Мини сочинение методы исследования

Обновлено: 02.07.2024

Роль биоинформатики в исследовательской работе

Биоинформатика помогает в биологических исследованиях. Это век биоинформатики. Во время экспериментов мы работаем с большими данными. Это очень сложно, обобщить и вспомнить данные. Мы использовали компьютерные методы для сохранения и вызова данных. С достижениями в экспериментальных протоколах, теперь у нас есть несколько инструментов и методов следующего поколения для получения оцифрованной биологической информации о генах и

Методология исследования: исследовательская, описательная и пояснительная

Исследовательское исследование определяется как первоначальное исследование гипотетической или теоретической идеи. Это где исследователь имеет идею или наблюдал что-то и стремится понять больше об этом. Исследовательский исследовательский проект – это попытка заложить основу, которая приведет к будущим исследованиям или определить, можно ли объяснить то, что наблюдается, существующей в настоящее время теорией. Чаще всего предварительные исследования закладывают

Чувствительные методы повышения смысла полезности

Определение: метод стимула, который также называют аналогичным методом, является аспектом стимула, или тем, что мы думаем после стимула. Например, температура записывается после нагрева или охлаждения. Некоторые чувства включают свет, звук, температуру, вкус, давление и запах. Активированный датчик играет важную роль в предотвращении определения типа и местоположения приемника. Работайте вместе со всеми чувствительными методами, увеличивая чувство

Основа обоснованной теории и как ее использовать

Разнообразие проектов количественных исследований

Согласно Vaus (2001), способность конфигурации исследования состоит в том, чтобы гарантировать, что полученное подтверждение дает специалисту возможность ответить на базовый запрос так же однозначно, как это было бы разумно. Это обеспечивает руководство и систематизирует исследование. Стратегия, которую вы выберете, будет влиять на ваши результаты и то, как вы завершите открытия (Kothari, 2014). Большинство исследователей заняты

Методы профессионального развития

Методы профессионального развития: Коучинг и наставничество Затенение Электронное обучение Схема обучения выпускников Ротация работы Обучение для индукторов Коучинг и наставничество. Это методы развития, которые используются для расширения навыков сотрудника. Это используется для того, чтобы они могли выполнять свою работу с большей эффективностью. Тренировка может длиться недолго или долго. Это

Методология исследования

В этой главе обсуждаются детали определения проблемы подходов к исследованиям, методологии проекта, сбора данных, анализа данных. Определение проблемы По словам Клиффорда Вуди, исследование включает в себя определение и переопределение проблем, формулирование гипотезы или предлагаемых решений; сбор, организация и оценка данных; делать выводы и делать выводы; и наконец тщательно проверить выводы, чтобы определить, соответствуют ли они

Срок действия метода Демириджана 8 зубов для определения возраста по ортопантомограмме

Оценка возраста является важным аспектом в судебно-медицинской практике. Потребность в оценке возраста имеет определенные важные причины в определенных возрастных группах в индийском контексте: 12 лет: дети, не достигшие этого возраста, не несут ответственности за определенные правонарушения; 14 лет: ребенок не может быть трудоустроен до 14 лет; 18 лет: определяет статус совершеннолетия и

Качественная Строгость в Исследованиях

Пять способов качественных методов исследования

Качественные методы обучения – это те, которые очень полезны и широко известны, почти каждый предпочитает использовать этот метод в своей исследовательской работе. Методы качественного исследования фактически подразделяются на пять наиболее ценных и полезных методов; этнографический метод, нарративный метод, феноменологический метод, метод обоснованной теории и метод тематического исследования. Здесь, в этом блоге, мы обсуждаем эти пять

Как выбрать метод исследования

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

пример методов исследования в менеджменте

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

    • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
    • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
    • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
    • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
    • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

    Заказать работу

    Теоретические методы исследования

    Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

    • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
    • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
    • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
    • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
    • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
    • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
    • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
    • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

    образец методов исследования в литературе

    Количественные методы исследования

    Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

    • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
    • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

    пример по литературе

    Качественные методы исследования

    Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

    Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

    Методы педагогического исследования

    В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

    Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

    Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

    образец методов исследования в педегогике

    Методы социологического исследования

    Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

    образец методов исследования в социологии

    Методы психологического исследования

    Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

    Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

    Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

    пример методов исследования по педагогике

    Заказать работу

    Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

    Любое научное исследование – индивидуально. Это творческий процесс, в котором фантазия, опираясь на факты и достижения, приводит к новому открытию. Несмотря на индивидуальный творческий подход, любое научное исследование проводится с применением общей методологии. В этой статье вы узнаете, что такое методы исследования.

    Методы исследования, как они есть

    Что такое научное исследование

    Структура научного знания по В.С. Ледневу

    Структура научного знания по В.С. Ледневу

    Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

    Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

    Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

    Нужна помощь в написании работы?

    Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

    Что такое методы исследования

    Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

    Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

    Отличие метода от методики и методологии

    Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

    Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

    Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

    Классификация методов научного исследования

    Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

    Философские методы

    Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

    Общенаучные методы

    Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

    1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
    2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
    3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
    4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
    5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

    Примеры методов исследования

    Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.

    Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.

    Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.

    Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.

    Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).

    Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.

    Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.

    Классификация общенаучных методов

    Методы эмпирического уровня

    Метод Определение Пример
    Наблюдение Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки.
    Описание Фиксация сведений Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него
    Измерение Сравнение по общим признакам Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора
    Эксперимент Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек.
    Сравнение Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях

    Методы теоретического уровня

    Метод Определение Пример
    Формализация Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
    Аксиоматизация Применение аксиом для построения теорий Геометрия Эвклида
    Гипотетико-дедуктивный Создание системы гипотез и выведение из этого заключений Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

    Конкретно-научные (специальные) методы

    • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
    • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
    • биохимический – изучение химических процессов организма и др.
    • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
    • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
    • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

    В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

    • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
    • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
    • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.
    • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
    • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
    • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
    • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.
    • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
    • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
    • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

    Анализ данных эмпирического исследования

    Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

    Анализ таких данных происходит в несколько этапов:

    1. Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
    2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
    3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
    4. Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
    5. Группировка.

    Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.

    Вместо заключения

    А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “Методология научного исследования” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.

    В литературе существует множество моделей, использующих разные методы исследования.

    КОНСПЕКТИРОВАНИЕ (от лат. conspectus - обзор, очерк), краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя осн. положения и их обоснование фактами, примерами и т.д. К. развивает логическое мышление, совершенствует культуру речи, закрепляет в памяти прочитанное и услышанное.

    Хорошая методика конспектирования сэкономит силы и время.

    Вот пять ключей к успешному конспектированию:

    Записывать * Сокращать * Излагать * Отображать * Просматривать

    Конспект - есть краткое последовательное изложение содержания. Основу его составляют план, тезисы и выписки. В такой записи важно отразить и о чём говорится, и что утверждается.

    Умение конспектировать потребуется вам и на факультативных занятиях, и в дальнейшем, когда вы будете учиться в лицеях, колледжах и ВУЗах.

    Основные этапы конспектирования:

    1. Внимательно прочитай текст. Попутно отмечай непонятные места, незнакомые слова, новые имена и даты.

    2. Выпиши на поля значение отмеченных понятий, слов. Наведи справку о лицах, именах, которые тебе неизвестны, о событиях, упоминаемых в тексте.

    3. При первом чтении текста необходимо составить простой план его - последовательный перечень основных мыслей автора. При повторном чтении следует отмечать, как автор доказывает основные мысли (положения) своей работы.

    4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

    5. При конспектировании нужно стремиться выразить мысль автора своими словами, это помогает более сознательному усвоению текста.

    6. При конспектировании важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать следует те суждения, на которые

    впоследствии возможна ссылка как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.

    Что такое реферат ? Это сжатое письменное изложение научной информации по кон-кретной теме; изложение, в котором выражается и отношение к этой информации, и её оценка.

    Реферат бывает монографическим (по одному источнику) и обзорным (по нескольким источникам - книгам, главам, статьям).

    Реферат, как правило, излагается своими словами.

    Композиция (план) реферата определяется исследованием. Но в реферативной работе желательно иметь следующие части:

    • краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата);
    • сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата);
    • замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, её значение.

    'Как написать сочинение'

    Требования к оформлению рукописи:

    2. Оставляйте на каждой странице поля в 2-3 см.

    Если нужно переделать фразу, внести дополнения или сделать замечание, любой читающий рукопись или вы сами сделаете это на полях.

    3. Пишите крупным, чётким почерком. Оставляйте просвет между строками, чтобы в него по необходимости можно было вписать строку.

    4. Соблюдайте абзацы (отступы вправо в начале первых строк, отделяющие одну часть текста от другой), иначе текст трудно читать.

    5. Особенно чётко пишите фамилии и имена людей, географические названия и пр. Ошибочное написание одной буквы или цифры может исказить всё содержание изложенного.

    В литературе существует множество моделей, использующих разные методы исследования.

    КОНСПЕКТИРОВАНИЕ (от лат. conspectus - обзор, очерк), краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя осн. положения и их обоснование фактами, примерами и т.д. К. развивает логическое мышление, совершенствует культуру речи, закрепляет в памяти прочитанное и услышанное.

    Хорошая методика конспектирования сэкономит силы и время.

    Вот пять ключей к успешному конспектированию:

    Записывать * Сокращать * Излагать * Отображать * Просматривать

    Конспект - есть краткое последовательное изложение содержания. Основу его составляют план, тезисы и выписки. В такой записи важно отразить и о чём говорится, и что утверждается.

    Умение конспектировать потребуется вам и на факультативных занятиях, и в дальнейшем, когда вы будете учиться в лицеях, колледжах и ВУЗах.

    Основные этапы конспектирования:

    1. Внимательно прочитай текст. Попутно отмечай непонятные места, незнакомые слова, новые имена и даты.

    2. Выпиши на поля значение отмеченных понятий, слов. Наведи справку о лицах, именах, которые тебе неизвестны, о событиях, упоминаемых в тексте.

    3. При первом чтении текста необходимо составить простой план его - последовательный перечень основных мыслей автора. При повторном чтении следует отмечать, как автор доказывает основные мысли (положения) своей работы.

    4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

    5. При конспектировании нужно стремиться выразить мысль автора своими словами, это помогает более сознательному усвоению текста.

    6. При конспектировании важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать следует те суждения, на которые

    впоследствии возможна ссылка как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.

    Что такое реферат ? Это сжатое письменное изложение научной информации по кон-кретной теме; изложение, в котором выражается и отношение к этой информации, и её оценка.

    Реферат бывает монографическим (по одному источнику) и обзорным (по нескольким источникам - книгам, главам, статьям).

    Реферат, как правило, излагается своими словами.

    Композиция (план) реферата определяется исследованием. Но в реферативной работе желательно иметь следующие части:

    • краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата);
    • сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата);
    • замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, её значение.

    'Как написать сочинение'

    Требования к оформлению рукописи:

    2. Оставляйте на каждой странице поля в 2-3 см.

    Если нужно переделать фразу, внести дополнения или сделать замечание, любой читающий рукопись или вы сами сделаете это на полях.

    3. Пишите крупным, чётким почерком. Оставляйте просвет между строками, чтобы в него по необходимости можно было вписать строку.

    4. Соблюдайте абзацы (отступы вправо в начале первых строк, отделяющие одну часть текста от другой), иначе текст трудно читать.

    5. Особенно чётко пишите фамилии и имена людей, географические названия и пр. Ошибочное написание одной буквы или цифры может исказить всё содержание изложенного.

    6. Правильно оформляйте цитаты и эпиграфы.

    7. Если при работе над сочинением, статьёй, рефератом и пр. были использованы литературные источники, приложите к своей работе список использованных книг и статей.

    КОНТЕНТ-АНАЛИЗ , количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

    Основная идея контент-анализа проста и интуитивно наглядна. При восприятии текста и особенно больших текстовых потоков мы достаточно хорошо ощущаем, что разные формальные и содержательные компоненты представлены в них в разной степени, причем эта степень по крайней мере отчасти поддается измерению: ее мерой служит то место, которое они занимают в общем объеме, и/или частота их встречаемости. Через все выступления X-а красной нитью проходит тема Y; X постоянно обращался в своей речи к проблеме Y; Он не упускал ни одного случая, чтобы не лягнуть Z-а; Ну, задудел в свою дуду, – все эти выражения, число которых можно легко увеличить, свидетельствуют об осознании нами такого феномена, как наличие в изливающемся на нас информационном потоке некоторых настойчиво повторяющихся тем, образов, ссылок на проблемы, оценок, утверждений (Карфаген должен быть разрушен или Российская экономика задыхается без инвестиций), аргументов, формальных конструкций, конкретных имен и т.д. Более того, подобно тому как в мире механики мы ощущаем не скорость, а ускорение, так и при восприятии текста мы особенно хорошо осознаем именно динамику содержания – те случаи, когда, например, кого-то вдруг перестают или начинают бранить или когда в текстах вдруг появляется какая-то новая тема.

    С точки зрения лингвистов и специалистов по информатике, контент-анализ является типичным примером прикладного информационного анализа текста, сводящегося к извлечению из всего разнообразия имеющейся в нем информации каких-то специально интересующих исследователя компонентов и представлению их в удобной для восприятия и последующего анализа форме. Многочисленные конкретные варианты контент-анализа различаются в зависимости от того, каковы эти компоненты и что именно понимается под текстом.

    Начиная с 1950-х годов контент-анализ как исследовательский метод активно используется практически во всех науках, так или иначе практикующих анализ текстовых источников – в теории массовой коммуникации, в социологии, политологии, истории и источниковедении, в культурологии, литературоведении, прикладной лингвистике, психологии и психиатрии. Разнообразие конкретных проектов, реализованных за примерно 70-летнюю историю интенсивного использования контент-анализа, очень велико. Среди интересных проектов, выполненных за последние годы в России, можно назвать исследование образов и метафор, использовавшихся в 1996–1997 в ходе развернутой тогда в российской прессе дискуссии о национальной идее, а также выполненный в тот же период анализ текстов левонационалистической оппозиции. Локальные контент-аналитические проекты периодически реализуются в ходе различного рода социологических мониторингов – общенациональных и региональных.

    Наиболее широкое распространение контент-анализ получил в теории массовой коммуникации, политологии и социологии. Этим отчасти объясняется тот факт, что иногда этот термин используется как обобщающий для всех методов систематического и претендующего на объективность анализа политических текстов и текстов, циркулирующих в каналах массовой коммуникации. Однако такое расширительное понимание контент-анализа неправомерно, поскольку существует ряд исследовательских методов – либо специально разработанных для анализа политических текстов (например, метод когнитивного картирования), либо применимых и применяемых для этой цели (например, метод семантического дифференциала или различные подходы, предполагающие изучение структуры текста и механизмов его воздействия), – которые не могут быть сведены к стандартному контент-анализу даже при максимально широком его понимании.

    Другие приложения. Лингвистика, культурная антропология и литературная критика были основными сферами бытования структурализма, но его можно обнаружить и в других областях. М.Фуко возражал против применения к нему ярлыка структуралиста, но его работам по истории систем мысли были присущи многие черты структуралистского подхода. Его работа Слова и вещи (Les mots et les choses, 1966; рус. пер. 1977) анализирует системы мысли трех различных исторических периодов и глубинные правила, определявшие научные дисциплины каждого из этих периодов. Имя Ж.Лакана часто ассоциируется со структурализмом из-за его явных заимствований идей Соссюра и Якобсона и тезиса о том, что бессознательное структурировано наподобие языка. Ж.Пиаже определяет устройство познавательной системы на различных этапах развития ребенка. Тем самым он вносит вклад в описание глубинных систем, посредством которых мы структурируем мир, как приобретаемых в ходе обучения или культурно обусловленных.

    Как известно, уже созданы органический или эйдологический метод исследования литературы.

    Читайте также: