Можно ли писать итоговое сочинение печатными буквами

Обновлено: 30.06.2024

Настоящие правила предназначены для участников итогового сочинения (изложения), а также для организаторов в местах проведения сочинения (изложения), осуществляющих инструктаж участников в день проведения сочинения (изложения).

1. Общая часть

Участники выполняют сочинение (изложение) на черно-белых бланках регистрации и бланке записи формата А4.

При заполнении бланков регистрации и записи необходимо точно соблюдать настоящие правила, так как информация, внесенная в бланки, сканируется и обрабатывается с использованием специализированных аппаратно-программных средств.

2. Основные правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

Участник должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланка регистрации и верхней части бланка записи, тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов, расположенной в верхней части бланка регистрации. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.

Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника).

Если участник не имеет информации для заполнения поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).

­ делать в полях бланков, вне полей бланков или в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков;

3. Заполнение бланка регистрации

Бланк регистрации состоит из трех частей – верхней, средней и нижней (рис. 1).

Рис. 1. Бланк регистрации

В верхней части бланка регистрации (рис. 2) расположены:

- вертикальный и горизонтальный штрихкоды;

- поля для рукописного занесения информации;

- строка с образцами написания символов;


Рис. 2. Верхняя часть бланка регистрации

По указанию членом комиссии кабинете участником заполняются все поля верхней части бланка регистрации (см. табл. 1).

Таблица 1. Указание по заполнению полей верхней части бланка регистрации

Поля, заполняемые участником по указанию организатора в кабинете

Указания по заполнению

Код субъекта Российской Федерации в соответствии с кодировкой федерального справочника субъектов Российской Федерации

Код образовательной организации

Код образовательной организации, в которой обучается участник, в соответствии с кодировкой, принятой в субъекте Российской Федерации

Класс: номер, буква

Информация о классе, в котором обучается выпускник (поступающим не заполняется)

Код образовательной организации, в которой участник пишет сочинение (изложение)

Номер кабинета, в котором проходит сочинение (изложение)

Дата проведения сочинения (изложения)

Код вида работы

20 – сочинение, 21 – изложение

Наименование вида работы

Указывается вид работы

Указывается в соответствии с выбранной темой

Количество использованных в работе бланков записи

В средней части бланка регистрации (рис. 3) расположены поля для записи сведений об участнике.

Рис. 3. Сведения об участнике

Поля средней части бланка регистрации заполняются участником самостоятельно (см. табл. 2).

Поля, самостоятельно заполняемые участником ЕГЭ

Указания по заполнению

Вносится информация из документа, удостоверяющего личность участника, в соответствии с законодательством Российской Федерации

В поле записываются арабские цифры серии без пробелов. Например: 4600

Записываются арабские цифры номера без пробелов. Например: 918762

Ставится метка в соответствующем поле

В средней части бланка регистрации также расположена краткая инструкция по заполнению бланков и поле для подписи участника.

Рис. 4. Краткая инструкция по заполнению бланков

Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.

Рис. 5. Область для оценки работы.

После окончания заполнения бланка регистрации участник ставит свою подпись в специально отведенном для этого поле.

4. Заполнение бланка записи

В верхней части бланка записи (рис. 6) расположены:

- Вертикальный и горизонтальный штрихкоды;

- поля для заполнения участником;

Информация для заполнения полей о коде региона, коде и названии работы, а также номере темы должна быть продублирована с бланка регистрации. ФИО участника заполняется прописью.

Рис. 6. Бланк записи

Для удобства все страницы бланка записи пронумерованы и разлинованы пунктирными линиями.

Бланк записи не имеет оборотной стороны. При недостатке места для ответа участник может запросить у члена комиссии еще один бланк и продолжить записи на нем.

Приложение 1. Образец заявления на участие в итоговом изложении выпускника текущего учебного года

Руководителю образовательной организации

заявление

Я,

Дата рождения:

Документ, удостоверяющий личность ____________________________

Серия

Номер

Пол:

прошу зарегистрировать меня для участия в итоговом

сочинении

изложении

для получения допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

Согласие на обработку персональных данных прилагается.

Подпись заявителя ______________/______________________(Ф.И.О.)

Приложение 2. Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника прошлых лет

заявление

Я,

Дата рождения:

Документ, удостоверяющий личность ____________________________

Серия

Номер

Пол:

прошу зарегистрировать меня для участия в итоговом

сочинении

изложении

для использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования

Согласие на обработку персональных данных прилагается.

Подпись заявителя ______________/______________________(Ф.И.О.)

Приложение 3. Образец согласия на обработку персональных данных

СОГЛАСИЕ
НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

паспорт ___________ выдан _______________________________________________,

(серия, номер) (когда и кем выдан)

даю свое согласие на обработку в_______________________________________________

(наименование организации)

моих персональных данных, относящихся исключительно к перечисленным ниже категориям персональных данных: фамилия, имя, отчество; пол; дата рождения; тип документа, удостоверяющего личность; данные документа, удостоверяющего личность; гражданство; информация о выбранных экзаменах; информация о результатах итогового сочинения (изложения), информация об отнесении участника единого государственного экзамена к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов;информация о результатах экзаменов.

Я даю согласие на использование персональных данных исключительно в целях формирования федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации, а также хранение данных об этих результатах на электронных носителях.

Я проинформирован, что ___________________________________гарантирует

(наименование организации)

обработку моих персональных данных в соответствии с действующим законодательством РФ как неавтоматизированным, так и автоматизированным способами.

Данное согласие действует до достижения целей обработки персональных данных или в течение срока хранения информации.

Данное согласие может быть отозвано в любой момент по моему письменному заявлению.

Я подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую по собственной воле и в своих интересах.

"____" ___________ 201__ г. _____________ /_____________/

Подпись Расшифровка подписи

Приложение 4. Инструкция для участника итогового сочинения (изложения), зачитываемая членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете перед началом проведения итогового сочинения (изложения)

Текст, который выделен жирным шрифтом, должен быть прочитан участникам итогового сочинения (изложения) слово в слово. Это делается для стандартизации процедуры проведения.

Комментарии, отмеченные курсивом, не читаются участникам. Они даны в помощь члену комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

На доске в учебном кабинете оформляется образец регистрационных полей бланков участника итогового сочинения (изложения). Член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) на доске заполняет код региона, код образовательной организации, номер и букву класса, место проведения, номер кабинета, дату проведения итогового сочинения (изложения), код вида работ, наименование вида работ. Оставшиеся поля - номер темы, ФИО, данные документа, удостоверяющего личность, пол – участники итогового сочинения (изложения) заполняют самостоятельно. Количество бланков заполняется членом комиссии по завершению итогового сочинения (изложения) в присутствии участника.

Поля, заполняемые участником по указанию члена комиссии

Указания по заполнению

Код субъекта Российской Федерации в соответствии с кодировкой федерального справочника субъектов Российской Федерации

Код образовательной организации

Код образовательной организации, в которой обучается участник, в соответствии с кодировкой, принятой в субъекте Российской Федерации

Класс: номер, буква

Информация о классе, в котором обучается выпускник (поступающим не заполняется)

Код образовательной организации, в которой участник пишет сочинение (изложение)

Номер кабинета, в котором проходит сочинение (изложение)

Дата проведения сочинения (изложения)

Код вида работы

20 – сочинение, 21 – изложение

Наименование вида работы

Указывается вид работы

Указывается в соответствии с выбранной темой

Количество использованных в работе бланков записи

На итоговом сочинении допускается использование:

орфографического словаря (на изложении – орфографического и толкового словарей), выданному участнику членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения)

Инструкция для участников итогового сочинения (изложения).

Во время проведения итогового сочинения (изложения) вы должны соблюдать порядок проведения итогового сочинения (изложения).

Во время работы в учебном кабинете запрещается:

иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;

пользоваться текстами литературного материала (художественными произведениями, дневниками, мемуарами, публицистикой);

выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений), фотографировать материалы итогового сочинения (изложения).

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе помимо регистрационного бланка и бланков записи, находятся:

ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета);

документ, удостоверяющий личность;

при необходимости лекарства и питание;

орфографический словарь (для изложения – орфографический и толковый словари).

Приступаем к заполнению бланка регистрации.

Записывайте буквы и цифры в соответствии с образцом на бланке. Каждая цифра, символ записывается в отдельную клетку.

Заполните регистрационные поля в соответствии с информацией на доске (информационном стенде).

Обратите внимание участников на доску.

Заполняем сведения об участнике итогового сочинения (изложения), поля: фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, пол.

Сделать паузу для заполнения участниками полей БР

Приступаем к заполнению регистрационных полей бланка записи.

Регистрационные поля в бланке записи заполняются в соответствии с информацией на доске и бланке регистрации.

Вы можете делать пометки в черновиках. Обращаем ваше внимание на то, что записи в черновиках не проверяются.

Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) зачитывают участникам темы итоговых сочинений (тексты изложений).

Инструктаж закончен. Вы можете приступать к написанию итогового сочинения (изложения).

Начало: (объявить время начала итогового сочинения (изложения)

Окончание: (указать время)

Запишите на доске время начала и окончания итогового сочинения (изложения).

Время, отведенное на инструктаж и заполнение регистрационных частей бланков итогового сочинения (изложения), в общее время проведения итогового сочинения (изложения) не включается.

При проведении изложения после объявления начала проведения итогового изложения, член комиссии разборчиво читает текст изложения трижды. Глухим, слабослышащим выпускникам, а также выпускникам с тяжелыми нарушениями речи на 40 минут выдается текст для изложения (в нем разрешается делать пометы). По истечении этого времени исходный текст сдается, и в оставшееся время выпускники пишут изложение.

Желаем удачи!

Во время проведения итогового сочинения (изложения) член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проверяет правильность заполнения регистрационных полей на всех бланках, соответствие данных участника итогового сочинения (изложения) в документе, удостоверяющем личность, и в бланке регистрации.

За 30 минут до окончания итогового сочинения (изложения) необходимо объявить участникам о скором завершении итогового сочинения (изложения).

До окончания итогового сочинения (изложения) осталось 30 минут.

Не забывайте переносить записи из черновика в бланк записи.

За 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) необходимо объявить:

До окончания итогового сочинения (изложения) осталось 5 минут.

По окончанию времени итогового сочинения (изложения) объявить:

Итоговое сочинение (изложение) окончено. Положите на край стола свои бланки.

Член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) осуществляют сбор бланков участников в организованном порядке.

Приложение 5. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Сочинение оценивается по пяти критериям, указанным выше. Критерии №1 и №2 являются основными.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

Данный критерий позволяет оценить грамотностьвыпускника.

За время своей работы я видел тысячи различных почерков: каллиграфические, убористые, корявые и очень неразборчивые. Да и далеко ходить не надо, у меня самого в старших классах почерк был как у врача.

А на сочинении в 11 классе мне постоянно напоминали, чтобы я не торопился и писал разборчиво. И сегодня я хочу обсудить с вами нужно ли снижать экспертам, при проверке работ, баллы за почерк на Едином государственном экзамене.

Давайте вернёмся немножко назад и посмотрим, как меняется почерк у школьников с младших классов. Практически у всех детей в начальной школе почерк довольно легко прочитать , потому что есть прописи, письму уделяется больше времени, а также учитель следит за осанкой, правильным положением рук.

Но, дойдя до среднего звена все эти правила и навыки как будто улетучиваются. Почерк с каждым классом всё хуже и неразборчивее.

Я сам довольно часто проверяю различные работы детей, смотрю периодически, как они ведут рабочую тетрадь, и, конечно, я за много лет работы с одними и теми же детьми научился читать их почерк. И для меня гораздо важней как ребёнок знает закон Ома и умеет его применять в жизни, чем пропущенная или неправильно написанная буква. Но на ошибки детей я всегда обращаю внимание, особенно на написание тех или иных терминов или малознакомых слов.

Проблема в том, что дойдя до итоговой аттестации и написав сочинение по русскому языку, эксперт, который будет проверять вашу работу просто ничего не поймёт.

Конечно, здесь большую роль играет человеческий фактор и много зависит уже от самого эксперта. Да и к тому же одну и ту же работу всегда как минимум проверяют два человека. Можно всё написать печатными буквами, но здесь могут быть нюансы с орфографией при проверке. А чтобы быстро писать таким способом, нужна тренировка и соответствующий навык.

Что можно посоветовать для улучшения почерка? Сначала посмотрите, как вы сидите, как держите ручку. И, кстати, сама ручка имеет немаловажное значение . Поэтому уделите этому также внимание. А самое, пожалуй, главное, просто больше писать. Возьмите те самые прописи, которые были у вас в начальной школе и пишите, пишите и пишите.

Нужно ли снижать баллы за почерк на ЕГЭ? Я считаю, надо не давать повода экспертам при проверке ваших работ и подумать об этом заранее. И если у вас сейчас неразборчивый почерк, то самое время начать работу над этим.

А как вы бы поступили на месте эксперта? Снизили бы баллы за почерк, напишите свои ответы в комментариях.

Спасибо, что прочитали. Вы меня очень поддержите, если поставите лайк и подпишитесь на мой блог.


1 декабря школьники будут писать итоговое сочинение. С основными темами и критериями все уже знакомы, но наш блогер Михаил Ланцман нашел ещё 4 факта об этом экзамене, которые важны для поступающих в вузы и не только.

Сперва давайте вместе пройдёмся по всем важным аспектам экзамена:

Курсы ЕГЭ и ОГЭ Lancman School впервые в этом году включили в договор на обучение пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги за весь курс подготовки к ЕГЭ.

В столице наши филиалы есть на каждой ветке метро. Если вы живёте не в Москве, но хотите заниматься с лучшими столичными репетиторами и сдать ЕГЭ на 80+ баллов, регистрируйтесь на наши онлайн-курсы. Любой вопрос смело пишите сюда.

А теперь я перечислю 4 факта, о которых не всегда рассказывают в школе. Уверен, что какую-то информацию об итоговом сочинении вы узнаете от меня впервые.

1. Итоговое сочинение — это экзамен не по литературе (и не по русскому)

В официальных документах чётко сказано, что итоговое сочинение как экзамен носит надпредметный характер. То есть проверяют не вашу грамотность и начитанность, вернее, не только вашу грамотность и начитанность, но и другие навыки.

В методических материалах сказано, что итоговое сочинение является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Экзамен проводится, чтобы убедиться в первую очередь, что вы умеете грамотно и логично формулировать свои мысли, рассуждать на любую предложенную тему, научились аргументировать свою позицию, а также владеете нормами русского языка. Согласитесь, такие навыки нужны не только на уроках русского и литературы.


Вывод: поскольку итоговое сочинение не является экзаменом по литературе, в качестве примеров-аргументов помимо художественных тестов (причём не только из отечественной литературы, но и зарубежной) можно использовать, фольклорный материал (например, народные сказки, былины и баллады), а также публицистику, дневники и мемуары.

2. Зачёт ежегодно получают 99% участников

Вывод: бояться итогового сочинения (или изложения) не стоит, поскольку критерии оценивания очень лояльные, а за шпаргалки наказывают не так жёстко, как на ЕГЭ.

3. Итоговое сочинение не обязаны писать все, кто планирует поступать в вузы

Многие думают, что итоговое сочинение обязаны сдать все, кто планирует участвовать в ЕГЭ или ГВЭ, но это не так. Итоговое сочинение действительно является допуском к государственной итоговой аттестации, но есть несколько категорий выпускников, имеющих право не сдавать этот экзамен:

При поступлении в вуз результаты итогового изложения учитываться не будут! Итоговое изложение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться также и в устной форме.

Участники выпускного изложения с ОВЗ должны оформить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), инвалиды или деты-инвалиды — копию индивидуальной программы реабилитации, а также заверенную справку, подтверждающую факт инвалидности.

Выводы: Сдать ЕГЭ досрочно в 10-м классе можно, но вот итоговое сочинение — нет. Выпускники прошлых лет, а также учащиеся, окончившие СПО, могут зарегистрироваться на итоговое сочинение по желанию. Некоторые категории выпускников могут сдавать итоговое изложение вместо сочинения, но для этого надо иметь подтверждённые документально основания.

4. Дополнительные баллы при поступлении в вуз

Вот список вузов, где в 2021 году начислялись баллы за итоговое сочинение (индивидуальные достижения):

До 1 ноября 2021 года каждый вуз разместит обновлённые правила набора студентов, где будет информация и о начислении баллов за итоговое сочинение. Советую после 1 ноября внимательно ознакомиться на сайте выбранных вузов со списком предусмотренных в 2022 году дополнительных достижений, за которые можно получить бонусные баллы. В разных вузах эти таблицы могут сильно различаться, поскольку университеты имеют право самостоятельно решать, за что добавлять баллы, а за что нет.

Будут ли в вузе перепроверять итоговое сочинение перед начислением дополнительных баллов? В МГУ, например, итоговое сочинение перепроверяют по своим внутренним критериям. Если вы собираетесь поступать в МГУ, обязательно посмотрите, что это за критерии. Какие-то вузы дают дополнительные баллы без проверки работы.

Скан итогового сочинения в вуз присылать или привозить не надо, поскольку у каждого вуза есть доступ ко всем экзаменационным работам в специальной базе ФИС ГИА и Приёма.

Вывод: если хотите получить дополнительные баллы при подаче документов в вуз, ознакомьтесь заранее (до 1 декабря) с подробной информацией об условиях получения баллов за итоговое сочинение в 2022 году. Эта информация на сайтах всех университетов скоро обновится. Если вуз планирует в 2022 году перепроверять сочинение по своим критериям (отличающимся от классических), учитывайте эти требования во время написания экзамена, чтобы набрать максимум бонусных баллов и по вузовским критериям тоже.

Обложка поста: shutterstock / GoodStudio

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приложение 2 к письму

Рособрнадзора от 24.09.2020 № 05-86

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году

Москва, 2020

Настоящие правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) предназначены для:

участников итогового сочинения (изложения);

членов комиссии по проведению итогового сочинения (изложения)

в образовательных организациях и (или) членов комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) в местах, определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (ОИВ) (далее вместе – комиссия по проведению итогового сочинения

экспертов комиссии по проверке итогового сочинения (изложения)

в образовательных организациях и (или) экспертов комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в местах, определенных ОИВ (далее вместе – комиссия по проверке итогового сочинения (изложения).

Участники итогового сочинения (изложения) выполняют итоговое сочинение (изложение) на черно-белых бланках регистрации и бланках записи (в том числе бланках записи, выданных дополнительно (далее – дополнительные бланки записи) формата А4.

При заполнении бланков итогового сочинения (изложения) необходимо точно соблюдать настоящие правила, так как информация, внесенная в бланки, сканируется и обрабатывается с использованием специализированных аппаратно-программных средств.

Все бланки сочинения (изложения) заполняются гелевыми или капиллярными ручками с чернилами черного цвета.

Участник итогового сочинения (изложения) должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланка регистрации и верхней части бланка записи (дополнительного бланка записи), тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов, расположенной в верхней части бланка регистрации. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.

Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника итогового сочинения (изложения).

Если участник итогового сочинения (изложения) не имеет информации для заполнения какого-то конкретного поля, он должен оставить это поле пустым (не делать прочерков).

Категорически запрещается:

делать в полях бланков, вне полей бланков какие-либо записи и (или) пометки,

не относящиеся к содержанию полей бланков; использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо гелевой

Бланк регистрации (рис. 1) состоит из трех частей – верхней, средней и нижней.


Рис. 1. Бланк регистрации

В верхней части бланка регистрации (рис. 2) расположены:

вертикальный и горизонтальный штрих-коды; поля для рукописного занесения информации; строка с образцами написания символов.


Рис. 2. Верхняя часть бланка регистрации

По указанию члена комиссии по проведению итогового сочинения (изложения), участником итогового сочинения (изложения) заполняются все поля верхней части бланка регистрации (см. табл. 1).

Поля, заполняемые участником

Указания по заполнению

Код субъекта Российской Федерации в соответствии с кодировкой федерального справочника субъектов Российской Федерации

Код образовательной организации

Код образовательной организации, в которой обучается участник, в соответствии с кодировкой, принятой в субъекте Российской Федерации (участники итогового сочинения, участвующие в сочинении по желанию, вписывают код образовательной организации, в которой такой участник получил уведомление на итоговое сочинение)

Класс: номер, буква

Информация о классе, в котором обучается выпускник (участники итогового сочинения, участвующие в сочинении по желанию, указанные поля не заполняют)

Код образовательной организации, в которой участник пишет итоговое сочинение (изложение)

Номер учебного кабинета, в котором проходит итоговое сочинение (изложение)

Поля, заполняемые участником

Указания по заполнению

Дата проведения сочинения (изложения)

Код вида работы

20 – сочинение, 21 – изложение

Наименование вида работы

Указывается вид работы (сочинение или изложение)

Указывается в соответствии с выбранной темой

Таблица 1. Указание по заполнению полей верхней части бланка регистрации

В средней части бланка регистрации (рис. 3) расположены поля для записи сведений об участнике итогового сочинения (изложения).


Рис. 3. Сведения об участнике

Поля средней части бланка регистрации заполняются участником итогового сочинения (изложения) самостоятельно (см. табл. 2).

Поля, самостоятельно заполняемые участником

Указания по заполнению

Вносится информация из документа, удостоверяющего личность участника, в соответствии с законодательством Российской Федерации

Буквенные и цифровые значения указываются строго в соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность

Буквенные и цифровые значения указываются строго в соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность

В средней части бланка регистрации также расположена краткая инструкция (рис. 4) по заполнению бланков и выполнению итогового сочинения (изложения), а также поле для подписи участника итогового сочинения (изложения). Участнику итогового сочинения (изложения) необходимо ознакомиться с этой инструкцией и поставить свою подпись в соответствующем поле.


Рис. 4. Краткая инструкция по заполнению бланков

Бланки записи, в том числе бланки записи, выданные дополнительно (дополнительные бланки записи) предназначены для написания итогового сочинения (изложения).

Возможны два варианта печати бланков записи: односторонний и двусторонний.

Комплект участника содержит один двусторонний бланк записи при двусторонней печати или два односторонних бланка записи при односторонней печати. Допускаются и четырёхстраничные комплекты бланков. По умолчанию в программном обеспечении печатаются комплекты, содержащие два двухсторонних или четыре односторонних бланка.

В верхней части бланка записи (рис. 5) расположены:

вертикальный и горизонтальный штрих-коды;

поля для заполнения участником итогового сочинения (изложения);


Рис. 5. Лицевая сторона двустороннего бланка записи


Рис. 6. Оборотная сторона двустороннего бланка записи

Для удобства все страницы бланка записи пронумерованы и разлинованы пунктирными линиями.

При недостатке места для оформления итогового сочинения (изложения) на основном бланке записи участник итогового сочинения (изложения) может продолжить записи на дополнительном бланке записи, выдаваемом членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) по запросу участника итогового сочинения (изложения), в случае, когда на основном бланке записи (включая его оборотные стороны – в случае двусторонней печати бланка) не осталось места. В случае использования одностороннего бланка записи (рис. 7) при недостатке места для оформления итогового сочинения (изложения) на лицевой стороне бланка записи участник итогового сочинения (изложения) может продолжить записи на следующем бланке записи из комплекта, а при его заполнении – на дополнительном бланке записи.

Дополнительный бланк записи выдается членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) по запросу участника итогового сочинения (изложения) в случае нехватки места.


Рис. 7. Лицевая сторона одностороннего бланка записи

1. Правила заполнения экспертом (техническим специалистом) нижней части копии (оригинала) бланка регистрации

Нижняя часть бланка регистрации заполняется гелевой или капиллярной ручкой с чернилами черного цвета.

Итоговое сочинение (изложение) выполняется самостоятельно.

Итоговое сочинение: не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Итоговое изложение: не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если итоговое сочинение (изложение) признано несамостоятельным,


Рис. 8. Область для оценки работы


Рис. 9. Область для оценки работы


Рис. 10. Область для оценки работы

После окончания заполнения бланка регистрации ответственное лицо ставит свою подпись в специально отведенном для этого поле.

Итоговое сочинение (изложение) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.

После окончания заполнения бланка регистрации ответственное лицо ставит свою подпись в специально отведенном для этого поле.


Рис. 11. Область для оценки работы сочинения (изложения) в устной форме

В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть место проведения итогового сочинения (изложения).


Рис. 12. Заполнение полей нижней части бланка регистрации (завершение написания сочинения (изложения) по уважительным причинам)


Рис. 13. Заполнение полей нижней части бланка регистрации (удаление с экзамена)

Читайте также: