Международное миротворчество эволюция понятия современные формы оценки сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Важно подчеркнуть, что до начала 1990-х годов все послевоенные вооруженные конфликты происходили на фоне острейшего противоборства двух противоположных общественно-политических систем и беспрецедентных по своей мощи военно-политических блоков — НАТО и ОВД. Поэтому локальные вооруженные столкновения того времени рассматривались преимущественно как составная часть глобальной борьбы за сферы влияния двух протагонистов — США и СССР [1].

Первоначальные оптимистические надежды на мир и благоденствие, к сожалению, не оправдались. Хрупкое равновесие на чашах геополитических весов сменилось резкой дестабилизацией международной обстановки, обострением доселе скрытой напряженности внутри отдельных государств. В частности, край не осложнились межнациональные и этноконфессиональные отношения, что спровоцировало многочисленные локальные войны и вооруженные конфликты. В новых условиях народы и народности отдельных государств вспомнили старые обиды и стали предъявлять претензии на спорные территории, получение автономии или даже на полное отделение и независимость. Причем почти во всех современных конфликтах присутствует не только геополитическая, как раньше, но и геоцивилизационная составляющая, чаще всего с этнонациональным или этноконфессиональным оттенком.

Если за первые несколько лет после окончания холодной войны число вооруженных конфликтов в мире сократилось более чем на треть, то уже к середине 1990-х годов оно опять существенно увеличилось [4]. Достаточно сказать, что лишь в 1995 году в 25 различных регионах мира произошло 30 крупных вооруженных столкновений, а в 1994 году по меньшей мере в 5 из 31 вооруженного конфликта государства-участники прибегли к использованию регулярных вооруженных сил [5]. Согласно оценкам Комиссии Карнеги по предупреждению смертоносных конфликтов, в 90-е годы XX столетия только семь самых больших войн и вооруженных противостояний обошлись международному сообществу в 199 млрд долл. США (без учета затрат непосредственно участвовавших в них стран) [6].

Более того, радикальный сдвиг в развитии международных отношений, существенные изменения в области геополитики и геостратегии, возникшая асимметрия по линии Север — Юг в значительной степени обострили старые и спровоцировали новые проблемы (международный терроризм и организованную преступность, наркобизнес, контрабанду оружия и военной техники, опасность экологических катастроф), которые требуют адекватных реакций международного сообщества. Причем происходит расширение зоны нестабильности: если раньше, в период холодной войны, эта зона проходила в основном через страны Ближнего и Среднего Востока, то сейчас она начинается в районе Западной Сахары и распространяется на Восточную и Юго-Восточную Европу, Закавказье, Юго-Восточную и Центральную Азию. При этом с достаточной долей уверенности можно предположить, что подобная ситуация не является кратковременной и преходящей.


Миротворчество

Миротворчество — это метод, впервые предложенный и разработанный ООН, который не поддается простому определению, т. к. имеет множество аспектов и нюансов. Возникнув как международное средство поддержания и установления мира от имени всего мирового сообщества под эгидой ООН, в дальнейшем, после окончания холодной войны, миротворчество прочно вошло и в арсенал средств различных региональных и субрегиональных соглашений и организаций.

Стоит упомянуть миротворческие операции на территории СНГ для урегулирования приднестровско-молдавского, грузино-осетинского, грузино-абхазского конфликтов, а также для прекращения гражданской войны в Таджикистане, инициированные в начале 1990-х годов. Несмотря на первоначальные весьма критические, а порою и резко негативные оценки этих операций западными специалистами, в конце концов им пришлось признать не только статус СНГ как региональной организации безопасности, но и учесть своеобразный опыт проведения этих операций, заслуживающий серьезного анализа [7]. Здесь следует отметить, что в задачи миротворческих операций не входит политическое разрешение конфликта (устранение причин, породивших его). Это дело политиков и дипломатов.

Также интересен и в чем-то достоин подражания опыт региональных и субрегиональных организаций африканского континента, которые при помощи развитых стран создали собственные миротворческие силы. Заметим, что в Африке начиная с конца 1990-х годов в самых критических ситуациях, требующих немедленного военного вмешательства, с одобрения СБ ООН развертываются именно эти силы. Потом уже, после прекращения военных действий и стабилизации обстановки в районе конфликта, там разворачиваются миротворческие миссии или операции под эгидой ООН [8].

В годы холодной войны наибольшее распространение получили операции по поддержанию мира (ОПМ), которые в дальнейшем стали классифицироваться как традиционные, или ОПМ первого поколения.

Совершенно очевидно, что характерная для этого периода полярность национальных и блоковых интересов государств — членов ООН, и особенно ведущих держав, а также право вето постоянных членов Совета Безопасности ООН не оставляли возможности добиться согласия на проведение принудительных операций c использованием вооруженных сил (в рамках гл. VII Устава). К военно-принудительным действиям с разными целями (но всегда преследовавшими идеологические и иные интересы) в этот период прибегали главным образом организации региональной безопасности, как правило, по инициативе США или СССР. В качестве примеров можно привести военные действия США и ряда других стран — членов Организации Американских Государств (ОАГ) в Доминиканской Республике [10] в 1965 году для установления там проамериканского режима и вооруженное подавление контингентом объединенных вооруженных сил ОВД восстания в Чехословакии в 1968 году. Но поскольку подобные силовые действия осуществлялись по решению региональных органов и, естественно, без санкции СБ ООН, то, по существу, они превращались в откровенную вооруженную интервенцию и вмешательство во внутренние дела суверенных государств.

Но в силу тех же причин и возможности учреждения традиционных операций по поддержанию мира в эти годы были сильно ограничены. Традиционные ОПМ проводились — как, кстати, продолжают проводиться и ныне — в двух формах: 1) миссии невооруженных военных наблюдателей, 2) использование сил по поддержанию мира. В состав этих миротворческих сил (как в последующем их стали называть в русскоязычной литературе) [11] обычно входят легко вооруженные воинские контингенты государств, выразивших готовность принять участие в операции. Кроме того, в операциях иногда участвуют отряды гражданской полиции и гражданский персонал.

Первая операция по поддержанию мира под флагом ООН (Орган по наблюдению за выполнением условий перемирия — ОНВУП) была учреждена в 1948 году во время конфликта между Израилем и Палестиной. Продолжаясь до сих пор, она оказалась и самой длительной в истории миротворчества. За ней последовали операции для урегулирования конфликтов между Индией и Пакистаном, в Ливане, Йемене, Западной Новой Гвинее, Конго, Доминиканской Республике, на Кипре, в Анголе, на Гаити и др. С 1948 по 1989 год (когда была учреждена первая миротворческая операция нового поколения) было проведено 16 операций по поддержанию мира (9 — в форме миссий военных наблюдателей, 7— с использованием вооруженных сил ООН). Всего же на сегодняшний день ООН было инициировано 60 миротворческих операций. Пик миротворчества пришелся на 1990-е годы, когда было проведено 35 операций.


Новые подходы, новое содержание

С 1989 года под эгидой ООН наряду с традиционными ОПМ начали проводиться комплексные ОПМ, которые отличаются многофункциональностью и многоаспектностью решаемых задач. Первой подобной операцией стала операция для Намибии (Группа ООН по оказанию помощи в переходный период, инициированная в апреле 1989 года). За ней последовали операции в Западной Сахаре (1991), Камбодже (1991, 1992), операция Сил ООН по охране [12] на территории бывшей Югославии (1992), которая с 1995 года разделилась на три самостоятельные операции, в Сомали (1992, 1993), Руанде (1993), на Гаити (1993, 1996), в Мозамбике (1992), Центрально-Африканской Республике (1998), Восточном Тиморе (1999, 2002), Косово (1999, с привлечением других международных и региональных структур) и ряд других.

Необходимо подчеркнуть, что опасности и затраты в связи с миротворческими операциями нового поколения являются гораздо более значительными, чем в случае традиционных операций по поддержанию мира. При этом существует определенная закономерность: степень сложности задач миротворцев и миростроителей возрастает прямо пропорционально сложности и неустойчивости ситуации на местах, что находит отражение в мандате операции.

В связи с теми же соображениями трансформировался и принцип применения миротворцами военной силы. В комплексных операциях ее допустимо применять: не только для самообороны, но и для защиты гражданского персонала различных общественных и гуманитарных организаций, сотрудничающих с ООН в районе конфликта, для защиты местного мирного населения, а также тогда, когда участники конфликта препятствуют выполнению задач, поставленных в мандате операции.

В ответ на насильственные действия миротворческие контингенты должны иметь право немедленно ответить тем же. Более того, они должны иметь моральное право встать силой оружия на защиту жертвы. Все комплексные операции ООН, инициированные в 2003–2005 годах (в Либерии, Кот-д’Ивуаре, Бурунди, Гаити, Демократической Республике Конго и Судане), были учреждены уже на основании гл. VII Устава ООН, предусматривающей принудительные действия. Важно подчеркнуть, что от этого они ни в коем случае не перешли в разряд операций по принуждению к миру, в которых сила используется в полном масштабе, без каких-либо ограничений.

Правила применения военной силы не должны ограничиваться нанесением удара в ответ на удар, они должны позволять ликвидировать источник насилия. А это, в свою очередь, предполагает, что миротворческим силам следует быть бо лее многочисленными, лучше вооруженными и оснащенными, чем при проведении традиционных ОПМ. Кроме того, им надо иметь в своем составе подразделения полевой разведки и располагать структурами, возможностями и средствами, необходимыми для организации эффективной обороны. Анализ миротворческих операций ООН последних лет наглядно свидетельствует, что по крайней мере одно из этих требований успешно выполняется. Так, если в ноябре 2002 года в 15 операциях ООН по поддержанию мира было задействовано 44 тыс. военнослужащих и гражданских полицейских, то в марте 2004 года — уже 51,6 тыс. военнослужащих и гражданских полицейских (при том же количестве операций), а в августе 2005 года это число возросло до 66 921 чел. при численности гражданского персонала — 14 233 чел. (в 16 операциях) [13].

Можно проследить развитие этой тенденции в зависимости от сложности поставленных задач и с учетом необходимости сочетать поддержание мира с миростроительством. Так, в первой комплексной операции ООН в пользу мира в Намибии (ЮНТАГ), учрежденной в 1989 году для оказания помощи специальному представителю генерального секретаря ООН в обеспечении скорейшего достижения независимости Намибии, в период максимального развертывания участвовали около 8 тыс. чел., включая порядка 4,5 тыс. военнослужащих, 1,5 тыс. гражданских полицейских и 2 тыс. гражданских сотрудников. А в операции ООН в Либерии (2003), мандат которой намного сложнее, на 31 августа 2005 года участвовало 15 978 военнослужащих и гражданских полицейских и 1 714 гражданских сотрудников.

Операции по принуждению к миру— последний аргумент международного сообщества

Поэтому-то в 1990-е годы наметилась, а в дальнейшем получила развитие тенденция делегирования ООН своих полномочий в области силового миротворчества региональным организациям, отдельным государствам и коалициям государств, готовым взяться за выполнение задач по кризисному реагированию.


При анализе международных и региональных усилий конца XX — начала XXI века по урегулированию вооруженных конфликтов возникает еще одно соображение. Как часто для решения этой задачи международное сообщество сразу же, почти не раздумывая, хваталось за оружие! Напрочь забывая при этом о существовании мирных средств и способов, которым, кстати, всегда следует отдавать предпочтение. Ведь только после того, как безуспешно испробованы все политические и дипломатические возможности, следует переходить к военным методам урегулирования конфликтов. В современном мире международным и региональным организациям безопасности было бы полезнее сосредоточиться на превентивной дипломатии — предотвращении войн и конфликтов. Это будет не только гуманнее, потому что позволит избежать губительных последствий кровавых катаклизмов — многотысячных человеческих жертв, уничтожения материальных и культурных ценностей, непоправимого ущерба природе и экологии, — но и сэкономит огромные финансовые средства. Интересно привести в связи с этим один показательный пример.

В октябре 1991 года ряд политических деятелей предложил мировому сообществу положить на стол переговоров 5 млрд долл. в качестве стимула для столь важного тогда смягчения позиций всех сторон югославского конфликта.

Однако большинством эта идея была решительно отвергнута. И что же получилось в итоге? Согласно официальным данным, только США потратили 22 млрд долл. на урегулирование целой серии последующих кризисов на Балканах. А общие затраты на международное вмешательство только на территории Боснии до и после Дейтонских соглашений (помощь беженцам и перемещенным лицам, гуманитарная помощь местному населению, операция ООН по поддержанию мира, силовая операция НАТО в 1995 году, постконфликтное миростроительство, помощь неправительственных организаций и т. д.) составили 71–80 млрд долл. США [15].

Важно также, чтобы в дальнейшем во всех основных вопросах, связанных с миротворчеством, ООН продолжала сохранять свою руководящую роль, закрепленную в Уставе. Кстати, с этим согласны и все политические лидеры ведущих государств, о чем они неизменно заявляют на высоких международных форумах и встречах.


[1] Carver M. War Since 1945. London, 1980. P. 5; Пирадов А. А. Региональные конфликты, их политическое урегулирование и участие в нем ООН (историко-концептуальное исследование). М., 1990. С. 12–13.

[2] Мунтян М. А. Современные международные отношения: координаты перемен // Некоторые вопросы теории международных отношений. Вып. 1. М.: РАГС, 1995. С. 50.

[3] Long War, Short Peace: The Rise and Decline of Ethnopolitical Conflict at the End of the Cold War // People Versus States. US Institute of Peace. May 1999 Revision. P. 10. Table 8.

[4] Аннан Кофи А. Предотвращение войн и бедствий: глобальный вызов растущих масштабов: Годовой доклад о работе ООН за 1999 год. Нью-Йорк, 1999. С. 3.

[5] Ежегодник СИПРИ 1996. Вооружение, разоружение и международная безопасность. М., 1997. С. 31.

[6] Аннан Кофи А. Указ. соч.

[7] См., напр.: O’Prey K. Keeping the Peace in the Borderlands of Russia. Occasional Paper No 23 // Handbook on UN Peace Operations. By Pamela L. Reed, J. Mathew Vaccaro, William J. Durch. The Henry L. Stimson Center, Wash., D.C., 1995.

[8] См.: Enhancement of African Peacekeeping Capacity. Report of the Secretary-General, 30 November 2004. Doc. A/59/591.

[10] См.: Путилин Б. Г. Использование вооруженных сил США для подавления национально- освободительных восстаний в городах (на примере Доминиканской Республики). Дисс. … канд. ист. наук. М., 1973.

[12] Силы ООН по охране — СООНО (английское название: United Nations Protection Force — UNPROFOR). СООНО были учреждены в феврале 1992 года в качестве временного механизма, призванного создать условия мира и безопасности, необходимые для общего урегулирования кризиса в Югославии путем переговоров.

[16] Аннан Кофи А. Причины конфликтов и содействие обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке. Доклад ГС ООН, 13 апреля 1998 года. Док. ООН. A/52/871 — S/1998/318. С. 11.

Следующий материал

Основные виды современного миротворчества и принуждения к миру.

Спасибо за подписку! Проверьте почту

В рамках превентивной дипломатии предполагается использование:
-мер по укреплению доверия
-создание миссий по сбору фактов
-создание систем радиопредупреждения
-использование демилитаризованных зон

Концепция:
-поддержание мира
Операции по поддержанию мира(используются военные наблюдатели; миротворческие силы) эти операции должны обеспечивать условия прекращения огня и разъединения сил после заключения соглашения о перемирии.
Для проведения ОПМ требуется согласие сотрудничества всех заинтересованных сторон
В ОПМ задействован военный персонал(прописано, когда можно использовать оружие)
-постконфликтное миростроительство(деятельность с целью устранения конфликта и воссоздания нормальной жизни; восстановление разрушенных в ходе конфликта экономических, коммуникационный и других структур; возвращение беженцев и перемещенных лиц; ликвидация причин и условий возобновления конфликта)
-содействие миру и миротворчеству(любые действия, направленные на приведение к согласию враждующие стороны)

Методы:

-переговоры
-посредничество
-оказание добрых услуг

БИЛЕТ 2Чем характеризуется миротворчество как способ предотвращения международных конфликтов?
Понятие миротворчества появляется в середине 20 века в связи с тем, что начинаются зарождаться конфликты на разных почвах.

Миротворчество

Миротворчество — это метод, впервые предложенный и разработанный ООН, который не поддается простому определению, т. к. имеет множество аспектов и нюансов. Возникнув как международное средство поддержания и установления мира от имени всего мирового сообщества под эгидой ООН, в дальнейшем, после окончания холодной войны, миротворчество прочно вошло и в арсенал средств различных региональных и субрегиональных соглашений и организаций.

БИЛЕТ 3Основные условия осуществления превентивной дипломатии
Условия, необходимые для превентивной дипломатии:
-четкое выделение проблемы, которую нужно решить
-меры, необходимые для решения проблемы
-распределение затрат
-возможность получения новых преимуществ по средствам превентивности
-внутреннее давление
Нужно убедить стороны пересмотреть точку зрения на конфликты. Выработка условий, максимально учитывающих интересы сторон.
Необходимо разработать тактику переговоров ДОПОЛНИТЕ КТО-НИБУДЬ.

3 лекция
Пути реализации:
3. раннее предупреждение(заимствован из военного лексикона, означал проведение превентивных действий) БИЛЕТ 4Этапы формирования концепции превентивной дипломатии
Впервые как метод был использован в "повестке дня для мира" Бутроса Гали
На практике использовалось в МАГАТЭ, всемирной организации здравоохранения.
1999 был создан офис по координации гуманитарных вопросов оон в Нью-Йорке. В рамках этого органа была создана система по предупреждению гуманитарных вопросов.
ОБСЕ - был создан центр по предотвращению конфликтов. Это организация региональная и в ней нет устава.
Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств.
Сеть по предупреждению конфликтов под эгидой ЕС (состоит из исследовательских институтов и организацией с целью обеспечения информацией о возможном конфликте)
В рамках ОАЕ(организация африканского единства) был создан орган по предотвращению конфликтных ситуаций.
В 90-е был выработан список индикаторов (показатель того, что конфликт назревает) классическим является индикатор, разработанный в рамках фонда Гарника

Байрамов Ш.Б., доцент кафедры международного права Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУГА), кандидат юридических наук.

Григолович Я.А., старший преподаватель кафедры международного права СПбГУГА.

Солидная основа теоретических и прикладных исследований, посвященных актуальным проблемам безопасности, миротворчества и правам человека, представлена работами отечественных авторов - О.Н. Барабанова, А.Д. Богатурова, Т.В. Бордачева, К.С. Гаджиева, Е.Ю. Гуськовой, В.А. Кременюка, В.М. Кулагина, М.М. Лебедевой, Г. Морозова, А.И. Никитина, В.Е. Петровского, Э.Г. Соловьева, Е.А. Степановой, А.В. Торкунова, Д.В. Тренина, Д.М. Фельдмана, О.О. Хохлышевой, П.А. Цыганкова, С.В. Черниченко, Т.В. Юрьевой и др. В своих фундаментальных научных работах российские специалисты проанализировали процедуры мирного урегулирования конфликтов, технологии переговорного процесса и методики посредничества (М.М. Лебедева), представили комплексный анализ миротворчества (А.И. Никитин, В.А. Кременюк) и роли ООН в данной области (Г. Морозов, В. Шустов), рассмотрели новые методы и формы воздействия на современные конфликты (О.Н. Барабанов), выявили особенности урегулирования внутригосударственных вооруженных конфликтов (О.О. Хохлышева) и раскрыли аспекты урегулирования косовского конфликта.

Следует отметить систематизирующую роль работы А.И. Никитина "Миротворческие операции: концепции и практика" , в которой представлена комплексная оценка существующего опыта миротворчества с классификацией концепций и подходов к проведению миротворческих операций, а также сопоставление практики операций в СНГ с принципами международной миротворческой деятельности. Также имеется монография О.О. Хохлышевой "Миропонимание, миротворчество и миросохранение: опыт XX столетия" , в рамках которой анализируется эволюция технологий и инструментов миротворческих операций и определяются приоритеты в формировании миротворческой концепции будущего. Значительное обобщение опыта проведения комплекса операций в бывшей Югославии содержит работа Е.Ю. Гуськовой "История югославского кризиса (1990 - 2000)" . Важной по своей значимости является коллективная монография "Косовский кризис: новые европейские реалии" , посвященная рассмотрению воздействия кризиса в Югославии на европейскую систему безопасности. Анализ международных аспектов конфликта в Косово в российской литературе впервые представлен в работе "Косово: международные аспекты кризиса" .

В последние годы появился ряд статей, посвященных проблемам гуманитарной интервенции .

См., напр.: Карташкин В.А. Гуманитарная интервенция в глобализирующемся мире // Юрист-международник. 2003. N 3. С. 2 - 10; Хлестов О.Н. Гуманитарная интервенция: политические и международно-правовые аспекты // Юрист-международник. 2005. N 3. С. 35 - 40.

Теоретические подходы западных исследователей к миротворческой деятельности последовательно эволюционировали от приверженности традиционным операциям к изучению принципиально новых силовых акций. В целом выводы подавляющего большинства западных исследователей сводятся к необходимости увеличения силовой компоненты предпринимаемых операций .

См., напр.: Betts R. The Delusion of Impartial Intervention. Foreign Affairs, Vol. 73, N 6, 1994, P. 20 - 33; Dobbie C.A. Concept for Post-Cold War Peacekeeping. Survival, Vol. 36, N 3, Autumn 1994, P. 121 - 148; Fisher D. The Ethics of Intervention. Survival, Vol. 36, N 1, 1994, P. 51 - 59; Fisher D. The Politics and Ethics of Military Intervention. Survival, Vol. 37. N 4, 1995 - 1996, P. 29 - 51.

В той или иной степени свой вклад в исследование проблематики участия российских полицейских наблюдателей ООН в миротворческой деятельности внесли Н.В. Александров, Н.И. Ануфриев, К.А. Бекяшев, Ю.Н. Жданов, О.Е. Болгов, В.В. Глушков, А.А. Гридчин, Р.А. Карась, Ю.В. Морозов, А.И. Никитин, В.Ф. Петровский, Г.А. Свислоцкий, А.А. Теличкин, М.Л. Тюркин, О.О. Хохлышева, О.В. Шаковец, А.А. Шаравин, Л.Ф. Шестопалов. Начинают появляться научные работы, посвященные подготовке и участию сотрудников органов внутренних дел РФ в миротворческих операциях . Оценивая в целом степень научной разработанности исследуемой проблемы, можно отметить следующее.

См., напр.: Земсков Ю.В. Особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел РФ для операций ООН по поддержанию мира // Российский следователь. 2005. N 6. С. 51 - 57 и др.

Лидирующие позиции в исследовании миротворчества ООН в целом занимают зарубежные авторы. Вопросы истории ООН и миротворческой деятельности находились на периферии интересов отечественной исторической науки. Отдельного исследования, посвященного всестороннему анализу истории миротворчества, не опубликовано. Отечественные исследования, посвященные проблеме миротворчества ООН, можно разделить на две категории: литература советского и постсоветского периода. Отдельные аспекты проблемы поддержания мира рассматривались в коллективной монографии "Советский Союз и ООН" , а также других официальных изданиях . Фундаментальные вопросы теории международных организаций, а также международно-правовые аспекты миротворческой деятельности ООН рассматривались в работах Г.И. Морозова, В.К. Собакина, В.Н. Федорова . В ряде монографий, посвященных различным аспектам деятельности ООН, также дан анализ ряда миротворческих операций .

Советский Союз и Организация Объединенных Наций (1961 - 1965). М., 1967; Советский Союз и Организация Объединенных Наций (1966 - 1970). М., 1975; Советский Союз и Организация Объединенных Наций (1971 - 1975). М., 1981; Советский Союз и Организация Объединенных Наций (1976 - 1980). М., 1989.
Советский Союз в Организации Объединенных Наций. Т. 1 - 2. М., 1965; Борьба СССР в ООН за мир, безопасность и сотрудничество. М., 1986; ООН в борьбе за мир и безопасность народов. М., 1977.
Морозов Г.И. Организация Объединенных Наций. М., 1962; Он же. Международные организации. Некоторые вопросы. М., 1974; Собакин В.К. Коллективная безопасность - гарантия мирного сосуществования. М., 1962; Федоров В.Н. Совет Безопасности ООН. М., 1965.
ООН и актуальные международные проблемы. М., 1965; ООН: итоги, тенденции, перспективы. М., 1970; Шкунаев В.Г. ООН в современном мире. М., 1976.

В работах В.В. Вахрушева, В.Л. Исраэляна, Ю.С. Панцирева, М.Е. Хазанова исследуются отдельные проблемы деятельности ООН: борьба с колониализмом, урегулирование ближневосточного конфликта, внешняя политика США и др. Отдельным теоретическим аспектам изучения международных конфликтов посвящены работы Ю.Л. Алитванникова, И.Н. Арцибасова и С.А. Егорова, Е.В. Дорониной . Данные исследования позволили авторам выявить специфику советского подхода к природе международных конфликтов, который предопределил оценку Советским Союзом концепции миротворческих операций ООН. Поскольку в течение длительного периода СССР не принимал участие в миротворческих операциях ООН, тема миротворчества долгое время была лишь составной частью исследований, посвященных истории отдельных международных конфликтов.

Вахрушев В.В. Неоколониализм и международные организации. М., 1968; Исраэлян В.Л. ООН и разоружение. М., 1981; Панцирев Ю.С. Укрепление всеобщего мира и ООН в 70-е гг. XX в. М., 1979; Хазанов М.Е. ООН и Ближневосточный кризис. М., 1983.
Алитванников Ю.Л. Международно-правовые проблемы урегулирования международных конфликтов. М., 1979; Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989; Доронина Е.В. Современные теории конфликтов: критический анализ. М., 1983; Международные конфликты современности. М., 1983.

В 1990-е гг., в связи с резким возрастанием активности ООН, наблюдался подъем интереса к проблеме миротворческих операций. Большая часть опубликованных исследований посвящена текущим операциям ООН, исторические аспекты лишь упоминаются в связи с характеристикой истоков современного миротворчества. Примечательна монография А.В. Козырева , в которой раскрывается оценка роли ООН, а также ее миротворческих механизмов в условиях "перестройки" международных отношений.

Козырев А.В. Мы и мир в зеркале ООН. М., 1991; Он же. Преображение. М., 1994.

Общие международно-правовые, политологические и теоретические аспекты современного миротворчества ООН рассматриваются в работах О.О. Хохлышевой . Обстоятельный анализ как истории миротворчества, так и перспектив развития ООН в этом вопросе содержится в исследовании А.В. Кортунова . Особо необходимо отметить монографию А.И. Никитина , в которой рассматриваются общие вопросы теории миротворчества, дается сравнение миротворческой практики различных международных организаций: ООН, НАТО, ОБСЕ, ОАЕ и СНГ. В работах В.Г. Эмина, Д.М. Фельдмана и М.М. Лебедевой анализируются методы урегулирования международных конфликтов, в том числе и миротворческих операций ООН.

Хохлышева О.О. Действующее международное право и современный миротворческий процесс. Н. Новгород, 2000; Она же. Международно-правовые проблемы силового миротворчества ООН и возможные варианты их решения. Н. Новгород, 2001.
Кортунов А.В. Россия и реформа ООН. М., 1995.
Никитин И.А. Миротворческие операции: концепции и практика. М., 2000.
Эмин В.Г. Региональные конфликты и международные организации. М., 1991; Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технология. М., 1999; Фельдман Д.М. Политология конфликта. М., 1998.

Таким образом, в настоящее время исследованы различные аспекты миротворческой деятельности. Появились работы, раскрывающие современную оценку данного явления политологами, юристами-международниками. Споры среди современных исследователей вызывает не только миротворческая практика ООН, но даже определение самого понятия. В российской историографии термин "миротворчество" определяет практически все формы действий по урегулированию конфликта . Российские специалисты также используют термины "миротворческие силы" или "войска по поддержанию мира" . В настоящий момент большинство российских исследователей используют термин "миротворческие операции", вместо "операции по поддержанию мира". Таким образом, всестороннее исследование истории и теории миротворческих операций ООН отечественными авторами только начинается.

Бордачев Т.В. "Новый интервенционализм" и современное миротворчество. М., 1998. С. 16.
Ramsbotham O., Woodhouse T. Encyclopedia of International Peacekeeping. Oxf. 1999. P. 207.

По различным аспектам исследуемой проблемы в последние годы появились и диссертационные исследования .

См., напр.: Бигуаа Б.Г. Применение вооруженных сил в рамках превентивных миротворческих операций (Международно-правовые вопросы): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. 194 с.; Боженко В.А. Международно-правовые основы участия России в урегулировании вооруженных конфликтов на территории Содружества Независимых Государств: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2001. 175 с.; Заемский В.Ф. Миротворческая деятельность ООН: теория и практика (опыт, механизмы, перспективы): Автореф. . канд. полит. наук. М., 2005. 25 с.; Земсков Ю.В. Международно-правовые проблемы организации и деятельности российских полицейских наблюдателей в операциях ООН по поддержанию мира: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003; Насырова А.М. Региональное миротворчество на примере Содружества Независимых Государств: Дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2005. 206 с.; Синиченко Д.В. Международно-правовой статус миротворческих сил: Магистерская диссертация. СПб.: СПбГУ, 2008. 73 с.; Сума С.М. Международно-правовая защита вооруженных сил ООН для проведения операций по поддержанию мира: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2000. 170 с.; Торопыгин А.В. Миротворческая деятельность Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств: Дис. . канд. полит. наук. 215 с.; Хохлышева О.О. Механизм международно-правового регулирования операций ООН по поддержанию мира: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2000; и др.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Русский гнев противопоказан Турции: Хотите денатофикацию? Можем устроить

Операция по денацификации и демилитаризации Украины: первые двое суток

Совместные учения российских и абхазских спецслужб: конец эпохи абхазских

Когнитивная война Североатлантического альянса

Россия уже восемь лет не испытывает иллюзий относительно прогрессирующей враждебности Украины, начиная с 2014 года подпитывавшейся западными партнёрами этой страны. Были и остаются надежды на взвешенность других игроков в регионе, прежде всего — Турции. Поэтому не хотелось бы, чтобы единственный бли.

За первые сутки операции по денацификации и демилитаризации Украины, по данным Министерства обороны Российской Федерации, её вооруженными силами выведены из строя 118 объектов украинской военной инфраструктуры, в том числе 11 военных аэродромов, 13 пунктов управления и узлов связи, 14 комплексов ПВО.

НАТО и США пообещали, что Россию и её союзников будут ждать достаточно жесткие вызовы безопасности. Современное обострение военно-политической обстановки беспрецедентное со времени пиков холодной войны и глобальную конкуренцию никто не отменял.Важным вектором в том плане, чтобы создать максимальное .

В воскресенье, 24 октября, в России отмечается День подразделений специального назначения. Их история началась в 1950 году на основе опыта, полученного в ходе Великой Отечественной войны. В период холодной войны советские спецназовцы приняли участие во множестве локальных конфликтов, наиболее значим.

Человеческий разум как новая область войны

Русский гнев противопоказан Турции: Хотите денатофикацию? Можем устроить

Русский гнев противопоказан Турции: Хотите денатофикацию? Можем устроить

Операция по денацификации и демилитаризации Украины: первые двое суток

Операция по денацификации и демилитаризации Украины: первые двое суток

Совместные учения российских и абхазских спецслужб: конец эпохи абхазских

Совместные учения российских и абхазских спецслужб: конец эпохи абхазских "дворцовых переворотов"

Когнитивная война Североатлантического альянса

Когнитивная война Североатлантического альянса

Вы здесь: Home Разделы сайта Архив Россия и международное миротворчество на современном этапе

Россия и международное миротворчество на современном этапе


Наряду с операциями собственно ООН, постепенно сложилась практика вмешательства в локальные конфликты и со стороны региональных и субрегиональных организаций. Такие операции проводили Африканский союз, Организация экономического сотрудничества Западноафриканских государств, Южноафриканское сообщество развития и др.

Одной из тенденций последних двух десятилетий стало образование коалиций государств, которые от имени международных организаций (или по собственному коллективному решению) реализовали международный мандат на иностранное вмешательство (коалиции при лидерстве США в операциях в Ираке и Афганистане, НАТО - в Ливии и др.).

В результате, если международное миротворчество в узком смысле слова по-прежнему трактуется как система операций ООН в конфликтных регионах, осуществляемых от имени мирового сообщества на основе принципов Устава ООН, то в широком смысле под международным миротворчеством в последние годы стали понимать все формы международного вмешательства (со стороны государств, коалиций, международных глобальных и региональных организаций) в вооруженные конфликты с целью их предотвращения, урегулирования и/или разрешения. Причем рамки миротворческой деятельности все время раздвигаются и дополняются операциями чисто гуманитарного характера (разминирование, охрана населения и объектов, сопровождение конвоев, доставка воды, продовольствия, предметов первой необходимости, оказание медицинской помощи, воссоздание систем жизнеобеспечения, инфраструктуры, организация и проведение выборов, создание институтов власти, местных силовых структур и т.п.). Примером такой операции явилось участие российского саперного подразделения в разминировании территории Ливана и наведении понтонных мостов вместо разрушенных в результате израильских обстрелов. По окончании операции вся инженерная и автотракторная техника была передана безвозмездно ливанской стороне.

Таким образом, на сегодня вместо единой практики миротворчества ООН по мандатам Совета Безопасности, в котором в равной мере и совместно участвовали бы все страны, сложились несколько все дальше расходящихся друг с другом моделей международного вмешательства в конфликты.

Вторая - вмешательство в конфликты со стороны региональных организаций, коалиций стран, отдельных государств по мандатам региональных организаций в отсутствие мандата ООН. Введение войск международной коалиции в Ирак в 2003 г. в отсутствие мандата ООН - не единственный и не первый случай: за десятилетие не менее 10 раз происходили военные вмешательства великих держав и региональных организаций в конфликты без мандата ООН.

Запад не признает легитимным введение российских войск в Грузию в августе 2008 г., предшествующие действия по мандатам СНГ в Таджикистане и Абхазии, а также действия России по двусторонним соглашениям в Молдове и Южной Осетии/Грузии.

Россия не признает правомерными действия Запада, и особенно НАТО, в отношении Югославии в 1999 г., и действия США и Великобритании с союзниками против Ирака без мандата ООН в 2003 г. (до получения мандата СБ ООН).

В практике международного вмешательства в конфликты уже не раз бывали случаи, когда операция по гуманитарному вмешательству начинается одной из сторон, или коалицией, раньше, чем поспевает коллегиальное решение, мандат со стороны международного сообщества. Собственно, именно так и было с операцией международной коалиции, вошедшей в Ирак в 2003 г., когда соответствующая резолюция СБ ООН была принята лишь после взятия Багдада.

Кризис вокруг Южной Осетии и Абхазии вновь показал, что поле миротворчества, как и более традиционное поле межэтнических и территориальных конфликтов, пока не всегда сопровождается консенсусом великих держав и, наоборот, остается полем столкновения национальных интересов отдельных стран или коалиций.

На начало 2010 г. Россия обеспечивала участие в операциях ООН по всему миру: 366 российских военных (55 в составе полицейских сил, 77 военных наблюдателей, 239 в составе военных контингентов). Российские миротворцы участвуют в операциях в Западной Сахаре, Центрально-Африканской Республике и Чаде, Гаити, Кот-д'Ивуаре, Демократической Республике Конго, Косово, Либерии, Судане, Восточном Тиморе.

Несмотря на относительно широкую географию присутствия, следует признать, что масштабы российского участия в миротворчестве ООН заметно ниже, чем могли бы быть. Россия по размеру предоставляемых ООН контингентов (от 300 до 400 чел.) занимает сейчас среди других стран только 31-е место, в то время как Европейский союз в последние годы направляет ежегодно в миротворческие миссии порядка 8 тыс. чел.

Что касается взаимодействия России и стран Запада по Афганистану, то формально оно не относится к разряду миротворческих операций. Хотя предоставленная в свое время Москвой помощь афганскому Северному альянсу (активизация наземного транзитного коридора, подготовка в учебном центре МВД РФ афганских полицейских и ремонт задействованного вертолетного парка), совместная с НАТО операция по борьбе с наркотрафиком, объективно способствуют решению задач, поставленных перед международной коалицией мандатом ООН для операции в Афганистане.

- НАТО в 2006-2007 гг. сформировала Силы ответного реагирования в количестве 20 тыс. чел.;

- Европейский союз развивает собственные Силы быстрого реагирования в форме оперативно-тактических групп (5-7 групп по 1500 чел. в каждой);

- СНГ/ОДКБ сформировали сначала Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) для Центральной Азии, затем, с 2009 г., Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) и, наконец, Миротворческие силы (МС) ОДКБ в 2010-2011 гг.

Хочется надеяться, что миротворческая деятельность станет в XXI в. основной формой действий вооруженных сил и гражданских ведомств ведущих держав и всего мирового сообщества. Ведь альтернативы мирному и справедливому разрешению все еще существующих на планете региональных и внутренних конфликтов и предотвращению новых - не существует.

Иванов Станислав Михайлович, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук

Читайте также: