Лука вечный неуемный странник искатель истины сочинение рассуждение

Обновлено: 04.07.2024

В пьесе “На дне” Горький рисует читателю неуютный и неприглядный мирок – бедную ночлежку. Мирок этот непригляден не тем, что он – ночлежка, нет. В этом странном месте, так непохожем на то, что мы привыкли называть домом, живут бедные, несчастные, измученные люди, люди, которые ожесточились, которые разлюбили жизнь, а смерть еще не полюбили; так и маются без любви, без поддержки близкого человека; они заблудились в мелких страстях и удовольствиях; измены, побои, водка, ссоры – вот что составляет привычную жизнь обитателей “дна”.

“Начался день”, – протяжно вздыхает умирающая Анна, едва заслышав из-за своего полога очередную склоку.

Весь день – мелочная склока мелочных людей.

Лука вступает в этот мир тихо, скромно, неприметно; сказав пару слов, тут же пропадает; делает он что-то или просто высказывает свое мнение – все выходит у него ненавязчиво, неназойливо, тихо и спокойно. Все та же Анна – доживающая свои последние дни, чахнущая от невнимания людей Анна – вдруг исполняется неизъяснимой нежности, когда среди всего этого шума-гама, суеты непрекращающихся ссор и человеческой низости появляется Лука, который так

похож на ее отца, “батюшку”; он берет Анну за руку, называет бабочкой, жалеет, обещает тишину и покой – и все это так заботливо, с таким тихим теплом – совсем не в стиле обитателей ночлежки. На затянутом тучами небе солнце, перед тем как провалиться навсегда за горизонт, вдруг гладит лицо Анны последним ласковым лучом, и луч этот – Лука.

Лука не любит людей – он любит человека; он осуждает обитателей “дна” за то, что они не заботятся об Анне, что обижают Настю, что не вступаются за Наташу, что нет человеческого тепла в ночлежке.

Горький в списке действующих лиц называет Луку странником… Что есть странник?

Вот как отвечает на этот вопрос сам Лука: “Все мы на земле странники… Говорят, – слыхал я, – что и земля-то наша в небе странница”.

Он спорит об этом с Костылевым (хотя даже само слово “спорить” как-то не подходит к его миролюбивому, спокойному облику). Костылев считает, что человеку не следует скитаться, что человек должен приносить только пользу; а уж если человек – странник, то есть странный человек, то мысли свои и тайны жизни, постигнутые им в пути, он должен спрятать, носить в душе и не делиться ими ни с кем, не смущать понапрасну людей, не сеять сомнение в их сердцах; только молиться может странник. А уж без паспорта, без бумажки и вовсе нельзя быть странником, хорошим человеком – “все хорошие люди паспорта имеют”, считает Костылев.

Одной лишь фразой отвечает Лука на его тираду: “Есть люди, а есть – иные – и человеки…”

А вот Василиса Карповна, жена Костылева, считает Луку проходимцем – это слово, очень остроумно противопоставленное Горьким слову “прохожий”, подчеркивает, как Василиса относится к странникам и вообще к людям. Вернее, к Человекам.

Любовью к человеку (к человеку, не к толпе людей) объясняется многое в поведении Луки, столь отличном от принятого “на дне”.

Например, ложь. Маленькая “белая” ложь Луки.

Знает ли Лука, что ждет Анну там, за чертой жизни?

Нет. Но ей так нужны слова успокоения, ведь она умирает, а еще можно было бы пожить, потерпеть… Лука убеждает Анну, что смерть ко всем нам ласкова, и Анна умирает спокойно.

И Настя, убегающая из жизни в книги, в большую любовь, вызывает у Луки не насмешки и презрение, как у большинства постояльцев ночлежки Костылевых, а неподдельное, искреннее сострадание; он гладит ее по голове и убеждает, что все было – если верить, что было.

В словах Луки – древняя мудрость, о которой размышляли еще обожженные солнцем саньясины в оранжевых робах – отшельники Тибета, отрекшиеся от беготни мира в пользу неторопливых медитаций под деревьями бодхи, усыпанными красными цветами.

Истина эта трудна для осмысления, но, раз постигнутая, она не покинет головы: прошлое можно придумать заново, свое – каждому человеку.

Настя относилась к тому типу людей, которые окружают себя коконом иллюзий, одни от скуки, другие – от невыносимости жизни. Настя принадлежала ко вторым. И окружающие зачастую срывали с нее покров ее мечты, который защищал ее, позволял отгораживаться от грязи и рутины обстановки, в которой она жила.

Лука видел, что мечты ее пусты и бесплодны; но он видел также, что без своей мечты она погаснет, ведь ей не останется ничего, во что бы она могла верить. Как сказал про Луку Сатин, “старик живет из себя… он на все смотрит своими глазами”. И он понимал: “Человек – вот правда!” Вот та правда, за которую можно многим пожертвовать. “Во что веришь – то и есть”.

Лука верит в человека. Верит в то, что его можно воспитать и переделать не побоями, не давлением, а просто-напросто теплом и заботой.

Кто же такой Лука? “Проходящий… странствующий”, – говорит он сам. Проходимец – уверена Василиса. Странник – так считает Горький. И так считаю я. Ведь кто такой Проходимец?

Низкий, хитрый человек – нет такого в Луке. Прохожий? Прохожий – случайный человек, который пересекает твой путь однажды, чтобы никогда не пересечь его вновь; с прохожим можно обменяться лишь взглядом.

Бернард Шоу сказал: “Если у меня есть яблоко и у тебя есть яблоко, и мы обменяемся, у нас останется по одному яблоку. Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, и мы обменяемся, то у нас с тобой будет по две идеи”.

Лука безвозмездно делится своими идеями; он приходит, и уходит, и везде сеет немного добра и ласки – он Странник. Он странный человек, с секретами в душе, он может оставаться или уходить; он видел много людей и многое о них знает; он знает, что не надо отбирать у человека его “праведную землю”, потому что без нее человек повесится…

Лука — странствующий проповедник. Он появляется в ночлежке в самый разгар споров ее обитателей о совести и чести. Нужны ли они людям, находящимся на самом дне жизни?

Горький, безусловно, стоит на позиции Сатина и осуждает Луку. Однако в пьесе такого прямого осуждения нет. Читателю и зрителю самому предстоит решить вопрос о том, что лучше: правда Сатина или ложь во спасение Луки. А, может быть, истина лежит где-то посредине.

Итак, Лука принимает участие в судьбах брошенных на дно жизни людей. Он в своих речах и поступках старается отвлечь людей от их безрадостной жизни, хотя знает печальный итог каждого из ночлежников. Человечность Луки необходима людям, потому что он пробуждает в людях сочувствие, сострадание, те главные ценности, без которых нельзя называться человеком. Но, конечно же, жалость сама по себе не в состоянии избавить людей от страдания. Необходимы решительные изменения действительности. Поэтому Лука и Сатин не антагонисты, а, скорее, союзники. Лука, как врач, терпеливо и устало лечит истерзанные души, а Сатин — мечтатель, наделенный даром смелой творческой мысли, умеющий видеть далеко и зорко. Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик на ниве людских страданий, а созерцатель. Сами по себе люди не интересуют его. Он далек от их страданий. Ему интересна только собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки.


Пример сочинения 2

Максим Горький написал свою пьесу в 1902 году, накануне революции. Именно в это время в обществе появилось так много людей, которые от своей бедности и безутешности скатились на самое дно, они совершенно перестали видеть и верить в счастливое будущее, они захлебнулись черствостью суровых будней, они погрязли в грязи, из которой не выбраться.

Главными персонажами пьесы являются Сатин, Актер, слесарь Клещ, Квашня – торговка пельменями, проститутка Настя. Кем они были в своей жизни? Никем! Не нужными и невостребованными в обществе. От этого, их внутренний мир совершенно перестал существовать. Они просто отбывали свои дни, веря в любовные рассказы, заливая горло алкоголем, живя мечтами о прекрасном будущем. Казалось, для них все закончено. Но тут, появляется образ странника – Луки, который переворачивает их жизни, меняет все вверх дном.

Умирающей Анне он обещает облегчение после смерти. Актера побуждает воздержаться от алкоголя и продолжить лечение в бесплатной клинике. Настю выслушивает и подбадривает верой в существование истинной, чистой и крепкой любви.

В словах странниках была ложь, она искушала людей, пробуждала в них веру. Но, в конечном итоге, все иллюзии разрушились и привели к еще более трагичным последствиям.

Так как же нам оценивать Луку, как характеризовать его образ, куда относить – к добру или к злу?

Пример сочинения 3

Пьеса Максима Горького "На дне" затрагивает важные проблемы, например, философские или социальные. В данной пьесе представлены самые разные герои, но, несомненно, самый важный из них - это Лука. Его взгляды на мир вызывают постоянные споры и вопросы. Лука рассуждает о правде, нужно ли ее говорить, если человеку станет плохо, узнав ее, или лучше стоит проявлять сострадание, которое чуть-чуть облегчит жизнь человеку.

Лука является проповедником, он странствует по стране, у него нет своего дома. Он пытается распространить свои взгляды, свое мировоззрение. Его появление в ночлежке оказывает сильное влияние на ее жителей. Люди в ночлежке собрались самые разные, кто-то любит жизнь и радуется каждому мгновению, кто-то, наоборот, желает умереть, ведь жизнь не приносит им удовольствия.

Лука появляется в пьесе в самый важный момент, когда умирает Анна. После ее смерти, жители ночлежки спорят на тему совести и чести. Многие, находившись в ночлежке, совсем забыли о них. Лука помогает пережить горе каждому, он утешает, вселяет веру в хорошее, пытается внушить, что все проблемы решаемы. Благодаря тому, что Лука может находить общий язык с каждым человеком, он понимает с полуслова, о чем молчит человек.

Лука считает, что жизнь состоит из мечтаний и надежды. Перед смертью Анны, Лука беседует с ней, помогая принять свою судьбу. Лука помогает и Актеру осознать происходящее, Лука уверяет его, что он сможет победить свою алкогольную зависимость, благодаря лечебнице.

Автор пытается показать Луку в образе праведника, он несет мудрость и правду людям. Это доказывает ситуация, которая произошла с ним - воры залезли в дом, но главный герой кормит тих людей, отвечая на зло добром.

Как только Лука появляется в ночлежке, можно отметить его положительные качества - отзывчивость, желание помочь другим, не требуя чего-то взамен, умение не только слушать, но и слышать других.

Хоть Лука и врет другим героям, но делает он это, чтобы утешить, вернуть надежду и желание жить. Но самое главное - после ухода Луки никто его не осуждает и не корит, наоборот, ему благодарны, сам же автор называет Луку жуликом, отрицательным героем своего произведения.


Пример сочинения 4

С приходом Луки в жизни обитателей ночлежки происходит разлад. Он уверяет Настю, что в ее жизни все будет прекрасно, и она встретит настоящую любовь. Для Актера также есть прекрасная новость. Ему сообщают, что есть лечебница, которая поможет вылечить его проблему с алкоголем, при этом она бесплатная. Анне, которая уже была на последних вздохах жизни, он обещает, что ее загробная жизнь будет светлой и спокойной. Но несмотря на это, многие герои пытаются противостоять Луке. Они не верят ему, уверяют, что он шарлатан и врун.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем отойти от общепризнанного взгляда на образ одного из главных героев пьесы.

Лука, конечно, может вызывать самые различные чувства. А ведь известно, что только "заметные" люди заставляют говорить о себе. Лука:Какой он на самом деле? Вопрос о правде и лжи , бесспорно, очень сложный. Часто непросто увидеть границу между этими нравственными категориями. Вот поэтому он до сих пор остаётся открытым. Прежде чем оправдывать или осуждать этого героя, давайте вспомним, что говорил сам автор о своём персонаже. (Ученик зачитывает слова А.М. Горького о пьесе: "В наши дни утешитель может быть показан на сцене театра только как фигура отрицательная и комическая")

Ребята, такую оценку Луке писатель дал спустя много лет после написания произведения. Считают ли так те люди, с которыми познакомился Лука?

Итак, обратимся к тексту.

1. В какой обстановке живут герои, к которым скоро придёт Лука? ("Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой:Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату - нары Бубнова. В левом углу - большая русская печь; в левой - каменной стене дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены - широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом.

Везде по стенам - нары:Посредине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, всё - некрашеное и грязное").

2. Обратите внимание на экран. Перед вами этот подвал. Что поражает особенно?О чём может думать человек, находясь в таких условиях и понимая, что идти ему некуда?(Учащиеся высказывают своё мнение).

3. Какой вывод можно сделать из сказанного вами? Да, в подвале, похожем на пещеру, под тяжкими каменистыми сводами в тюремном полумраке костылёвской ночлежки влачат жалкое существование убогие личности - обитатели дна, социальной помойной ямы, куда общество безжалостно сбрасывает отработанный человеческий материал.

4. Как вы думаете, насколько обосновано появление Луки в ночлежке?Можно ли утверждать, что к этому моменту у этих людей сформировалась система взглядов?

5. В чём уверен Пепел? (акт 1: "А куда они - честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести: Честь, совесть тем нужна, у кого власть да сила есть:").

6. Что говорит Бубнов о совести? (акт 1: "Чего-о? Совесть? На что совесть? Я - не богатый:Ну, здесь этого (совести) никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил:).

7. Найдите эпизод, когда Лука появляется впервые? (акт 1: "Доброго здоровья, народ честной!. . . Мне - всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха :все - чёрненькие, все прыгают:так-то. )

8. Что можно сказать об этом человеке?(Неприхотлив, способен быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми, добрый, уважает всех людей: "Старику - где тепло, там и родина").

9. Можно ли по отдельным репликам героя понять его жизненную позицию? (Учащиеся находят высказывания Луки и приходят к определённым выводам: он очень быстро приспосабливается к ситуации, "прогибается"под обстановку).

10. Что именно располагает к нему собеседников? (Умение подобрать нужные слова;использование пословиц, поговорок, слов, которые несут позитивный заряд).

11. . Помогло ли это Луке заставить обитателей дна быть услышанным? (Старшеклассники приводят отрывки разговора Луки с обитателями ночлежки:диалог с Наташей (акт 3); с Анной (акт 2); с Актёром (акт 3).

12. Как Лука объясняет свою доброту? ("Мяли много, оттого и мягок"(смеётся дребезжащим голосом).

13. . Верите ли вы в искренность слов старика? (Учащиеся обосновывают своё мнение примерами из текста: одни убеждены в том, что старик не мог быть откровенным , так как его речь практически не имеет логического завершения, он как бы не договаривает, обрывает фразу. Другие же , наоборот, уверены в искренности Луки: нечестные люди не могут проникнуться уважением к тем. кому необходима помощь).

14. Правильно ли , на ваш взгляд, вёл себя Лука в разговоре с умирающей Анной? Помог ли он ей? (акт 2)

15. Что вы думаете по поводу разговора Луки и Актёра о лечении алкоголизма? Случайно ли старик не называет город?

Каков итог разговора? (акт 3) Виноват ли Лука в смерти Актёра? (Мнения учеников разделились).

16. Ребята, а верит ли сам Лука в то, во что призывает поверить других?

17. А зачем ему это надо? Как он сам это объясняет? ("Надо:кому-нибудь и добрым быть:жалеть людей надо. Христос всех жалел и нам так велел").

18. Как вы считаете. нужен ли человеку Лука (не персонаж), а человек, который хотя бы на короткое время может подарить надежду?

19. Помог ли Лука реально кому- либо из обитателей ночлежки? (Никому, кроме Анны. Актёр кончает жизнь самоубийством, Пепел оказывается в тюрьме, Наташа пропала).

20. Но хоть что-нибудь изменилось в ночлежке? (Именно после ухода Луки Сатин произносит монолог о том, что такое Правда и кто такой Человек). Ребята смотрят видеоролик (монолог Сатина). Сатин понял, положительную роль Луки:

"Он:подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету:).

21. Ребята, так почему же всё-таки Лука не остался с теми, кого смог пожалеть? Можно его поступок назвать бегством?

(Видимо, понимал, что помочь этим людям нельзя;был слишком мягким человеком или пошёл туда . где его ждали такие же обитатели дна, не умел решать проблемы, учил только сглаживать их, был проповедником утешительной лжи. Да, это бегство:нельзя бросать людей в самый трудный момент. Раз взялся им помочь-помогай до конца. Не хотелось, чтобы на моём пути встречались такие добренькие, миленькие и подающие очень радужные надежды).

Учитель: Лука утверждал, что он любит всех. А возможно ли любить всех?Я думаю, вопрос остаётся открытым. Сегодня на уроке мы услышали самые различные мнения о Луке, его жизненной позиции, мировоззрении и почувствовали, что Лука -далеко не простой персонаж. И в критической литературе мнения о Луке также расходятся. Обратите внимание на экран.

Перед вами 3 мнения о герое нашего урока:

1) Лука - вечный, неуёмный странник, искатель истины (трактовка МХАТа);

2) Лука - беглец, он пассивен, он успокаивает человека лишь на время, подавляя активное начало. Лука - приспособленец. (И. Анненский);

3) Лука - апостол (Мережковский).

Вы можете быть сторонником любой точки зрения. Существовать может любое мнение: каждый думает по-своему.

Надо только уметь отстоять свою позицию.

Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно. соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по теме "Какая точка зрения мне близка и почему?"

Лука - не искатель жизни. Он - утешитель, чья роль сводится к сладенькой, добренькой лжи о том, что всем жить хорошо будет т а м, на том свете, что надо страдать, чтобы заслужить впоследствии радость райского существования. его проповедь ведет к отрицанию борьбы за лучшую долю, к отказу от сопротивления невзгодам и всей этой горькой нищете!
Он, конечно, ходил много, и видел не мало, Но тем и страшна его утешительно-слащавенькая, сахарная ложь, что она требует от человека не сопротивления, не борьбы, а принятия всех горестей, всех печалей, всех несчастий человеческих, как нечто, сам собою разумеещеся.

Когда я был маленьким у меня была одна мечта иметь маленькую машинку . я взял палку и собрался копить на неё потому что у родителей было очень мало денег и мне пришлось зарабатывать . я помогал многим или или делает всю работу за родителей я так стараюсь а и у меня получилось накопить я сидел и радовался когда я появилась одна машинка Я до сих пор с ней играю Она мне напоминает мой труд С этого дня я начал помогать людям Несмотря на то что они не даю тебе денег без разницы чтобы было приятно эта машинка символ веры и спокойствия символ что смогу все сделать я сумею

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматургических произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в комедиях Фонвизина “Недоросль” и Грибоедова “Горе от ума”.
Комедия “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, в котором нашли отражение пороки помещичье-чиновной системы России тридцатых годов XIX века. Важное место в системе персонажей комедии занимают чиновники, населяющие уездный город. Это собирательный, обобщенный образ, выведенный сатирически, ибо включает в себя все отрицательное в политической системе России того времени. В “Авторской исповеди” писатель указывал, что он “решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливости”. Гоголь задумал обобщить в задуманной комедии наиболее яркие пороки современного ему государственного правления.
Автор своей комедией утвердил новую мысль в русской литературе -не исполнители, а сами законы, весь уклад существующего строя виноваты в том, о чем поведало произведение великого мастера.
Так, Городничий оправдывает свои грехи словами: “Не я первый, не я последний, все так поступают”.
Главное место среди чиновников уездного города отведено Городничему - Антону Антоновичу Сквознику-Дмухановскому. Гоголь в “Замечаниях для господ актеров” дал существенные характеристики каждого из главных действующих лиц комедии. Так, автор характеризует Городничего: “Хоть и взяточник, но ведет себя солидно”. Более полно этот образ раскрывается в речевых характеристиках самого персонажа. Солидный герой и разговор ведет солидный, размеренный. Он порожден средой, ею же и воспитан. Городничий — образ всей государственной власти современной Гоголю России. Он знает, что грешен, ходит в церковь, думает, что в вере тверд, помышляет когда-нибудь покаяться. Но велик для него соблазн не пропустить того, “что плывет в руки”. С приездом ревизора, обманывая сам себя, он питает надежду попасть в генералы. Наделяя героя естественными слабостями, автор делает его более человечным и тем возвышает над остальными персонажами пьесы. В момент прозрения он бросает в лицо чиновникам и в зал: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего. ”, “Чему смеетесь? Над собой смеетесь. ”
Не менее грешен во взятках судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин. Он занят собой и своим умом, и безбожник только потому, что на этом поприще есть простор “выказать себя”.

Понравилось?
Ставь Лойс)

Это произведение интересно тем, что в нем с обыкновенным человеком происходят невероятные события. Способ изложения автора погружает нас в атмосферу старины и фольклора.Хозяйка медной горы - самый яркий образ. Она хранительница сокровищ и покровительница смелых людей, представляет собой могущество природы, ее величество перед человеком. И как бы не был силен человек, природа все равно будет диктовать свои условия и правила. Хозяйка медной горы выбрала Степана не случайно, он был честным, работящим и бесстрашным.
Этот сказ учит нас быть упорными, уважать труд, не нарушать обещаний и знать меру, а главное - любить природу и охранять ее.

Напишите юмористический рассказ в основе которого будет "жалобная книга" с современными записями. Прошу напишите про школу. И по

Читайте также: