Мне кажется что я слышу как растет на полях трава сочинение

Обновлено: 27.03.2024

Это - сложное предложение с 4-мя грамматическими основами.

Сказуемые: кажется, слышу, растет, ощущаю.
Подлежащие: я, трава, я.

Первое простое предложение, в составе сложного - "Мне кажется" Это нераспространенное односоставное безличное предложение. "Кажется" - простое глагольное сказуемое, "мне" - прямое дополнение.

". что я слышу" - двусоставное нераспространенное предложение. "Я" - подлежащее, выр. личным местоимением. "слышу" - сказуемое, "что" - подчинительный союз (членом предложения не является)
"Как растет на полянах трава".Распространенное двусоставное. "Растет" - простое глагольное сказуемое, "трава" - подлежащее, выраженное существительным. "На полянах" - косвенное дополнение, выраженное существительным в предложном падеже.
"Как" - наречие, обстоятельство образа действия.

"Я ощущаю каждую травинку". Распространенное двусоставное. "Я" - подлежащее, личное местоимение. "Ощущаю" - простое глагольное сказуемое. "Травинку" - прямое дополнение, "каждую" - определение, выраженное относительным прилагательным.

В целом предложение сложное, с 4 грамматическими основами, повествовательное невосклицательное. Главное предложение - "Я ощущаю каждую травинку". "Мне кажется" - сочинительная часть.
"Мне кажется", "что я слышу", "как растет на полянах трава" - придаточные предложения образа действия, с союзным (2) и бессоюзным (1, 3) подчинением.
Можно переформулировать предложение (чтобы у Вас не было сомнения в том, какое - главное) :

Я ощущаю каждую травинку, я слышу, как растет на полянах трава, так мне кажется.

В этом варианте, будет бессоюзное подчинение везде.

Мне кажется, что я слышу, как растёт на полянах трава, я ощущаю каждую травинку.
Повествоват. , невоскл. , сложное с бессоюзной и союзной подчинит. связью (придат. в СПП соединены последовательно), состоит из 4 простых:
[ = ], (что - = ), (как = -),[ - = ].
1.- главное, односост. безличн. , распростр., неосл. ;
2.- придат. изъяснит. , двусост. нераспр. , неосл. ;
3.- придат. изъяснит. , двусост. , распр. , неосложн. ;
4.- двусост, распр. , неосл.

Василий Белов.

Родился в 1932 году в деревне Тимонихе Харовского района Вологодской области в крестьянской семье. Учился в школе ФЗО (г. Сокол) и после работал столяром, мотористом, электромонтёром. Писательскую деятельность начинал со стихов, печатался с 1956 года. В 1964 году окончил Литинститут.

Хотя славу Василию Ивановичу Белову принесли прозаические произведения, стихи он продолжал писать до конца жизни.

Удостоен Государственной премии СССР (1981 г.) и Литературной премии им. Л. Толстого, награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Жил В. И. Белов в Вологде или в родной Тимонихе. Умер в 2012 году.

И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства.

Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно.

Старый наш дом заколочен. Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом.

Смешное детство! Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу.

И вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. И над бором висит в синеве солнце. Не солнце — Ярило. Оно щедро, стремительно и безшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. Под елями — древний запах папоротника. Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. Мой взгляд останавливается на красных, в белых накрапах, шапках мухоморов, потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину; в лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах.

Загудел в сосенной бронзе сухоросный ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом, и мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.

Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.

Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! Но будет ли предел тишине!

Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и за терялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки:

Я сажусь у тёплого стога, курю и думаю, что вот отмашет время ещё какие-то полстолетия, и берёзы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам.

Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. Может быть, так оно и надо? Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые, шумные города. Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.

Шумят невдалеке сосны, шелестят берёзы. И вдруг в этот шум вплетается непонятный нарастающий свист, он разлетается, заполняет весь этот тихий зелёный мир. Я смотрю в небо, но серебряное туловище реактивного самолета уже исчезает за горизонтом.

Как мне понять, что это? Или мои слёзы, а может быть, выпала в полдень скупая солёная роса?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок – размышление.

Цели урока педагогические:

обобщить сведения, необходимые для анализа текста;

закрепить умение выполнять лингвистический анализ текста; развивать навыки коллективной исследовательской и поисковой работы;

повторить различные виды орфограмм и пунктограмм;

уметь работать с художественным текстом, определять стиль, тип речи, тему, основную мысль, доказывать свое мнение;

отработка навыков самостоятельного анализа текста;

развивать умение находить в тексте используемые автором изобразительные средства,

развитие творческих способностей учащихся.

воспитание любви к Отечеству, к произведениям русских писателей.

Оборудование: карточки с заданиями для групп, схемы, таблицы.

Человеку нельзя жить без Родины.

I. Оргмомент. Запись темы урока и эпиграфа.

Вступительное слово учителя:

Сегодня у вас будет возможность в полной мере проявить самодеятельность. Вы проведете небольшое исследование, успех которого, как и успех всего урока, будет зависеть от вклада каждого. Мы продолжим работу над комплексным анализом текста и постараемся решить такие задачи:

- уметь находить в тексте основную мысль;

- научиться верно формулировать главную проблему исходного текста и комментировать эту проблему.

II. Проверка домашнего задания.

Итак, начнём урок с орфографического тренинга.

1. Орфографический тренинг.

Вставьте пропущенные буквы:

Аб…тур…ент, а…естат, а…ревиатура, а…лиматизация, а…омп…немент, а…егория, а…юминий, а…итерация, а…отация, бр…ш…ра, б…рдовый, в…н…грет, га…ерея, инте…ект, инц…дент, кокт…ль, ко…форка, мир…во…рение, мороже…ое, нове…а, ор…нтир, ра…чёт, стаж…р, трещ…тка, хр…стоматия, ц…низм, ч…порный, э…егия, э…игрант .

/Взаимопроверка и проверка через медиапроектор/

2.Повторение изученного материала.

Прежде чем приступить к работе, вспомним основные понятия о тексте:

Терминологический диктант.

Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов, местоимений и др. - текст

Основной вопрос, поставленный и решаемый автором текста - это проблема.

То, о чём говорится в тексте, часто отражается в заглавии – это тема.

Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чем желает убедить читателя – это идея, основная мысль текста.

Главное утверждение текста, которое необходимо доказать – тезис.

Доказательства, приводимые в поддержку текста – аргументы.

Тема текста раскрывается через систему других, более узких тем, каждая из которых в свою очередь излагается по отдельности и оформляется как отдельный абзац – микротема.

/Полётное повторение. Ответы проецируются через медиапроектор/.

III. Объяснение нового материала.

1. Подготовка к восприятию нового материала.

- Ребята, давайте вспомним основные этапы анализа текста:

/тема, проблема, позиция автора, своё мнение. /

- Назовите, из каких частей состоит текст сочинения-рассуждения?

Повторение компонентов содержания структуры текста.

/Схема проецируется через медиапроектор/,

Вступление. Формулировка проблемы.

Комментарий к тексту.

Формулировка позиции автора.

Выражение собственной позиции.

Аргументация (не менее 2 аргументов).

К теме Родины, патриотизма мы не раз обращались на уроках. Сегодня, работая над текстом, вы попробуете ответить на вопрос: из чего вырастает огромная любовь к Родине? Это будет вашим письменным домашним заданием.

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь об этом, слышу шум листвы, птичий щебет и ощущаю, как солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Открываю глаза и вижу утро. Оно ласкает меня и обещает погожий день, поэтому ко мне возвращается ощущение полноты жизни. А ещё я вижу необъятные поля, волнующиеся хлебом, бескрайние воронежские степи и тёплый ветер, пролетающий над ними.

Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться: она надежна. Вспоминаются строки Александра Межирова:

Что означает Родину любить?

Во-первых, отовсюду к ней тянуться,

Чтобы в конечном счёте к ней вернуться –

Не прерывать связующую нить.

А теперь обратимся к эпиграфу. (Читаем слова Б. К. Зайцева).

- Какая мысль заключается в этом высказывании?

(Человек, который любит Родину, богат духовно).

- Когда мы произносим слово Родина вслух или мысленно, оно часто соединяется в нашем сознании со зрительными образами. Прошу вас закрыть глаза и попробовать уловить, что вы видите, произнося слово Родина.

/Деревенский дом бабушки… Стадо коров… Пруд с карасями…Белоснежную церковь с золотыми куполами… Васильки в поле ржи… Рябинку у дома… Берёзку у дороги../

– Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом Родина. Скажите, так что же для вас понятие Родина?

Спасибо! Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Заглянем в словарь Ожегова.

/Зачитывают 2 ученика/.

1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н. Москва – его родина. Индия – родина шахмат.

Этимологический словарь.

- Подберите контекстуальные синонимы к слову Родина:

/отечество, страна, государство, страна, земля./

- Что, по-вашему, можно назвать малой Родиной?

- Какое место на Земле вы считаете своей малой Родиной?

– Родина? Что может быть дороже?

Подберите однокоренные слова к слову Родина.

/Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род./

4. – Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.

1. Запишите данные слова и произведите их морфемный разбор.

2. Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно?

/Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу./

Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.

5.Работа с текстом.

/Текст читает вслух учитель/.

/Текст у каждого на столе и проецируется через мультимедиапроектор, учащиеся выявляют в нём тему, основную мысль, формулируют проблему и комментируют её./

Мне кажется что я слышу как р…стет на полях трава, я ощущаю каждую травинку, (с)маху сдергиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыбий песча(н,нн)ый берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю как расходятся и ум…рают водя(н,нн)ые круги.

Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачу…шь душу своей зеленой тишиной! Но будет ли предел тишине!

И мне чудится в шелест… берез укор вечных св…детельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, д…рили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, р…стили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам…

Выразительно прочитайте текст.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

Каковы его тема и основная мысль?

Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.

Найдите средства художественной выразительности, объясните их роль.

Определите тип речи. Докажите свою точку зрения.

6. Самостоятельная работа с текстом.

/Работа в течение 5-6 мин/.

7. Беседа по прочитанному. Выявление первичного восприятия, создание мотивации для написания своего текста.

- Какое впечатление вы получили, познакомившись с этим текстом?

- Как бы вы его озаглавили?

- Чем для вас интересен этот текст?

- Назовите тему этого текста.

/ В этом тексте Василий Белов раскрывает тему Родины. Автор рассказывает о своей любви к малой родине, о неразрывной связи с местом, где родился. Писатель уверен, что любовь к родине, к ее природе – это чувство, которое не дает человеку стареть душой. /тезис, основная мысль/

- Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.

/Стиль художественно-публицистический. Автор размышляет о том, какое воздействие оказывает на него родная природа, и то же время создает художественный образ родины./

- Что тревожит писателя? Какую проблему он поднимает в тексте?

/ В.Белов по-своему отвечает на вопрос, как воспитать чувство Родины./

Безусловно, каждому Родина дорога по-своему. Какие языковые средства использует автор, чтобы подчеркнуть, как дорога ему родина?

- Выпишите из текста художественные средства изобразительности, объясните их роль в тексте.

/Текст эмоциональный, образный. В. Белов использует восклицательные предложения, которые помогают нам почувствовать взволнованность автора, понять, как дороги ему эти места. В тексте много метафор: “синяя тугая вода”, “прохладная русалочья постель”, “умирают водяные круги”; эпитетов: “зеленая тишина”, "стыдливо полощут"; сравнений, “как хитрая лисичка”, “белые сказки моей земли” и др. Они помогают автору создать сказочный образ родины, скромный, простой и в то же время прекрасный. В последнем абзаце используется предложение с однородными членами, чтобы показать тесную связь природы с крестьянским бытом./

- Определите тип речи. Докажите свою точку зрения.

/ Тип речи – рассуждение с элементами описания. В свои размышления автор включает описание природы родного края/.

- Рассмотрим предметы, явления, которые, по мнению автора, могут символизировать для русского человека Родину?

/ река, тропка, ведущая к ней, берёза/

- Вы обратили внимание, какие трогательные в своей простоте предметы стали символами России для автора. Как вы думаете, почему?

/Символические представления человека о Родине зависят от его внутреннего мира. Духовно богатому человеку дорога родная земля не за богатства и неописуемые красоты, а за то, что дала ему жизнь, вырастила и воспитала, поэтому символами Родины становятся предметы, напоминающие об этом./

Мы вновь видим, что понятия Родина, Отечество, Земля, Дом неразрывны.

Тема Родины находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.

8. Р/Р. Самостоятельная работа над темой сочинения.

/Слова для справок проецируются через медиапроектор./

Тема Родины – очень важная тема для каждого из нас. Современного человека волнуют самые разные аспекты этой темы: чувство Родины, судьба Отечества (прошлое, настоящее, будущее), судьба родного языка, родной природы, проблемы исторической памяти, исторических корней, национальных традиций.

- Какая из проблем является для Вас самой важной?

- Запишите свои мысли по схеме: тезис – аргументы – вывод.

Слова для справок: на мой взгляд, возможно; прежде всего; затем; кроме того; между тем как; следовательно.

Для верной формулировки проблемы мы можем пользоваться такими опорными словами и выражениями:

- Автор в тексте поднимает проблему…

- пытается разрешить проблему…

- ставит актуальную проблему…

- подходит к проблеме…

- задумывается над проблемой…

IV . Подведение итогов урока. Чтение вступления к тексту сочинения учащимися.

Вернемся еще раз к словам Б. Зайцева: “У кого есть настоящая Родина, тот не нищ”.

- А как считаете вы, из чего вырастает настоящая любовь к родине? (ответы учащихся).

V . Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру, ответив на последний вопрос урока и используя материалы текстов урока.

Приложение 1.

Орфографический тренинг.

Вставьте пропущенные буквы:

Аб…тур…нт, а…естат, а…ревиатура, а…лиматизация, а…мпанемент, а…гория, а…юминий, а…итерация, а…отация, бр…ш…ра, б…рдовый, в…н…грет, га…ерея, инте…ект, инц…дент, кокт…ль, ко…форка, мир…во…рение, мороже…ое, нове…а, ор…нтир, ра…чёт, стаж…р, трещ…тка, хр…стоматия, ц…низм, ч…порный, э…егия, э…игрант .

Приложение 2.

Мне кажется что я слышу как р…стет на полях трава, я ощущаю каждую травинку, (с)маху сдергиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыбий песча(н,нн)ый берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю как расходятся и ум…рают водя(н,нн)ые круги.

Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачу…шь душу своей зеленой тишиной! Но будет ли предел тишине!

И мне чудится в шелест… берез укор вечных св…детельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, д…рили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, р…стили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам…

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

3. Каковы его тема и основная мысль?

4. Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.

5. Найдите средства художественной выразительности, объясните их роль.

6. Определите тип речи. Докажите свою точку зрения.

Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдергиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыбий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.

Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной! Но будет ли предел тишине!

И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам…

1. В последние десятилетия появилось новое направление в языкознании – лингвокультурология. Дайте ответы на следующие вопросы: 1) что изучает лингвокультурология? 2) какие новые направления в языкознании возникли за последние 20-30 лет?

2. Какие из приведенных ниже названий лиц могут быть ответами на вопрос Он тебе кто ? Объясните почему.

Брат, друг, сосед, прохожий, помощник, отец, вахтер, одноклассник, милиционер, лентяй, учитель, зануда.

4. В русском языке существуют устойчивые выражения Все в руце Божией; Темна вода во облацех; Притча во языцех. Объясните происхождение форм руце, облацех, языцех.

5. Какой из двух вариантов фразы можно считать правильным Сдачу не надо//Сдачи не надо? Чем эти варианты отличаются?

6. Известно, что большинство языков, в том числе русский и все европейские, использует буквенно-звуковое письмо. Его главный принцип: графический знак - буква - обозначает звук. В иероглифическом письме (которое использует китайский язык) графический знак – иероглиф – обозначает целое понятие. При наличии значительного количества диалектов, характерных для языка самой многочисленной китайской народности хань , иероглифика очень удобна: как бы иероглиф ни произносился, смысл его остается общим для носителей всех диалектов. В этом, кстати, одна из причин сохранения иероглифики в современном Китае.

Иероглифика кажется экзотическим способом письма. Однако и в русской, и во всех европейских системах письма, да и по всему миру иероглифы (конечно, не китайские) активно используются. Приведите примеры иероглифов, используемых в русской системе письма.

9. Объедините слова в группы по особенностям их образования:

Киснуть, вянуть, икнуть, вздрогнуть, мигнуть, шепнуть, мокнуть, сохнуть, боднуть,

Мотивируйте свое решение лингвистической задачи.

10. Дайте всестороннюю полную синтаксическую характеристику предложения Не уверен – не обгоняй.

Часть П. Работа с текстом

Прочитайте текст и выполните приведенные ниже задания.

1. Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ.

2. Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте ответ.

3. Разделите текст на абзацы (не переписывая текст). Укажите первые слова каждого абзаца.

4. Докажите, что в этом тексте есть микротемы сказки и преодоления старости.

5. Охарактеризуйте образ повествователя, указав, какие черты его внутреннего мира проявляются в этом тексте.

РУССКИЙ ЯЗЫК. 10-11 классы

Ключи к вопросам и заданиям

1. Лингвокультурология - направление в языкознании, которое изучает взаимоотношения между языком и культурой (отражение в языке национальной картины мира, национального характера; изучение значения тех слов и фразеологических единиц, которые оказываются носителями национального взгляда на мир). Другие новые направления в языкознании: гендерная лингвистика, когнитивная лингвистика, этнолингвистика, компьютерная лингвистика.

Оценивание. За правильный ответ на первую часть вопроса- 1 балл. За каждое названное новое направление - 0,5 балла. ( Примечание. Ни психолингвистика, ни социолингвистика новыми направлениями считаться не могут). Максимум 3 балла.

2. Ответом на вопрос Он тебе кто ? могут служить слова брат, друг, сосед, помощник, отец, одноклассник, учитель. Все они называют лицо по отношению к другому лицу: отец, например, - по отношению к детям: если у человека нет детей, он не может быть назван отцом. То же самое по отношению к словам друг, сосед, помощник и т.д. Слова прохожий, вахтер, милиционер, лентяй, зануда н азывают лицо безотносительно к другому лицу.

Оценивание. Необязательно, чтобы по двум группам были разнесены все слова. Главное, чтобы в каждой группе не было лишних существительных. Именно это свидетельствует об интуитивном понимании существа вопроса. Если группы выделены верно, - 1 балл. Если объяснение (в явном виде или имплицитно) содержит указание на релятивность значения слов первой группы, - еще 1 балл.

Максимум 2 балла.

3. Высказывание Я поговорю с твоими родителями может быть произнесено говорящим с разными целями, но чаще всего за ним скрывается угроза или утешение . Например, в качестве угрозы эту фразу может произнести взрослый, увидевший, как подросток рисует на стене подъезда. А с целью утешить эту же фразу может произнести учитель, если он собирается рассказать родителям школьника, что их сын поздно пришел домой не потому, что гулял с друзьями, а потому, что готовился к олимпиаде.

Оценивание. За указание каждого намерения с приведением правильного контекста – 1 балл. Намерения без контекстов- 0 баллов.

Максимум 2 балла.

4. В составе приведенных фразеологизмов имеются древнерусские формы имен существительных разных типов склонения ( рука, облако, язык) Основы этих слов оканчиваются на заднеязычный твердый звук /К/, который в общеславянский и древнерусский периоды ни в исконных, ни в заимствованных словах не мог сочетаться с гласными переднего ряда. Когда он оказывался в этой позиции (например в формах предложного (местного) падежа единственного или множественного числа) и при этом гласный переднего ряда был дифтонгического происхождения (в указанных формах заднеязычный /К/ находился в позиции перед гласным переднего ряда, обозначаемом буквой ять; этот гласный образовался из дифтонга), он переходил в мягкий свистящий звук /Ц/. Так получились формы руце, облацех, языцех ; впоследствии в русском языке они были утрачены, так как в силу действия закона аналогии произошло выравнивание основ на заднеязычный. В некоторых славянских языках, например в украинском, древнерусские формы с основой на свистящий сохранились.

Оценивание. Отмечено древнерусское происхождение форм, прослежена их связь со словами рука, облако, язык - 1 балл; дано объяснение фонетического процесса – еще 3 балла. Максимум – 4 балла.

5. Оба варианта правильные, но имеют некоторые смысловые отличия. Если человек говорит Сдачу не надо, то он имеет в виду, что отказывается от конкретной суммы, которая ему причитается в качестве остатка. Если же человек говорит Сдачи не надо , то он отказывается от сдачи как таковой, безотносительно к величине этой суммы.

Оценивание . Если оба варианта оценены как правильные, - 1 балл. За описание смысла каждой фразы – еще по 1 баллу.

Максимум 3 балла .

Максимум 5 баллов.

7. Данные слова отличаются системными связями , т.е. отношениями, которыми эти слова связаны с другими словами в языке. Во-первых, у них разные производные - мирный и мировой. Во-вторых, у первого слова есть антоним - война. У второго слова антонимов нет. В-третьих, слова включены в разные синонимические ряды: мир - спокойствие - покой ; мир - вселенная - свет.

Оценивание. По 1 баллу за указание каждой позиции.

Максимум 3 балла.

8. В обратном словаре больше всего слов на букву Ь (так оканчиваются все глаголы, за исключением небольшого количества глаголов на –ТИ; все существительные третьего склонения). На втором месте - буква Й (все прилагательные). На третьем месте – буква А (существительные первого склонения).

Оценивание . За каждую правильно названную букву с обязательным указанием типа слов - по 2 балла. Максимум 6 баллов.

9. В задании представлены два типа слов. К первому типу относятся слова, обозначающие однократные действия и образованные от глагольных основ: икнуть, вздрогнуть, мигнуть, шепнуть, боднуть. Ко второму типу относятся слова, обозначающие процесс и образованные от прилагательных: киснуть, вянуть, мокнуть, сохнуть.

Оценивание . Необязательно, чтобы по двум группам были разнесены все глаголы. Главное, чтобы в каждой группе не было лишних глаголов. Именно это свидетельствует об интуитивном понимании существа вопроса. Если группы выделены верно, - 1 балл. За верно сформулировано значение каждого словообразовательного типа – еще по 1 баллу.

Максимум 3 балла.

10. Бессоюзное сложное предложение, между частями которого - отношения обусловленности. Первое простое: двусоставное, нераспространенное, неосложненное, неполное с пропущенным подлежащим. Сказуемое - составное именное, присвязочная часть выражена кратким прилагательным. Второе: односоставное, обобщенно-личное (определенно-личное), нераспространенное, неосложненное, полное.

Оценивание . За характеристику предложения как бессоюзного – 1 балл. За правильное определение структуры первого простого - неполное двусоставное – 2 балл. За правильное определение структуры второго простого – обобщенно (определенно) -личное – 0,5 балла. За исчерпывающую характеристику первого и второго простых предложений - еще по 0,5 балла.

Максимум 4 балла .

Максимальное количество баллов за выполнение первой части – 35.

1. Художественный стиль (допустима характеристика стиля как художественно-публицистического). Аргументация должна быть связана с указанием на особую эстетическую функцию стиля, на ведущую стилистическую особенность языка (образность) и на наиболее яркие средства ее воплощения (например, многочисленные эпитеты, а также сравнения, метафоры и др.)

Оценивание . Правильно определен стиль – 1 балл; каждый новый аргумент – по 1 баллу. Максимум – 5 баллов.

Оценивание. Правильно определен тип речи – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу. Максимум – 5 баллов.

3. Первый абзац: Мне кажется…; второй абзац : Тихая моя родина…; третий абзац : как хитрая лисичка…; четвертый : И мне чудится…

Оценивание. За выделение каждого абзаца – 1 балл. Максимум – 4 балла.

4. Доказательство строится на основе приведения двух тематических рядов: 1) в эту прохладную русалочью постель, как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа, к белым сказкам; 2)босиком выбегаю, не даешь стареть, врачуешь душу своей зеленой тишиной.

Оценивание. За правильное выделение каждого ряда – по два балла. Максимум – 4 балла.

5. Наиболее яркие черты внутреннего мира повествователя: патриотизм, обостренное чувство прекрасного, образное мышление, словесное мастерство, любовь к природе, широкий кругозор.

Оценивание. За каждую позицию – по 1 баллу. Максимум – 7 баллов.

Максимальное количество баллов за выполнение второй части – 25.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ВСЕЙ РАБОТЫ – 60.

Похожие документы:

. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н.Г. Гольцова. – М.: Русское слово, 2010. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: . А.И. Горшков. – М., 2001. Егораева, Г. Т. Русский язык Выполнения заданий части 3 (С)/ Г. Т. Егораева. – М. : Экзамен, .

. особенности перехода при­частий в прилагательные . русскому языку. Грамматика. Речь. 10—11 классы. М.: Просвещение, 2009. 10. Цыбулько И.П. ЕГЭ — 2010. Русский язык: Тренировочные задания . Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. / .

Учебники : Д. Э. Розенталя, В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко. Русский язык. 10-11 класс

. Русский язык. 10-11 класс. А.И. Власенков. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи. Учеб. для 10-11 кл . 5, 28, 29 3) 10, 20, 31 4) 6, 10, 38 Часть 2 Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите . -7, !3 – 16, 22. Вопросы Какие причины привели к Первой мировой .

Читайте также: