Между экзаменами в школе и жизненным экзаменом сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

О правах человека к месту и не к месту резглагольствуют многие. Но не все понимают непременную связь прав человека с его обязанностями.

Человек обязан, вынужден принимать решения. Отказ принимать решение, попытка переложить решение на других – тоже решение. А принятое решение, как известно чревато ответственностью за него – раньше или позже.

Принятые решения, жизненные поступки формируют, в конечном счете, нашу жизнь в конкретных жизненных обстоятельствах. А иногда - и сами жизненные обстоятельства.

Среди добрых и умных стихов Галины Каган есть такие строки:

В чём же разница между школярскими экзаменами по химии или алгебре и жизненным экзаменом? Вопрос совсем не праздный: ведь истинной целью обучения и воспитания является не подготовка к школьным экзаменам, а подготовка к жизни.

Итак: прогноз успеха каких-либо действий – вероятностный. И, тем не менее, принятие решения о действиях – однозначное, определённое. Чем неопределённее прогноз результата – тем труднее становится решиться на определённые действия, на определённый поступок.

Каждый человек на всём протяжении своей жизни стоит перед необходимостью принимать решения, порой очень важные и нелёгкие, чреватые серьёзными последствиями. Мать решает, как разумнее распорядиться делами ребёнка в сложной ситуации, – и от её решения зависит будущее ребёнка. Учитель решает вопрос о воспитании своих учеников – и от этого зависит, каким будет следующее поколение. От решения, которое принимает врач, зависят здоровье, а порой и жизнь человека. И каждый раз, принимая решение, человек берёт на себя ответственность за его последствия.

Принимая решение, человек берёт на себя ответственность перед законом, перед людьми, перед совестью, перед Богом (если он религиозен). Нередко возникает желание уклониться от принятия решения, снизить свою ответственность. Конечно, не всякий выбор из нескольких возможных действий стоит называть принятием решения. Если, например, я взял одно из яблок, лежащих на столе, – это тоже выбор, но я не буду называть это принятием решения. Будем называть принятием решения только такой выбор, за которым неотвратимо следует ответственность.

Стремление уйти от принятия решения (и от ответственности!) довольно широко распространено (хотя и не всегда осознаётся). Проиллюстрирую это примером. Я преподавал в Москве в Центральном институте усовершенствования врачей. На кафедре психиатрии планировался цикл лекций для профессоров – заведующих кафедрами психиатрии в мединститутах. Решили осветить те разделы современной психиатрии, по которым в современной науке существуют различные точки зрения.

Моя оппонентка готова была принять любую точку зрения, но не хотела принимать на себя решение вопроса о том, какую трактовку она будет предлагать студентам. Она хотела переложить на кого-либо другого (в данном случае – на меня) принятие этого решения и ответственность за возможные последствия.

Однако попытки переложить на кого-то принятие решения – это иллюзия, самообман. Ведь это не чьё-то, а моё решение поступить так, как кто-то мне посоветовал (или даже приказал ). Стало быть, я (или в том числе и я) несу ответственность за последствия своих действий. Принятие решения невозможно переложить на кого-то другого . Это, впрочем, не значит, что не нужно следовать чужим советам. Надо только помнить, ты сам принял решение, чьему совету следовать, и сам отвечаешь за это решение.

Так как же быть в ситуации, когда необходимо принять ответственное решение? Собрать коллег и принять решение коллективно?

Вот случай из жизни. На судебно-психиатрическую экспертизу поступил человек, обвинявшийся в преднамеренном жестоком убийстве девушки. Он не отрицал своей вины, говорил, что примет любое возмездие, но при этом не вступал в контакт со следователями и врачами, не отвечал на их вопросы, заявляя, что всё происшедшее – его личное дело и других не касается. Эти странности поведения и послужили основанием для назначения судебно-психиатрической экспертизы.

А убийство имело широкий общественный резонанс. Погибшая девушка была известной спортсменкой, членом команды, готовившейся к Олимпийским играм. В этой сложной – и в медицинском отношении, и по общественной реакции – ситуации ответственный за судебно-психиатрическую экспертизу М. решает пригласить на экспертную комиссию двух крупнейших тогда в Москве профессоров-психиатров – К. и П.

Придти к единому мнению не удавалось, и решили отложить принятие решения на две недели, продолжив обследование. Через две недели М. вновь собрал экспертную комиссию, но приглашён для участия в ней был только профессор П. Теперь уже не было противоречивых авторитетных мнений, комиссия вынесла однозначное решение.

Кто определил это решение комиссии? Профессор П.? Нет, решение предопределил М., подбиравший состав комиссии. Повторное заседание экспертной комиссии было нужно ему только для того, чтобы свою персональную ответственность за принятие решения подменить общей ответственностью.

Но возможен другой тип консилиума. Лечащий врач, невропатолог, вырабатывает план лечения сложного больного, но понимает, что гарантии успеха нет. Для уточнения плана лечения ему интересно знать мнение эндокринолога. И он решает пригласить на консультацию доктора Н., суждениям которого он доверяет. Важно в этом случае и квалифицированное мнение диетолога – приглашается также диетолог М. Лечащий врач выслушивает их, вносит поправки в собственные планы. И сам принимает решение о необходимых действиях, беря на себя полную ответственность за принятое решение.

Задача участников консилиума – изложить свои соображения и аргументацию. Задача руководителя консилиума – принять решение. Такой совет, такой консилиум – полезен.

Именно таким был знаменитый военный совет в Филях во время нашествия Наполеона на Россию в 1812 году. После кровопролитной Бородинской битвы пытаться остановить французов значило для русской армии понести новые большие потери. Кутузов склоняется к решению без боя сдать противнику Москву. Война же, полагал он, всё равно будет выиграна.

Однако вряд ли Кутузов считал, что при такой тактике победа обеспечена стопроцентно; ведь если бы это было так, то и Наполеон осознал бы это и не полез в ловушку. Принимая решение, Кутузов брал на себя колоссальную ответственность – перед историей, перед народом, перед Богом.

И в науке, и в экономике, и в политике наилучшие решения далеко не сразу получают всеобщее понимание и одобрение – и легко могут быть отвергнуты большинством голосов. Иногда разумно большинством голосов не решение принимать, а выбирать того, кому можно доверить и поручить поиск и принятие наилучшего решения.

То, что голосование может предпочесть не лучший из предложенных советов, – довольно очевидно. Гораздо менее очевидно, что голосованием может быть принят ещё худший вариант – такой, с которым не согласится ни один из участников голосования. Это особенно опасно, когда решение принимается не целиком, а по частям.

Рассмотрим такую ситуацию. Нужно выбрать наилучший из трёх возможных вариантов действия: А, В и С. В принятии решения участвуют три эксперта.

Первый эксперт считает, что вариант А лучше, чем вариант В; вариант В лучше, чем вариант С; в этом случае, естественно, А лучше, чем С.

Второй эксперт считает, что В лучше, чем С; С лучше, чем А; В в этом случае, конечно, лучше, чем А.

Третий эксперт считает, что С лучше, чем А; А лучше, чем В; С в этом случае лучше, чем В.

Принятие решения по большинству голосов не гарантирует разумного решения .

То, о чём мы говорили, это лишь частные примеры. В более общем смысле речь идёт о принятии человеком любых важных решений, о его жизненной позиции. Я думаю, читатель понял это, читая статью. Как говорили древние, sapienti sat – умному достаточно.

Текст Иосифа Моисеевича Фейгенберга посвящён серьёзной и актуальной проблеме ответственности человека за свои поступки.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме автор рассматривает разные ситуации, в которых человеку приходится совершать выбор. И.М. Фейгенберг отмечает, что "каждый человек на протяжении своей жизни стоит перед необходимостью принимать решения, и каждый раз он берёт на себя ответственность за всё последствия".

Это действительно так, кроме того, я считаю, что от каждого принятого решения зависит будущее человека. Он несёт ответственность перед самим собой. Например, от выбора употребления алкоголя зависит здоровье человека, а от выбора добросовестного обучения-его образованность.

Особого внимания также заслуживает мысль автора о том, что "нередко возникает желание уклониться от принятия решения, снизить свою ответственность. Однако эти попытки являются иллюзией и самообманом". Автор этим примером хочет сказать, что перекладывание ответственности на других не приведёт ни к чему хорошему, ведь в итоге выбор будешь совершать ты сам, и ответственность за последствия всё равно будет лежать на твоих плечах. Можно прислушаться к совету, но полностью надеяться на него не стоит.

Эти примеры тесно взаимосвязаны, и они, дополняя друг друга, позволяют в полной мере раскрыть поставленную проблему.

Несмотря на то, что позиция автора не выражена прямо, о ней легко догадаться, прочитав текст. И.М. Фейгенберг считает, что человек, принимающий определённые решения, должен осознавать, что ответственность за последствия он целиком берёт на себя, и от его выбора может зависеть как его собственная жизнь, так и жизнь окружающих.

Я не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, каждый наш поступок вносит свой вклад в жизнь. И человек вправе выбирать, как он будет поступать в той или иной ситуации.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод: от ответственности человека за свои слова, дела, важные решения порою зависит не только его собственная судьба, но иногда и судьба целого народа, который вершит историю.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

img

(1)Между экзаменами в школе и жизненным экзаменом существует огромная разница.

(8)Если прогноз последствий однозначен, то выбор действий не представляет трудностей, а просто требует точного расчёта. (9)Но в жизни прогноз будущего, включающего и результаты собственных действий, чаще всего носит вероятностный характер. (10)И вот, имея лишь вероятностный прогноз будущего, человек должен решиться на вполне определённое действие.

(11)И чем неопределённее прогноз результата, тем труднее становится решиться на определённые действия, на определённый поступок.

(12)Каждый человек на всём протяжении своей жизни стоит перед необходимостью принимать решения, порой очень важные и нелёгкие, чреватые серьёзными последствиями.

(13)Мать решает, как разумнее распорядиться делами ребёнка в сложной ситуации, и от её решения зависит будущее ребёнка. (14)Учитель решает вопрос о воспитании своих учеников, и от этого зависит, каким будет следующее поколение. (15)От решения, которое принимает врач, зависит здоровье, а порой и жизнь человека. (16)И каждый раз, принимая решение, человек берёт на себя ответственность за его последствия.

(17) Принимая решение, человек берёт на себя ответственность перед законом, перед людьми, перед совестью. (18)Нередко возникает желание уклониться от принятия решения, снизить свою ответственность. (19)Стремление уйти от принятия решения (и от ответственности!) довольно широко распространено, хотя и не всегда осознаётся. (20)Однако попытки переложить на кого–то принятие решения — это иллюзия, самообман. (21)Ведь это не чьё–то, а моё решение поступить так, как кто–то мне посоветовал (или даже приказал). (22) Значит, я (или в том числе и я) несу ответственность за последствия своих действий. (23)Это, впрочем, не значит, что не нужно следовать чужим советам.

(24)Надо только помнить, что ты сам принял решение, чьему совету следовать, и сам отвечаешь за это решение.

(25)Так как же быть в ситуации, когда необходимо принять ответственное решение?

(26)Нужно собрать друзей или коллег и принять решение коллективно?

(29)Но возможен другой тип совещания, когда задача его участников — изложить свои соображения и аргументацию, а задача руководителя — принять решение. (30)Такой совет, безусловно, полезен.

(31)Именно таким был знаменитый военный Совет в Филях в 1812 году. (32)После Бородинской битвы пытаться остановить французов значило для русской армии понести новые большие потери. (33)Кутузов склоняется к решению без боя сдать противнику Москву.

(34)Война же, полагал он, всё равно будет выиграна.

(35)Однако вряд ли Кутузов считал, что при такой тактике победа обеспечена стопроцентно; ведь если бы это было так, то и Наполеон осознал бы это и не полез в ловушку. (36)Принимая решение, Кутузов брал на себя колоссальную ответственность перед историей, перед народом, перед Богом.

(40)И в науке, и в экономике, и в политике наилучшие решения далеко не сразу получают всеобщее понимание и одобрение и легко могут быть отвергнуты большинством голосов.(41)Иногда разумно большинством голосов не решение принимать, а выбирать того, кому можно доверить и поручить поиск и принятие наилучшего решения.

(8)Если прогноз последствий однозначен, то выбор действий не представляет трудностей, а просто требует точного расчёта. (9)Но в жизни прогноз будущего, включающего и результаты собственных действий, чаще всего носит вероятностный характер. (10)И вот, имея лишь вероятностный прогноз будущего, человек должен решиться на вполне определённое действие. (11)И чем неопределённее прогноз результата, тем труднее становится решиться на определённые действия, на определённый поступок.

(12)Каждый человек на всём протяжении своей жизни стоит перед необходимостью принимать решения, порой очень важные и нелёгкие, чреватые серьёзными последствиями. (13)Мать решает, как разумнее распорядиться делами ребёнка в сложной ситуации, и от её решения зависит будущее ребёнка. (14)Учитель решает вопрос о воспитании своих учеников, и от этого зависит, каким будет следующее поколение. (15)От решения, которое принимает врач, зависит здоровье, а порой и жизнь человека. (16)И каждый раз, принимая решение, человек берёт на себя ответственность за его последствия.

(17)Принимая решение, человек берёт на себя ответственность перед законом, перед людьми, перед совестью. (18)Нередко возникает желание уклониться от принятия решения, снизить свою ответственность. (19)Стремление уйти от принятия решения (и от ответственности!) довольно широко распространено, хотя и не всегда осознаётся. (20) Однако попытки переложить на кого-то принятие решения - это иллюзия, самообман. (21)Ведь это не чьё-то, а моё решение поступить так, как кто-то мне посоветовал (или даже приказал). (22) Значит, я (или в том числе и я) несу ответственность за последствия своих действий. (23)Это, впрочем, не значит, что не нужно следовать чужим советам. (24)Надо только помнить, что ты сам принял решение, чьему совету следовать, и сам отвечаешь за это решение.

(25)Так как же быть в ситуации, когда необходимо принять ответственное решение? (26)Нужно собрать друзей или коллег и принять решение коллективно?

(29)Но возможен другой тип совещания, когда задача его участников - изложить свои соображения и аргументацию, а задача руководителя - принять решение. (30)Такой совет, безусловно, полезен.

(31)Именно таким был знаменитый военный Совет в Филях в 1812 году. (32)После Бородинской битвы пытаться остановить французов значило для русской армии понести новые большие потери. (33)Кутузов склоняется к решению без боя сдать противнику Москву. (34)Война же, полагал он, всё равно будет выиграна.

(35)Однако вряд ли Кутузов считал, что при такой тактике победа обеспечена стопроцентно; ведь если бы это было так, то и Наполеон осознал бы это и не полез в ловушку. (36)Принимая решение, Кутузов брал на себя колоссальную ответственность перед историей, перед народом, перед Богом.

(40)И в науке, и в экономике, и в политике наилучшие решения далеко не сразу получают всеобщее понимание и одобрение и легко могут быть отвергнуты большинством голосов. (41)Иногда разумно большинством голосов не решение принимать, а выбирать того, кому можно доверить и поручить поиск и принятие наилучшего решения.

(По И. М. Фейгенбергу*)

Иосиф Моисеевич Фейгенберг (род. в 1922 г.) - психофизиолог, профессор, автор научных статей и книг.

6557. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Примерный круг проблем:

1) Проблема существования жизненных экзаменов. (Что такое жизненные экзамены? Существует ли различие между школьными экзаменами и экзаменами, которые приходится сдавать человеку в жизни? В чём заключаются эти различия?)
Авторская позиция: Жизненные экзамены - это поступки, которые нужно совершать, серьёзно расплачиваясь в случае неудачи, и пересдать такие экзамены невозможно, можно только решиться на новый поступок в уже изменившейся ситуации. В жизни недостаточно, как на школьном экзамене, только высказаться, а необходимо решиться на действие.

2) Проблема влияния прогноза результатов поступка на принятие решения о его совершении. (Как влияет прогноз результатов поступка на принятие решения о его совершении?)
Авторская позиция: Чем неопределённее прогноз результата каких-либо действий, тем труднее становится решиться на эти действия, на определённый поступок.

3) Проблема ответственности человека за совершение поступков. (Перед кем ответствен человек за совершение поступков? Возможно ли переложить ответственность за принятие решения на другого человека?)
Авторская позиция: Совершая поступки, человек берёт на себя ответственность перед законом, перед людьми, перед совестью. Стремление переложить на кого-то ответственность за принятие решения - это иллюзия, самообман: чьему бы совету человек ни следовал, он должен помнить, что решение следовать этому совету он принял сам.

4) Проблема неэффективности принятия решения большинством голосов. (Почему решение, принятое коллективом - большинством голосов, - часто бывает хуже решения, принятого человеком индивидуально?)
Авторская позиция: Принимая решение индивидуально, человек чувствует на себе весь груз ответственности за его принятие, а коллективное решение позволяет ему переложить груз ответственности на коллектив, поэтому индивидуальное решение часто бывает более конструктивным, чем коллективное. Кроме того, наилучшие решения далеко не сразу получают всеобщее понимание и одобрение и легко могут быть отвергнуты большинством голосов.

5) Проблема использования советов при принятии решений. (Как нужно относиться к чужим советам при принятии решений? Какие совещания можно считать эффективными?)
Авторская позиция: Не стоит пренебрегать чужими советами, необходимо только помнить, что человек сам принимает решение, чьему совету следовать, и сам отвечает за это решение. Полезны такие совещания, на которых участники излагают свои мысли и аргументы, а руководитель принимает решение и, соответственно, весь груз ответственности за его принятие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 596 198 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.10.2016 2766
  • DOCX 28.1 кбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Потагина Татьяна Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: