Многие средства синтаксиса отличаются сильной эмоциональностью и следовательно сочинение рассуждение
Обновлено: 25.06.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
в синтаксисе, в том числе в предложении как основной единице синтаксиса, отражается внеязыковая действительность. С помощью суждений и умозаключений о мире вещей, облеченных в форму предложений, передается отношение к этому внешнему для языка миру. Покажу это на примерах из текста И.А. Клеандровой .
Во-первых, в предложении(2) использовано противопоставление при описании неразлучных подружек. Бессоюзная часть этого предложения и двоеточие между частями поясняет и раскрывает смысл первой части , но с неожиданной стороны. Читатель ждет похожести во всем, но автор готовит ему сюрприз.
Во-вторых, в предложениях (11-18) представлен диалог девочек-кукол из необычного сна. Используя реплики, вопросно-ответную форму изложения, автор показывает читателю, что лишь во сне девочки рассуждают правильно о смысле жизни. Так хочется, чтобы сон стал явью!
Таким образом, утверждение А.А. Реформатского справедливо: именно синтаксис позволяет выполнить языку коммуникативную.
Известный лингвист И.Г. Милославский писал: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего. С данной точкой зрения нельзя не согласиться. Действительно, повтор является одним из способов описательных форм. Его часто используют авторы, чтобы привлечь внимание читателя. За доказательствами обратимся к тексту В. Осеевой.
Таким образом, И. Милославский прав: лексический повтор – одно из действенных средств выразительности нашей речи.
Таким образом, могу сделать вывод: прав был выдающийся лингвист С.И. Ожегов в своих рассуждениях о сути высокой культуры речи.
Современный лингвист Н.С. Валгина пишет: «Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля «. Я соглашусь с мнением ученого. Мы воспринимаем текст соответственно расставленным в нём знакам препинания, потому что знаки эти несут в себе определённую информацию. Выбор знака препинания основывается на смысловых связях, фразовой интонации, эмоциональной направленности высказывания. Приведу примеры из текста Л. Волковой.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что высказывание В.В. Виноградова справедливо.
Таким образом,лексика и синтаксис играю важную роль в языке. Благодаря им мы выражаем свои чувства и мысли,а так же и самого себе.
Во –вторых, в предложениях(25-28) заключена самая настоящая мечта мальчика. Мечта о настоящем друге. Автор так расположил эти предложения в монологе мальчика, что читателю последовательно объясняется желание героя рассказа. Эти предложения связаны по смыслу и грамматически.
Итак, в результате доказательств прихдим к выводу, что ученый был прав.
Итак, смело можно сделать вывод, что прав был Б.Н. Головин.
Во-первых, в предложениях (1,8,13) автор использует собственные имена существительные, знакомя читателей с героинями текста. Это существительные женского рода первого склонения, в указанных предложениях выполняют синтаксическую роль подлежащего.
Итак, каждая часть речи необходима в языке и несёт свою смысловую нагрузку. Таким образом, А. Пешковский прав.
Во-вторых, предложение (29) состоит из одиннадцати отдельных слов: трех служебных и девяти самостоятельных частей речи.Читатель хорошо понимаем, что значит каждое отдельное слово. Но одних слов недостаточно, чтобы передать мысль. Нужно составить предложение, из которого будет понятно, что война принесла боль и страдание в избы северной деревни. Для этого необходимо употребить их в нужной форме. Именно грамматика дала возможность автору правильно связать их в предложение, обладающее смысловой и интонационной законченностью.
Таким образом, могу сделать вывод: прав был Л.В. Успенский, утверждая, что язык пользуется и словами, и грамматикой для построения предложений.
Во-вторых, предложения(43,44) завершает многоточие. Этот знак помогает автору сказать больше, чем возможно передать словами. Трогательная дружба человека и собаки не нуждается в словах. Знаки препинания действуют с поразительной силой на читателя, без них текст был бы простым набором слов.
Таким образом, высказывание К.Г.Паустовского значимости знаков препинания справедливо.
Во-вторых, чередование в речи главного героя восклицательных предложений (2,22,31), вопросительных(24-28, 40), повествовательных(23, 32. 39) предложений говорит о раздумьях юного человека. О его стремлении самоутвердиться .
Во-первых, Абзац-это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца различны. Чаще всего абзац служит для группировки суждений по смыслу. Так, в предложениях (4-9) , из которых состоит второй абзац, приводится описание девочки, похожей на куклу из-за своего маленького роста. Автор показывает нам схожесть девочки со статуэткой.
Во-вторых, кроме обозначения границ микротем, абзацный отступ нужен для выделения реплик в диалоге. С этой целью красная строка использована при оформлении предложений «22, 26, 27, 28, 29) , в них приведен диалог между мамой и дочкой, указанные абзацы разграничивают реплики двух разных лиц.
Таким образом, абзацное членение текста А. Алексина даёт нам, читателям, чёткое представление о композиции этого текста, что доказывает справедливость высказывания Л. Максимова.
может выражаться с пом
Во-первых, обратим внимание на предложение №26 ("Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой".). В главной части сложноподчиненного предложения говорится, о чем думал мальчик, а в придаточной, не разъясняя течения его мысли (в младших классах сидеть с девочкой считается зазорным),приводится категоричное решение.
Во-вторых, в сложноподчиненном предложении № 41("Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.") придаточное причины поясняет, что мальчик не может нарушить школьные правила, хотя ему очень хочется это сделать.
Таким образом, Н. Шанский прав: роль сложноподчинённых предложений в передаче наших мыслей по отношению к окружающему миру очень велика.
Итак, высказывание Поля Рикера о том, что "язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи", верно.
Во-вторых, в бессоюзном сложном предложении (33) вторая часть содержит следствие того, о чём говорилось в первой части. Этим объясняется постановка тире в данном предложении.
Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание А.А.Аверинцева справедливо.
Таким образом, Н.С. Валгина права: пунктуационные знаки позволяют заострить внимание читателя на главном в тексте.
в конце слов девочки поставлен восклицательный знак. Это значит, что произносится оно с особой интонацией. Наличие восклицательного знака в конце предложения помогает автору очень эмоционально выразить некое лукавое отношение к словам девушки в предыдущих предложениях. Риторический вопрос, оформленный при помощи восклицательного знака, наглядно показывает сомнения Тани в искренности слов подруги.
Во-первых, в тексте нахожу односоставные предложения (4, 9-11). Автор использует именно эту синтаксическую конструкцию, чтобы полнее показать чувства человека на войне.
Во-вторых, помогают писателю более ясно и точно выразить мысль и знаки препинания. Так, в конце предложения (39) стоит знак вопроса и многоточие: «Неужто и прежде годы были такие длинные. « Читатель благодаря этим знакам понимает горькие чувства героя текста, раздумья о безмятежном мирном прошлом.
Во-вторых, в тексте представлен диалог . Ведь он является обязательной частью устного общения. В предложениях(29-44) представлен разговор мальчика и хозяина собаки. Автор использует разные по цели высказывания и интонации предложения, чтобы передать всю суть диалога.
Итак, стало вполне понятно, что писатель Б.В. Шергин абсолютно прав.
Итак, в результаты работы с текстом приходим к выводу, что замечание В. Солоухина справедливо.
Таким образом, высказывание лингвиста М.Н.Кожиной справедливо.
Знаменитый русский филолог Ф.И.Буслаев утверждал:"Только в предложении получают свое значение отдельные слова, их окончания и приставки." Я разделяю мнение ученого. Предложение - единица синтаксиса. В предложении все слова взаимосвязаны не только по смыслу, но и грамматически. И именно в предложении окончания и приставки некоторых слов приобретают свое значение. Попробую это доказать на примерах из текста К.Г. Паустовского .
Итак, мы убедились, что речь людей является одним из важных факторов, определяющих богатство или убогость их внутреннего мира.
Во-первых, предложение (9) в данном тексте восклицательное, в нем заключена мечта мальчика. Значит, произносится оно с особой интонацией, предельно эмоционально. Так автор, используя возможности синтаксиса, передаёт мысль о том, что герой очень хочет иметь боксёрскую грушу, чтобы начать тренировки. Далее читаем в предложениях(16-19) о том, что у мальчика вместо груши был большой медведь – старая игрушка. Восклицательное предложение и вопросительное в речи мамы подбадривают юного спортсмена.
Во-вторых, с удивлением читаем в предложениях(24, 25), что мальчик не решается отрабатывать удар на друге детства. В конце этих предложений стоит многоточие, наглядно показывая читателю, какая волна чувст и эмоций захватила мальчика.
Во-первых, обладая одним лишь словарным запасом, невозможно знать всего языка. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически. Предположим, что в предложении(36) все слова находятся в начальной форме, сразу становится понятным, что смысловых вариантов у такого предложения может быть несколько. Горький смысл предложений (40-46) становится понятным только благодаря законам грамматики.
Вторым доказательством может послужить предложение (3),представим, что в этом предложении нарушен порядок грамматических основ и все слова стоят не в своем порядке. Мало кто поймет, о чем идет речь в предложении, так слова сами по себе не в полной мере составляют язык и речь. Только поступив в распоряжение грамматики . они наполнились смыслом.
Надеюсь, приведенные мною аргументы раскрыли смысл и доказали правоту высказывания Успенского.
Текст для сочинения:
(1)Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. (2)Около этого городка сажали сосновые леса.
(3)Однажды я побывал в лесничестве. (4)Оно помещалось на окраине городка над рекой. (5)Около дома, где помещалось лесничество, разросся по склону оврага тенистый сад. (6)По дну оврага протекала речушка. (7)Она была тихая, с ленивым течением и густыми зарослями по берегам. (8)В этих зарослях была протоптана к воде тропинка, а около неё стояла скамейка. (9)В свободные минуты лесничий Михаил Михайлович, Анюта и другие сотрудники лесничества любили немного посидеть на этой скамейке, посмотреть, как толчётся над водой мошкара и как заходящее солнце догорает на облаках, похожих на парусные корабли.
(10)В этот вечер я тоже застал Михаила Михайловича и Анюту на скамейке на берегу реки.
(11 )В омуте у наших ног плавала необыкновенно зелёная ряска. (12)На чистых местах цвёл водокрас – белые и тонкие, как папиросная бумага, цветы с красной сердцевиной. (13)Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей.
— (14)Кипрей – это наш помощник, – заметил Михаил Михайлович.
— (15)А чем он вам помогает? (16)До сих пор я только знал, что его листья заваривают вместо чая.
— (17)Потому его и прозвали в народе иван-чаем, – объяснил Михаил Михайлович. – (18)А помогает он нам вот чем…
(19) Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. (20)Недавно ещё его считали сорной травой. (21)Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. (22)Делали это они потому, что считали, будто растение заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу. (23) Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожили кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают в начале осени, начисто погибают. (24)Учёные, конечно, начали искать причину этого и наконец нашли.
(25)Оказалось, что кипрей – очень тёплый цветок. (26)Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет, потому что рядом с ним стоит тёплый воздух. (27)Этот цветок выделяет из себя теплоту. (28) И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. (29) Это их сторож. (30)Их защитник, их нянька. (31)Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. (32)Самоотверженный цветок! (33) И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком.
— (34)Кипрей, – сказала Анюта, – не только воздух обогревает, но и почву, так что и корешки всех этих побегов не замерзают.
— (35)Вы думаете, один кипрей такой замечательный? – спросил меня Михаил Михайлович. – (36)Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные вещи, что вы просто ахнете. (37)Что ни цветок, то прямо рассказ. (38) Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят – всего не перечтёшь. (39)Нет у нас лучших друзей, чем растения. (40)Да если бы я умел рассказывать сказки, я бы о каждой травинке, о каждом каком-нибудь незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы такое, что все старые добрые сказочники мне бы позавидовали.
(41) На следующий день я ходил вместе с Анютой в Моховой лес, видел заросли кипрея в молодых посадках, и с тех пор я начал относиться к цветам кипрея и к молодым сосенкам как к своим верным друзьям.
(По К. Г. Паустовскому*)
* Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Пример сочинения 9.1:
В предложении 38 Михаил Михайлович перечисляет достоинства растений, используя ряды однородных членов: спасают, дают, одевают, кормят (однородные сказуемые) и сон, силы (однородные дополнения). Этим самым лесничий доказывает то, что полезных свойств у растений для человека огромное количество.
Таким образом, мы доказали, что высказывание языковеда Р. А. Будагова справедливо.
Предлагаем цитаты о синтаксисе, а также 14 сочинений на лингвистическую тему по ним.
Анализ высказываний о русском языке
(по материалам ОБЗ ФИПИ)
СИНТАКСИС
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания.
Средства письменной речи:
- звучание слов передаётся с помощью букв,
- интонация автора передаётся с помощью знаков препинания,
- абзацный отступ, который помогает регулировать читательское восприятие,
- различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста.
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Когда мы садимся писать, будь то письмо или сочинение, реферат или поздравительная открытка, мы обязательно обдумываем, как точнее сформулировать мысль, как правильнее построить то или иное предложение. Устная речь зачастую не требует от нас такого напряжения, как речь письменная.
В приведенном тексте (автора) широко используется……..
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. В синтаксисе, в том числе в предложении как основной единице синтаксиса, отражается внеязыковая действительность. С помощью суждений и умозаключений о мире вещей, облеченных в форму предложений, передается отношение к этому внешнему для языка миру.
Эту фразу я понимаю так. У знаков препинания в русском языке множество функций. Одна из них – функция выделения. Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки, при помощи которых выделяются такие конструкции, как обособленные дополнения, определения, приложения и обстоятельства; уточняющие члены предложения; вводные слова и предложения; обращения и междометия; прямая речь и цитаты; утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. Приведу примеры из текста…..
Таким образом, высказывание Н.С.Валгиной справедливо.
Задание 9.1.
№ 3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
Проанализируем грамматический строй языка в тексте В. Дроганова. Текст непростой с точки зрения синтаксиса: много осложненных предложений, сложных синтаксических конструкций, сложноподчиненных предложений. Так, предложение № 13 (Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него.) — сложная синтаксическая конструкция, в составе которой части связаны сочинительной и подчинительной связью, что позволяет сформулировать мысль емко, последовательно, логично. Предложение 25 (И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.) также является сложноподчиненным с однородным и последовательным подчинением придаточных. Владение грамматическими нормами построения предложений позволяют их автору особой формой повествования привлекать внимание, производить впечатление на читателя, заставляя его анализировать, оценивать, думать.
Таким образом, вывод Реформатского о том, что синтаксис способствует выполнению языком функции общения, оправдан.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Существуют два организующих центра двусоставного предложения – подлежащее и сказуемое, соотносительные между собой. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Основной центр предложения заключён именно в сказуемом.
Задание 9.1.
Таким образом, вывод Шанского о том, что сложноподчиненное предложение помогает показать взаимосвязь между миром и нашим его восприятием, оправдан.
Задание 9.1.
Таким образом, нам удалось подтвердить примерами из текста, что знаки препинания в бессоюзном предложении указывают на особые смысловые отношения между частями, а значит высказывание Л.Т. Григорян оправдано.
В предложении 27 приведенного текста Альберта Лиханова (Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.) запятая указывает на границу частей сообщения. В предложении 47 (Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него — он показался себе большим и сильным.) между частями бессоюзного предложения используется тире, которое указывает на значение следствия – одно событие следует за другим, является логическим завершением предыдущего.
Таким образом, нам удалось подтвердить примерами из текста, что знаки препинания в бессоюзном предложении указывают на особые смысловые отношения между частями, а значит высказывание Л. Т. Григорян оправдано.
Задание 9.1.
Полные и неполные предложения разграничиваются по наличию или отсутствию тех или иных необходимых членов предложения с точки зрения структуры. Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен какой-либо член или группа членов предложения, обязательных по структуре. Их употребление делает речь лаконичной и динамичной, эмоциональной и выразительной, то есть экспрессивной, и позволяет избежать необоснованных повторов. В них используются те слова, которые несут новую информацию, а информация, уже известная, легко восстанавливается из предыдущих предложений или понятна из ситуации.
Таким образом, соглашаясь с высказыванием лингвиста, можно сделать вывод о том, что полные предложения и неполные, отличающиеся большей экспрессивностью, выполняют в текстах различные роли, тем самым конкурируя друг с другом.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Любой текст представляет собой соединение предложений по определённым правилам. Различают цепную и параллельную связь: при параллельной связи предложения сопоставляются, при цепной – сцепляются различными средствами.
Первый абзац текста сразу вводит нас в суть проблемы, которую в тексте раскрывает автор. В него входят простые предложения – создается впечатление лаконичности, с одной стороны, и неоспоримости, с другой, размышлений о маме.
Мы увидели, что преследуя определенные цели, автор повествования следует определенным законам создания текста. Таким образом, нам удалось доказать высказывание Солганик.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции. Разнообразие стилистических ресурсов можно показать как на лексических, так и синтаксических примерах.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Стремясь широко охватить тему, говорящий использует такую форму речи, как монолог. Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распространённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически.
Эту фразу я понимаю так. Стремясь широко охватить тему, говорящий использует такую форму речи, как монолог. Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распространённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически. Приведу примеры из текста……..
Приведенный отрывок из произведения В. Крапивина написан от первого лица и может расцениваться как монологический текст. Герой рассказывает нам о периоде своей жизни после переезда в новый дом. Основной мыслью, которую он хочет донести до читателя, является мысль о том, что мальчику очень хотелось иметь настоящего друга, без которого он чувствовал себя очень одиноко, хотя приятелей у него было много. Эта мысль, сосредоточенная в предложениях 27– 30, является своего рода выводом из монолога о детстве автора, который представлен предложениями 1– 27.
Таким образом, действительно, монологическая речь зачастую выходит за рамки одного предложения, что является доказательством правоты высказывания Н. М. Шанского.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).
При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого действующего лица слов и выражений, ясность или запутанность построения фраз, характер произнесения (вопросы, восклицания, спокойное повествование и т.д.) – всё это также является средством характеристики персонажей.
О чём говорил автор этого высказывания? Вы представляете художественное произведение, где все персонажи молчат? Конечно, нет. Разговаривая, они словно рассказывают о себе, а автор, внося соответствующие оттенки в такие диалоги, словно характеризует своих героев. Приведу примеры из ТЕКСТА…
От того, как и что человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Для передачи речи героев в художественном тексте используется диалог. Диалог – это способ передачи устной речи на письме. В тексте П.С. Романова по диалогам героев можно составить мнение о тех, кто их произносит.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Словесное окружение помогает читателю установить, в каком именно значении употреблено слово, особенно многозначное или омонимы. Значения окончаний и приставок в некоторых случаях тоже определяются в контексте.
Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в предложении слово, его грамматическое и лексическое значения раскрываются в полной мере.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. При оформлении аргументированного рассуждения на помощь автору приходят вводные слова. Они указывают на порядок мыслей (во-первых, как указывалось…) и способы их оформления (словом, иначе говоря, так сказать…), служат для противопоставления частей рассуждения (наоборот, с одной стороны…), для выражения следствия (следовательно, значит…) и заключения (итак, таким образом…). Вводные слова помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение.
Эту фразу я понимаю так. При оформлении аргументированного рассуждения, в котором должно быть как можно больше доказательств, на помощь автору приходят вводные слова. Они помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение. Приведу примеры из текста
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. А.А. Аверинцев говорит о том, что автору текста-рассуждения нужно уметь со всей убедительностью обосновывать свою позицию, в определенной последовательности приводить многочисленные доказательства. С данной точкой зрения невозможно не согласиться. Текст-рассуждение строится по определенному плану: введение, содержащее тезис, основную мысль; аргументы, подтверждающие данную мысль; заключение, в котором подводится определенный вывод ко всему размышлению. Автор должен доказать свою позицию с помощью аргументации. Умение грамотно выстроить аргументацию, основываясь на фактах, примерах, помогает изложить свою позицию или найти истину в споре. Правильная последовательность мыслей отражает логическую связь явлений. А обоснование своей точки зрения похоже на шахматную игру: в рассуждении тоже нужно продумать и выстроить последовательность доказательств.
Таким образом, высказывающий рассуждение должен умело приводить конкретные факты и аргументы, чтобы доказать свою позицию.
Задание 9.1.
Человек, строя свое высказывание, самостоятельно выбирает синтаксические конструкции. Кому-то удобнее выражать свои мысли с помощью простых предложений, которые ничем не загромождены. Кому-то удобнее выражать свои мысли через сложносочиненные предложения, кто-то чаще всего употребляет сложноподчиненные предложения. Некоторые люди лаконично выражают свои мысли, используя нераспространенные предложения, другие же любят, чтобы их речь была выразительной, для этого они используют многочисленные синтаксические средства, иногда внутри одного предложения. Через построение высказываний человек, выражающий ту или иную мысль, показывает свое отношение к тому, о чем идет речь, показывает отношения, которые существуют между элементами того, о чем говорится. Автор высказывания, используя ту или иную синтаксическую конструкцию, демонстрирует дополнительные оттенки значения.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что с помощью употребления тех или иных синтаксических конструкций автор высказывания выражает свои мысли более точно и подробно. Синтаксис служит человеку, помогая ему выразить словами то, что он чувствует.
ГОСТ
Стилистика и синтаксис
Синтаксические единицы в отличие от лексико-фразеологических не имеют чёткой стилевой окраски, а также закреплённости за определёнными функциональными разновидностями языка. Это связано с тем, что синтаксические конструкции, как правило, выступают как общеязыковые средства, свободно используясь в разных стилях речи. Тем не менее, существуют стилевые ограничения, накладываемые на употребление тех или иных синтаксических средств, а также частотность воспроизведения ряда синтаксических оборотов в определённом стиле. Между тем синтаксис является мощным инструментом формирования индивидуального стиля речи и языковых стилей, поскольку средства синтаксиса обладают экспрессивностью, значимой в стилистическом отношении. Например, использование обратного порядка слов (инверсии) в поэтическом тексте, употребление риторических вопросов и восклицаний, неполных (эллиптических) конструкций, периода, синтаксического параллелизма и иных синтаксических средств выразительности придаёт речи образность и эмоциональность.
Определённой стилистической окраской обладают также синтаксические конструкции. Так, полупредикативные конструкции (причастный, деепричастный обороты) характерны для книжных стилей, как и сложный синтаксис. В то же время предложения неполные, деформированной структуры, с взаимопроникновением предикативных частей, уточняющими, поясняющими конструкциями присущи разговорному стилю. Средства синтаксической выразительности (фигуры речи) употребляются в основном в рамках художественного, реже – публицистического стилей.
При анализе стилистических возможностей синтаксиса необходимо учитывать роль каждого синтаксического средства в создании стилевого единства текста. Правильнее говорить не о стилистической окраске или закрепленности тех или иных синтаксических конструкций за стилями, а об их специализации в рамках определённой сферы общения. Например, логичность научного стиля обеспечивается такими особенностями его синтаксиса, как наличие конструкций с вводными элементами, указывающими на ход мыслей (во-первых, в итоге, следовательно). Спонтанность устной речи создаётся за счет использования неполных предложений, уточняющих и поясняющих вставок. Образность художественного стиля, его экспрессия и сильное воздействие на читателя невозможно представить без средств поэтического синтаксиса.
Готовые работы на аналогичную тему
Ещё одним аспектом стилистических возможностей в области синтаксиса является развитая система синонимических конструкций, позволяющих варьировать строй предложения в зависимости от требований речевой ситуации. Ср. два предложения, относящихся к разным в стилевом отношении сферам функционирования: Женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, будет предоставлена возможность получить новую профессию на бесплатных курсах переподготовки кадров. / Мамочки в декрете смогут переучиться за счёт государства.
Стилистические ресурсы синтаксиса
Рассмотрим более подробно стилистические возможности простых и сложных синтаксических конструкций.
Стилистические ресурсы простого предложения:
- Способы выражения членов предложения. Например, составные именные и глагольные сказуемые характерны в основном для книжной речи (оказывать содействие, принимать участие, осуществлять поддержку – инфинитивные конструкции, характерные для официально-делового стиля). Разговорный характер имеют простое глагольное сказуемое, если оно выражается инфинитивом или глагольным междометием: А он плакать! Он бамс с лестницы! Также для разговорной речи характерны конструкции с повторением сказуемого или его удвоением: Схожу посмотрю на парад. Делал, делал, а ничего не готово.
- Использование однородных членов может придать изображаемой картине динамизм: Мелькаю вёрсты, кручи… (А. Блок). Мелькают мимобудки, бабы, / Мальчишки, лавки, фонари, / Дворцы, сады, монастыри (А.С. Пушкин). Иногда сочетание разнородных понятий в качестве однородных членов используются для создания сатирического эффекта: И всё время хотелось чего-то: не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать (М.Е. Салтыков-Щедрин). При этом следует учитывать, что ряды однородных членов характерны для книжных стилей и не свойственны разговорной речи, где в основном используются противительные союзы: Он мал, да удал. Пойду я, не ты.
- Стилистическую закрепленность имеют определённые разновидности управления. Так, например, конструкции с нанизыванием родительного падежа характерны для официальной речи (осуществление мер поддержки малого бизнеса). Ненормативное предложение управление (уйти со школы, поговорить по вопросу) характерно для разговорного общения.
- Определённые виды простых предложений, к которым относятся осложненные конструкции с причастными и деепричастными оборотами, характерными для книжных стилей. В целом обособленные определения, приложения и обстоятельства более употребительны в письменной речи и связанных с нею сферах общения.
- Порядок слов значим для разграничения разговорной и книжной речи. В разговорной речи часто нарушен прямой порядок слов (Полотенце возьми, висит в ванной), что связано с перемещением главного смыслового центра в начало предложения. Инверсия в художественном тексте обладает экспрессивной функцией: И вам не смыть всей вашей черной кровью / Поэта праведную кровь.
Стилистические аспекты использования сложных предложений касаются в основном книжных стилей. При этом распределение видов сложных конструкций по стилям неодинаково. Для научной речи характерны сложноподчиненные конструкции с придаточными причины, цели и следствия. Для текстов законов – придаточные условные. Бессоюзные сложные конструкции более свойственны художественной речи. В разговорном стиле употребляются сложные предложения с нанизыванием частей, которые связаны между собой интонационно-смысловыми отношениями.
Яркую стилистическую окраску имеют средства выразительности речи, к которым следует отнести антитезу, градацию, синтаксический повтор, парцелляцию и другие. Их использование позволяет добиться эффекта образности, произвести необходимое эстетическое воздействие на адресата.
Читайте также: