Лишние люди в литературе 19 века и новый герой тургенева отцы и дети сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Русская классическая литература признана во всем мире. Она богата многими художественными открытиями. Многие термины и понятия присущи только ей и неизвестны мировой литературе.

Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший это общество "лишний человек" не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был замечен ими как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы. В личных судьбах героев, которых принято называть "лишними людьми", отразилась драма передового дворянства

Цель данного исследования: дать обоснование уместности или неуместности употребления термина "лишние люди"

- проследить развитие образа "лишнего человека" в русской литературе 19-го века;

- раскрыть роль "лишних людей" в конкретных произведениях;

- выяснить значение данных персонажей для русской литературы;

В своей работе я стремилась ответить на вопросы:

- кто такой "лишний человек?

- нужен, полезен ли он миру?

Предмет исследования: образы "лишних людей" в русской литературе

Объект исследования: произведения русских писателей 19-го века

Так почему же такой умный и образованный человек не желает трудиться? Ответ прост: Илья Ильич так же, как Онегин и Печорин не видит смысла и цели такого труда, такой жизни. “Этот не разрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели”, — писал Писарев.

Жизнь персонажа Гончарова - розовые мечтания на мягком диване. Тапочки и халат - неотъемлемые спутники обломовского существования и яркие точные художественные детали, раскрывающие внутреннюю сущность и внешний образ жизни Обломова. Живя в придуманном мире, отгороженном пыльными шторами от реальной действительности, герой посвящает свое время построению несбыточных планов, ничего не доводит до конца. Любое его начинание постигает участь книги, которую Обломов читал уже несколько лет на одной странице.

Главное сюжетной линией в романе являются взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской. Именно здесь герой раскрывается нам с лучшей стороны, открываются его самые заветные уголки души. Но, увы, в итоге он поступает так, как уже знакомые нам персонажи: Печорин и Онегин. Обломов решает прервать отношения с Ольгой ради ее же блага;

Все они оставляют любимых женщин, не желая причинять им боль.

Читая роман, невольно задаешься вопросом: почему же всех так тянет к Обломову? Очевидно, что каждый из героев находит в нем частичку добра, чистоты, откровения - всего того, чего так не хватает людям.

Гончаров в своем романе показал разные типы людей, все они прошли перед Обломовым. Автор показал нам, что Илье Ильичу нет места в этой жизни, так же как Онегину, Печорину.

Александр Чацкий и Евгений Базаров

Д.И. Писарев отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев испытывает невольную антипатию к своему герою, к направлению его мыслей. Но общее заключение о романе сводится не к этому. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается Дмитрием Ивановичем как достоинство, поскольку со стороны виднее достоинства и недостатки и критика будет плодотворнее раболепного обожания. Трагедия Базарова, по мнению Писарева, состоит в том, что для настоящего дела в действительности нет благоприятных условий, а потому автор, не имея возможности показать, как живет и действует Базаров, показал, как он умирает.

Все герои: и Онегин, и Печорин, и Обломов, и Лаврецкий, и Чацкий во многом похожи. Они дворянского происхождения, от природы наделены недюжинными способностями. Они блестящие кавалеры, светские франты, разбивающие женские сердца (исключением, наверное, будет Обломов). Но это для них – скорее дело привычки, чем истинная потребность. В душе герои чувствуют, что это им совсем не нужно. Они смутно хотят чего-то настоящего, искреннего. И все они хотят найти применения своим большим возможностям. Каждый из героев по-своему стремится к этому. Онегин больше действует (пробовал писать, хозяйствовать в деревне, путешествовал). Печорин же больше склонен к размышлению и самоанализу. Поэтому о внутреннем мире Григория Александровича мы знаем гораздо больше, чем о психологии Онегина. Но если на возрождение Евгения Онегина мы можем еще надеяться, то жизнь Печорина заканчивается трагически (он умирает от болезни по дороге), впрочем, Обломов тоже не оставляет надежд.
Каждый герой, несмотря на успех у женщин, не находит счастья в любви. Во многом это объясняется тем, что они большие эгоисты. Часто чувства других людей для Онегина и Печорина ничего не значат. Для обоих героев ничего не стоит разрушить мир других, любящих их, людей, растоптать их жизнь и судьбу.
Печорин, Онегин, Обломов и Лаврецкий во многом похожи, многим различаются. Но главная их общая черта – это неспособность героев реализовать себя в своем времени. Поэтому все они несчастны. Имея большие внутренние силы, они не смогли принести пользы ни себе, ни окружающим людям, ни своей стране. В этом их вина, их беда, их трагедия…

Человек не может быть лишним, поскольку по своей природе является уникальным. Каждый из нас не зря приходит в этот мир. Ничего не бывает просто так, всему есть значение и объяснение. Если задуматься, каждый человек может одним своим существованием делать кого-то счастливым, а если он приносит счастье в этот мир, значит, он уже не бесполезен.

Такие люди уравновешивают мир. Своей несобранностью, нерешительностью, медлительностью (как Обломов) или, наоборот, метаниями, поиском себя, поиском смысла и цели своей жизни (как Печорин) они будоражат остальных, заставляют их задуматься, пересмотреть взгляд на окружающее. Ведь если бы каждый был уверен в своих желаниях и целях, то неизвестно, что бы стало с миром. Ни один человек не приходит в этот мир бесцельно. Каждый оставляет свой след в сердцах и умах кого-то. Не бывает ненужных жизней.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек, приходящий в этот мир нужен, и термин "лишние люди" не справедлив.

Выражение “Лишние люди” в русской литературе появилось именно благодаря заслуге И. С. Тургенева. Образ “лишнего человека” и “героя нашего времени” были несколько тождественными и характеризовались достаточно определенными сопутствующими мотивами, деталями поведения, набором сюжетных функций, и, конечно же, эпохой.

Изображая в своем романе “Отцы и дети” Базарова, Тургенев следует литературной традиции своего времени, благодаря чему Базаров обретает формальное сходство с “лишними людьми” из других литературных

произведений. Если задуматься и вспомнить историю литературы, то такими людьми в ней были и Чацкий, и Рудин, и Печорин, и Онегин. Но почему же Базаров относится к галерее этих персонажей? Почему мы ставим его в один ряд с другими литературными персонажами, воплощающими в себе “лишних людей?

Почему эти люди назывались современниками “героями нашего времени”, нам известно. А для того, чтобы ответить на первый поставленный вопрос, следует обратить особое внимание на эпоху, в которую жили герои романа “Отцы и дети”, и ситуацию, в которой оказался Базаров. При этом не менее важен и характер этого

Действие романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” происходит в 1859 году, в то время, когда на общественную арену выходит новое сословие – сословие разночинцев. При этом накануне крестьянской реформы 1861 года накал политических страстей достиг своей высшей точки. Основные политические баталии происходили между сторонниками либеральных реформ и демократически настроенными революционерами.

В своем романе И. С. Тургенев преследует цель максимально объективно показать представителя молодого поколения, оценить сильные и слабые стороны его идейных принципов. “Если Базаров называется нигилистом, то надо читать – революционером”, – так о своем герое писал автор. Он наделил Базарова максимально реалистическими взглядами, которые в то время были присущи большинству представителей нового поколения.

На протяжении действий всего романа, частично в испытании любовью к Анне Сергеевне Одинцовой, частично в спорах с Павлом Петровичем, И. С. Тургенев раскрывает слабые стороны идеологии Базарова. Герой практически не видит разницы между человеком и каким-либо другим существом. Базаров заявляет, что “человек – это та же лягушка”.

Осознавать различие он начинает, только по-настоящему полюбив. В связи с этим в душе героя намечается серьезный конфликт, такой же точно, как и тот, что переживали Онегин, Печорин и другие “лишние люди”.

Как и следовало ожидать, трагическое противоречие, которое возникло в душе главного героя, в данной ситуации разрешается единственно возможным для Базарова способом – его смертью. Подобное крушение надежд и душевный кризис испытали все “лишние люди”. Лично для своего героя писатель выбрал особенный вариант – смерть.

И. С. Тургенев считал, что без подобного финала роман бы оказался незаконченным, повисла бы какая-то недосказанность. Причем, в смерти Базарова прослеживается некая печальная ирония, ведь человек, свято веривший в медицину и естественные науки, умирает при вскрытии трупа от случайного пореза.

Только перед смертью в душе главного героя появляется некоторое примирение с несостоятельностью своих жизненных позиций и с жизненной реальностью. Его душа несколько смягчается и как бы раскрывается для любви. Базаров перестает сопротивляться своим чувствам к Анне Сергеевне и становится более терпимым по отношению к родителям. Трагическое примирение звучит своеобразным примирительным аккордом.

И. С. Тургенев опровергает ошибочное мировоззрение главного героя и противопоставляет его взглядам законы, по которым существует человек и природа, противопоставляет весь ход вещей в этом мире. Ведь в обществе, как и в природе, все развивается так же естественно и постепенно.

В романе “Отцы и дети” на примере Базарова мы видим свойственный всем “лишним людям” кризис личности. Вне всякого сомнения, это были лучшие представители своего времени, и именно из-за этого им было суждено осознать свое неправильное восприятие жизни и свои ошибки. Так случилось и с Базаровым, ведь он был лучшим представителем “нового” поколения, сильной, неординарной личностью, которая в силу особенностей своего характера не смогла переосмыслить жизненные ценности.

О подобном типе героев В. Г. Белинский говорил: “Жизнь… без смысла, силы без применения… “. Внук дьяка и “лекарский сын” – “как Сперанский” – таким контрастом честолюбивых претензий главного героя подчеркивается бесплодность прожитой им жизни. В конце жизненного пути Базарова ожидает бесславный конец: он умирает в расцвете лет, без потомства, без семьи, не принеся обществу практически никакой пользы.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что образ Базарова полностью соответствует концепции “лишних людей”, которая была обозначена такими великими русскими писателями, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и А. С. Грибоедов. Поэтому главного героя романа И. С. Тургенева со всей ответственностью можно назвать “лишним человеком”, тем более, что это почти одно и то же, что и “герой нашего времени”.

Только перед смертью в душе главного героя появляется некоторое примирение с несостоятельностью своих жизненных позиций и с жизненной реальностью. Его душа несколько смягчается и как бы раскрывается для любви. Базаров перестает сопротивляться своим чувствам к Анне Сергеевне и становится более терпимым по отношению к родителям. Трагическое примирение звучит своеобразным примирительным аккордом. И. С. Тургенев опровергает ошибочное мировоззрение главного героя и противопоставляет его взглядам законы, по которым существует человек и природа, противопоставляет весь ход вещей в этом мире. Ведь в обществе, как и в природе, все развивается так же естественно и постепенно.

Похожие сочинения

Тема лишнего человека в образе Евгения Базарова

И.С. Тургенев прекрасно показал качества и уклад русских людей в период 1850-х годов. В то время страна была погружена в бурные политические споры по поводу отмены крепостничества на Руси. В это время появилось течение, которое предзнаменовал автор, а именно, – нигилизм, представители которого стремились к отрицанию всех идеалов, которые, по их мнению, были оторванными от жизни и не имели никаких прочных фактов и доказательств.

Базаров яро отвергает общепринятые и догматичные людские ценности, но, однако ничем не заменяет их. Этот персонаж чужд как дворянству, так и всему обществу в целом.

Герой Тургенева помещен в такую жизненную атмосферу и такие жизненные условия, где оказывается просто противным исключением из

Базаров — герой своего времени или лишний человек?

Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал этот процесс. Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было возникновение нового течения — нигилизма.

Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений — человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след. Так что же?

На вопрос этот ответила история. Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, едва ли не единственный представитель поколения детей в романе.

Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь достаточно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России.

Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы. Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное.

Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России? Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как знать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?

В литературе образ человека, вступившего в неразрешимый конфликт с обществом, появился не случайно. Общественно-политические события того времени наложили отпечаток на жизнь каждого человека и государства в целом. Новые государственные реформы, смена старого режима правления на соответствующий требованиям времени, революционные настроения – всё переворачивает неподготовленное сознание передового дворянина.

2 вариант

Страдает от этого, ищет смысл жизни. Общество не принимает и не понимает его. Он вынужден уезжать за границу, поступать на военную службу. Но и там он не находит себе покоя, не находит единомышленников. Растрачивает себя, свои таланты на пустое времяпровождение.

Общественно-политическая система 19 века стоит на пороге кризиса. Она наложила отпечаток на жизнь каждого человека, живущего в российском государстве. Декабрьское восстание подавлено, декабристы сосланы в ссылки в Сибирь и в Якутию. Цензура за печатными изданиями. Революционные настроения из Европы просачиваются и в Россию.

Она начинает медленно что-то понимать. Русский народ всегда долго запрягает, зато едет потом быстро.

Интеллигенция жить по-старому уже не хочет, а по-новому не знает, как это сделать. Вот Онегин – умный, образованный красавец, понимает, что в России что-то надо менять, но как это сделать – не знает. Да и не хочет. Он по натуре не бунтарь. Читает не любовные романы, а соцалиста-утописта Адама Смита. Соседи в деревне считают его странным человеком и сторонятся.

Евгений Базаров – имеет блестящее образование, поддерживает идеи декабристов, разбирается в общественных проблемах. Но старое поколение не понимает, не принимает и не хочет жить по его идеям. Им неплохо живётся в своём сельском болоте. Ничего менять они не хотят. Они отвергают Базарова.

Лишний человек неудобен для существующего общества. Он не хочет жить по-старому, его ум требует деятельности, он хочет другой жизни, не бессмысленной и никому не нужной, а полноценной. Но как построить эту, новую жизнь, он не знает.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема Лишнего человека в русской литературе 19 века

Популярные сегодня темы

Произведения Л. Н. Толстого правдиво отразили жизнь разных социальных слоев российского общества. В его романах, пьесах, повестях можно увидеть судьбы дворян,чиновников, крестьян. Толстой прошел военную службу

Айвазовский считается одним из лучших маринистов России, он действительно умел великолепно писать море. Довольно часто Иван Константинович привлекался сюжетами не спокойного моря

Каждый человек о чем-то мечтает. Это не зависит от возраста, пола и положения в обществе. Начинают мечтать еще в раннем детстве. Первые желания чистые и наивные. Когда малыши мечтают, они верят, что все исполнится.

Рассказ Валентина Распутина "Уроки Французского" был написан в 1973 году. Автор описывает послевоенное время, когда люди еще не понимали, как жить.

Читайте также: