — 0 баллов.

— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой — из жизненного опыта или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста — 3 балла.

— Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста — 2 балла.

— Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта — 1 балл.

— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента — 0 баллов.

  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2 балла.

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1 балл.

— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.

— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет — 2 балла.

— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста — 1 балл.

— В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 баллов.

Как оценивается грамматика

Количество ошибок в грамматике считают по изложению и сочинению вместе, то есть минимум за 140 слов. Если слов получилось меньше, то максимальная оценка по каждому критерию — 1 балл. Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по грамматике — 10.

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого:

  • Соблюдение орфографических норм

— Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки — 2 балла.

— Допущены две-три ошибки — 1 балл.

— Допущено четыре и более ошибки — 0 баллов.

— Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок — 2 балла.

— Допущены три-четыре ошибки — 1 балл.

— Допущено пять и более ошибок — 0 баллов.

— Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка — 2 балла.

— Допущены две ошибки — 1 балл.

— Допущено три и более ошибки — 0 баллов.

— Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок — 2 балла.

— Допущены три-четыре ошибки — 1 балл.

— Допущено пять и более ошибок — 0 баллов.

  • Фактическая точность письменной речи

— Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет — 2 балла.

— Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов — 1 балл.

— Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов — 0 баллов.

Баллы за ОГЭ по русскому

Максимальное количество баллов за изложение — 7 баллов.

За тест — 7 баллов.

За сочинение — 9 баллов.

Грамматика (оценивается изложение + сочинение) — 10 баллов.

Максимальное количество первичных баллов за весь экзамен — 33 балла.

Первичные баллыОценкаПримечание
0–14 баллов2
15–22 балла3
23–28 баллов4Из них не менее 4 баллов за грамотность. Если по этим критериям выпускник набрал менее 4 баллов, выставляется отметка 3.
29–33 балла5Из них не менее 6 баллов за грамотность. Если по этим критериям выпускник набрал менее 6 баллов, выставляется отметка 4.

Изображение на обложке: Julia Packan / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Главные вопросы о письменной части ОГЭ 2020 по русскому языку

ОГЭ – это основной государственный экзамен, который ученики сдают в 9-м классе и без которого невозможно получить аттестат об основном общем образовании. ОГЭ по русскому языку, наряду с математикой, является обязательным предметом для всех девятиклассников.

Структура ОГЭ по русскому языку

ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей – тестовой части, сочинения и изложения. Чтобы получить уверенную четверку, не говоря уж о пятерке, необходимо выполнить все три части.

Критерии оценивания

За тестовую часть (задания № 2–8) можно получить 7 баллов – по одному баллу за каждый верный ответ. Как мы уже упоминали ранее, в задании может быть несколько вариантов ответа, и если вы добавите лишний ответ или один вариант из трех будет ошибочным, то, увы, – задание будет оценено нулем баллов.

Итак, если вы намерены получить достойный балл за основной государственный экзамен, который, кстати, является вступительным испытанием во многие колледжи и техникумы, – все три части чрезвычайно важны.

К чему готовиться, чтобы получить максимум баллов?

Типы сочинений ОГЭ и советы эксперта по написанию сочинения

На выбор ученику предлагается три типа сочинения.

Задание 15.1 представляет собой сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Выпускнику необходимо раскрыть высказывание о русском языке (например, об орфографии, или стилистике, или пунктуации) одного из видных филологов, лингвистов, писателей. Первый абзац сочинения должен быть посвящен раскрытию данного высказывания. Во втором и третьем абзаце выпускник должен привести два примера из текста, подтверждающие тезис. Так, если тезисом работы является мысль о том, что знаки препинания помогают передать чувства говорящего, то в пример можно привести предложения с вопросительным или восклицательным знаком, которые передают вопрос, удивление или возмущение автора или героя текста. В заключительном абзаце необходимо написать вывод ко всей работе.

Задание 15.2 связано с умением ученика анализировать текст. В первом абзаце этого типа письменной работы нужно раскрыть фрагмент текста, объяснив значение какой-либо фразы из текста. Ученик должен показать, как он понял основную мысль предложенного для анализа текста. Во втором и третьем абзацах нужно привести два примера-иллюстрации из текста, которые помогают раскрыть основную мысль. И не стоит забывать про вывод – необходимую композиционную часть любого сочинения.

Последний тип задания – 15.3. В нем выпускнику нужно объяснить, как он понимает значение какого-либо понятия, такого, к примеру, как любовь, милосердие, доброта, предательство, настоящее искусство и тому подобное. В первом абзаце ученик должен написать, как он понимает значение этого понятия. Во втором абзаце – привести примеры из текста. Например, если речь идет о милосердии, нужно найти в тексте пример этого качества, показать, кто из героев его демонстрирует. Третий абзац посвящен примеру из жизненного опыта, в который можно включить пример из прочитанной учеником книги. В выводе нужно подвести итог всем размышлениям.

Сочинение на максимум баллов

Пример и разбор сочинения

Рассмотрим пример сочинения, в котором сделаны типичные ошибки.

Что такое бестактность? Бестактность – это качество, которое задевает чувства других. Бестактные люди лишены чуткости.

Приведу пример из текста. В предложениях 29–36 одноклассники и старшеклассники проявили бестактность, то есть задели чувства мальчика.

В данном абзаце пример из текста не раскрыт, а лишь упомянут. Необходимо было дописать, как именно были задеты чувства мальчика, в чем конкретно была проявлена бестактность. Также можно было привести цитату из текста.

Хотелось бы еще привести пример из жизненного опыта. У моего знакомого есть привычка перебивать. Это и есть настоящая бестактность. Из-за этого у него практически нет друзей и приятелей.

В этом абзаце ученик допустил принципиальную ошибку, связанную с этичностью высказывания. Нельзя в осуждающем тоне писать о друзьях, знакомых, окружающих людях. Недостатки, отрицательные качества лучше всего демонстрировать или на своем примере, или на примере из литературы.

Хотелось бы еще добавить, что бестактность – это качество, из-за которого нарушаются нормы общения.

Мне кажется, что материнская любовь – это бескорыстное, всепрощающее и вечное проявление добра и тепла матери по отношению к детям. Мама всегда готова помочь и поддержать своих детей, простить их, если они совершили ошибку.

В заключение хотелось бы сказать, что материнская любовь является одной из самых важных вещей для ребенка и даже для взрослого человека, ведь всем нам, независимо от возраста, бывает нужен мамин совет или помощь.

Подготовим к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку

Основная информация об изложении

Изложение – это задание под номером 1 в ОГЭ по русскому языку. Именно с него начинается экзамен. Выпускникам с перерывом в 5 минут будет включена аудиозапись с текстом изложения. Первый раз мы рекомендуем ничего не записывать, а лишь пометить начало микротем и уловить общий смысл текста – иначе, увлекшись записыванием, можно пропустить остальной текст. В перерыве стоит набросать то, что запомнилось. А вот во время прослушивания текста во второй раз записать все то, что вы упустили в первый раз.

Ни в коем случае не стоит писать точь-в-точь теми же словами, что и в исходном тексте. Ваша задача – пересказать текст, показав, что вы уловили смысл и использовали приемы сокращения, а не продемонстрировать отличную память, переписав текст дословно.

Конечно же, не стоит и сочинять, если вы что-то недопоняли или не успели. Смысл текста не должен быть искажен, текст не должен быть переписан дословно – вот основные условия для успешного написания изложения.

Получить максимальный балл на экзамене реально, нужно приложить немного усилий, вовремя начать подготовку и не верить в расхожие заблуждения. Совместно с экспертом ОГЭ развеяли пять мифов об экзамене и его письменной части.

Сочинение ОГЭ 2020

Критерии оценивания

Давайте рассмотрим критерии оценивания изложения, чтобы понять, что требуется от экзаменуемого.

Критерий ИК-1. Максимум по этому критерию – 2 балла – можно получить, если верно выделить все микротемы, то есть правильно услышать 3 абзаца. Если добавить или убрать одну микротему, то один балл снимается. Ноль баллов по этому критерию ставится, если неправильно определены две микротемы.

Критерий ИК-2. 3 балла по этому критерию можно получить, если выпускник применил несколько приемов сжатия текста на протяжении всей работы. То есть, к примеру, выпускник равномерно сократил все абзацы, использовав такие приемы сжатия, как обобщение или исключение неважной для понимания текста информации.

Критерий ИК-3. В этом критерии оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Если верно выделить все микротемы в соответствии с критерием ИК-1, то и по этому критерию можно получить максимум – 2 балла. Если же в работе неправильно выделен один из абзацев или допущена одна логическая ошибка, то по этому критерию снимается один балл. Ноль баллов ставится при условии, если выпускник сделал больше одной логической ошибки или неверно выделил два абзаца.

Общие критерии оценивания для изложения и сочинения

Рассмотрим критерии оценивания, которые относятся сразу и к изложению, и к сочинению.

ГК-1. Чтобы получить по этому критерию 2 балла, нужно совершить не более одной орфографической ошибки и в изложении, и в сочинении. За две-три ошибки ставится один балл, а за четыре и более – 0 баллов.

ГК-2. Максимум по этому критерию (2 балла) ставится, если в двух письменных работах ученик совершил не более двух пунктуационных ошибок. Если есть 3–4 ошибки, то ставится 1 балл, а за 5 и более ошибок, увы, по этому критерию выставляется ноль баллов.

ГК-4. Чтобы получить 2 балла, ученик должен сделать не более двух речевых ошибок в изложении и сочинении. За 3–4 ошибки ставится 1 балл, за 5 и более ошибок – 0 баллов. К типичным речевым ошибкам относятся, например, тавтология или плеоназм, смешение паронимов, неоправданное употребление просторечных слов или слов высокого стиля, ошибочное употребление фразеологизмов.

ФК-1. Критерий, проверяющий фактическую точность письменной речи. При полном отсутствии такого вида ошибок ставится 2 балла, за 1 ошибку – 1 балл, за 2 и более – 0 баллов. К фактическим ошибкам относятся ошибки в употреблении терминов, ошибки в датах, географических названиях, именах и фамилиях авторов, названиях литературных произведений, именах и фамилиях персонажей, неточное цитирование, искажение сюжета и так далее.

Как готовиться?

Алгоритм подготовки

Учителям просто некогда тщательно готовить учеников к экзамену, поскольку на это не заложено время в школьной программе. Ни для кого не секрет, что занятия с репетиторами или посещение курсов – едва ли не обязательное условие успешной сдачи ОГЭ.

Конечно, при должном усердии и усидчивости можно самому хорошо подготовиться к экзаменам, по крайней мере, к тестовой части – для этого существует много интернет-ресурсов и печатных сборников заданий. Но важно следить, соответствуют ли эти издания и интернет-источники КИМам 2020 года.

А вот к изложению и сочинению самостоятельно подготовиться гораздо труднее, чем к тесту. Практически нереально самому проверить орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки – а ведь на этих критериях можно потерять до 10 баллов, то есть почти треть от всех баллов за ОГЭ (максимум – 33 балла).

Каков же алгоритм подготовки к ОГЭ? На наш взгляд, начать подготовку лучше всего с отработки и разбора тестовой части. Подготовку к изложению можно совместить с подготовкой к итоговому собеседованию – и там, и там требуется умение сократить текст, передав основной его смысл. При подготовке к сочинению мы прежде всего советуем определиться с типом сочинения – 15.1, 15.2 или 15.3 – и готовиться конкретно к выбранному типу работы. Параллельно мы советуем повторять правила орфографии и пунктуации за весь школьный курс – эти знания пригодятся и в тестовой части.

Все ли я знаю о сочинении и изложении?

Хотите закрепить материал, тогда скорее проходите короткий тест, чтобы проверить себя.

Пройдите тест и узнайте, готовы ли вы к сочинению

Разбор теста

1. За сочинение максимум можно получить 9 баллов.

2. Нет, можно выбрать только один тип задания – или 15.1, или 15.2, или 15.3. Если вы хотите получить максимальный результат на экзамене, то не стоит пропускать ни изложение, ни сочинение, ни тестовую часть.

3. За каждое из заданий тестовой части ставится 1 балл, при этом ученик должен выбрать полностью правильный ответ. Если хотя бы одна цифра из нескольких в ответе будет неверной, то задание полностью не засчитывается.

4. В задании 15.2 нужно привести два примера из текста, а в задании 15.3 один пример из текста, а один – из жизненного опыта.

5. Если сделать ошибку в определении одной из микротем изложения, то по критерию ИК-1 можно получить только один балл. Если верно выделить все микротемы – 2 балла, если неверно определены 2 микротемы – 0 баллов.

6. Да, допускается использование лишь одного из приемов сжатия текста, однако важно применить его ко всему тексту.

7. Данные ошибки относятся к грамматическим ошибкам, соответственно, баллы будут сняты по критерию ГК-3.

9. Очевидно, что ученик допустил фактическую ошибку – перепутал храм Христа Спасителя и собор Василия Блаженного (именно собор и находится на Красной площади). За ошибку такого вида можно потерять баллы по критерию ФК-1.

Стоит ли бояться ОГЭ по русскому языку и какие меры можно предпринять

Основной государственный экзамен – это, безусловно, серьезное испытание, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь выпускников. От баллов на ОГЭ у многих учеников зависит переход в 10–11-й классы или поступление в средние специальные учебные заведения – одно это уже может вызвать панику.


Русский язык — один из двух обязательных предметов, по которым все ученики должны сдать ОГЭ. Даже если вам кажется, что высокий балл на экзамене в средней школе мало на что влияет, помните: ОГЭ — это генеральная репетиция перед ЕГЭ. Чем лучше вы подготовитесь в 9-м классе, тем проще будет в 11-м.

О чем эта статья:

В этой статье мы поговорим о том, из каких частей будет состоять экзамен по русскому языку в 2022 году, разберем секреты хороших сочинений и изложений, а также рассмотрим несколько заданий на примере демоверсии. Иными словами, расскажем, как хорошо подготовиться к ОГЭ по русскому языку и легко его сдать.

Используйте промокод ORGANICA при покупке курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку в Skysmart, чтобы получить:

1 урок в подарок при оплате пакета из 8 занятий;

2 урока при оплате пакета из 16 занятий;

4 бесплатных урока при покупке 32 занятий;

6 уроков в подарок при оплате 64 занятий.

Что входит в ОГЭ по русскому языку

В 2022 году экзамен будет состоять из 3 частей:

Изложение — задание с развернутым ответом.

Анализ слова, предложения, текста — задания с кратким ответом.

Сочинение-рассуждение — задание с развернутым ответом.

Также в средней школе ученикам предстоит пройти итоговое собеседование, но оно не входит в сам ОГЭ, поэтому подробнее о нем поговорим в следующий раз. Узнать больше о темах заданий и об их количестве можно на официальном сайте ФИПИ, в кодификаторе экзамена.

Все о 1-й части ОГЭ по русскому языку: изложение

В задании № 1 ученика ждет сжатое изложение. Цель этого задания — проверить, насколько хорошо он может понимать устную речь, выделять основную и дополнительную информацию, перерабатывать и излагать ее своими словами, определять микротемы.

Сначала школьник должен будет прослушать текст объемом около 150 слов. Текст прочитают дважды, после чего ученику нужно изложить его краткое содержание вместе с ключевой информацией.

5 секретов подготовки сжатого изложения

Чтобы как можно лучше написать изложение и сдать ОГЭ по русскому языку на 4 или 5, воспользуйтесь этими правилами:

Во время первого прослушивания текста выписывайте подлежащие, сказуемые и другие слова, без которых нельзя будет понять смысл предложения.

Не тратьте время на выписывание вводных слов или сложных конструкций вроде причастных и деепричастных оборотов. Не пытайтесь в точности повторить предложение: это отнимет у вас драгоценное время и баллы.

Примените не менее одного способа сжатия: исключение, обобщение или уточнение.

Записывайте ключевые слова в том порядке, в котором они расставлены по тексту. Так вы не нарушите последовательность изложения.

Между прослушиваниями определите микротемы по своим заметкам. Во время второго прочтения убедитесь, что не упустили ни одну из них.

Как считают баллы за сжатое изложение

Всего за это задание можно получить 7 баллов. Давайте подробнее разберемся, как оценивают готовое изложение.

Все о 2-й части ОГЭ по русскому языку: анализ слова, предложения, текста

В этом блоке экзамена будет 7 вопросов, где ученик должен прочитать условие и оставить краткий ответ. Задания 2–5 проверят, насколько хорошо школьник усвоил темы:

второстепенные члены предложения;

знаки препинания в предложении;

орфографический анализ (орфограмма, морфема, слово).

В заданиях 6–8 ученик сможет показать свои навыки работы с текстом. В этой части экзамена ему нужно будет прочитать небольшой текст и выполнить 3 связанных с ним задания:

анализ содержания текста;

анализ средств выразительности;

лексический анализ слов из текста.

Как подготовиться ко 2-й части ОГЭ по русскому языку

Если посмотреть на опыт участников ОГЭ прошлых лет, можно увидеть, в каких заданиях они чаще всего ошибались. Чтобы и вы не попались в эти ловушки, предлагаем разбор некоторых заданий на примере демоверсии.

Задание № 3. Пунктуационный анализ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Как выполнять

Первое, на что нужно обратить внимание, — это условие задания. В нем указано, что школьник должен расставить все знаки препинания в тексте, но в ответе записать цифры, где стоят только запятые. Будьте внимательны!

Чтобы правильно выполнить это задание и увеличить шансы на высокий балл, нужно выделить грамматическую основу во всех предложениях, а после — проанализировать их строение. Это поможет найти правильный ответ: 13456789.

Задание № 4. Синтаксический анализ

Замените словосочетание цель жизни, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Как выполнять

Если вы хотите правильно выполнить это задание, сначала нужно будет найти в словосочетании главное и зависимое слова. В нашем случае цель — это главное слово, оно не изменится при трансформации словосочетания. Второе слово — жизнь — зависимое. Его и нужно будет поменять по условию задания. Если вместо жизнь напишем жизненная, то получим словосочетание жизненная цель, вид связи в котором — согласование. Это и будет верный ответ.

Задание № 5. Орфографический анализ

1) РАСЦЕНИВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (решил много) ЗАДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Как выполнять

Чтобы правильно выполнить это задание, ученик должен хорошо помнить правила орфографии. Пригодятся знания и умения из области фонетики — отличать звонкие согласные от глухих, ударные гласные от безударных и находить чередование гласных в корне слова. В этом задании нужно сделать фонетический анализ слов, оценить качества звуков и процессы: оглушение, озвончение и т. д. Вместе с этим школьник должен будет провести и другие виды анализа: морфологический, морфемный, словообразовательный, орфографический и лексический. Только так получится прийти к верному ответу: 1 и 5.

Еще больше о подводных камнях ОГЭ можно узнать на курсе подготовки к экзаменам в Skysmart. Используйте промокод ORGANICA при покупке занятий по русскому языку и другим предметам, чтобы получить:

1 урок в подарок при оплате пакета из 8 занятий;

2 урока при оплате пакета из 16 занятий;

4 бесплатных урока при покупке 32 занятий;

6 уроков в подарок при оплате 64 занятий.

Как считают баллы за 2-ю часть ОГЭ

Все верные ответы в этом блоке оценивают 1 баллом. Если ответ неправильный или его нет совсем, за это задание ставят 0 баллов. То же самое ждет и частично верные ответы, поэтому советуем внимательно читать условия заданий.

Все о 3-й части ОГЭ по русскому языку: сочинение-рассуждение

Финальное задание экзамена по русскому языку — это сочинение-рассуждение. На ОГЭ школьник может сам выбрать его тему:

9.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

9.2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом фрагмента текста.

9.3. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

Как подготовиться к сочинению на ОГЭ по русскому языку

Максимально за сочинение-рассуждение можно получить 9 баллов, не считая баллов за грамматику. Чтобы легко подготовиться к сочинению на ОГЭ по русскому языку, воспользуйтесь советами от экспертов онлайн-школы Skysmart:

Заранее узнайте критерии, по которым будут оценивать вашу работу.

Пользуйтесь алгоритмом, который поможет написать структуру сочинения. Для каждой из тем он свой.

Научитесь правильно писать вступление и заключение к темам.

Потренируйтесь выбирать примеры-иллюстрации и примеры-аргументы.

Узнайте, что такое речевые формулы и как ими пользоваться в сочинении.

Напишите несколько тестовых сочинений-рассуждений на разные темы, чтобы до автоматизма отработать навыки.

Не пытайтесь выдать за сочинение переписанный или пересказанный текст из задания — такую работу оценят в 0 баллов.

Как считают баллы за сочинение-рассуждение

Теперь разберемся, как именно будут оценивать 3-ю часть работы. Помните: перед экзаменом важно разобраться в критериях. Это поможет узнать, как много нужно набрать баллов на сочинении, чтобы сдать ОГЭ по русскому языку на желаемую оценку: 3, 4 или 5.

9.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

С1К1

Наличие обоснованного ответа

Баллы

В сочинении ученик рассуждает верно и без фактических ошибок

В сочинении ученик рассуждает верно, но есть 1 фактическая ошибка

В сочинении ученик рассуждает верно, но есть 2 фактические ошибки и более

Ученик не доказал тезис

Ученик рассуждает вне контекста

Ученик доказал тезис на бытовом уровне

С1К2

Наличие примеров-аргументов

Баллы

Ученик привел 2 примера из текста и указал их роль

Ученик привел 2 примера из текста, но не указал их роль

Ученик привел 2 примера из текста, но указал роль 1 из них

Ученик привел 1 пример из текста и указал его роль

Ученик привел 1 пример из текста, но не указал его роль

Ученик привел неверные примеры из текста

Ученик не привел примеров

С1К3

Смысловая цельность, связность речи, последовательность сочинения

Баллы

Работа цельная, связная и последовательная. Нет логических ошибок, текст правильно разделен на абзацы

Работа цельная, связная и последовательная, но есть 1 логическая ошибка или 1 неверное разделение на абзацы

Работа цельная, связная и последовательная, но есть 2 логические ошибки или 2 неверных разделения на абзацы

С1К4

Композиция

Баллы

Ученик составил стройную композицию в работе, ошибок в построении текста нет

Ученик составил стройную композицию в работе, есть 1 ошибка в построении текста

В работе есть 2 ошибки в построении текста и более

Максимум баллов

9.2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом фрагмента текста

С2К1

Понимание смысла отрывка

Баллы

Ученик верно объяснил смысл отрывка из текста, без ошибок в интерпретации

Ученик в целом верно объяснил смысл отрывка из текста, но допустил 1 ошибку в интерпретации

Ученик в целом неверно объяснил смысл отрывка из текста

Ученик ошибся в интерпретации 2 раза и более

С2К2

Наличие примеров-иллюстраций

Баллы

Ученик привел 2 примера из текста, которые подходят к объяснению фрагмента

Ученик привел 1 пример из текста, который подходит к объяснению фрагмента

Ученик привел пример не из текста

Ученик не привел примеров

Ученик привел цитату из задания как пример

С2К3

Смысловая цельность, связность речи, последовательность сочинения

Баллы

Работа цельная, связная и последовательная. Нет логических ошибок, текст правильно разделен на абзацы

Работа цельная, связная и последовательная, но есть 1 логическая ошибка или 1 неверное разделение на абзацы

Работа цельная, связная и последовательная, но есть 2 логические ошибки или 2 неверных разделения на абзацы

С2К4

Композиция

Баллы

Ученик составил стройную композицию в работе, ошибок в построении текста нет

Ученик составил стройную композицию в работе, есть 1 ошибка в построении текста

В работе есть 2 ошибки в построении текста и более

Максимум баллов

9.3. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста

С3К1

Понимание смысла слова

Баллы

Ученик дал определение и прокомментировал его

Ученик дал определение, но не прокомментировал его

Ученик дал неверное определение

С3К2

Наличие примеров-аргументов

Баллы

Ученик привел 2 примера: один из жизни, другой из текста

Ученик привел 2 примера из текста

Ученик привел 1 пример из текста

Ученик привел 1 пример из жизни и более

С3К3

Смысловая цельность, связность речи, последовательность сочинения

Баллы

Работа цельная, связная и последовательная. Нет логических ошибок, текст правильно разделен на абзацы

Работа цельная, связная и последовательная, но есть 1 логическая ошибка или 1 неверное разделение на абзацы

Работа цельная, связная и последовательная, но есть 2 логические ошибки или 2 неверных разделения на абзацы

С3К4

Композиция

Баллы

Ученик составил стройную композицию в работе, ошибок в построении текста нет

Ученик составил стройную композицию в работе, есть 1 ошибка в построении текста

В работе есть 2 ошибки в построении текста и более

Максимум баллов

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи

Обратите внимание: эти критерии относятся и к изложению, и к сочинению. Если в изложении и сочинении есть ошибки — они суммируются. То есть проверяющий оценивает письменную речь ученика в целом.

ГК1

Орфография

Баллы

Нет ошибок или 1 ошибка

Больше 4 ошибок

ГК2

Пунктуация

Баллы

Нет или не больше 2 ошибок

Больше 5 ошибок

ГК3

Грамматика

Баллы

Нет ошибок или 1 ошибка

Больше 3 ошибок

ГК4

Речевые нормы

Баллы

Нет или не больше 2 ошибок

Больше 5 ошибок

ГК5

Фактическая точность

Баллы

Больше 2 ошибок

Максимум баллов

Чтобы подготовиться к ОГЭ по русскому языку как можно быстрее и эффективнее, эксперты рекомендуют сочетать уроки с репетитором и самостоятельные занятия. Так ученик сможет охватить максимум теории, узнать от преподавателя нюансы экзамена и подготовиться без спешки. На курсах подготовки к ОГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart учителя разбирают со школьниками критерии оценивания и каждое задание, а также помогают сдать пробный экзамен. Готовьтесь с нами и используйте промокод ORGANICA для новых учеников, чтобы получить:

Читайте также: