Литература отличается от критики как дальнее плавание от каботажного сочинение егэ

Обновлено: 03.07.2024

По мнению школьников, сдающих ЕГЭ по русскому языку, наибольшую трудность представляет написание сочинения по предложенному тексту.
Читая эту публикацию, Вы сможете понять, 1) какой по содержанию и объему исходный текст ждать на экзамене в 2022 году, 2) каково экзаменационное задание к сочинению по тексту, 3) как может выглядеть написанное на максимальный балл сочинение, 4) по каким критериям оценивают сочинение эксперты.

Исходный текст.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.

Объем сочинения — 255 слов, согласно word count в документах Гугл.

Ниже кратко (!) о критериях оценки сочинения, которые используют проверяющие работу эксперты (в скобках указано возможное количество баллов по критерию).
К1. Формулировка проблем исходного текста (0, 1).
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (0 – пересказ, непонимание текста, комментарий иной проблемы, комментарий без опоры на текст, нет примеров из текста; максимальный балл — 6, максимальный балл будет выставлен, если приведены 2 примера-иллюстрации, если даны пояснения к каждому примеру, если указана и проанализирована смысловая связь между примерами).
К3. Отражение позиции автора исходного текста (0, 1).
К4. Отношение к позиции автора исходного текста и обоснование его (0, 1).
К5. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения (0, 1, 2). Коммуникативный замысел, логические ошибки, абзацное членение текста.
К6. Точность и выразительность речи (0, 1, 2). Высший балл, если по 10 критерию (речевые нормы) тоже высший балл.
К7. Орфографические нормы (0 – 5 и более ошибок, 1 – 3-4 ошибки, 2 – 1-2 ошибки, 3 – нет ошибок).
К8. Пунктуационные нормы (0 – 6 и более ошибок, 1 – 4-5 ошибок, 2 – 1-3 ошибки, 3 – нет ошибок).
К9. Грамматические нормы (0 – 3 и более ошибок, 1 – 1-2 ошибки, 2 – нет ошибок).
К10. Речевые нормы (0 – 4 и более ошибок, 1 – 2-3 ошибки, 2 – не более 1 ошибки).
К11. Этические нормы (0, 1).
К12. Фактологическая точность (0, 1).
Максимальный балл за сочинение - 25.

Я много лет готовлю школьников к ЕГЭ по русскому языку. Как правило, мои ученики сдают ЕГЭ на высокие баллы.
Готовьтесь к сочинению — и у Вас обязательно всё получится!
Приглашаю учеников 10 и 11 классов на занятия по подготовке к ЕГЭ. Условия: дистанционно для группы из двух учеников, продолжительность 120 минут, стоимость одного занятия для ученика - 2500. Записаться Вы можете с помощью формы ниже. Оставляйте телефон, пожалуйста. Обращайтесь, если нужна помощь!

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) эпитет 6) сравнение

2) вопросно-ответное единство 7) антитеза

3) ирония 8) градация

4) метафора 9) риторическое восклицание

5) разговорная лексика

(11)Волчица была очень привязана к нему, и он отвечал ей самой нежной и му жественной любовью, на какую только был способен.

(4)Волк был крупный, с тяжёлой головой и тоже очень худой и плоский, как стиральная доска. (6)Он прихрамывал на обе задние лапы, и когда, вихляя, начинал ходить по клетке, то становился похож на инвалида, разбитого параличом.

(2)Хотя у многих обитателей зоопарка были имена, волки почему-то так и остались безымянными.

(24)Она выла, рычала, грызла в ярости сетку, но что она могла?!

представляет перед читателями довольно полно, с помощью такого синтаксического средства, как (Б) (предложения 20, 21). А в предложении 25 показать источник силы Фродо и других подобных персонажей автору помогает (В).

1) эпитет 6) диалектизм

2) вопросно-ответное единство 7) антитеза

3) ирония 8) парцелляция

4) развёрнутая метафора 9) риторический вопрос

5) ряды однородных членов

(13)Прекрасный пример для подражания!

(20)Фродо тоже не обладает исключительными способностями: ни особенного ума, ни доблести, ни силы в нём нет, но ему выпадает роль нести Кольцо, хотя миссия эта ему не по силам, и ему приходится стать и сильным, и смелым, и мудрым. (21)Мы видим, как нелегко это ему даётся, как каждый раз он преодолевает сомнения, страхи, ужасы и благодаря этому действительно меняется.

(25)Их магия и волшебство были в другом: Фродо, Нео, Люк были не одни и сражались не в одиночку, полагаясь только на собственные силы, у них были учителя, которым они верили, и друзья, которых они очень любили.

(34)Они смотрят на яркую обложку и доверчиво впитывают то, что даёт им мир.

1) эпитет 6) диалектизм

2) вопросно- ответное единство 7) антитеза

3) фразеологизм 8) градация

4) метафора 9) риторический вопрос

5) разговорная лексика

(7)Вдохновение вбрасывает писателя на вершину его идеала. (9)Толстой со своей высоты видит всех и потому виден всем. (11)Более того, какие-то части открывающегося ландшафта одарённый писатель может видеть лучше гения.

(29)Все другое — ходули или чужая чернильница.

(22)Если мы садимся писать с мыслью писать честно, мы поздно задумались о честности: поезд уже ушёл.

(16)Можем ли мы наслаждаться таким стихотворением, зная, что оно не соответствует законам астрономии? (17)Без

1) эпитет 6) фразеологизм

2) синтаксический параллелизм 7) антитеза

3) перифраз 8) градация

4) метафора 9) риторический вопрос

5) разговорная лексика

(1)Чтобы понять незнакомую страну, важно преодолеть привычку подходить к другому народу со своими мерками. (12)И лишь зная образец подобающего поведения — общую точку отсчёта, —можно судить о мере отклонений от неё, можно понять, как тот или иной поступок предстаёт глазам данного народа. (18)Спору нет, англичане сейчас не те, что во времена королевы Виктории.

(8)Нередко слышишь: правомерно ли вообще говорить о каких-то общих чертах характера целого народа?

(17)Нередко слышишь также: можно ли говорить о национальном характере, когда жизнь так насыщена переменами, а стало быть, непрерывно меняются и люди?

1) эпитет 6) диалектизм

2) вопросно-ответное единство 7) антитеза

3) аналогия 8) градация

4) метафора 9) риторический вопрос

5) разговорная лексика

(1)Литература отличается от критики, как дальнее плавание от каботажного.

(4)В открытом море легко потеряться, но только там можно открыть Америку.

(Аналогия — умозаключение о тождестве вещей на основе одинаковых или похожих у них свойств.)

(11)Большую часть своей жизни искусство удовлетворялось старыми, обычно очень старыми историями, например — библейскими. (14)Если реалист рассказывал истории, то модернист рассказывал о том, как он рассказывает истории. (15)Постмодернист уже ниче го не рассказывает, он цитирует.

(8)Мы больше не придумываем — мы пересказываем чужое. (23)Она не приближает нас к финалу и не задерживает перед ним, она важна сама по себе.

1) эпитет 6) диалектизм

2) вопросно-ответное единство 7) антитеза

3) ирония 8) градация

4) метафора 9) риторический вопрос

5) разговорная лексика

(1)Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина? (2)Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. (3)Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. (4)Слушал, как бьют часы. (5)Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь.

(7)Было удивительно: как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких то мелких делах?

(13)Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного?

(22)В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие.

(30)Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали.

(32)Любить Отечество невозможно заставить декретом. (33)Любовь надо воспитать.

1) эпитет 6) сравнение

2) вопросно-ответное единство 7) антитеза

3) ирония 8) градация

4) метафора 9) риторическое восклицание

5) разговорная лексика 1679

(11)Волчица была очень привязана к нему, и он отвечал ей самой нежной и му жественной любовью, на какую только был способен.

(4)Волк был крупный, с тяжёлой головой и тоже очень худой и плоский, как стиральная доска. (6)Он прихрамывал на обе задние лапы, и когда, вихляя, начинал ходить по клетке, то становился похож на инвалида, разбитого параличом.

(2)Хотя у многих обитателей зоопарка были имена, волки почему-то так и остались безымянными.

(24)Она выла, рычала, грызла в ярости сетку, но что она могла?!

представляет перед читателями довольно полно, с помощью такого синтаксического средства, как (Б) (предложения 20, 21). А в предложении 25 показать источник силы Фродо и других подобных персонажей автору помогает (В).

1) эпитет 6) диалектизм

2) вопросно-ответное единство 7) антитеза

3) ирония 8) парцелляция

4) развёрнутая метафора 9) риторический вопрос 3574

5) ряды однородных членов

(13)Прекрасный пример для подражания!

(20)Фродо тоже не обладает исключительными способностями: ни особенного ума, ни доблести, ни силы в нём нет, но ему выпадает роль нести Кольцо, хотя миссия эта ему не по силам, и ему приходится стать и сильным, и смелым, и мудрым. (21)Мы видим, как нелегко это ему даётся, как каждый раз он преодолевает сомнения, страхи, ужасы и благодаря этому действительно меняется.

(25)Их магия и волшебство были в другом: Фродо, Нео, Люк были не одни и сражались не в одиночку, полагаясь только на собственные силы, у них были учителя, которым они верили, и друзья, которых они очень любили.

(34)Они смотрят на яркую обложку и доверчиво впитывают то, что даёт им мир.

1) эпитет 6) диалектизм

2) вопросно- ответное единство 7) антитеза

3) фразеологизм 8) градация

4) метафора 9) риторический вопрос 4132

5) разговорная лексика

(7)Вдохновение вбрасывает писателя на вершину его идеала. (9)Толстой со своей высоты видит всех и потому виден всем. (11)Более того, какие-то части открывающегося ландшафта одарённый писатель может видеть лучше гения.

(29)Все другое — ходули или чужая чернильница.

(22)Если мы садимся писать с мыслью писать честно, мы поздно задумались о честности: поезд уже ушёл.

(16)Можем ли мы наслаждаться таким стихотворением, зная, что оно не соответствует законам астрономии? (17)Без

1) эпитет 6) фразеологизм

2) синтаксический параллелизм 7) антитеза

3) перифраз 8) градация

4) метафора 9) риторический вопрос 6342

5) разговорная лексика

(1)Чтобы понять незнакомую страну, важно преодолеть привычку подходить к другому народу со своими мерками. (12)И лишь зная образец подобающего поведения — общую точку отсчёта, —можно судить о мере отклонений от неё, можно понять, как тот или иной поступок предстаёт глазам данного народа. (18)Спору нет, англичане сейчас не те, что во времена королевы Виктории.

(8)Нередко слышишь: правомерно ли вообще говорить о каких-то общих чертах характера целого народа?

(17)Нередко слышишь также: можно ли говорить о национальном характере, когда жизнь так насыщена переменами, а стало быть, непрерывно меняются и люди?

1) эпитет 6) диалектизм

2) вопросно-ответное единство 7) антитеза

3) аналогия 8) градация

4) метафора 9) риторический вопрос 3187

5) разговорная лексика

(1)Литература отличается от критики, как дальнее плавание от каботажного.

(4)В открытом море легко потеряться, но только там можно открыть Америку.

(Аналогия — умозаключение о тождестве вещей на основе одинаковых или похожих у них свойств.)

(11)Большую часть своей жизни искусство удовлетворялось старыми, обычно очень старыми историями, например — библейскими. (14)Если реалист рассказывал истории, то модернист рассказывал о том, как он рассказывает истории. (15)Постмодернист уже ниче го не рассказывает, он цитирует.

(8)Мы больше не придумываем — мы пересказываем чужое. (23)Она не приближает нас к финалу и не задерживает перед ним, она важна сама по себе.

1) эпитет 6) диалектизм

2) вопросно-ответное единство 7) антитеза

3) ирония 8) градация

4) метафора 9) риторический вопрос

5) разговорная лексика

(1)Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина? (2)Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. (3)Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. (4)Слушал, как бьют часы. (5)Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь.

(7)Было удивительно: как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких то мелких делах?

(13)Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного?

(22)В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие.

(30)Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали.

(32)Любить Отечество невозможно заставить декретом. (33)Любовь надо воспитать. 2917

einlægni glittering запись закреплена

— Литература отличается от критики, как дальнее плавание от каботажного. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона велеречиво объясняет, что каботажным называется “плавание от одного мыса к другому, прибрежное плавание, совершаемое при помощи одних навигационных устройств кораблевождения и не требующее астрономических средств”. Каботажное плавание, конечно, проще, надежнее, безопаснее. В открытом море легко потеряться, но только там можно открыть Америку.

Скука монотонности рождает неутолимую жажду оригинального, что уже само по себе оригинально. Потребность в новых историях — признак Нового времени. Большую часть своей жизни искусство удовлетворялось старыми, обычно очень старыми историями, например — библейскими. Поменяв универсальные, всем знакомые сюжеты на авторский вымысел, литература стала так популярна, что за несколько веков исчерпала ограниченный запас историй. В ответ на вызов печатного станка появился модернизм. Если реалист рассказывал истории, то модернист рассказывал о том, как он рассказывает истории. Постмодернист уже не рассказывает истории, а цитирует их.

Об исчерпанности литературы вымысла говорили уже ее великие мастера. Так, Лев Толстой жаловался Лескову: “Совестно писать про людей, которых не было и которые ничего этого не делали. Что-то не то. Форма ли эта художественная изжила, повести отживают или я отживаю”. Ему вторил Томас Манн. Представляя читателям необычную, “балансирующую между эссе и эпической комедией” книгу Музиля “Человек без свойств”, он говорил, что обычный роман, “когда тебе любопытно, как получит Ганс Грету и получит ли он ее”, обречен. “Можно ли еще вообще читать “обычные” романы? — спрашивал Манн, и сам отвечал: — Да ведь это уже невозможно! Понятие интересности давно находится в состоянии революции. Нет ничего скучнее, чем └интересное"”.

Итог этой критики подвел Сэмюэль Беккет. В “Трех диалогах”, этом своеобразном, как все, что он писал, эстетическом манифесте Беккет защищал искусство, “уставшее притворяться, что оно способно чуть-чуть дальше пройти по той же унылой дороге”.

Сегодня кризис традиционной — так сказать, “романной” — литературы проявляет себя перепроизводством. Никогда не выходило столько книг, и никогда они не были так похожи друг на друга. Маскируя дефицит оригинальности, литература симулирует новизну, заменяя сюжет действием. Секрет успеха автора ловких и дельных бестселлеров Джона Гришама заключается в том, что у него что-то происходит буквально в каждом абзаце. Желая досмотреть, чем завершится эпизод, мы невольно переворачиваем страницы очередной книги (по-английски она так и называется — “pageturner”). При этом описательная активность не имеет прямого отношения к фабульному развитию. Это — пляска на месте. Она не приближает нас к финалу и не задерживает перед ним, она важна сама по себе. Как факир кобру, писатель гипнотизирует читателя непрестанным движением.

Только этим можно объяснить эпизод, о котором рассказала мне редактор одного московского издательства. В метро она заметила юношу, погруженного в пухлый боевик с развязной обложкой. Увлекшись, он громко чихнул и, не найдя платка, высморкался в еще непрочитанную страницу, которую он выдрал из конца книги. Подобное обращение с собой может позволить только сочинение, лишенное композиционной структуры.



Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.


Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы


Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения


Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года


План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон


Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020


Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон

Данное сочинение - рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, проблемой текста, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений и эссе для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет в конце 2020 года.

Вариант. Ответы на Тест ЕГЭ. Задание 27 для написание сочинения ЕГЭ - ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1 15.2 15.3 :


Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Почему-то романтическими считаются такие профессии, как лётчик, космонавт, моряк дальнего плавания, геолог Как написать краткое сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами.

В предложенном тексте А. Леонтьев рассуждает об учёных и их открытиях, рассказывает о судьбе одного из них — швейцарца Фердинанда де Соссюра.

Автор выдвигает проблему повседневного труда учёного. Эта проблема, несомненно, интересна, над нею стоит задуматься. Ведь труд учёного нелёгок. Открытия совершаются далеко не каждый день, иногда к ним идут десятилетиями, и не всякий учёный получает признание при жизни. В тексте говорится о де Соссюре, который в двадцать лет совершил открытие в языкознании, а назвали его великим открытием уже после смерти учёного, спустя много лет.

Вспомним М.В. Ломоносова. Его называли первым русским университетом. Химия, физика, география, литература, геология – это далеко не полный перечень наук, которыми занимался великий русский учёный. Я думаю, что Ломоносов был счастлив, потому что за свою жизнь совершил множество открытий в различных областях знаний.

Мне кажется, ученик – это тоже в какой-то степени учёный. Каждый день он открывает для себя что-то новое. Конечно, если он любознателен и упорен. Многие ученики занимаются в школьных научных кружках. Я знаю ребят, которые участвовали в городских конференциях молодых исследователей. Труд лучших из них был оценён по достоинству.

В заключение хотелось бы сказать, что повседневный труд учёных, конечно, нелёгок, но без них человечество бы не двигалось вперёд в своём развитии.

Читайте также: