Лирика бунина рассказ о вечном и преходящем в человеческой жизни сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Размышления над лирикой Бунина

Творчество И. А. Бунина всегда будет интересовать нас своей поэтической таинственностью. Его мысли, пройдя через года, пережив все капризы моды и вкусов, звучат и волнуют так, будто сказаны сегодня. Вновь и вновь мы перечитываем строки его творений, задумываясь о смысле жизни, размышляя об идеалах добра, верности и красоты.

Несмотря на то, что в произведениях Бунина много и радостных картин, все они как бы пропитаны элегическим настроением. Грусть для лирического героя Бунина является его привычным душевным состоянием. Он как бы смотрит на свою уходящую жизнь, осознавая, как ценны и сладки были ее мгновения, ставшие теперь лишь воспоминаниями:

И тебя так нежно я любил,

Как меня когда-то ты любила…

Все как было. Только жизнь прошла…

Осознавая, что все уходит, поэт пытается найти в мире «сочетание прекрасного и вечного«, он стремится слиться со всемирным единством, приобрести покой и счастье в гармонии с природой:

Пройдет моя весна, и этот день зайдет,

Но весело бродить и знать, что все проходит,

Меж тем, как счастье жить вовеки не умрет…

Обманчивая жизнь несет в себе много горечи и невзгод, много неудач, но все недостатки возмещает любовь. Земная, телесная, человеческая — она, может быть единственное средство, чтобы возместить духовную неполноценность жизни. Но любовь порой очень близко сходится со смертью, она даже как бы одухотворена ее близостью в своей краткости и обреченности. Мы часто встречаем строки о любви и смерти в стихотворениях Бунина, эти две огромные силы составляют неизменный мотив его поэзии.

Однако не меньше внимания Бунин уделял и природе. Его можно назвать мастером поэтического пейзажа. Бунин умел передать в своих творениях неуловимые оттенки света на стыках дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, на деревенской улице, и в поле. Искусно может он выделить совсем незаметные детали, подчеркнуть важные, но неуловимые подробности:

Весна, Весна! И все ей радо:

Как в забытьи каком стоишь.

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Наиболее жизнелюбивая часть поэзии Бунина – это лирика родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живописность природы:

Под застрехи ветер жесткий дует,

Сыплет снегом… Только он один

О тебе, родимый край тоскует

Посреди пустых твоих равнин!

Не чуждо Бунину и философское настроение. Картины природы предстают перед нами увиденными глазами героев, прошедшими через их души и сердца. Малейшее колебание настроения отражается в окружающем пейзаже.

Несмотря на столь мрачные настроения, поэт много пишет о любви. Главное место в любовной лирике Бунина — гамма возвышенных переживаний, красивое чувство, изображая которое, поэт делает образ любимой расплывчатым, похожим на прозрачное легкое облако:

Горько мне, когда ты, опуская

Темные ресницы, замолчишь:

И любовь застенчиво таишь.

Но всегда, везде и неизменно

Близ тебя Светла душа моя…

Милый друг! О, будь благословенна

Красота и молодость твоя!

При жизни Бунин имел узкий круг читателей. Лишь после смерти к нему пришло признание. Многие современники, такие как Блок и Брюсов, уважали и ценили творчество Бунина, хотя сам поэт начисто отвергал творческую позицию этих людей.

Творчество Ивана Алексеевича Бунина довольно сложно перепутать с работами других творцов. Характерная черта его произведений – значительная доля философии и рассуждений о таких вечных вопросах как смысл жизни и жизнь человека. Стихи Бунина передают его мироощущение и оценку мира. Он писал о трогающем его самого, а определенную тематику определить очень сложно.

В свои стихотворения он вкладывал идею о том, что человек по своему происхождению родом из космоса и его природы. Одной из главных тем писателя является сосуществование человека с жизнью на планете. Также особое место занимает проблема смерти и завершения жизни. У него была вера в вечную жизнь – это схоже на религиозное учение.

Лирика Бунина очень глубока. В каждом произведении есть некоторая многоплановость: раскрывая по-своему смысл жизни, поэт отзывался растерянно и даже разочарованно, однако в тот же самый момент строки и слова будто дышали любовью к жизни и красоте. Автор или герой живет сейчас и понимает тягость бытия, но мыслит о грядущем и видит себя его частью. Отношение к окружающему миру чувствуется светлым и приподнятым.

Бунин всегда стремился показать в своих произведениях настоящую красоту. Отражая темы памяти, добра и зла, характере души человека, он мастерски находил нужные слова. Хотя и не всегда: некоторые работы он завершал за короткое время, но иногда дни тратил на поиск подходящего оттенка фразы.

Как философ он чувствовал постоянность жизни. По его мнению, разум человека равен извечному космосу. Бренность человеческого тела и вопрос смерти беспокоили поэта в значительной степени. Он не хотел верить в то, что настанет и его черед уходить.

В плане лирики Бунин постепенно выходит на мысль о том, что человек несет ответственность за прошлое, настоящее и будущее. Что каждый имеет определенную цель и оставляет след среди людей. Он считал: жизнь дается для любви, создания и красоты. Трагедия любви также не пропущены Буниным. В своих стихах он искал гармонию жизни в целом и для человека. Главное в человеке – разум, который является частью природы, мысль же как частица разума становится для автора главнейшей идеей.

Бунин побывал во многих странах и прочел многие тысячи книг. Он искал ответы на вопросы о жизни и находил их для себя. У него не было веры в сверхъестественное, он верил в волю и разум человека. И считал, что они могут изменить к лучшему наш мир.

Философская лирика Бунина

Философская лирика Бунина

Популярные сочинения

4 книги, 8 частей и много часов погружения во времена первой мировой войны, революции и смены власти. Никогда раньше я не смотрел на переворот 17-х годов с такой точки зрения. Всегда думал, что Ленин молоде

Данное произведение иллюстрирует жизнь, существовавшую за много лет до нас, и бытующую в наше время. Здесь видны два вида людей, противостоящих друг другу. Чацкий воплощает общество

Память играет невероятно важную роль в жизни человека. У каждого из нас есть такие события, которые мы вспоминаем с дрожью в голосе, а есть те, от которых на душе становится тепло и радостно


Сен 23, 2018 | 0 комментариев

Лирика Бунина: основные темы и мотивы

Бунин нам известен не только как прозаик, но и как поэт, с прекрасными и запоминающимися стихами. Свое литературное творчество Бунин начинает с написания стихотворений, представая перед читателями личностью с особым взглядом на мир. Поэтическая деятельность Бунина развивалась под влиянием Некрасова, Никитина и Кольцова, которые воспевали крестьянство и русскую природу. Все эти темы были близки и Бунину.

Темы и мотивы лирики Бунина

В целом лирический мир поэта не был богат на разнообразие тем. В основном писатель пишет о родной природе, где рисует ее красоту, а также напоминает нам о том, что природа и человек неотделимы. В творчестве Бунина, как поэта, среди мотивов и образов его лирики, просматривается тема детства. Автор пишет о начале жизни, о детях, об открытии мира. Часто раскрывая тему детства, Бунин изображает картины вечернего периода, когда дети готовятся отойти ко сну. Может быть поэтому его многие работы чем-то похожи на колыбельные.

Лирика Бунина: темы и мотивы

Через строки своих стихотворений, через основные мотивы своей лирики, Бунин раскрывает читателю тему настоящего и прошлого, философски размышляя о краткости существования человека. Поэзия Бунина — это особый, гармоничный мир. Как сказал Горький, если выкинуть из литературы Бунина и его поэзию, то она тут же потускнеет, лишаясь своего радужного блеска.

В целом, основной темой и мотивами лирики Бунина всегда оставалась тема Родины, однако писатель затрагивал и другие тематики, хоть они и не столь разнообразны.

Любовная лирика Бунина

Человек, который пишет о красоте природы и человеке, не может пройти мимо любовной тематики, вот и Бунина волнует тайна этого чувства. Любовная лирика не была основной в его творчестве и поэзии, поэтому на любовную тему у Бунина стихотворений немного. Если познакомиться с любовной лирикой в творчестве Бунина, то мы поймем, что они хоть и насыщены жаждой любви, но всегда наполнены трагизмом, несбывшимися надеждами, воспоминаниями.

Вечное и преходящее в лирике Бунина

Своеобразная и неповторимая в художественном стиле лирика Бунина с ее темами и мотивами многопланова и богата. Она наполнена философскими вопросами о смысле жизни, о вечном и переходящем. В строках бунинских стихов читается растерянность, разочарование, но вместе с этим чувствуется вера в жизнь. И лирика поэта наполняется светом и величием. В своих стихотворениях поэт отражает тему памяти, затрагивает прошлое, размышляет на тему связи природы и человека, поднимает тематику смерти и жизни. Бунин не верит, что когда-то уйдет из жизни, ведь он ощущал вечность материи и верил в непрерывность бытия.

Одиночество и природа в бунинской лирике

Как мы уже говорили, Бунин очень часто писал о природе. Но, как писал поэт, не пейзаж его привлекал и не краски стремился он подметить, а то что в этих красках светит любовь и радость бытия. Описывая природу, поэт давал возможность понять душевное состояние лирического героя и его переживания. А между тем герой произведений Бунина постоянно грустит о своей молодости и пережитых моментах. Он пытается заглянуть в будущее и принять прошлое.
Говоря о состоянии героев бунинских стихотворений, то это извечное одиночество, и тема одиночества обыгрывается писателем разными способами. Так мы можем видеть, что одиночество подобно благодати для души, а может оказаться и мрачной темницей, заточением для души.

В итоге мы можем точно сказать: лирика Бунина — это лаконизм, изысканность и философичность.

Многообразные шедевры русской литературы несут в себе извечные темы любви, искусства, поэзии и другие. Но всегда ли все внимание писателя устремлено только в возвышенному? Принято считать, что темы, затрагиваемые в тех или иных произведениях относятся только к вечным и достаточно сложным. Но большинство авторов наряду с прекрасным “вечным” показывает читателю и “земное”. Примерами могут послужить рассказы И. Бунина, в которых довольно часто происходит встреча “обыденного” и “возвышенного”.

Развивая эту тему, стоит проанализировать рассказ писателя “Господин из Сан-Франциско”. На первый взгляд кажется, что конфликт в произведении полностью отсутствует. Перед нами-ничем не примечательное повествование о трагичном путешествии представителя класс буржуазии.

Мы не видим открытого столкновения героев, их взглядов, мнений, или другого проявления вражды; кульминационным событием становится смерть господина. Мир, в котором живут эти люди-фальшив и пуст. Он-порождение существующих традиция и принципов, закрепившихся в мире буржуазии. Глупо считать, что такое общество способно существовать вечно. И смерть главного героя-прямое этому доказательство. Она стерла в пыль статус достопочтенного и ранее уважаемого господина, чьей семье пришлось упрашивать еще недавних их слуг помочь с перевозкой его тела. Все вышеперечисленное еще раз подчеркивает шаткость и несостоятельность социального мира, в котором главная ценность-деньги. Он противопоставлен самой жизни, настоящей и вечной, со всеми ее красками и счастьем. Главным ее представителем в рассказе становится Лоренцо, который любит жизнь и ценит каждый ее момент, не желая тратить ценные минуты только на накопление капитала. Используя прием антитезы, И. Бунин ярко показывает то, насколько различны это миры-в одном из которых царствует фальшь, власть и деньги, а в другом-красота и вечная жизнь.

В своем известном рассказе “Чистый понедельник” И. Бунин продолжает развивать тему земного и вечного. Главная героиня находится в постоянной духовной работе, что ясно видно по ее сосредоточенности и молчаливости. Девушка ведет совершенно обычный,праздный образ жизни, подобающий ее положению в обществе: иногда ходит на курсы,в рестораны, на приемы и капустники. Изначально кажется, что ее образ прост, но в ее душе царит духовный разлад, причиной которого стала неудовлетворенность жизнью и тщетные попытки обрести счастье, которой она пытается отыскать в любви. Но, полностью отдавшись чувствам, она понимает, что земная страсть не может спасти ее. Поэтому, решив уйти в монастырь она отправляется искать идеал в вечном-в религии, привязанность к которой главный герой заметил у нее совсем недавно. Так, поиски девушки показали, что земное счастье для нее непостижимо, поэтому она отправляется искать его в возвышенном. Открытый неоднозначный финал произведения не дает читателю ответа на вопрос о том, удалось ли ей в конечном итоге обрести идеал. Он лишь подчеркивает неразрешимость вопроса о человеческом счастье.

Творчество И. Бунина по праву занимает важное место в русской литературе. Его произведения затрагивают сложнейшие философский проблемы, одна из которых была многосторонне раскрыта им в вышеприведенных произведениях, в каждом из которых по-разному повествует о “вечном” и “земном”.

Читайте также: