На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчи­таться.

Садитесь, Юлия Васильевна! —сказал я ей.—Давайте посчитаемся. Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите. Ну-с. Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц.

- Нет, по тридцати. У меня записано. Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца.

— Два месяца я пять дней.

- Ровно два месяца. У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей. Вычесть девять воскресений. вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только. да три праздника.

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила обо­рочку, но. ни слова.

- Три праздника. Долой, следовательно, двена­дцать рублей. Четыре дня Коля был болен и не было за­нятий. Вы занимались с одной только Варей. Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не зани­маться после обеда. Двенадцать и семь—девятнадцать. Вычесть. останется. гм. сорок один рубль. Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и напол­нился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но—ни слова.

- Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля. Чашка стоит дороже, она фамильная, но. бог с вами! Где наше не пропадало! Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок. Долой десять. Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки .Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять. Десятого января вы
взяли у меня десять рублей.

Я не брала! —шепнула Юлия Васильевна.

Но у меня записано!

Ну, пусть. хорошо.

Из сорока одного вычесть двадцать семь—оста­нется четырнадцать.

Оба глаза наполнились слезами. На длинном, хоро­шеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

Я раз только брала, — сказала она дрожащим го­лосом.— Я у вашей супруги взяла три рубля. Больше не брала.

Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать. Вот вам ваши деньги, милейшая! Три. три, три. один и один. Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей. Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

— Мегsi,— прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

- За что же мегsi? —спросил я.

- Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же мегsi?

— В других местах мне и вовсе не давали.

- Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам. Я отдам вам все ваши восемь­десят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не про­тестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размаз­ней?

Я попросил у нее прощения за жестокий урок и от­дал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла. Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

А.П.Чехов в первую очередь известен благодаря своим рассказам на бытовые темы. Мастер обличения ничтожества и пошлости, Чехов даже в самых кратких своих рассказах удивительно точно несколькими штрихами передает человеческие характеры. Причем произведения писателя недидактичны, он не поучает читателя, а заставляет задуматься.

Во вступлении хорошо сказано об авторе, но далее вся работа не поддерживает тему ничтожества и пошлости.

Формулировка одной из

Проблема сформулирована точно.

Комментарий к проблеме

Так как перед нами художественное произведение, здесь надо было бы сказать о сюжете одним-двумя предложениями: хозяин куражится над гувернанткой, вычитая из ее жалования деньги под абсурдными предлогами, а потом все-таки ей все деньги отдает, мотивируя тем, что преподнес ей урок, как надо себя защищать.

тируется проблема в целом и есть опора на текст).

Сформулированная позиция автора

Автор работы не сразу формулирует позицию писателя, а говорит о своем пути понимания рассказа. Это хорошо, потому что рассказ неоднозначен. В нем отразились две позиции: точка зрения рассказчика заявлена определенно: надо уметь за себя постоять, нельзя быть размазней, а мнение писателя не формулируется, симпатия автора – это не позиция. Но тем не менее вдумчивый читатель должен понять, что писатель не разделяет точку зрения героя. В данном случае по современным критериям можно было бы сформулировать только позицию героя-рассказчика, но ни в коем случае не приписывая ее А.П.Чехову.

Выражение своего согласия/

несогласия с позицией автора

С мнением автора, по-моему, согласится не каждый. Если читать рассказ поверхностно, не вникая в его скрытый смысл, то гувернантка кажется ничтожеством, а мужчина, так дурно с ней поступивший, кажется молодым и сильным человеком, умеющим жить. Мне тоже сначала так показалось. Но, перечитав рассказ еще несколько раз, я наконец поняла истинное мнение Чехова и приняла его. Действительно, сила не заключается в том, что ты можешь притеснять других, и не в умении огрызаться на тех, кто несправедлив к тебе.

Автор работы четко сформулировал свою точку зрения.

Один аргумент из Священного Писания, второй из художественной литературы. Можно было бы, конечно, рассказать историю из собственной жизни, но рядом с чеховским рассказом, боюсь, она бы выглядела бледновато.

В русской традиции почитать смирение и всепрощение, а не наглость, нахрапистость и хамство. А примеров духовного подвига можно много найти в житиях святых и у них учиться, у Ксении Блаженной и Серафима Саровского, например.

Заключение логичное, но отказ от сопротивления злу и духовный подвиг – все-таки разные вещи.

Несмотря на отдельные недочеты, работы логичная, связная, убедительная, поэтому и потери баллов здесь нет ни по одному критерию.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от первого лица. Рассказчик и персонаж (хозяин) совмещены в одном лице. Такое повествование всегда субъективно. Рассказчик хорошо осведомлён о мыслях и чувствах только одного персонажа, которым сам и является. В этом рассказе образ гувернантки дан с точки зрения хозяина-рассказчика, объективность которой остаётся под вопросом.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Слабый человек в большом, враждебном мире, бессильный противостоять ему.

Этими словами рассказчик заканчивает повествование. Очевидно, легко быть сильным на фоне таких бесхарактерных людей.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Сюжет рассказа основан на психологическом эксперименте, проводимом героем над нанятой им гувернанткой Юлией Васильевной. Хозяин (рассказчик) вызывает её для уплаты жалования, но перед этим знакомит её со всеми подсчётами.

Гувернантка отработала два месяца, за которые хозяин должен ей 80 рублей. В самом начале хозяин вычел из её жалования 10 рублей, настаивая на 30 рублях в месяц вместо 40. Робкая попытка девушки возразить пресечена хозяином. После этого он нашёл ещё ряд причин, по которым жалование гувернантки должно ещё сократиться. Хозяин высчитал за нерабочие дни, за разбитую чайную пару, за украденные горничной ботинки у её дочери и т. д. В результате таких подсчётов он оставил гувернантке за два месяца 11 рублей вместо 80.

Юлия Васильевна дрожащими пальцами взяла эти деньги и прошептала благодарность. Рассказчик не выдерживает, вскакивает, возмущается бесхарактерностью девушки, ведь он её обобрал. Герой отдаёт гувернантке положенные ей 80 рублей, извиняясь за свою шутку и поучая, что нельзя быть на этом свете не зубастой и размазнёй.

7. Система образов произведения.

Юлия Васильевна милая, честная, искренняя девушка, но живёт в роли жертвы.

8. Композиция произведения.

Экспозиция: хозяин приглашает гувернантку зайти к себе в кабинет.

Развитие действия: хозяин выдвигает довод за доводом, чтобы вычесть из жалования гувернантки как можно больше денег.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Автор использует выразительную художественную деталь для создания образа Юлии Васильевны: церемонная, шепнула, дрожащими пальчиками, дрожащим голосом, замерсикала.

10. Отзыв о произведении.


Янв 3, 2019 | 0 комментариев

В нашей жизни часто прослеживается противостояние сильных и слабых. Его сложно искоренить, однако всегда можно стараться оставаться человеком и не терять своего человеческого достоинства ни при каких обстоятельствах.

Тему человеческого достоинства поднимали многие писатели. Особенно ярко удается раскрыть образ униженного человека размазни Чехову, который как нельзя лучше понимал состояние униженных. В итоге писатель написал работы, где иногда лишь легкой тенью просматривается образ униженных людей, а иногда и со всей жесткостью.

Чехов Размазня сочинение

Одним из рассказов Чехова, который раскрывает наболевшие проблемы, стала его работа Размазня. Это был один из его первых рассказов, где Чехов стал поднимать серьезные вопросы и проблемы. Так, создавая образы героев, Чехов раскрывает проблему человеческого достоинства, проблему притеснения слабых сильными. Своим небольшим рассказом, где хозяин решил проучить гувернантку, выплатив вместо восьмидесяти рублей лишь одиннадцать, автор показывает читателю, как важно бороться с робостью и застенчивостью. Да, в итоге барин отдал полагаемые восемьдесят рублей, но мог этого и не сделать. Мы бы увидели, как гувернантка покорно берет свои одиннадцать рублей и радуется этому немногому. Но это было бы несправедливо, и автор указывает на эту проблему. Слабым и застенчивым людям порой важно показать свой оскал. Если этого не делать, то их всегда будут обманывать и пользоваться их добротой.

Чехов Размазня сочинение

Мы видим, как сильно возмущает Чехова такое поведение кислых и бездейственных людей. Это хорошо прослеживается в его рассказе Размазня, где автор устами работодателя восклицает: Отчего вы не протестуете? Хозяин хотел преподать урок гувернантке, да вот только пошел ли этот урок впрок? Скорее всего нет. Что самое страшное, такие размазни есть и в наше время. Жизнь пытается сделать их сильнее и решительнее, да только большинству из них, чтобы вспомнить о своем человеческом достоинстве, будет жизни мало. Поэтому в рассказе Размазня Чехов обращается и к сильным людям. Он хочет донести до них, как важно считаться со слабыми людьми, не пользоваться их нерешительностью, а напротив, важно их поддержать и помочь.

Размазня: краткое содержание

Сюжет и содержание рассказа Чехова Размазня начинается тем, что работодатель пригласил в кабинет гувернантку своих детей, чтобы оплатить ее работу. Звали ее Юля. Из текста мы понимаем, что девушка в доме работает два месяца и пять дней, и за работу она должна была получить по сорок рублей в месяц. Однако работодатель своим напором постоянно исправляет слова девушки, утверждая, что договаривались они об оплате в тридцать рублей за месяц, а работает она полные два месяца. Именно так у него записано в блокноте. Получается, что он должен лишь шестьдесят рублей. Однако он их не выплачивает, и продолжает вести свой подсчет.

Хозяин отнимает праздничные и выходные дни, дни когда болел один ребенок, и когда у гувернантки болели зубы. Девушка лишь молчала, и только слезы на глазах выдавали ее чувства. Огласив, что в итоге получается сорок один рубль, работодатель не спешил их выплачивать. Он высчитывал за каждую проделку сына, за то, что девушка не доглядела, утверждал, что гувернантка у него взяла в долг. Девушка сначала пыталась отрицать, но потом соглашалась и лишь молча слушала рассуждения работодателя.

В итоге хозяин насчитал одиннадцать рублей, которые и выплатил Юле. Девушка со слезами на глазах взяла деньги и поблагодарила своего благодетеля.

И ту мы видим возмущение хозяина. Он спросил, за что она его поблагодарила, ведь по сути он ее обобрал, ограбил. На это Юля ответила, что в другом месте ей и вовсе бы не заплатили. Работодатель понимает, почему ее обманывали, пытается открыть глаза, вопрошая, разве можно быть такой размазней и кислятиной. Своим примером он хотел лишь преподать девушке урок, и по-честному выплатил положенные ей восемьдесят рублей. Однако, заглядывая героине в лицо, он понимает, что из этой ситуации девушка выводов не сделала. Отдавая всю сумму хозяин подумал, как же легко быть сильным в этом мире.

Послушать рассказ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(написание черновика сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку) 11 класс

Галямова О.Е. 165 шк.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.

Образовательные:

2) Создать текст чернового варианта сочинения.

развивать коммуникативные навыки: логично, последовательно излагать свои мысли, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и систематизировать учебный материал;

развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному языку средствами произведений художественной литературы; формировать чувство собственного достоинства и самооценку.

Дидактическая : помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний

Технология: смысловое чтение (диалог с автором)

Иной боится откровений.
В черновиках - светло, умно.
Порядка нет, коль пишет гений.
Строка рябит. В глазах темно.

Перо за мыслью храбро мчится -
Не успевает, отстает.
Строка спешит с душою слиться -
ей не понять души полёт.

Здесь рифмы бродят холостые,
от Музы резвой убежав.
Простим ей шалости простые,
получше нрав её узнав.

Она сплетает паутиной
рисунки, строфы и слова
и от работы той рутинной
сама бывает чуть жива.

Но вдруг найдёт златую строчку,
легко, как будто невзначай,
и весело поставит точку,
поэта пригласив на чай.

Так написала о черновиках А.Пушкина Любовь Федунова, современная поэтесса, именно таким увидела она процесс создания стихов – с холостыми рифмами и рутиной. Творения Пушкина звучат так просто и свободно, что современникам казалось, будто он писал их прямо набело. Но когда Жуковский впервые увидел пушкинские черновики, он был поражен числом переделок и помарок, которые в них обнаружил. И заметил, что те именно стихи, которые, кажется, выпрыгнули прямо из головы на бумагу, стоили Пушкину наибольшего труда. Поэт набрасывал стихотворение все разом, с пропусками, а потом шла знаменитая пушкинская правка, подбирались эпитеты и рифмы, по десятку раз делались варианты стиха.

Рукописи всех настоящих мастеров перечеркнуты вдоль и поперек и покрыты латками. И черновики Чехова иногда легко было принять за нотные листы, до такой степени часты были жирно зачеркнутые строки. Одна знакомая Чехова, занимавшаяся рисованием по фарфору, принесла показать ему свою работу. Чехов посмотрел на тонко раскрашенную тарелку и сказал, улыбаясь:

- А теперь посмотрите мои рисунки.

И принес из кабинета рукопись. Она была так испещрена поправками разноцветными чернилами и карандашами, что в самом деле походила на рисунок. Свою кропотливую работу над черновиками Чехов так и называл - рисованием. Прозаик добивался, чтобы в рассказе не было ни одного ненужного слова. Такой смысл видели величайшие таланты в черновой работе.

Давайте же задумаемся: зачем писать черновик? Для того чтобы все мысли изложить последовательно и логично;

Должен ли черновик отличаться от беловика? Безусловно, должен. Иначе зачем писать черновой вариант.

Вам будет предложен художественный текст. В чем сложность написания сочинения по такому тексту? Сложно определить авторскую позицию.

Исходя из всего сказанного сформулируйте цель нашего занятия: понять позицию автора в данном тексте и написать черновик сочинения в формате ЕГЭ.

1. Жидкая каша.

| перен. Жидкая грязь (прост.). На улице размазня после дождя.

Предположите, какой смысл вложил Чехов. Возможно, речь пойдет о человеке, которого обижали и который не мог себя защитить.

Что должно отражать заглавие? Заголовок должен отражать тему или основную мысль.

Слушаем текст (чтение текста)

Тема: в рассказе говорится о том, как хозяин выдавал жалованье гувернантке.

Стиль: художественный, тип речи – повествование, текст построен в форме диалога.

Выполните задание 20 (на экзамене оно уже будет у вас сделано, и ,возможно, кое-какими утверждениями вы сможете воспользоваться.

Юлия Васильевна занималась больше двух месяцев с детьми.

Главный герой выплатил гувернантке все жалованье.

Гувернантка заняла у жены главного героя 10 рублей.

Юлия Васильевна нервничала, потому что хозяин не хотел платить.

Жалованье гувернантки составило 60 рублей.

Разделите текст на 3 части, сформулируйте к ним репродуктивные и, если возможно, продуктивные вопросы и ответьте на них:

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

— Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам наверное нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите. Ну-с. Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц.

— Нет, по тридцати. У меня записано. Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца.

— Два месяца и пять дней.

— Ровно два месяца. У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей. Вычесть девять воскресений. вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только. да три праздника.

Что значит церемонная?

Кто говорит правду?

О чем свидетельствуют ответы гувернантки?

Церемонная - склонная к церемониям, строго соблюдающая этикет, чопорная, торжественная, утонченно вежливая.

Правду говорит гувернантка. Ее ответы свидетельствуют о том, что она точно помнит, о чем она договаривалась с хозяином, и считать она умеет.

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но. ни слова.

— Три праздника. Долой, следовательно, двенадцать рублей. Четыре дня Коля был болен и не было занятий. Вы занимались с одной только Варей. Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда. Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть. останется. гм. сорок один рубль. Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова.

— Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля. Чашка стоит дороже, она фамильная, но. бог с вами! Где наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок. Долой десять. Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять. Десятого января вы взяли у меня десять рублей.

— Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.

— Но у меня записано!

— Ну, пусть. хорошо.

— Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать.

Оба глаза наполнились слезами. На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

— Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля. Больше не брала.

— Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать. Вот вам ваши деньги, милейшая! Три. три, три. один и один. Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей. Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

— Merci, — прошептала она.

В чем обвиняет хозяин Ю.В.? Она действительно виновата?

Как автор передает ее внутреннее состояние?

Почему гувернантка безропотно терпит издевательства?

Гувернантка оказывается виноватой и в том, что его сын Коля порвал сюртучок, и в том, что у его дочери Вари украли ботинки, и в том, что она не занималась с Колей, когда он заболел. Стоимость случайно разбитой ею чашки тоже безжалостно вычитается из мизерного жалованья.

Нет, так как перечисленные недоразумения не могут быть связаны с оплатой за работу.

Она мягкий человек, ей проще подчиниться, нежели протест проявлять.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

— За что же merci? — спросил я.

— Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?

— В других местах мне и вовсе не давали.

— Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам. Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла. Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

Что разозлило хозяина?

Чего он добивался?

Почему Ю.В. не давали жалованья в других местах?

Какие слова несут оценочный смысл?

Будет ли усвоен данный урок?

Его разозлила покорность Ю.В., то, что она соглашалась с несправедливостью. Хозяин добивался протеста ее, но в результате разозлился сам. Ей не платили в других местах, очевидно, пользуясь ее безропотностью и неумением за себя постоять.

Чтобы понять, насколько силен хозяин, нужно ответить на несколько вопросов. Станет ли по-настоящему сильный человек потешаться над бессилием слабого? Будет ли он показывать свое превосходство тому, кто от него зависит? Что он выберет – великодушие или жестокость? Да и какой он, по-настоящему сильный человек?

По-настоящему сильный человек силен, прежде всего, духом, то есть он может вынести трудные испытания, но не нуждается в том, чтобы показывать свое превосходство над слабым и тем самым самоутверждаться за его счет. Такой человек великодушен и скорее поможет и поддержит другого человека, чем поставит его в неловкое положение. Ведь для сильного духом человека это не сложно – это для него естественно.

Вот и выходит, что наш герой только считает себя сильным. Настоящую силу ему нужно еще долго в себе воспитывать.

Разобрались в тексте, начинаем писать черновик с проблемы. ( Проблема – нравственный вопрос, который решает автор.) Чехов обращается к проблеме собственного достоинства.

Чувство собственного достоинства - это самоуважение и уважение к другим, понимание в себе и в других Человека с большой буквы.

П: Проблема достоинства

ПА: Чехов ни на стороне гувернантки, ни на стороне хозяина. Чувство собственного достоинства обязательно должно быть в человеке. Если его нет, его нужно воспитывать, вырабатывать. Причем человек должен сам работать над своим характером.

Составьте план текста.

Поведение Юлии Васильевны;

Почему герой-рассказчик так себя вел?

Ком: Чехов рассказывает о гувернантке и ее хозяине. Герой, выдавая жалованье Юлии Васильевне, высчитывает из ее денег придуманные суммы. Сначала неясно, зачем он это делает, кажется, он издевается над бедной девушкой. На словах гувернантка соглашается со всеми обвинениями, однако ее выдают дрожащий подбородок и слезы. Она не согласна с вычетами денег из жалованья, но молчит. С помощью такого приема герой хотел пробудить в ней протест, однако, ничего не добившись, просит прощения за свое поведение.

Вместо фактического аргумента можно написать еще один литературный:

Предложите варианты вступления и заключения:

Итог урока : посмотрите на получившийся черновик сочинения. Все ли понимают, почему черновик пишется в такой форме? Позиция автора как ответ на проблему. Комментарий обязательно по составленному плану и полностью. Аргументы схематично. И только потом вступление и заключение. Не забудьте про ваше согласие с автором.

Домашнее задание : написать сочинение полностью.

Рефлексия: Был ли оптимален темп времени для вас? Что получилось хорошо? В чем были не уверены? На каком этапе урока вы чувствовали уверенность? А наш урок может помочь вам сформировать чувство собственного достоинства?

Читайте также: