Москва третий рим сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Однако на самом деле всё немножко не так. Всерьёз называть Москву Третьим Римом идеологи и политики начали впервые не в XVI, а в XIX веке, почти на четыреста лет позже. Как так? Обо всём по порядку.

Игумен псковского Елеазарова монастыря, старец Филофей, действительно был автором одного или нескольких писем, написанных в 1523-1524 годах. Первое из них адресовано великокняжескому дьяку Михаилу "Мисюрю" Мунехину и посвящено довольно актуальным проблемам летоисчисления и распространения астрологии (организация запрещена в Московском государстве). Второе - лично великому князю Василию Ивановичу, в нём детально описаны косяки насчёт совершения крёстного знамения и поднята проблема распространения содомского греха. Который, кстати, ещё никем нигде не осуждён, но это мелочи.

Так вот, в конце первого письма - отправленного, напомню, только великокняжескому дьяку лично - Филофей пишет вот что:
"Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в ином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать"

В начале второго - предназначенного Василию III - игумен довольно долго превозносит адресата и пишет что-то вроде:
". да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианския веры снидошася в твое едино царство: един ты во всей поднебесной христианам царь. "
В контексте того, что христианская церковь первого Рима запятнала себя ересью, а второго - пала под ударами турок.
Далее следуют типичные нравоучения ("подобает тебѣ, царю, сие держати со страхом Божиимъ, убойся Бога, давшаго ти сия, не уповай на злато, и богатство, и славу: вся бо сиа здѣ собрана и на земли здѣ остают. "), и стоящий отдельного внимания абзац о содомском грехе.

Дело в том, что в делах династических и политических оказалась задействована совершенно другая идея, основой которой было "Сказание о князьях Владимирских". Книжка это составлена примерно в начале XVI века, и вкратце в ней описано, что Рюрик (от которого ведут род Рюриковичи) - это потомок двоюродного брата Октавиана Августа, Пруса. Об этом, мол, знал Константин IX Мономах, который отправил Владимиру Мономаху царский венец и регалии.

Кстати, Володе было всего два года на момент смерти своего тёзки по прозвищу, а Октавиан Август не имел дядей и тёть.

Утверждавшаяся концептуальная связь между Москвой и Римом, таким образом, была только политическая и основана на якобы кровном родстве. Повесточку делала здесь ещё женитьба деда Ивана Грозного, Ивана Великого, на Софье Палеолог, таки законном (с династической точки зрения) потомке византийских цезарей. А вся концепция была организована незадолго перед венчанием Ивана IV Васильевича на царство с тем, чтобы это самое венчание обосновать. Ну и всё. После Смуты обо всех этих имперских династических амбициях забыли: наступило время Романовых.

Почему и как тогда аргумент игумена Филофея в частном письме Василию III попал в школьные учебники, головы русских националистов и авторов копипаст на Дзене? Всё просто: он пережил второе рождение.

В 1861 году - в период обострения "восточного вопроса" - вышло издание "Послания на звездочётов" (первого письма Филофея) в одном из собраний русских древностей. Спустя несколько лет историк Владимир Иконников в монографии делает впечатляющий вывод: московские цари следовали развитой идеологической концепции "Третьего Рима"! Подтверждения этому тут же находятся в Степенной книге и в посланиях Ивана Грозного: Иван IV считал себя потомком Августа и потому достойным продолжателем его дела!

Как вы уже поняли, происходит обычное для XIX века конструирование идеологии и культуры прошлого. Причём путём слияния двух немножко разных концепций, никогда на деле друг друга не дополнявших.

И это конструирование оказывается на редкость удачным! В головах отечественных интеллектуалов слова "Москва - Третий Рим" заседают накрепко, причём именно в связи с восхищающей их стариной - XVI веком, временем Грозного. Владимир Соловьёв использует "доктрину", чтобы объяснить "особый путь" России. На коронационном банкете Александра III называют продолжателем дела Константина и правителем "Третьего Рима". Историки пишут монографии и статьи о роли филофеевских посланий в московской политике и идеологии. Иронично, что подобная трактовка истории переживёт даже советское время: в "Иване Грозном" Сергея Эйзенштейна царь многозначительно заканчивает свою речь словами "Два Рима пали, Третий стоит, а Четвёртому не бывати".

Позднее "Третий Рим" станет составной частью идеологии русских националистов-манярхистов, как грибы плодящихся в девяностых на развалинах Союза, - наравне с Россией, Которую Мы Потеряли, хрустом французской булки и другими достойными шутками, не имеющими, впрочем под собой реального исторического основания. Постмодерн же.

Моралей тут две. Первая - историки тоже люди, воспринимающие историю в свою пользу. Никуда от этого не деться, причём настолько, что субъективность взгляда историка - это объективность истории в целом. Но это и здорово, мы можем смотреть одно и то же кино с офигеть какими разными режиссёрами.
Вторая - когда идеология упирает на исторический аргумент, она умирает, и неважно, "Капитал" Маркса это или опусы современных манярхистов в ЖЖ.

Описание причин зарождения и становления идеи "Москва – Третий Рим". Исследование сущности концепции и определение особенностей идеологемы "Москва – Третий Рим". Раскрытие теологического, двойственного и самодержавного смысла идей "Москва – Третий Рим".

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.09.2012
Размер файла 29,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Автономное образовательное учреждение высшего

Бокситогорский институт (филиал)

выполнила студентка 1 курса

факультета экономики и инвестиций

направление: Педагогическое образование

старший преподаватель А.В. Кольшакова

Оглавление

Введение

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

Возвышение Москвы, превращение ее в центр Великорусского государства и становление нового типа духовности обусловлены тремя обстоятельствами.

Первое из них обозначилось уже в конце XII в. - это перемещение центра политической и культурной жизни на северо-восток, в верховья Волги и образование там Владимиро-Суздальского, а позже Московского княжества.

Идеологема - политический термин, часть какой-либо идеологии, элемент идеологической системы. У идеологемы, в отличие от термина, нет строго определенного (ограниченного) значения. Эти значения меняются в соответствии с политической прагматикой.

Теология - учение о Боге, богословие, раздел философии, в котором осмысляется бытие человека в отношении к Богу.

Заключение

Список литературы

1. Ионников Н.С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории [Сочинения]: в 3-х т. Т. 1. - Киев, Университетская типография, 2009. - 150 с.

2. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях [Сочинения] / Н. Каптерева, Л.Ф. Снегирева. - М.: Инфра-М, 2010. - 580 с.

3. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.) [Сборник научных статей]. - М.: Индрик, 2008. - 416 с.

4. Стремоухов Д.Н. Москва - Третий Рим: источник доктрины [Сборник научных статей] // Из истории русской культуры: в 3 ч. - ч. 2. - М.: Языки славянской культуры, 2010. - 150 с.

5. Терновский Ф.А. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в древней Руси [Сочинения]: Выпуск 2. - Киев: Университетская типография, 2010. - 180 с.

7. Ульянов Н.И. Комплекс Филофея [Журнал] // Вопросы истории. - 2011. - № 4. - С. 19-22.

8. Успенский Ф.И. Как возник и развился в России восточный вопрос [Сборник научных статей] // Из истории русской культуры: в 3 ч. - ч. 1. - М.: Языки славянской культуры, 2009. - 166 с.

9. Шахматов А.А. Путешествие на Восток [Монография] / А.А. Шахматов. - СПб.: ПИТЕР, 2009. - 23с.

Подобные документы

Москва – Третий Рим, сущность и истоки данной теории, история ее возникновения и развития, распространенность. Путь превращения концепции в идеологическую доктрину Московского государства. Отношение к данной концепции на современном этапе, ее противники.

реферат [26,9 K], добавлен 25.02.2009

Историческая фигура Ивана III Великого. Детство и юность, вступление на великокняжеский престол. Женитьба на византийской царевне. Москва – Третий Рим. "Собирание" земель, конец Новгорода, присоединение Твери. Историческое значение Судебника 1497 года.

контрольная работа [42,7 K], добавлен 12.01.2010

Суть концепции "Москва – Третий Рим". Превращение концепции в идеологическую доктрину Московского государства. Реформы Избранной Рады: земский собор, судебник 1550 г., военная реформа, стоглавый собор. Присоединение Казанского и Астраханского ханства.

контрольная работа [53,2 K], добавлен 05.06.2009

Объединение земель вокруг Москвы и Московского княжества. Иван III и его сын Василий III - великие князья Московские и первые государи всея Руси. Происхождение и сущность концепции "Москва - третий Рим". Московское зодчество и живопись XV-XVI веков.

реферат [465,1 K], добавлен 12.05.2015

Социально-классовая структура и экономика России в XVI-XVII в. Эволюция политической системы. Система ценностей средневековой Руси, ее культурное развитие. Церковные преобразования: раскол и оформление старообрядческой церкви. Духовная культура.

реферат [43,1 K], добавлен 22.04.2009

Православие как фактор этнического самосознания русского народа в период борьбы с татаро-монголами. Борьба церкви с ересями. Спор иосифлян и нестяжателей. Возникновение идеологии "Москва – третий Рим". Участие церкви в хозяйственной деятельности.

курсовая работа [47,4 K], добавлен 22.06.2009

Война с Наполеоном: начало. Ведь недаром, Москва, сожженная пожаром, французу отдана? Или о том как принималось решение оставить Москву. Процесс эвакуации жителей из столицы. Москва в руках французов. Французы покидают столицу.

Теория “Москва — Третий Рим” послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период образования Русского централизованного государства. С подачи украинского историка Иконникова (изложившего ее в 1869 году в своей докторской диссертации) длительное время бытует прочно укоренившаяся версия, что в явном виде данная концепция впервые была сформулирована в посланиях старца Псковского Елизарова монастыря Филофея великому князю Московскому Василию III Ивановичу. Эта версия прочно утвердилась в массовом сознании и нашла свое отражение в художественных произведениях.

„Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать“ [9, 441]. Эта формулировка из письма Филофея стала классическим выражением сути концепции.

Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва – Третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией.

О самом авторе, монахе (или, может быть, настоятеле) Псковского Елизарова монастыря Филофее, известно немногое. Сам о себе он пишет, пользуясь традиционной самоуничижительной формулой: “человек сельский, учился буквам, а еллинских борзостей не токах, а риторских астрономий не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывал”. Сохранившаяся о нем заметка его современника сообщает, что Филофей постоянно жил в монастыре (“той старец неисходен бе из монастыря”) и был образованным человеком (“премудрости словес знаем”). Неизвестный биограф отмечает также смелость Филофея и его нелицеприятность, благодаря которой он “многа показал дерзновения к государю… боярам и наместникам”, бесстрашно обличая их злоупотребления. Свою политическую теорию он сформулировал в письмах псковскому наместнику М.Г. Мунехину и великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу.

Многократно обращается Филофей к описанию образа держателя верховной власти, разрешая его традиционно. Царь строг ко всем, кто отступает от “правды”, но заботлив и справедлив в отношении всех своих подданных, в его обязанности входит утешать “плачущих и вопиющих… избавлять обидимых от руки обидящих”.

Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. По мысли Филофея, все подданные дают обет государю волю его “творити и заповеди хранити во всем”, а если и придется кому-либо понапрасну терпеть “царское великое наказание”, то, возможно, только выразить свою печаль “горьким стенанием и истинным покаянием”. В обязанности государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях. Духовная власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными пастырями права “говорить правду” лицам, облеченным высокой властью. Он, как и его предшественники, настаивает на необходимости законных форм реализации власти. Так, Ивану Васильевичу он советует жить праведно и следить за тем, чтобы и подданные его жили по законам.

Сохранившая верность православию, Россия непобедима, она сбросила татарское иго, ныне успешно обороняет свои границы и возвышается в глазах современников еще и благодаря успехам на дипломатическом поприще. Величие и славу России Филофей сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии, которая в глазах всех русских считалась великим государством. Ее блеск, слава и могущество не исчезли, а перешли к стране, возглавляемой великим русским князем.

Под углом этих последних воззрений воспитывалась и Россия. До XV в. она считала себя покорною дщерью константинопольского патриарха, а в византийском императоре видела верховного блюстителя общественной правды. Константинополь стал в глазах русских как бы вторым Римом. Со второй половины XV века во взглядах русского общества произошла значительная перемена. Флорентийская уния (1439) пошатнула в самом корне авторитет греческой церкви; обаяние Византии, как хранительницы заветов православия, исчезло, а с ним и право на главенство политическое.

Таким новым сосудом, новым Третьим Римом и является Москва — освобождение от татарского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба великого князя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание царств Казанского и Астраханского) — все это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества, возникновение трёх легенд:

а) о бармах и царском венце, полученных Владимиром Мономахом от византийского императора Константина Мономаха (офиц. ссылка в 1547 г.);

б) о происхождении Рюрика от Прусса, брата римского кесаря Августа;

в) о белом клобуке: клобук этот, как символ церковной независимости, император Константин Великий вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего, в сознании своего недостоинства, передали его константинопольскому патриарху; от него он перешёл к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам.

Новое положение вызывало новые обязательства. Самодержавно-царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами. В этом направлении одно время её поддерживал и сам латинский Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, пропагандируя мысль, что русские цари — законные наследники Византии; в том же духе действовала и Венеция. Теория Третьего Рима до конца XVII в., а именно до войн с Турцией, не выходила из сферы отвлеченных вопросов: но и позже она никогда не получала характера определенной политической программы, хотя некоторое отражение её и слышится: более слабое — в правительственных заявлениях во время освободительных войн России с Турцией на Балканском полуострове, более сильное — в воззрениях славянофилов.

Учреждение московского патриархата тоже произошло при участии константинопольского патриарха Иеремия II, в 1588 г. поставили первого русского патриарха. Московский собор 1589 г. возвел в патриархи митрополита московского Иова. Этот факт был одобрен двумя соборами Константинополя 1590 и 1593 гг. На соборе 1593 г. были изложены канонические основы создания Московской патриархии, его главе было определено пятое место среди вселенских патриархов.

Таким образом, мы видим, как эсхатологическая концепция Филофея была переработана и переосмыслена в духе прославления Московского Царства как единственного православного государства.

Московская Русь стала осмыслять себя не больше не меньше как единственным и богоизбранным государством.

Развитая Филофеем в политическую теорию формула “Третьего Рима” была не нова для литературы XV-XVI столетий. Сказания о наследовании той или иной страной религиозно- политического величия были известны еще в Византии. Перо Филофея приблизило их к современным условиям политико-правовой жизни русского общества.

Современники так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила — ни во время жизни мыслителя, ни впоследствии -оправданием или обоснованием каких-либо агрессий.

Теория Филофея “Москва — Третий Рим” получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом плане вполне возможно считать ее доктриной, получившей официальное признание.

1. Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства: Учебник. — М.: НОРМА – ИНФРА-М; 2000

2. Всеобщая история государства и права. / Под ред. З.С. Черниловского. — М., 1999.

3. Зайцев К. Чудо русской истории / Церковь о государстве. – Старица, 1993.

4. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1997.

5. История государства и права России. / Под ред. И.А. Исаева. — М 1999.

6. Карташов А.В. Судьбы Святой Руси. – М., 1999.

7. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения в девяти томах. Т. 3. — М., 1987.

8. Никульшин Д.А. Проблема превращения эсхатологической концепции монаха Филофея в идеологическую доктрину Московского государства // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. 2002. — № 4.

9. Послание старца Филофея к великому князю Василию. // Памятники литературы Древней Руси: Конец XV — первая половина XVI века. — М., 1984.

10. Шмурло Е. Третий Рим / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – М., 1890-1907.

В истории народа большое значение имеет его самосознание, как он сам воспринимает и определяет свое место в мире, свои задачи, свои отношения с другими странами, значение своей деятельности. Эти представления отражаются в теориях, которые вырабатывают, озвучивают мыслители, глубоко думающие об этой теме. Некоторые со временем перестают быть актуальными, а другие, будучи давно озвученными, имеют значение в последующей истории народа. В русской истории такой теорией является Москва третий Рим.

Как появилась концепция

В конце пятнадцатого и в начале шестнадцатого века в целом завершается процесс формирования единого централизованного Московского государства. Оно объединило почти все русские земли. Очень важно, что в период наличия разных княжеств на Руси народ сохранял чувство своего единства. Духовное объединение русского народа в период политической децентрализации выполняла Русская православная церковь. С 1327 года ее глава митрополит имел центром своего пребывания Москву. Русь приняла крещение из Византии. Духовные связи с константинопольской церковью были очень сильны. Византия оказывала сильное влияние на русские земли в разных областях культуры. Поэтому когда в 1453 году Константинополь был взят турками-османами, это событие произвело глубокое впечатление на русский народ. Его мыслители думали о смысле произошедшего.

концепция Москва третий Рим

Большое значение Русской православной церкви в жизни народа, оформление единого централизованного Московского государства, падение Константинополя являются важными причинами появления теории Москва – третий Рим. Она выразила представление об историческом назначении России.

Суть идеи о том, что Москва - третий Рим

В 1520-х годах монах Филофей в письмах к великому князю московскому Василию III озвучил теорию Москва – третий Рим. Он говорил, что два Рима пали, один есть, а четвертому не бывать. Здесь в центре внимания находится история христианской церкви. Когда в Римской империи правил Константин Великий (306–337) христианство получило на государственном уровне свободу вероисповедания и его поддержку. Рим был столицей, его церковь имела большое влияние в христианском мире. Однако она со временем изменила догматическое учение. Восточная церковь осудила эти изменения как ересь. В результате в 1054 году произошел раскол западной и восточной церкви. Теперь в православном мире Византия стала самым влиятельным государством. Ее столица Константинополь еще называлась Новым Римом.

В XV веке возникла угроза завоевания Византии турками-османами. Тогда император обратился за помощью к западным странам. Римский папа обещал свое содействие при условии объединения церквей на основе уступок западу. Император согласился и в 1439 году была подписана Флорентийская уния. Однако в самой Византии многие церковные иерархи и верующий народ не приняли ее как содержащую латинское еретическое учение.

На Руси в письменных памятниках встречается мысль, что падение Константинополя в 1453 году могло произойти из-за попытки найти помощь у запада за счет уступок ему в вероучении. Русь приняла крещение из Византии, новой столицей ее единого государства была Москва. Ее Филофей поэтому назвал третьим Римом. Московское княжество оказалось в XVI веке единственным православным политически самостоятельным крупным государством. Первый Рим уклонился в ересь, Константинополь (второй Рим) был взят турками, Москва – третий Рим сохранила чистоту вероучения и стала столицей православного русского государства. Концепция Москва – третий Рим выражает духовную миссию России.

Развитие и укрепление теории

В XVI веке появились письменные сочинения, в которых рассказывались события, подчеркивающие духовную связь и преемство Руси по отношению к Риму и Константинополю. Поэтому эти сказания по содержанию имеют соответствие с теорией Москва – третий Рим. Исследователи оценивают ряд приводимых в этих памятниках сведений как вымышленные и легендарные. Некоторые из них были отвергнуты самой Русской православной церковью.

Одной из таких известных историй является рассказ о присылке великому киевскому князю Владимиру Мономаху особых знаков царского достоинства византийским императором. В первую очередь обычно говорят о знаменитой шапке Мономаха. Было составлено сказание, в котором летописный родоначальник древнерусских князей Рюрик назван потомком Пруса, в свою очередь по содержанию легенды бывшим братом первого императора древнего Рима Августа. Была написана повесть о белом клобуке, согласно которой это церковное облачение передавалось из Рима в Константинополь и из него в Новгород.

Читайте также: