Лезвие бритвы ефремов сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Местами книга увлекательная, местами связь между героями теряется и на первый план выходит философия. Ощущение, что в героя Ивана Гирина автор вложил все своё мировоззрение, а Сима -это воображаемый идеал женщины самого автора, который он тщетно искал и не нашел. Слишком неживой образ Симы, на мой взгляд. В конце не хватило сюжетной связки: что сталось со спрятанной на глубине короной, какова судьба Лео и вернулась ли к ней память, что в итоге с камнями и найдены ли они? Сюжет мастерски закручен, но все ответы растворились в философии, а герои отошли в сторонку, как лишние, ненужные более персонажи. Мне не хватило именно сюжетной развязки.

пусть меня закидают помидорами, но И.А.Ефремов великий советский фантаст!

эту книгу определённо ставлю выше остальных его произведений.
мне кажется, по своему масштабу и влиянию на мировоззрение "Лезвие бритвы" можно сравнить с мелвилловским "Моби Диком":
здесь есть всё!

Добавляю фото внешнего вида и страниц для лучшего ознакомления. Хорошая серия качественно сделанных книг

Это по большей части философский трактат. Читать однозначно, для расширения кругозора и детям и многим нынешнем взрослым. Газетная бумага, мягкая обложка и мелкий шрифт. Фото прилагаю.

У меня двоякое мнение о произведении. Увлекает и захватывает чтение, т.к. много разных жанров соединены в одной книге. В то же время, много философии, от которой порой ловила себя на мысли, что я ничего не понимаю и становилось скучно. Некоторые моменты я просто перелистывала. Плюс ко всему читала отрывками, по мере возможности, из-за маленького ребёнка. Через несколько лет попробую перечитать снова, более вдумчиво.
По поводу оформления, то качество печати понравилось. Читала отзывы на другие произведения такого же издания: пишут, что книжки разваливаются. У меня она целая осталась и нет намёка, что страницы будут выпадать. Один момент только: пленочка на обложке отсоединяться начала. Поэтому для коллекции лучше выбрать другое издание.

Читаю впервые, очень нравится. 400 страниц залетели за 3 дня. Интригующий сюжет. Первая часть книги немного напомнила повести Климова "Князь мира сего", пр. Только у Ефремова всё аккуратно завуалировано, будто сладкая пилюля, а у Климова сразу инъекция) Удивляет, почему кинематографисты ни разу не обратили внимание на это произведение? Вполне достойный сюжет для российского или пусть даже зарубежного синематографа. Отличный фильм бы получился, на мой взгляд..

читаю на странице 70 и сколько это еще будет продолжаться, когда будет интересно? Где этот ваш хваленый захватывающий сежет.

Добрый день!
Интереснейшая книга с захватывающим, красивым сюжетом. Обязательна к прочтению для людей после 25 лет. Удивляться, грустить, улыбнуться и подумать.

Краткое содержание
Роман о Багах. О Титанах. О Совершенстве. О превосходных степенях всего. Об Идеале. О трудности Пути. О любви пожилого мужчины к молодой женщине. О не девственных женщинах. О ЛСД-терапии. О здоровом Духе в здоровом Теле. О новом Обществе. О колоссальном количестве Телесности. О невероятной Авторской Откровенности.


воскресенье, 22 апреля 2018 г.

Сначала я прочитала книгу залпом, от корки до корки. А потом началось неспешное, вдумчивое, осознанное и внимательное прочтение с карандашом: отмечая наиболее понравившиеся строчки и делая пометки на полях. Ведь это удивительный, р едкой глубины и чистоты историко-приключенческо-психологический роман с правильным и красивым русским языком. Я бы даже сказала, что это эталон философского романа. Размышления о могуществе человека, как духовном, так и физическом, о величии разума, о сути красоты, об отношении к ней окружающих, о дружбе, искусстве, противостоянии злу и победе добра. И, конечно же, это гимн Женщине! Суть ефремовской философии в том, что все великое и прекрасное в мире существует между двумя крайностями — на лезвии бритвы.


Казалось бы, прошло столько лет, изменилась целая эпоха, но роман, по-прежнему, остается притягательным чтением и для современного человека. Почему?

Роман насыщен приключениями, связанными с поисками алмазов. Искатели драгоценного камня находят невероятные вещи – возможные останки погибшего флота Александра Македонского и черную корону, которая по легенде принесла великому полководцу внезапную болезнь и смерть.


Сами приключения от ныряния на дно океана, описание их жизни на корабле с дальнейшими событиями, читаются на одном дыхании – так много увлекательного, а порой и волнительного происходит с ними.

Главные герои – Иван Гирин, личность незаурядная, доктор, ученый, пребывающий в постоянном поиске, и молодая спортсменка, гимнастка Серафима Металина, были для нашего поколения воплощением идеала советского человека в самом светлом смысле слова "советский". С одной стороны, вполне обычные и ничем не выдающиеся (это не раз подчёркивается в тексте, сами герои так говорят о себе), усреднённые, а с другой – гармонично развитые физически и духовно, талантливые во всём. Этим людям хотелось подражать, хотелось походить на них.

Оказывается, молодая женщина может всерьёз заинтересоваться зрелым мужчиной. Оказывается, любовь к чаю может сблизить людей (абсолютный нонсенс для страны, где не было культуры чая!). Оказывается, на свидании с мужчиной можно свободно говорить о любимых картинах, о танцах и музыке, а деньги, выигранные в лотерее, потратить не на вожделенный для большинства ковёр или диван, а на трёхдневное путешествие в весенний Крым!

Завораживал образ Ивана Гирина – поразительная исследовательская деятельность, которую он вёл сверхурочно на свой страх и риск, способность к медицинской диагностике и гипнозу, знание психологии и самоконтроль. В отличие от исполненного ревности чувства в итальянской и индийской части, Гирин и Сима создавали совершенно иной образ любви, построенный на глубоком понимании, уважении и отсутствии чувства собственности, на котором зиждется ревность. Советский кинематограф пятидесятых – начала шестидесятых годов состоял из картин, где любовь представлялась в многочисленных эмоциональных всплесках наивной страсти и диковатой ревности на фоне деревенских или заводских пейзажей. Гирин, Сима и Мстислав Ивернев с его любовью к Тате выглядели на этом фоне как инопланетяне. Даже введение в русскую часть шпионской темы вызывало меньше интереса, чем духовные облики главных героев.


В разные годы я не раз возвращалась к этой замечательной книге, и, открывая ее, каждый раз находила для себя что-то новое, волнующее и прекрасное. Возможно с высоты жизненного опыта по-другому воспринимаешь философские концепции этой книги. А возможно, читая ее, видишь в ней все меньше и меньше фантастики.

Стоит ли читать книгу? Стоит. Однако нужно приготовиться к тому, что современному читателю книгу читать будет достаточно сложно. В современной литературе такие эрудированные авторы, можно сказать, практически не встречаются.

Практически все, что 40 лет назад, когда я впервые прочла роман, казалось непонятным, невероятным, невозможным и фантастичным — сегодня есть наша реальность. Очень много написанного в книге схоже с тем миром, в котором мы сейчас живем: изучение и использование гипноза, внушение, давление, подчинение воли, воспитание подрастающего поколения, костные госучреждения и т.д. И Красота сегодня по-прежнему живет — красота мира, природы, музыки, искусства, красота созидающего человека, а как уж она достается известно лишь создающему. Очень интересная, умная и полезная книга.

И еще один факт, друзья – так, как писал Ефремов, сейчас уже мало кто пишет. Язык строг, четок, гениален.

Книга реально увлекает и уводит в мир красоты, силы, воли и любви. Диалоги героев просто фантастичны, автор великолепно и мастерски передал умение героев задавать вопросы, слушать, слышать и понимать друг друга. Читая этот роман, ловишь себя на мысли, что ты не только сопереживаешь главным героям, но и учишься у них отношению к жизни, душевной красоте, умению тонко чувствовать. Каждый найдет в этом романе что-то свое, сокровенное, то, что волнует его больше всего. И потому это произведение можно причислить к современной классике, которая наследует всем традициям золотого века литературы, а Ефремов, в целом, остается одной из самых ярких и непревзойденных фигур в истории мировой литературы.

Рекомендую к прочтению этот роман тем, кто любит философию, медицину, психологию, приключения, и тем, кто любит думать.

У этого термина существуют и другие значения, см. Лезвие бритвы (значения).

У этого термина существуют и другие значения, см. Лезвие.

Лезвие бритвы
Первое отдельное издание
АвторИван Ефремов
ЖанрНаучная фантастика
Язык оригиналарусский
Оригинал издан1964

— роман советского писателя Ивана Ефремова, написанный в период с 1959 по 1963 год. В сюжете переплетены приключенческий роман, психиатрические теории и практики, любовные линии, философские и научные размышления.

Сюжет[ | ]

Сюжет романа состоит из нескольких пересекающихся линий: история врача и психофизиолога Ивана Родионовича Гирина, изучающего скрытые возможности человеческого мозга; история итальянцев, которые отправились в Африку за алмазами; история индийского художника и его возлюбленной. Всех этих персонажей объединяет тайна чёрной короны (и использованных в ней камней неизвестного минерала), сыгравшей важную роль в жизни Александра Македонского.

Он не содержит полного описания сюжета, включая важные сюжетные ходы и/или концовку. Вы можете помочь проекту, добавив эти данные. Пожалуйста, пишите текст сами

, а не копируйте с других ресурсов.

А пока сюжет разворачивается вокруг молодого еще врача Ивана Родионовича Гирина, который после Второй мировой войны возвращается в Москву, дабы выполнить последнюю просьбу друга. Он должен выставить на показ деревянную статую жены скульптора — Анны, которая погибла во время войны. Разглядывая скульптуру, Гирин вспоминает свое знакомство с Анной в глухой уральской деревне, свой первый психофизиологический способ лечения ее матери и переезд женщин в Москву. Затем перед нами проносятся этапы становления Гирина как одного из ведущих психофизиологов СССР и его знакомство с Симой Металиной.

Тем временем клубок событий сплетает воедино всех главных героев. Благодаря Тиллоттами, итальянцы, который прибыли в Индию искать пути вылечить Леа, знакомятся с Рамамурти. Гирин, знакомится с потомком геолога Ивернева, который и сам стал известным геологом. Именно психофизиолог помогает потомкам геолога не стать жертвами неизвестной всемирной банды преступников, которые уже выкрали тот самый черный камень из музея, а также пытаются добраться до дневников Ивернева. Воедино все истории соединяются в Индии, куда с экспедицией отправляется Ивернеев младший, а затем с первым в истории советской психиатрии докладом Гирин.

Нетрудно, зная материалистическую диалектику, увидеть, что красота – это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели еще древние греки и назвали аристон – наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее – чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким – лезвием бритвы, потому что найти ее, осуществить, соблюсти нередко так же трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти не видимому из-за чрезвычайной остроты.

История создания и публикации[ | ]

Проблематика[ | ]

В романе приведены такие примеры. В лекции о красоте главный герой говорит:

… красота — это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели ещё древние греки и назвали аристон — наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее — чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким — лезвием бритвы…

Другой герой признаётся в любви:

Счастье встречи с тобой, оно будто лезвие ножа — страшно остро и очень узко. А рядом, с обеих сторон, две тёмные глубины.

В романе говорится о генной памяти[5], которую главный герой пытается пробудить с помощью ЛСД, о йоге, гипнозе, телепатии. Но эти явления Ефремов рассматривает не с точки зрения мистики, а пытаясь дать всему научное, рациональное объяснение.

Рецензии на книгу Лезвие бритвы

Забежал немного вперед, начну с того, где прервался. Ефремов преподносит свой роман как приключенческий, ведь он в детстве зачитывался такими авторами, как выше упомянутый Хаггард, Жюль Верн, Стивенсон и т.п. Но если вы садитесь за эту книгу, то не стоит ждать на ее страницах приключений, от которых дух захватывает. Будьте готовы прочитать про поиски группой авантюристов алмазов и короны Александра Македонского, но сами эти поиски не занимают много места в книге, а в перерыве между ними вы прочтете длиннейшие лекции об истории, психологии, психоанализе, науке, спорте, йоге, индийских традициях и культах, о коммунизме и так же о красоте, на рассуждениях автора о которой хотелось бы особенно обострить внимание. Рассуждения автора о красоте могут оскорбить некоторых женщин, потому что у Ефремова особенно ее восприятие. Он подробно описывает внешность идеальной для него женщины – рост, весь, размер груди, талии, зубы, волосы, осанка, размер ноги и тому подобное. И причем не просто описывает, он приводит определенные размеры. Ну и не обходится без философских рассуждений о красоте, описанных, как я уже упоминал, длиннейшими монологами на несколько страниц, которые порой просто убивают весь интерес к прочтению. Но я стойкий, я еще не такое читал, поэтому я перетерпел и после всех этих рассуждений началось хоть какое-то действие. Но для такой книги его было слишком мало. Я серьезно говорю – если это приключенческий роман, тогда тут слишком много лишнего и довольно скучно. Мне было бы интереснее, если бы больше внимания уделили поискам алмазов и вызволением героев из плена, нежели читать про волосы и зубы якобы идеальной для Ефремова женщины. Если же это научная работа, то зачем тогда вообще эти искатели приключений и корона Македонского? Проще говоря – и не то, и не сё.

Но хватит о минусах, пора перейти к плюсам. В книге очень интересно описаны обычаи и обряды различных индийских каст. После прочтений аж захотелось узнать больше об Индии, и даже побывать там. Так же очень интересные размышления об генной памяти человека, когда главный герой посредством гипноза и применения препаратов на подследственном (если можно так называть человека, на котором проводят научные опыты) показывает, как жили наши предки в каменном веке и с какими трудностями сталкивались (здесь тоже можно было остановиться поподробнее и побольше рассказать об этом). Также в книге много персонажей, действие разворачивается в нескольких странах на двух континентах, пересекается несколько сюжетных линий, но, вот что плохо – не все истории завершены до логического конца, некоторые обрываются чуть ли не на полуслове и для авантюрно-приключенческого романа это тоже не очень хорошо. Но в конце книги большинство преподнесенных в книги философских рассуждений просто напросто сливается в пропаганду коммунизма и это меня очень расстроило, даже больше чем километровые скучные монологи. Я не против коммунизма, но такая неприкрытая пропаганда мне не нравится. Хотя, может быть время такое было, что без этого просто не пропустили бы в печать такую неоднозначную книгу. В общем, до написания отзыва я думал, что книга мне понравился, но когда сел, подумал, взвесил все плюсы и минусы, то я понял, что книга скорее оставила меня равнодушным. Да, это очень необычное и ни на что не похожее произведение, но для приключенческого романа оно довольно скучное, и не со всеми приведенными доводами (потому что научно обоснованными методами я это не могу назвать) я согласен. Да и я ожидал большего. Но, тем не менее, книга заставляет задуматься, так что на Ефремове крест ставить рано и я обязательно что-нибудь еще у него прочту.

И еще раз хочу предупредить тех, кто еще не читал – это скорее философско-психологический роман, нежели научно-приключенческий, так что, не стоит ждать от него увлекательных приключений. Спасибо за внимание тем, кто прочел до конца!

Роман начинается с пролога. 1916 год, ювелирная выставка в Петрограде. Знаменитые мастера, коллекционеры, богатые люди. Среди них мальчик Ваня, заворожено смотрящий на камни.

Первая часть посвящена философским поискам ученого Ивана Гарина. Предсмертная просьба его друга-скульптора, погибшего 16 лет назад. Посещая мастерскую Пронина герой находит скульптуру девушки, в которой он узнает Анну. Гарин погружается в прошлое. Девятнадцатилетним юношей Иван познакомился с Анной, любовные отношения с которой навсегда изменили взгляды ученого на прекрасный пол. Она увлекалась искусством и познакомила героя с Прониным, который впоследствии стал ее мужем. Анну считали девушкой легкого поведения, она же выучилась, стала певицей. Ушла на фронт добровольцем и уже больше не вернулась. Очнувшись от воспоминаний, Гарин исполнил последнюю просьбу своего знакомого.

Жизнь ученого текла своим чередом до встречи с юной Симой. Девушка была гораздо младше Ивана, но они сразу поняли, что созданы друг для друга. После долгих душевных мучений Гарин принимает для себя решение оставаться с девушкой навсегда.

Вторая часть переносит читателя в итальянский город Неапаль, где компания юных искателей приключения собираются в путешествие в поисках сокровищ. Действие происходит на корабле, где описываются взаимоотношения между героями, в Африке, где герои опускались на дно океана в поисках короны Александра Македонского. Лео, надев на себя находку, частично теряет память. Легенда гласит, что когда Александр Македонский надел эту корону на голову, то забыл цель своего прихода в Индию.

Третья часть-путешествие в Индию. На фоне описания жизни местных жителей, природы, традиций народа автор описывает любовь главных героев художника Даярама и черной танцовщицей Тиллотамы, девушкой четвертой касты. Любовь , захватившая героев, помогала преодолевать препятствия, встречающиеся на жизненном пути. Много испытаний прошли герои, чтобы быть вместе. Пара, несмотря на разное социальное происхождение , скрепили свои отношения браком. Художник изобразил образ своей любимой в камне.

Четвертая часть- объединяет три сюжетные линии. Герои собираются на индийской земле. Гарин как ученый хочет раскрыть тайну камня из короны Македонского и помочь установить научную истину феномена. Герои всех трех частей сдружились и вместе проводили время. На глазах у толпы погибает Тиллотома и ранен ее Даярам, в них стреляет давний недруг семьи Ахмед. Гарин, несмотря на многолетний опыт военного хирурга, не мог спасти девушку от смерти. Гарину передали корону Александра Македонского для исследования.

Лезвие бритвы. Читательский дневник

Советуем почитать

Все действия происходят во времена Отечественной войны в деревне под названием Атамановка. Деревня делится на тридцать дворов, здесь каждый знает друг друга. Отправимся в дом главных героев. Их звали Андрей и Анастасия Гуськовы.

Родители мальчика по имени Чарли уехали в какой-то небольшой городок, находящийся в районе Озаркских гор. Сына же не взяли с собой. Он боялся быть один, поэтому решил дождаться возвращения отца

В селе Чебровка жил Сёмка Рысь, прекрасный столяр, на все руки мастер. Люди говорили, что он мог бы жить богато, но он не хотел и жил, как все. Временами выпивал, но никогда не напивался слишком сильно

Читайте также: