Мятежная лира лермонтова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Лермонтов и его поэзия – это до конца не изведанная страна, где все огромно, беспредельно и необозримо в своей неповторимости и величии. Читаю снова и снова стихи поэта. Что влечет меня к ним?

Красота языка или мудрость мысли, отчаяние мятущейся души или поэзия силы и действия? Скорее всего – все вместе. Поэта волнуют глобальные события, происходящие в стране, судьба родины.

Уже в пятнадцать лет он задавал себе вопрос: “К чему глубокие познанья, талант и пылкая любовь к свободе, когда мы их употребить не можем?” На этот вопрос

он ответил всем своим дальнейшим творчеством, придя к выводу, что призвание поэта – служить родине. И лира Лермонтова всю жизнь звучала для России, волнуя, будоража, борясь с равнодушием и пассивностью. Недаром его с юности влекла бунтарская поэзия великого романтика Байрона, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции.
Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;
О, если б одинаков был удел.
Поэзия Лермонтова – это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание. О своем одиночестве

в светском обществе, об окружающих его бездушных людях-масках, о холодности рук и душ говорит поэт в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…” Лермонтов пишет о том, как “большой свет” пытается убить его душу. Стихотворение начинается с картины маскарада. Что раздражает поэта, и почему он пытается “забыться памятью” в “недавней старине”, почему ласкает в душе старинную мечту?

Маскарад отвратителен своей фальшью. Это притворство, это маски, прикрывающие бездушие, хранящие пустоту. Они нелепы.

Все парадоксально в мире маскарада. “Пестрая толпа” видится поэту “как будто бы сквозь сон”. Мелодия в музыке разрушена. Вместо искренних, доверительных речей слышится лишь “дикий шепот”.

Все противоестественно, все лжет. Душа Лермонтова живет “вольной птицей” только тогда, когда он вспоминает:
…и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут
Спящий пруд,
А за прудом село дымится…
Лермонтов скучал и задыхался в душной атмосфере света, куда определила его судьба. В “буре тягостных сомнений и страстей”, как ни ярка, ни властна мечта поэта, она лишь “свежий островок”. При всей ее притягательности мечта хрупка.
И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью… После этого отрезвления от мечты у поэта с необычайной силой рождается желание “смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью”. В этих горьких, выстраданных строчках звучит горячий протест против всего, что воплотила в себе светская чернь, и что было особенно отвратительно поэту: фальшь, бездушие, пустота.

Этой борьбе Лермонтов был верен до конца своей жизни. И силы для этого давал ему истинный и прекрасный, полный гармонии мир, который всегда жил в его душе.
Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни “без шума и следа”, не оставив следа в истории, вытеснила его юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов живет теперь, чтобы сказать правду о “плачевном состоянии” его духа и совести поколению безвольному и малодушному, живущему без надежды на будущее.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию – презренные рабы.
Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения. Лермонтов не может примириться с тем, что образованные, гуманно мыслящие люди, усвоив “поздний ум” отцов, старятся в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняя голову перед силами реакции. Поэтому Лермонтова восхищает жизненный подвиг его великого предшественника Пушкина, который “восстал… против мнений света” и поплатился за это жизнью.

Его до глубины души возмущает фальшивое, лицемерное сожаление подлых убийц гениального русского поэта. И он бросает им в лицо гневные, убийственные слова и грозит справедливым возмездием:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед. Лермонтов звал современников к борьбе и к избавлению от рабской неволи. В своем воображении он рисовал гордых героев, людей, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за верность самим себе.

Ведь могущественный образ лермонтовской поэзии – буря. Человек, рожденный для бури, тоскует без нее, ищет в ней смысл жизни, поле деятельности. Он, как романтический Мцыри, готов, “как брат, обняться с бурей”. Поэт желает иметь не крепкую ладью, которая спасет его от бури.

Нет, он любит риск, хочет один на один столкнуться со стихией.
Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.
Эти строки из стихотворения “Желанье” говорят о том, что для Лермонтова борьба была естественным состоянием души. Она необходима ему, чтобы увериться в своих силах, стать вровень со стихией. Чем она громадное и яростнее, чем меньше средств защиты от нее, тем полнее удовлетворение, сильнее гордость. “Буйный спор с дикой прихотью пучин” способен сделать поэта радостным и свободным.

Через всю жизнь проносим мы в душе образ поэта – тоскующего, смелого, благородного, наделенного могучими страстями, волей и проницательным и беспощадным умом. Поэта, чей мятежный дух заставляет тревожно биться наше сердце, зовет к борьбе с повседневностью и обыденностью.

Многие современники Лермонтова ценили его поэтический дар за то свободолюбие, которое в нем присутствовало. Мятежный дух лирики Лермонтова был близок и понятен его ровесникам, ищущим ответы на вопросы о том, что есть свобода человека и где находятся границы этой свободы.

Мятежный и свободолюбивый дух поэзии Лермонтова проявляется в особом понимании роли поэта в обществе. Поэт – это особенный человек, свобода которого священна, потому что поэт имеет право говорить миру истину.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или бог – или никто!

Стихотворение на этом сюжете обрывается, однако, здесь звучит тема разочарования миром Божьим и бунт против Бога и людей, который потом повторится в бунте героя Ф.М. Достоевского Ивана Карамазова. Люди не хотят слушать слова пророка, поэтому пророк восстает против Божьего завета и мира людей.

Протест против человеческих страданий как основа мятежной лирики Лермонтова

Мятежный дух Лермонтова проявлялся как в личном неприятии какого-либо насилия, так и в неприятии человеческих страданий. Наблюдаемые лирическим героем стихотворений страдания вызвали в нем чувство протеста и желание им противопоставить настоящий бунт против существующих порядков жизни.

Я сын страданья. Мой отец,
Не знал покоя по конец,
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я,
Ненужный член в пиру людском
Младая ветвь на пне сухом; —
В ней соку нет, хоть зелена, —
Дочь смерти — смерть ей суждена!

Отсюда характернее для героя стихотворений Лермонтова мотивы презрения к окружающему миру, попытка отказаться от человеческого общества, мятеж против него:

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.

Таким образом, тема мятежа является одной из важных тем философской лирики М.Ю. Лермонтова. Эта тема находит свое яркое воплощение во многих стихотворениях автора.

Лермонтов и его поэзия — это до конца не изведанная страна, где все огромно, беспредельно и необозримо в своей неповторимости и величии. Читаю снова и снова стихи поэта. Что влечет меня к ним? Красота языка или мудрость мысли, отчаяние мятущейся души или поэзия силы и действия? Скорее всего — все вместе. Поэта волнуют глобальные события, происходящие в стране, судьба родины. Уже в пятнадцать лет он задавал себе вопрос: "К чему глубокие познанья, талант и пылкая любовь к свободе, когда мы их употребить не можем?" На этот вопрос он ответил всем своим дальнейшим творчеством, придя к выводу, что призвание поэта — служить родине. И лира Лермонтова всю жизнь звучала для России, волнуя, будоража, борясь с равнодушием и пассивностью. Недаром его с юности влекла бунтарская поэзия великого романтика Байрона, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции.

Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;
О, если б одинаков был удел.

Поэзия Лермонтова — это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание. О своем одиночестве в светском обществе, об окружающих его бездушных людях-масках, о холодности рук и душ говорит поэт в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен. " Лермонтов пишет о том, как "большой свет" пытается убить его душу. Стихотворение начинается с картины маскарада. Что раздражает поэта, и почему он пытается "забыться памятью" в "недавней старине", почему ласкает в душе старинную мечту? Маскарад отвратителен своей фальшью. Это притворство, это маски, прикрывающие бездушие, хранящие пустоту. Они нелепы. Все парадоксально в мире маскарада. "Пестрая толпа" видится поэту "как будто бы сквозь сон". Мелодия в музыке разрушена. Вместо искренних, доверительных речей слышится лишь "дикий шепот". Все противоестественно, все лжет. Душа Лермонтова живет "вольной птицей" только тогда, когда он вспоминает:

. и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут
Спящий пруд,
А за прудом село дымится.

Лермонтов скучал и задыхался в душной атмосфере света, куда определила его судьба. В "буре тягостных сомнений и страстей", как ни ярка, ни властна мечта поэта, она лишь "свежий островок". При всей ее притягательности мечта хрупка.

И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью. После этого отрезвления от мечты у поэта с необычайной силой рождается желание "смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью". В этих горьких, выстраданных строчках звучит горячий протест против всего, что воплотила в себе светская чернь, и что было особенно отвратительно поэту: фальшь, бездушие, пустота. Этой борьбе Лермонтов был верен до конца своей жизни. И силы для этого давал ему истинный и прекрасный, полный гармонии мир, который всегда жил в его душе.

Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни "без шума и следа", не оставив следа в истории, вытеснила его юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов живет теперь, чтобы сказать правду о "плачевном состоянии" его духа и совести поколению безвольному и малодушному, живущему без надежды на будущее.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.

Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения. Лермонтов не может примириться с тем, что образованные, гуманно мыслящие люди, усвоив "поздний ум" отцов, старятся в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняя голову перед силами реакции. Поэтому Лермонтова восхищает жизненный подвиг его великого предшественника Пушкина, который "восстал. против мнений света" и поплатился за это жизнью. Его до глубины души возмущает фальшивое, лицемерное сожаление подлых убийц гениального русского поэта. И он бросает им в лицо гневные, убийственные слова и грозит справедливым возмездием:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед. Лермонтов звал современников к борьбе и к избавлению от рабской неволи. В своем воображении он рисовал гордых героев, людей, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за верность самим себе. Ведь могущественный образ лермонтовской поэзии — буря. Человек, рожденный для бури, тоскует без нее, ищет в ней смысл жизни, поле деятельности. Он, как романтический Мцыри, готов, "как брат, обняться с бурей". Поэт желает иметь не крепкую ладью, которая спасет его от бури. Нет, он любит риск, хочет один на один столкнуться со стихией.

Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.

Эти строки из стихотворения "Желанье" говорят о том, что для Лермонтова борьба была естественным состоянием души. Она необходима ему, чтобы увериться в своих силах, стать вровень со стихией. Чем она громадное и яростнее, чем меньше средств защиты от нее, тем полнее удовлетворение, сильнее гордость. "Буйный спор с дикой прихотью пучин" способен сделать поэта радостным и свободным. Через всю жизнь проносим мы в душе образ поэта — тоскующего, смелого, благородного, наделенного могучими страстями, волей и проницательным и беспощадным умом. Поэта, чей мятежный дух заставляет тревожно биться наше сердце, зовет к борьбе с повседневностью и обыденностью.

Соловьева Анна Дмитриевна

Герой-романтик в творчестве М.Ю. Лермонтова — свободная и независимая личность, не зависимая ни от Бога, ни от природы, ни от общества. Он одинок, разочарован в окружающей его действительности и противопоставлен своему окружению.

В работе представлен анализ развития темы в поэмах "Демон" и "Мцыри". Особенности романтического героя, отражения богоборческих мотивов творчества Лермонтова — одна из составляющих работы.

ВложениеРазмер
lermontov.docx 17.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ЦО №44 им. Г.К.Жукова.

« Образ мятежной души

Выполнила учащаяся 10А класса

Соловьева Анна Дмитриевна

Образ мятежной души

в романтической лирике М.Ю. Лермонтова.

Поэзия Лермонтова – это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание.

Его герой - романтик - свободная и мятежная личность, не зависимая ни от Бога, ни от природы, ни от общества. Он одинок, разочарован в окружающей его действительности и противопоставлен своему окружению.

Хочу я с небом примириться,

Хочу любить, хочу молиться.

Цель Демона – не очередное сотворение зла, погибель соблазненной души. Это мятеж против установленного богом мирового порядка, попытка изменить свою судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая.

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви.

Презренье к миру, гордыня и эгоизм губительны для души, обаяние индивидуализма обманчиво, путь отрицания и мятежа приводит в конечном счете к самоотрицанию, к духовному небытию.

На рубеже 40-х годов для Лермонтова наступил новый творческий этап. Из мира тоски и безнадежных блужданий он вышел к поискам положительного героя, от отрицательного – к утверждению, от Демона - к Мцыри.

Пройти в родимую страну –

Мцыри, наделенный от природы отвагой своих сородичей, дал поэту возможность воплотить жажду бури, то чувство неудовлетворенности, которое живет в человеческой душе вечно, достигнутым.

В поэме Лермонтов продолжает свою гордую вражду с Небом. Его герой отказывается во имя земной родины от блаженства в раю:

…..за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл ,

Я б рай и вечность променял…

Белинский назвал Мцыри любимым идеалом Лермонтова.

Он бунтующий и прекрасный герой Лермонтова, который раскрывает перед нами мир высоких и прекрасных чувств: любви, дружбы, тонких переживаний человеческой души.

Читайте также: