М пришвин моя родина заголовок входная дверь в текст сочинение на основе художественного текста
Обновлено: 02.07.2024
Вложение | Размер |
---|---|
zhzh-24-02.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина;
учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;
использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;
Тип урока: открытие нового знания.
Этапы, методы и приёмы
Содержание. Деятельность учителя
Словесн.: слово учителя
Практич.: хоровое чтение
Наглядн: работа со слайдом
Словесн.: объяснение устойчивых выражений
Вот звенит для нас звонок –
Ровно встали, потянулись
И друг другу улыбнулись
-Сегодня мы начнем изучать новую тему. Ее название узнаете, разгадав кроссворды.
1. Глаза - на рогах, а домик - на спине. (Улитка.)
2. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая -для лета, для зимы -другого цвета. (Заяц.)
3. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)
4. Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит,
Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка.)
5. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке - кур посчитать. (Лиса.)
6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)
8. С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака.)
9. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)
(Дети работают на нетбуках.)
- Прочитайте, что получилось в выделенных клетках.
-Вспомните писателей, которые писали о природе.
Чтобы писать о природе, нужно ее хорошо знать, быть очень внимательным и наблюдательным. Природа на латинском языке – натура. Писателей, которые изучают природу, пишут о ней, называют натуралистами.
Настраиваться эмоционально на урок;
Читать с разной интонацией и темпом;
Читать и объяснять устойчивые выражения;
Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.
П: осознавать смысл слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;
Постановка учебных задач
Словесн.: составление слов
1)Знакомство с биографией писателя.
-Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин. Обратите внимание на портрет и выставку книг. Я хочу представить вам презентацию о писателе, а его биографию расскажут девочки (заранее дать задание).
А)Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
В) Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .
Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.
Чтение учителем и хорошо подготовленными учениками. Дети следят по учебнику.
Поурочное планирование по лит.чтению
Урок №65 Класс: 3-б 13.02.2019г.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; выбирать виды деятельности на уроке; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Оборудование: изображения животных, выставка книг по теме урока; карточки (текст речевой разминки, задания); магнитная азбука.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Дома вы должны были сочинить загадки о животных. Загадайте их одноклассникам.
Ill. Актуализация знаний. Постановка целей урока
(Дети работают самостоятельно, затем в парах. После этого проводится проверка.)
По горизонтали:
1. Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка.)
2. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц.)
3. Маленький шарик
Под лавкой шарит. (Мышь.)
По вертикали:
3. Выпуча глаза, сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живет на земле. (Лягушка.)
5. Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке — кур посчитать. (Лиса.)
6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)
Червякам враг. (Ворона.)
8. С хозяином дружит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака.)
9. Не солнце, Не огонь,
А светит. (Светлячок.)
— Догадайтесь, что получилось в выделенных клетках. (Люби живое.)
— Как вы понимаете это словосочетание? (Высказывания детей.)
IV. Работа по теме урока
— Ребята, вспомните, какие произведения вы читали о животных. Какие из них вам особенно запомнились? Расскажите. (Рассказы детей. Показ книг.)
— Вспомните писателей и поэтов, которые писали о природе.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Прогнозирование и обсуждение
— Узнав название раздела и поняв, что оно означает, можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?
— Как вы думаете, какие понятия мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.)
— Прочитайте на доске, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе. (Сочувствие, сопереживание.)
— Как вы понимаете эти слова?
Сочувствие — 1) отзывчивое, участливое отношение к пережи-илниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.
Сопереживание — сочувствие другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.
— Как вы считаете, чему мы будем учиться?
2. Знакомство с разделом
— Прочитайте на с. 57, с чем мы познакомимся в этом разделе.
— Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?
3. Проблемный вопрос
(Учитель читает статью.)
Странные существа — в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы назы-ингм их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться мам — и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее - жизнь. Самое удивительное явление ми 1емле. И самое уязвимое.
— Что связывает нас с братьями нашими меньшими, по мнению Н. Сладкова? (Жизнь.)
— Как автор называет их? (Наши соседи и земляки.)
4.Знакомство с жизнью и творчеством писателя
— Что вы знаете об этом писателе? (Рассказы детей.)
Рассказ учителя об авторе
Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) - автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Рассказы Пришвина о природе получили широкое признание, они являются классикой как образцы народного сказа и языка.
VII. Продолжение работы по теме урока
(Читают хорошо читающие ученики и учитель.)
Работа над текстом
— Окаких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? (Примерный ответ. Он вспоминает о том, как мама его вставала рано, до восхода солнца. Он однажды тоже встал рано. Мама угостила его чаем с молоком. Молоко это было кипяченое. Кипятили его в глиняном горшочке, и сверху оно всегда покрывалось румяной пенкой. А под пенкой этой оно было очень вкусное, и чай от него был прекрасным. После этого Михаил Пришвин стал вставать до солнца каждый день, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. К этому он так привык, что стал вставать до солнца каждый день, даже когда стал взрослым.)
— Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. (Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался. )
— Прочитайте обращение писателя к детям. Как он вас называет?
(Дети читают два последних абзаца.)
— Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ М. Пришвина. Вставьте пропущенные слова.
1. Я однажды встал тоже.
2. Молоко было необыкновенно вкусное, и чай от него делался.
3. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию уже привык, что уже не мог проспать.
4. Моя охота была и тогда и теперь — .
5. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо. и.
6. И охранять природу — значит.
VIII. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
IX. Подведение итогов урока
— Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина — край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.
X.Домашнее задание: Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом. План записать в рабочую тетрадь.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; сочинять на основе художественного текста.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Дома вы должны были составить текст об одном из животных. Послушаем ваши рассказы.
III. Актуализация знаний. Введение в тему
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя
— Что вы знаете об этом писателе? (Рассказы детей.)
2. Рассказ учителя об авторе
Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) - автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Рассказы Пришвина о природе получили широкое признание, они являются классикой как образцы народного сказа и языка.
VI. Продолжение работы по теме урока
(Читают хорошо читающие ученики и учитель.)
2. Работа над текстом
— О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? (Примерный ответ. Он вспоминает о том, как мама его вставала рано, до восхода солнца. Он однажды тоже встал рано. Мама угостила его чаем с молоком. Молоко это было кипяченое. Кипятили его в глиняном горшочке, и сверху оно всегда покрывалось румяной пенкой. А под пенкой этой оно было очень вкусное, и чай от него был прекрасным. После этого Михаил Пришвин стал вставать до солнца каждый день, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. К этому он так привык, что стал вставать до солнца каждый день, даже когда стал взрослым.)
— Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. (Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался. )
— Прочитайте обращение писателя к детям. Как он вас называет?
(Дети читают два последних абзаца.)
— Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ М. Пришвина. Вставьте пропущенные слова.
1. Я однажды встал тоже.
2. Молоко было необыкновенно вкусное, и чай от него делался.
3. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию уже привык, что уже не мог проспать.
4. Моя охота была и тогда и теперь — .
5. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо. и.
6. И охранять природу — значит.
3. Выразительное чтение по цепочке
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
— Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина — край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.
Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом. План записать в рабочую тетрадь.
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микито-ва; магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
— Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)
— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).
III. Введение в тему
— Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Рассказы детей.)
— Прочитайте, что здесь зашифровано. Запишите.
НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ
(Иван Сергеевич Соколов-Микитов.)
— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ.
2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова (Читают учитель и учащиеся.)
Утром стрекоза проснулась,
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
V. Работа по теме урока
— Понравилось ли вам произведение? Чем?
— Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листо-падничками.)
2. Рассказ о писателе
— Хотите узнать подробнее об авторе? Слушайте.
VI. Проверка домашнего задания
— А сейчас мы послушаем рассказы, которые вы составили о летних прогулках по лесу.
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
— Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать тайны природы? Чем является для человека природа?
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Не хочет косой косить косой;
— Прочитайте с ускорением.
— Прочитайте очень быстро.
III. Работа по теме урока Выборочное чтение
— Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
— Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?
— Кого встретил зайчонок во время путешествия?
— Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Какие роли мы должны распределить?
(Читают по ролям: автор, зайчонок, бобр, бобриха.)
— Почему листопадничек остался в хатке бобров?
— Как провел зайчонок зиму?
V. Продолжение работы по теме урока
1. Деление текста на части
- Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую часть, т. е. составим план.
1. Мечта Листопадничка.
2. Подготовка животных к зиме.
3. Зайчонок в хатке бобров.
4. Пришлось остаться на зиму.
5. За долгую зиму большого страху натерпелся.
6. Наконец-то дома!
(Краткий пересказ текста по коллективно составленному плану.)
2. Характеристика героя
- Выполните задание 7 на с. 67. Запишите ответ в рабочей тетради.
— Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?
- Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали.
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VII. Подведение итогов урока
— Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?
Придумать продолжение этой истории. Записать ее в тетрадь. Какие еще приключения могли бы произойти с зайчонком?
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Сочинение по рассказу Пришвина "Моя Родина": что писать, какой план?
Сочинение по рассказу Пришвина "Моя Родина": где найти образец?
Литературное чтение. Сочинение по рассказу Михаила Пришвина "Моя Родина" (пример):
- Краткое содержание рассказа "Моя Родина" Пришвина
- Какая мысль в рассказе мне кажется наиболее важной и главной.
- Мое отношение к рассказу.
Рассказ Михаила Пришвина "Моя Родина" повествует о детстве писателя. Его воспоминания о маме, о его доме и быте начинаются с раннего утра: мама вставал еще до рассвета, угощала мальчика чаем с молоком. Мальчик полюбил вставать рано и встречать восход солнца. После завтрака он уходил в лес, где его ждало столько интересных и невероятных открытий из мира природы.
Автор, описывая свое утро, открывает нам путь к гармонии с природой, учит любить свою Родину, природу. Главной мыслю рассказа "Моя Родина" Михаила Пришвина я считаю фразу:
Природа - кладовая богатств, она дает человеку пищу, дом, материальные блага. Еще природа радует человека своей красотой. Родина неразрывно связана с родной природой.
Мне очень понравился рассказ Михаила Пришвина "Моя Родина", я бы тоже хотел вставать рано и встречать рассвет солнца. Если взять это в привычку, то можно очень много дел успевать сделать за день и увидеть, как просыпается природа, радоваться первым лучам солнца.
Первым делом перед написанием сочинения по рассказу Михаила Пришвина "Моя Родина" нам необходимо составить план, ведь с его помощью выполнить работу будет легче и проще.
Примерно план может выглядеть так:
1) Пересказ(краткий) рассказа.
2)Что самое важное в этом произведении?
3) Что именно вам понравилось, оказалось необычным или вызвало интерес в рассказе "Моя Родина".
Все дальше пишем по этому шаблону:
В произведении идет речь о ранних годах автора, о его детстве, о маме, кроме всего прочего можно понять отношение к природе Михаила Михайловича Пришвина, именно с самых ранних лет в нем появилась тяга к писательству.
Его произведения учат беречь и любить не только свою Родину но и природу, видеть красоту родного края.
Рассказ Пришвина "Моя Родина" короткий, но очень душевный и поучительный. Автор погружается в воспоминания из своей молодости и рассказывает, что в те времена он приучился рано вставать, благодаря маме. А все потому, что мудрая женщина как-то на рассвете предложила ему попробовать чай с топленым молоком. С этого момента паренек, вкусив молока, стал вставать рано, и открыл для себя неизведанный прежде мир.
Автор описывает свои походы в лес, но вовсе не для того чтобы охотиться. Он с удовольствием разгадывал лесные тайны, наблюдая за природой и живыми существами, наслаждался красотами родной сторонки и каждый раз делал для себя новые открытия.
Писатель так восторженно описывает свои неожиданные находки, что мне тоже захотелось побродить по лесу. Я поняла, что все, что нас окружает – настоящее природное чудо, которое может исчезнуть, если не помогать матушке-природе.
Пришвин показывает нам, что именно от нас зависит какой будет наша планета через сотни лет, а чтобы природа радовала нас, мы должны бережно относиться ко всему, что нас окружает. Ведь наше внимательное отношение к природе позволит сохранить прозрачный воздух и чистую воду в водоемах, защитит животных и птиц от вымирания.
Основный авторский посыл к нам как раз и состоит в том, чтобы мы заботились о природе родного края, а значит, любили свою Родину. Мне очень понравился рассказ писателя, влюбленного в природу, и я навсегда запомнила его слова:
Читайте также: