Мир женской души в лирике цветаевой сочинение

Обновлено: 15.05.2024

Судьба поэтессы сложилась трагически, но она была настолько яркой личностью и талантливым художником, что все жизненные перипетии нашли отражение в ее лирике.

Первая книга - дневник очень наблюдательного и одаренного ребенка, в котором ничего не выдумано, ничего не приукрашено — все прожито.

Ах, этот мир и счастье быть на свете

Еще невзрослый передаст ли стих?

Уже в первой книге есть предельная искренность, ясно выраженная индивидуальность, даже нота трагизма среди наивных и светлых стихов:

Ты дал мне детство - лучше сказки

И дай мне смерть - в семнадцать лет.

Действительно, поэзия Цветаевой — это своеобразный дневник, где нашли отражение все значительные события ее непростой жизни:

Вот и мир, где сияют витрины,

Вот Тверская, - мы вечно тоскуем о ней.

Кто для Аси нужнее Марины?

Милой Асеньки кто мне нужней?

Встреча с будущим мужем Сергеем Эфроном перевернула всю жизнь Марины. Они не просто любили, они боготворили друг друга. Вот какие строки Цветаева посвятила своему любимому человеку:

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху.

Радость всех невинных глаз

В этот мир я родилась -

Поиск нового отразился и на общей организации ее стихов. Она широко использует логическое ударение, переносы, паузы не только для усиления экспрессивности стиха, но и для смыслового контраста, для создания особого интонационного жеста:

Безумье - и благоразумье,

Все, что наводит на раздумье,

Все слишком есть-

Во мне! - Все каторжные страсти

Так в волосах моих - все масти

Свершается страшная спевка, -

Обедня еще впереди!

Свобода! – Гулящая девка

На шалой солдатской груди!

Цветаева, как и ее лирическая героиня, никогда не знала покоя. Она выходила навстречу всем ветрам, всем вьюгам и бурям настоящего и будущего:

Другие - с очами и с личиком светлым,

А я-то ночами беседую с ветром.

Не с тем - английским

С хорошим, с широким,

Белый был - красным стал:

Красным был - белым стал:

Две руки - ласкать, разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки - и. вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Первая половина апреля 1920

Пора гасить фонарь

Молчанова Олеся Владимировна

О феномене человеческой души написано очень много: заметки, наблюдения, эссе, большие теоретические работы и статьи. О ней писали с умилением и осуждением, с восторгом и презрением, снисходительно и зло, – писали по-разному и разные люди.

ВложениеРазмер
proekt_golovanyova.docx 41.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г.Астрахани

Проектная работа по литературе на тему

ученица 10 класса

  1. Содержание…………………………………………………………………………. с.2
  2. Введение………………………………………………………………………………..с.3
  3. Лирическая героиня А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой…………………………. с.5

3.1 Мир женской души лирической героини Анны Ахматовой……. …….с.6

3.2 Мир женской души лирической героини Марины Цветаевой……. ….с.10

  1. Средства выразительности речи в стихотворениях Ахматовой и Цветаевой…….с.16
  2. Заключение……………………………………………………………………………с.18
  3. Список использованной литературы………………………………………………. с.19
  4. Приложение………………………………………………………………………..…..с.20

О феномене человеческой души написано очень много: заметки, наблюдения, эссе, большие теоретические работы и статьи. О ней писали с умилением и осуждением, с восторгом и презрением, снисходительно и зло, – писали по-разному и разные люди.

Мы считаем, что данная тема представляет интерес для её рассмотрения в рамках школьной программы по литературе. Изучению творчества поэтесс уделяется малое количество времени. Наша работа поможет школьникам получить дополнительную информацию о творчестве Цветаевой и Ахматовой, применить её на уроках проектной, творческой деятельности.

Актуальность предпринятого в данной работе исследования связана с необходимостью нового комплексного подхода к изучению творчества Марины Цветаевой и Анны Ахматовой и, в частности, с важностью сравнительного анализа произведений русских поэтесс.

Цель работы: выявить особенности поэтики лирических стихотворений Ахматовой и Цветаевой.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи :

- проанализировать работы исследователей творчества Ахматовой и Цветаевой;

- произвести сопоставительный анализ образно- мотивной структуры поэзии Ахматовой и Цветаевой;

- создать собственный продукт (стихотворения) на основе изученного материала

Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной литературы. В первой части работы мы рассмотрели своеобразие и жанровые особенности лирики Ахматовой, Цветаевой, провели сравнительный анализ стихотворений и выявили схожие стихотворные элементы. Во второй части обратили внимание на средства выразительности речи в стихотворениях поэтесс.

3. Лирическая героиня А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой

В лирике русских поэтесс мы выявили схожие мотивы и образы. Но все эти компоненты стихотворения напрямую связаны с обликом лирической героини. Лирическая героиня Ахматовой и Цветаевой знаменует собой этап становления женской лирики в русской литературе и потому существенно отличается от лирических героинь их последовательниц.

Анализ русской женской лирики показывает, что в отличие от мужского сознания, которому свойственно рациональное осмысление тайн бытия и мироздания, для женского мироощущения характерно постижение мира и Бога на интуитивном, бессознательном уровне [2].

В данном проекте рассматриваются стихотворения, посвященные судьбам поэтесс и назначению поэзии. Произведения этого тематического комплекса характеризуется особым пафосом, что во многом обусловлено общефилософскими исканиями русской литературы, а также утверждением права женщины на творчество.

Лирический герой- это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций (цикл стихотворений, книга стихов, лирическая поэма, лирика конкретного поэта в целом).

Обратимся к сравнительному анализу произведений русских поэтесс Ахматовой и Цветаевой и рассмотрим понятие лирический герой в их творчестве.

3.1 Мир женской души лирической героини Анны Ахматовой.

«…В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

«..Как будто мира наступил конец.

Как навсегда исчерпанная тема,

«..Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И страшно ее угадать

« Ты напрасно бережно кутаешь мне плечи и грудь в меха…

Сердце, будь же мудро.

Лирическая героиня находится в плену своих воспоминаний об ушедшем возлюбленном. Образ одинокой, но пытающейся разобраться в своих чувствах женщины, становится центральным в стихотворении. Обращаясь к сердцу, героиня размышляет о бессмертии души и чувств.

«Сжала руки под темной вуалью.

— Оттого что я терпкой печалью

Растерянность сменяется равнодушием, а после приобретает свободолюбивый оттенок, и перед глазами возникает образ мудрой и одинокой женщины:

«Это песня последней встречи.

Я взглянула на тёмный дом.

Только в спальне горели свечи

Как уже сказано, в основе поэмы личная трагедия: боль за сына, приговоренного к 10 годам заключения в лагере. Раскрывая тему материнской любви, поэтесса затрагивает и тему народного единства, сплочения. Лирическая героиня сочувствует всем матерям, оказавшихся в такой же ситуации. Нужно отпустить, пережить это страшное время, но встречи с сыном настолько дороги, что Ахматова решает запечатлеть эти драгоценные моменты в поэзии:

«И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

3.2 Мир женской души лирической героини Марины Цветаевой.

Стоит отметить, что героини Ахматовой и Цветаевой не идентичные, но имеющие точки соприкосновения в мировосприятии. Так, ахматовская героиня-глубоко одинокий и ищущий уединения человек. Героиня Цветаевой тоже жаждет спокойствия, но находит его в других ипостасях. Остановимся подробнее на анализе исследуемых стихотворений Марины Ивановны.

«Так не зовите их домой

И не мешайте их стремленьям, —

Ведь каждый из бойцов — герой!

В себя, как прадеды в феоды.

Уединение: в груди

«Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все — равны, мне всё — равно,

И, может быть, всего равнее —

От связи с родиной, кажется, вовсе не осталось ни следа. Но внезапно возникающее воспоминание от мимолётного взгляда на куст рябины- и лирическая героиня понимает, как скучает по родине. А эмоциональный срыв в конце стихотворения создает ощущение недосказанности:

«Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все — равно, и все — едино.

Но если по дороге — куст

Можно сказать, что тема этого произведения -Родина, а идея -любовь Цветаевой к своей Отчизне.

Наверное, даже в ошибке есть доля прекрасного, и, возможно, сгорая, чувства продолжают излучать некий свет. Совершая ошибку, человек ощущает, будто мир вокруг него буквально замирает. Но такая ошибка не случайна: она подсказывает, как жить дальше, в каком направлении двигаться. И любовь- роковая ошибка, но она же и Чародей, творит волшебство.

«Спасибо вам и сердцем и рукой..

…За то, что вы больны — увы! — не мной,

«Невесело вам вшестером.

На лицах - дождевые струи.

Как мог ты за таким столом

Лирическая героиня сама присаживается седьмой к столу, но её гордость задета, самолюбию нанесён удар. В строках поэтесса олицетворяет себя с жизнью, которая пришла к заколдованному смертью столу и расколдовала его. Надежда воссоединения есть, пусть даже и недолгая:

«И — гроба нет! Разлуки — нет!

Что такое жизнь, что есть смерть, чего ждать от жизни? Иной мир Цветаева воспринимает как некую темную прострацию, бездонную и устрашающую, в которой люди рассеиваются, исчезают. Мотив неизбежности, крайности, эмоциональной дисгармонии имеют место быть. Поэтесса осознает, что после ее ухода ничего в этом бренном мире не изменится. Однако Цветаева не готова смириться с таким положением дел, она хочет, чтобы память о людях была вечной, даже если они этого не достойны. И появившийся в финальных строках мотив любви ставит точку в решающем поединке жизни и смерти. Любовь (к искусству, человеку и т.д.) способна победить даже смерть:

«Моя несчастная природа

В тебе до ужаса ясна:

В твои без месяца два года -

Грусть, тяга к поэзии, искусству, быстрая смена настроения, любопытство- черты, присущие как матери, так и дочери. И именно это сближает двух героинь.

Ребенку - такая судьбина?

Ведь русская доля - ему.

Дерзкий вызов обществу- явление обыденное. Цветаевские эмоции подобны полёту птицы: если любить- то сполна, если ненавидеть- то от всей души , если презирать- то открыто. Вся жизнь Цветаевой- спектр эмоций, бьющий через край.

4. Средства выразительности речи в стихотворениях Ахматовой и Цветаевой.

Анализируя стихотворения поэтесс, невозможно оставить без внимания и структурную композицию. Однако, это не является первостепенным объектом нашего проекта. Но мы выявили определенную общую закономерность в выборе средств выразительности у поэтесс и хотим представить её в виде ознакомительной таблицы.

Нейтральная (установка на разговорную речь, монолог)

Антонимы, глаголы в повелительном наклонении, эмоционально-экспрессивная лексика, монолог

Сравнения (снежинка-звездочка, медуза- пленник, люди- орлы), метафоры (каприз рук, зарёй раскрашенная пыль), эпитет (грусть зыбкая)

Повтор выполняет усилительную функцию

( Не целуй меня, усталую,-

Смерть придется целовать).

Анафора (Уединение- уйди), антитеза («И — гроба нет! Разлуки — нет!

Вопросно-ответная форма, восклицание, многоточия, тире (редко).

Вопросительные предложения, восклицания (часто), тире (часто), намеренно контекстуальное разделение слова на две части с помощью дефиса (Рас-стояние).

Анализируя стихотворения, мы заметили, что Ахматова предпочитает использование 3-х стопного дактиля, анапеста и амфибрахия. В то время, как Цветаева- ямб с пиррихием. Рифмовка у обеих поэтесс – женская и мужская, а способ рифмовки- перёкрестный.

Анапест в стихотворении Ахматовой.

«Я не плачу, я не жалуюсь, --/ --/

Мне счастливой не бывать. --/ --/

Не целуй меня, усталую, --/ --/

Четырёхстопный ямб у Цветаевой.

Моя несчастная природа _/_/_/_/

В тебе до ужаса ясна: _/_/_/_/

В твои без месяца два года - _/_/_/_/

Мир женской души- исповедь в максимальном ее воплощении. Такие разные по характеру, мировоззрению, но идущие к одной цели- во что бы то ни стало быть счастливыми. Такими мы видим лирических героинь Ахматовой и Цветаевой. Их откровения интимны, переживания, эмоции и чувства максимально обнажены.

Проанализировав стихотворения, мы выявили, что общим звеном в понимании смысла жизни для простой земной женщины, по мнению Ахматовой и Цветаевой, является желание любить и быть любимой. Откровенность, искренность, взволнованность, эмоциональность и многие другие глубокие чувства занимают внимание читателя при знакомстве с женской душой героинь. Это и буйство чувств, ревность, кричащая стихийность, постоянное движение, полёт мысли, присущие лирической героине Цветаевой. Это ахматовское глубокое, могучее, неспешное обновление чувств в исповеди влюбленной женщины, несколько наивной, даже доверчивой, готовой подчиняться, прощать, понимать.

Мир женской души- безграничная квинтэссенция чувств. А любовь как всеобъемлющее чувство- лишь одна из её граней, переступив которую, человек попадает в другое измерение, обитель.

Список использованной литературы

ГЛАВА 1. А.А. АХМАТОВА И М.И. ЦВЕТАЕВА - ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век русской поэзии подарил литературе много новых прекрасных поэтических имен, открыл новые возможности для начинающих поэтов. Уникальным явлением в русской и мировой литературе стало рождение "женской" поэзии. Возникшая в потрясенной мировыми войнами и революциями России на рубеже ХIX-ХХ веков — это поэзия Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Главными темами их творчества стала любовь к мужчине, к родине, к поэзии. К тому вечному, что противостоит социальным потрясениям.
Обе поэтессы начали рано писать стихи. Марина - в шесть лет, а Анна - в одиннадцать, каждой из них выпала своя трагическая судьба, каждая искала в поэзии свой собственный путь, но тема любви, пожалуй, в их творчестве была одной из главных.
Лирика Анны Ахматовой с самых первых сборников звучала по-своему, с уникальной интонацией. Все женские черты: внимательный взор, трепетная память о милых вещах, грациозность и нотки капризов – наблюдаем мы в её произведениях. В первых стихотворных опытах Цветаевой тоже много традиционных любовных сюжетов, но звучание, интонации, накал страстей у Марины Цветаевой - совсем другие. В ее стихах всегда есть и порыв, и надрыв, и в то же время совершенно несвойственная женской лирике резкость, даже жесткость.

2.1 Мир женской души лирической героини Анны Ахматовой
Мир женской души наиболее полно раскрывается в любовной лирике А. Ахматовой и занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических сборников.

Мой! — и о каких наградах.
Рай — когда в руках, у рта —
Жизнь: распахнутая радость
Поздороваться с утра!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проанализированного материала можно сделать вывод, что русскую поэзию нельзя представить без А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой. Два голоса, две совершенно разные личности, но обе неповторимы и незаменимы. Мироощущение каждой из поэтесс чарующее, завлекательное и захватывающее. Ахматова и Цветаева – два полюса, которые друг другу противостоят, но принадлежат единому. Творчество М.И. Цветаевой –страстное, буйное, сметающее любые препятствия, ценно относящееся к личной свободе. Поэтический мир А.А. Ахматовой – интимный, глубокий, верный традициям, творящий.
В ходе исследования были проанализированы творчество и мироощущение А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой, сравнили мир женской души лирических героинь поэтесс, сопоставили стихотворения поэтесс, использовали герменевтический метод.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что данный проект является готовым, была выполнена главная цель исследования –проанализировать женские образы в лирике М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой

Все должно сгореть на моем огне! Я и жизнь маню, я и смерть маню В легкий дар моему огню… … Птица-Феникс я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою!

Часто в её стихах возникает образ язычницы:

Развела тебе в стакане Горстку жжёных волос…

Я счастлива жить образцово и просто: Как солнце — как маятник — как календарь. Быть светской пустынницей стройного роста, Премудрой — как всякая Божия тварь… …Жить так, как пишу: образцово и сжато, — Как Бог повелел и друзья не велят.

Мне совершенно все равно — Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошёлкою базарной В дом, и не знающий, что — мой, Как госпиталь или казарма.

Умирая, не скажу: была. И не жаль, и не ищу виновных. Есть на свете поважней дела Страстных бурь и подвигов любовных.

Яркая, смелая, дерзкая – она ушла так же надрывно и импульсивно, как жила. В стихотворении Н.Крандиевской-Толстой сливается образ поэта и её героини:

Жизнь, как пёс шелудивый, скулила у ног, Выла в небо о гибели чёрной. И Елабугой кончилась эта земля, Что бескрайние дали простёрла. И всё та же российская сжала петля Сладкозвучной поэзии горло.

Проходят годы, но лирическая героиня Цветаевой такая же светлая, как и память о ней.

Читаемое в разделе:

  • Лирика М.Цветаевой
  • Реферат по теме: Пушкин в творчестве Цветаевой
  • Своеобразие лирической героини М.Цветаевой

Ранее опубликованные в разделе:

  • Лирика М.Цветаевой
  • Реферат по теме: Пушкин в творчестве Цветаевой

Новые материалы раздела:

Кто создан из камня, кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя Марина, Я — бренная пена морская.

Всей бессонницей я тебя люблю, Всей бессонницей я тебе внемлю…

Иногда кажется, вся лирика Цветаевой — это непрерывное объяснение в любви к людям, к миру и к конкретному человеку. Живость, внимательность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, жгучий темперамент — вот характерные черты лирической героини Цветаевой, а вместе с тем и ее самой. Эти особенности характера помогли ей сохранить вкус жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути. Во главу своей жизни Марина Цветаева поставила труд поэта, невзирая на часто нищее существование, бытовые неурядицы и трагические события, буквально преследовавшие ее. Но быт побеждало бытие, выраставшее из упорного, подвижнического труда. Результат — сотни стихов, пьесы, более десяти поэм, критические статьи, мемуарная проза, в которой Цветаева сказала все о себе самой. Можно лишь преклониться перед гением Цветаевой, создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу.

Я знаю правду! Все прежние правды — прочь. Не надо людям с людьми на земле бороться. Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь. О чем — поэты, любовники, полководцы? Уж ветер стелется. Уже земля в росе, Уж скоро звездная в небе застанет вьюга, И под землею скоро уснем мы все, Кто на земле не давали уснуть друг другу…

Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке, Одно-единственное движенье губ. Имя твое — пять букв.

Сколько музыки в этих удивительных четырех строчках и сколько любви! Но предмет любви недосягаем, любовь несбыточна:

Но моя река — да с твоей рекой, Но моя рука — да с твоей рукой Не сойдутся. Радость моя, доколь Не догонит заря — зари.

Трагедия Цветаевой начинается после революции 1917 года. Она не понимает и не принимает ее, она оказывается одна с двумя маленькими дочерьми в хаосе послеоктябрьской России. Кажется, все рухнуло: муж неизвестно где, окружающим не до поэзии, а что поэт без творчества? И Марина в отчаянии спрашивает:

Что же мне делать, ребром и промыслом Певчей! — как провод! загар! Сибирь! По наважденьям своим — как по мосту! С их невесомостью В мире гирь.

В богом забытой Елабуге 31 августа 1941 года — петля. Трагедия окончена. Окончена жизнь. Что осталось? Сила духа, бунтарство, неподкупность. Осталась Поэзия.

Вскрыла жилы: неостановимо, Невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки! Всякая тарелка будет — мелкой. Миска — плоской. Через край — и мимо — В землю черную, питать тростник. Невозвратимо, неостановимо, Невосстановимо хлещет стих.

О Цветаевой, о ее стихах я могу писать бесконечно. Удивительна ее любовная лирика. Ну кто еще мог именно так определить любовь:

Ятаган? Огонь? Поскромнее, — куда так громко! Боль, знакомая, как глазам — ладонь, Как губам — Имя собственного ребенка.

В стихах Цветаевой вся она, мятежная и сильная, и в боли продолжающая дарить себя людям, из трагедии и страданий создающая Поэзию.

Птица-Феникс я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою! Высоко горю — и горю дотла! И да будет вам ночь — светла!

Сегодня сбылось пророчество Марины Цветаевой: она один их самых любимых и читаемых современных поэтов.

Сочинение на тему: “Лирическая героиня поэзии М. Цветаевой”

Марина Ивановна Цветаева – одна из немногих лириков, чья личность неотделима от творчества. Цветаева-личность и Цветаева-поэт не существуют отдельно друг от друга. В записных книжках Цветаевой есть одна запись: “О Боже ты мой, как объяснить, что поэт – прежде всего – СТРОЙ ДУШИ!” Лирика марины Цветаевой предельно искренна. В этом непреложный закон ее творчества. Посредством своей лирики она вступает в диалог с читателем, рассчитывая на встречную мысль.

Таким образом, чтение лирических произведений поэтессы – неизменное

сотворчество. Особенно подкупает поэзия Цветаевой тем, что лирические строки раскрывают ее натуру – обаятельную, глубокую, сильную. Она никогда не делает ничего, что претило бы ей, самостоятельна всегда и во всем. Ее лирическая героиня обладает огромным даром любви к жизни, ко всем ее проявлениям. Наблюдая за лирической героиней, не устаешь удивляться, насколько разной она может быть – ласковой, нежной, страстной, упрямой, дерзкой, надменной и ранимой.

Илья Эренбург, хорошо знавший поэтессу в молодости, писал: “Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией

и любовью к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок”. Героиня Цветаевой принимает все то, что на первый взгляд может показаться абсолютно противоположным. Ей претит ограниченность во всех проявлениях.

Она отвергает ограниченность в чувствах, во вкусах, в привязанностях… Она говорит о том, что никогда и ни в чем “не знала меры”. Эта безмерность не значит, что героиня всеядна, ею движет жажда полноты жизни. Лирическая героиня Цветаевой не испытывает страх перед стихией, потому что она сама является носителем стихийности. Поэтессу уже в раннем творчестве занимают вопросы о жизни и смерти, назначения человека, сущности человеческого бытия.

Ее лирическая героиня доказывает, что все проявления души человека должны найти выход, реализоваться. Сила духа сквозит в каждой строчке ее стихотворения. Лирическая героиня – необыкновенно сильная личность, которая не приемлет безмятежного спокойного существования. Действие, поступок – вот цель ее жизни. Но и ей, независимой и сильной, необходимы такие человеческие отношения, как дружба, любовь, взаимопонимание, чтобы ощутить свою надобность.

Лирическая героиня Цветаевой ищет человеческого тепла, участия, поэтому идет к “чужим” и “своим” с “требованьем веры” и “просьбой о любви”. Каким бы сильным ни был человек, одиночество, непонятость – самое страшное, что может случиться.

Особенности лирики Марины Цветаевой

 Конец XIX — начало XX века — период, ознаменовавшийся расцветом отечественной поэзии. Серебряный век подарил миру таких великих мастеров слога, как А. Блок и А. Ахматова, И. Бунин и С. Есенин, В. Маяковский и Н. Гумилев и мн. др. Марина Цветаева яркая представительница периода Серебряного века, поэтесса, чье имя неразрывно связано с историей мировой литературы. Она является символом той эпохи, ее неповторимым элементом. Это поэтесса, которая отличалась уникальностью своего творчества. В данной статье предпринята попытка описать основные мотивы лирики Марины Цветаевой и показать их главные особенности.

Ключевые слова: мотив, лирика, литература, поэзия, Серебряный век, поэтесса.

The End of the XIX — beginning of the XX century-the period marked by the flowering of Russian poetry. The silver age gave the world such great masters of the syllable as A. Blok and A. Akhmatova, I. Bunin and S. Yesenin, V. Mayakovsky and N. Gumilev and many others. Marina Tsvetaeva is a bright representative of the Silver age period, a poet whose name is inextricably linked with the history of world literature. It is a symbol of that era, its unique element. This is a poetess who was distinguished by the uniqueness of her work. This article attempts to describe the main motives of Marina Tsvetaeva’s lyrics and show their main features.

Keywords: motive, lyrics, literature, poetry, Silver age, poetess.

Марина Цветаева в истории русской литературы оставила большой отпечаток и увековечила свое имя. Она оказала большое влияние на развитие русской литературы, становление поэзии своего времени. У нее много работ, ее труды сложно переоценить. Марина Цветаева выпустила в печать сборники стихов, поэмы, стихотворные драмы, автобиографии, мемуары и историко-литературные очерки. Это был поэт-гений с необычайным талантом. Столько времени прошло, а ее произведения актуальны по сей день. Уникальность ее, как поэта, заключалась в том, что М. Цветаева не писала под определенные рамки течений своего времени. Она имела свободный характер поэзии, не похожий на авторов того времени.

Свой первый сборник стихов Марина Цветаева выпустила в 18 лет. Писать она начала гораздо раньше. Поэтесса прожила не долгую жизнь, но за этот короткий промежуток времени она много препятствий встретила. Носили они не только политический характер, личная жизнь поэтессы тоже сложилась не лучшим образом. Марина Цветаева было очевидцем Первой Мировой войны и Гражданской войны, а также прошла две революции. М. Цветаева перенесла гибель дочери, расставание с мужем и эмиграцию. Все эти преграды на ее пути не мешали ей писать. Даже в самые трудные для себя минуты жизни, поэтесса продолжала писать. Она считала поэзию своим призванием и находила в этом свое утешение.

Над миром вечерних видений

Мы, дети, сегодня цари…

В стихах Марины Цветаевой мы также замечаем тему дома, которая тесно связана с темой детства. Дух и близость родного дома очень изменили характер поэтессы. Для поэтессы дом — это нечто большее, чем просто жилище. Это ее пространственное расположение, отражение ее жизни. Главные герои ее произведений постоянно стремятся к родному дому, будто их тянут туда какие-то нити, которыми их привязали [1. С. 134].

Будет скоро тот мир погублен,

Погляди на него тайком,

Пока тополь еще не срублен…

Мать поэтессы была умной и талантливой женщиной. Она многое сделала ради своих детей, раскрыла окружающий мир, многому научила. Именно мать научила Марину ощущать и свою, и чужую боль. Мария Александровна пыталась защитить своих детей от жестокости этого мира, научив их мудрости. Благодаря матери девочки получили отменное воспитание. В будущем наставления матери девочкам во многом помогли:

Наш корабль не в добрый миг отчален

И плывет по воле всех ветров!

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой…

В этом стихотворении, в частности, автором щедро использованы различные приёмы, например, противопоставление: здесь небесное. И даже среди своих потерь и поражений поэтесса видит свое счастье, называя их сокровищами своего сердца [3. С. 34].

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое — пять букв.

Нельзя не упомянуть о теме любви в творчестве поэтессы. Как и любой творческой личности, тема любви не чужда для нашей героини. Творчество Марины Цветаевой невозможно представить без этой темы. Для героини ее лирики любить — значит жить, а быть вне любви значит быть вне самой жизни [2. С. 101]. Любовь в понимании поэтессы было частью ее самой, ее жизнью. Невозможно жить и не любить.

Любовь Марины Цветаевой лишена излишеств, тихая, скромная. Но, несмотря на это, она огненная, буйная. Марина Цветаева часто гордится и любуется избранником своей души. Героиня уверена, что поселившись глубоко в сердце, это чувство дарит свет всем, кто его ощущает. Как считает наша героиня, любовь будет жить вечно, так как она служит отражением человеческой сущности.

В гениальности Марины Цветаевой не остается сомнений. Творчество поэтессы актуально по сей день, оно никогда не стареет и не выходит из моды. Их будут читать независимо от эпохи или событий. Наверно, для любого поэта счастье — это быть любимым своими читателями, быть им нужным. Это и есть главная цель каждого поэта. Марина Цветаева увековечила свое имя незабываемым творчеством.

В произведениях героини можно найти любую тему, она написала практически обо всем — о семье и о доме, о матери и о любви, о жизни и смерти. А потому Цветаева будет жить вечно — в своих стихах, в каждой букве, в каждом слове, написанным ею. Читатель никогда не перестанет ценить удивительный талант этой великой женщины, оставившей вечный след в истории мировой художественной культуры.

Читайте также: