Леонид сочинение тимофеевич потемкин загадочно называл себя сочинение

Обновлено: 06.07.2024

1. Цель: рассказать учащимся о роли книг в формировании жизненного пути поэтов, писателей, великих людей; формирование читательской культуры школьников.

2. Эпиграфы переписать в рабочую тетрадь:

Чтение – вот лучшее учение.

А.С.Пушкин

Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом.

Максим Горький

1. Вступительное слово учителя:

Сегодняшний урок мы посвятим беседе о роли книг в судьбе известных людей. Это неслучайно! Книги – это волшебный мир, который, безусловно, формирует личность любого человека.

Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг. Как утверждают летописцы, Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. К сожалению, сейчас её следы потеряны. Может быть, когда-нибудь она будет найдена.

По-мнению Николая Рериха, отсутствие книг в доме – красноречивое свидетельство пустоты сердца и духа. На Востоке, писал он, самым благовидным подарком считается книга.

Вопрос классу: Дискуссия по заданному вопросу.

- А как вы считаете, ребята, книга - хороший подарок?

- Как вы думаете, много ли было в старину книг не в княжеских, а, например, в купеческих или крестьянских семьях? Как относились к книгам?

- А теперь я предлагаю вам прочитать одну историю и обсудить её.

- Нет, Володя, как же я могу дать тебе эту книгу? Сам подумай!

И мальчик, измеряя глазами расстояние до книжного шкафа, торопливо кивал головой, как бы говоря: я не маленький и уже знаю, что счастье так просто в руки не даётся, надо стоптать сто пар железных сапог, съесть пуд соли, прежде чем добьёшься своего. Он уходил, но прибегал уже на следующий день с робкой надеждой в горящих глазах: дескать, вы мне уже отказывали раз двести, может, хоть сегодня дадите. Но Леонид Тимофеевич с той же загадочной печалью говорил те же слова, изображая руками всё тот же жест.

Но времена книжного дефицита прошли. Редкости в одночасье превратились в обыкновенные книжки, которыми оказались заполнены все магазины. Теперь Потёмкин с недоумением и растерянностью спрашивал себя, зачем он потратил столько денег на покупку совершенно ненужных вещей. Ему казалось, что он, человек доверчивый и неискушённый, стал жертвой каких-то хитрых аферистов, решивших обобрать его до нитки.

Какую проблему раскрывает автор?

Проблема назначения книги (Какую роль играют книги в жизни человека?)

2. Какое место в жизни Леонида Тимофеевича Потёмкина занимали книги? Почему?

3. Почему одночасье сокровища сказочным образом превратились в глиняные черепки?

Ø Книги нужны для того, чтобы люди их читали, обогащая при этом свой внутренний мир.

Ø В жизни человек должен руководствоваться личными убеждениями, истинными, настоящими духовными ценностями, а не влиянием переменчивой моды.

Ø Истинными, настоящими ценностями являются ценности не материальные, а духовные, к каковым относятся книги; их нельзя рассматривать как источник обогащения.

Книги были любимыми друзьями А. С. Пушкина на всём протяжении его

Обладая необыкновенной памятью, Пушкин, к удивлению многих, в одиннадцать лет великолепно знал французскую литературу: Мольера, Бомарше и других. Как вспоминают многие лицеисты, он поражал всех своей начитанностью. Даже уезжая в путешествия, он непременно брал с собой книги и относился к ним очень бережно.

А.С.Пушкин, сосланный в Михайловское, по воспоминаниям родных, как

М.И. Кутузов - великий русский полководец. Книга сопровождала его на

v В семье Достоевских бережно относились к книге, придавая ей большое

v Одним из любимых писателей Л. Н. Толстого с юных лет и до конца

v Ещё учась в таганрогской гимназии, Чехов был одним из самых усердных

v «Привыкай читать. Со временем ты эту привычку оценишь. - писал

Собирать собственную библиотеку Чехов начал в студенческие годы.

К концу 80-х годов в ней насчитывалось уже около тысячи томов. Главное место в библиотеке занимали сочинения русских классиков, которых Чехов часто перечитывал.

Из плеяды своих младших современников Чехов выделял Бунина, Куприна, Вересаева и особенно Максима Горького.

v Иногда, если книга интересовала меня и если надо было прочитать её поскорее, я вставал ночью и зажигал свечку, но старая хозяйка, заметив, что свечи по ночам умаляются, стала измерять их лучиной.

v Всем хорошим во мне я обязан книгам: еще в молодости я понял уже, что искусство более великодушно, чем люди. Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом, а писатель – магом. Я не могу говорить о книгах иначе, как с глубочайшим волнением, с радостным энтузиазмом. Быть может, это смешно, но это так. Вероятно, скажут, что это энтузиазм дикаря; пусть говорят – я неисцелим.

v Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный в типографии руками наборщика, этого своего рода героя, с помощью машины, изобретенной каким-то другим героем, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

v Книга проводит меня сквозь жизнь, с которой я знаком, однако, довольно хорошо, и всегда учит чему-нибудь новому, чего я не знал и не замечал в человеке. Иногда в целом произведении не находишь ничего, кроме одной-единственной фразы, но как раз она и приближает вас к человеку, показывая новую улыбку или новую гримасу.

- Как вы думаете, почему книги стали верными друзьями и советчиками известных людей?

- Какие уроки жизни дают нам книги?

Ответы на вопросы жизни можно получить, лишь читая книги.

8.Заключительное слово учителя:


Вот плывет по реке маленький человечек, прутиком направляя свой небольшой плот. И, если присмотреться, видно, что не из бревен сделано его суденышко: материалом ему служат страницы в крепкой обложке, да и не плот это вовсе, это – книга. А значит и река, которая несет маленького человека неведомо куда, это не Ока, и даже не Волга, это – сама жизнь.
Этот рисунок очень точно отображает самую суть того, книга – это тот плот, который не даст бурным течениям жизненного пути поглотить и погубить даже самого маленького человечка. Читающий человек – это думающий человек, при этом черпающий опыт не только из собственной жизни, но и из тех событий и приключений, печалей и радостей, которые выпадают на долю героям прочитанных книг. Книга делает читателя не только более эрудированным, она делает его сильным и, одновременно, наделяет его сочувствием к слабым, учит любить, прощать, да просто – чувствовать. Классика – это лучший учебник жизни, если таковые вообще существуют. И очень важно, чтобы этот учебник каждый человек открыл для себя тогда, когда учеба дается лучше всего – в детстве.

Домашнее задание на 7.04.2020г:написать статью для детского журнала

Кто-то из великих сказал, что хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду. Е.А.Лаптев поднимает в своем тексте проблему роли книг в нашей жизни.

По мнению Е.Лаптева, книги должны иметь читателя, чтобы воспитывать его, формировать духовную культуру.

Я согласен с авторской позицией, потому что все мы помним слова М.Горького о том, что всему лучшему, что в нем есть, он обязан книгам. Книга – наш друг и советчик. В ней мы находим ответы на вопросы, волнующие нас.

У каждого должна быть книга, которая сопровождает нас всю жизнь.

14. Сострадание – активный помощник.

Кто-то из мудрых сказал, что сострадание – чувство естественное, и оно способствует сохранению всего рода. С.Львов поднимает в своем тексте проблему сочувствия и сострадания.

Чтобы привлечь внимание читателей к актуальной анализируемой проблеме, публицист противопоставляет людей, способных сочувствовать, приходить на помощь, людям равнодушным, бесчувственным. Он подчеркивает, что люди, которые проходят мимо чужой беды, обречены на одиночество.

По мнению С.Львова, сострадание – одна из форм человеческого существования и каждый человек нуждается в нем.

Дома, в котором жила бабушка, уже нет

Чтобы привлечь внимание читателей к анализируемой актуальной в наше время проблеме, автор представляет нам воспоминания своего героя о бабушке, которой уже нет. И мы становимся свидетелями взаимоотношений трех поколений одной семьи, сочувствуем пожилой женщине, которая ощущала себя одинокой, потому что у её детей была своя жизнь, свои заботы. И они порой проявляли равнодушие к своей матери, не замечая, что письма и поздравления не заменяют живого общения. Одиночество бабушки мы видим глазами внука-подростка. И именно он дарит родному человеку счастливые мгновения, когда приглашает её в театр на спектакль.

По мнению А.Алексина, ощущение счастья пожилой человек, как и человек в любом возрасте, испытывает тогда, когда его любят, понимают, заботятся о нём.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.002)

Читайте также: