Мой город семенов сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Воспитатель (В.) : Ребята, в каждом городе есть дома, детские сады, школы, заводы, магазины, но у каждого города есть свое имя, которое несет свою легенду. А вы хотели бы узнать, почему наш город носит имя - Семенов?

Сейчас я вам расскажу одну из легенд истории нашего города, написал ее сказочник и наш земляк С. В. Афоньшин. Послушайте. «…По широкой и доброй земле бежала река, такая широкая и длинная, что люди, жившие по одну сторону, не знали обычаев другой стороны. От правого берега реки до теплых морей и высоких гор были владения грозного царя, а на другом берегу был сосново-березовый край, свободная земля. А жил на ней мастер - умелец по кленовой и березовой ложке Семен - ложкарь по прозвищу. Жил Семен - ложкарь в просторной избе над дикой лесной речкой Санохтой со своей женой Екатериной и дочкой Авдоткой. Втроем успевали они делать ложки кленовые и березовые далеко на все стороны, да такие приглядные и ловкие, что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла ели, да хвалили! И пошла про Семёна слава по лесам, городам и дошла она до царя.

И засел Семен со своей семьей за работу, лето работал и зиму, все березы и клены дочиста на ложки срубил, а царский урок не выполнил - дерева не хватило. Взяли стражники Семена - ложкаря и погнали в гиблые места свинец и медь добывать. Через тридцать – сорок лет издалека пришел старик. И трудно было узнать в старике Семена - ложкаря. Глаза его выцвели, кожа шершавая, голова побелела, а спина согнулась от работы не по силам. Но умелые руки Семена - ложкаря были целы. Поработал старец Семен в своей избушке, сколько то дней и наделал ложек всем людям, от малого до старого, что жили между Керженцем и Волгой. Простой народ стал обедать ложками, радовался возвращению Семена - ложкаря и захотел научиться его мастерству. Тогда Семен ложкарь начал обучать людей делать ложки, запомнили люди его, говорили о нем добрые слова. Там где была избушка Семена, родился и вырос целый город Семенов, родина и столица ложкарного промысла.

В. : Ребята, вам понравилась эта легенда? Кто главный герой легенды? Каким образом, царь узнал о Семене ложкаре? Какой конфликт произошел между царем и Семеном? Вам было его жаль Семена ложкаря, когда он пришел в деревню, и было его трудно узнать? Почему наш город назвали Семенов - родила ложкарного промысла?

Физкультминутка. Воспитатель предлагает детям взять каждому по 2 ложки -

От зари и до зари

В. : Ребята, благодаря Семену ложкарю ложки стали не только столовым прибором, но и музыкальным инструментом. Посмотрите внимательно на ложки, что еще на них есть? Правильно, на семеновских деревянных ложках есть хохломская роспись. Ведь дочка Семена ложкаря - Авдотка, нарисовала на ложке рисунок, а через несколько лет на ложках появилась Хохлома.

В. : Что ж путешественники, давайте вспомним, что мы с вами сегодня прочитали? Почему наш город называется Семенов? Что вам понравилось? Молодцы ребята!


Среди сотен малых городов России нет двух одинаковых, у каждого свой неповторимый облик, своя история.

Семенов – старинный город на берегу тихой речки Санохты.

Расположен на севере Нижегородской области в 70 км от областного центра, с удобной железнодорожной и автомобильной развязкой, в 3 км от самой живописной в лесном Заволжье реки Керженец и рядом с известнейшим озером Светлояр, посещение которого позволит успокоить душу и прикоснуться к природной и духовной святыне.

В Семеновском крае на протяжении веков переплетаются история и современность.

Город растет и расширяется, но исторический центр сохраняет планировку, созданную известным русским архитектором Я.

А. Ананьиным и утвержденную императрицей Екатериной II, в которой были использованы классические принципы французского градостроительства XVII - XVIII вв.

: это прямые широкие улицы - лучи, которые вливаются на площадь, лишая ее замкнутости и обособленности.

Семёнов внесен в список исторически населенных мест России, как памятник градостроительства XVIII века.

Город пяти площадей — настоящий музей под открытым небом!

Семеновская земля –центр старообрядчества.

Раскол в русской православной церкви второй половины XVII в.

Привёл к тому, что верующие, не приемлющие реформу патриарха Никона, вынуждены были бежать от гонений, и скрывались в глухих керженских лесах.

В деревнях и местах, скрытых от человеческого глаза, вдали от дорог располагались старообрядческие скиты.

Самый известный Комаровский скит описан в романе П.

Сохранились святые места захоронений матушки Манефы и писателя Ионы Курносого.

О славном купеческом прошлом Семенова напоминают сохранившиеся добротные дома купцов : Рекшинских, Носовых, Шляпниковых, Киселевых.

В одном из таких домов – двухэтажном особняке купца — старообрядца Петра Шарыгина – располагается Семеновский историко - художественный музей.

Особой гордостью и главным богатством семеновцев являются изделия с золотой хохломской росписью.

С XIX века город Семенов являлся ложкарной столицей, а в 2004 г.

В Семенове работает много мастеров, бережно чтящих традиции художественных промыслов и предающих свой опыт и знания из поколения в поколение.

Трудно представить человека, которому незнакома была бы Семеновская жар - птица, русская деревянная ложка или красавица Матрёшка в расписном переднике.

План проекта:

  1. Вступление.
  2. История и символы.
  3. Культура, традиции и праздники.
  4. Знаменитые земляки.
  5. Достопримечательности.
  6. Вывод.
  7. Стихотворение.
  8. Пример фоторассказа .

Доклад к проекту

Моя малая Родина — город Семёнов в Нижегородской области.

Это небольшой, но очень уютный городок в центральной России. Он был основан в 1644 году и сейчас в нём проживает около 25 тысяч человек.

Всему миру мой родной город известен, как центр Хохломской росписи.

Символы города

Символом города является герб. Он состоит из двух частей. На верхней изображён олень красного цвета, символ принадлежности города к области.

Внизу показан костёр, сложенный из брёвен. Он символизирует занятие жителей города деревообработкой.

Традиции, культура и праздники

Главной культурной традицией города оказывается хохломская роспись. Она стала развиваться в этом регионе с начала 19 века.

Особенностью этого вида росписи является использование ярких золотых и красных узоров, выполненных по чёрному фону.

Традиционным узором является растительный — ягоды, листочки, веточки. Однако, часто используются и фигуры животных.

Традиционно день хохломской росписи стали отмечать 21 октября.

Чуть позже, в городе освоили выпуск особого вида матрёшки, получившей название Семёновской. Она также исполняется в красных и золотых тонах.

Специального праздника именно для этой игрушки нет, но всероссийский День матрёшки отмечается 3 января.

Кроме этого, в моём городе отмечают все остальные государственные и церковные праздники. Обычно это происходит весело, с большим размахом.

Моим любимым праздником является День города, который отмечается в первую декаду сентября.

Известные земляки

На нашей земле родилось немало выдающихся людей, прославивших Семёнов и ставших его гордостью.

Среди них известный учёный Сергей Архангельский, писатель Иван Касаткин, поэт Борис Корнилов, краевед Арсений Майоров, полярник Сергей Шатов.

Семьи Потехиных и Дворяниновых прославились изготовлением особых гармошек.

Достопримечательности

Наш город хоть и небольшой, но в нём есть много интересного, что стоит посмотреть.

Это историко-художественный музей, который расположен в красивом старинном доме. Там располагается экспозиция, которая знакомит нас с историей старообрядчества, сыгравшего важную роль в развитии народных промыслов.

Очень красивой архитектурой отличается Никольская старообрядческая церковь.

В парке Победы находится воинский мемориал, возле которого всегда горит Вечный огонь. Многие сотни жителей города воевали и стали героями.

Мои любимые места

Другим интересным местом я считаю дом Семёна-ложкаря. Это деревянная изба, переделанная в музей крестьянского быта.

А с этого года, моим любим местом стала и моя новая школа.

Вывод:

У каждого человека есть его Большая Родина, страна, в которой он родился. Но есть и место, которое он называет своей Малой Родиной. Это его родной город, улица, дом, в котором прошло его детство. И любой человек всегда будет любить свою Малую Родину ничуть не меньше, чем Большую.

Стихотворение о Семёнове:

Зазывая к себе перезвонами,
Этот город пяти площадей
Вдохновляет резными узорами
И прохладой зелёных кудрей.

Снисходительно старое к новому,
Ищет новое в старом ответ.
Неустанно во славу Семёнова,
Здесь творят и ложкарь, и поэт.

Пахнет липой и квасом на солоде,
Я по улицам светлым пройдусь…
Отражается в маленьком городе
Вся святая великая Русь!

Владимир Решетников

5,00


Как добраться

Посетить город можно в составе экскурсионной группы:

История города

С 1779 года Семеново становится согласно указу императрицы уездным городом. Художественный промысел процветает. Именно здесь начали делать матрёшку. Семеновские мастера на выставке в Японии представили огромную куклу, высота которой достигала рекордных 72-х метров.

За время существования городу пришлось переживать разные времена и события. В течение нескольких веков Семенов являлся одним из самых крупных центров художественной обработки деревянных изделий, за что и обрёл известность во всём мире. В облике этого городка гармонично сплетаются многоэтажные здания и старинные маленькие домики, современные бутики и древние купеческие особняки. Со всех сторон Семенов окружён буйными лесами, поэтому и воздух здесь кристально чистый и свежий.

Достопримечательности

Город Семенов – это тесное сплетение современных и исторических достопримечательностей. Просто прогуливаясь улочками, невозможно не обратить внимания на старинные деревянные домики, окна и фасады которых украшены изящными ажурными композициями. Старые провинциальные домики отлично сохранились до наших времён, локализируются они в историческом квартале. В их архитектуре гармонично сплетаются черты византийского, эклектического и оригинального русского стилей.

Семёновский историко-художественный музей

Это один из самых известных и наиболее интересных музеев Семенова. Располагается он на улице Ванеева в доме под номером 5. Когда-то это была усадьба купцов-старообрядцев Шарыгиных. С 1980 года в большом двухэтажном здании, построенном из красного кирпича, хранятся фонды Историко-художественного музея. Один выставочный зал посвящён жизни, быту и культуре старообрядцев. Самый большой и интересный зал – художественный. Среди экспонатов представлена семеновская игрушка, деревянные изделия, украшенные резьбой, работы местных мастеров, которые знакомят посетителей с основными промыслами городка. И третий зал – литературный. Здесь хранятся редкие издания книг здешних сказочников, поэтов.

Музей народного быта Семена Ложкаря

Благодаря этому Музею народного быта посетители могут познакомиться с семеновской росписью. Здесь регулярно проводят мастер-классы, организовываются фольклорные концерты. Находится музей на улице Чкалова, работает без выходных.


Одной из аутентичных достопримечательностей города Семенова является уникальная технология хохломской росписи. Когда-то эта техника использовалась для отделки посуды, которая поставлялась исключительно в царские и императорские столовые. После того как коллекция изделий была выставлена на Парижской выставке в 1889 году, продукцию начали делать и на экспорт. Технология действительно уникальная, сложная. Чтобы приобрести характерный золоченый цвет, изделия проходят 5 этапов обработки.

  • Заготовки, выточенные из высушенной липы, покрывают красно-коричневым грунтом, они становятся похожими на глиняные изделия.
  • Второй этап – пропитка олифой, натирание алюминиевым порошком. Изделия приобретают характерный матово-блестящий серебряный оттенок.
  • Далее – собственно роспись специальными красками.
  • На поверхность изделий наносят лак.
  • Экземпляры запекают в печи при температуре 120 градусов, вследствие чего они приобретают характерный золотистый оттенок.

Наряду с музейно-туристическим центром функционирует и фабрика, где производят различные изделия: мебель, ковши, ложки, панно, посуду и пр. Туристам расскажут историю хохломской росписи, предложат освоить технику, продемонстрируют театрализованные представления.


Всехсвятская церковь

Религиозная памятка построена в 1863 году на территории, где раньше располагалось кладбище. Для строительства использовали кирпич. Архитектурный стиль здания – русско-византийский. Церковь представляет собой одноглавый четверик, соединённый с колокольней посредством трапезной. Купола выполнены в форме луковицы.

Памятка имеет два придела: Георгиевский и Александра Невского. Она не всегда выполняла функции святыни. В 30-х годах XIX века здесь была водокачка. В 90-х годах церковь возвратили во владение РПЦ.

Никольская старообрядческая церковь

Церковь Николая Чудотворца – это главная религиозная памятка Семенова. Основан храм в XVIII. В его архитектуре сочетаются черты византийского и традиционного русского стилей. В начале XIХ века здание сильно повредилось, поэтому было принято решение построить на его месте новое. В 1916 году на месте старой, ветхой церкви стоял новый храм из кирпича, оформленный в псевдорусском стиле. Полвека (с 1938 по 1989) собор не функционировал. Только в 1989 году его возвратили прихожанам, отреставрировали, возобновили работу святыни.

Железнодорожный вокзал

Большое, современное здание нового железнодорожного вокзала было открыто в июне 2006 года. Общая площадь помещений — 4250 м². Внутри может уместиться более 300 человек. Здесь три этажа. Фасад выполнен в приятных светлых тонах. Помещения оформлены в бело-синих тонах. Архитектурную композицию дополняет крыша цвета морской волны. Внутренне пространство железнодорожного вокзала разделено на функциональные зоны: залы для пассажиров с детьми, санитарные узлы, буфет, зал для длительного отдыха, комната ожидания и пр. Снаружи – основная платформа и перрон.

Усадьба Г.А. Витушкина

Г.А. Витушкин – один из известных ложкарей города Семенова, который владел целой мастерской. В XIX столетии был построен дом Витушкина. Здание возведено из красного кирпича, отлично сохранило свои свойства до наших дней. Малая усадьба на два этажа с большими окнами выполнена в традиционном русском стиле. Объект привлекает изящными архитектурными формами. Фасад пластичный, окна оформлены аркой. При въезде на территорию – тоже массивная арка ворот. Здание оформлено декоративными элементами: выступы, пилястры, углубления и пр. Сегодня в доме находится отделение федеральной почты.

Памятник воинам – интернационалистам

Памятка располагается в сквере вблизи главных административных объектов города. Монумент возведён в честь солдат, которые погибли на войне в Афганистане. Каждый год в день вывода российских войск с территории проведения военных действий здесь отправляют панихиду, почитают героев, погибших в горячих точках. Монументальная композиция состоит их двух одинаковых по размеру стел. Они изготовлены из чёрного гранита. Стелы соединены цепью, на которой, а на ней – золотой колокол. Нижняя часть памятника – камень с мемориальными табличками. Памятник ограждён, сюда часто приносят живые цветы.

Памятник трём коммунистам


Воинский мемориал

На улице Чернышевского в Парке Победы установлен памятник воинам, погибшим во времена второй Мировой войны. Открыли монумент в 1985 году. Основание композиции – высокий постамент, изготовленный из красного мрамора. По внешнему виду он напоминает флаг Советского Союза. На постаменте – фигура молодого солдата. В нижней части памятника – табличка. Напротив монумента – Вечный огонь. В нескольких метрах отсюда располагается аллея, где установлены бюсты героев, отдавших свои жизни на войне.

Скит Новый Шарпан

Скит Новый Шарпан основали представители старых обрядов в 60-х годах прошлого века. Здесь они проживали после того, как поклонники никонианских реформ сожгли соседний скит. До 1849 года здесь была чудотворная икона Казанской Божией Матери. Этот скит женский. Жители ведут отшельнический образ жизни, поддерживают и развивают свои традиции и обычаи. Туристы сюда едут на экскурсию или на поклонение. Старообрядцы проживают в небольших домиках, построенных из дерева.


3. По продолжительности: долгосрочный (2017-18 учебный год).

1. этап - целеполагание

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую

изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую,

Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Цель проекта: Ознакомление старших дошкольников с историей, культурой и традициями малой родины (городом Семенов).

Задачи проекта:

1. Расширить представления о родном крае. Познакомиться с историей родного города, его местоположением, достопримечательностями, культурой, традициями.

2. Развивать интерес к народным традициям. Развивать творческие способности детей.

3. Воспитывать в детях нравственно-патриотические чувства, чувство любви к родной природе, малой родине.

4. Привлечь родителей к совместным мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.

Предполагаемые результаты:

Созданы предпосылки для воспитания чувства исторической сопричастности к своему народу, ценностного отношения к Родине.

Расширены представления о родном крае, об истории родного города, его месторасположения, достопримечательностях, культуре, традициям.

Созданы условия для развития интереса у детей и родителей к народным традициям и творческих способностей детей.

2) Для родителей:

1. Родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.

2. Сформирована активная позиция в патриотическом воспитании и образовании детей.

2. этап - разработка проекта

Подобрать методическую литературу по познавательному развитию и патриотическому воспитанию дошкольников.

Сделать подборку детской художественной литературы по данной тематике: стихи, рассказы, сказки.

Составить перспективный план работы по проекту.

Разработать конспекты занятий, бесед, сценарии развлечений, экскурсий.

Подготовить мультимедийные презентации к занятиям, виртуальным экскурсиям и беседам о родном городе, народных традициях, промыслах города Семенова.

3. этап - выполнение проекта

Перспективный план работы по проекту

Мероприятие

Ответственные

Цель: познакомить детей с историей возникновения уездного города.

Цель: знакомить с родным городом, центральной площадью, расширять представления детей об архитектурных и исторических памятниках города.

Цель: побуждать детей отражать свои впечатления в рисунке.

Цель: познакомить детей с площадями родного города, рассказать о торговой улице.

Цель: обогащать представления детей о жизни купцов города Семенова.

Цель: формировать у детей обобщенные представления о домах купцов и способах преобразования образца в соответствии с заданным условием, развивать образное мышление.

Цель: закрепление представлений детей о гербе родного города.

Цель: познакомить детей с историей зарождения промыслов и ремесел на Семеновской земле.

Цель: знакомить детей с разными видами ремесел и мастерами .

Цель: закрепить представления детей о многообразии древних ремесел.

Цель: закрепить представления детей о многообразии промыслов и ремесел города Семенова.

Цель: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Воспитатель, музыкальный руководитель

Цель: познакомить детей с историческим персонажем, мастером - основателем ложкарного промысла

Цель: отразить впечатления детей об услышанном в рисунках.

Цель: познакомить детей с искусством народной росписи по дереву.

Цель: познакомить детей с народными промыслами родного города Семенова.

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

Цель: продолжать знакомить детей с произведениями народного декоративно – прикладного искусства семеновского края.

Цель: продолжать знакомить детей с произведениями народного декоративно – прикладного искусства семеновского края.

Цель: закреплять представления детей о разновидностях матрешки.

Цель: познакомить детей со зданием библиотеки, рассмотреть залы в библиотеке, рассказать о функциональном назначении библиотеки.

Цель: побуждать детей отражать свои впечатления в конструкции.

3. Экскурсия на выставку картин в художественную школу. Беседа с художником.

Цель: познакомить детей с мастерской юных художников, продолжить знакомство с разными видами искусства.

Цель: побуждать детей отображать впечатления в рисунках.

5. Экскурсия в пожарную часть города Семенова.

Цель: познакомить детей с опасной и интересной профессией пожарного.

Цель: знакомить детей с предприятиями города Семенова: молокозаводом и хлебозаводом, расширять знания детей о технологическом процессе изготовления хлеба и молока.

Цель: закреплять знания детей о том, откуда появляется хлеб.

Цель: познакомить детей с местными авторами.

2.Знакомство с творчеством С.В. Афоньшина

Цель: познакомить детей со сказками .

Цель: закрепить умения собрать иллюстрации по прочитанной сказке.

4. Участие в конкурсе на лучшую самодельную книгу по творчеству С.В. Афоньшина

5. Знакомство с творчеством Б. Корнилова

6. Театрализованная деятельность по сказке Б.Корнилова

9. Родительское собрание «Учим детей любить и

4.этап - подведение итогов проекта

3. Презентация проекта на родительском собрании в конце учебного года.

4. Презентация результатов проекта на педагогическом совете (в конце учебного года).

Читайте также: