Личность и общество в произведениях замятина и платонова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В русской литературе вырисовывается тенденция, объединяющая столь разных и по таланту, и по идеологическим, и по творческим установкам писателей – таких, как Е. Замятин, П. Краснов, И. Наживин, В. Набоков, А. Платонов. Имеются в виду утопические и антиутопические произведения.

Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии, отчетливо демонстрируя, как равенство оборачивается уравниловкой, разумное государственное устройство – насильственной регламентацией человеческого поведения, технический прогресс – превращением человека в механизм.

Назначение утопии состоит, прежде всего, в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути.

И у Замятина и у Платонова мы видим преобладание одних и тех же жанровых признаков – при всех различиях между стилевыми манерами. Антиутопия в творчестве этих писателей отличается от утопии, прежде всего, своей жанровой ориентированностью на личность, на ее особенности, чаяния и беды, словом, антропоцентричностью. Личность в антиутопии всегда ощущает сопротивление среды. Социальная среда и личность – вот главный конфликт антиутопии.

Вопрос жанра утопии – каким должно быть будущее? Вопрос антиутопии – каким будет будущее, если настоящее, меняясь лишь внешне, материально, захочет им стать? И самое главное – нам нужно не машинное демократическое общество, а необходима свобода, основанная на вечных принципах гуманизма.

“Котлован” — предельно сжатый рассказ о закладке здания в городе и о недельном пребывании героев в близлежащей деревне. Но рассказ этот вместил в себя важные для Платонова философские, социальные и нравственные проблемы.

Так что же такое счастье для героев этого рассказа? Над планом общей жизни задумывается Вощев, главный персонаж “Котлована”.

— Я думал о плане общей жизни.

— Ну и что ж ты бы мог сделать?

— Я мог бы выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность.

На что ему категорически заявляют, что “счастье произойдет от материализма, а не от смысла”.

Весь смысл строительства общечеловеческого дома для героев “Котлована” в преодолении собственного эгоизма. “. Скорей надо рыть землю и ставить дом, а то умрешь и не поспеешь. Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок — для будущего неподвижного счастья и для детства”.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Люди отрицают себя, свои интересы ради будущего, ради мечты о новом человеке, о смысле жизни, о счастье детей и ждут, что вот-вот оно наступит, это “будущее неподвижное счастье”. И хотя мы понимаем, что строители действительно хотят сделать людей счастливыми, но что-то подсказывает нам, что это лишь мечты, которым не суждено сбыться. Эти люди строят утопический город счастья, но каждый их шаг разрушает надежды на чудо.

Пренебрежение к собственной жизни, забвение себя порождает такое же отношение к другим людям. Строителям будущего просто неведома идея самоценности каждой человеческой жизни. “Ты кончился, Сафронов! Ну и что ж? Все равно я ведь остался, буду теперь как ты. Ты вполне можешь не существовать” — вот такая эпитафия на смерть собрата.

Произведения Замятина и Платонова приобретают особую актуальность в наше время. Читая их, понимаешь, насколько близко мы подошли к построению такого общества. На мой взгляд, чем счастливее каждый человек, тем счастливее общество, в котором он живет. Что касается личного счастья, то здесь человек может и должен сам устраивать свою жизнь, творить свою судьбу. Но как сделать всех людей счастливыми? Что такое общечеловеческое счастье? На эти вопросы ответ по-прежнему не найден. А бывает ли оно, общечеловеческое счастье?

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

1. Поиски истины в произведениях Замятина и Платонова.

3. Тема детства и значение образов детей в произведениях Замятина и Платонова.

4. Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова.

Примерный развернутый план сочинения по теме:

«Предсказания и предостережения

I . Введение

I I . Основная часть

2. Предостережения Замятина и Платонова против нивелировки личности.

3. Метафоричность названий произведений.

— Предостережение от последствий безответственных социальных экспериментов.

I II . Заключение

Произведения Замятина и Платонова как продолжение гуманистических традиций русской литературы.

Вариант уроков 60—61. Контрольная работа по творчеству

Е. Замятина и А. Платонова

См. Приложение в конце книги.

Приложение

Тест по урокам 1—2

(можно использовать как индивидуальные задания на карточках)

Вариант I

1. Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже ХIХ—ХХ веков?

2. Как повлияло развитие науки на умонастроения общества рубежа ХIХ—ХХ веков?

3. Дайте характеристику основных политических сил в России в начале ХХ века.

а) Н. Бердяев, в) А. Блок,

б) Н. Оцуп, г) Вл. Соловьев.

7. Назовите имена писателей-реалистов, живших и работавших в начале XХ века.

9. Какие тенденции отразились в эстетике модернизма?

Вариант II

1. Каковы были общественные настроения в России в начале ХХ века?

2. Каковы философские предпосылки сдвигов общественного сознания рубежа ХIХ—ХХ веков?

3. Как вы считаете, что объединяет общественные процессы рубежа ХIХ—ХХ и ХХ—ХХI веков?

6. Какой из поэтов не принадлежит Серебряному веку?

а) К. Бальмонт, в) А. Фет,

б) Н. Гумилев, г) В. Брюсов.

7. Какие традиции развивали писатели-реалисты в начале ХХ века?

9. Какую роль отводили модернисты искусству?

Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна

Вариант I

1. Кому из русских писателей начала прошлого века была присуждена Нобелевская премия?

а) А. Блоку в) А. Чехову

б) А. Куприну г) И. Бунину




Вариант I I

1. Кто из русских писателей начала прошлого века получил известность как переводчик зарубежной классики?

а) М. Горький в) А. Куприн

б) И. Бунин г) Л. Андреев




Актуальность темы обусловлена тем, что антиутопия показывает недостатки и проблемы общества, предостерегая будущие поколения от ошибок.

Так, еще в далеком прошлом, мечтая и надеясь на осуществление своих идеальных замыслов писатели, философы, мыслители разных эпох создавали Государства и Миры, где счастлив был бы каждый индивид, где все служило бы единственной цели – всеобщему благополучию, этой мечте об утраченном рае небесном. Все их творения были фантастичны, но в то же время сохраняли строгость и выверенность политического памфлета: внимательно прослеживается социальная структура государства будущего, роль каждого члена общества (все это – исходя из критического взгляда на уже существующий неправильный миропорядок). Чаще всего в них разрешаются именно проблемы современного общества, они (как любое политическое выступления) злободневны. Построить общество всеобщего счастья представлялось делом несложным: достаточно разумно структурировать неразумный миропорядок, все расставить по своим местам – и земной рай затмит рай небесный. К счастью, долгое время все попытки воплотить утопические мечты в реальность увенчивались крахом: человеческая природа упорно сопротивлялась всяческим стремлениям разума ввести ее в рациональное русло, упорядочить то, что плохо поддается упорядочению. И только XX век, с его катастрофическим развитием техники и торжеством научного знания, обеспечил утопическим мечтателям возможность переносить их подчас бредовые замыслы с бумаги на саму действительность. Первыми опасность трансплантации буйных творческих фантазий из мира вымысла в реальность, опасность превращения самой жизни в огромное утопическое произведение почувствовали писатели: в эпоху торжества утопических проектов, когда только мечта вдруг перестала удовлетворять ищущий разум человека, появляется новый, великий спорщик – антиутопия.[2]

Одним из лучших произведений, написанных в жанре антиутопии, стал роман Евгения Замятина.

Как же достигается счастье в романе, как сумело Единое Государство удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан?

Материальные проблемы решали в ходе Двухсотлетней войны. Голод победили за счет гибели 0,8 населения – жизнь перестала быть высшей ценностью. Даже десять нумеров, погибших при испытании, повествователь называет бесконечно малой третьего порядка. Но победа в Двухсотлетней войне имеет еще одно, не менее важное значение: город побеждает деревню, и человек полностью отчуждается от матери-земли, довольствуясь теперь нефтяной пищей.

Всеобщее счастье здесь не счастье каждого человека, а лишь его подавление, физическое уничтожение. Но насилие вызывает у людей восторг, потому что у Единого Государства есть оружие, пострашней Газового Колокола. Оружие это – слово, которое может подчинить человека чужой воле, оправдать насилие и рабство, и даже заставить поверить, что несвобода и есть счастье. Это особенно важно, так как проблема манипулирования сознанием актуальна и в XXI веке.[7]

Каждый из героев Замятина наделен какой-либо выразительной чертой: брызжущие губы и губы-ножницы, двоякоизогнутая спина и раздражающий икс. Особенно выразительны женские образы. Вопреки законам жанра Замятин вводит целых три женских типа: I-330, О-90 и Ю. Традиционная для антиутопии героиня-мятежница I-330. Страсть, которую она внушает Д-503, такая же болезненно острая, как и ее внешность. Однако в отличие от других героинь антиутопий, являясь борцом с новым режимом, все: и знание, и свой ум, и свою изящную внешность, и любовь, – использует в качестве действенного оружия в этой борьбе. Для нее, как и для Единого Государства, человек – поле битвы и материал для обработки, любовь – оружие.[8]

И третий тип: женщина – жертва тоталитарно режима, Ю. Она результат переделки личности. Ему отведена почетная роль наставника подрастающего поколения, а значит, она должна быть архиблагонадежным элементом машины Единого Государства. И она действительно была таковой. Ю. – не просто нумер, она – воплощении Единого государства: ее мысли – философия Единого государства, ее чувства – забота о сохранении Единого Государства и его благонадежных нумеров и т.д.[10]

На протяжении всего романа герой метается между человеческим чувством и долгом перед Единым Государством, между внутренней свободой и счастьем несвободы. Любовь пробудила его душу, его фантазию и помогла освободился от оков Единого государства, заглянуть за грань дозволенного.

Главный вопрос произведения: сможет ли выстоять человек перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей?

Вопрос жанра утопии – каким должно быть будущее? Вопрос антиутопии – каким будет будущее, если настоящее, меняясь лишь внешне, материально, захочет им стать? И самое главное – нам нужно не машинное демократическое общество, а необходима свобода, основанная на вечных принципах гуманизма.

Платонов словно бы специально отказывается от тех сюжетных возможностей, которые предоставляются писателю сюжетом странствий.

В русской литературе вырисовывается тенденция, объединяющая столь разных и по таланту, и по идеологическим, и по творческим установкам писателей – таких, как Е. Замятин, П. Краснов, И. Наживин, В. Набоков, А. Платонов. Имеются в виду утопические и антиутопические произведения.

Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии, отчетливо демонстрируя, как равенство оборачивается уравниловкой, разумное государственное устройство – насильственной регламентацией человеческого поведения, технический прогресс – превращением человека в механизм.

Назначение утопии состоит, прежде всего, в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути.

И у Замятина и у Платонова мы видим преобладание одних и тех же жанровых признаков – при всех различиях между стилевыми манерами. Антиутопия в творчестве этих писателей отличается от утопии, прежде всего, своей жанровой ориентированностью на личность, на ее особенности, чаяния и беды, словом, антропоцентричностью. Личность в антиутопии всегда ощущает сопротивление среды. Социальная среда и личность – вот главный конфликт антиутопии.

1. Замятин Е.И. Мы: Роман. – М.: Школа-пресс, 2005. – 461 с.

3. Платонов А.П. Котлован. – М.: Дрофа, 2002. – 284 с.

4. Романчук Л. Утопии и антиутопии: их прошлое, настоящее и будущее // Порог. – 2003. – №2.

5. Русская литература. ХХ век: Большой справочник. М.: 2003. – 672 с.

6. Теплинский М. Из истории русской антиутопии // Литература. – 2000. – №10. – С. 23–35

[1] Русская литература. ХХ век: Большой справочник. М.: 2003. – С.402

[2] Теплинский М. Из истории русской антиутопии//Литература. – 2000. - №10. – С. 23

[3] Романчук Л. Утопии и антиутопии: их прошлое, настоящее и будущее // Порог. - 2003. - №2

[4] Теплинский М. Из истории русской антиутопии//Литература. – 2000. - №10. – С. 23

[5] Теплинский М. Из истории русской антиутопии//Литература. – 2000. - №10. – С. 30

[6] Замятин Е.И. Мы: Роман. – М.: Школа-пресс, 2005. – С. 291

[8] Русская литература. ХХ век: Большой справочник. М.: 2003. – С. 413.

[10] Теплинский М. Из истории русской антиутопии//Литература. – 2000. - №10. – С. 31

[11] Русская литература. ХХ век: Большой справочник. М.: 2003. – С.413.

[12] Замятин Е.И. Мы: Роман. – М.: Школа-пресс, 2005. – С. 265

[13] Теплинский М. Из истории русской антиутопии//Литература. – 2000. - №10. – С. 33

[14] Русская литература. ХХ век: Большой справочник. М.: 2003. – С. 260

[15] Теплинский М. Из истории русской антиутопии//Литература. – 2000. - №10. – С. 33

Евгений Иванович Замятин (1884 — 1937) — яркий прозаик и драматург. Но, к сожалению, его произведения нашли своего читателя только в 80 — 90 годы ХХ века. Этот век, век торжества человеческого разума, век невиданного прогресса обернулся самым кровавым в истории человечества веком. ХХ век — век Великих идей, слишком великих для того, чтобы до конца быть понятными, не искушённой в философских вопросах массе человечества.

Тема реферата интересна тем, что глубоко изучив содержание романа, рассмотрев созданную автором гротескную модель Государства, мы приходим к пониманию основной идеи романа: человеческая природа не выносит безличного существования.

Таким образом, целью данной работы является: раскрыть проблему взаимоотношений личности и государства, показать, что благополучная жизнь людей не может быть построена на отказе от собственной личности, показать, что такая опасность может подстерегать любое общество, где значение человеческой личности низведено до уровня винтика в государственном механизме.

Социально-психологическое и нравственно-философское содержание .

ГЛАВА 1. Творческий замысел и история создания романа, его жанровое своеобразие.

Помню те апрельские дни 1961 года

. — значит не осознавать настоящее и не иметь будущего. Текст Михаила Белята: (1)Помню те апрельские дни 1961 года. (2)Ошеломляющая радость, восторг. (3)Люди, высыпавшие на улицы Москвы, музыка, счастливые и растерянные . там, если верить статистике. (34)Разве можно вспомнить всех! (35)Но первых помнят. (36)И погибших тоже помнят. (37)Юрий Гагарин испытывал страх перед полётом, в кабине корабля, при .

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

. аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. . губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В . как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, .

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая .

. внешней, так и из внутренней среды. Далее рассмотрим строение организма человека. Организм – единая, целостная, сложно устроенная саморегулирующаяся живая система, состоящая из органов и . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 1.Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая биологическая система. Развитие организма осуществляется во все периоды его .

Таким образом, при всей непохожести замятинских произведений неизменным остаётся создаваемое автором замкнутое художественное пространство. Это пространство служит писателю моделью современного ему мира. Положение человека в этом мире определяется его способностью или неспособностью преодолеть замкнутость, победить в себе звериное, утробное, вырваться на просторы свободного духа.

2) Облик и принципы Единого Государства.

Опыт Германии единое государство, единый народ, единое специальное образование

. политической жизни страны. Ученые Германии, разоренной войной и раздробленной на мелкие государства, в XVIII в. находились под влиянием идей предшествующих столетий. Государственная идеология, . и глухонемых детей. Необходимость принятия такого закона его инициаторы аргументировали интересами государства. Получив образование, аномальные дети сделаются полезными гражданами, что, с одной стороны, .

Уже на первых страницах романа Е. Замятин создаёт модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного, где все граждане обрели наконец желаемое счастье.

Забота государства о престарелых людях 2

. широкой системы социального обслуживания престарелых гражданкак неотъемлемой части единой государственной системы социального обеспечения.Система социального обслуживания охватывает, в . реабилитации пожилых направлены намаксимально возможное сохранение жизнедеятельности пожилого человека в условияхсемьи. Формы:специализированные центры со стационарнымиотделениями, специализированные отделения .

Насилие над личностью вызывает у людей не естественную болевую реакцию, а восторг. Это объясняется тем , что у Единого Государства есть оружие пострашнее Газового Колокола. И оружие это — слово. Именно слово может не только подчинить человека чужой воле, но и сформировать особый тип сознания, оправдать насилие и рабство, заставить человека поверить, что несвобода — это и есть счастье.

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в . весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить . неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так .

Образа, во многом провидческого. Ведь благодетель — это уже не человек — это символ, символ власти. Недаром у него нет имени. Нет имени — нет индивидуальности. Он — один из ряда благодетелей. Почти номер, который носят его подданные. И неважно: толстый он или худой, одноногий или с пятью пальцами. Такая деперсонофикация власти не случайна: Благодетель уподобляется духу святому — вездесущему и всезнающему.

Англоязычный Модернистский роман

Однако человеческая природа не выносит такого пусть благополучного, но безличного существования. Вопреки безупречно организованному устройству жизни пробиваются, дают себя знать живые человеческие эмоции и страсти.

3) Рассказчик, нумер Д — 503, и его духовная болезнь.

В самом начале романа мы видим, какой восторг вызывает у героя-повествователя ежедневная маршировка под звуки Музыкального Завода: он переживает абсолютное единение с остальными, чувствует солидарность с себе подобными.

Первое ощущение душевной болезни приходит к герою, когда он слушает в её исполнении Музыку Скрябина. Возможно, эта музыка была для Замятина не только символом духовности, но и символом иррациональности, непознаваемости человеческой натуры, воплощением гармонии, не проверяемой алгеброй, той силы, которая заставляет звучать самые тайные струны души.

История любви Д — 503 к I- 330 может показаться чисто личной, частной на фоне полных значения коллизий в государстве будущего — строительство Интеграла и заговора против него. Но она не случайно пронизывает всё повествование. Именно в ней, этой достоверной человеческой драме, находит образное воплощение главная мысль Замятина — его тревога о человеке, его надежды и сомнения о светлом будущем.

Кульминацией сопротивления человеческой природы механическому благоденствию становится заговор против Единого Государства и восстание. Их возглавляет I- 330 — та женщина, которую любил герой. Это восстание во имя любви, во имя права на собственные чувства и пристрастия, во имя возвращения к естественной жизни.

Итак, Единому Государству, его абсурдной логике в романе противостоит пробуждающаяся душа, то есть способность чувствовать, любить, страдать. Душа, которая и делает человека человеком, личностью. Единое Государство не смогло убить в человеке его духовное, эмоциональное начало. Так герой вступает в непримиримый конфликт не только с Единым Государством, но и с самим собой. Ощущение болезни борется с нежеланием выздоравливать, осознание долга перед обществом – с любовью к I- 330, рассудок – с душой, сухая математическая логика – с непредсказуемой человеческой природой.

Вопрос о том, какие явления, события XXвека предвидел Замятин, возникает сам собой при чтении его романа, ибо писатель не только изобразил в условно-фантастической форме победу техники над человеком (об этом заставил писателя задуматься увиденный им в Англии процесс бурного развития науки и техники), но и сумел предсказать тот социально-политический режим, который называется тоталитарным.

Список литературы.

11.Пастернак Б.Л. Собр. соч.: В 5 т. – М.: Худож. лит., 1991. – Т. 4. – С. 303 – 304, 307 – 308.

7.Избранные произведения / Сост.,вступ.ст., коммент. Е.Б. Сороспеловой. — М.: Сов. Россия, 1990.- 544 с., 1 л.портр.

Примеры похожих учебных работ

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных . злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в Мир Тонкий. Можно представить себе, какие сферы .

Тема 9. Метафора в романе ф. Кафки "Процесс". Особенности романа г. Гессе .

Приёмы раскрытия характера в романе И. С. Тургенева Отцы и дети

. в создании социально-психологического романа, в котором личная судьба героев была неразрывно связана с судьбой своей страны. Тургенев был непревзойдённым мастером в раскрытии внутреннего мира человека во всей .

Читайте также: