Моральный облик учителя сочинение

Обновлено: 21.07.2024

Этика не создает норм, принципов и правил поведения, оценок, идеалов, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы.

Основными категориями этики, отражающими более существенные элементы морали:

· Добро и зло (наиболее общие категории этики объединяющие все имеющие положительные нравственные значения. Критерии добра является благо, то есть отсутствие вреда. Религиозная этика видит добро как выражение разума и воли Бога. Зло противостоит добру, ассоциируется с негативным, неконструктивным проявлением человеческой природы. В религиозной этике зло – порождение греха)

· Справедливость(адекватная, объективная оценка, существующая в порядке вещей. В обществе имеет морально – политическое и правовое содержание)

· Долг ( социальный заказ от обществе человеку. Чувство долга формируется в зависимости от социальной роли человека, от его личности, самооценки, от потребности полноценно и гармонично стирать свою жизнь среди людей. Чувство долга реализуется в деятельности, которая направлена на реализацию потребностей других людей)

· Совесть (категории этики, характерная способность человека осуществлять нравственный самоконтроль. Совесть позволяет самостоятельно формировать нравственные задачи и требовать от себя выполнения)

· Достоинство и честь (достоинство в пед деятельности – это умение не преступать в общении с учеником допустимых норм поведения. Соблюдение дистанции. Честь отражает признание достоинства человека со стороны других людей, честь воздается в соотвествии с положением человека в обществе)

· Ответственность (характеризует личность с точки зрения моральной деятельности нравственному долгу, рассматривается с позиции возможностей личности)

Девушки, здесь невозможно что то заучить. Поэтому кидаю вам статью. Читать ее обязательно. Если вы развел ересь в этом то сможете очень легко ответить на этот вопрос.

Что такое этика? Как себя вести в данной ситуации? Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый человек по тому или иному поводу.

Это понятие появилось очень давно и дошло до нас через века, поэтому, оно имеет очень большое значение в наше время.

Этика – это совокупность правил поведения в обществе. Культура поведения – это неотъемлемая часть культуры общества.

Сейчас воспитанный человек - редкость в нашей повседневной жизни, особенно среди молодежи, которая стремится только к внешней привлекательности. И все-таки такие люди имеются, и они желанные члены любой компании.

hp_01.jpgЧехов абсолютно был прав, он как будто писал про сегодняшнюю ситуацию. Действительно, морально и духовно сильная личность - это очень большая редкость.

Чтобы достигнуть максимального результата и стать воспитанным человеком, стать Личностью с большой буквы, следует много учиться. С самого детства родители должны воспитывать в человеке чувство патриотизма, любви к близким и, естественно, правилам хорошего тона. Этому лучше всего учить личным примером.

В более позднем возрасте следует заниматься самовоспитанием. Самовоспитание – это путь к формированию характера, сознательное развитие в себе ценных человеческих качеств.

Желание к самовоспитанию возникает только тогда, когда появляется желание достичь чего-то, быть полезным обществу, стать Человеком.

В нашем сегодняшнем обществе имеются безграничные возможности для получения образования и для самовоспитания: дневные и вечерние школы, курсы, стационарные и заочные высшие учебные заведения, широкая сеть библиотек, театры, кино, телевидение и т.д.

Так как наш век – век развития высших информационных технологий, то основным источником является, наверное, Интернет, где можно научиться всему, было бы желание. Бывает, что наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями, но это – отговорка для ленивых. Кто ищет – тот всегда найдет.

Эстетическое воспитание играет очень важную роль в формировании характера и нравственных качеств человека, а так же в развитии хорошего вкуса и культуры поведения. Эстетическое воспитание – это чувство красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Вежливость и соблюдение правил приличия должны опираться на естественность, непринужденность и, ни в коем случае, не на притворство и ложный лад.

Для того чтобы освоить азы культуры поведения и правил хорошего тона, достаточно освоить материал, представленный на этом сайте. Здесь вы найдете, как лучше всего одеваться, вести беседу, как вести себя в официальной обстановке, как вести себя за столом, на улице, в гостях, в повседневной жизни, как сделать индивидуальный заказ цветов на праздник, и многое другое. Одним словом - фундамент. Фундамент для дальнейшего развития. Ведь, как говорится, нет предела совершенству, поэтому никогда не останавливайтесь на достигнутом, всегда стремитесь узнать как можно больше.

Все действия должны войти в привычку и быть естественными. Чтобы они были автоматическими, и вам не приходилось даже думать о них.

Будьте уверенны в себе. И не переставайте учиться. Пускай на первых порах у вас что-то не будет получаться, и вы будете забывать мелочи, но учиться надо на своих ошибках, а не на чужих. Ошибок не стоит бояться.

Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание. Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания. Он несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития. Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации. Педагог не может быть курящим. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах. Выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей. Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога. Педагог дорожит своей репутацией. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

Главное для педагога – найти понимание, сочувствие и помощь в том, что его волнует, что переживает он как наиболее значимое в своей жизни. Особенно когда появляется ощущение безысходности, когда собственные попытки разобраться в себе заходят в тупик. О такой ситуации точно и тонко подметил поэт Е. Евтушенко:

Как важно, чтобы в миг той немоты

За сильного тебя хоть кто-то принял,

От широты своей душевной придал

Тебе значенье большее, чем ты.

Пожалуй, это и есть главное в этике педагога – создавать условия для духовного самоопределения, для выстраивания своего жизненного пути, для раскрытия индивидуальных способностей каждого ребёнка в активной деятельности. Помочь ему реализовать все свои возможности как в учёбе, так и в социально значимой деятельности, научить его понимать самого себя, слушать других и удивляться, удивляться, удивляться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этический кодекс педагога ДОУ

Нормами Этического кодекса педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники Муниципального дошкольного образовательного учреждения- детский сад "Орлёнок",работающие с детьми.Данный Этический .


Этический кодекс педагогов

Нормами Этического кодекса педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники воспитательных учреждений, работающие с детьми. ПРИМЕРНЫЙ Этический кодекс педагогов (далее - ЭКП), кото.


Этический кодекс педагогов

Данный Этический кодекс педагогов определяет основные нормы профессиональной этики.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России

Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 г. в г. Москве.


Проект этического Кодекса педагога

ПроектКодекспрофессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

В современном российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но не только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей. Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.

Функции имиджа учителя :

  • Профессиональная - обеспечение высокого качества обучения и воспитания;
  • Социальная- развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;
  • Духовно-нравственная- формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям);
  • Визуальная- формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющаявключает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая —это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

4. Нравственный облик и требования к учителю ХХ1-го века.

На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика.

Преподаватель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и студенческий коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Сейчас говорить об этической стороне профессиональной культуры педагога как никогда актуально, так как успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот преподаватель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью.

Раскрыть обучающемуся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот преподаватель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания преподавателя.

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика.

К нравственному облику учителя ХХ1-го века предъявляются требования:

  • профессиональный педагогический долг,
  • педагогическая справедливость,
  • педагогическая честь и
  • педагогический авторитет.

Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности преподавателя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков обучающихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д.

Справедливость - это нравственное качество преподавателя и оценка мер его воздействия на обучающихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и обучающихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться обучающимися. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности преподавателя, уровня его нравственной воспитанности.

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности преподавателя, к выполнению профессиональных обязанностей.

В профессиональном долге педагога запрограммирована:

  • необходимость творческого отношения к своему труду,
  • особая требовательность к себе,
  • стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства,
  • необходимость уважительного и требовательного отношения к обучающимся и их родителям,
  • умение разрешать сложные коллизии и конфликты жизни колледжа.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание преподавателем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если преподавателем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь преподавателя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета.

Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства педагога в своих правах и возможности держать воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности ребенка свойственны такому педагогу. Общение с группой приобретает формально-бюрократический характер.

Авторитет педантизма. У такого учителя существует система мелочных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к студентам не согласуются со здравым смыслом. Воспитанники теряют уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.

Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать обучающегося. На красноречие такого педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание.

Авторитет мнимой доброты. Проявляется чаще у начинающих преподавателей в силу отсутствия педагогического опыта. Попустительство, всепрощение приводят к игнорированию всех указаний преподавателя, над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются.

Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как педагогический такт.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности преподавателя, в которой совпадают мысль и действие.

Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта преподавателя можно назвать:

  • требовательность без грубости, унижения личного достоинства и мелочной придирчивости;
  • естественность, простота общения, не допускающей фамильярности и панибратства;
  • принципиальность и настойчивость без упрямства;
  • внимательность и чуткость без подчеркивания этого;
  • юмор и ирония без насмешливости, унижающей достоинство личности;
  • воздействие в форме убеждений, внушений, предупреждений, предложений и наказаний без подавления и унижения;
  • способность обучать и воспитывать обучающихся без подчеркивания своего превосходства в знаниях и уровне профессиональной подготовленности;
  • умение слушать обучающегося, серьезно подходить к формулировке ответа на его вопрос.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях преподавателя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства студента, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Профессиональный такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;

– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся;

– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучащихся;

– в самокритичной оценке своего труда.

  • приходит вовремя на работу, деловые встречи;
  • своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, обучающихся, их родителей;
  • не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры преподавателя.

Прошло всего полтора-два года после рождения, а малыш уже перешагивает на новую ступень своего социального, нравственного и умственного развития - первый раз идет в детский сад. И кто же встретит его в детском саду, поведет его дальше по лесенке новых открытий? Ответ очень прост: воспитатель - человек с добрым сердцем, способным дать любовь, заботу, ласку и нежность маленьким детям.

И сразу же вспоминаю свою первую воспитательницу, Елену Валерьевну. Она отдавала каждому ребенку частичку себя : играла с нами в разные игры, читала нам сказки, мы вместе рисовали, пели и узнавали новое, ели запеканку на завтрак и пили компот на обед. А какие интересные, замысловатые утренники проводились благодаря моей воспитательнице. Утренники под фортепиано, вместо проектора – диафильмы в темноте, а музыкальные центры заменяли кассетные магнитофоны. Ах, какое было беззаботное, счастливое время! Время, проведенное в моем детском саду, я всегда вспоминаю с улыбкой, как и большинство моих ровесников.

Прошло время, и мы с дочкой идем в детский сад. И иду я, не только как мама, а еще, как воспитатель современного детского сада!

Но каким должен быть современный педагог, чтобы успеть за развитием ребенка в век высоких технологий? Много изменений произошло в мире, в нашей стране, в образовательной сфере. Воспитателю, как никому другому, необходимо идти в ногу со временем, осваивать современные образовательные технологии, владея которыми, он всегда сможет привлечь и удержать внимание детей, удивиться вместе с ними необычному и интересному, научит их творить и экспериментировать, исследовать и проектировать, и все это через игровую деятельность.

Какими качествами должен обладать воспитатель сегодня, чтобы современный ребенок с удовольствием шел в детский сад? Самое главное – это любовь к детям. Без этого воспитатель ничего не сможет дать ребятам. В детском саду главное – это создание психологического комфорта и условий для развития детей. Умение научить ребенка добывать знания, развивать у него те или иные качества, которыми ребенок должен овладеть по выходу из детского сада очень важно, но как показывает практика, если ребенку будет не комфортно в детском саду, образовательная деятельность не даст нужного результата

Рисование, аппликация, лепка требуют от детей приложения усилий, не всем с легкостью удается изготовить поделку, наклеить аппликацию или нарисовать рисунок, но дети знают, что я обязательно им помогу. Всегда хвалю, поощряю всех детей – это настраивает их на дальнейший успех.

Но для педагога самыми важными качествами были, есть и будут: любовь к детям и постоянный творческий поиск.

И может быть, через много лет, мои воспитанники, так же как я сейчас, будут с улыбкой вспоминать беззаботное время, проведенное в детском саду. А кто-то станет воспитателем…

Мастерство современного педагога МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 ЗАТО ОЗЁРНЫЙ Консультация для педагогов На тему: «Мастерство.

Эссе современного педагога Суть моего подхода к работе с детьми я могу кратко выразить так: «Старайся увидеть в душе ребенка то зернышко, ухаживая за которым можно.

Читайте также: