Мини сул цаг сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Целью данной Программы является:

- понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей калмыцкого народа, уважительное отношение к родному языку,

- повышение мотивации обучающихся изучать калмыцкий язык,

- владение четырьмя видами речевой деятельности, разными видами монолога и диалога.

Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение ряда задач:

- развитие ситуаций речевого общения, развитие разговорной речи,

- владение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и т.д.),

- стремление к речевому самосовершенствованию,

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни,

- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков обучающихся;

- включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

- усиление практической направленности обучения калмыцкому языку на основе вовлечения обучающихся в различные виды деятельности;

- создание на уроках атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Методической системой достижения результатов обучения являются следующие технологии, приемы, методы, подходы:

- работа в группах,

Предполагаемые результаты обучения:

- личностные: понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей калмыцкого народа, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию, достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств.

- предметные: представление о роли родного языка как национального языка калмыцкого народа, развитие ситуаций речевого общения, развитие разговорной речи.

Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год.

Основное содержание программы

Краткое содержание изучаемого учебного материала.

Данный учебник состоит из 7 блоков:

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения калмыцкого языка ученик должен

- значимые части слова;

- изученные грамматические правила;

- названия, основное содержание изученных калмыцких литературных произведений, их авторов;

- понимать на слух калмыцкую речь;

- различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков калмыцкого языка, правильно произносить слова, словосочетания и предложения;

- различать и соблюдать интонацию основных типов предложений;

- читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);

- пересказывать текст (объем не более 0,5 страницы);

- составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ведения диалога, построения монологических высказываний в условиях бытового общения;

- соблюдения основных норм произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений;

- обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;

- соблюдения изученных правил в самостоятельных связных письменных высказываниях;

- владение нормами калмыцкого речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

- самостоятельного чтения книг;

- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, и том числе на электронных носителях).

Календарно-тематический план для 2 класса (3 часа в неделю)

Учебно-познавательная деятельность (исследоват., проект., самост.)

Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты)

Оценка учебных достижений обучающихся (формы, инструментарий)

Домашнее задание (объем, дифференциация)

Медрлин өдр. Амрлһна хөөн харһлт, таньлдлһн

Представление о роли родного языка как национального языка калмыцкого народа, развитие ситуаций речевого общения, развитие разговорной речи

Понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей калмыцкого народа, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию, достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств.

Зунын амрлһна тускар келвр тогтах, келҗ өгх

12х. шүлг дасх, 14х. зокал дасх

Шин үгмүд дасх, зокал дасх

Школын туск келвр келҗ өгх

Эврәннь өдрин диг-дараг келх, зокал дасх, 26х. дууг чееҗәр дуулх

Келвр тогтаһад, келх, зокал дасх

Келвр тогтаһад, келх, зокал дасх

Көлгн. Светофор. Зөв эрглһнә авъяс

Хаалһин зокалмуд, зөв эрглһнә авъясмуд медх

Багшин тускар келвр тогтах, күндллһнә авъясмуд медх

Шүлг чееҗәр дасх

Намрин тускар келвр тогтах, зокал дасх

Школын тускар күүндлдән дасх, зокал медх

Төрскнә туск медх, шүлг дасх

Төрскнә туск медх, Элст балһсна тускар келх, зокал дасх

Күүндлдән чееҗәр дасх

Шин үгмүд дасх, зокал дасх

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка

Целью данной Программы является:

- понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей калмыцкого народа, уважительное отношение к родному языку,

- повышение мотивации обучающихся изучать калмыцкий язык,

- владение четырьмя видами речевой деятельности, разными видами монолога и диалога.

Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение ряда задач :

- развитие ситуаций речевого общения, развитие разговорной речи,

- владение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и т.д.),

- стремление к речевому самосовершенствованию,

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни,

- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков обучающихся;

- включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

- усиление практической направленности обучения калмыцкому языку на основе вовлечения обучающихся в различные виды деятельности;

- создание на уроках атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Методической системой достижения результатов обучения являются следующие технологии, приемы, методы, подходы:

- работа в группах,

Предполагаемые результаты обучения:

- личностные: понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей калмыцкого народа, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию, достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств.

- предметные: представление о роли родного языка как национального языка калмыцкого народа, развитие ситуаций речевого общения, развитие разговорной речи.

Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год.

Основное содержание программы

Краткое содержание изучаемого учебного материала.

Данный учебник состоит из 7 блоков:

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения калмыцкого языка ученик должен

знать/понимать

- значимые части слова;

- изученные грамматические правила;

- названия, основное содержание изученных калмыцких литературных произведений, их авторов;

- понимать на слух калмыцкую речь;

- различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков калмыцкого языка, правильно произносить слова, словосочетания и предложения;

- различать и соблюдать интонацию основных типов предложений;

- читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);

- пересказывать текст (объем не более 0,5 страницы);

- составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ) .

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ведения диалога, построения монологических высказываний в условиях бытового общения;

- соблюдения основных норм произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений;

- обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;

- соблюдения изученных правил в самостоятельных связных письменных высказываниях;

- владение нормами калмыцкого речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

- самостоятельного чтения книг;

- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, и том числе на электронных носителях).

Календарно-тематический план для 2 класса (3 часа в неделю)

Учебно-познавательная деятельность (исследоват., проект., самост.)

Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты)

Оценка учебных достижений обучающихся (формы, инструментарий)

Домашнее задание (объем, дифференциация)

Медрлин өдр. Амрлһна хөөн харһлт, таньлдлһн

Представление о роли родного языка как национального языка калмыцкого народа, развитие ситуаций речевого общения, развитие разговорной речи

Понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей калмыцкого народа, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию, достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств.

Диплом III степени республиканского конкурса "Лучшая разработка урока по калмыцкому языку и литературе" среди учителей калмыцкого языка и литературы ОО, преподователей калмыцкого языка СПО РК. В номинации "Лучшая разработка урока по калмыцкому языку" для 6 классов.

ВложениеРазмер
razrabotka_otkrytogo_uroka_6_klass.doc 50.5 КБ
prezentatsiya_k_uroku6b.ppt 2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по калмыцкому языку

Учитель калмыцкого языка и литературы

Ученики 6 класса

Троицкое 2019 г.

Кичәлин төр: «Хуучна болн өдгә цагин хальмг күүкд улсин бәәдл –җирһлинь «

Мендвт, 6б класс! (Здравствуйте 6 класс)

Эндр ямаран өдр? (Какое сегодня число?)

Долан хонгин ямаран өдр? (Какой сегодня день недели?)

Ода ямаран җилин цаг? (Какое сейчас время года?)

Һаза эндр ямаран йиртмҗ? (Какая сегодня погода?)

- Күүкд, сүл кичәлмүдтән мадн ямаран төрәр күүндвр келәвидн? Ямаран бичәчин, ямаран үүдәвр мадн дасчанавидн? (Ребята, по какой теме мы беседовали на прошлых уроках? С каким писателем мы познакомились, какой рассказ мы прочитали?)

- Манҗин Нимгрин тускар мадн ю меднәвидн. (Что мы знаем о Нимгире Манджиеве?)

(Катя Монькаева намтрнь келҗәнә) (Рассказывают биографию)

- Цаһана тускар тадн ю меднәт? Эн ямаран дүрстә, бәәдлтә күүкн? (Что вы знаетео девочке Цаган? Как она выглядит?)

(чеежәр келврин тасрха Алтана Монькаева)(Рассказывают наизуть)

- Ямаран заңта күүкн? (Какой у нее характер?)

- Көдлмшч гисн мадн юунас медүвидн? (Как мы узнаем, что она трудолюбивая?)

( (чеежәр келврин тасрха Данир, Амуля) (Рассказывают наизуть)

- Ямаран күч-көлснә туск үлгүрмүд тадн меднәт? (Какие вы знаете пословицы о труде?)

Тегәд, күүкд, Цаһан – күчтә сән, сәәхн хальмг күүкн гисн мадн медүвидн. Болв, -- Манҗин Нимгр ямаран цаг келвртән үзүлҗәнә? (Итак, мы узнаем, что Цагана – сильная, красивая девочка. Но о каком времени пишет Нимгир Манджиев?)

- Хуучна цаг гиҗ юунас медгднә? (Как мы узнаем, что время прошлое?)

- Танаһар болхла, өдгә цагин күүкд улсин бәәдл –җирһлинь хуучна цагт бәәсн күүкд улсин бәәдл –җирһләс йилһрнү? Юуһарн? (Как вы думаете, отличается ли жизнь девушек прошлого и настоящего времени?)

Келврин хойрдгч әңгд Цаһана җирһлинь бас сольн гиҗәнә – күүкн сурһуль сурхар шииднә, тегәд энүнә бәәдл-җирһлнь шинрх гисн сана маднд бичәч үзүлҗәнә. Тадн эн әңгиг гертән эврән умшҗ үзтн. (Во второй части рассказа жизнь Цаганы меняется. Она желает учиться и мировозрение девушки обновляется. Эту частьдома прочитайте сами))

2.2. Өдгә цагин хальмг күүкд улсин бәәдл-җирһл. (Жизнь девушек настоящего времени).

Ода болхла, цааранднь: тадн өдр болһн экнрин, эгчнрин, ээҗнрин бәәдл –җирһлнь үзнәт, орлцнат, тегәд ямаран үүлдвр-көдлмш эдн өдрин туршарт күцәнә? Эднә өдрин диг-даран ямаран? (Продолжим: вы каждый день видите жизнь ваших мам, сестер и бабушек. Что они делают в течении дня? Какой у них режим дня?)

Тадна экнр, эгчнр, ээҗнр - өдгә цагин хальмг күүкд улс. Эндр Болдырев Байр эврәннь экиннь тускар келҗ өгхәр бәәнә… (Ваши мамы, сестры, бабушки – это женщины настоящего времени. О жизни своей мамы расскажет нам Болдырев Байр)

- Көвүд-күүкд,таднд болхла, эврәннь ээҗ-экнрин,эгчнрин тускар келх юмн бәәнү? (Ребята, а что вы можете рассказать о жизни своих мама, сестер и бабушек?)

- Хаврин ямаран сән өдр давсн бәәнә? Тадн элгн-садан, таньлан яһҗ йөрәвүт? (Какой праздник прошел? Как вы их поздравили?)

Эс йөрәсн болхла, эндр ирәд йөрәһәд, ханлтан өргтн. Би тадн нанд нерәдсн открытк бас хадһлҗанав, бичсн бүлән үгмүдт байрлҗанав… (Если не поздравили, обязательно поздравьте. И выразите им свою благодарность. Я также выражаю вам свою благодарность за ваши поздравления.)

- Нанд тиим сурвр бәәнә: ямаран келврин ямаран нертә һол дүр экдән сән, залу кевәр нөкд болдг билә? (У меня к вам такой вопрос. В каком рассказе, какой главный герой помогает своей маме, как настоящий мужчина.)

- Энд ямаран күүкд улсин дүрмүд үзүлгдҗәнә? Эдн ямаран? (Как здесь описывают женщин, какие они?)

Чик. Дәәнә цагин көвүд-күүкд икчүдт, Төрскндән йир ик нөкд болг билә гиснь мадн Балакан Алексейин түүкәс тодрхаһар медүвидн. (Из рассказа Алексея Балакаева мы видим, что в военное время, пытаясь оказать всякую помощь своей Родине мальчики и девочки рано повзрослели).

2.3. Шин төрән батрлулһна көдлмш. Кичәлин ашнь (Итог новой темы)

- Көвүд-күүкд, мадн эндрк кичәлдән юуна, эс гиҗ юуна тускар күүндүвидн? (Ребята, сегодня на уроке мы о ком, или, о чем беседовали?)

- Чик. Манҗин Нимгрин келврин һол дүр Цаһана тускар . Дәкәд кенә тускар, кенлә мадн Цаһаниг дүңцүлҗәнәвидн? (Правильно. Мы говорили о главной героине расказа Нимгира Манджиева – девочке Цаган. А также, с кем мы сравниваем главную героиню?)

- Чик. Өдгә цагин күүкд улсла дүңцүлҗәнәвидн. Тегәд, эднә бәәдл –җирһ, танаһар болхла, юуһарн солю, юуһарн әдл? (Правильно. Сравниваем с жизнью женщин настоящего времени. Как по-вашему в чем сходство и в чем отличие в жизни женщин-калмычек.)

- Ода тадн эврән кичәлин төр келҗ чадҗант? Яһҗ мадн кичәлән нерәдхүвидн? (А теперь вы сами назовите мне тему нашего урока.)

Ода цуг эн тодлвран ахр келвр кеҗ бичий: (И в заключении запишите небольшой рассказ.)

III.Герин даалһвр. Темдгүд. (Домашнее задание. Оценки)

Гертән эн ахр келврән тодлҗ, дасч иртн. (Выучить рассказ.)

Эндрк кичәлдән тадн гемм-уга көдлүт гиҗ би санҗанав. Байр, Амуля, Данир йир сән белдвр кев, шүлг умшсн көвүд-күүкд бас гемм уга, цугтатднь сән темдг тәвҗәнәв. (По моему мнению, вы сегодня неплохо поработали. Байр, Амуля, Динир подготовили хорошую работу, все кто читал стихи также получают 5)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение моей ученицы Боватовой Шевлеханум на тему "Профессия учителя".

Муаллим касбу – сыйлы касбу

Дюньяда тюрлю-тюрлю касбулар бар. Шоланы арасындан муаллимлени касбусу – лап да къыйын касбу.

Муаллимлер яш наслуну яшавгъа гьазирлей, олагъа терен билим бере, гьар яшны тюз ёлгъа салма къарай.

Ол оьзюню ишинде нече тюрлю къыйынлыкълагъа, сююнчлеге ва уллу тюрленивлеге( алышынывлагъа) къаршылаша.

Тюзю, шолардан оьтмек учун кеп сабурлукъ, чыдамлыкъ, усталыкъ тарыкъдан къайры, табиат берген пагьмулукъну да къошса, арив болур.

Муаллимлер яшланы экинчи анасы яда атасы десе де ярай.Олар гьар охувчугъа оьзюню яхшылыгъын, билимин, гьакъылын бермеге къарай. Гьар охувчуну гьалын, хасиятын билип, оланы кемчиликлерини уьстюнде ишлей.

Яш наслу тарбиялансын, охусун-оьрленсин учун , халкъына пайдалы болсун учун муаллимлер гьаракат эте.

Кёбюсю муаллимлер тарбия ва билим беривню янгы къайдаларын ахтара, оьзбашына ишлей.

Муаллимлеге ата-аналар да кемек этме тарыкъ.Билим, тарбия биринчи ерде болма тарыкъ экенни оларяшларына даим англата турма герек.

Билимли адамны иши тюзелир.

Тарбиялы адам халкъ арада сыйлы болур.

Артдагъы йылларда муаллим касбугъа гьукумат кеп тергев бере.Олар учун тюрлю-тюрлю конкурслар, байрамлар, конференциялар оьтгериле.

Муаллим касбу - къыйын буса да, лап сыйлы касбу деп ойлашаман.Мени биринчи муаллимим – Умужат Абдурагьмановна.Ол бизин охума-язма, тарбиялы болма, рагьмулу болмагъа,бир-биревге кёмек этмеге уьйретген.

Сонг 5-нчи класдан тутуп бизге ана тилден дарс береген муаллимим – Эльмира Халилибрагьимовна.

Ол бизин адабият тилде сёйлеме уьйрете, яратывчулукъ ишлерибизни район ва республика газетлени бетлеринде чыгъарма кёмек эте.

Школабызны директору, оьзю де ана тилден дарс береген сынавлу муаллим Магьаммат Аминович школабызны оьрлюклеге етишдирди.

Рус тилден ва адабиятдан дарслар береген Умуханум Исматуллаевна, гьисап дарсдан къыйынлы мисалланы чечмеге уьйретеген Разият Арсланалиевна,биология дарсланы сырларын билдиртеген Кумсият Садрутдиновна, рус адабият дарсланы къужурлу юрютеген Марианна Абдуллаевна ва Зумруд Османовна, физика илмуну гьакъында билим алдыртагъан Наргиз Шамсутдиновна, къумукъ адабиятдан къужурлу ёлугъквлар оьтгереген Зайнарбек Курбаналиевич, химия дарсланы уьлглерин герсетип бажарагъан Абдусалам Рукъманович ва башгъалары.

Мен бары да муаллимлеге къатты савлукъ ва сабурлукъ, узакъ оьмюр, гьакъыллы ва рагьмулу охувчулар, иш ёлунда уллу уьстюнлюклеге етишмеге насип ёрайман.

Читайте также: