Мои коммуникативные способности сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 4084 0

Дудкова Елена Юрьевна.

Вечерняя школа №12 с. Заозерное

Учители истории и английского языка

Эссе
Коммуникативная культура учителя.

Я конечно же не призываю вернуться в далёкое прошлое. Было другое время, а в этом времени другие учащиеся, менее грамотные, менее изощрённые, менее информированные.

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

Семь пунктов статьи и всё о коммуникативной культуре учителя.

Иосиф Абрамович Стернин определил коммуникативную культуру личности как наличие у человека одновременно языковой и коммуникативной грамотности. Коммуникативная культура – важный показатель развития конкретной личности, уровня ее развития в современном обществе. Формирование коммуникативной культуры личности должно стать важнейшим предметом заботы общества. Большая работа по формированию культуры общения предоставляется учителям и педагогам, что обусловливает необходимость педагогу быть образцом коммуникативной культуры.

Профессиональнаякультура педагога имеет свою специфику. Любому педагогу надо быть готовым не только передавать знания, воспитывать, но и создавать благоприятную обстановку, развивать у учащихся потребность в успешной познавательной и преобразовательной деятельности. Главное для педагога –умение общаться, коммуникация. Культура педагога должна определяться чувством долга, адекватной самооценкой, эстетическим вкусом, способностью к самоконтролю и рефлексии, его кругозором.

Как много требований к коммуникативной культуре педагога! На каком этапе своей профессиональной карьеры он этому всему может научиться? Или это входит в понятие педагогический дар?

Как много поступало раньше в педагогические Вузы, помнится на некоторые факультеты были конкурсы. Все проходили практику в школах и постоянно учились в течении студенческой жизни коммуникативной культуре, гордясь своими оценками за педагогическую практику.

"Мы должны учитывать тенденции глобального развития, а это практически взрывное развитие технологий, переход к новому технологическому укладу. И школа тоже должна идти в ногу со временем, а где-то опережать его. Чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни. Учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Для этого нужен эффективный механизм постоянного обновления содержания общего образования. При этом нельзя забывать о базовых, не приходящих вещах, гуманитарной, воспитательной составляющей. Важно сохранить, передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России, историю, русский язык, великую русскую литературу, языки народов Российской Федерации, достижения в гуманитарных областях. В этом сила страны, способность нации отвечать на любые вызовы. И задача воспитания не менее значима, чем обучение, подготовка кадров для новой экономики", - сказал Президент.

И во главе этого стоит – учитель, который в большей степени общается с учеником, готовя его к вызовам как личностного характера так и общественного.
Успешность педагогического общения зависит от уровня коммуникативной культуры учителя. Её формирование является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.

Общительность как свойство личности, ставшее профессионально-личностным качеством, может обеспечить продуктивность педагогического общения. Правомерно рассматривать общительность как единство трех компонентов: потребности в общении, хорошего эмоционального самочувствия до, во время и после общения, коммуникативных навыков и умений. В данной трактовке наиболее четко обозначены собственно профессионально-творческие аспекты общения, хотя потребность в общении – общечеловеческое свойство.

А.В. Мудрик выделяет следующие параметры личности, влияющие на общительность; особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (напр., интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения – ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации.

Компоненты профессионально-педагогической общительности, на которые должен ориентироваться учитель:

1. Наличие устойчивой потребности в систематическом общении с детьми в самых различных сферах.

2. Органичное взаимодействие общечеловеческих и профессиональных показателей общительности.

3. Эмоциональное благополучие на всех этапах общения.

4. Продуктивное влияние общения на остальные компоненты педагогической деятельности.

5. Наличие способностей к осуществлению педагогической коммуникации.

6. Наличие коммуникативных навыков и умений.

Органичное единство данных компонентов образует профессионально-педагогический уровень общительности личности.

Для продуктивного коммуникативного самовоспитания важно разобраться в особенностях собственной общительности, осмыслить, в какой мере это качество сформировалось у вас как профессионально-личностное. Мне очень понравились работы А.В. Мудрикова:

О воспитании старшеклассников. Изд. 1-е. М., 1977.
Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. 8 п.л.

Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. 10 п.л.

Социализация и воспитание. М., 1997. 5 п.л.

Общение в процессе воспитания. М., 2001. 17 п.л.

Они помогают молодым коллегам проверить себя, как можно больше узнать о профессиональной деятельности и подготовке к ней.

В коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Ученики, прежде всего, высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, т.е. умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным.

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение им коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. Имеются в виду умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, а также наблюдательность и переключаемость внимания, социальная перцепция и др.

Различают вербальные и невербальные способы педагогического взаимодействия. Основная часть профессионально значимой и необходимой нагрузки – вербальная коммуникация.

Однако, эффективность педагогического взаимодействия зависит и от того, насколько учитель владеет невербальной коммуникацией.

Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него экспрессивных (выразительность речи, жестов, мимики, внешнего вида) и перцептивных способностей.

Необходимо повысить значимость этой профессии и статусность. Необходимо , чтобы учитель достойно отвечал на вызовы времени, а не приспосабливался к ним.

На каждом этапе развития человечества общество функционировало посредством определённых сигналов: звуков, мимики, жестов, слов. Сегодня мы используем данные сигналы в совокупности, что значительно облегчает процесс общения, которое, однако, не всегда бывает эффективным. Для того чтобы достигать определённых целей посредством общения, необходимо развивать коммуникативную культуру личности, а именно одну из её частей — коммуникативную компетенцию. Актуальность необходимости развития коммуникативной компетенции обусловлена тем, что современные условия жизни требуют постоянного социального взаимодействия.

Описанные ранее элементы составляют речевую ситуацию, то есть такую ситуацию, в ходе которой происходит целенаправленное взаимодействие адресата и адресанта. Речевая ситуация предполагает особое речевое поведение, которое базируется на определённых принципах, рассмотрим некоторые из них. Принцип близости содержания речи интересам адресата предполагает, что говорящий должен изучить, что может быть актуально на данный момент для слушателей, каковы их интересы и т. п., зачастую людям интересно лишь то, что касается их напрямую; принцип движения состоит в том, что в процессе выступления адресант должен уведомлять слушающих о плане работы, о том, на каком этапе они находятся и что их ждёт дальше; принцип сотрудничества заключается в том, что субъекты коммуникации должны быть готовы к взаимодействию и выполнению своих ролей. При верном использовании данных принципов коммуникация может выйти на качественно иной уровень.

Несмотря на то, что мы достаточно подробно рассмотрели теоретические аспекты коммуникативной деятельности, этого недостаточно для того, чтобы владеть коммуникативной компетенцией. Необходимо постоянно работать над личностными качествами: коммуникативностью (чувством аудитории), расширением кругозора, выразительностью речи. Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод: коммуникативная компетенция занимает важное место в жизни современного человека, каждый из нас должен совершенствовать коммуникативные навыки, чтобы уметь продуктивно общаться и извлекать максимум пользы из ежедневных взаимодействий.

Гост

ГОСТ

Значение процесса общения в жизни человека

Большая часть жизни человека, как социального существа, посвящена общению. Именно в общении люди оказывают друг на друга непосредственное воздействие, которое отличается по сложности. Это может быть простое воздействие в виде просьбы или предложения, либо сложное, проявляющееся в различного рода манипуляциях. От того, насколько человек владеет искусством общения, зависит успех в различных делах и деятельности в общем.

Искусство коммуникации включает в себя множество компонентов: умение слышать своего собеседника, понимать его обращения, выстраивать свою речь и формировать линию поведения, в соответствии с ситуациями.

Содержание понятия общения

В современной психологии существует три стороны в процессе общения:

  • коммуникативное общение;
  • перцептивная сторона общения;
  • интерактивная сторона общения.

Коммуникативное общение - это процесс обмена информацией между двумя или более собеседниками.

Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия собеседниками друг друга, обязательным здесь является создание атмосферы взаимопонимания.

Интерактивная сторона общения включает в себя создание определенных условий для эффективного построения взаимодействия людей друг с другом.

Процесс развития коммуникативных навыков предусматривает обучение человека тому, как именно возможно донести мысль до собеседника, чтобы она была понятной и не возникало разногласий в процессе взаимодействия. В данном процессе большое значение имеет точность и лаконичность речи.

Ошибки общения зачастую связаны с определенными психологическими сложностями, имеющимися у человека. Среди таких сложностей можно выделить:

  • замкнутость;
  • стеснительность;
  • тревожность.

Эти психологические особенности чаще всего выступают в качестве препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей и чувств.

Готовые работы на аналогичную тему

Данные препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей называют коммуникативными барьерами.

Необходимо отметить, что коммуникативные способности личности не являются врожденными, благодаря целенаправленной работе по развитию данных качеств человек имеет возможность преодолеть имеющиеся у него барьеры общения.

В настоящее время психологами разработано множество тренингов и занятий, направленных на развитие коммуникативных способностей и преодолении барьеров в общении.

Тренинги, которые направлены на развитие коммуникативных умений и навыков в своей структуре имеют несколько уровней и ступеней.

Первый уровень- это развитие умений убеждать своего собеседника в своей точке зрения, навыков невербального общения и воздействия на собеседника, способности к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

На дальнейших уровнях оттачивается мастерство общения, разрабатывается тактика и стратегия поведения в различных жизненных ситуациях.

Рекомендации по преодолению барьеров в общении

Каждый человек с детского возраста владеет определенными шаблонами общения:

  • как приветствовать друг друга,
  • как просить другого человека о чем-либо,
  • как отказать,
  • как попросить прощения и т.д.

В ситуации поверхностного общения с другими людьми данных шаблонов вполне достаточно для построения эффективного общения, и сложностей не возникает. Однако в случае возникновения нестандартной ситуации общения возможно появление волнения и в результате сложностей в построении процесса общения.

Позднее человек, проанализировав ситуацию, понимает, как именно стоило выстроить ситуацию общения, как именно нужно было себя вести, на что обратить внимание и что именно сказать. Именно для того, чтобы научится преодолевать подобные ситуации необходимо обязательно обращать внимание на процесс развития коммуникативных умений.

Для того, чтобы преодолеть ситуацию возникновения коммуникативных барьеров необходимо понимать причины их возникновения.

Наиболее частыми причинами являются:

  • застенчивость и как следствие отсутствие легкости в разговоре, ненужные паузы и желание как можно быстрее закончить разговор;
  • страх быть неправильно понятым;
  • излишнее внимание к своему внешнему виду и впечатлению, которое он производит на собеседника.

Значение развития коммуникативных навыков

Развитие коммуникативных навыков личности имеет огромное значение для ее развития в целом. Умение правильно и эффективно выстроить процесс общения способствует построению наилучшего понимания грамотного взаимодействия с другими людьми, формированию наилучшего понимания каким образом общение влияет на коммуникацию с другими людьми и жизнедеятельность человека в целом.

Коммуникативные навыки имеют большое значение для процесса формирования круга общения человека, новых знакомств, появления друзей, деловой коммуникации, общения с ближайшим окружением и социальному взаимодействию в основных сферах жизни человека.

Умение конструктивно выстраивать процесс коммуникации играет огромную роль в процессе недопущения и разрешения конфликтных ситуаций и построению достаточно сложного процесса взаимного общения и поиска понимания.

Человек, который способен к общению, открыт ему и готов к диалогу с другими людьми, способен избежать множеств трудностей и проблем, как в личной, так и в профессиональной жизни, таких как:

  • отсутствие взаимопонимания с окружающими людьми;
  • конфликты.

Коммуникативные умения и навыки составляют особый поведенческий комплекс человека и позволяют ему:

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение Мои трудности в общении.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Что есть общение и какие трудности встречаются человеку в течение его жизни, мешающие выражать свои мысли? Несомненно, трудности в общении довольно часто встречаются на жизненном пути каждого из нас. С момента обретения способности общаться у человека разумного появились и проблемы, препятствующие этому общению.

Но с чего же начинается развитие у человека коммуникативных способностей? Развитие коммуникативных способностей неразрывно связано с таким явлением как первичная социализация. Социализация играет в нашей жизни большую роль, ведь именно она является фундаментом для правильной речи, выражения своих мыслей и для борьбы с различными речевыми и психологическими проблемами. Как же речь появляется в нашей жизни? Маленький ребёнок начинает произносить звуки в пятимесячном возрасте постепенно с течением времени превращая их в слоги, слова, предложения и в последствии в полноценную речь, выражающие мысли, желания и потребности ребёнка.

Переживая социализацию, индивид может обнаружить у себя как речевые, так и психологические проблемы с которыми, несомненно, следует бороться.

По результатам различных социальных и психологических исследований каждый человек имеет подобные трудности, связанные с коммуникативными способностями, даже если они стремятся не рассказывать о них или же вовсе отрицать наличие подобных трудностей, препятствующих установлению прочных связей между людьми.

Подобные трудности присутствуют и в моей жизни, и они в свою очередь создают препятствия на пути достижения поставленных целей. К речевым проблемам я могу отнести частое и неуместное использование жаргонизмов. Жаргонизмы сами по себе отличаются от общеразговорного языка они также имеют свою специфическую фразеологию и лексику. Зачастую люди старшего поколения не могут понять смысл того или иного жаргонизма, именно поэтому мне следует бороться с этой проблемой. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Помимо этого, следует следить за точностью речи, ведь именно она способствует употреблению нужных слов в сложившейся ситуации. Точность речи помогает установлению контакта между участниками диалога, а также способствует пониманию со стороны собеседника.Использование нецензурных выражений также является проблемой, присутствующей в моей жизни. Нецензурные выражения создают преграду для формулирования и выражения мыслей. Несомненно, бороться с этой проблемой необходимо для достижения понимания со стороны окружающих, а также для соблюдения красоты и правильности речи. Помимо нецензурных выражений и жаргонизмов в моей речи встречаются паралогизмы. Чаще всего они появляются из-за невнимательности, допущения логических ошибок или же из-за отсутствия слова, максимально подходящего под данную ситуацию и выражающего мысли и чувства, касающиеся данной темы. Также к речевым проблемам относится замена и частое употребление вместо известных и общепринятых слов новые, которые зачастую незнакомы окружающим и не вошли в наш обиход. Существуют и логические барьеры, которые иногда достаточно сложно преодолевать. Эти логические барьеры проявляются в непонимании собеседника и той информации, которую он пытается донести.

Но не только речевые проблемы присутствуют в моей жизни. Также я выделяю и психологические проблемы, сопровождающие мою речь. Для меня достаточно сложно первой заговорить с абсолютно незнакомым для меня человеком, найти какие-либо общие темы для начала диалога и, в последствии, для продуктивного общения. После начала общения мне приходится бороться уже с совершенно другой психологический проблемой, и это проблема длительной адаптации в новом коллективе. Также я могу выделить ещё одну проблему связанною с психологией. При необходимости обращения и общения с человеком старше меня или же, занимающим более высокое положение, нежели я, возникает барьер авторитета, который для меня достаточно сложно преодолевать. Но каждый раз при возникновении подобной ситуации, я стараюсь перебарывать себя. Все эти проблемы являются отягчающими обстоятельствами, которые мешают мне раскрыться и добиться чего-то большего , но переборов эти проблемы я понимаю, что моя речь может быть полностью очищена от различных паразитирующих ее слов и оборотов, а психологические проблемы вполне решаемы и не такие колоссальные.

Разумеется, решать все эти проблемы необходимо. Практически все проблемы я могу решить самостоятельно. Например, речевые проблемы, связанные с употреблением жаргонизмов и нецензурной лексики, можно решить путем употребления эвфемизмов, которые помогут следить за чистотой речи. Также необходимо пополнять словарный запас для облегчения подбора слов в некоторых ситуациях. Помимо этого, следует более внимательно и чутко слушать собеседника для недопущения логических ошибок и паралогизмов. Психологические проблемы можно решить, используя различные тренинги, техники ораторского искусства, а также расширять свой круг общения. Чтобы контактировать с разными людьми необходимо расширять свой кругозор при помощи книг и фильмов, чтобы в последствии была возможность дискутировать и обсуждать абсолютно разные темы.

Читайте также: