Лебедь в зоопарке сочинение 4 класс

Обновлено: 25.06.2024

Урок совершенствует навыки выразительного чтения у учащихся, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Воспитывает бережное отношение к природе, животному миру; формирует умение работать в паре, группах; способствует развитию творческого и ассоциативного мышления, воображения учащихся; развивает критическое мышление, а также умение анализировать стихотворение, находить художественные средства; определять главную мысль произведения.

ВложениеРазмер
n.a._zabolotskiy_lebed_v_zooparke.doc 101 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

составлена учителем начальных классов ГБОУ гимназия №52

Приморского района г. Санкт - Петербурга

ФИО: ПОЛЕЖАКА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА

Место работы: ГБОУ гимназия №52

Должность: учитель начальных классов

Предмет: литературное чтение

– формируем умение отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения;

– совершенствовать навыки выразительного чтения; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

– воспитываем бережное отношение к природе, животному миру;

– формируем умение работать в паре, группах, слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах поведения и общения.

– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной и письменной форме), способствуем развитию творческого и ассоциативного мышления, воображения учащихся; развиваем критическое мышление;

– развиваем умение анализировать стихотворение, находить художественные средства; определять главную мысль произведения.

Тип урока: комбинированный.

Технологии, используемые на уроке : создание ситуации успеха, предвидение, проблематизация, теория развития критического мышления.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: ПК (1), мультимедийный комплекс с ИД

Структура и ход урока

Универсальные учебные действия

1 . Организационный момент.

Настрой на работу. Эпиграф к уроку:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

- Кто автор этой строфы?

- Пусть эти строки Н. А. Заболоцкого станут эпиграфом нашего урока.

Подготовка класса к работе.

Личностные УУД: самоопределение, желание и стремление хорошо учиться.

Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка учебной задачи.

Мотивировать учащихся к учебной деятельности, определить содержательные рамки урока

( план урока на доске)

Ребята, сегодня урок литературного чтения окунёт нас в мир творчества известного русского поэта, произведения которого восхищают своей неповторимостью и изобилием художественных средств.

Тогда начинаем путешествие по страницам нашего урока:

Итак, мы открываем первую страницу нашего увлекательного урока. Какую?

Участвуют в беседе.

Выполняют анализ, мотивируют дальнейшую работу.

Выдвигают предположение о цели и задачах каждого этапа урока.

Р. – Планирование, опреде- ление последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, готовность к активной работе, чтению и обсуждению.

Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.

Стихотворение Н. Заболоцкого “Лебедь в зоопарке” написано в 1948 году, в нем отражены реально-биографические факты.

После прочтения произведения перед тобой возникает образ лебедя. Лебедь в стихотворении Заболоцкого – воплощение красоты. Восхищение этой красотой передается перифразами: “красавица, дева”, “белоснежное диво”, “крылатое диво”, “животное, полное грез”.

И тут же – дикарка. Как это понять? Царственная, но застенчивая лебедь плавает по краю искусственных вод, не желая общаться ни с кем в зоопарке:

ни с истошно кричащими попугаями, ни со зверями, которые сидят в отдалении. Сразу вспоминаются картина Михаила Врубеля “Царевна-лебедь” и слова из произведения А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”: “Лебедь белая плывет”, создавшие сказочный образ лебедя.

И А. С. Пушкин, и Н. Заболоцкий применили устаревшую поэтическую форму женского рода, подчеркивающую сказочность, поэтичность образа.

Образ лебеди-красавицы создается множеством поэтических средств. Кроме названных перифраз, автор употребляет эпитеты: высокая лебедь, шелковиста, дивные; среди них особенно активны слова со значением

белизны и света, подчеркивающие светоносность образа: белоснежное диво, светлое сияние, над белым изгибом спины; это же значение подчеркивается сравнением, которое, в свою очередь, входит в метафору: “мантия снега белей”. Метафорически представлены глаза: “и дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней”.

Все эти средства создают не просто красивый, а царственный образ лебедя, как бы приподнятого над миром. Не случайно дважды подчеркнута эта высота образа эпитетом “высокая лебедь” и сравнением: “И вся она, как изваянье // Приподнятой к небу волны”.

Вместе с автором мы любуемся тонкой игрой света, наслаждаемся, слушая, как “светлое льется сиянье”. Как же поэту удается нарисовать эту простую, но полную прелести картину плавающей белоснежной дивы по краю искусственных вод?

Прежде всего – благодаря точному подбору слов. Николай Заболоцкий использует слова с конкретным лексическим содержанием, что особенно заметно на примере имен существительных, тем самым создается впечатление реальности происходящего. Сочетание согласных “л”, “н” создает сложное ощущение плавности, обволакивающей душу нежности и высокого чистого звона.

Так с образом неба в тему земного мира, мира человеческой души входит тема вечности, бытия.

Может быть, автор, глядя на лебедя в зоопарке, вспомнил о предании, где говорится о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей. Точно подбирая слова, изобразительно-выразительные средства – показывает картину земного мира, в звуках – передает музыку мироздания, ощущая себя частицей этих миров.

Также обратим внимание на перифраз “крылатое диво”.

Крылья всегда соотносятся с представлением высоты, возможности свободного полета. Лебедь, плывя по заливу, не собирается лететь, но весь прекрасный облик поэтичен, он воплощает в себе красоту мира и духовную, поэтическую высоту. Лира – символ высокой поэзии.

Петь “о счастье весны” – значит о возрождении прекрасного живого мира, о солнце, надеждах, о счастье самой жизни, о вечности этой жизни, о ее красоте.

Во второй части стихотворения представлен контрастный образ мира за пределами красоты и гармонии. Этот контраст передается звуковым строем следующей же, пятой строфы:

Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.

Здесь создан контраст при помощи глаголов, которые указывают на одновременные действия: скрежещут, скрипит, истошно кричат.

Контраст дается и при сопоставлении миров: звери в клетках, норах изображены неподвижными – как бы застыли; а красавица лебедь движется свободно. Замкнутый маленький мир лебедя противопоставляется огромному городу:

И вся мировая столица,
Весь город сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится,
Этаж громоздя на этаж.

Лебедь в стихотворении Заболоцкого – это образ вечно живой красоты, которая поэтическим обликом своим вселяет надежду на просветление и возрождение гармоничного мира из суеты и хаоса, пробуждает чувства поэта, его глубокие размышления о смысле земного бытия, о вечном, о непостижимости мира, о любви, которая связывает человека с этим миром, вносит в его душу гармонию.

Как это понять? Царственная, но застенчивая лебедь плавает по краю искусственных вод, не желая общаться ни с кем в зоопарке:

И А. С. Пушкин, и Н. Заболоцкий применили устаревшую поэтическую форму женского рода, подчеркивающую сказочность, поэтичность образа.

Образ лебеди-красавицы создается множеством поэтических средств. Кроме названных перифраз, автор употребляет эпитеты: высокая лебедь, шелковиста, дивные; среди них особенно активны слова со значением белизны и света,

Так с образом неба в тему земного мира, мира человеческой души входит тема вечности, бытия.

Может быть, автор, глядя на лебедя в зоопарке, вспомнил о предании, где говорится о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей. Точно подбирая слова, изобразительно-выразительные средства — показывает картину земного мира, в звуках — передает музыку мироздания, ощущая себя частицей этих миров.

Во второй части стихотворения представлен контрастный образ мира за пределами красоты и гармонии. Этот контраст передается звуковым строем следующей же, пятой строфы:

Скрежещут над парком трамваи, Скрипит под машинами мост, Истошно кричат попугаи, Поджав перламутровый хвост.

Здесь создан контраст при помощи глаголов, которые указывают на одновременные действия: скрежещут, скрипит, истошно кричат.

Контраст дается и при сопоставлении миров: звери в клетках, норах изображены неподвижными — как бы застыли; а красавица лебедь движется свободно. Замкнутый маленький мир лебедя противопоставляется огромному городу:

И вся мировая столица, Весь город сверкающий наш, Над маленьким парком теснится, Этаж громоздя на этаж.

Лебедь в стихотворении Заболоцкого — это образ вечно живой красоты, которая поэтическим обликом своим вселяет надежду на просветление и возрождение гармоничного мира из суеты и хаоса, пробуждает чувства поэта, его глубокие размышления о смысле земного бытия, о вечном, о непостижимости мира, о любви, которая связывает человека с этим миром, вносит в его душу гармонию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Заболоцкий. Лебедь в зоопарке.doc

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ – 4 класс

развитию творческого и ассоциативного мышления, воображения учащихся, развитию письменной и устной речи;

прививать интерес к литературе и к другим видам искусства, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

III . Актуализация знаний.

IV . Определение темы и осмысление материала. Проблемная ситуация.

- Ребята, сейчас вы увидите фотографии. Внимательно рассмотрите их и расскажите о своих впечатлениях, чувствах, ощущениях, которые возникнут у вас при просмотре этих снимков. Какое у вас настроение? (ответы учащихся)

- Как вы думаете, о ком будет стихотворение Николая Алексеевича, с которым мы будем сегодня знакомиться на уроке? (ответы учащихся)

V . Работа с текстом. Анализ стихотворения.

- Ребята, что вы можете сказать о чувствах, которые вы испытывали во время слушания этого стихотворения? Менялось ли у вас настроение? (в начале – радостное, веселое; в конце – грустное, испытывали жалость)

– Анализируя стихотворение, выясним, что же хотел сказать нам автор и как ему это удалось сделать?

- Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это стихотворение? (3)

- Установите порядок названий частей стихотворения:

1) Описание лебедя. (Белоснежное диво).

2) Город. Зоопарк.

3) Песня птицы о счастье весны.

- Итак, мы проанализировали композицию стихотворения.

Анализ заглавия стихотворения.

- В литературном произведении важно каждое слово автора.

- О чём говорит название?

- Лебедь – свобода и Зоопарк, клетки – однообразие.

- С какой интонацией следует читать первую часть стихотворения? (спокойно, плавно, напевно)

- Как меняется настроение во второй части стихотворения? Как его надо читать? (резко, жестко)

- С какой интонацией нужно читать последнее четверостишье? (с надеждой и верой в лучшее, не смотря ни на что)

VI . Физминутка.

Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
Белые лебеди, лебеди летели.
И на воду сели. Сели, посидели.
Снова полетели.

VII . Словарная работа.

- Давайте обратим внимание на слова, которые встретились вам в тексте. Какие из них требуют пояснения? Возьмите макбуки и найдите значения незнакомых слов.

Грёзы – мечты

Мантия – широкая длинная одежда в виде плаща

Аметисты – драгоценный камень фиолетового или голубого цвета

Изваяние – скульптурное изображение

Громоздить – беспорядочно класть много предметов

Лоно – поверхность

Мерцать – слабо светиться колеблющимся светом

Лира – струнный музыкальный инструмент

VIII . Выразительные средства и рифма.

- Откройте Тетради на печатной основе на стр. 57. В первом четверостишии вам предлагают определить в каких словах слышится восхищение.

(Красавица, дива, дикарка –

Высокая лебедь плывет.)

- Соедините рифмующиеся строки. Какой вид рифмы использует поэт? (перекрестную)

- Как рифмуются строки в такой рифме? (1-3; 2-4)

- Какие ещё виды рифмы вы знаете? (парная, охватывающая)

- Выполните второе задание: отметьте какое настроение передает поэт.

- Какие выразительные средства применяет автор, чтобы создать образ лебеди в нашем воображении? (эпитеты, метафоры, сравнения).

- Найдите их в тексте.

(метафора - слово или выражение, которое употребляется в переносном значении (скрытое сравнение); эпитет - образное (красивое, художественное) определение;

сравнение; олицетворение)

Эпитеты - белоснежное диво; головка шелковиста; высокая лебедь; светлое сияние; белый изгиб

Метафоры - мантия снега белей; дивные два аметиста

Сравнения - как изваянье приподнятой к небу волны

- Запишите эпитеты в 5 задание в тетрадях на стр.58.

IX . Творческое задание.

Синквейн – это пятистишье.

В первой строчке одно слово – имя существительное (ключевое слово).

Во второй строчке два имени прилагательных.

В третьей строчке три глагола.

В четвертой строчке нужно записать фразу несущую определенный смысл, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – вывод (одно, два слова).

X . Итог урока.

- Как заканчивается стихотворение? Как можно понять эту последнюю строфу?

(Перед нами снова образ лебедя. Птица в своем сказочном мире поет о счастье весны. Это гимн жизни.)

- Что по мысли поэта воплощает собой лебедь?

(Лебедь воплощает красоту, свободу, гармонию)

- Люди, поместившие животное в зоопарк, не задумываются, что они запирают красоту в клетку. Всё изменится, она будет свободной – об этом последние строки.

- Каким образом поэту удалось вызвать в нашем сознании образы и подойти к таким выводам? (автор использует выразительные средства)

- В этом и есть мастерство поэта, его умение работать со словом.

- Вывод: не случайно то, что в последней строфе появляется лира и что лебедь поет на лире. Лира - музыкальный инструмент. Он является символом поэзии, так как под звуки лиры древние поэты-певцы исполняли свои стихи. И образ лебедя становится в этом стихотворении олицетворением поэзии и поэта, свободного от житейской суеты и хаоса, устремленного в мир красоты и гармонии.


. Что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н.А. Заболоцкий

  • Грёза — мечта.
  • Аметист — драгоценный камень фиолетового или голубовато-фиолетового цвета.
  • Изваяние — скульптурное изображение, статуя.
  • Лира — древнегреческий струнный инструмент, который считается символом высокой поэзии.

Добрый день, дорогие мои шестиклассники. Сегодня я приглашаю вас в волшебный мир поэзии в гости к Николаю Алексеевичу Заболоцкому, человеку, который очень хорошо знает, что такое добро, дружба, любовь, истина, красота.

Затем читаю стихотворение, дети следят за текстом, который у каждого на столе.

— Красивое стихотворение и немного грустное… Как вам кажется, почему?

(Лебедь одинока.)

— Давайте посмотрим внимательно на лебедь. Какая она? Что о ней пишет поэт?

(Это гордая, красивая, независимая птица и в то же время хрупкое создание.)

— Найдите в тексте слова, подтверждающие сказанное.

(“Высокая лебедь”, “головка её шелковиста”. Ещё автор говорит о лебеди так: “белоснежное диво”, “крылатое диво”.)

Посмотрите, ребята, какие точные, ёмкие слова нашёл поэт. В одном слове целая характеристика! Такое определение, чаще всего прилагательное, которое помогает ярче представить предмет, называется эпитетом. (Записываем в тетрадях и на доске справа: “Эпитет — художественное определение”.)

Её глаза — “дивные два аметиста”. И снова, ребята, обратите внимание на красивые сочетания слов, помогающие поэту нарисовать яркий образ. Такие сочетания называются метафорами. (Записываем в тетрадях и на доске: “Метафора — скрытое сравнение”.)

Крылья птицы напоминают царскую мантию, ведь лебедь — царица. Она как бы приподнята над миром. Не случайно эта высота подчёркивается дважды: эпитетом “высокая лебедь” и сравнением (в тетради, на доске пишем определение):

И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.

— Обратите внимание: и Пушкин, и Заболоцкий употребили в своих произведениях устаревшую поэтическую форму женского рода слова лебедь. Почему, как вы думаете?

(Такая форма подчёркивает женственность, поэтичность образа.)

— А ведь Николай Алексеевич называет свою лебедь ещё и дикаркой. Почему?

(Наверное, она дичится остальных обитателей зоопарка. А может быть, потому, что нам лебедя привычнее видеть в естественном водоёме, а не в. “искусственных водах”, как пишет Заболоцкий. Эпитет “искусственный” здесь употреблён неслучайно. С одной стороны, водоём создан руками человека, поэтому и вода в нём “искусственная”, а с другой, этот эпитет говорит о неживой, бездушной среде.)

— Кстати, ребята, а в какое время суток поэт описывает красавицу и почему?

(В сумерки (падают “лиловые тени берёз” — цветовой эпитет, определение в тетрадях, на доске) белый цвет более выразителен, он излучает сияние, и, кажется, сама лебедь наполнена необыкновенным светом.)

Между прочим, для многих поэтов, писателей свет, внешний светлый образ означает внутреннюю чистоту, ясность помыслов, открытость души.

— А ведь не только белое оперение делает птицу непохожей на других, царственной, но и ещё что-то. Как вы думаете, что?

(Возможно, плавный изгиб шеи, возможно, характер её движения по воде. Она плывёт медленно, плавно, торжественно, едва колебля “лиловые тени берёз”, как и подобает двигаться царице.)

Обратите внимание: первая строфа заканчивается, а вторая начинается глаголом “плывёт”. Это художественное средство называется повтор (запись в тетрадях, на доске).

А теперь вслушаемся в строчки:

Плывёт белоснежное диво.
Колебля на лоне залива
Лиловые тени берёз.
.
И светлое льётся сиянье
Над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.

— Какие согласные встречаются чаще других в этих строфах?

([л], [л’], [н], [н’].)

— Автор использует аллитерацию — повторение согласных звуков (запись в тетрадях, на доске). Как вы думаете, что помогает автору сказать, подчеркнуть эти согласные звуки?

(Сочетания [л], [л’], [н], [н’] передают плавность, красоту, торжественность движения лебеди.)

— А какие звуки появляются в следующей, пятой, строфе, во второй части стихотворения?

Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.

(Звуки [скр], [кр], [тр], [гр] контрастны плавным, мягким, нежным [л], [л’], [н], [н’] .)

— Автор противопоставляет маленький мир лебеди большому городу и обитателям зоопарка. Почему так произошло? Давайте посмотрим, какие ещё птицы, звери живут в этом парке, как их изображает Заболоцкий.

(Попугай — яркая, экзотическая птица, но его “перламутровый хвост” (цветовой эпитет) не привлекает наш взгляд, наоборот, отталкивает. Да и кричит он “истошно” (какое выразительное наречие подобрал поэт!), то есть некрасиво, неприятно. Звери изображены неподвижными, застывшими, они “приделаны к выступам нор”, словно это не живые существа, а чучела животных. Мне кажется, автор нарисовал их так, потому что зверей здесь демонстрируют, а это не может радовать душу человека.)

— Обратите внимание на оленя. Каким мы его видим?

(Не олень, а фигура его смотрит на лебедь сквозь тонкий забор. Но ведь олень — животное тоже гордое, красивое, изящное, а в этом зоопарке он под стать истошно кричащему попугаю.)

— Как поэт изображает город? Что это за город?

— Посмотрите, о чём последняя строфа?

(В конце стихотворения поэт вновь возвращается к прекрасной птице, единственному по-настоящему живому существу в этом мире.)

Обратите внимание: Николай Алексеевич начал произведение с рассказа о лебеди и заканчивает стихотворение, возвращаясь к её образу. Такую композицию произведения мы называем кольцевой (запись в тетрадях, на доске).

— Как вы думаете, о каком счастье весны поёт лебедь на лире?

(Весной просыпается природа, преображается каждое живое существо. С приходом весны хочется измениться не только внешне, но и внутренне, наверное, именно к этому призывает лебедь живущих в зоопарке зверей, людей из большого города. Лебедь зовёт их в свой волшебный, сказочный мир.)

Кстати, лира — символ высокой поэзии. Петь “о счастье весны” — петь о возрождении прекрасного живого мира, о солнце, надеждах, о счастье, о красоте.

— А в какое время года поёт лебедь?

(Лето, весна уже далеко, но мечтать о возрождении, о счастье никогда не рано.)

— Чему учит нас поэт на примере этой гордой, прекрасной птицы? Разве это стихотворение только о животных?

(Поэт учит нас никогда не сдаваться, всегда, в любой ситуации стараться сохранить своё достоинство, не подчиниться безликой толпе, не потерять индивидуальность, а сделать это порой очень нелегко.)

И Н.А. Заболоцкий знает по собственному опыту, как это трудно, ведь восемь страшных лет он провёл в сталинских лагерях по ложному обвинению.

— Неслучайно главный герой этого произведения Н.А. Заболоцкого — лебедь. Почему?

(Лебедь — это символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, поэзии, мужества и совершенства.)

Лебедь в стихотворении Заболоцкого — это образ вечно живой красоты, которая своим поэтическим обликом вселяет надежду на просветление и возрождение гармоничного мира из суеты и хаоса, пробуждает чувства поэта, его глубокие размышления о смысле земного бытия, о вечном, о непостижимости мира, о любви, которая связывает человека с этим миром, вносит в его душу гармонию.

А теперь давайте попробуем так прочитать это стихотворение, чтобы передать восхищение автора прекрасной, с одной стороны — хрупкой, а с другой — сильной лебедью, показать, что ничто не может сломить её гордый дух. (Выразительное чтение произведения учащимися, комментарий учителя.)

Творческое задание — письменный ответ на вопрос (пять-десять предложений), заданный в самом начале урока: “Что есть красота?” Любящим рисовать можно предложить изобразить героев стихотворения Н.А. Заболоцкого. (Ребята пишут и рисуют под тихо звучащую Сонату ре минор Доминико Скарлатти.)

Затем читаем детские работы, обсуждаем рисунки.

Читайте также: