Мидийское царство кратко сообщение

Обновлено: 23.07.2024

Вслед за Фраортом царем стал его сын Хвахшатра, он же Киаксар. Тщательно проанализировав судьбу своего отца, новый повелитель Мидии решил реорганизовать мидийское войско по ассирийскому образцу. От организации армии по племенному принципу мидийцы отказались и поделили ее по родам войск, точнее, по видам оружия: лучники к лучникам, копейщики к копейщикам и т.д. Заодно вспомнили, как лихо крушили своих врагов их бывшие союзники скифы, и особое внимание уделили коннице.

Мидийские пешие воины. Слева – копейщик с ростовым щитом, справа – лучник, вооружённый луком мидийского типа и кинжалом.

Мидийские пешие воины. Слева – копейщик с ростовым щитом, справа – лучник, вооружённый луком мидийского типа и кинжалом.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"

"История Мидии" И.М. Дьяконов

Мидийское царство, образовавшееся некогда из племенного союза, занимает видное место в политической, культурной и экономической истории древности. Это одно из государств, где широко распространился зороастризм и учения, непосредственно связанные с ним. Оно просуществовало в период с 670 г. до н. э. по 550 г. до н. э., но в годы своего расцвета простиралось гораздо шире условных этнических границ.

иран на карте

Географическое местонахождение

Некогда крупное древневосточное государство, именовавшееся Мидией, ныне является располагающейся на западе этнографической областью, которой владеет Иран. На карте Древнего мира она охватывала внушительную территорию, которая на севере была ограничена рекой Араксом и Эльбрусом, а на Западе - острогами крупнейшей современной горной цепи Загрос. Южная часть государства мидян была ограничена Каспийским морем. К Востоку от территории простиралась солончаковая пустыня Деште Кевир, ныне являющаяся центральной часть Ирана.

Возникновение государства

Когда именно иранские племена из Средней Азии проникли на территорию современного Ирана, неизвестно. Большинство ученых-историков склоняются к тому, что это произошло около 2000-1500 лет до н. э. Вероятно, что первоначально племенной союз сложился из коренных, принадлежащих к данной местности племен. Однако уже в 9-8 вв. до н. э. начинают происходить изменения. Связаны они были с приходом новых племен. Государство Мидия в этот период характеризуется усилением ираноязычного элемента, который впоследствии стал преобладающим.

иран на карте

С 8 в. до н. э. на территории будущей державы начинают появляться первые мелкие объединения. Это своеобразные государства-области, среди которых наиболее значительным является Мана. Именно оно в дальнейшем стало экономическим и культурным центром Мидии. Таким образом, в определенный момент на одной территории существовали племенные союзы и государства-области. Если верить записям Геродота, то человек, их объединивший, то есть основатель государства Мидия – это Дейок.

Дейок (Дайукку)

Первоначально Дейок занимал должность судьи, а приблизительно с 670 по 647 гг. до н. э. являлся первым царем Мидии. По свидетельствам, оставленным Геродотом, он имел большой авторитет среди своих соплеменников, отличался справедливостью и, руководствуясь ею, разрешал споры по самым разнообразным вопросам, в то время как по всей стране царило полное беззаконие. Именно по этой причине его избрали судьей. Об этих качествах Дейока знала вся Мидия, поэтому после очередного собрания он был избран царем. Первое, что сделал правитель – это объединил шесть племен: магов, бусов, струхатов, аризатнов, будиев и паретакенов. По его указанию древнее государство обрело свою столицу в виде вновь строящегося города Экбатана.

Последующие цари Мидии

 основатель государства мидия

О периодах правления царей Мидии античные авторы приводят ряд противоречивых сведений. Достаточно долгое время хронология выстраивалась на трудах Геродота, считавшихся наиболее надежными источниками.

  • Фравартиш, или Фраорт (около 647-625 гг. до н. э.) – сын Дейока (первого царя), унаследовавший от него власть. Амбициозный и воинственный правитель, пошедший войной на персов и покоривший их. Покорив и некоторые другие народы, в конечном итоге был разгромлен ассирийцами.
  • Увахшатра, или Киаксар (около 625-585 гг. до н. э.) – прямой потом предыдущего царя. Именно он привел в порядок армию, разделив ее по видам оружия и функциям. На период правления Киаксара приходится нашествие скифов и второй поход в Ассирию.
  • Иштувегу, или Астиаг (около 585-550 гг. до н. э.) – сын Киаксара и последний мидийский царь. При нем Мидия после кровопролитной трехлетней войны была завоевана персами.

Мидийское общество

государство мидия

В настоящее время историки располагают недостаточным количеством археологических и иных данных, которые позволили бы исследовать социальный строй и государственную структуру Мидии. В археологическом плане она изучена слабо, и большинство источников (архивы городов) еще не раскопаны. Однако имеются предположения о том, что в 9-8 вв. до н. э. мидяне жили в условиях военной демократии. По сути, данный период представляет собой переход от первобытнообщинного строя к раннерабовладельческому. Основными столпами экономики были земледелие и скотоводство, в особенности коневодство, а также развивающиеся ремесла.

Столица государства Мидия

древнее государство

Столица Мидии город Экбатана (ныне Хамадан) располагался в плодородной долине. По оценке историков, он был основан приблизительно 3000 лет до н. э., несмотря на то, что ассирийские источники указывают на 1100 год до н. э. О богатстве Экбатаны ходили легенды. Древнегреческий историк Полибий при описании царского дворца упоминает о 7 стадиях в окружности, цитадели и при этом полном отсутствии стен у города. Все деревянные части постройки были из кипариса и кедра, колонны, балки и потолки обшиты золотыми и серебряными пластинами, а кровельные доски выполнены из чистого серебра. Золотыми были колонны и в храме Эны. Город был разграблен Александром Македонским.

Бывшая Экбатана, а ныне Хамадан (на фото выше) считается одним из древнейших городов не только в Иране, но и во всем мире. Он и поныне окружен зелеными горами. Красота природы и многовековая история привлекают множество туристов.

Культура Мидии

деште кевир

В 7 в. – первой половине 6 века до н. э. государство Мидия являлось центром иранской культуры, которую в дальнейшем позаимствовали и развили персы. Известно о ней немного. Совсем недавно знания ограничивались лишь сохранившимися изображениями на барельефах из Ассирии. Скромные данные, полученные в результате археологических раскопок, позволяют судить об архитектуре древнего государства. Так, немецкими археологами был раскопан в 70 км от Хамадана Храм огня, датируемый 8 в. до н. э. Он имеет форму ромба. Внутри сохранился алтарь высотой 1,85 м, состоящий из четырех ступенек и цоколя.

Исследователи Древнего мира полагают, что люди, населявшие древнее государство, во многом были похожи на персов, в т. ч. и по характеру обычаев. Мужчины носили длинные бороды и волосы. Одевались мидяне в штаны и короткие сапожки (подобно персам) и длинные свободные одеяния со свободными рукавами, подвязанные поясом, на котором закреплялся акинак – короткий меч. Пехотинцы на вооружении имели короткие копья и плетеные щиты, обтянутые кожей. Мидийцы имели превосходную конницу. Царь сражался на колеснице, стоя прямо в центре войска. Доспехи, как и у многих других иранских народов, были пластинчатыми, они покрывали не только всадников, но и их коней.

Религия в Мидии

мидийский язык

Сложно представить, но в Мидии (современный Иран на карте мира) широкое распространение получила одна из древнейших религий – зороастризм, а ислам в эти земли пришел гораздо позже. Она берет начало в откровении пророка Спитамы Заратустры, учение которого в основу всего закладывает свободный нравственный выбор человеком благих слов, помыслов и деяний. Предполагается, что при последнем мидийском царе Астиаге зороастризм приобрел статус государственной религии. Ныне она сохранилась лишь в маленьких общинах Индии, Ирана, Азербайджана и Таджикистана.

В Мидии существовал культ Ардвисура Анахиты – богини плодородия. В главном городе государства находился ее храм.

Язык Мидии

В среде ученых сформировалось два взгляда на мидийский язык. Одни абсолютно уверены в его существовании, другие – отрицают, считая, что древний народ говорил на нескольких диалектах, которые в совокупности с персидским составляют единый язык – древнеиранский. Аргументом в пользу второй версии служит отсутствие необходимой степени родства среди потомков мидийского: курдский, татский, талышский, тати и т. д. Однако в любом случае можно предполагать, что общим языком в Мидии выступал диалект Экбатанского округа. Вероятно, он считался государственным.

Безусловно, существовала и письменность, но, к сожалению, ее памятников не обнаружено. Отметим, что клинописное письмо, которым пользовались персы, является приспособленной урартской клинописью. Она, в свою очередь, могла попасть к ним только через мидийцев.

Падение государства

Как государство Мидия перестала существовать приблизительно в 550 г. до н. э.

Мидийский царь Киаксар после изгнания скифов из страны заключил военный союз с Вавилоном против Ассирии, который был скреплен браком его внучки и сыном вавилонского правителя. В 613 г. до н. э. объединенная армия взяла штурмом и разграбила Ниневию. Ассирийская империя пала, а ее обломки были поделены между союзниками. Мидянам досталась северная часть. Дальнейшие территориальные войны пошатнули крепость союза. В итоге вавилонский царь заключил соглашение с молодым и амбициозным правителем покоренной Персии, который в 553 г. до н. э. поднял восстание против мидийского господства. Война длилась три года. Царь Мидии, по сведениям Геродота, был предан собственным военачальником. Экбатана была разграблена, а Кир из династии Ахеменидов стал правителем Персидской империи. Народ Мидии сохранил в ней определенные привилегии, однако время от времени поднимал восстания, направленные против слишком больших податей.

мидийское царство

До наших дней не сохранилось никаких письменных свидетельств о некогда существовавшем древнем государстве, окруженном водами Каспийского моря и пустыней Деште Кевир, а также о мидийском обществе и его правителях. Раскопки городов Мидии никогда не велись, а ее столица Экбатана давно погребена под современным иранским Хамаданом. Описания же Геродота довольно расплывчаты и в последние десятилетия ставятся учеными под сомнение все чаще.

На востоке и на севере владения вавилон­ских царей граничили с Мидийским царством. Мидийцы принад­лежали к числу арийских племён (или просто ариев).

В Иран, богатый медью, серебром и же­лезом, нередко совершали грабительские походы ассирийские цари. В борьбе против них мидийцы объединились и создали своё государство со столицей Экбатаны.

Свою дочь Киаксар выдал замуж за Навуходоносора, а его сын Астиаг женился на дочери лидийского царя. И всё же Мидийская держава была внутренне непрочной. Не все племена беспрекос­ловно подчинялись мидийскому царю. Одним из таких племён были персы, жившие на юге Ирана, возле Персидского залива.

В конце II — начале I тысячелетия до н.э. на территории Северного Ирана расселяются ираноязычные племена, которые на протяжении тысячелетия мирно проникали в остальные части Ирана и ассимилировались местным населением. С IX в. до н.э., согласно ассирийским клинописным историческим текстам, все население Ирана упоминается под общим названием мидян.

Мидия как историческая область охватывала в древности территорию, ограниченную на севере рекой Араксом и хребтом Эльбрус к югу от Каспийского моря, на востоке пустыней Дешт и Кевир, на западе и на юге черными цепями Загроса.

Письменные источники свидетельствуют о пестроте населения Мидии, которое было неоднородным и в культурном отношении. Если среди ираноязычных племен главным занятием было скотоводство, что обусловлено территорией проживания, то в земледельческих областях Северо-Западной Мидии отмечен относительно высокий уровень развития производительных сил.

Начиная с IX в. до н.э., ассирийцы, граничившие с Мидией, стали совершать на ее территорию многочисленные грабительские походы. В течение VIII в. до н.э. мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им регулярные подати, основу которых составляли изделия ремесла и скот. Эта экспансия с запада ускорила консолидацию мидийских племен и появление государственных образований.

Территория занимаемая Мидийским царством на пике могущества

Территория занимаемая Мидийским царством на пике могущества

Борьба за независимость и возвышение Мидии

С VIII в. до н.э. на территории Мидии начинают образовываться первые мелкие государства-области, среди которых на первое место выдвинулось государство Мана, впоследствии ставшее культурным и экономическим ядром Мидийской державы VI в. до н.э. Государство Мана нередко вступало в борьбу с Ассирией и Урарту и не было по-настоящему побеждено ни одной из этих держав.

К началу I тысячелетия мидийское общество вступает в новую эпоху — начинается период классообразования и создания рабовладельческого общества, хотя племенные связи еще длительное время продолжают сохранять свое значение.

VIII в. до н.э. в истории Мидии отмечен двумя периодами ассирийских нашествий, первый — с 834 по 788 г. и второй — с 744 по 678 гг., которые сильно разрушили и опустошили страну на определенное время. Ассирия формально подчинила себе всю Мидию, хотя удерживать ее территорию в составе своего государства было для ассирийцев чрезвычайно трудной задачей. В различных мидийских областях вспыхивали частые восстания, так как сборы дани наталкивались на ожесточенное сопротивление мидян.

На рубеже VIII и VII вв. до н.э. в Передней Азии возник новый политический фактор, в значительной мере изменивший соотношение сил. Это были кочующие племена: киммерийцы, треры и скифы, проникавшие из Причерноморья в Западную Азию.

В 673 г. до н.э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли большое восстание против Ассирии. Руководил восстанием один из мидийских вождей — Каштарити. Восстание охватило значительную территорию — всю Центральную Мидию, причем повстанцы действовали наступательно и угрожали осадой и взятием сразу многим ассирийским крепостям. Восстание имело полный успех.

Каштарити — один из вождей мидийского восстания — объединяет все мидийские племена и ликвидирует мелкие областные государственные образования. К середине VII в. до н.э. царство Мидия становится крупным государством Древнего Востока, оно упоминается в качестве независимого наряду с Урарту, Хабушкией, Ассирией.

Скифское завоевание Мидии и изгнание скифов

Ассирия не смогла примириться с поражением, нашла себе союзника против мидян в лице скифов и вновь напала на Мидию, после чего над страной в 653 — 625 гг. до н.э. установилось скифское господство.

Для мидян скифское господство имело определенное значение. С одной стороны, они учились конно-стрелковой тактике скифов, с другой стороны, господство скифов содействовало выработке межплеменного языка не только на территории собственно Мидийского царства, но и на всей территории Мидии в целом: иранский язык мидян и иранский язык скифов были настолько близки, что взаимопонимание между обитателями Скифского и Мидийского царств было полным. Вместе с тем скифское господство не затрагивало основ мидийской государственности, а выражалось только в откупе от скифских набегов определенной данью.

В 625 г. до н.э. царем Мидии стал Киаксар (по-ирански Хувахштра), сын Каштарити. Он разгромил скифов, объединил все мидийские племена, подчинил, в частности, персов и создал единую державу со столицей в Экбатанах (ныне Хамадан). Мидийское царство вновь представляло значительную политическую и военную силу.

Киаксар, следуя примеру своих соседей — ассирийцев, у которых армейская структура была тщательным образом разработана, впервые создал регулярную армию, делящуюся на стратегические и тактические единицы и соединения, исходя не из племенных связей, а из военной необходимости государства в целом. Он также упорядочил деление войска по родам оружия. Это было последним шагом на пути оформления государственности в Мидии.

Период наивысшего могущества Мидии

После изгнания скифов начинаются основные завоевания мидийцев на Иранском нагорье. Заключив союз с Вавилонией, главный удар Мидия направляет против своего исконного врага Ассирии. Киаксар даже породнился с вавилонским царствующим домом, отдав свою дочь замуж за царевича Навуходоносора. Эта антиассирийская коалиция оказалась настолько мощной, что в 605 г. до н.э. ей удалось полностью разгромить Ассирию.

Покончив с Ассирией, Мидия завоевывает Урарту, Парфию, Гирканию, Каппадокию, подчиняет себе племена Восточного Ирана, ставит в зависимость Персию и приходит в соприкосновение с кочевыми сакскими племенами в пределах Средней Азии.

Конец VII и начало VI в. до н.э. были на всем протяжении от Черного до Каспийского моря периодом серьезных политических и этнических сдвигов, перегруппировок сил, выступавших вместе с Мидией и против нее; в эти сдвиги были вовлечены скифы, урарты, армяне, остатки хурритов и предки иберов, жители Малой Азии и т.д. Итогом этих перегруппировок стала война Мидии и Лидии 590 и 585 гг.

Этой войне предшествовал период натянутых отношений между Мидией и Вавилонией после завершения раздела ассирийского наследства. Обе великие державы вступили в соперничество, и столкновение между ними было неизбежно. Однако Мидия увязла в событиях на севере, а затем в Малой Азии.

К этому времени отмечается территориальный рост Лидийского царства, его владения подошли вплотную к урартским границам. И здесь интересы Лидии сталкивались с интересами Мидии. Пятилетняя мидийско-лидийская война закончилась 28 мая 585 г. до н.э. Во время битвы произошло солнечное затмение, предсказанное греческим ученым Фалесом. Обе стороны усмотрели в солнечном затмении плохое для себя предзнаменование и заключили мирный договор, скрепленный династическим браком между детьми обоих государств. Граница между Лидией и Мидийской державой была проведена по реке Галис (сов. Кызыл-Ырмак).

Киаксар, расширив Мидийскую державу до ее крайних пределов, умер в том же году. Большая и могущественная держава осталась по наследству сыну Киаксара Астиагу (584 — 550 гг. до н.э.), который был последним царем Мидии. Он подчинил своей власти Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому ухудшению отношений между Вавилонией и Мидией, и обе стороны начали готовиться к войне.

Кир Великий - внук последнего властителя Мидии и по совместительству - завоеватель этой страны

Кир Великий – внук последнего властителя Мидии и по совместительству – завоеватель этой страны

Гибель Мидийского царства

Государственная структура Мидийской державы, по сравнению со структурой Ассирии VII в. до н.э. была довольно рыхлой. Были непрочные военно-административные объединения, существование которых в значительной мере зависело от случайности военных успехов или поражений. Ядром державы была Мидия. Это была территория, управлявшаяся непосредственно из Экбатаны, с населением, имевшим все обязанности и преимущества граждан Мидии и подданных мидийского царя.

В результате территориального роста колоссально возросло богатство мидийской знати и размах ее рабовладельческих хозяйств. Имущественное расслоение среди свободных зашло далеко, однако черты патриархальности в обществе еще сохранялись. В VII — начале VI в. до н.э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение. В Мидии существовал закон, согласно которому бедные представители общества могли отдать себя зажиточному человеку, который обязался их кормить. Бедные переходили в положение, подобное рабскому, однако, с той разницей, что они могли в любое время уйти от своего хозяина, если были неудовлетворенны своим пропитанием.

В целом в Мидии VI в. до н.э. основную массу составляли свободные общинники-землевладельцы, непосредственные производители материальных благ, их руками в основном и было создано могущество Мидийской державы. Захват колоссальных богатств путем грабительских войн и тяжелых податей вызвал стремительное обогащение мидийской знати, резкого имущественного расслоения общества и быстрого нагнетания противоречий.

В период правления Астиага в государстве значительную роль играла племенная аристократия — потомки мидийских вождей. Она сильно ограничивала царскую власть, проводившую в тот момент прогрессивную политику объединения страны.

Все эти быстро нарастающие противоречия, продолжительные войны, а также конфликты с Вавилонией осложнили положение Мидии и привели Мидийскую державу к гибели.

В 550 г. персы, во главе которых стоял царь Кир II Великий (558 — 529 гг. до н.э.) из рода Ахеменидов (не чужой, кстати, человек – с большой вероятностью, Кир был внуком Астиага – прим.), покоряют Мидию и присоединяют ее к своему государству.

Ми́дия — древнее восточное государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке, населенные ираноязычными [1] племенами. Мидийское царство существовало в 670 до н. э. — 550 до н. э. и в годы своего расцвета было гораздо шире границ этнической Мидии.

Содержание

История

Ираноязычные [1] [2] племена мидийцев известны в истории с начала IX века до н. э., когда они переселились из Средней Азии (по другой версии, с Северного Кавказа вокруг Каспийского моря) в Иран. В следующие века мидийцы постепенно ассимилировали неарийские племена гутиев, лулубеев и касситов, с древнейших времен населявших территорию Ирана. В конце IX в. — начале VIII в. до н. э. Мидия была завоёвана ассирийцами, однако около 673 до н. э. мидийцы, которых возглавил Каштарити, восстали и обрели независимость.

Культура

Религия

Среди мидийцев более, чем среди персов, был развит чистый зороастризм, возможно, бывший государственной религией при Иштувегу. Недаром зороастрийские священнослужители — маги — происходили из мидийского племени с этим именем и до сего дня сохранили его название.

Мидийский язык

Вопрос о мидийском языке спорный. Одни учёные (например, И. М. Дьяконов. История Мидии, М.-Л., 1956) принимают существование единого мидийского языка; другие (например, О. Л. Вильчевский. Курды, м., 1961) отрицают это, считая, что мидийцы говорили на нескольких диалектах, которые наряду с персидским диалектом составляли единый древнеиранский язык. Это аргументируется тем, что языки, которые можно считать потомками мидийского (именно талышский, курдский), не демонстрируют необходимой степени родства. Во всяком случае, априори можно полагать, что общим языком в Мидии был диалект Экбатанского округа (по общему правилу, согласно которому государственный язык — это, за немногими исключениями, язык столицы и двора).

См. также

Примечания

  1. 12Diakonoff, I. M.The Cambridge history of Iran: The Median and Achaemenian periods / Ilya Gershevitch. — Кэмбридж, Великобритания: Cambridge University Press, 1985. — Т. 2. — С. 140. — 964 с. — ISBN 0521200911, 9780521200912

Archaeological evidence for the religion of the Iranian-speaking Medes of the first centuries of 1st millenium B.C. …

… Polybius, the most striking object at Ecbatana of the Medes was the Temple of Anaia; and Isidore, in later age, describes his Apobatana as being memorable for the capital of Media and for the Temple of Anaitis.

Читайте также: