Моя профессия кадровик сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Кадровик, менеджер по персоналу, инспектор по кадрам – несмотря на разницу в названии, суть этих профессий остается одинаковой. Со стороны кажется, что работа такого специалиста сводится к перекладыванию бумажек. Так ли это?

Немного истории

Раньше работа в кадровом отделе была непопулярной. Ее считали скучной и бесперспективной. Великое ли дело – перекладывать с места на место бумажки. Сплошная рутина.

Описание профессии

Специалист отдела кадров (его также называют кадровиком и инспектором по персоналу) – это работник компании, в ведении которого находится кадровое делопроизводство. Его основные обязанности: оформление нового сотрудника, составление необходимых документов, выдача справок работникам, оформление отпуска, заполнение трудовых книжек и тому подобное.

Если компания достаточно крупная и в штате состоит несколько кадровиков, весь объем обязанностей может быть поделен между ними. Например, один отвечает за бумажную работу, другой занимается исключительно охраной труда, третий выполняет функции HR.

Начальник отдела, как правило, решает глобальные и сложные вопросы. В частности, принимает участие в судебных разбирательствах (трудовых спорах) как представитель работодателя.

Инспектор отдела кадров

Так официально называется профессия кадровика. Его работа заключается в учете сотрудников предприятия, документальном оформлении приема, перевода и увольнения работников, а также ведении прочей установленной кадровой документации – личных дел, материалов, которые запрашивает аттестационная комиссия и которые нужны, чтобы представить сотрудника к награде или поощрению.

Кадровик-инспектор заполняет трудовые книжки и подсчитывает стаж. При необходимости он оформляет и выдает справки, содержащие сведения о трудовой деятельности сотрудника, например, о зарплате за последние 6 месяцев – ее часто требуют банки для подтверждения платежеспособности.

Начальник отдела кадров

Он несет ответственность за укомплектованность компании штатом работников. Ему необходимо обеспечить предприятие достаточным количеством служащих и рабочих тех профессий, которые требуются для его полноценной и бесперебойной деятельности. Начальник отдела кадров может сделать административную карьеру. Ее вершина – генеральный директор предприятия.

Должность начальника отдела кадров есть почти в каждой крупной компании и на большинстве сравнительно небольших предприятий. В маленьких фирмах, штат которых насчитывает всего несколько человек, с персоналом работает непосредственно директор.

Где учат

Идеальный вариант для карьеры кадровика – юридическое образование. Его наличие не принципиально, и множество представителей этой профессии имеют дипломы экономистов или бухгалтеров, но работодатель предпочтет кандидата с профильной подготовкой.

По этим профилям подготовку специалистов ведут многие вузы России. Для примера перечислим несколько:

  • Московский финансово-юридический университет (документоведение и архивоведение).
  • Кемеровский госуниверситет (документоведение и архивоведение).
  • Санкт-Петербургский госуниверситет гражданской авиации (управление персоналом).
  • Российский новый университет (управление персоналом).
  • Нижегородский технический госуниверситет им. Р. Алексеева (документоведение и архивоведение).

Для поступления на эти специальности надо сдать ЕГЭ по истории, обществознанию и русскому языку.

Список обязанностей

Специалист отдела кадров, согласно должностной инструкции, обязан:

  1. Заниматься изучением профессионально-квалификационной структуры персонала на предприятии в целом и в его подразделениях в частности.
  2. Вести кадровый учет: принимать на работу, переводить сотрудников из одного отдела в другой, увольнять.
  3. Информировать работников о новых вакансиях. Сотрудничать с кадровыми агентствами.
  4. Генерировать идеи по профессиональному развитию сотрудников, консультировать их по вопросам карьерного роста или повышения квалификации. Выполнение этой задачи вменяется в обязанность эйчару, но в некоторых компаниях этого требуют от кадровика.
  5. Участвовать в планировании мероприятий, направленных на снижение интенсивности текучки кадров и улучшение дисциплины.
  6. Соблюдать правила заполнения и хранения трудовых книжек.
  7. Заниматься подготовкой документов для выплаты компенсаций и предоставления льгот, оформлением пенсии сотрудникам.

Если кадровик работает в организациях или компаниях с сотрудниками особых категорий (к примеру, металлургами, учителями, медицинскими работниками, госслужащими), он должен знать специфику кадрового делопроизводства в определенных сферах. О чем конкретно идет речь? О нестандартной длительности отпуска, праве на оформление пенсии по выслуге лет и т. д.

Умения и личностные качества

Кроме профессиональных навыков и знаний теории, специалисту отдела кадров на предприятии нужно обладать рядом умений и личностных качеств, таких как:

  • стрессоустойчивость;
  • ответственность;
  • работоспособность;
  • умение завоевывать авторитет и контролировать свои эмоции;
  • открытость новым контактам и опыту;
  • пунктуальность и дисциплинированность;
  • стремление помогать сотрудникам;
  • аналитические способности;
  • аккуратность и внимательность к деталям.

Заработная плата

В среднем по России составляет от 15 тысяч до 35 тысяч рублей, в Москве – от 18 тысяч до 50 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге ситуация близка к столичной – кадровики получают от 20 тысяч до 55 тысяч рублей.

Карьерный рост

Кадровикам более свойственна горизонтальная карьера. Она возможна, если такого работника нагрузят дополнительными задачами или дадут руководить HR-проектами. Чтобы ускорить продвижение, нужно не только безукоризненно выполнять профессиональные обязанности, но и стараться расширять свой функционал.

Первой ступенью вертикальной карьеры специалиста отдела кадров считается должность начальника отдела. Некоторые обретают статус серьезного стратегического партнера и вливаются в состав правления компании. Вершина карьерной лестницы – позиция генерального директора предприятия.

Перспективы профессии

Сегодня наблюдается возрождение профессии кадровика, считавшейся совсем недавно непопулярной и неинтересной. Ведь работа с персоналом – одно из важных направлений деятельности любой компании, которая хочет развиваться и быть конкурентоспособной.

В компаниях с численностью штата свыше 15 человек без отдела кадров не обойтись. Это значит, что профессия будет востребована. Уже сегодня квалифицированный опытный менеджер не тратит на поиски работы больше месяца: хорошие специалисты – нарасхват.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия кадровик подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Плюсы и минусы профессии кадровика

Кадровик – профессия, у которой множество названий – специалист отдела кадров, менеджер по управлению персоналом, администратор отдела кадров. В западных корпорациях кадровика называют HR-менеджер.

Несмотря на обилие наименований, суть профессии остается ясна – это специалист отдела кадров, основными обязанностями которого является делопроизводство и ведение учета кадров предприятия. Чем должен заниматься кадровик, какие преимущества и недостатки профессии?

Описание профессии кадровик

Специалист по кадрам выполняет на предприятии следующие функции:

  1. Ведет документацию по приему, переводу, перемещению и увольнению специалистов предприятия, оформляет соответствующие приказы.
  2. Готовит проектную документацию, которая касается материального вознаграждения и поощрения работников.
  3. Выдает справки, касающиеся трудовой деятельности работников.
  4. Ведет учет трудовых книжек.
  5. Готовит материалы для проведения тарификационной, квалификационной и аттестационной комиссий.
  6. Осуществляет подбор персонала.
  7. Рассчитывает трудовой стаж и оформляет документы для назначения пенсий работникам;
  8. Осуществляет контроль за тем, как соблюдается трудовая дисциплина и правила трудового распорядка сотрудниками предприятия.

Работа кадровиком

Плюсы профессии

Практически в каждом предприятии, численность работников которого составляет от 50 сотрудников, есть специалист отдела кадров, на которого возлагается ответственность за кадровое делопроизводство и формирование кадровой политики предприятия.

Преимуществами работы кадровиком является следующее:

  • Профессия пользуется спросом, единственное, что функции специалиста отдела кадров на разных предприятиях могут отличаться в зависимости от размера предприятия и его кадровой политики. Неважно, это промышленный объект или жилищно-эксплуатационная организация, в предприятии любой сферы экономики обязательно должна быть должность менеджера по управлению персоналом.
  • Чтобы устроиться на работу кадровиком, не нужно получать какое-то дополнительное образование. Работать в отделе кадров может человек, получивший педагогическое, юридическое или экономическое образование. То есть если не удалось устроиться строго по своей специальности, можно будет работать в отделе кадров, единственное, придется время от времени участвовать в различных семинарах и тренингах для повышения квалификации.
  • Профессия предполагает удобный пятидневный график работы. Каждые выходные и праздники можно будет проводить вместе со своей семьей.
  • Работа не требует особых физических нагрузок. Это обычная работа в комфортном кабинете, в офисе с документацией, составление приказов, протоколов и служебных записок.

Кадровик за работой

Минусы работы кадровиком

Работа в отделе кадров имеет свои нюансы, свои плюсы и минусы, на которые важно обращать внимание. Какие недостатки есть у профессии?

  • Необходимы специальные знания, которые касаются многих сфер. Это юриспруденция, поскольку без знания законов невозможно составить приказ, правильно уволить сотрудника или перевести его на другую должность. Все документы должны соответствовать требованиям законодательства, которое постоянно меняется, чтобы в дальнейшем человек не обращался в суд за защитой своих прав. Кроме того специалист отдела кадров должен хорошо знать основы социологии и психологии людей, поскольку работает с персоналом и совершает набор кадров. Также важны знания методов работы с персоналом.
  • Сотрудники отдела кадров часто попадают в конфликтные ситуации. Они могут слушать гневные тирады начальника о неугодном ему кадровом составе, часто им приходится просить об отпусках за работников, оказывая им услугу. Также не стоит забывать, что любое увольнение из-за совершения дисциплинарного проступка или несоответствия занимаемой должности по сути переходит в конфликт. Специалисту из отдела кадров необходимо объяснить человеку суть ситуации, а также составить все приказы правильно, чтобы после во время проверки инспекции труда не были выявлены нарушения.
  • Работая в отделе кадров, сложно после сменить профессию, ведь если к примеру, юрист работает в нескольких отраслях права, то кадровик сталкивается только с трудовым законодательством и усовершенствует свои знания, участвуя в различных тренингах и семинарах.
  • Если на предприятии происходит проверка по соблюдению трудового законодательства и составлен протокол о выявленных нарушениях, административные штрафы будут возложены как на предприятие в целом, так и персонально на начальника отдела кадров. Суммы чаще всего бывают большие, потому очень важно, чтобы в своей работе кадровик смог сотрудничать и с юридическим отделом и бухгалтерией, чтобы не допускать правонарушений.
  • Работа менеджером по персоналу по сути является монотонной и не предусматривает никаких командировок. Те же документы, те же сотрудники, работа может быстро надоесть и появится желание изменить профессию.

На собеседовании

Выводы

Специалист по кадрам ведет учет трудящихся на предприятии и занимается реализацией кадровой политики предприятия. Некоторые обязанности меняются, но суть профессии остается прежней. Кадровик должен обладать знаниями в сфере трудового законодательства, основ социологии и психологии.

Работа с кадровым составом порождает немало конфликтных ситуаций, потому работая специалистом отдела кадров, нужно обладать стрессоустойчивостью и нужно постоянно следить за изменением трудового законодательства, чтобы после на предприятие не возложили штраф за совершение административного правонарушения или сотрудник не подал в суд из-за того, что его незаконно уволили.

Преимуществом данной профессии является ее спрос на рынке труда и то, что она предусматривает работу в офисе и ведение делопроизводства без необходимости ездить в командировки.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

При выборе профессии многие ориентируются на престижность будущего рода деятельности, другие делают акцент на высокую заработную плату, третьим выбор навязали родители. Единицы выбирают будущую профессию согласно своим собственным желаниям и интересам. На мой взгляд, работа по интересу - это редкая удача и большое счастье.

Начав обучение, я стал постигать все тонкости этого рода деятельности, и теперь считаю данную профессию уникальной. Ведь в ней нашли отражение такие науки, как экономика, менеджмент, психология, делопроизводство, маркетинг, право и многое другое. Такое изобилие предметов показывает, что специалист по управлению персоналом (HR, эйчар) - это разносторонне развитый работник с глубокими знаниями всех механизмов функционирования организации.

В моем понимании, эйчар - это связующее звено между руководством и подчиненными, ему необходимо сохранять паритет, иметь уважение и тех и других. Именно от него во многом зависит атмосфера в коллективе, а это немаловажная составляющая успеха любой компании. Через службу управления персоналом работник общается с руководством компании, совершает карьерный рост, и многое другое.

Бытует мнение, что менеджером по управлению персоналом может стать любой образованный человек, ему только нужны базовые знания и высокая коммуникабельность. Я считаю - это не так. Специалист HR-службы должен не просто уметь выслушать, но и провести глубокий анализ, оценить особенность поведения, профессиональную пригодность, будущую успешность работника. Также ему необходимо обладать экономическими знаниями, прекрасно понимать структуру организации, уметь мотивировать работников, разбираться в работе маркетинговой службы, представлять специфику деятельности различных компаний и динамику развития рынка труда. Он должен ориентироваться в трудовом законодательстве, уметь вести кадровое делопроизводство и т. д. [2].

Чтобы быть эффективным руководителем и достигать целей компании, помимо умственных качеств необходимы внутренний контроль, умение управлять своим эмоциональным интеллектом. Самомотивация поможет в стрессовых ситуациях, а умение конструктивно решать конфликты придаст эйчару авторитет. Любое конструктивное решение конфликта помогает организации развиваться, находить новые решения и совершенствовать производство.

Менеджер по персоналу должен строить работу, прежде всего исходя из потребностей своей компании, а не конкретных сотрудников [2]. Поэтому личные интересы работников отходят на второй план. Специалисту HR-службы необходимо уметь абстрагироваться в ситуациях кризиса и применять все возможные средства для достижения целей.

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]: [утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р] // Бюл. Минобразования РФ. - 2002. - № 2.

профессия специалист по кадрам

Если ваша профессия специалист по кадрам , то вы должны все обо всех знать. Вовремя успевать заполнять массу документации, закрывать и открывать вакансии, доводить до сведения, тестировать, создавать настроение в коллективе. Это обычные будни кадровика. Человека, чья трудовая деятельность непосредственно связана с персоналом.

Такие разные и удивительные наши кадры: жизнерадостные и угрюмые, амбициозные и мягкотелые, настойчивые и робкие, карьеристы и неформалы. Это десятки и сотни личностей. Личностей с большой буквы, у которых постоянно что-то происходит. Они болеют, уходят в отпуск, опаздывают, уезжают в командировки, рожают детей, разводятся, женятся, сажают картошку, копают картошку, уезжают помогать бабушкам и дедушкам. В общем, имеют сто одну причину не появляться на работе. Карусель событий, постоянно случающихся в коллективе, захватывает вас на протяжении всего рабочего дня, не оставляя ни на минуту. Профессия специалист по кадрам только на первый взгляд скучна и неинтересна.

Боевое крещение кадровик получает в момент открытия вакансии секретарь. Те, кто сталкивался с этим лично, знают — это самое смешное, сложное и страшное в одном флаконе. Образ профессии “секретарь” представляет из себя нежно-воздушно создание, не обремененное знаниями. На деле стоит задача найти суперсотрудника, который умеет все сразу и даже больше. Поэтому когда на собеседование приходит первая девушка в юбке приличной длины, без локонов до талии и прикрытым декольте, скрещиваешь пальцы за спиной. Прекрасно, если с ее появлением в кабинете все еще можно свободно дышать воздухом, а не сладковато-удушливым ароматом духов. Апофеозом становится положительный кивок после беседы с непосредственным руководителем. Можно танцевать, громко петь песни, в награду побаловать себя чашечкой кофе.

Задачи кадровика

От вашей работы напрямую зависит успех деятельности всей компании. Важно чувствовать людей, понимать, кто будет вдохновлять на успешную работу коллектив, а кто будет стремиться поскорее убежать домой. Каждый кадровик собирает пазл: помогает правильным людям оказаться на нужном месте.

Каким должен быть кадровик

Педантичным, любящим порядок и не испытывающим священный трепет от бумажной работы. Отзывчивым, коммуникабельным, открытым миру человеком. Еще он должен любить людей и уметь находить с ними общий язык, быть немножко психологом и прозорливо смотреть на приходящих рекрутов.

Я научилась общаться с разными людьми. Выслушивать каждого, с его правдой, мнением, проблемами. Находить выходы из сложных ситуаций, поддерживать неуверенных, утешать расстроенных, видеть талантливых и перспективных, анализировать полученную информацию и применять ее на практике.

Профессия специалист по кадрам — это моя специальность. Я горжусь своими знаниями и навыками, рассчитываю на дальнейший карьерный рост в данной сфере.

Читайте также: