Моя любимая поэтическая строка сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции, рифмы, изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)).

Слышу ли голос твой

Звонкий и ласковый,

Как птичка в клетке,

Встречу ль глаза твои

Душа им навстречу

Из груди просится,

И хочется плакать,

И так на шею бы

Задание 2 . (максимальное количество баллов – 4 баллов)

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Задание 3. (максимальное количество баллов – 3 баллов)

Задание 4 . (максимальное количество баллов – 3 баллов)

Какие черты художественного мастерства свойственны Ф. Достоевскому, А. Чехову, Л. Тостому, Б. Пастернаку, А. Солженицыну? Можно ли определить доминантную черту его стиля, приведите примеры произведений. (По каждому автору записать не более 5 сложных предложений).

Лучше горькая правда (1скл) друга (2), чем сладкая ложь (3) врага (2). Храбрость (3) города (2) берет. Человек (2) без родины (1), что птица (1) без крыльев (крыло 2 в молодости (3) не научишься работать, нищим (2) останешься. Золото (2) добывают из земли (1), а деньги (скл.не определяется, т, к, это неизменяемое слово во мн.ч.) добывают из грязи (3). Птице (1) нужны крылья (крыло 2 скл) , а человеку (2) любовь (3).

Задание 5 . (максимальное количество баллов – 4 баллов)

Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина, опираясь на данные после него вопросы.

Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.

Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом…На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке…, а в тарантасе стройный старик военный … в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…, взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый.

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.

- Налево, ваше превосходительство,- грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.

В горнице было тепло, сухо и опрятно…

Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его … слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная…

Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

- Самовар. Хозяйка тут или служишь?

- Хозяйка, ваше превосходительство.

- Сама, значит, держишь?

- Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

- И чистоту люблю,- ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрывая глаза, и покраснел.

- Надежда! Ты?- сказал он торопливо.

- Я, Николай Алексеевич,- ответила она.

- Боже мой, боже мой,- сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог

подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

- Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

- Вроде этого… Боже мой, как странно!

- Что странно, сударь?

- Но все, все… Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

- Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

- Мне господа вскоре после вас вольную дали.

- А где жила потом?

- Замужем… не была?

- Почему? При такой красоте, которую ты имела?

- Не могла я этого сделать.

- Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

- Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.

- Вот проходит, мой друг,- забормотал он.- Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит.

- Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.

Опорные вопросы для анализа текста

1. В чем выражается художественная особенность прозы Бунина?

2. Какой эпический жанр и с какой целью писатель избрал для своего произведения?

3. Какой пафос (авторское настроение) преобладает в произведении?

4. Что является главной темой произведения?

5. Какие средства художественной изобразительности позволяют охарактеризовать героев произведения?

Задание 6 . (максимальное количество баллов – 4 баллов)

Я покинул родимый дом

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старую грусть.

Золотою лягушкою луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет Голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Вопросы ля письменного анализа:

а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения?

б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?

в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.

г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?

2) Стилистические фигуры. Пожалуй, основным приемом является олицетворение. (И это не просто очеловечивание природы, но и обратный процесс – слияние природы и человека.). Березняк теплит материнскую грусть. Подобно отдыхающему человеку распласталась луна. Седина пролилась. Пурга поет. Клен стережет. О единстве мира говорят и сравнения: Седина – яблонный цвет. Ствол клена – нога, его крона – голова. И это уже метафора, как и в три звезды березняк, дождь листьев, луна – лягушка. Эпитеты: Родимый дом, голубая Русь, золотая лягушка, тихая вода. И старый в определении клена, это не только возраст дерева, а опыт сторожа.

4) Стихотворный размер. Трехстопный (анапест) с ударением на последнем слоге служит плавности и напевности стиха.!

В своем стихотворении Пушкин восхищается красотой русской зимней природы, рисуя чудесную картину за своим окном. Он видит искрящийся на солнце снег, темный лес, где стоят покрытые инеем ели, и речку, что блести подо льдом.

И описание поэта настолько живо, что я сражу же могу представить себя в окружении этого пейзажа. Почувствовать крепость зимнего мороза на своих щеках и зажмуриться от яркого солнца, освещающего снежные поля.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Вариант 2 - Я помню чудное мгновенье, Пушкин

15 предложений/ 261 слово

Мне также понятны такие чувства поэта, поскольку это именно то, что происходит с человеком, когда его лишают возможности видеть объект своей романтической привязанности. В полном одиночестве, в разлуке с любимыми любые испытания кажутся нам непосильной ношей.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Вариант 3 - Тучи, Лермонтов

19 предложений/ 280 слов

Когда я читаю это стихотворение, мне всегда становится искренне жаль лирического героя и самого Лермонтова. Я размышляю о том, в какое тяжелое время довелось родиться поэту. Тогда человек был совершенно не властен над своей судьбой. И если его поведение не было угодно императору, то его тут же отправляли в ссылку.

Важно то, что вторая ссылка Лермонтова, в отличие от первой, вовсе не была увлекательным приключением, где поэт мог любоваться красотами южной природы. На этот раз молодого человека отправляли в эпицентр боевых действий.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные.
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Вариант 4 - Парус, Лермонтов

17 предложений/ 253 слова

И мне хорошо знакомо ощущение некой потерянности, непонимания того, что происходит вокруг. Лермонтов почувствовал себя так, когда ему пришлось покинуть университет в Москве, а в Петербургский вуз он поступить не смог. Так поэт обнаружил себя, гуляющим по берегу Невы и смотрящим на очертания белого парусника вдали. В моей жизни тоже случались периоды разочарования, когда ожидания не оправдывали себя. Потому мне близко настроение этого стихотворения.

Но Лермонтов был прав, справедливо полагая, что в бурях нет никакого покоя. Покой есть лишь в той тихой гавани, из который озорной парусник сбежал на поиски приключений. И тот, кто ищет эти приключения, к сожалению, порой обречен на одиночество, разочарование и вечные скитания.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Вариант 5 - Неохотно и несмело, Тютчев

14 предложений/ 198 слов

Это лирическое произведение поэт создал в 1849 году после своей поездки из Петербурга в село Овстуг, во время которой его застала гроза. Казалось бы, что нового можно сказать о таком привычном для всех нас природном явлении?! Но Тютчеву удалось представить происходящее в виде совершенно необычной картины, в которой присутствуют яркие, олицетворенные образы.

Все это создает совершенно волшебный эффект. Кажется, что мы, так же как и лирический герой Тютчева, находимся в непосредственном эпицентре событий и имеем возможность воочию наблюдаем за происходящим.

Я считаю, что для того, чтобы так проникновенно и детально описать природу, нужно иметь настоящий дар. Потому я искренне восхищаюсь мастерством Тютчева и считаю себя поклонником поэтического таланта поэта.

Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Вариант 6 - Ещё майская ночь, Фет

20 предложений/ 291 слово

В моей же душе, когда я читаю это стихотворение Фета, тоже рождаются счастливые мечты. Вместе с природой и лирическими героем я начинаю ждать исполнения своих надежд.

Понимание душевной драмы Фета наполняет это стихотворение поэта глубоким трагическим смыслом. Оттого оно выглядит еще более притягательным для меня, и я с вдохновением и легкой грустью готов перечитывать любимые строки снова и снова.

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.

Вариант 7 - Летний вечер, Блок

17 предложений/ 214 слов

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

Вариант 8 - Письмо матери, Есенин

22 предложения/ 282 слова

Образ матери символизирует для Есенина образ его малой родины — села Константиново, где прошло его детство. Райского уголка, где по-прежнему цветет, раскинув ветви, белый сад. И такая ассоциация тоже знакома мне, поскольку мама является для меня олицетворением домашнего уюта, тепла. С ней связаны самые лучшие детские воспоминания.

Детство, а также юность, видится поэту, как и всем нам, беззаботной порой, когда мир еще полон надежд и радостных ожиданий. Временем, когда еще хочется просыпаться на рассвете от нежного голоса матери. Но затем мы становимся старше и это волшебное ощущение таинственности бытия постепенно уходит навсегда. Жизнь предстает такой, какая она есть, — без прикрас. И не ко всем судьба бывает благосклонна. Это произошло и с лирическим героем Есенина, в образе которого отразились черты самого поэта.

Многое пошло не так в жизни этого человека, как ему бы того хотелось. Чувственная мятежная душа героя не знала покоя. Им овладели зависимости, а душу стала терзать бесконечная, непреодолимая тоска.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

1 Задушил руками немейского льва и добыл его шкуру
2 Умертвил девятиголовую лернейскую гидру (подвиг не засчитан Эврисфеем, так как Гераклу помогал Иолай, его племянник)
3 Поймал керинейскую лань с золотыми рогами и медными копытами, ранив ее стрелой
4 Поймал эриманфского вепря, загнав его в глубокий снег, и отнес связанным в Микены
5 Очистил от навоза авгиевы конюшни, направив воды рек Алфея и Пенея в огромный скотный двор царя Авгия (подвиг не засчитан Эврисфеем, так как Геракл выполнял его за плату, хотя Авгий и отказался рассчитаться)
6 Изгнал и уничтожил стимфалийских птиц – чудовищ с острыми железными перьями, обитавших на лесном болоте около города Стимфала и истреблявших людей
7 Поймал и привел в Микены изрыгающего пламя критского быка
8 Пригнал коней Диомеда (Диомед – фракийский царь, кормивший своих кобылиц человеческим мясом)
9 Добыл пояс Ипполиты – царицы амазонок
10 Пригнал коров Гериона (Герион – трехголовый и трехтуловищный великан, обитавший на острофе Эфирия)
11 Привез золотые яблоки Гесперид (Геспериды – сестры-нимфы – хранительницы яблок вечной молодости)
12 Победил и вывел из царства Аида трехголового со змеиным хвостом пса Кербера, стража преисподней
Источник: Мир и человек. – Харьков: Прапор, 1998

Том III
1. Нападение Наполеона на Россию.
2. Болконский вновь отправляется в действующую армию. Николай Ростов тоже служит в полку.
3. Болезнь Наташи после пережитого. Мысли Пьера о своем избранничестве в схватке с Наполеоном.
4. Отступление русских войск.
5. Болезнь и смерть старого князя Болконского. Николай Ростов знакомится с Марьей Болконской.
6. Мысли и действия Пьера Безухова, создававшего ополчение.
7. Последняя встреча Пьера и Андрея. Беседа о смысле войны.
8. Бородинское сражение. Героические действия батареи Раевского.
9. Болконский смертельно ранен.
10. Совет в Филях. Кутузов приказывает оставить Москву.
11. Все покидают столицу.
12. Наполеон на Поклонной горе.
13. Пьер остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Разговор с французским капитаном.
14. Наташа в обозе с ранеными находит князя Андрея, ухаживает за ним. 15. Пьер спасает из огня девочку. Арест Пьера французами.

Смотрите все на эту чудесную книгу!
этот рассказ ооочень поучительный!
вы узнаете много о музыке .
но и Виталий Бланки хороший писатель.
но пожалуй музыкант это самый интересный рассказ . ПРОЧИТАЙТЕ ЕЕ ПОЖАЛУЙСТА.

" Ах, этот мир и счастье быть на свете. "- пишет. М. Цветаева. Если тебе приходилось испытывать такое счастье, напиши об этом.

Какова причина по мнению баснописца внезапного интереса лисицы к вороне? учитывает ли автор повадки особенности поведения зверей


Малый объём двух стихотворений вынуждал пишущих вчитываться едва ли не в каждое пушкинское слово, размышлять над отдельными строчками. Такая работа видится полезной: она учит читать лирику как лирику, соразмышлять, слушать и слышать голос поэта.


Что получилось в итоге? Писали об общем и о разном в двух стихотворениях. Начну с того общего, что было понято большинством.

В обоих стихотворениях изображается неугасшая любовь и грусть оттого, что лирический герой любил безответно.

Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л.: Наука, 1986. С. 185.

Итак, уходящее чувство, которое восполняет сердечную пустоту. Уходящее, но не ушедшее окончательно. Эту тонкую связь двух стихотворений ощутили уже далеко не все. Вот что писали девятиклассники:

Другой девятиклассник так оспорил это суждение:

Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.

Лирические герои в этих стихотворениях не эгоистичны, а наоборот, самоотверженны, так как один способен отказаться от своей любви во имя любимой, а другой на расстоянии от неё отказывается от своих выгод.

Поэт всё ещё любит, но понимает, что этим он только тревожит свою избранницу. Автор желает ей найти другого человека, которого она полюбит. Это доказывает искренность и силу его чувств. Он хочет, чтобы она была счастлива, несмотря ни на что.

Уже после сочинения я прочитал у В. С. Непомнящего:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

19 студентов ответили, что это. ирония. 20-й ответ был — насмешка.

Непомнящий В. С. Речь не о Пушкине // Литературная газета. 2009. № 23 (6227).

Читайте также: