Мое понимание методической деятельности воспитателя доу сочинение
Обновлено: 05.07.2024
В современном обществе, которое находится в процессе реформирования сфер жизнедеятельности, идет процесс повышения требований к личным качествам человека и профессиональным. Достижение данной цели в основном зависит от способности педагога реализовать свой внутренний потенциал в деятельный.
Методическая, работа как раз и выступает видом этой деятельности, в ней заключаются различные функции, такие как мотивационно-стимулирующая, творческая, организационно-поддерживающая. Исходя из этого, мы можем видеть, что она имеет основную позицию как в личном, так и в профессиональном становлении педагогов ДОУ. С моей точки зрения, методическая работа - это особая, важная часть педагогики, о которой упоминалось уже в конце прошлого века. Именно тогда и пришло осознание того , что нужно изменять традиционные подходы в обучении и воспитании, так как они имели узкую направленность и не способствовали, в должной мере, всестороннему развитию личности.
О важности методической работы говорилось в трудах Я.М. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов, которые исходили из возрастных особенностей детей и их знаний. Использование новых форм работы с детьми прослеживается в трудах Ильенко Л.П., Полевиной М.Н., Немовой Н.В. и других авторов, которые представляли методическую работу как условия для повышения качества педагогического мастерства.
Можно твердо сказать, что в ДОУ методическая работа является системой мер. Которые направлены на повышение квалификации и уровня профессионального мастерства педагогического коллектива.
Сущность методической деятельности педагога
В связи с тем, что методическая деятельность не была рассмотрена как отдельный вид профессиональной деятельности педагога, выделяется три точки зрения:
1. Методическая деятельность - это работа педагога с дидактическим материалом, самообразование, квалификация педагога.
2. Методическая деятельность связана с обучением определённому предмету.
3. Это деятельность, как совокупность самостоятельных умений с определённой спецификой.
Изучив труды педагогов-практиков, можно с уверенность сказать, что методическая работа, как самостоятельная деятельность, имеет большое значение.
Целями методической деятельности являются:
- Оказание помощи педагогам в улучшении организации воспитанияи развития дошкольников, обобщении и внедрении педагогического опыта, повышении уровня педагогической квалификации преподавателей и руководства образовательных организаций.
- Качественное социально-психологическое воспитание детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, потребностями личности, семьи, общества, государства
- Непрерывное совершенствование профессиональной, психолого-педагогической и методической компетенции педагогов
- Управление качеством образования на базе новых педагогических технологий.
- Непрерывное повышение уровня педагогического мастерства, компетентности в области программ воспитания и обучения.
- Организация образовательного пространства в соответствии с ФГОС в условиях развития воспитательной системы организации.
Предметом методической деятельности можно назвать приёмы, методы и способы организации процесса обучения и воспитания.
Коллектив педагогов является субъектом методической деятельности.
Результаты методической деятельности - это конспекты НОД, методические рекомендации, консультации и тд.
Продукты методической деятельности - это то чем могут пользоваться дети для получения и усовершенствования своих знаний дошкольники, то что позволяет им развиваться.
Отсюда мы можем сделать вывод, что методическая деятельность является самостоятельной частью профессиональной деятельности педагога, которая помогает осуществлять воспитательную, развивающую и обучающую деятельность педагога.
К видам методической деятельности относятся те приемы и способы, благодаря которым педагоги могут получать, систематизировать и распространять свои знания, накопленные с опытом работы.
Уровни и формы осуществления методической деятельности
Не все педагоги могут сразу включиться в методическую работу.
Изначально, работа молодого педагога строится на поиске лучших приемов, разработках по той или иной образовательной области, наглядных материалах, материально-техническом обеспечении занятия.
И только с опытом работы педагог начинает осознавать значимость методической работы. Он начинает понимать необходимость обобщения и передачи методического опыта. И с этого момента происходит переход с практического уровня на теоретический. Педагог начинает осознавать необходимость перехода методической работы в самостоятельный вид деятельности.
Исходя из выше изложенного, я с уверенность могу сказать, что на современном этапе развития образования, методическая работа – это неотъемлемая часть деятельности педагога. Эта деятельность, которая помогает достичь наилучшего результата в деятельности субъектов образования. Благодаря методической работе, мы педагоги, повышаем свои профессиональные качества, а вследствие чего растёт и качество образования.
Список использованной литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Делюсь полезной литературой,необходимой в работе песочного терапевта.
Личностные и профессиональные качества педагога, необходимые для работы с детьми раннего возраста
Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются:Ø искренность,Ø.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. .
"Необходимость логопедической работы с детьми раннего возраста"
Общая характеристика необходимости логопедической работы с детьми раннего возраста.
Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического .
Старший воспитатель решает вопросы верной организации учебного процесса, умение вести грамотный диалог, становиться для коллег ориентиром в системе образования, ступать в ногу со временем, ориентируяс.
Современная дошкольная образовательная организация в соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования должна обеспечить высокое его качество, доступность, открытость, привлекательность для детей, родителей и всего общества. В свою очередь, качество деятельности детского сада, как пишет Белая К.Ю., зависит от качества работы воспитателей, от созданных руководителем условий для творческого поиска ими новых форм и методов работы с детьми, от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Таким образом, ключевой фигурой организованного образовательного пространства детского сада является педагог, обладающий основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения дошкольников; организации непосредственно образовательной деятельности; осуществлении взаимодействия с родителями воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении современными педагогическими, в том числе, информационно-коммуникационными технологиями.
В связи с этим становится очевидным, что непрерывное профессиональное развитие педагогов дошкольного образования является объективно необходимым. Во многом оно обеспечивается деятельностью методических служб разных уровней и, в первую очередь, уровня самой образовательной организации.
Методическую работу детского сада следует считать одним из важнейших аспектов управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Построенная в логике компетентностного и персонифицированного подходов, она способствует развитию качеств личности педагога, необходимых ему для успешного самообразования и творческой самореализации.
Можно твердо сказать, что в ДОУ методическая работа является системой мер. Которые направлены на повышение квалификации и уровня профессионального мастерства педагогического коллектива.
Сущность методической деятельности педагога
Л. И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двустороннем процессе обучения и учения её объекта, направленных на качественную педагогическую деятельность по разностороннему развитию детей.
По мнению Л.М. Волобуевой, методическая работа – это часть целостной системы непрерывного образования воспитателей, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений, навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала всех педагогов, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
К. Ю. Белая даёт следующее определение: методическая деятельность – целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала коллектива, повышение качества и эффективности педагогического процесса.
Таким образом, все исследователи делают акцент на том, что методическая работа (деятельность) – это основной путь повышения мастерства и профессиональной компетентности педагогов.
Методическая работа сегодня является важнейшей составляющей в системе непрерывного образования педагогов. Она направлена на решение конкретных задач детского сада, сформулированных в программе развития и годовом плане.
Целями методической деятельности являются:
- Оказание помощи педагогам в улучшении организации воспитания и развития дошкольников, обобщении и внедрении педагогического опыта, повышении уровня педагогической квалификации преподавателей и руководства образовательных организаций.
- Качественное социально-психологическое воспитание детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, потребностями личности, семьи, общества, государства
- Непрерывное совершенствование профессиональной, психолого-педагогической и методической компетенции педагогов
- Управление качеством образования на базе новых педагогических технологий.
- Непрерывное повышение уровня педагогического мастерства, компетентности в области программ воспитания и обучения.
- Организация образовательного пространства в соответствии с ФГОС в условиях развития воспитательной системы организации.
Предметом методической деятельности можно назвать приёмы, методы и способы организации процесса обучения и воспитания.
Коллектив педагогов является субъектом методической деятельности.
Результаты методической деятельности - это конспекты НОД, методические рекомендации, консультации и тд.
Продукты методической деятельности - это то чем могут пользоваться дети для получения и усовершенствования своих знаний дошкольники, то что позволяет им развиваться.
Отсюда мы можем сделать вывод, что методическая деятельность является самостоятельной частью профессиональной деятельности педагога, которая помогает осуществлять воспитательную, развивающую и обучающую деятельность педагога.
К видам методической деятельности относятся те приемы и способы, благодаря которым педагоги могут получать, систематизировать и распространять свои знания, накопленные с опытом работы.
Уровни и формы осуществления методической деятельности
Не все педагоги могут сразу включиться в методическую работу.
Изначально, работа молодого педагога строится на поиске лучших приемов, разработках по той или иной образовательной области, наглядных материалах, материально-техническом обеспечении занятия.
И только с опытом работы педагог начинает осознавать значимость методической работы. Он начинает понимать необходимость обобщения и передачи методического опыта. И с этого момента происходит переход с практического уровня на теоретический. Педагог начинает осознавать необходимость перехода методической работы в самостоятельный вид деятельности.
Методическая работа строится по структуре:
Деятельностный подход к построению методической работы позволяет выделить другую структуру: мотивы – цель – содержание – формы – методы – результаты.
Результатом методической работы должно явиться становление высокоорганизованной, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог владеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Вывод
Основными задачами методической работы в инновационном образовательном учреждении являются: устранение методических ошибок и затруднений; организация инновационной деятельности по внедрению в практику достижений науки и практики; выработка новых подходов к осуществлению руководства и контроля этой деятельностью; поиск оптимальных направлений и способов взаимодействия всех членов управленческого звена.
Методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать её как важный фактор управления.
Методическая работа - важный аспект повышения квалификации, который обеспечивает беспрерывность последипломного педагогического образования, взаимосвязь и преемственность самообразования, курсовой подготовки и межкурсовой работы.
Исходя из выше изложенного, я с уверенность могу сказать, что на современном этапе развития образования, методическая работа – это неотъемлемая часть деятельности педагога. Эта деятельность, которая помогает достичь наилучшего результата в деятельности субъектов образования. Благодаря методической работе, мы педагоги, повышаем свои профессиональные качества, а вследствие чего растёт и качество образования.
Автор: Солуня Ирина Алексеевна
Населенный пункт: г. Омск
Работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Ведь очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции. Только так старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.
Сейчас можно с уверенностью сказать, в нашем детском саду работает команда единомышленников, людей, которые любят работать творчески, с удовольствием подхватывают новые идеи, внедряют инновационные технологии. Я люблю свою профессию, мне приятно общаться с коллегами, педагогами, родителями, делиться своими идеями, наработками.
До мастера с большой буквы мне еще далеко, но многими успехами нашего коллектива я по праву могу гордиться.
Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Мы стараемся, чтобы наш коллектив воплощал новые идеи, новые направления. Одним из инновационных направлений является привлечение родителей к совместной деятельности.
Вообще, наш коллектив делает очень многое, чтобы привлечь родителей к педагогической деятельности, воспитательной работе. Хорошей традицией в нашем ДОУ стало проведение массовых мероприятий для детей всех возрастных групп и родителей. В присутствии родителей дети взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой. А родители на таких мероприятиях являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками. В прошлом году прошла традиционная в нашем саду Масленица, где игры-развлечения проводили не только воспитатели, но и родители.
Самые яркие впечатления по опросам детей и родителей оставил Флешмоб к Всемирному дню здоровья, который танцевали на закрытии спартакиады дети, воспитатели, родители.
Неделя открытых дверей проходит успешно, это позволяет нашему детскому саду стать еще более открытым для родителей и общественности.
Сейчас обсуждение и проведение таких больших и значимых мероприятий среди педагогов проходит очень легко. Мои коллеги с удовольствием играют роли, готовят детей, подключают родителей. После таких мероприятий мы вместе обсуждаем, вспоминаем, делимся впечатлениями, планируем какие-то новые идеи. В этом году педагоги с радостью подхватили предложение подключить родителей к проведению осеннего марафона. Каждый год в осеннем марафоне принимали участие воспитанники и педагоги. Каково же было наше удивление, когда на марафон откликнулись более 60 родителей. Эту незабываемую атмосферу праздника невозможно передать! Поэтому с уверенностью могу сказать- у нас не только педагоги, но и родители замечательные!
Я желаю всем старшим воспитателям быть профессионалами и помнить, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, личных качеств, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.
Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в ДОУ, необходимо понимать ее сущность, ее основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать важные принципиальные требования к ее организации и осуществлению.
- на достижениях науки и передового педагогического опыта,
- на конкретном анализе образовательного процесса,
- на взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и педагогического мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом. на совершенствование образовательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития.
Т.И. Шамова рассматривает работу с педагогическими кадрами как сложную динамическую и целостную систему, имеющую свои цели и задачи, содержание, структуру, формы и методы организации.
Все исследователи едины в том, что методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.
Методическая работа в ДОУ является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.
Непосредственная цель методической работы – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы – оказать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.
Методическая работа оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания на конечные результаты работы ДОУ.
Принципы организации методической работы
Целостная система методической работы должна развиваться в соответствии с важнейшими принципами:
Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.
Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагога.
Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.
Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.
Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приему образовательной информации и его передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов ОУ.
Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.
Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в ДОУ своей системы методической работы.
Функциональные особенности методической работы
Системный подход к повышению квалификации педагогов подразумевает совершенствование всех элементов методической работы – задач, содержания, организационных форм, условий. Особое внимание необходимо уделить определению целей и задач методической работы, так они определяют способ и характер практической деятельности. Определить цели и задачи – значит определить желаемые результаты, а они прежде всего предполагают повышение педагогического мастерства педагогов и воспитателей.
Моделируя комплекс задач методической работы, необходимо за основу взять модель профессионально значимых профессиональных качеств педагога. В связи с этим выделяют три группы взаимосвязанных функций методической работы.
1. Функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическом опыту:
– осмысление социального заказа, важнейших требований общества и государства к ДОУ;
– внедрение достижений передового педагогического опыта педагогов-новаторов;
– внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
– пропагандирование лучшего опыта педагогов самого ДОУ.
2. Функции по отношению к педагогическому коллективу:
– консолидация, сплочение педагогического коллектива;
– выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций;
– анализ конкретного образовательного процесса и его результатов;
– анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развития дошкольников;
– предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;
– выявление, обобщение и распространение ППО педагогов самих ДОУ, обмен ценными педагогическими находками;
– предупреждение и преодоление формализма и перегрузки педагогической деятельности;
– стимулирование педагогического творчества и инициативы педагогов;
– приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам ДОУ.
3. Функции по отношению к конкретному педагогу:
– совершенствование мастерства, обогащение педагогов знаниями;
– развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и убеждений, соответствующих задачам общества и ДОУ;
– развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;
– развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности
– развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления (системность, гибкость, конкретность…);
– развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;
– развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности;
– формирование готовности к профессиональному самообразованию, усовершенствованию.
Знание основных задач и функций методической работы необходимо организаторам этой работы для правильного планирования и организации. Также важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой.
Правильное определение задач методической работы способствует и оптимальному выбору средств их решения. Главное средство решения задач – содержание методической работы в ДОУ.
- Государственно-правительственные документы о перестройке и социально-экономическом развитии нашего общества, об образовании, перестройке ДОУ, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы.
- Новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы.
- Достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогического исследования, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в ДОУ, повышающие ее научный уровень.
- Инструктивно-методические документы органов образования по вопросам методической работы ДОУ, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями.
- Информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на скорейшее преодоление имеющихся недостатков.
- Данные конкретного анализа образовательного процесса в ДОУ, данные о качестве знаний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для данного детского сада проблемы методической работы и самообразования.
Выбор содержания методической работы – дело творческое, не терпящее шаблона и догматизма. В любых конкретных условиях необходимо отбирать содержание в соответствии с общими требованиями к методической работе.
В современных условиях выделяют следующие основные направления содержания методической работы (подготовки педагогов) в дошкольном образовательном учреждении:
Мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов
Предполагает важнейшие аспекты:
– сущность и содержание социального, политического, экономического, профессионально-педагогического мышления;
– содержание гуманистических, демократических, общечеловеческих ценностей на современном этапе развития нашего общества и ДОУ;
– философско-методологические основы перестройки образования, новые функции и цели дошкольного учреждения, философия оптимального построения педагогического процесса;
– проблемы образования в условиях рыночной экономики, политики, плюрализма и многопартийности;
– место дошкольного учреждения в меняющемся обществе.
Частнометодическая подготовка педагогов
Выделяют три взаимосвязанных фактора:
– повышение квалификации педагогов в области той науки или совокупности наук, которые лежат в основе преподаваемого предмета, раздела программы или воспитательного процесса;
– повышение квалификации педагогов в сфере содержания своего предмета, изучение новых учебных программ и учебных пособий;
– повышение квалификации педагогов в области методики преподавания своего предмета или раздела программы, по которой осуществляется воспитание и обучение дошкольников.
Дидактическая подготовка педагогов
В ДОУ необходимо обеспечить:
– изучение современных дидактических концепций и идей, как теоретических, так и прикладных, переведенных на язык практических рекомендаций, правил, требований;
– изучение опыта педагогов-мастеров педагогического труда, педагогов-новаторов, создающих индивидульно-неповторимые и высокоэффективные дидактические системы.
Воспитательная подготовка педагогов
Подготовка педагогов к воспитательной работе с учетом изменений, происходящих в обществе. Главным содержанием этого направления являются вопросы воспитания на основе общечеловеческих ценностей.
Психолого-физиологическая подготовка педагогов
Основные источники содержания данного направления:
– знание общей, педагогической, возрастной и социальной психологии, физиологии детей и дошкольной гигиене, о типичных тенденциях и особенностях психологического развития современных воспитанников;
– знание конкретных особенностей психологического и физиологического развития воспитанников данного ДОУ ил конкретной группы; знания приобретают сами педагоги, опираясь на научную психологию и физиологию;
– знание психологии труда и личности педагога, закономерностей его профессионального и творческого роста, развитие педагогических коллективов;
– знания особенностей собственной профессии, деятельности и личности, собственного педагогического коллектива; знания приобретают сами педагоги в ходе образовательной и методической работы.
Этическая подготовка педагогов
Педагогам необходимо знать принципы педагогической этики. В ряде ДОУ вырабатывают свои кодексы профессиональной этики, в которых формируются основные принципы взаимоотношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и воспитателя в общении с самыми различными лицами и коллективами.
Общекультурная подготовка педагогов
В ДОУ следует создать условия для постоянного повышения общего культурного уровня педагога. Быть в курсе духовных достижений своего времени, ориентироваться в современной и классической литературе, театре, кинемотографе, изобразительном искусстве, музыке, знать основные тенденции научно-технического прогресса и достижений в спорте – вопрос чести и профессионального престижа педагога.
Техническая подготовка педагогов
Организация неформального технического всеобуча в ДОУ с целью освоения педагогами ИКТ и другими техническими (видиотехники) и аудивизуальными средствами.
Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений
Сложность и многообразие функций и задач методической работы в ДОУ, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных и новых форм.
Форма определяется как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может, поэтому оказывать влияние на содержание – на его способность к прогрессивному развитию или же обеспечивать его.
Разнообразие форм методической работы определяется сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные учреждения.
Выделяют две группы организационных форм методической работы – коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, творческие группы педагогов, мастер-классы, мозговые атаки и т.д.; ко вторым – стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д.
Для эффективного повышения мастерства педагогов необходимо создать соответствующие условия для осуществления методической работы.
Организационно-педагогические. Предполагают оптимальную организацию трудовой деятельности педагогических кадров. Необходимо оценивать, во что оборачиваются для педагога требования, указания, просьбы, предложения, проверки руководителя. К организационно-педагогическим условиям также относятся скоординированность всех внутрисадовским мероприятий, оптимальность нагрузки и общественных поручений, равномерная загруженность педагога по дням недели и в течение года – все, что в конечном счете обеспечивает экономию времени.
Морально-психологические. Предполагают создание благоприятные морально-психологические условия для методической работы – значит всемерно поощрять самообразование педагогов, учиться предвидеть возможные конфликты в коллективе и уметь предотвращать их, а в случае возникновения – гасить, проявлять внимание к нуждам, бедам, радостям каждого педагога, уметь поддерживать и культивировать любые полезные инициативы педагогов, замечать и раскрывать и ценить в каждом педагоге положительное, его творческую жилку.
Материальные. Предполагают материальную обеспеченность и хорошую материальную базу учреждения (оснащение методического кабинета необходимым методическим материалом, оборудованием, дидактическими пособиями и т.д.)
Санитарно-гигиенические. Предполагают охрану и укрепление здоровья людей – дело первостепенной важности. Забота о здоровье педагогов, профилактика их утомляемости, повышение работоспособности – важнейшие условия хорошей организации методической работы.
Оптимальный вариант системы методической работы определяется свой в каждом конкретном учреждении.
В основе оптимизации любой деятельности лежат три принципа:
Продумывая оптимальный вариант системы методической работы конкретного ДОУ, необходимо начать с изучения процесса и результатов деятельности педагогов и постановки задач. Следует видеть ближние, средние и дальние перспективы методической деятельности, ставить реальные задачи, формулировать их комплексно, так, чтобы решение одних помогало решению других. Обязательным требованием является умение выделить доминирующие в конкретный момент задачи.
- Задачи, поставленные в государственных документах о ДОУ требованиях министерств и местных органов образования.
- Количественный и качественный состав педагогического коллектива.
- Результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, конечных результатов работы ДОУ.
- Особенности содержания методической работы.
- Накопленные традиции.
- Сравнительную эффективность различных форм методической работы.
- Меру в использовании разных направлений содержания, форм и приемов методической работы.
- Особенности конкретной ситуации в ДОУ.
- Наличие времени для осуществления методической работы.
- Материальные, морально-психологические и прочие условия.
- Реальные возможности у руководителей, руководителей МО и других лиц для участия в организации методической работы.
При оценке подготовленного проекта оптимального варианта системы методической работы необходимо проанализировать его не только с точки зрения охвата всех педагогов и обеспечения качественного повышения квалификации каждого педагога, но и с точки зрения оптимальности расхода времени и сил, чтобы повышение мастерства педагогов достигалось с помощью минимального числа специально подобранных средств и за необходимое время. Об оптимальности системы методической работы будут свидетельствовать показатели результатов.
Результаты методической работы важно рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в ДОУ, уровнем образованности, воспитанности и развитости детей, позитивной динамикой уровня этих показателей.
- Критерий результативности достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышается до оптимального для каждого из них уровня за отведенное время, без перегрузки.
- Критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где повышение мастерства педагогов происходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие данного критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы.
- Критерий роста удовлетворенности педагогов свои трудом достигается, если создаются творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного, самоотверженного труда педагога. Наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатом своего труда, оптимальный уровень их творческого самочувствия и душевного комфорта – важные психологические критерии действенности методической работы, ее реальной стимулирующей роли.
Данные критерии занимают ведущее место в общей системе критериев оценки эффективности методической работы.
Читайте также: