Куприн сочинение егэ литература

Обновлено: 30.06.2024

Любовь в творчестве Куприна — чаще всего не безрассудная, темная страсть, а чувство просветленное, во многих его повестях и рассказах она составляет единственный смысл человеческой жизни.

Тема любви в творчестве Куприна

Творчество А. И. Куприна — одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей прежде всего глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. А. И. Куприн — писатель демократический в самом высоком смысле этого слова. В сфере его интересов — люди, которые часто незаметны и непривлекательны для равнодушного, стороннего взгляда. Автор же относится к ним с особой, только ему присущей, теплотой человечности. На страницах повестей и рассказов А. И. Куприна перед нами проходит целый мир самых разнообразных персонажей — среди них и уличные артисты, и офицеры, и черноморские рыбаки, и писатели, и мелкие чиновники… Глубоко проникая в их внутренний мир, писатель создает их яркие и запоминающиеся портреты. И очень часто характеры его героев раскрываются в той сфере, где вообще ярче всего раскрываются человеческие характеры — в сфере чувств и прежде всего в чувстве любви.

Тема любви в творчестве А. И. Куприна — одна из наиболее значимых для писателя. Предмет его главного художественного интереса — не абстрактные философские идеи, не движение стран и народов, а человек, и именно в сфере человеческих чувств наиболее ярко раскрывает его писатель.

Вариант 1

Олеся, выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но не решителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.

Произведения Куприна, несмотря на сложность ситуаций и часто драматический конец, наполнены оптимизмом и жизнелюбием. Закрываешь книгу, а в душе еще долго остается ощущение чего-то светлого.

Вариант 2

Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна — любовь. Персонажи его творений, “озаренные” настоящим сильным чувством, глубже открываются. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Разобрав немалое число его трудов, можно постигнуть, что у него она неизменно трагична и заранее осуждена на муки.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого.

“Олеся” — художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.

Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа — специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества — в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества — вопросы любви.

Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

Вариант 3

Наверное, нет более загадочного, прекрасного и всепоглощающего чувства, знакомого всем без исключения, чем любовь, ведь с самого рождения человек уже любим своими родителями и сам испытывает, пусть безотчетно, ответные чувства. Однако для каждого любовь имеет свой особенный смысл, в каждом своем проявлении она неодинакова, уникальна. В этих трех произведениях автор изобразил это чувство с позиций различных людей и у каждого из них оно имеет разный характер, при этом суть ее остается неизменной – она не знает границ.

Таким образом, со слов юной гадалки, Иван Тимофеевич предстаёт перед нами как эгоист, человек, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Однако, несмотря ни на что, молодые люди влюбляются друг в друга, полностью отдаваясь этому всепоглощающему чувству. Влюбляясь, Олеся проявляет свои чуткую деликатность, врождённый ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жизни. Более того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоотверженности, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, терпя издевательства деревенских жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус, представляющих собой символ вечной любви и преданности. Образ Олеси для Куприна является идеалом открытого, самоотверженного, глубокого характера. Любовь возвышает её над окружающими, даря ей радость, но в то же время делая ее беззащитной, ведёт к неизбежной гибели. По сравнению с великой любовью Олеси даже чувство Ивана Тимофеевича к ней во многом проигрывает. Его любовь более похожа порой на мимолетное увлечение. Он понимает, что девушка не сможет жить вне природы, окружающей ее здесь, но все же, предлагая ей руку и сердце, подразумевает, что она будет жить с ним в городе. При этом, он не задумывается о возможности отказаться от цивилизации, оставшись жить ради Олеси здесь, в глуши.

Он смиряется с положением, даже не делая попыток изменить что-либо, бросив вызов сложившимся обстоятельствам. Наверное, будь то настоящая любовь, Иван Тимофеевич разыскал бы возлюбленную, сделав для этого все возможное, но, к сожалению, он так и не понял, что упустил.

Лишь после смерти героя та, в которую он был так безнадежно влюблен осознает, “что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё”, жаль, что слишком поздно. Произведение глубоко трагично, автор показывает, как важно вовремя не только понять другого, но и, взглянув в свою душу, быть может найти там ответные чувства. В “Гранатовом браслете” есть слова о том, что “любовь должна быть трагедией”; мне кажется, что автор хотел сказать, что прежде чем человек осознает, духовно дойдет до того уровня, когда любовь – это счастье, наслаждение, он должен пройти через все те трудности и невзгоды, что так или иначе сопряжены с ней.

Любовь в произведениях Куприна искренна, преданна и бескорыстна. Это такая Любовь, которую мечтает однажды обрести каждый. Любовь, во имя и ради которой можно принести в жертву что угодно, даже собственную жизнь. Любовь, которая пройдет сквозь любые преграды и барьеры, разделяющие тех, кто искренне любит, Она одолеет зло, преобразив мир и наполнив его яркими красками, а, самое главное, сделает людей счастливыми.

Вариант 1

Александра Ивановича Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать певцом возвышенной любви. Перелистывая страницы его произведений, читатель окунается в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Вариант 2

Пожалуй, любовь является одной из самых часто затрагиваемых тем в литературе. Вспомним сонеты и пьесы Шекспира, стихи Пушкина, Есенина, Ахматовой… Не обошёл стороной тему любви и Куприн, блестяще раскрыв её сразу в нескольких своих произведениях.

Однако любовь Ивана Тимофеевича скорее мимолётная, чем вечная и преданная, как у Желткова. Если Желтков ради любви к Вере был готов на всё, то Иван Тимофеевич и не задумывался о том, чтобы посвятить Олесе всю свою жизнь, отдать ей всего себя. Любовь Олеси гораздо превосходит чувства Ивана Тимофеевича. Девушка видит в нём свой идеал, спутника жизни. Именно эта разница в чувствах друг к другу не даёт героям быть вместе.

Любовь в произведениях Куприна раскрывается читателю с разных сторон: она может быть преданной, трагичной, чистой или мимолётной. Несмотря на различия в историях писателя, они все объединены единой мыслью о том, что любовь не знает границ.

(1)Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошёл в свой кабинет. (2)Жена молча пошла следом за мужем. (3)В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. (4)Потом он выпустил из рук портфель, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами.

(5)Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба. (6)Он сегодня представлял профессору практическую работу — инструментальную съёмку местности.

(7)До сих пор все экзамены шли благополучно, и только одному Богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили. (8)Само поступление в Академию казалось сначала невозможным. (9)Два года подряд Алмазов проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. (10)Не будь жены, он, возможно, махнул бы на всё рукой. (11)Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость. (12)Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти весёлым лицом. (13)Она отказывала себе во всём необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешёвый, но всё-таки необходимый для занятого человека комфорт. (14)Она бывала его переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.

(15)Прошло минут пять тяжёлого молчания. (16)Наконец заговорила Вера:

— Коля, ну как же твоя работа? (17)Плохо?

(18)Он передёрнул плечами и не отвечал.

— (19)Забраковали твой план? (20)Скажи, всё равно ведь вместе обсудим.

(21)Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздражённо:

— Да, забраковали! (22)И это из-за какого-то поганого пятна.

— (23)Какое пятно, Коля? (24)Я ничего не понимаю.

— (41)Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?

— (42)Какие ты детские вопросы задаёшь, Вера! (43)Да потому, что он вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню. (44)Педант, какие только есть на свете, да еще немец вдобавок.

(45) Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

(46) Муж и жена долго сидели в тяжёлом раздумье, не произнося ни слова. (47)Вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.

— (48)Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! (49)Одевайся скорей.

(50)Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.

— (51)Ах, не говори, Вера, глупостей. (52)Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться?

— (53)Никто тебя не заставляет ехать с извинением. (54)А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.

(55)Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. (56)Садовник был недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой, и тогда Верочка рассказала ему подробно всю историю с злополучным пятном. (57)Садовник слушал сначала недоверчиво, но, когда Вера дошла до того, как у неё возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее.

— (58)Какие изволите посадить кусты? — только спросил он.

(59) Остановились на кустах сирени.

(60) На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. (61)Она ещё издали, по одной походке узнала, что история с кустами закончилась благополучно. (62)Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством.

(72)Но Вере было мало того, что он рассказал. (73)Она интересовалась самыми мельчайшими деталями: какое было выражение лица у профессора, каким тоном он говорил про свою старость, что чувствовал при этом сам Коля…

(74)И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. (75)Прохожие с недоумением останавливались, чтобы ещё раз взглянуть на эту странную парочку.

(76)Николай Евграфович никогда с таким аппетитом не обедал, как в этот день. (77)После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю, — муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.

— (78)Ты — чему? — спросила Вера.

— (79)Да так, глупости. (80)Вспомнилась вся эта история с сиренью. (81)А ты?

— (82)Я тоже про сирень. (83)Она теперь будет навсегда моим любимым цветком…

*Александр Иванович Куприн (1870-1938) — русский писатель, переводчик.

Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Проблема понимания сущности любви. (Какой должна быть настоящая любовь?)1. Настоящая любовь жертвенна, но это должна быть добровольная жертва. Любящий человек старается сделать жизнь своего избранника счастливой, даже ценой отказа в удовлетворении собственных потребностей. Любовь требует постоянной самоотдачи.
2. Проблема ценности поддержки друг друга в браке. (Почему в браке важно поддерживать друг друга?)2. Супружеская поддержка придает человеку сил справляться с трудностями.
3. Проблема достижения счастья в браке. (Когда люди могут быть счастливы в браке?)3. Достижение счастья в браке возможно при стремлении сделать жизнь любимого супруга лучше.
4. Проблема формирования отношения к другому человеку. (На основании чего формируется наше отношение к другому человеку?)4. Часто на формирование нашего отношения к другому человеку оказывает влияние наше настроение. В дурном расположении духа люди кажутся нам недостаточно добрыми и славными. Отношение к человеку может измениться при перемене настроения в лучшую сторону.
5. Проблема понимания женской мудрости. (В чем заключается женская мудрость?)5. Женская мудрость заключается в умении стать для избранника настоящим помощником и другом, который поддержит в любой ситуации и словом и делом, проявит изобретательность в решении сложной жизненной проблемы.
6. Проблема определения причин, заставляющих человека совершить обман. (Что заставляет человека пойти на обман?)6. Совершить обман героиню заставляет желание помочь супругу, поддержать его в трудную минуту, а героя – желание достичь поставленной цели и отплатить профессору за его педантизм.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №2: Проблема ценности поддержки друг друга в браке

Каков секрет счастливой семейной жизни? Этот вопрос волнует многих, ведь ежегодно в мире заключается огромное количество браков, но по-настоящему счастливы в них далеко не все. Александр Иванович Куприн в своем тексте поднимает проблему ценности поддержки друг друга в браке.

Вера Алмазова проявила изобретательность в очередной непростой жизненной ситуации Николая: она предложила посадить кусты на том месте, где они располагались в работе мужа. И это сработало. У Николая Евграфовича поднялось настроение, он был поистине счастлив, что его проблема решилась. И все это благодаря жене, которая подсказала, как поступить в данной ситуации.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают читателю понять, насколько важна поддержка в брачной жизни.

Нельзя не согласиться с автором. В браке людям необходимо делиться со своими неудачами, проблемами, а не пытаться решить их в одиночку. Нужно доверять друг другу, совместно находить выход из сложившихся сложных ситуаций, не бояться просить помощи и поддержки. Тогда супружество будет гармоничным, а люди в нем – счастливыми.

Таким образом, одной из составляющих успешного брака является поддержка друг друга в трудные жизненные моменты, умение приободрить, подсказать, подобрать нужные слова, когда это необходимо.

Екатерина Рожкова

Анастасия Донцова

Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее.

Мария Малышева

я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее.

Дарья Иванова

Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее.

Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошёл в свой кабинет. Жена молча пошла следом за мужем. В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол.

(1)Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошёл в свой кабинет. (2)Жена молча пошла следом за мужем. (3)В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. (4)Потом он выпустил из рук портфель, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами.

(5)Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба. (6)Он сегодня представлял профессору практическую работу — инструментальную съёмку местности.

(7)До сих пор все экзамены шли благополучно, и только одному Богу да жене «Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили. (8)Само поступление в Академию казалось сначала невозможным. (9)Два года подряд Алмазов проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. (10)Не будь жены, он, возможно, махнул бы на всё рукой. (11)Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость. (12)Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти весёлым лицом. (13)Она отказывала себе во всём необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешёвый, но всё-таки необходимый для занятого человека комфорт. (14)Она бывала его переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.

(15)Прошло минут пять тяжёлого молчания. (16)Наконец заговорила Вера:

— Коля, ну как же твоя работа? (17)Плохо?

(18)Он передёрнул плечами и не отвечал.

- (19)Забраковали твой план? (20)Скажи, всё равно ведь вместе обсудим.

(21)Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздражённо:

— Да, забраковали! (22)И это из-за какого-то поганого пятна.

— (23)Какое пятно, Коля? (24)Я ничего не понимаю.

— (25)Ах, ну обыкновенное пятно, зелёной краской. (26)Ты ведь знаешь, я вчера засиделся, устал, руки начали дрожать — и посадил на чертёж пятно. (27)Да ещё густое такое. жирное. (28)Стал подчищать и ещё больше размазал. (29)Думал я, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить.

— (41)Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?

- (42)Какие ты детские вопросы задаёшь, Вера! (43)Да двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню.
есть на свете, да ещё немец вдобавок.
потому, что он вот уже (44)Педант, какие только
(45) Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

(46) Муж и жена долго сидели в тяжёлом раздумье, не произнося ни слова.
(47)Вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.

— (48)Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! (49)Одевайся скорей.

(50)Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.

(51)Ах, не говори, Вера, глупостей. (52)Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться?

— (53)Никто тебя не заставляет ехать с извинением. (54)А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.

(55)Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. (56)Садовник был недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой, и тогда Верочка рассказала ему подробно всю историю с злополучным пятном. (57)Садовник слушал сначала недоверчиво, но, когда Вера дошла до того, как у неё возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее.

(58)Какие изволите посадить кусты? — только спросил он.

(59) Остановились на кустах сирени.

(60) На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. (61)Она ещё издали, по одной походке узнала, что история с кустами закончилась благополучно. (62)Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством.

(72)Но Вере было мало того, что он рассказал. (73)Она интересовалась самыми мельчайшими деталями: какое было выражение лица у профессора, каким тоном он говорил про свою старость, что чувствовал при этом сам Коля.

(74)И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. (75)Прохожие с недоумением останавливались, чтобы ещё раз взглянуть на эту странную парочку.

(76)Николай Евграфович никогда с таким аппетитом не обедал, как в этот день. (77)После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю, — муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.

— (78)Ты — чему? — спросила Вера.

— (79)Да так, глупости. (80)Вспомнилась вся эта история с сиренью. (81)А ты?

— (82)Я тоже про сирень. (83)Она теперь будет навсегда моим любимым цветком.

(По А. И. Куприну)

Что значит любить друг друга по-настоящему? Любые отношения невозможны без взаимопонимания и поддержки. Уметь ставить себя на место другого – ключ к счастью. В тексте А.И. Куприна поднимается проблема понимания сущности любви.

Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга, помогая читателю понять сущность настоящей любви. Приведённые автором примеры доказывают, что умение любить – это великий дар, которым обладает далеко не каждый. Так, любовь Верочки Алмазовой – это самопожертвование, потому что она готова на всё ради своего мужа.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: любящий человек старается сделать жизнь своего избранника счастливой даже ценой отказа в удовлетворении собственных потребностей. Любовь требует постоянной самоотдачи.

В заключение хочется отметить, что истинная любовь идёт рука об руку с взаимопониманием. Нужно научиться слышать другого человека и быть рядом не только в минуты радости, но и в трудное время.

5 сочинений на тему Любовь в произведениях Куприна

Желтков был простым, скромным человеком, но в его сердце заключался огромный талант любить, который, к сожалению, был недоступен героине повести, Вере Николаевне. Только после смерти Георгия Вера смогла оценить по-настоящему силу его чувства и осознать, что большая любовь, о которой мечтает каждый, прошла мимо неё. Ей на память остался лишь гранатовый браслет и память о преданном поклоннике.

Пример сочинения 2

Творчество А. И. Куприна - одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей прежде всего глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. А. И. Куприн - писатель демократический в самом высоком смысле этого слова. В сфере его интересов - люди, которые часто незаметны и непривлекательны для равнодушного, стороннего взгляда. Автор же относится к ним с особой, только ему присущей, теплотой человечности. На страницах повестей и рассказов А. И. Куприна перед нами проходит целый мир самых разнообразных персонажей - среди них и уличные артисты, и офицеры, и черноморские рыбаки, и писатели, и мелкие чиновники. Глубоко проникая в их внутренний мир, писатель создает их яркие и запоминающиеся портреты. И очень часто характеры его героев раскрываются в той сфере, где вообще ярче всего раскрываются человеческие характеры — в сфере чувств и прежде всего в чувстве любви.

Тема любви в творчестве А. И. Куприна — одна из наиболее значимых для писателя. Предмет его главного художественного интереса — не абстрактные философские идеи, не движение стран и народов, а человек, и именно в сфере человеческих чувств наиболее ярко раскрывает его писатель.

Пример сочинения 3

20 век подарил нам А. И. Куприна – писателя, в творчестве которого тема любви занимала одно из самых важнейших мест. Я особо восхищаюсь этим человеком – открытым, мужественным, прямодушным, благородным. Большинство рассказов Куприна – гимн чистой, идеальной, возвышенной любви, о которой он писал на протяжении всей своей жизни.

Писатель остро чувствовал потребность в “героических сюжетах” , в самоотверженных, самокритичных героях. В результате под пером Александра Ивановича
родились замечательнейшие произведения: “Гранатовый браслет” , “Олеся” , “Суламифь” и многие другие.
Рассказ “Олеся” был написан в 1898 году и вошел в цикл полесских произведений. Помимо темы любви А. И Куприн затрагивает в рассказе не менее важную тему взаимодействия цивилизованного и природного миров. С самых первых страниц произведения мы попадаем в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья.Именно сюда судьба забросила Ивана Тимофеевича – грамотного, интеллигентного человека. Из его уст мы узнаем о диких нравах перебродских крестьян. Эти люди безграмотны, неотесаны, необщительны.

По всему видно, что они еще не полностью избавились от привычек польского крепостничества. Иван Тимофеевич страшно скучает в этом месте, где нескем поговорить, где совершенно нечем заняться. Вот почему так сильно взволновал его рассказ Ярмолы о старой ведьме.

Молодой человек жаждет приключений, он хочет хотя бы на некоторое время отвлечься от повседневной рутины деревенской жизни.
Во время очередной охоты Иван Тимофеевич неожиданно натыкается на старую избушку, где и происходит его первая встреча с Олесей – внучкой местной колдуньи Мануйлихи. Олеся завораживает своей красотой. Не красотой светской дамы, а красотой дикой лани, живущей на лоне природы.

Но не только внешность этой девушки привлекает Ивана Тимофеевича. Молодой человек восхищен самоуверенностью, гордостью, дерзостью, с которой держит себя Олеся. Именно поэтому он решается на повторный визит к Мануйлихе. Сама Олеся тоже заинтересована нежданным гостем.

Выросшая в лесу, она мало общалась с людьми, привыкла относиться к ним с большой осторожностью. Но Иван Тимофеевич подкупает девушку своей непринужденностью, добротой, интеллигентностью. Олеся очень рада, когда молодой гость приходит навестить ее снова.

Именно она, гадая по руке, характеризует нам главного героя как человека “хотя и доброго, но только слабого” ,признается, что доброта его ” не сердечная”. Сердце у него “холодное, ленивое” , и тем, кто “будут его любить” , принесет он, хотя и невольно, “много зла”.Таким образом, со слов юной гадалки, молодой человек предстает перед нами как эгоист, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Но несмотря ни на что, Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг в друга и полностью отдаются этому чувству.
Любовь Олеси делает явной ее чуткую деликатность, особенный врожденные ум, наблюдательность и такт, ее инстинктивные знания тайн жизни. Кроме того, ее любовь открывает огромную силу страсти и самоотвержения, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова отказаться от своего чувства, стерпеть страдания и муки ради своего любимого и единственного. На фоне всех людей, окружающих главную героиню, ее фигура выглядит возвышенно и делает
блеклыми окружающих. Образы полесских крестьян становятся тусклыми, духовно порабощенными, злобными, безрассудно жестокими. В них нет ни широты ума, ни щедрости сердца. А Олеся готова на все ради своей любви : пойти в церковь, вытерпеть издевки местных жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешевых красных бус, как символ вечной любви и преданности.

Для Куприна образ Олеси является идеалом возвышенной, исключительной личности. Эта девушка – открытая, самоотверженная, глубокая натура, смысл ее жизни составляет любовь. Она поднимает ее над уровнем обычных людей, она дарит ей счастье, но она же делает Олесю беззащитной и ведет к гибели.
Проигрывает от соседства с Олесей и фигура Ивана Тимофеевича. Его любовь обыкновенна, порой даже похожа на увлечение. Молодой человек в глубине души понимает, что его возлюбленная никогда не сможет жить вне природы. Он не представляет Олесю в светском платье и все же предлагает ей свою руку и сердце, подразумевая, что она будет жить с ним в
городе. Иван Тимофеевич даже не допускает мысли о том, чтобы ради своей любви отказаться от положения в обществе и остаться жить вместе с Олесей в лесу. Он полностью смиряется с тем, что произошло и не собирается бороться за свою любовь, бросать вызов сложившейся ситуации.

Я считаю, что если бы Иван Тимофеевич по-настоящему любил Олесю, то он обязательно бы разыскал ее, попытался бы изменить свою жизнь, но он, к сожалению, так и не понял, какая любовь прошла мимо него.

Тема взаимной и счастливой любви затрагивается А. И. Куприным и в рассказе “Суламифь” . Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника крепка как смерть, а сами любящие выше царей и цариц.

Но писатель убивает девушку, оставляя Соломона одного, потому что, по мнению Куприна, любовь-это миг, который освещает духовную ценность человеческой личности, пробуждает в ней все самое лучшее.

В одном из известнейших произведений писателя “Гранатовый браслет” звучит тема безответной любви как великого дара, который преображает человеческую душу. Княгиня Вера Шеина была строгой, независимой, любезной и “царственно
спокойной ” женщиной, любившей своего мужа. Но идиллия в доме была разрушена после появления подарка с письмом от “Г. С. Ж” . Вместе с посланием в дом князей Шеиных вошла бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды любовь: любовь-тайна, любовь – трагедия.

Весь смысл жизни Желткова – отправителя послания, был в том, чтобы любить Веру Николаевну, не требуя за это ничего взамен, восхвалять свою возлюбленную от чистого сердца, произнося слова : “Да святится имя твое “. Неясная тревога княгини Веры после получения подарка от Желткова переросла в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного при послед ней последней встрече с уже мертвым обожателем : “В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее” . И Вера Николаевна плакала, слушая Вторую сонату Бетховена, зная, что любила. Любила всего лишь одно мгновение, но навеки.
В своих рассказах А. И. Куприн показал нам искреннюю, преданную, бескорыстную любовь. Любовь, о которой мечтает каждый человек. Любовь, во имя которой можно пожертвовать чем угодно, даже жизнью.

Любовь, которая переживет тысячелетия, одолеет зло, сделает мир прекрасным, а людей добрыми и счастливыми.

Пример сочинения 4
Любовь в повести "Олеся"

Произведения Куприна, несмотря на сложность ситуаций и часто драматический конец, наполнены оптимизмом и жизнелюбием. Закрываешь книгу, а в душе еще долго остается ощущение чего-то светлого.

Пример сочинения 5
Любовь в повести Куприна "Олеся"

Тема любви - одна из самых популярных среди писателей и поэтов. О любви написано множество рассказов, романов, стихов, поставлено огромное количество пьес. Особенно мне понравилось произведение А.И. Куприна под названием "Олеся".

Любовь - такое чувство, которому подвластен любой человек, независимо от того, барин он или крестьянин, богат он или беден, стар он или молод. Любовь может возникнуть сразу или с течением времени. Она заставляет страдать людей друг без друга, делает их несчастными вдали друг от друга.

В произведении "Олеся" Куприн показывает, насколько крепка может быть любовь. В повести говорится о том, как барин Иван Тимофеевич влюбляется в девушку: дочь колдуньи, ведьмы. Их чувства взаимны. Казалось бы, барин и девушка, которая гораздо ниже его по социальному статусу, не имеет образования, живет в лесу, вдали от людей. Как мог знатный, умный, образованный человек полюбить Олесю?

Но любовь не выбирает, она очень сближает людей, независимо от положения в обществе, изменяет их в лучшую сторону. Когда влюбленные вместе,то счастью нет предела, они стараются сделать что-то приятное друг для друга, но при расставании наступает ощущение тоски, скуки. В тексте автор особое внимание уделяет именно описанию того, как проходили встречи Ивана Тимофеевича и Олеси, как им было хорошо вместе. Они встречались в лесу, вдали от других людей.

Трофимову нравилось в Олесе то, что она отличалась от других девушек,была не такая, как другие. С ней было о чем поспорить,порассуждать, хотя она не имела образования, даже не умела читать. А ей нравилось в Иване Тимофеевиче то, что он был очень начитан, умен. Так и зарождается любовь. Даже недостатки влюбленные начинают принимать за достоинства. К тому же, пропадают страхи. По истечении месяца любовь их только укрепилась. Как Паныч так и Олеся не могли находиться долгое время друг без друга.

Девушка знала, что их счастье не продлится долго и закончится позором для нее, но чувства были сильнее. Не остановила Олесю и боязнь людей, и наложенное, по ее мнению, на их род проклятие. Девушка, таким образом, хотела сделать что-нибудь приятное любимому человеку, осчастливить его. Как это часто бывает, судьба разлучает по-настоящему любящих людей,так и произошло в повести "Олеся". Поход в церковь для девушки закончился неудачно. Люди избили ее, а она в свою очередь "напророчила" им беду со зла. Поэтому любые беды,случившиеся в деревни,связывали бы с этим пророчеством и не дали бы жить спокойно Олесе и ее бабушке. Потому им нужно было уезжать. Также подходила к концу командировка Ивана Тимофеевича. Возможно, они когда-нибудь еще встретятся и будут счастливы. В память о их любви, Олеся оставила Трофимову прекрасные красные бусы-символ вечной любви.

Любовь - это самое сильное чувство. Благодаря существованию любви человек изменяется в лучшую сторону, у него пропадают прежние страхи, он способен совершить подвиг. На любви держится мир, любовь делает всех нас лучше.

Читайте также: